Невидимая завеса, которая защищает верующих. Исламские термины Невидимый мир для мусульман

Жизнь человека состоит из множества деталей. С момента, как он просыпается, и до того, как ложится спать, множество картинок всплывает перед глазами. Человек просыпается и его ждет сотня обязанностей. Каждый день – это очередное испытание для верующего.

Существует важное различие между верующим от неверующим – это его отношение к мирской жизни. Верующий знает, что все под руководством Всевышнего. Он знает, что все – болезнь и радость, успех и несчастья – приходит от Бога, ни одно событие не происходит случайно.

Верующий обращается к Всевышнему в молитве, в поклонении и силе духа. Он знает, что ни один листочек не упадет в этой Вселенной без ведома Аллаха. Он знает, что Всевышний, чье могущество и сила пронизывают всю вселенную, направляет людей и управляет событиями, как Он того пожелает.

Верующий наслаждается благословениями обращения к Аллаху и искренней верой во все времена. Физически он вовлечен в события, в мирские дела, зарабатывание денег и трудности, но его душа остается в стороне от всего этого. Существует невидимая стена между верующим и этим миром. Эта стена покорности и послушания Аллаху, стойкости и бесконечной веры в Аллаха. Эта стена настолько крепка, что ничего не может проникнуть за нее. Ничего не может потревожить, опечалить, разозлить этого верующего, и ничего не может привести такого верующего в неповиновение и недостаточное поклонение.

Как и пророки (мир им), они отделяют свою душу от жизни этого мира посредством невидимой стены, и обладают крепкой волей и непоколебимой силой благодаря их вере и преданности Всевышнему. Они знают, что все что каждая мелочь происходит под руководством Аллаха. Они живут реальным, а не поверхностным. Эта невидимая завеса защищает их от уловок шайтана и окружающего зла.

Когда пророк Юсуф оказался в колодце и много лет провел в темнице, он не возмущался и не бунтовал, несмотря на то, что был невиновен. Когда пророк Муса в драке случайно убил человека, он не бунтовал. Пророк Нух не бунтовал, когда потерял сына, Пророк Лут не восставал, когда погибла его жена, все они оставались стойкими перед Всевышним Аллахом и подчинялись той воле, которую Он уготовил для них.

Несмотря на то, как тяжелы были испытания, благодаря их вере они всегда справлялись с ними с целью достижения довольства Аллаха. Они знали, что вся мощь и сила принадлежит одному Аллаху, и каждое испытание ниспосылается для подготовки души к жизни вечной. Они смотрели на каждое событие глазами мудрости и никогда не приравнивали сотоварищей Богу.

Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех (4:48).

Приравнивание сотоварищей Аллаху это не только поклонение каким-либо идолам, это также означает почитание людей и события как независимых от Аллаха. Такие забывают о Всевышнем в суматохе повседневной жизни и переходят на сторону шайтана. Многобожие ведет к отсутствию покорности, которая, в свою очередь, ведет к недовольству и несчастью.

Мирские напасти ложатся на человеческие плечи тяжким бременем. Шайтан окутывает его и отдаляет от Бога. Голова человека заполняется мыслями о других людях и о том, что они скажут. Он забывает, что и они лишь в подчинении Аллаху, в результате он оказывается в глубоком духовном потрясении. Верующий же собирает всю свою волю и силу и обращается ко Всевышнему в полной преданности и подчинении, и так освобождает себя от мирских тревог. Так он возводит стену непроникновения между истинным и поверхностным.

За этой стеной остается жизнь, полная проблем, тревог и забот, а внутри наполненное покоем и упованием Аллаха сердце. Верующий должен возвести эту стену между собой и бренной жизнью и обратить все свои мысли, любовь и внимание к Всевышнему. Постоянная мысль об Аллахе и знание, что все события происходят под Его контролем, умиротворяют верующего. Так формируется мудрость, неописуемое спокойствие и гармония заполняют сердце верующего.

Главной целью жизни верующего является достижение глубокой веры, какой обладали пророки, жизнь в повиновении Всевышнему. Рай – для таких.

Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов (3:15).

Сообщим о признаках, которые проявятся ближе к концу света. Многие из них свершились, и мы видим их. Но есть и такие, которые ещё не проявились, – очень большие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказал всё, что произойдет до того, как мир погрязнет в пороках и наступит Судный день. Когда вся земля наполнится насилием и несправедливостью, для восстановления порядка объявится имам. В книгах говорится, что имя его Мухаммад или Ахмад, а имя отца его - ‘Абдуллах. Что касается хадисов, рассказанных о нем любимцем Всевышнего (мир ему и благословение), то их очень много. Это имам Маҳди, которого мы ожидаем, и не верьте тем, кто отрицает его появление, так как Таха (Пророк Мухаммад) (мир ему и благословение) поистине сказал о том, что он объявится, даже если это произойдет за день до конца света.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ислам о Конце Света
Куда спрятаться от Судного дня?
Признак того, что Конец Света близко
Признаки Судного дня
Самые высокие здания в мире и признаки Судного дня
Конец света уже наступил (ВИДЕО)
Судный день
Трудности Судного дня
Что ждёт нас в Судный день
Что нас ждёт после смерти?
Выжившие после Конца света
Падение метеорита – ещё один повод, чтобы…

Кто хочет знать достоверные хадисы, переданные имамами, загляните в книги. Во всех хадисах Хабиба (мир ему и благословение) достоверно говорится о том, что Маҳди – из его потомства. Передается, что он красивой внешности, черты лица как у араба, телосложением подобен израилитам. Далее сказано: «Религия, начавшаяся с нас, завершится на Маҳди, который тоже из нас (из моего потомства)». Более того, радость последователям тариката: имам Раббани говорит, что цепочка накшубандийского тариката не прервётся до времени ближе к концу света, и имам Маҳди будет в этом тарикате. Тот тарикат, который дошёл до нас в чистом виде, с неизменной основой, в таком же неизменном, чистом виде дойдет и до него.

Он последний из преемников накшубандийского тариката, и после него не будет больше муршидов. Он сегодня жив, но скрыт от народа и объявится, когда земля заполнится насилием.

Что касается тех признаков приближения Судного дня, которые еще не проявились, то прежде всего объявится имам Маҳди, затем придёт Даджал (Антихрист), после этого спустится Иса (мир ему), затем объявится некое животное Дабат аль-арзи. Далее солнце взойдет с запада, заберут Коран с земли, оставив только чистые листы. После убийства Даджала появятся Йаджудж-Маджудж (Гог и Магог). Люди изберут Маҳди имамом и между макамом Ибраҳима и углом, где находится Хаджар аль-Асвад (Чёрный камень), присягнут ему в верности. Говорят, что это произойдёт в день Ашура (десятый день месяца мухаррам). Последним признаком объявления Маҳди будут затмение Луны в первую ночь месяца рамазан и затмение Солнца в пятнадцатый день. Это будут небывалые затмения Солнца и Луны. Затем в Хорасане объявится проклятый Даджал, иудеи и турки последуют за ним, и сказано, что из одного Исфахана за ним последуют семьдесят тысяч человек.

В другом предании говорится, что год, когда объявится Маҳди, будет нечетным, и после избрания его имамом он проживет не более девяти лет.

Объявление Маҳди станет большой радостью для всех мусульман мира. Ангелы на небе, птицы, насекомые – не останется даже животного, не проявившего радость. Число тех, кто присягнёт ему в Масджид аль-Хараме, будет равно количеству участников битвы при Бадре, а их было триста тринадцать, и первую речь после присяги произнесет халиф, прислонившись спиной к Каабе. Затем он прочитает аят из Корана со смыслом: «Тот, кого вам дал Аллах (Бакиййатуллаҳ), лучше для вас, если только вы уверуете» (Коран, 11:86).

