Отношение христианина к природе. «Отношение христианина к природе» Основы православной культуры отношение христианина к природе

Господство над природой и антропоцентризм в христианстве и Библии

Критический анализ Библии и христианства, как имевших негативное влияние на появление и развитие современного экологического кризиса, обычно содержит три общих положения. Первое: Библия и христианство отрицают богов и духов природы.
Второе: Библия и христианство - сильно антропоцентричны и учат, что люди созданы Богом для управления и господства над всеми другими видами живых существ и природой вообще.
Третье: многие христианские писатели и богословы принижают природу, указывая ее подчиненное положение относительно Всевышнего, Который является духом.

Десакрализация природы
Те, кто предъявляют обвинение Библии и христианству в экологической эксплуатации, говорят, что Библия и христианство отклоняют языческое мировоззрение, в котором природа проникнута духами, живущими в деревьях, животных, реках, горах и планетах.
По словам Линн Уайтт: “В старину распространенной религией был анимизм. Каждый ручей, каждое дерево, каждая гора имела духа покровителя, которого надо было ублажить, прежде чем использовать воду, срубить дерево или долбить гору”.
Христианство, утверждает Уайт, разрушив языческий анимизм, “сделало возможным безразличие к природе”.
Христианство заменило всех старых богов, многие из которых были божествами природы.
Из-за этого природа была демистифицирована, что стало теоретическим основанием для появления позднее научного мировоззрения, которое воспринимало природу полностью несвященной и пассивной, созданной лишь для управления и удовлетворения нужд человека.
Арнольд Тойнби пишет: “Человек отделен от природы, окружавшей его, которая была лишена святости. Благоговейное отношение и страх, с которым человек первоначально относился к окружающей среде, были уничтожены иудейским монотеизмом, а затем его продолжением в христианстве и исламе”.
Линн Уайт заявила: “Для христианина дерево - не более, чем физический факт. Понятие священной рощи чуждо христианству и этике Запада. Почти два тысячелетия христианские миссионеры уничтожали священные рощи как проявления идолопоклонства. Короче говоря, согласно этим представлениям, Библия и религии, основанные на ней, отрицают святость природы. Критики видят антипод Ветхого завета в культе Ваала, который обожествляет природу. Но пророки Ветхого завета клеймили этот культ, поэтому и говорится, что христианство предрасположено к десакрализации природы, что стало основанием для научной и технологической манипуляции над ней.

Господство над природой
Те, кто предъявляет обвинение Библии и христианству, подчеркивают тему человеческого господства над природой и сильной склонности к антропоцентризму, который пронизывает и Библию, и религии, на ней основанные. Согласно этому пониманию, библейский человек стоит над природой и призван ею управлять .
Ученый-буддист Д.Т. Сузуки говорит:
“Проблема отделения человека от природы, как я думаю, произошла от библейского понимания, по которому Творец дал человечеству силу доминировать над своей природой, что нашло свое отражение в культуре Запада . Когда были изобретены летательные аппараты, было сказано, что они победили воздух; когда люди поднялись на вершину Эвереста, делается заявление о победе над горами”.
Линн Уайт тоже говорит об этом: “Особенно в западной форме христианство - это антропоцентрическая религия, основанная на превосходстве человека над природой. Христианство, по контрасту с древним язычеством и религиями Азии... не только породило дуализм человека и природы, но также настаивало, что это - Воля Божья . Чтобы доказать это, чаще всего цитируются следующие библейские стихи (Бытие 1, 26-29; Бытие 9, 1-3; и Псалом 8, 5-8).
Эти стихи, говорят экологические критики Библии, изображают мир как созданный, прежде всего, если не исключительно, для человека. Они строго придерживаются антропоцентрического понимания действительности, в которой Бог, прежде всего, заинтересован людьми. Эти стихи, говорят они, могут вести к человеческому высокомерию по отношению к миру природы.
Как считает Иан МакХарг, ландшафтный архитектор, западная культура, основанная на религиозной библейской традиции, ущемляет природу в процессе прославления людей: “Иудаизм и христианство долго были заинтересованы справедливостью и состраданием к человеку, а природу они считали лишь фоном для его действий”.
Библия, по мнению ее экологических критиков, является, прежде всего, повествованием, показывающим драму человеческого спасения. В этой драме главным является человеческая этика и мораль, как в некоторых исторических событиях, типа исхода из Египта, странствия к Земле Обетованной, построения храма и прихода Иисуса как Мессии. В этом повествовании отношения между людьми и природой не столь важны или интересны для библейских писателей. Оскорбительные действия почти всегда понимаются в рамках человеческих отношений или отношений Бога и человека.
В Библии, говорят эти критики, источником человеческой духовности является Бог, а не силы природы. Гармония выражается в понятиях отношения с Богом, а не с землей или духами, населяющими землю. Земля или природа являются лишь косвенно священными, потому что были созданы Богом. Чтить землю саму по себе считается идолопоклонством в Библии и христианстве.


