Они бреют бороду молящий о пощаде. Противоречит ли Божьей воле бритье мужского лица? В современном мире противоположное выражение траура

«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды – прим. автора) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему».

Постановления святых апостол, книга 1, стр. 6-7.

В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей ». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду . А почему, собственно говоря, это должно быть так?

Ну, вообще-то мы не должны бы и задаваться таким вопросом! Если Господь дал нам таковую заповедь, то мы ее должны принять просто, как волю Божию, как поручение нам от лица нашего Господа, Творца всего видимого и невидимого мира. И если мы примем сию заповедь именно с таким настроением, то у нас и сомнений никаких не будет в необходимости ее исполнения – раз этого хочет от нас Господь, значит, так и должно быть. Но сегодня мы позволим себе все-таки поразмышлять над важностью и смыслом этой заповеди.

Сотворение первых людей, Адама и Евы, как мы знаем, Господь совершил «по образу и по подобию Своему». Этим подразумевается, что тот естественный облик, который человек получил из рук своего Создателя, является образом Божиим, отражением Господа в каждом из нас. И поэтому мы, сознавая себя творением Божиим, должны с благодарением принять и тот облик, который мы, каждый, получили от Бога.

Но, может быть, кто-то скажет: «А при чем тут я? Ведь из рук Божиих свой облик получил Адам! А я-то родился таким от своей матери?». Тем не менее – разве каждый из нас сам является архитектором своему телу? Разве каждый сам конструирует свою плоть и свой облик? Нет! Каждый рождается на свет Божий от своих родителей, и это происходит неизреченным образом, по Божию повелению, изреченному Им еще прародителям нашим, Адаму и Евве. И так, от Адама и до нас с вами, а так же и до тех, кто будет жить на Земле после нас, в рождении каждого нового человека снова и снова исполняется это таинственное благословение Божие. Никто из нас не сам привел себя в земную жизнь, и поэтому уже считается, что тот внешний облик, который мы унаследовали, мы должны беречь как печать творения Божьего. Отсюда-то и следует требование Закона – не вторгаться никаким противоестественным образом в тот внешний образ, который мы изначально получили от Господа и который является для нас родным и естественным. Именно поэтому считаются противоестественными и греховными, а потому – недопустимыми, всякого рода действия по искажению человеческого облика, в том числе и весьма распространившийся в последнее время грех бритья бороды и усов у мужчин.

Однако надо отметить, что по этой же причине считается греховным не только брадобритие, но и еще целый ряд подобных посягательств на образ Божий: в частности, и распространившийся в последние два десятилетия среди «крутых парней» обычай брить голову практически наголо, что тоже противоестественно и не Богоугодно. А еще больше всяких вольностей мы сегодня видим у женщин. Это и косметика, и стрижка/окраска/завивка волос, и всякие ухищрения в области маникюра; сюда можно отнести и пластическую хирургию, и многое, многое другое, изобретенное диаволом вовсе не для спасения наших душ. И все подобное представляет собой целенаправленное извращение образа Божия, который дан каждому из нас, и сознательное противление воле Божией, нежелание принять из рук Божиих тот облик, который Сам Господь вручил каждому из нас. Но сегодня мы будем говорить, прежде всего, именно о бороде .

Иллюстрация XVIII в. Бритье бороды. В дораскольной русской Церкви брадобритие считалось хулой на Бога.

Надо сказать, что в прошлые времена, даже еще совсем недавно – лет 100 тому назад, ношение бороды для мужчин было вполне естественным делом. Еще даже и в начале прошлого века увидеть человека бритого, а особенно – где-нибудь в глубинке, среди простых христиан, было большой редкостью. А если такой человек мог кому-то встретиться, то сразу было понятно, что это или иностранец, или иноверец, или какой-то иной отщепенец, одним словом – кто угодно, только не настоящий, истинно верующий человек. Но в прошедшем XX-м веке, как мы знаем, в нашей стране произошли страшные события; эти события сломали устоявшуюся жизнь, перевернули сознание людей, извратили обычаи, многое поставили с ног на голову. И вот сегодня наша общая беда в том, что мы часто уже даже и не понимаем, что к чему и зачем. Поэтому, я уверен, что и этот простой вопрос сегодня у многих – как у мужчин, так и у женщин – вызывает некоторое недоумение:

«Ну в Бога-то мы, конечно, веруем… А борода здесь причем?»