И добавив: «Я тот, кого вам дал Аллах, и Его наместник», завершит свою речь. Его будут приветствовать только словами: «Ас-саламу алайка, я Бакиййатуллаҳ филь-арзи».

Затем Бакиййатуллаҳ прибудет в Куфу и отправит войска во все стороны. В хадисе говорится о том, что над ним в воздухе будет витать ангел, который будет извещать: «Это Маҳди – наместник Аллаха на земле, следуйте за ним!»

Заточенный могуществом Всевышнего Аллаха на острове до наступления своего часа Даджал вместе с упомянутым воинством последователей, словно сорвавшаяся с цепи собака, начнет свое нашествие. Отец всех смутьянов, Даджал получит возможность ввергнуть людей в смуту, какой еще не было на земле со дня её сотворения, не дать увидеть которую просит всё сущее. Не останется места, куда не ступит нога врага, он даже вознамерится отправиться в Мекку и Медину. Эти два заповедных места, мечеть Аль-Акса (Байт аль-Мукаддас) и гору Тура Сайна’ (Синай) защитят ангелы и не позволят проклятому ступить туда грязной ногой.

Положение в странах Востока станет очень тяжелым, словно на пожарище, где смешались огонь и вода. Во всем мире начнутся большие потрясения, и взовьется знамя газавата. Один проклятый из потомства Йазида в Дамаске выступит против Маҳди, и имам убьет его. Мечом он станет призывать народ на путь Ислама, и таким образом шариат Хабиба (мир ему и благословение) распространится на земле. Те, кто выступит против, будут унижены, а кто отвернется от Ислама – найдет погибель. Семьдесят тысяч мусульман, исполняя такбир, возьмут город Румиййат.

Что касается злосчастного Даджала, то он родился еще во времена нашего Пророка (мир ему и благословение). По мольбе Посланника (мир ему и благословение) Всевышний Аллах переправил его из земли Хиджаза на остров в море. Этот проклятый является человеком из потомства Адама (мир ему), мать же его – из потомства проклятого иблиса. Он объявится в иудейской вере и будет спорить с людьми, утверждая, что он бог. «Если я оживлю твоего умершего отца, последуешь ли ты за мной?» – будет он говорить сыну. В это время перед ним в облике отца предстанет шайтан, и сын, приняв это за правду, уверует в Даджала и впадёт в заблуждение. У заблудшего проклятого не будет одного глаза, и на лбу у него будет написано «кафир» (неверный). Говорят, его верховым животным будет осел, у которого будут такие уши, что они вынесут сто человек. «Рай и Ад в моей власти, и религия моя истинная, и кроме меня нет больше никого», - будет утверждать этот неверный.

И тогда Всемогущий Аллах с небес спустит сына Марйам – Рухуллаха ‘Ису (мир ему). Его спустят на минарет мечети Аль-Амавийа в Дамаске, когда джамаат и имам этой мечети, назначенный имамом Маҳди, будут коллективно совершать предзакатный намаз.

Ису они сделают имамом и за ним завершат предзакатный намаз. Оттуда Рухуллах ‘Иса (мир ему) направится в Байт аль-Мукаддас, к мечети Аль-Акса в Иерусалиме, и там ко времени рассветного намаза он встретится с Маҳди.

Маҳди и его друзья с почтением попросят ‘Ису (мир ему) стать имамом в намазе, но Рухуллах (мир ему) не выйдет вперед, а совершит намаз за Маҳди. Этот первый намаз он совершит за Маҳди, чтобы показать, что он пришел в Ислам (то есть будет следовать шариату пророка Мухаммада), - только ради этого он поступит так, ведь ‘Иса (мир ему) – пророк, и уровень авлийа не достигнет уровня пророка. Более того, ‘Иса (мире ему) является одним из пяти избранных пророков. И он будет претворять шариат дорогого Хабиба (мир ему и благословение), являющегося печатью всех пророков.

Затем Иса Рухуллах (мир ему) вместе с имамом Маҳди отправится следом за Даджалом, и близ Рамлата, в местности Лудд, они поймают Даджала, спасающего душу бегством. В этом месте Даджалу дадут испить из рога смерти. Иса (мир ему) ударит его копьём, и он упадёт на землю. Тотчас же проклятого зарежут, и человечество спасется от его смуты. Для иудеев, последовавших за ним, наступит настоящий «Судный день», от которого никто не убежит.

И они, словно птенцы куропатки, спрячутся в разных местах, и каждое дерево, за которыми они спрятались, будет свидетельствовать: «За мной тоже спрятался иудей». И не останется ни одного дерева, которое бы не заговорило. Так будут истреблены последователи Даджала, не останется ни одного из них, кто мог бы рассказать об этом, а те мусульмане, которые будут убиты ими, станут шахидами.

Советниками Маҳди будут неарабы, достигшие познания Аллаха и говорящие на арабском. Он ни одного решения не примет единолично, не посоветовавшись с ними. После того, как смуте Даджала будет положен конец, не останется другой религии, кроме Ислама. Иудеи, христиане уверуют в ‘Ису (мир ему), а тех, кто не уверует, накажут мечами. Они не отделаются выплатой дани (джизйат), отвечать им будут только мечом. Шариат воссияет, как солнце в ясную погоду, и мир станет красивее, избавившись от ширка (многобожия). Жизнь во всем мире станет прекрасной, достигнув совершенства в порядке и справедливости, исчезнут усобицы и раздоры. Овцы и волки будут жить в мире, а змеи будут играть с маленькими детьми. Хозяйство достигнет расцвета, народ разбогатеет, урожаи полей и садов будут небывалыми, даже одной кистью винограда смогут наесться несколько человек. Строительная индустрия получит такое развитие, что не останется ни одного ветхого здания. Живые, пребывая в блаженстве, словно в Раю, будут печалиться, думая о покойных: «Ах, были бы они живы!» В некоторых преданиях говорится о том, что так будет продолжаться сорок лет, но они пролетят как один день.

За это время по предопределению Аллаха из жизни в мир иной уйдет имам Маҳди, и ‘Иса (мир ему) похоронит его в Байт аль-Мукаддасе, совершив над ним намаз-джаназа.

Появятся Йа’джуж-Ма’джуж (Гог и Магог) и осквернят весь мир, они все вместе нападут на ‘Ису (мир ему) и потеснят его к горе Тура Сайна. Там он с войском попадет в окружение и испытает трудности. Из-за сильного голода и жажды они окажутся в затруднительном положении.

Иса (мир ему) встанет перед Всемогущим Аллахом и будет умолять вывести их из этого состояния. В тот же час Йа’джуж-Ма’джуж все как один, навалившись друг на друга, погибнут. И тогда Иса (мир ему) со своим войском спустится с горы Тура Сайна. В это время на земле будет стоять запах падали от мёртвых тел Йа’джуж-Ма’джуж, и по велению Всевышнего прилетят стаи птиц и сбросят их сгнившие тела в море. После этого пойдет дождь милости, который омоет всю землю, и мир станет прежним.

Тогда ‘Иса Рухуллах (мир ему) прибудет в Мекку. Во время его обхода вокруг Каабы появится Даббат аль-арзи, внешность и размеры которого невозможно передать словами и описать пером: голова как у быка, четыре ноги, хвост как у барана, уши как у слона, шея длинная как у страуса, бока как у кота, окрас как у тигра, грудь как у льва, стопы как у верблюда, глаза как у свиньи, с двумя крыльями, покрытый волосами – Всевышний создал его как хотел. О появлении такого животного говорится и в Коране.