Третьим аспектом экологической критики христианства является его стремление унизить природу и материю вообще. Эта клевета на природу связана со склонностью христианства возвеличивать верующего. Христианство, и, в частности, Библия думают о духовном совершенстве или спасении в понятиях отречения от всего земного и ухода от греховной природы человека, где конечной целью его земного существования является небо, а земля - это лишь временное пристанище. Духовный человек нацелен на небесное царство, которое существенно отличается, если не оппозиционно настроено, в отношении земного. В этом представлении, развитом некоторыми христианскими мыслителями, земная жизнь человека, прежде всего, понята как временное пребывание, в течение которого он связан и ограничен. Жизнь на земле считается пребыванием на чужбине. Мир, земля, другие формы жизни, и природа вообще в лучшем случае лишь способствуют этому.
Оппозиционно настроенными в отношении этого являются воззрения, что человеческий дух восходит к небу, отталкиваясь от своей биофизической природы, Бог присутствует в мире природы. Природа также включена в отношения Бога и человека. Но, как считают критики христианства, христианская традиция почти полностью лишена экологического понимания. Неприятие природы и материального мира, которое развивалось в раннем христианском богословии, можно найти в Библии.
В иерархии сущностей самым важным является не различие между Творцом и его творениями (как в Библии), но между духовными и не духовными существами. Духовными существами помимо Бога, считаются ангелы и люди. Все другие создания ниже человека в иерархии - недуховные существа. Если творения ниже и обладают разумом и чувствами, но не духовны, то они - просто материальные существа. Люди уникальны. Они - духовные существа, хотя и заключены в материальных телах. Они разделяют духовную самобытность и с более высокими созданиями в иерархии, но также разделяют самобытность с более низкими созданиями.

Богословие Оригена (185-254 н. э.)
Самым ранним и вероятно лучшим примером христианского богослова - неоплатоника был Ориген. Согласно Оригену, Бог создает мир после и из-за духовного бунта в небе, в котором некоторые рациональные духи отходят от Бога. Бог создает мир, чтобы предохранить людей от падения полностью в царство небытия. Падшие духи запутаются в материальном мире, который Бог создал ради них. Материальный мир, согласно Оригену, создан Богом как своего рода чистилище, где люди проходят через испытания и скорби, чтобы возвратится к царству чистого духа, от которого они отпали. Ориген презирает материальный мир, особенно человеческое тело, к которому он относился радикально аскетически. “Мир плоти - это мир бесов. Материя... - это царство сатаны”. Создания, находящиеся в иерархии ниже людей, - звери, растения и остальная часть природы - не считаются духовными, но теми, чьей задачей является обеспечить фон для морального совершенства людей. Этот мир - “пагубная пустыня” для Оригена. Без человека другие создания не имеют никакой ценности. Они не обладают духовной природой, и созданы полностью для человеческих целей. Спасение тогда является процессом, где люди (и другие существа типа планет) восстанавливают свое первоначальное состояние. Спасение описывается Оригеном очень спиритуалистически. Когда весь человеческий род будет спасен, физический мир выполнит свою задачу и перестанет существовать. В воскресении для Оригена тела будут подобны эфиру, имея небесную чистоту и ясность, будут полностью духовными по природе. Спасение для Оригена - это освобождение от материи. Материальный мир чужд человеку. Его дом - в небе, поэтому материальный мир не имеет никакой ценности.
Чтобы согласовать свое богословие с Библией, Ориген обычно интерпретирует библейские тексты аллегорически. Например, он интерпретирует изгнание Адама и Евы из Эдемского сада как падение непослушных ангелов в материальный мир. Исход и странствие евреев к Земле Обетованной интерпретируются как постепенный приход человека к спасению. Египет объясняется как состояние рабства материального мира, в то время как исход объясняется как начало возвращения к небу.
В богословии Оригена мы видим ясное и определенное унижение природы и материи. Человеческая жизнь на земле, как понимается, является неестественной для духовной природы людей и должна быть преодолена в поисках духовного, природа играет лишь вспомогательную роль в очищении и направлении людей к спасению. В значительной степени природа - это темница, которая ограничивает и связывает духовную природу людей . Некоторые из идей Оригена, типа перевоплощения и роли Иисуса, была позже осуждены Церковью как еретические. Однако, сама структура его богословия характерна для христианства.