Весь закон Божий согласно свидетельствует о том, что мало только «веровать», то есть веровать на словах. Вера в Господа – если она действительная, настоящая – наша вера должна подтверждаться не словесными заверениями, не показным биением себя в грудь «Я – христианин!», а конкретными делами: соблюдением заповедей Божиих. А если наша жизнь, наши поступки противоречат заповедям Господним, то и называть себя христианами преждевременно, ибо, по слову апостола Иоанна Богослова, «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоанна 2-4).

Можно привести много поучительных примеров строгого соблюдения Господних установлений по части бороды. В 1341 году в Вильне за отказ исполнить волю Литовского князя Ольгерда (он требовал сбрить бороду ) пострадали до смерти мученики Антоний, Иоанн и Евстафий ; их телеса почивают нетленными (память им и служба 14 апреля). За отказ благословить княжеского сына – брадобрийца был скинут с корабля в Волгу и протопоп Аввакум (см. его «Житие…»). Много есть и других примеров, когда вплоть до пролития крови готовы были страдать истинные христиане – ради ношения бороды , ради того, чтобы исполнить эту важную заповедь Божию.
Но сегодня все стало гораздо проще: никто ни к чему нас не принуждает, никто ничем не угрожает – живи, как тебе заблагорассудится. Теперь всем стало вовсе не трудно соблюдать заповеди Божии, теперь каждый может начать устраивать свое житие по Закону Христову! Вот когда должно бы процвести христианское благочестие! Ан – нет… Наоборот: именно в нынешнее время усердие к соблюдению заповедей уменьшилось – как никогда! Так что же, неужели нам не на пользу нынешняя свобода, современное общественное благополучие? Или мы уж настолько ослабли своей верой, что опасаемся даже не то что каких-то угроз, а зачастую – даже самого простого вопроса, вроде ужасного: «Слушай-ка, ты это что – бороду стал отращивать , что ли? ».
Вопрос этот приведен здесь вовсе не для красного словца. Такой, или подобные этому вопросы приходилось слышать, наверное, каждому мужчине, кто когда-то решался отпустить бороду . Ну, так и что? В чем проблема-то? Разве трудно на такой вопрос ответить – «Да, вот решил отрастить » – и все вопрошатели быстро теряют интерес к данной теме! Но беда многих нынешних мужчин в том, что даже такой мелкий, мимолетно заданный вопрос вдруг может вызвать у них серьезный испуг… И бывает, что какой-нибудь взрослый мужчина, глава семейства, отец своих детей – вдруг начинает трепетать, как осиновый лист, от подобных вопросов! Хотя – если все-таки вдуматься – чего же мы боимся? Кто нам сегодня может помешать исполнить заповедь Божию, если мы этого захотим? Какие страхи, какие притеснения не дают нам этого делать? Только лишь одно – наше маловерие! Если мы сомневаемся – значит, не так страшен нам Господь Бог, и не столь дороги нам Его спасительные заповеди, а гораздо страшнее кажется нам косой взгляд соседа или ехидный вопрос сослуживца по работе – это нас страшит гораздо больше. А то, что нами растоптана, попрана Божия заповедь – это нам, выходит, вовсе и не страшно? Да-а-а… Но если задуматься – в сущности, почему мы должны бояться мнений других людей? Да пусть они думают, что хотят! Нам-то бы за свою совесть перед Богом ответить!