Сказано, что, появившись, это животное дунет на все четыре стороны, и Всевышний Аллах сделает это дуновение причиной проявления на лбу у всех людей надписи – имени каждого человека, которое Всевышний дал ему Своим предвечным знанием (ильм аль-азаль). И эта надпись будет выпуклой, ее будет видно, откуда бы ни посмотрели, издалека или с близкого расстояния. Считается достоверным, что это животное и есть тот верблюжонок, который убежал и скрылся в скале, после того как народ зарезал верблюдицу Салиха. Согласно хадису, это животное выйдет из Масджид аль-Харама. Также говорится, что оно выйдет со стороны холма Сафа. Никто не знает этого лучше Всевышнего Аллаха.

Затем Иса Рухуллах (мир ему) отправится в Медину и посетит Равзу Ахмада (мир ему и благословение). В Медине он женится, и у него родятся два сына, после чего он заболеет и покинет этот мир. Похоронят его в почтенной Равзе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а могилу ему выроют рядом с ‘Умаром Фаруком. После этого на земле не останется ничего стоящего, и все чистые и порядочные люди покинут этот мир. По велению Аллаха солнце встанет с запада, и люди обратятся к покаянию, но Творец не примет их, ибо в это время врата покаяния будут закрыты.

Каждый останется в своем положении – неверный в неверии, а мусульманин в Исламе. Затем будет забрана Речь Всевышнего, и в книгах останутся лишь чистые страницы. Также у всех чтецов, которые знали Коран наизусть, из сердец изымут то, что они знали, и превратятся они в невежд, не знающих ни одной буквы. И тогда этот невежественный народ переключится на поэзию, и все их мастерство чтения Корана выразится в распевании стихов.

Однако все эти признаки проявятся после смерти Рухуллаха ‘Исы (мир ему) и разрушения Каабы хабашитами. Затем подует теплый, приятный ветер, который станет знамением для верующих, и каждый, у кого в сердце осталась хотя бы капелька веры, все как один покинут этот мир. И не останется на земле ни одного человека, который произносил бы имя «Аллах». Оставшиеся самые худшие люди своим поведением будут подобны животным, и на них Всевышний Аллах завершит жизнь человечества.

Когда Исрафил вострубит в Рог в первый раз, произойдет такое землетрясение, какого еще не было на земле. Оно не прекратится в течение года и будет все больше усиливаться с каждым днем. Солнце померкнет, звезды повиснут, горы и холмы разрушатся, и вся земля станет ровным полем. Пастухи, оставив свою паству, разбегутся по домам, из сел народ побежит в города. В панике кормящие матери забудут о своих грудных детях, у беременных от страха будут выкидыши. Состояние людей будет таким, словно они пьяны. Таким будет результат первого дуновения в Рог.

Ангел Исрафил вострубит в Рог во второй раз, и тогда все сотворенное для исчезновения погибнет, на небесах и на земле останутся только четверо: Джабраил, Микаил, Исрафил и Израил. Всевышний Аллах, хотя Он и всезнающ, спросит: «Остался ли кто в живых из Моих творений, о ангел смерти?» Отвечая Творцу, Азраил сообщит: «Остались мы вчетвером». Затем Аллах велит ангелу смерти: «Забери душу ангелов Исрафила и Микаила». И они оба, как две огромные горы или как два бревна, упадут на землю. Ангелы Израил и Джабраил останутся живы. И после этого Всевышний велит Израилу: «Умри и ты, о ангел смерти». Выполняя повеление, ангел смерти умрет. Могущественный Творец обратится к Джабраилу и спросит его: «О Джабраил, кто остался в живых?» Джабраил ответит: «Остались бессмертный и вечный Ты и я, Джабраил, созданный для смерти». «О Джабраил, пришёл и твой черёд умереть», - известит его Творец. Тогда Джабраил падёт ниц в земном поклоне и в таком положении завершит отпущенное ему Всевышним время жизни. Все сотворенное на небесах и на земле погибнет, за исключением того, что Творец создал для вечности.

Кроме Одного Единственного Могущественного Творца в живых не останется никого. Останется Один не имеющий сотоварища, Единственный, Живой, Существующий вечно, Судья, Справедливый и Чистый от недостатков Аллах. Всевышний задаст вопрос: «Кому принадлежит власть сегодня?» Не найдется на земле никого, кто бы Ему ответил. Тогда Аллах Сам Себе ответит: «Лиллахи-л-вахиди-л-каххар» - Единственно Господствующему Аллаху.

لله الواحد القهار

Мирские правители, которые препирались на земле, будут лишены дара речи, а тираны, которые притесняли народ, попав в темницу, окажутся заключенными. А что касается верующих, для которых мир был тюрьмой, то они будут довольны, получив непреходящую, вечную радость. Их не покинут милость и щедрость Создателя, и тяготы, которые перенесли они на земле, позабудутся. Если люди, которые провели жизнь в больших грехах, умрут не раскаявшись, вряд ли они спасутся. Покаяние в предсмертном состоянии не спасло Фир‘авна, так что обратитесь к Аллаху.

На этом завершу взятое из книг и сокращенное по возможности разъяснение признаков, о которых рассказал Посланник (мир ему и благословение) и которые не могут не проявиться во времена ближе к концу света. Думаю, этого достаточно. Я не привел все версии, которые содержатся в книгах толкования Корана и хадисов, но, рассмотрев, некоторые из них занес в тетрадь, не вдаваясь в противоречия. Так, если один алим расскажет по-другому, не нужно с ним спорить, доказывая, что он не прав. Может, он рассказывает версию другого передатчика, и непросвещенному лучше считать правильными обе. Еще обратите внимание, чуть было не забыл предупредить об одном условии: передатчик должен быть из числа ахль ас-Сунна.

Что касается шиитов, то они утверждают, что ожидаемый Маҳди – это Мухаммад ибн Хасан Аскари. Еще они говорят, что упомянутый Мухаммад исчез, скрывшись в земле. Говорят, что этому мальчику было 5 лет. Шииты ожидают этого Маҳди. Также они считают его двенадцатым имамом. Даже Таха (мир ему и благословение), которого Аллах отправил милостью для миров, они не почитают так, как его. Это крайне неправильное убеждение, не соответствующее Шариату и отвергаемое разумом. История об истинном Маҳди, которую мы рассказали ранее, приведена в книге «Йавакит» . Как после ухода Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из этого мира появились самозванцы, объявлявшие себя пророками, так же время от времени появляются смутьяны, называющие себя Маҳди. Не будем тратить время, рассказывая о них и называя всех поимённо, их количество достигло одиннадцати человек.

Последним из них был Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-Кахтани, который спорил в аль-Хараме, доказывая, что он Маҳди, заставлял народ силой оружия присягнуть ему и, оставив уважение к аль-Хараму, пролил там много крови.

О той последней смуте, которая произошла в 1400 году по мусульманскому летосчислению, слышали и мы. Речь идет о смуте, устроенной иранцами в 1979 г.

Из книги «История пророков». Том II


При изучении ислама обращает на себя внимание
представление этой религии о сверхъестественных существах и магии или
«сихре», как она называется по арабски.
В исламе традиционно деление мира на видимый
человеческому глазу мир людей, сотворенных из материи (как правило
земного праха), и невидимый мир в котором существуют мелеки (часто
ассоцируемые с ангелами в христианстве), сотворенных Аллахом из воздуха и
джинннов, созданных Аллахом из огня. Понятие «сихра» как раз неразрывно
связано с джиннами.

В силу ограниченного числа - около 300 глав Корана
(сур) для исламского богословия и правовой сферы огромное значение
играет Сунна – второй после Корана источник права и установлений. (п римечание
редактора-Хадисы - отдельные сообщения о различных эпизодах жизни
Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих этому обстоятельствах,
переданные устным или письменным путем. Вся совокупность хадисов
образует Сунну (дословно Суннат Расул Аллах - пример посланника Аллаха) и
является вторым после Корана источником исламской религии и исламского
права). В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к
слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в
значении рассказа, сообщения.Значение хадисов в исламской религии очень
велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения
от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным
примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.