Богословие Фомы Аквинского (1225-1274)
Обращаясь к Фоме Аквинскому, который жил почти тысячу лет спустя после Оригена, мы видим продолжение его мыслей у Фомы. Согласно Аквинату, сотворение мира предназначено, чтобы отразить праведность Бога. Создания - это проявления божественной праведности. В его взгляде создания, каждый вид имеет свое значение, но собственным образом отражает природу Бога. Необходимая характеристика создания - это его место в иерархии природы. Среди всех созданий, живущих в мире, человек наиболее духовен и рационален, и как считает Аквинат - наиболее возвышен. Более низкие и менее духовные создания, согласно Аквинату, отражают Всевышнего, служа более высоким созданиям. Они не принимают участие в божественной праведности так же, как люди, и из-за этого зависят от людей. Действительно, их природа имеет значение только в отношениях с людьми. По словам Аквината: “как мы можем наблюдать, ... несовершенные существа служат нуждам более благородных существ; растения питаются соками земли, животные питаются растениями, а они в свою очередь служат человеку. Мы заключаем тогда, что безжизненные существа существуют для живых существ, растения для животных, а последние - для человека... вся материальная природа существует для человека, поскольку он - разумное животное”.
Все создания являются благими настолько, насколько служат человеческим целям и нуждам. Природа считается лишь объектом человеческого потребления, призванным удовлетворять человеческие нужды и служить его духовному росту. Аквинат пишет: “Мы верим, что все материальные вещи были созданы для пользы человека, ибо все они подчинены ему. Теперь они служат человеку двумя способами. Во-первых, как хлеб насущный его телесной жизни, во-вторых, как помощь в познании Бога, проявляющемся в материальных вещах”.
В размышлениях Аквината на тему спасения меньшие существа и физический мир ясно подчинены судьбе человеческого рода. Человеческий род будет усовершенствован посредством спасения, и это совершенно подразумевает превосходство над материальным миром. Аквинат использовал аналогию, что материальный мир - жилище людей; жилища должны быть удобны для живущих в них, но материал не совсем подходящий для полного искупления и обновления человека. Возрождение человечества в спасении заключается в оставлении менее совершенного тварного мира и его созданий. Короче говоря, по мнению Аквината, животные не способны к возрождению и совершенству, поскольку люди, только люди участвуют в процессе спасения.

Святой Бонавентура (1221-1274) и Данте Алигьери (1265-1321)
Труды святого Бонавентуры и Данте, двух значительных средневековых мыслителей, содержат идеи, близкие идеям Аквината. Подобно Фоме Бонавентура и Данте считали сотворение святым актом. Оно - результат проявления праведности Бога, поэтому мир как Его сотворение, хорош. Но он хорош только относительно, и занимает зависимое место в космической иерархии вещей. Когда Бонавентура и Данте говорят о духовном росте человека в своих творениях, тема духовного подъема низводит роль физического мира до вторичного статуса. Хотя природа - это прекрасное Божье творение, у Бонавентуры и Данте нет акцента на установление связи с природой, общения с природой или уважения к ней. Действительно, в процессе духовного роста природа все более и более транцендентна; у обеих авторов видно, что дом верующего человека находится в небе, вне мира материального. Хотя оба считали мир проявлением божественной славы, цель жизни человека - это полное освобождение от биофизического порядка. Из путешествия Данте по трем сферам Вселенной ясно, что дом человека не на земле, “среди птиц, змей, деревьев и ручьев. Его дом - высоко в небе, в области абсолютного и чистого духовного совершенства”.

Реформация: Лютер и Кальвин
В отличие от средневековой христианской мысли, реформаторы Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564) отклоняли идею, что люди способны войти на небо посредством личных заслуг. В своей концепции спасения они подчеркнули скорее сошествие Бога к Земле. Однако их богословие не подразумевает позитивного отношения к природе. Напротив, как мы увидим, природа - все еще на заднем плане в их богословии. Сошествие Бога на землю в лице Иисуса, прежде всего, если не исключительно, связано со спасением людей и не имеет ничего общего с судьбой природы. Природа представляет ценность лишь как проявление славы Бога. Также она имеет ценность когда служит людям. Для Лютера природа создана Богом, прежде всего, чтобы служить жилищем для людей. Лютер сказал, например “смена дня и ночи создана с целью нашего телесного отдыха. А свет создан, чтобы мы могли лучше сделать свою работу”. Лютер имел склонность к негативной оценке природы: “Бог проявляется на людских созданиях... и что есть тернии, чертополох, огонь, гусеницы, блохи и клопы? Все вместе и порознь - они посланцы, посланные сказать нам о грехе и гневе Бога”.
Для Лютера природа - не только проявление славы Бога, но и время от времени, является “враждебными энергиями..., побуждающими отчаявшихся дух искать и цепляться за руку Бога. ... Природа имеет печать отчаявшегося духа”. Это больше отталкивает, чем привлекает.
Для Кальвина также люди и их отношения с Богом - главная проблема его писаний. Природа - вспомогательна, лишь фон для драмы человеческого спасения.
Кальвин видел Бога прежде всего как силу. Бог относится к природе как ее правитель. Бог управляет и руководит природой; как дети Божьи люди должны подражать этим отношениям в их отношениях с природой. Акцент у Кальвина не в общении с природой, не во включенности природы в духовные поиски. Акцент находится на преобразовании природы на славу Божью.