Да и вообще – когда нам хочется оглянуться на других, нам всегда следует задуматься: что мы хотим увидеть, чему научиться от окружающих нас людей? Ладно, если добру, правде да благой вере! Но мало вокруг нас правды, и добра – не так много, а уж примеров благой Христовой веры – этого меньше всего. А тогда – зачем мы оглядываемся по сторонам? Боимся, что будем выглядеть как-то «невыгодно» в глазах наших знакомых, соседей, сослуживцев? Опасаемся вопросов, которые могут нам задать? Страшимся показаться «белыми воронами» среди окружающих? Но ведь мы с вами знаем, что весь окружающий мир, почти все люди, кто нас сегодня окружает, все человечество, не пришедшее к спасительной церковной ограде – весь этот мир в одночасье погибнет, и этот час приближается. Спасутся лишь избранные, немногочисленные люди, и дай, Господи, чтобы мы с вами оказались в их числе.Вот поэтому мы не должны недуговать своею зависимостью от окружающего мира. Именно к этому и призывает нас Господь, об этом же говорят нам Его апостолы:

«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (по земной жизни), зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 послание Петра 1:17-19).

И вот теперь, когда мы искуплены от окружающего мира, погрязшего в суете и грехах, столь дорогою ценою – неужели мы будем оглядываться на этот же, окружающий нас, падший мир, ища там понимания и поддержки? И зачем это нам? Наоборот – братие, давайте прекратим это наше озирание по сторонам, ибо Сам Господь искупил нас, и даровал нам свободу от всякого греха, от любой недоброй зависимости. А потому оглядываться на окружающий нас безбожный мир, брать примеры с различных греховных обычаев, которые вокруг нас прописались – это пагубное дело, противное христианской совести. Это не только не поможет делу нашего спасения, но может завести еще глубже в пучину греховного жития и лишит Царства Божия. Нет, братие, не польза нам от того, что мы оглядываемся на окружающих безбожников! Но если уж с кем и сравнивать себя, то с теми людьми, которые сегодня живут по вере Христовой или которые жили в прошедшие времена.

Сегодня многие из женщин, слушая меня, возможно, недоумевают: «Понятно, брадобритие – грех, но при чем тут мы? Ведь это – чисто мужская проблема, – вот с мужиками об этом и говорите!» Однако, дорогие сестры, это не совсем так: вообще, сегодня нет «чисто мужских» или «чисто женских» грехов, и каждый должен задумываться о своем участии в том или ином вопросе, могущем иметь какое-то отношение к человеческим грехам. Господь на Страшном Суде будет спрашивать не только за совершенные дела, но и за намерения, за данные кому-то советы или даже за высказанные оценки. И мы должны уже сегодня обо всем этом внимательно думать и трезво размышлять.

Вот, например, некий муж захотел исполнить заповедь Божию и решил отпустить бороду , но боится прямо сказать об этом своей жене, и прикидывает про себя: «Не побреюсь-ка я пару-тройку дней – посмотрю, как жена к этому отнесется? Если ей понравится – отпущу бороду , если не понравится – сбрею. Интересно, что она мне скажет? Может, вообще не заметит? ». И вот на второй день этого «эксперимента» жена этак невзначай произносит: «Слушай, не пойму – у тебя что, бритва, что ль, сломалась? » Встретившись с этаким проявлением заботы, редкий мужчина найдется что ответить. И вот он уже со вздохами сбривает следы своего неудавшегося эксперимента – вопрос решен. Но кто же в таком случае в большей степени будет виноват в грехе совершившегося брадобрития? А вы говорите – «мужской грех»!

Вот поэтому и вы, дорогие сестры, проявите ту христианскую сознательность, которая поможет и вашим мужьям, и вашим детям, и другим близким отряхнуть с себя сию человеческую слабость, и хотя во внешнем образе своем приблизиться к Богу! Добро нам даже и на этом, малом примере поучиться следовать заповедям Божиим. И только так, поддерживая друг друга и помогая друг другу в делах нашего спасения, мы сможем прийти к Богу и наследовать Его Небесное Царствие.

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александра Ланц, 19.02.2010


Дмитрий спрашивает: "Пожалуйста, проясните мне суть сказанного Господом Богом в "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей". Получается нельзя очень коротко стричься? Как понимать данные указания Господа нашего?"