Все сборники хадисов делятся по степени достоверности-Достоверные (сахих), Хорошие (хасан), . Слабые (заиф).Су
ì ра
- арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114
сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 - в Медине. Каждая сура
состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до
286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие
суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается
не всегда.Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы)
«Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»
), Знатоки Корана и
Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе
религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь
исламского общества – уммы.

Сложившаяся в таком виде система нормотворчества в
исламе сделала данную религию исключительно динамичной, постоянно
эвлюционирующей, адаптирующейся к трансформирующемуся обществу и
влияющей на его изменения.


В силу этого и данная статья представляет собою
не личные воззрения автора, а краткий обзор вышеупомянутого «фикха»,
т.е. накопленного исламского права в отношении сверхъественного мира,
изложенного в вышедшей в издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и
Герцеговине на боснийском языке переведенной с арабского книги «Мир
джиннов и шайтанов»("Svijet dћina i љejtana” Љejh Bedruddin Ebu Abdullah
Omer ibn Abdullah Љebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozliж "Bemut Sarajevo”)
шейха Бадруддина абу Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи.



В этой книге шейх Бадруддин приводит строки из
работ Абу Касима аль-Ансари Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна,
шейха Абу Аббаса ибн Таймии и ряда других исламских религиозных авторов,
опиравшихся как на Коран, так и на Сунну суры из Курана.

Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх Абу Аббас ибн
Таймия считается основоположником идей исламского фундаментализма и до
сих пор пользуется авторитетом у современных последователей «чистого
ислама» или салафизма(Примечание редактора-термин Салафийя происходит от
выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф
(предки), так как эпохой "праведных предков" или "праведных хплифов"
считается время зарождения ислама, от начала проповеди Мухаммада и и
включая правление первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и
Али до начала расколов общины мусульман). Именно Ибн Таймие принадлежат
идеи возврата ко времени Мухамеда и его четырех праведных халифов,
принцип буквального следования Корану и Сунне с откахом от любых
аллегорических истолкований и осуждения всех "нововведений",
появившихся в исламской традиции после эпохи "праведных халифов". То,
что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о авторитете шейха
Бадрудина, является достаточно серьезным потверждением весомости работ
этого шейха.

Кто такой Иблис-дьявол?


Рассмотрев мнения других исламских законоучителей,
шейх Бадруддин приходит к выводу, что большинство из них считает Иблиса
джиннном, и лишь немногие - мелеком Фигура Иблиса(Примечание
редактора-дьявола) в книге «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина
оцененная им на основе мнений различных религиозных авторитетов
представляется по-разному,но общим является то, что все считают Иблиса
джинном и лишь некоторые считают его мелеком(Примечание
редактора-джинн -бестелесный дух созданный Аллахом из огня и обладающий
известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и
Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий
ему
). Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое
время служил Аллаху, к которому попал по мнению одних исламских
авторитетов по воле последнего, либо по мнению других исламских
авторитетов был посредником для общения с джиннами на земле, либо по
мнению третьих - попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов,
либо по мнению четвертых Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал
в подавлении восстания джиннов. Следует заметить что например Шехр б.
Хушиб согласно уже другой книге «Дьявол – миф и истина» уже
современного боснийского автора Нияза Омера ("Davo – mit i istina”.
Niaz Omer. "Preporod” "Gracanica”. 2007) , считал что после восстания
джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на
небо,тогда как Са’адб Месу’уд считал, что Иблис вырос в плену,
поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.

Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола
является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира
на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между
различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая
часть исламских улемов(Примечание редактора- исламского духовенства )
считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и
Саид Кутб(Примечание редактора-Египтянин Саид Кутба (1906-1966),
ведущий идеолог современного исламского фундаментализма, автор книг «Фи
зилал аль-Кур"ан» (В тени Кoранa) и «Мaалим-ат-тарик» (Знаки на пути),
основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен
президентом Египта-Насером) считала Иблиса одним из джиннов.

Что касается самих шайтанов то как пишет шейх
Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны – это потомки Иблиса. Согласно
Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те
сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и
праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех
людей, которые пошли за демонами и Сатаной.

Вместе с тем шайтаны как правило расматриваются как
одни из джиннов, но четкого деления тут нет и потому термины шайтанов и
джиннов применяются без ясного различения.

При том согласно ряду хадисов существовали джинны,
принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться
однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего
помощь от демонов.

Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера «Дьявол –
миф и истина» пишется что в хадисе Умара ибн Хаттаба, описывается как
посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакисом ибн
Иблисом, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от
Аллаха и стал «искренним верующим», а затем служил целому ряду святых
известных из Библии, которых мусульмане признали как собственных
праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого
джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.

Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному,
но общее следующее: джинны, населяли землю до людей, а после долгого
периода покорности Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха,
подавленное мелеками.

Согласно мнению исламских авторов джинны могут
жить, есть,пить и даже размножаться подобно людям, а также могут и
умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том
числе джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут
вести войну- «джихад» против неверных.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится сура
«джинн», в которой описывается о том как джинны из Басры в долине Нехлех
в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха – Мухаммеда,как и
приводятся примеры джиннов, принявших ислам.

В этой же книге говорится о том, что в исламском
мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не
только людям, но и джиннам,что подтверждается рядом хадисов,как и
толкований этих хадисов улемами(Примечание редактора-исламского
духовенства).

Согласно шейху Бадруддину это подтверждает хадис от
Ибн Аббаса как и толкования Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и
ибн Хазма, а также строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала
Исавийех».

Наконец в самом Коране есть целая сура
«Эль-джиннн», посвященная джиннам, и говорящая, что джинны обязаны
слушать пророка Мухаммеда,а такие же выводы содержатся в суре
«Эль-Акаф».

В хадисе от Айши,супруги Мухаммеда(Примечание
редактора-Айша (613–678) – дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 –
супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи
пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была
старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не
смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его
дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает,
что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с
политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал
укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме
Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша
стала супругой пророка.Айша считалась любимой женой пророка, так как в
отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано
большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов
«ас-Сахих» аль-Бухари
) приведенном в книге «Мир джиннов и
шайтанов» и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова Мухаммеда
к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден
последним и принял ислам.

С этим хадисом как пишет шейх Бадруддин соглашаются
большинство авторов,а имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни и Шурейка
ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, что джинны по словам
Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.

То же самое говорится в хадисе приведенного в книге
«Делаил» автора Хафиза Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха
Бадруддина где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар»
автора Абу Джафара Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о
вышеупомянутом событии.

Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где
обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз
встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще
целый ряд хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком
Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и
приводятся мнения религиозных авторитетов таких как, например, Абу
Хузейфе Ишак ибн Бишр Курайши, о том что Аллах посылал к джиннам своих
посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.

В ряде хадис также описывается случай столкновения
двух смерчей, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис
этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою
с «неверными джиннами».

Облик джиннов.

В отношении облика джиннов также существуют
различные мнения и так Абу Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан»
пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью магических
приемов - «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое
впечатление о своем облике,что же подтверждает и Коран.Вместе с тем шейх
Бадруддин пишет в своей книге, что когда враги пророка Мухаммеда
совещались в Дору- Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из
Неджда.

В этой же книге приводится целый ряд высказываний
из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны могут
быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка
Мухаммеда, приведенный Кади Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике
змей, о чем пишут Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр
Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф
эль-Дженен».