Человеческое господство над природой в Англии Нового времени
В шестнадцатом - восемнадцатом столетиях в Западной Европе закончился средневековый период, характеризуемый единым христианством под руководством Папы, появлением наций, исследованиями Африки, Азии и Америки европейцами, появлением индивидуализма и меркантилизма, открытием и развитием современного научного метода, распространением колониализма, рождением индустриальных технологий и появления мануфактур. Эти изменения охарактеризовали начало Нового времени. В течение этого периода христианство еще доминировало над культурными, историческими, профессиональными и политическими аспектами жизни в Западной Европе и Америке. В значительной степени Библия и христианство были призваны поддерживать и укрепить технический прогресс, научные открытия и колониализм. Некоторые из аспектов, которые мы описали как антиэкологические, были выделены, в то время как другие спокойно забыты.
Идеи, которые были забыты - это аскетическая отчужденность от природы, и попытки взойти выше материального мира к возвышенному, духовному миру. Хотя эти тенденции остались в христианстве, они уже не столь подчеркивались богословами. Тема антропоцентризма, господства человека над природой и превосходства людей по отношению ко всем другим созданиям служили оправданием многих проявлений современного периода.

Краткий обзор духовных тенденций Англии Нового времени иллюстрирует это. В библейских комментариях этого периода природа интерпретируется почти исключительно в антропоцентрических понятиях. Пагубные аспекты природы, например, интерпретировались как результат человеческого грехопадения. Наказывая Адама и Еву, Бог сделал природу враждебной, хотя прежде природа была дружественна к людям. После грехопадения, как подчеркивает много комментаторов, земля потеряла свою красоту и богатство. Ядовитые растения, тернии и чертополохи, казалось, заменили растительность, которая была полностью подходящей людям. Земля стала менее плодородной, и ее обработка стала требовать больших усилий. Появились вредные насекомые и многие животные, которые были ручными и дружественными людям, стали дикими и опасными. Природа описывается как испорченная, падшая, непослушная и греховная, не сама по себе, а в результате человеческого морального падения. Она - отражение человеческого состояния. Это понято строго с антропоцентрической точки зрения. Как выразился один комментатор: “творения не были созданы для себя, но для использования и обслуживания человека. Поэтому их изменение к худшему - не их наказание, но часть нашего морального состояния”.
Такие представления предполагали, что Бог создал мир для некоторой человеческой цели. Все создание считалось сотворенным для человечества. Этот антропоцентризм был связан с утверждением, что человечество призвано доминировать над природой.
Именно в этом контексте возникла современная западная наука, и ее цель была в гармонии с теологическим акцентом на человеческом господстве над природой как данном Богом праве. Весьма часто ученые выражали свои цели в теологических понятиях. Для Френсиса Бэкона (1561-1626), например, цель науки состояла в том, чтобы обеспечить людей познанием, необходимым для восстановления их господства над природой, которое они потеряли в результате грехопадения. Уильям Форсайт, в дискуссии о значении изучения поведения гусениц, сказал: “Очень важно знать как можно лучше жизнь насекомых, чтобы научится с помощью этих знаний управлять природой”. Ботаника и зоология были прагматичными и изучали растения и животные с целью увеличить человеческое господство.
Человеческое господство над другими видами стало центральной темой в этом периоде европейской цивилизации . Развитие человеческого общества, культуры и цивилизации рассматривалось как процесс защиты против диких зверей, одомашнивания некоторых видов, чтобы господствовать над ними. Человеческое завоевание и владение землей были результатом смекалки людей, сумевших подчинить себе другие виды живых существ. В течение этого периода значительное внимание уделялось проблеме человеческой уникальности. В обсуждении этой проблемы почти все признавали превосходство человеческой разновидности. Обсуждение подчеркивало радикальные различия между людьми и другими созданиями. Человеческое превосходство оправдывало пути, которыми люди доминировали над другими созданиями, находило причины этого, которые известны и нам; только люди разумны, способны к моральным действиям и имеют душу.
Особенно важной тенденцией в этом обсуждении человеческого превосходства была увеличивающаяся склонность видеть природу как мертвую материю и другие виды как машины. Только люди имели душу и дух. Животные, хотя и вели себя подобно людям, не обладали душой . Для Рене Декарта (1596-1650), например, “человеческое тело было также автоматом; в конце концов, оно совершало много бессознательных функций, подобно пищеварению. Но различие было в том, что в пределах человеческой машины имелся разум и душа, а животные были автоматами без разума и души. Только человек объединял и материю и интеллект”.
То, что библейские и христианские темы, подчеркнутые в этом обсуждении, продолжают влиять на современное отношение к природе, является очевидным. Стимулом развития науки и техники является познание и подчинение природы. Это особенно видно в медицине и технике. Хотя теологический или библейский язык и образы не обязательно используются при этом, они являются основой антропоцентризма, господства над природой и превосходства людей.