Мир вам, Дмитрий!

Всевышний никогда не учил Своих детей тому, должны они носить бороду или не должны. В Библии нет ни одного стиха, утверждающего, что Бог выступает "за" или "против" бороды. Всевышний так же никогда не устанавливал для людей правил стрижки волос. (А то, что мы видим в обряде назорейства имеет в себе на закон о стрижке/не стрижке волос, а символическое указание на то, как происходит служение Богу Вседержителю).

Ветхозаветное отношение к бороде и длинне волос - это человеческое отношение . В те времена почти повсеместно считалось, что мужчина должен носить длинную бороду. Причины такой "моды" нам неизвестны, но точно известно, что Бог не имел никаких претензий ни к бритым подбородкам, ни к небритым. Это с точки зрения людей считалось позором, если мужчине насильно остригли бороду. Бог же нигде не повелевает мужчине растить её.

"И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь" ().

Вчитайтесь в этот отрывок, и вы увидите, что это было исключительно решением Давида, потому что в его времена то, что произошло, считалось позором. А Бог не имеет никакого отношения к этому решению.

Люди , а не Бог, считали бороду признаком достоинства мужчины, поэтому Бог, не противясь этому их желанию, на примере "бород" объяснял им Свою волю, Своё отношение к происходящему. Другими словами, зная, чем является борода в человеческойтрадиции, Спаситель иногда использовал её в качестве символа , длятого, чтобы объяснить Свои действия. Смотрите, например:

"В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царемАссирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду".

Речьидёт совсем не о том, плохо это или хорошо иметь бороду, а о том, что еслив представлении людей борода и волосы на голове и ногах мужчины - этопризнак его силы и пр, то через использование этого человеческого"мнения" Бог образно показывает, что полностью уничтожит силу людей.

Теперь присмотримся к заинтересовавшему вас отрывку:

"Не ешьте с кровью;
не ворожите и не гадайте.
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь" ().

Вы видите, что здесь идёт перечисление того, что раньше евреи делали, а теперь им делать нельзя?

Раньше они ели с кровью, как и все остальные.
Раньше они ворожили и гадали, как и все остальные.
Раньше они стригли голову кругом, т.е. подрезали волосы на висках... Из истории языческих культов мы знаем, что так стригли голову многие языческие жрецы , об этом даже есть упоминание в и , . Бог называет язычников людьми "стригущими волосы на висках".

Значит ли это, что Он имеет что-то против самой стрижки ? Нет. Но Бог хочет, чтобы Его народ, в сознании которого этот вид стрижки ассоциировался с языческими обрядами и вызывал определённую "реакцию" памяти, перестал бы совершать это действие, чтобы не подвергаться искушению зацепиться умом за знак язычества и, как следствие, впасть в идолопоклонство и пр.

То же самое и с бородами. Перечитайте отрывок и скажите: Бог говорит здесь о том, что надо растить бороду? или Он говорит о том, что если у тебя есть борода, то не порти её края так, как это делают языческие народы. Ведь это следует из контекста, не так ли?

Иными словами, Спаситель говорит, что Его дети должны перестать делать то, что они научились делать, живя среди язычества: есть кровь, ворожить, выстригать виски, портить бороды, делать нарезы на теле...

Можете ли вы сейчас стричь виски? Ответ зависит от вашего отношения к тому, что вы под этим подразумеваете: языческий способ служения Богу или обычную удобную причёску? Если первое - то нельзя, если второе - то можно. Понимаете, почему нельзя? Потому что такое действие обязательно повлечёт вас к другим языческим "интересам" плоти и отвратит от Бога.

Если вы отрастили бороду, а потом решили особым языческим образом подрезать её края, то вы стоите на пути греха, потому что пытаетесь совершить некое магическое ритуальное действие, о котором Бог вас не просил. Но если вы просто тщательно подравниваете края своей красивой бороды, не вкладывая в это никакого ритуального смысла, то вы просто заботитесь о своей внешности и ничего больше.