В то же время в описаниях джиннов много
недосказанностей и противоречий и так шейх Бадруддин пишет что согласно
книге «Хаватиф» джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки
противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей,
людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах. Согласно
исламским авторитетам существуют джинны не только в виде собак и змей,
но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их
описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать,как и
менять свой облик.

Так как ни один хадис не содержит описания всех
видов джиннов,то исходя из того что в одном хадисе говориться о джинне
ввиде змеи,а в другом о джинне в ввиде женщины с огромным ртом, то
единственно что их может обьединять так это способность менять облик.

Способности джиннов.

Сами джинны могут как передвигаться от места к
месту так и жить на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра
Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).

Согласно шейху Бадруддину в исламском мире того
времени существовало два основных мнения о возможностях джинна-одни
утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что
только часть джиннов ест и пьет.

При этом в большинстве хадисов приводятся слова
Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха,
вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и
запретил мусульманам чиститься после совершения нужды костями,ибо эти
кости по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в
обращении к мусульманам «вашими братьями».

По господствующему в исламе мнению брак человека с
джинном вполне возможен, хотя для мусульманина непозволителен с тем что
шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые
считали, что такие браки все таки разрешаются.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ
Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин
и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который
являлся толкователем хадисов. При том джинны часто присутствуют при
исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с
намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также
обучают людей в ходе исполнения этих обязаностей исламу. Помимо этого в
благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей
искусству исцеления от болезней.

Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн Абу Дуня о
том, что джинны могут совершать намаз,как приводятся мнения и других
авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые
получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые
дела.

Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других
авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн
Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.

Согласно общепринятому в исламе мнению сами джинны
делятся на «добрых» и «злых», называемых шайтанами. Джинны-мусульмане
войдут в Дженнет(рай) тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом(дьяволом),
престол которого находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный
огонь Джехеннема(ад ).

В своей книге шейх Бадруддин обосновывает это рядом
примеров из толкований и хадисов о том, что джинны живут в каждом доме,
где проживают мусульмане. Это подтверждает и Абу Бакр ибн Убейд в книге
«Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же автору, эти джинны защищают
мусульман от других джиннов (хадис от Йезида ибн Джабира).

Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.

Также шейхом Бадруддином приводится хадис от Абу
Дауда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и
во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.

Убийство джинна возможно и в книге «Мир джиннов и
шайтанов» приводятся хадисы Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как
супруга Мухаммеда-Айша приказала убить змею, которая была
джинном-мусульманином и во искупление греха обязана была раздать бедным
милостыню согласно одному хадису или освободить сорок рабов, согласно
другому. По мнению Хубейбы убийство джинна в виде змеи разрешалось лишь
только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её
предупреждения.

Вместе с тем джинны могут вредить людям и в книге
«Мир джиннов и шайтанов» есть строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в
качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под
Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джинны и
убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался
жив и подружился с джинном, выходившим из колодца. Этот джинн, как и все
остальные джинны, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того,
этот мусульманин спас джинна от смерти тем, что откупился от человека,
который хотел поймать змею, в образе которой находился джинн.

Таким образом согласно мнению исламских авторитетов
правоверный мусульманин должен быть защищен от джиннов и согласно
хадису Убейта ибн Кааба, переданного Абу Касимом Табарани и приведенного
в книге шейха Бедруддина от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а
также защиту от шайтанов обеспечивает чтение ряда сур Корана.

Разумеется сама магия- «сихр»
мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако тут
мнения исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх
Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон
двух мелеков(Примечание редактора-духи созданные Аллахом из воздуха и часто ассоциируемые с ангелами в христианстве ) – Харуна и Марута, которые согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим – предупреждали об опасности от сихра.


Исторически согласно работе «Дьявол –
миф и истина» понятие «сихра» признается большинством исламских
религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, Уль
Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси,
Ибн-уль Кайим.


Так, согласно хадису, записанному
Акрамом от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и
отрицание существования «сихра» является «уходом из веры».Таким образом
все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами
что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря
равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть
частью мусульманской уммы(сообщества мусульман ) и правоверным
мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно
предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих
мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» шейх
Бадруддин как раз и описывает,то как те кто занимается «сихром» или
«ширк», часто составляют послания «амайлийи», в которых пишут то что
«шайтанам мило»,и последние взамен оказывают этим людям услуги,
например, находят источники воды, переносят их по воздуху,а также
предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное


По мнениям исламских авторитетов и
хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джинн мог вселиться в человека,
оказавшегося целью ритуала «сихра» и так им приводится аят
«Аль-Бакара», согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.


В силу этого мусульманину разрешается
проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел
людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью
самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но
рассматривается как грех.

Сами исламские религиозные авторитеты
предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов.в
первую очередь от шайтанов и шейхом Бадруддином в его книге приводятся
строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в
женском облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно
«Мекайиду-шайтан» "читал даават", т.е. занимался проповедью ислама.


Как защиту от шайтанов этими исламскими
авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или аята. Например,
шейх Бадруддина приводит случай, когда ночной джинн Гул в женском облике
прочитала схватившему её мусульманину аят "Курсий" (Святой) как защиту
от джиннов, а в книге «Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзура
приводится пример когда аят из суры "Имран" защитил мусульманина от
шайтанов.


Сам шейх Бедруддин писал, что от
джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры
«муаввизетейн», чтение суры «Курсий», чтение всей суры «Аль-Бакара» либо
двух её последних аятов, заучивание наизусть части суры
«Ха-мим-Аль-муумин», чтение исламского символа веры - шахады.

В силу всего вышеуказанного
неудивительно что в исламе появление различных оккультных движений было
достаточно привычным явлением.Самой показательной тут была религиозная
практика шиитов у которых, в отличии от сунитского ислама духовному
сословию (аятоллам, т.е. буквально "слову Аллаха") было разрешенно
толковать Корана и хадисы сообразно с собственным мнением и эти их
частные мнения становились для остальной шиитской общины религиозными
правилами.


Да и сам принцип «иджитихада», т.е.
выработки новых религиозно-правовых установлений у шиитов продолжал
достаточно свободно истолковываться в отличие от суннитских улемов,
опирающихся как правило на Коран и хадисы, равно как и на соложившийся
корпус ранее принятых фетв - религиозно-правовых заключений и
установлений. полагающейся, как правило, на установившиеся мнения
авторитетных в прошлом алимов.


Например, именно с шиитской династией
Убейдаллы, провозгласившего своим предком Исмаила, потомка Фатимы, и
захватившего власть в Египте,связанно появление секты исмаилитов.


Исмаилитом был и знаменитый "Старец
горы"-Хасан ибн Саббах создавший орден ассасинов с центром в замке
Алавут у города Казвин на севере Ирана(Примечание редактора-Ассасины
(хашашины, хашишины,хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа
или хашишийун- «употребляющий хашиш»- наименование, под которым получили
широкую известность в Средние века и в настоящее время
исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с
комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической
секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают
многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена
монголами в 1258 г
. ). Управляемый "Каирской ложей" орден
ассасинов представлял из себя закрытую секту в которой стали
практиковаться различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и
носившие согласно мнениям современиков-оккультный характер.По большому
счету сами языческие мистерии и преследовали оккультные цели,по крайней
мере если эти мистерии оценивать на основании мнения православного
богословия.


Сам Хасан ибн Саббах был прежде всего духовным
лидером созданной им религиозной общины-ассасинов и одновременно
являвшийся командующим мощной военной силы ассасин готовых убивать по
первому его знаку.