В течение нескольких последних столетий истинность этих представлений не всегда подвергалась сомнению. Некоторые мыслители возражали против того, что они считали человеческим высокомерием и гордостью, но вообще люди чувствовали себя полными правоты, доминируя над природой, хотя это и уничтожало ее.
Лишь недавно отношения начали изменяться. Многие люди стали пробовать находить экологически позитивные аспекты библейской и христианской традиции.

Экологически позитивное христианство. Проблемы с гипотезой управления

Мы рассмотрели объяснения, почему Библия и христианство ответственны за гипотезу управления, приведшую к экологическому кризису. Но некоторые аспекты этого можно также рассматривать позитивно, и поэтому и Библия, и христианство могут быть источником экологической духовности.

Десакрализация природы
Сторонники гипотезы управления доказывают, что десакрализация природы в Библии привела к недостатку уважения природы. В отличие от Библии, эти люди говорят, что языческий мир, представленный культурами древнего Ближнего Востока и Средиземноморья, считал природу управляемой и насыщенной духами, богами и богинями. Но и в языческом мире люди уничтожали природу. Сельское хозяйство по своей сути - это манипуляция землей . Строительство домов и каналов, мелиорация - это все было уже в языческом мире, чему не препятствовала вера в духов природы. Хотя некоторые рощи, горы, и потоки считались особенно священными, другие таковыми не были. Библия имеет несколько стихов, в которых говорится, что мир природы надо уважать и почитать, в то время как нет стихов, которые бы рассматривали его как мертвую материю, которой можно легко управлять. (См. псалом 96,11-13.) В псалме 148, 1-13, мы видим проблеск иного представления о мире природы, которая воспринимается как живая и отвечающая Богу моральным способом.
На основе подобных стихов Ричард Камерон Виброу, комментируя взгляд Ветхого Завета на природу, написал: “Для Библии мир природы - живой. В большинстве... земля в целом, некоторые ее части как почва, растительность и животные изображены как чувствующие, отзывчивые, и реагирующие на добро и на человека. Они вступают в моральные и даже правовые отношения. Они могут быть послушными или непослушными Богу. Это все создает впечатление..., что квази-человеческая, моральная “жизнь” проникает во всю природу - землю и моря, горы и долины, звезды и планеты. Это показано, чтобы заключить, что природа далека от бездушности в библейской мысли”.
Мир природы не является священным или божественным в Библии, но он - и не мертвый, безжизненный, и не лежит вне божественной справедливости. Им можно злоупотреблять, его могут оскорблять и уничтожать люди, и он может реагировать на это с отвращением.

Господство над природой
Сторонники гипотезы управления также подчеркивают идею человеческого господства над природой в Библии. Снова это ведет к десакрализации природы.
Господство над природой - тема, которая может быть легко найдена в языческой религии, и есть много подтверждений тому, что языческие цивилизации довольно активно эксплуатировали природу. Критики гипотезы управления доказывают, что нельзя говорить, что все это произошло от Библии. Также критики гипотезы управления указывают, что Библия возводит значительные ограничения на человеческое господство над природой. Нигде Библия не учит человеческой тирании над природой. В многих местах Библия ясно дает понять, что люди не властвуют над небесами и что они изгнаны оттуда; небо, которое включает небесные тела - вне человеческого господства. Ограничениям также подвергнуто человеческое общение с природой, некоторыми существами или объектами в законе Моисея. Имеются ограничения на вырубку фруктовых деревьев (Второзаконие), есть указание “отдыха” земли каждый седьмой год (Левит 25,1-7), людям запрещено есть мясо “нечистых” животных и так далее. Другой закон запрещает убийство матери и ее потомства (Второзаконие 22, 6-7). Отношения с животными, особенно домашними, должны быть гуманными (например, Второзаконие 25, 4). Ричард Камерон Виброу пишет об этом так: “Вообще, господство человека над животными в Библии ограничено фактом, что счастье животных, подобно счастью людей, - конец или цель создания. Бог заботится о благосостоянии животных, и они не призваны только чтобы обеспечивать человека”.

Презрение к природе и материи
Этой темы вообще нет в Библии. Хотя земля считается подвергнутой негативным воздействиям грехопадения человечества, но земля вообще положительно оценивается в Библии, как в случае Земли Обетованной, земли, где течет молоко и мед. Негативные представления о земле возникли в греческой языческой мысли. Хотя многие постбиблейские христианские мыслители признают дихотомию духа и материи, в Библии этого нет. Возможно, лучший способ продемонстрировать факт, что христианская традиция последовательно и единодушно отвергает негативное отношение к природе, следует привести несколько примеров мыслителей, которые хвалят природу как творение Божье, которое является хорошим.