Проще говоря, чтобы вы ни делали: стрижёте ли вы волосы коротко, бреете ли бороду или растите её - вы прежде всего должны думать о том, чтобы ваши манипуляции не были наполненны языческим "смыслом" и не повлекли бы вас в пропасть язычества как такового.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле - брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша" (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению". Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду - образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды - дело христианское, дело немаловажное -- это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость - брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Левит, 21:
1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им...
5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Пс. 132:2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его...

Ис. 7:20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

Посл.Иер.1:30 И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами.

Грех ли брить православному христианину броду и усы или нет решайте сами!

Борода как добродетель.

Священник Максим Каскун

Батюшка, вот Дмитрий спрашивает:

«Здравствуйте, услышал недавно монолог одного философа (Александра Дугина) «Добродетель бороды». Правда ли, что ношение бороды есть добродетель? Или это следует воспринимать как ритуал, который необходим только священнослужителям, а мирянам - нет?.. Помогает ли вообще ношение бороды как-то в духовном росте? Поясните, пожалуйста. Спаси, Господи!»
- Ну, во-первых, ношение бороды - это, конечно же, не добродетель - но честь для мужчины. Потому что добродетель - это то, что можно стяжать, приобрести посредством труда и подвига. Борода растет естественным образом, это можно сравнить с данным человеку характером. Но она является некоторым сопровождающим фактором для духовной жизни человека.
Например, в древности, для человека, которому обривали бороду, это являлось позором; и даже, к примеру, посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили, то есть остригли им одежды (укоротили) и, соответственно, остригли им бороды. И пока у них не отросла борода - их в город даже не пускали.
А сегодня мы с вами видим, что такой чести нет у бороды. Наоборот, идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду как честь, то сегодня она, получается, в бесчестии. Но почему же, все-таки, православные носят бороду и причем настаивают даже?! И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды - это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных - у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света: они идут по ощущению, даже когда ничего не видят. Такую же роль, только в духовном смысле, играет и борода для человека. Она ему помогает. Потому что строение волос бороды - тоже пустое, оно полое, как у усов; на голове другие волосы совершенно. Оно полое и реально помогает человеку как-то духовно настроиться. Это вещи, которые нужно переживать… Допустим, человек, который сбривает бороду - он как себя чувствует? Да обнаженным он себя чувствует, как будто с него сняли нижнее белье. Почему? Потому что, действительно, борода и облагораживает, и дает какое-то ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. И поэтому сегодня православным, безусловно, стоит носить ее, не только потому что борода помогает, но и для того, чтоб возродить древнее отношение к бороде как к чести для мужчины; а, с другой стороны, где-то …и как проповедь! Если ты христианин, ты, все-таки, должен носить бороду; ты не должен сливаться с этим миром, потому что в этом мире - культ плоти, пришедший к нам с Древнего Рима, где впервые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них начали, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели, потому что их влияние на окружающую культуру было решающим. Также они влияли и на Церковь: то есть, все римские священники всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим святых отцов Древнеримской Церкви, которые прославлены в лике святых (нами же) - они все с бородой были. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий - все с бородой. И только после разделения они стали бриться. Когда они отпали от Православия, тогда полностью изменили отношение к этому и, вообще, ВСЕ поголовно стали бриться. …А протестанты вообще говорят: «Когда я бреюсь, я ощущаю после этого на себе веяние Духа Святого»…
- Спасибо.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову - в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Буддистские монахи

Бритая голова вообще - это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем - это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос - отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи - примеру Сиддхартха Гаутамы.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров - неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры - набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.


ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога - раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» .


Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды - это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены) .

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках) , бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных) , является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго - всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода - это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду - начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра - выстриженные кругом на макушке волосы.

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо (круг на голове, символизировавший терновый венец) . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4) ; запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) , и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя» , или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками - это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им... Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами» . Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах... с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли - настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды - это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? - вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»