Вряд ли влияние гашиша постояно
упоминаемое в книгах об ассасинах могло обьяснить сознательную их
самопожертвеность,ибо ныне и более тяжелые наркотики подобной
самоотвержености не вызывают.Так же безосновательны обьяснения об
организации какого то якобы обмана когда кандидата напаивали вином и
отводили между невольниц "Старца с горы" как якобы в рай. Вряд ли бы
какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в
междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и тем самым
очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать
поведение и сами души своих ассасинов,иначе вряд ли бы они столь
самоотверженно умирали.Очевидно что подобное умение могло было быть им
полученно только в «Каирской ложе»,где он и прошел инициацию.


Однако подобная практика была вовсе не специфична
для исмаэлитов или только для одних шиитов. В сунитском исламе
существование схожей практики можно отметить в суфийских братствах
"тарикатах", известных в Европе как дервишские ордена.

Разумеется все это является ныне
историческим прошлым. Однако и в современном исламском мире до
настоящего дня можно встретить ритуалы "изгнания джиннов" из больных
посредством ритуалов, описанных в том числе и в книге шейха Бадруддина.
Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал перевод и
переиздания теологических работ по "исламской демонологии" или точнее
говоря "исламскому джинноведению". И хотя современный салафизм многие
считают своего рода «исламским пуританством», крайне рационалистической
идеологией, подозрительной к любым мистическим аспектам и поискам, но
идейные основатели этого течения, такие как Ибн Таймия не ставили под
сомнение основы «исламского джинноведения».


Интересно, что отличное от христианского
представление о сверхъестественных существах облегчает адаптацию
современных суггестивных техник последователями исламского
фундаментализма.

38 908

Глоссарий

А

  • Аврат, Аурат (араб. عورة‎‎ — части тела, которые должны быть прикрыты) — Часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, у мужчин от пупка до коленвключительно.
  • Акида, Акыда (араб عقيدة‎‎ — твердо верить во что-либо) — комплекс вероубеждений мусульман.
  • Акика (араб. عقيقة‎‎ — перерезание) — принесение в жертву одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребенка.
  • Ансары (араб. أنصاري‎‎ — помощники) — коренные жители Медины, которые обратились в ислам и стали сподвижниками пророка Мухаммеда.
  • Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته‎‎ — мир над вами и милость Божья и Его благословение) — одна из форм приветствия мусульман, которое означает: "Мир вам, милость Аллаха и Его благословение".
  • Ахль аль-Байт (араб. أهل البيت‎‎ — люди дома) — члены семьи и жёны пророка Мухаммеда. Шииты.
  • Ахлю сунна валь джамаат (араб. أهل السنة والجماعة‎‎ — люди Сунны и общины) — мусульмане-сунниты следующие пути пророка Мухаммеда и мнению общины (авторитетных богословов и ученых).
  • Ахират (араб. الآخره‎‎ — конец, последний) — вечная, загробная жизнь состоящая из жизни в раю либо в аду.
  • Аятолла (араб. آية الله‎‎ —) — знамение Аллаха) — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии.

Б

  • Барзах (араб. برزخ‎‎ — преграда) — место пребывания человеческой души в период между физической смертью и днём воскресения.
  • Басмала, Тасмия (араб. بسملة‎‎ — басмала) — термин для обозначения фразы Бисми-лляхи р-рахмани р-рахим, с которой начинается каждая сура Корана, кроме девятой.
  • Бейт аль-Мамур (араб. البيت المعمور‎‎ — дом …) — храм, небесный аналог Каабы, расположенная на седьмом небе прямо над Каабой.
  • Бида (араб. بدعة‎‎ — новшество) — нововведение в религию, которые были введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада и его сподвижников.
  • Бурак (араб. البراق‎‎ — сияющий, молниеносный) — животное из потустороннего мира, на котором пророк Мухаммед совершил ночное путешествие (исра) из Мекки в Иерусалим.

В

  • Ваджиб (араб. واجب‎‎ — долг) — обязательное (действие и т.п.).
  • Вали (араб. ولي‎‎ — покровитель, святой) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения. У суфиев — святой, который может обладать сверхъестественными способностями (караматами). Мн. число — Авлия (араб. أولياء‎‎).
  • Васвас (араб. الوسوسة‎‎ — сомнение) — наущения шайтана, подталкивающие человека к совершению греха, либо к отвлечению от поклонения.
  • Василя (араб. الْوَسِيلَة‎‎ —) — самое высокое и прекрасное место в Раю, которого будет удостоен только Пророк Мухаммад.
  • Вахй (араб. وحي‎‎ — откровение) — божественное откровение. Скрытый и быстрый способ передачи сообщений пророкам напрямую, или через ангелов.
  • Витр (араб. وتر‎‎ — нечётный) — заключительный ночной намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов.

Г

  • Гази (араб. غازي‎‎ —) — воин, участвующий в газавате. См. Муджахид.
  • Газават (араб. غزوات‎‎ — вторжение) — войны, в которых лично участвовал пророк Мухаммед. См. Джихад.

Д

  • Даават (араб. دعوة‎‎ — призыв) — призыв, приглашение в Ислам, прозелитизм.
  • Джазакаллаху хайран (араб. جَزَاكَ اللهُ خَيْرا‎‎ — вознагради тебя Бог хорошим) — Выражение используемое в качестве благодарности за оказанную помощь либо совершение каких-либо добрых дел и означает Да воздаст тебе Аллах благом.
  • Джанаба (араб. جنابة‎‎ — осквернение) — состояние полового осквернения, которое наступает после половой близости или поллюции во сне.
  • Джахилия (араб. ‏جاهلية‎‎ — невежество) — доисламские времена, времена невежества.
  • Дервиш (перс. درویش‎ — бедняк, нищий) — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.
  • Джибриль (араб. جبريل‎‎ — могущество Бога) — ангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам. См. Архангел Гавриил.
  • Джизья (араб. جزْية‎‎ — дань) — подушный налог, взимаемый со взрослых мужчин немусульман, живущих на территории мусульманского государства в обмен на освобождение в службе в армии. Плательщик джизьи освобождался от службы в армии.
  • Джинн (араб. جنّ‎‎ — джинн) — творения, созданные всевышним Аллахом из огня. Джинны могут быть как мусульманами, так и неверующими (шайтаны).
  • Джихад (араб. الجهاد‎‎‎ — усердие, усилие) — усердие в благих делах, приложение усилий в благих делах, борьба за веру.
  • Джума (араб. الجمعة‎‎ — собрание, пятница) — часть слов имеющих отношение к пятнице и пятничной молитве. Джума намаз — пятничная молитва, Джума мечеть — мечеть для совершения пятничной молитвы.
  • Духа (араб. الضحى‎‎ — утро) — утреннее время, когда совершается необязательный утренний намаз.

З

  • Закят (араб. زكاة‎‎ — то, что очищает) — налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом. Один изпяти столпов Ислама.
  • Зикр (араб. ذكر‎‎ — поминание) — духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенных формул, содержащей имя Аллаха. Мн. число — Азкары.
  • Зимми (араб. ذمي‎‎) , Ахль аз-зимма (أهل الذمة‎ — люди договора) — собирательное название немусульманского населения, проживающего на территории исламских государств, и живущих по законам шариата.
  • Зиярат (араб. زِيَارَة‎‎ — визит, паломничество) — святое место, место паломничества мусульман.