Ириней (ок. 130-200)
Как и Ориген, который жил примерно в то же самое время (185-254), Ириней имел позитивное понимание физического тела и материальных созданий. Для Иринея физический мир - это специально созданный дом человеческого рода, который благословлен Богом, чтобы искупить человечество. Для Иринея божественный план явлен для всех созданий. Это - завет Бога и мира, который должен быть искуплен наряду с человечеством. Создание в целом - это часть божественного плана спасения, и Бог не находится в стороне от материальных творений, как у Оригена. Подобно отцу, говорит Ириней, Бог заботится о своих творениях.
В отличие от многих христианских богословов, Ириней также минимизировал тему земли как проклятой из-за греха Адама. Ириней учил, что большинство созданий после грехопадения продолжают оставаться послушными Воле Божьей. Природа тогда сохраняет свою праведность. Ириней также позитивно относился к человеческому телу, которое, как он говорил, показывает многими способами большую мудрость Бога.
В то время как Ириней стремился подчеркнуть главное место людей в творении и божественном плане, и воспринимал природу в этом ракурсе, он был позитивно настроен по отношению к материальному миру.

Августин (354-430)
Самым значительным христианским богословом до святого Фомы Аквинского был Августин. Его богословие доминировало в христианской мысли в течение столетий, и сейчас оно не потеряло своего значения.
Иногда его считают мыслителем, который не ценит материальные создания и человеческое тело. Это неверно, потому что лишь в своих ранних трудах он был под влиянием неоплатонизма и его идей. В своих поздних произведениях он подтверждал красоту и праведность создания и физического тела.
Августин писал, что окончательная цель всего творения - красота, и что цель творения состоит в том, чтобы прославить Бога во всей полноте .
Создания, по Августину, отражают чудеса, праведность и красоту Бога и поэтому они красивы.
Полемизируя с еретиками, отрицающими это, Августин сказал: “Они не видят, сколь замечательны эти вещи на своих собственных местах, как превосходны в их природе, как красиво сочетаются с другими творениями, и сколько благости они содержат в себе”.
Для Августина каждое создание имеет собственную ценность и по сему прославляет Творца.
И в то время как Августин иногда поражался полезности созданий для людей и указывал способы использования различных видов, он упорно утверждал, что каждое создание по его собственной природе, а не в понятиях его полезности людям, является красивым и прославляет Бога .
В беседе об отношениях Бога к творениям Августин изобразил Бога как пастыря, который заботится о своих творениях.
Он изобразил Бога, который думает о мире и заботится о нем, подобно внимательному родителю.
В другом образе он представил Бога как творца перед произведением искусства: “Как творческий дух способствует созиданию, так и Святой Дух; он присутствует во всех вещах, в их способности творить и развиваться” .
Для Августина Бог присутствует в Своих созданиях и внимательный наблюдатель замечает присутствие Бога повсюду .
Как и Ириней, Августин утверждает, что грехопадение воздействовало только на человека, а не на природу, и что сатана не властен над ней. Напротив, твари не грешат, но их возвышенная красота говорит об их Творце, о Его красоте. В словах и образах, которые были восприняты сотни лет спустя Франциском Ассизским, Августин сказал: “Как я могу выразить всю красоту творений, их пользу, которых праведность Всевышнего дала человеку для утешения его глазам и службе его целям...?
Буду я говорить об очаровании неба или о земле, море, солнечном свете, луне и звездах; о тени деревьев; о цветах и их аромате; о множестве птиц, столь разных по оперению и голосу; о разнообразии животных, где самые маленькие по размеру являются часто наиболее замечательными; о работе муравьев и пчел, удивляющих нас больше, чем огромные тела китов? Как сказать о море, которое непосредственно является столь большим зрелищем, когда играет всеми оттенками различных цветов...?
Спросите очарование земли, спросите очарование моря, спросите очарование широких воздушных пространств, спросите очарование неба, спросите порядок звезд, спросите солнце, производящее дневной свет с его лучами, спросите луну, заволакивающую темноту ночи, спросите живые существа, которые движутся в воде, которые ползают по земле, которые летают в воздухе; спросите дух, скрытый в них, тела; видимые вещи, которые должны управляться, невидимые вещи, которые управляют, спросите эти вещи, и они ответят вам: “Да, мы - красивы” . Но как же тогда красива та неизменная Красота, создавшая их? “ Для Августина создание не может быть божественно само по себе, но оно свидетельствует о Всевышнем и является проявлением его красоты.

Франциск Ассизский (1182-1226)
Жизнь святого Франциска Ассизского - наиболее яркий пример любви к природе в средневековом христианстве. Любовь святого Франциска к природе и единство с ней известна и признана в христианстве, и многие легенды о Франциске изображают его проповедующим птицам, зверям и растениям. Связь Франциска с природой, его интерес и любовь к ней часто описывается в религиозных понятиях, в аспектах жизни Иисуса и ее полезности для людей. Что касается его проповеди природе, Франциск часто связывал это с духовной жизнью или с драмой спасения. Например, Франциск говорил, что жаворонок “очень хорошо верит, когда летит, потому что он хвалит Бога своей песней... отрываясь от земных вещей, что Бог приветствует. Он любит червей, потому что Иисус сказал: “я - червь, не человек”. Франциск любил все создания как своих братьев и сестер, и в этом смысле он отличался от тех христиан, которые были до него. Нечеловеческие создания, возможно, иллюстрировали или символизировали аспекты духовной жизни и служили людям, но Франциск увидел в них существа, имеющие свою собственную ценность, существа, которых он любил и уважал. Он ценил животных и часто защищал их. На примере Франциска мы видим человека, достигшего связи с животными, который смог выразить это в рамках христианства. Фома из Челано пишет в биографии святого: “Когда он находил изобилие цветов, он проповедовал им и взывал их славить Бога, так если бы они были наделены разумом. Таким же образом он увещевал очень искренно поля и виноградники, камни и леса, источники воды и зеленые сады, землю и огонь, воздух и ветер любить Бога и служить ему охотно. Наконец, он называл все создания “брат” и “сестра”. Во многих историях о Франциске животные описаны как кротко и нежно отвечающие ему. Когда ему попадался кролик, “он держал его нежно и с жалостью любящей матери. Тогда, предупреждая его кротко, чтобы тот не позволял себя поймать, он отпускал его. Но каждый раз это животное немедленно возвращалось в его руки неким таинственным способом, потому что чувствовало любовь к себе. В конечном счете, Франциск перевел монастырь в другое место леса”.

Альберт Швейцер (1875-1965)
Заключительный пример христианского уважения к миру природы должен удовлетворить предположение, что христианская традиция - это ресурс экологической духовности. Альберт Швейцер был одним из наиболее известных христианских миссионеров двадцатого столетия. Он был также ученым, музыкантом и врачом. Провел большую часть своей жизни в Африке, где построил больницу для бедных. Он имел глубокое уважение к жизни и ко всем ее формам. Часто подбирал червей и насекомых и переносил их в безопасное место. Он был воплощением человека, уважающего жизнь.
Швейцер писал: “Человек истинно этичен только тогда, когда он повинуется призыву помочь всякой жизни, и не вредит ей ни в чем. Он не спрашивает, заслуживает ли жизнь этого и является ли она ценностью. Жизнь для него священна. Он не рвет листов с дерева, не срывает цветов, и заботится, чтобы не раздавить никакого насекомого. Если летом он работает при искусственном освещении, он предпочитает держать окно закрытым и сидеть в духоте, чем способствовать гибели ночных бабочек.
Если он гуляет после дождя и видит земляного червя, который заблудился и может высохнуть на солнце, прежде чем доползет до своей норы, он подхватывает его и относит в лужу”.
В этих строках Швейцер повторяет индуистскую и буддистскую ахимсу - отказ от насилия ко всем живым существам, и из этого видно, что такое отношение к природе может иметь место в христианстве.

РЕФЕРАТ
на тему

«Отношение христианина к ПРИРОДЕ»

Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 г.Богородицка
Фетисова Лариса Эдуардовна

Богородицк 2013г

Что делает человека выше природы

Какую ответственность несет человек за сохранение природы

2
Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. Культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным. К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту.
Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит
под Богом». Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не
считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил. Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет
3
способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. Церк-слав. перевод).Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Врезка Библейская история:
Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. (щелчок) Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором

· 4
человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным. К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле – Бог, а не человек, который «ходит под Богом».
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными.Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.
Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним. Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту.
Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка)
5
на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.
А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.
Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Врезка:
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».
В повседневной жизни мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Творец, воспринимаем его как должное, забывая о том, что сам Бог заповедал возделывать и хранить окружающую природу. То, что мы делаем для природы, то делаем для себя и для будущих поколений. Уже в глубокой древности существовали и государственные законы об охране природы, издаваемые правителями разных стран.

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху как птицы,
плавать под водой как рыбы,
нам не хватает одного – научиться жить как люди.
Б. Шоу

7
Литература

Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таумов И.Д. Русский язык 7-9. Сборник упражнений для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.; Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010.
Классные часы: 7 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. М.: 5 за знания, 2007.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

Рисунок 1Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415

Тема урока: Отношение христианина к природе.

Цель урока: Знакомство схристианским отношением к природе как к творению Божиему.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением.

Развивающая: осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом.

Воспитывающая: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.

Форма урока: урок-беседа.

Ключевые понятия урока: экология, ковчег.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (звучит на фоне музыки)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… (М.Ю. Лермонтов)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отношении христианина к природе.