И

  • Ибадат (араб. عبادة‎‎‎ — служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т.п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
  • Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎‎ — благословенный праздник) — праздничная приветственная фраза в Курбан-байрам и в Ураза-байрам.
  • Идда (араб. عدة‎‎ — несколько) — период (4 месяца и 10 дней) выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.
  • Иджма (араб. إجماع‎‎ — консенсус) — единогласное мнение большинства исламских ученых-правоведов.
  • Иджтихад (араб. اجْتِهَاد‎‎‎ — усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
  • Изар (араб. الأزار‎‎ — покрывало) — кусок материи, которым опоясываются вокруг пояса во время хаджа.
  • Икамат (араб. إقامة‎‎ —) — второй азан, читаемый перед обязательной молитвой. Немного отличается от азана.
  • Имам (араб. إمام‎‎ — предводитель) — 1. Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т.д. 2. Глава мусульманской общины. 3. Руководитель общей молитвы (намаза), чаще всего в мечети. .
  • Иман (араб. إيمان‎‎ — вера) — убеждение включающее в себя веру в Аллаха, Ангелов, Священные Писания, пророков, в Судный день иПредопределение.
  • Инсан камиль (араб. إنسان كامل‎‎ — совершенный человек) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика.
  • Иншаллах (араб. إن شاء الله‎‎‎ — как пожелает Бог) — ритуальное молитвенное восклицание, междометное выражение, используемое в арабских и других мусульманских странах, как знак смирения мусульманина перед волей Аллаха.
  • Иснад (араб. إسناد‎‎ — опора) — цепочка рассказчиков передающих хадис от пророка Мухаммеда.
  • Истиска (араб. اِسْتِسْقَاء‎‎ —) — групповой намаз, состоящий из двух ракаатов, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи.
  • Истихара (араб. اِسْتِخَارَة‎‎ —) — намаз, состоящий из двух ракаатов, в котором молящийся просит всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.
  • Истихсан (араб. اِسْتِحْسَان‎‎ —) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали ее.
  • Исра и Мирадж (араб. إسراء ومعراج‎‎ — путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим (исра — араб. إسراء‎‎‎‎), а затем вознесён на небеса (мирадж — араб. المعراج‎‎).
  • Итикаф (араб. — اعْتِكَافٌ‎‎ —) — уединение в мечети ради поклонения всевышнему Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть и совершать половое сношение с женой.
  • Ихрам (араб. إحرام‎‎ — посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
  • Ихсан (араб. احسان‎‎ — хороший) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха так, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает, что Аллах видит его. См. Ихляс (араб. الإخلاص‎‎ — искренность).

К

  • Кааба (араб. الكعبة‎‎ — куб) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. В сторону Каабы мусульмане обращают свое лицо во время молитвы, а во время хаджа вокруг Каабы совершается обряд таваф.
  • Кавсар, Каусар (араб. الكوثر‎‎ — изобилие) — райская река, название суры Корана.
  • Калам (араб. كلام‎‎ — слово, речь) — философско-теологическая дисциплина.
  • Кафара (араб. كََفَّارَة‎‎ — искупление) — искупление за совершение греха.
  • Кафир, Гяур (араб. كافر‎‎ — скрывающий) — неверный, немусульманин, человек не верующий в Аллаха и пророческую миссию пророка Мухаммеда.
  • Кибла, Кыбла (араб. قبلة‎‎‎‎ — направление) — направление на Каабу в Мекке. Сторона в которую мусульмане совершают свою молитву.
  • Куния, Кунья (араб. كنية‎‎ — прозвище) — составная часть арабского (мусульманского) имени, включающее элементы «абу» (отец) или или «умм» (мать).
  • Курайшиты (араб. قريش‎‎ — Курайш) — родное племя пророка Мухаммеда, которое долгое время вело с ним борьбу.
  • Курбан-байрам (тур. Kurban Bayramı), Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎) — праздник жертвоприношения и окончания хаджа, отмечаемый в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Авраама.

Л

  • Люди Писания (араб. اهل الكتاب‎‎ — ахль аль-Китаб) — собирательное название иудеев и христиан.

М

  • Магриб (араб. المغرب‎‎ — запад) — название странам, расположенных к западу от Египта. Вечерняя молитва.
  • Мазхаб (араб. مذهب‎‎ — доктрина, школа) — религиозное учение в области мусульманского права. Наиболее распространёнными мазхабами являются Маликитский, Ханафитский, Ханбалитский и Шафиитский мазхабы.
  • Макрух (араб. مكروه‎‎ —) — нежелательное (макрух танзихи) или запретное (макрух тахрими).
  • Масджид аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — отдалённая мечеть) — Мечеть в Иерусалиме, третья святыня Ислама.
  • Мать правоверных (араб. أُمَّهَاتُ الْمُؤْمِنِين‎‎) — звание, которого удостаивались все жена пророка Мухаммеда.
  • Мансух (араб. منسُوخِه‎‎ —) — аннулированные коранические аяты или религиозные предписания.
  • Махди Махди Сахиб аз-Заман (араб. مهدي‎‎ — ведомый) — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране Махди не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах.
  • Махрам (араб. محرم‎‎ — запрещённый) — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие.
  • Машаллах (араб. ما شاء الله‎‎ — то,что пожелал Бог) — выражение, часто используемое как знак изумления и благодарности Богу.
  • Мисвак (араб. سواك‎‎ — сивак) — щетка для чистки зубов, сделанная из веток и корней дерева арак (Salvadora persica), при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку.
  • Мубах (араб. مباح‎‎ — допустимый) — свободное, нейтральное (действие и т.п.).
  • Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد‎‎ — борец, совершающий усилие) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
  • Муджизат (араб. مُعْجِزَات‎‎ — недосягаемый) — чудо, выходящее за пределы человеческих возможностей и служащее доказательством истинности пророческой миссии. .
  • Муджтахид (араб. المجته‎‎ —) — учёный, достигший уровня иджтихада.
  • Мусхаф (араб. مصحف‎‎ —) — сборник написанных и собранных в одном месте листов в виде книги, будь то Коран или другая книга.
  • Муснад (араб. ‎‎ — относить что-либо к че-му-либо) — сборник хадисов, в котором хадисы упорядочены в соответствие в именами сподвижников, рассказавших их от имени пророка Мухаммеда.
  • Мустахаб (араб. مستحب‎‎ — рекомендованный) — желательное, одобряемое (действие и т.п.).
  • Мута (араб. نكاح المتعة‎‎ — брак для удовольствия) — освобождение от ихрама после совершения малого паломничества с намерением вступить в ихрам снова для совершения хаджа; временный брак, который был распространен среди арабов до появления ислама и разрешен в первые годы ислама, но впоследствии запрещен.
  • Мутавиль (араб. ‎‎ —) — сторонник ошибочных взглядов, который несправедливо обвиняет в неверии некоторых мусульман.
  • Муташабихат (араб. متشابهات‎‎ —) — неясные, трудно понимаемые аяты Корана, которые притягивают особое внимание комментаторов.
  • Муфтий (араб. مفتى‎‎‎ — высказывать мнение) — учёный — знаток Шариата, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения, основываясь на принципах Шариата и прецедентах.
  • Мухаддис (араб. ‎‎ —) — Учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
  • Мухаджиры (араб. المهاجرون‎‎‎ — переселенцы) — переселенцы в Медины из Мекку под предводительством пророка Мухаммеда. Переселенцы, беженцы в странах ислама.
  • Мухкам (араб. محكم‎‎ —) — коранические аяты, содержащие ясные и неаннулированные религиозные предписания.
  • Муэдзин (араб. مُؤَذِّنٌ‎‎ — призывающий на молитву) — служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Н

  • Наджис (араб. النجاسة‎‎ — нечистота) — нечистоты, к которым относятся моча, кал, рвота мертвечина, свинина и т.д. Мн. число — Наджаса (араб. نجاس‎‎).
  • Назр Курбан (араб. ‎‎ — жертва) — жертвоприношение, которое человек добровольно делает для себя обязательным.
  • Намаз (перс. نماز‎), Салят ((араб. صلاة‎‎)— ритуальная молитва.
  • Насих (араб. ناسِخُ‎‎ — удаление, изменение)- отмена положений одних аятов Корана или хадисов, в пользу положений других аятов или хадисов.
  • Нафиля (араб. النَّافِلَةِ‎‎ —) — Необязательные обряды для поклонения Аллаху, которые желательно совершать, даже если имеются несовершенные обязательные намазы.
  • Нафс (араб. النفس‎‎ — душа) — животные страсти, сущность человека, его "Я".
  • Никаб (араб. نقاب‎‎ — завеса) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины.
  • Нисаб (араб. نِصاب‎‎ — кворум) — сумма, при наличии которой человек обязан выплачивать Закят.