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

Как вы понимаете слово ответственность?

За что каждый из вас отвечает?

Кто отвечает за вашу семью?

Кто отвечает за мир природы?

2.Изучение нового материала.

1. Работа с текстом учебника стр.84 абзац 1,2.

2.Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что, по представлениям христиан, Бог выше человека, а человек выше природы. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.

Вопрос — Что, по мнению великого русского учёного М.Ломоносова Бог дал людям?

На доске выписаны слова:

БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ДВЕ КНИГИ:

Книгу природы Библию

в них запечатлены

природные законы заповеди

3.Работа с текстом (абзац 3 и 4).

4.Беседа по вопросам:

– Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов –верующим человеком? Как вы это поняли?

(Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение.)

Почему необходимо познавать мир?

Ответы учащихся — развитие науки и познание мира — это доброе дело для христианина.

– Подумайте: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что вы думаете по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее? (Ответы учащихся)

– Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? (Ответы учащихся) Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему? (Ответы учащихся).

Учитель-К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе храм Божий. Люди вели хозяйство так жадно и бездумно, что по сути отравили нашу планету. Однажды мир уже пострадал из-за человека…

5.Работа с дополнительной информацией о Ноевом ковчеге (рассказ ученика)

Вопрос — О чём предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

(Ответы учащихся.)

Учитель : Христианин полагает : Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный хозяин на Земле – Бог, а не человек , который «ходит под богом».

Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки - лес и степь, акулы — море, орлы- горы, в том числе и от человека.

6. Работа с текстом, стр.85. Ответы у чащихся.

Бог выше человека, но человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У океанов и вулканов, планет и звезд, облаков и водопадов этого нет.

У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир. Кому больше дано, с того больше спросится.

Вопрос учителя – Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

7.Последствия влияния человека на природу (презентация).

8.Вопрос — Ребята, а что делается для сохранения природы?

Ответы учащихся:

В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы. Союз проводит огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО, его представительство есть в Москве.

Широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» (Зеленый мир). «Гринпис» борется против ядерных испытаний, выступает в защиту животного мира, против загрязнения среды промышленными отходами.

Всемирный фонд дикой природы вкладывает средства в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой исчезновения.

В России действует Всероссийское общество охраны природы.

9.Ребята, среди нас есть представители и мусульманской веры. А как мусульмане относятся к природе? (ответ ученика)

10. Физминутка.

Раз — подняться, повернуться

Два — нагнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — за парты сесть опять.

11.Вопрос учителя – Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?

Работа в тетрадях.

Продолжи правила поведения в природе:

Не шуметь

Не ломать ветки деревьев

Не мусорить

Не срывать цветы

Ходить по тропинкам

12.Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» (Блажен человек, который и животных милует). В православии есть святые, которые покровительствуют животным.

Презентация. Иконы. «Святые, которые покровительствуют животным»

Вопрос – В чём проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы?

13.Работа с раздаточным материалом.

Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами: Вставить текст в квадраты.

я хочу щенка и думаю

О том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;

О том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;

О том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;

О том, что за щенком или котёнком придётся убрать нечистоты, со щенком надо гулять, а котёнка приучить к туалету и я готов к этому;

— о том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

О том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому

А помнишь ли ты о том, что щенку надо помочь выполнить его назначение служить человеку. Овчарке (Что необходимо делать?….) – охранять, гончей ….– гнаться за зверем, травить…, догу – ….устрашать, быть телохранителем, спаниелю ….– приносить дичь. А для этого собаку надо учить. Ты готов? И только маленькие собаки созданы для забавы. (Слова, выделенным синим, надо напечатать «вверх ногами»).

А знаешь ли ты о том, что кошка – самое независимое из домашних животных и не любит, когда её заставляют делать то, чего она не хочет? Ты готов уважать её свободу?

Может быть, ты хочешь взять в дом лисёнка или бельчонка? Подумай, стоит ли это делать, если назначение лисицы ловить мышей и других грызунов, которые вредят посевам на полях? А что делают белки? Белки, питаясь плодами различных пород деревьев и активно двигаясь по лесу в разных направлениях, разносят семена и таким образом становятся природными «лесоводами», «насаживают» молодой лес.

3.Закрепление изученного материала.

1. Впиши буквы, обозначенные цифрами, в лепестки цветка и узнай, что он хочет тебе сказать.

2. Работа с тренажером (диск). Разгадай кроссворд.

1То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь.

2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями.

3)Человек, спасшийся во время мировой катастрофы.

4)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.

5)место человека по отношения к природе по замыслу Бога.

4.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание-урок 26.




Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом». Антонина Сергеевна Матвиенко


Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил. Антонина Сергеевна Матвиенко




Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению. Антонина Сергеевна Матвиенко


Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Антонина Сергеевна Матвиенко


Библейская история Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища) Антонина Сергеевна Матвиенко