О

  • Омовение (араб. وضوء‎‎ — вуду) — ритуальное омовение, являющееся обязательным условием для совершения намаза, тавафа, прикосновения к Корану, включающее в себя омовение лица, рук, головы и ног. См. Вуду.

П

  • Праведные халифы (араб. الخلفاء الراشدون‎‎ — аль-халифа"у р-рашидун) — четыре первых халифа (Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб).

Р

  • Радиаллаху анху (араб. رَضِيَ اللهُ عَنْهُ‎‎ — довольство Бога ему) — слова употребляемые после упоминания имён сподвижников пророка Мухаммеда.
  • Ракаат (араб. ركعة‎‎ —) — порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву.
  • Рахималлах (араб. رَحِمَهُ اللهُ‎‎ — да помилует его Аллах) — слова, которые мусульмане добавляет после имён великих учёных-богословов, имамов и т.д..

С

  • Салават, Салауат (араб. صلوات‎‎‎‎ —) — фраза Салла-ллаху аляйхи ва салам, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.
  • Салафы (араб. سلف‎‎ — предшественник) — праведные предшественники жившие в первые 300 лет после Хиджры, к ним относятся: сподвижники пророка Мухаммеда и их последователи (табиуны, таби-табиуны и т.д.).
  • Сахаба (араб. صحابي‎‎ — друг) — сподвижники пророка Мухаммеда, видевшие его. Множественное число — Асхабы (араб. الصحابة‎‎)
  • Сихах-Сита (араб. الصِّحَاحُ السِّتَّة‎‎ — шесть Сахихов) — шесть достоверных сборники хадисов, составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу Давудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и имамом Ибн Маджа.
  • Соблюдающий мусульманин (араб. مُسْلِمٌ مُلْتَزِم‎‎ — практикующий мусульманин) — мусульманин, выполняюищий все столпы ислама (намаз,пост и т.д.) и практикующий исламские религиозные обряды.
  • Сунна (араб. سنة‎‎ — путь, дорога) — священное предание, содержащее хадисы пророка Мухаммеда. Желательное действие.

Т

  • Табиин (араб. تابعین‎‎ — последователи) — мусульманин, живший во времена пророка Мухаммеда, но не видевший его лично, либо тот, кто видел и общался со сподвижниками пророка Мухаммеда. Множественное число — Асхабы (араб. اَلتَّابِعُونَ‎‎)
  • Тавассуль (араб. توسُّل‎‎ —) - способ приблизиться к Аллаху посредством другого человека или прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками.
  • Такбир (араб. تكبير‎‎‎ — возвеличивание) — термин для обозначения фразы Аллаху Акбар означающей: «Аллах — величайший».
  • Таклид (араб. تَقْليد‎‎ — подражание, иммитация) — беспрекословное следование авторитету.
  • Тасбих (Тасбихат) (араб. تسبيح‎‎ — тасбих) — термин для обозначения фразы Субхана л-Лах означающей: «Свят Аллах».
  • Тахарат (араб. طهارة‎‎ — очищение, омовение) — ритуальное очищение, включающее в себя малое омовение (вуду) и ритуальное купание (гусль)
  • Таяммум (араб. تيمم‎‎‎ — тайаммум) — очищение песком или специальным камнем, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой.
  • Улюль-Азм (араб. ‎‎ — твердость, стойкость, решимость) — Определение, данное пророкам из-за их бесстрашия перед выполнением данных им обязанностей и ответственности в деле донесения до людей религии, противостоя всем трудностям и лишениям.
  • Умра (араб. عمرة‎‎ — посещение, визит) — малое паломничество в Мекку.
  • Ураза (тюрк. ураза), Саум (араб. صوم‎‎) — пост, предписанный в месяце Рамадан.
  • Ураза-байрам (тюрк. ураза байрам‎), Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎‎‎) — праздник разговения, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан.

Ф

  • Фард (араб. فرض‎‎ — обязательное) — обязательное действие.
  • Факих (араб. فقيه‎‎ — юрист) — учёный в области мусульманского права.
  • Фетва, Фатуа (араб. فتوى‎‎ —) — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.
  • Фикх (араб. فقه‎‎‎ — понимание, знание) — исламское право, юриспруденция.
  • Фитра (араб. فطرة‎‎ — природа, инстинкт) — первозданное естество человека; идея человека; человек в его наилучших возможностях..

Х

  • Хадис (араб. حديث‎‎ — сообщение) — рассказ, содержащий слова пророке Мухаммеда или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку учёных-мухаддисов (иснад). По степени достоверности хадисы делятся на достоверные, хорошие, слабые, выдуманные и др.
  • Хадис Кудси (араб. الحَديثُ القُدسِي‎‎ — святой хадис) — хадис, в котором приводятся прямые слова Аллаха не вошедшие в Коран.
  • Халяль, Халал (араб. حلال‎‎ — разрешённый) — разрешённое, законное (действие и т.п.).
  • Ханиф (араб. حنيف‎‎ — человек склоняющийся к единобожию) — религия пророка Ибрахима, которую исповедовал пророк Мухаммед до начала пророческой миссии.
  • Харам (араб. حرام‎‎ — запрет) — запрещённое, незаконное (действие и т.п.).
  • Хатиб, Хатыб (араб. خطيب‎‎‎ — проповедник) — имам, читающий пятничную проповедь (хутба — خطبة).
  • Хафиз (араб. حفيظ‎‎ — хранитель) — знающий наизусть весь Коран. Учёный-мухаддис, знающий наизусть более 100 000 хадисов.
  • Хиджра (араб. هجرة‎‎ — переселение) — вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории Ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается со дня переселения пророка Мухаммеда (15-16 июля 622 г.).
  • Хукм (араб. حُكْم‎‎ — правило) — религиозные предписания, которые делятся на несколько видов: обязательное, необходимое, желательное,необязательное, нейтральное, разрешенное, нежелательное, запрещенное.

Ш

  • Шахада (араб. الشهادة‎‎‎ — свидетельство) — пеpвое и важнейшее положение исламского символа веpы, выpажаемое фоpмулой “Ля иляха иллял-лах, мухаммадун pасулюл-лах» (“Hет бога, кpоме Единого Бога, Мухаммад - Посланник Бога») и содеpжащее два пеpвых догмата Ислама.
  • Шейх (араб. شيخ‎‎ — старик) -человек преклонного возраста, старик. В суфизме руководитель тариката
  • Ширк (араб. شرك‎‎ — товарищ) — придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие. Следствие и одно из основных проявлений куфра.
  • Шайтан (араб. شيطان‎‎), Иблис (араб. إبليس‎‎) — сатана, дьявол.

Э

  • Этнический мусульманин (араб. ‎‎ — муслим джуграфий) — термин для обозначения мусульман, родившихся в мусульманских семьях , но не обязательно соблюдающие все каноны Ислама.

Я

  • Явм аль-Кияма, Яум аль-Кыяма (араб. يوم القيامة‎‎ — день стояния) — день воскресения, когда все творения предстанут перед всевышним Аллахом и будут отвечать за совершенные ими деяния.