Преподобный отец наш Тито чудотворец. Тит, апостол Святой апостол тит

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 сентября, Православная Церковь совершает память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского.

Апостол от 70-ти Тит был уроженцем острова Крит, сыном знатных язычников. В молодые годы он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец .

За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает.

После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления, и действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47-й главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых им, правитель острова Крит, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха.

Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа, слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как двенадцать апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (см. Деян. 2, 11).

Святой Тит принял Крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит. 1-3).

Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита - Гортину.

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита идол Дианы на глазах у всех упал и разбился.

В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих.

Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости девяноста четырех лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Дорогие братья и сестры, сегодня также празднуется:

и память святых:

свтт. Варсиса и Евлогия , епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского;

свт. Мины , патриарха Цареградского;

новомучеников и исповедников Российских: прмч. Моисея Кожина, сщмч. Владимира Мощанского пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит 1: 4). Несколько лет спустя, около 49 года, они вновь встретились в Антиохии. Павел взял его и Варнаву с собой в Иерусалим, чтобы отчитаться перед апостолами в своей миссионерской деятельности среди язычников. Будучи убеждены доводами Павла об освобождении от предписаний Закона, члены этого первого Собора не стали настаивать на обрезании Тита.

С этого времени он сопровождает апостола в миссионерских путешествиях и становится одним из его наиболее близких сотрудников. Именно Тита Павел послал в Коринф отнести Первое послание и объяснить, как следует организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.

После того как Тит покинул город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, серьезные разногласия разделили христиан Коринфа. Павел, находившийся в Ефесе (ок. 55 г.), вручил тогда Титу послание, написанное «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2: 4), чтобы исправить эти нестроения. Святой Тит был принят со страхом и трепетом как носитель апостольской власти. Восстановив благочиние и любовь, он вновь присоединился к учителю в Македонии, чтобы с радостью рассказать о послушании, выказанном коринфянами (см.: 2 Кор. 7: 15). И вновь Павел отправляет Тита в этот город вместе с двумя спутниками, поручив передать коринфянам его Второе послание и принять плоды их пожертвований.

Тит находился со святым апостолом Павлом в Риме во время его первого заключения и сопровождал во время обратного путешествия на Восток. Причалив к острову Крит, они вместе проповедовали Благую Весть во многих городах. Павел, который должен был продолжать плавание, оставил Тита завершать устройство новой Церкви (ок. 63 г.) и для этого поставить в каждом городе епископа (см.: Тит 1: 5–7). Тит встретил сильное сопротивление, особенно со стороны иудеев, и написал Павлу. Тот в своем ответе побуждает Тита учить всему, что находится в соответствии «со здравым учением» (Тит 2: 1), и своим поведением показывать пример, а «в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное», чтобы его противники, распространители «иудейских басен… отвращающиеся от истины», не могли ничего сказать об учениках Христовых худого, будучи исполнены замешательства (см.: Тит 2: 7–8 и 1: 14).

Это письмо извещало его, чтобы он был готов присоединиться к Павлу в Никополе (см.: Тит 3: 12). Оттуда около 65 года Тит был послан с новым поручением в Далмацию (см.: 2 Тим. 4: 10).

После мученической кончины апостола Павла Тит вернулся на Крит, которым управлял мудро и по-пастырски усердно до глубокой старости. Святой апостол Тит почил в мире, и его тело было положено в главном храме города Гортины, где находилась его кафедра. Там он почитался в течение многих веков как защитник Критской Церкви.

Когда остров был освобожден от арабских захватчиков, столица была перенесена в Кандию, и там был построен новый собор во имя святого Тита. Эта церковь оставалась главным местом паломничества на Крите на протяжении всего владычества венецианцев (1210–1669). Изгнанные с острова турками, они забрали с собой главу апостола Тита и положили в церкви Сан-Марко. Эта драгоценная реликвия была возвращена Критской Церкви 12 мая 1966 года.

Согласно другому церковному преданию, апостол Тит был далеким потомком критского царя Миноса и с юности выказывал живой интерес к языческим наукам. Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного». Опасаясь, однако, как бы этот голос не исходил от бесов, чтобы ввергнуть его в наваждение, он продолжил изучать языческие науки. По прошествии девяти лет ему было новое видение, во время которого он получил повеление прочитать иудейские книги. Тит открыл книгу Исаии и увидел следующие слова: «Обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным» (Ис. 45: 16–17).

Проконсул и правитель Крита, который приходился Титу дядей, слышал, как превозносят чудеса, совершаемые Иисусом в Иерусалиме и по всей Палестине. Тогда он решил, посовещавшись со знатью острова, послать в эти края своего племянника, чтобы получить более полные сведения об этом. Прибыв в Иерусалим, Тит увидел Господа и чудеса, которые Он совершал, и стал свидетелем Его животворящих Страстей, Его Воскресения и Его Вознесения. Он был даже, по преданию, в числе учеников, на которых сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.

Тита рукоположили в пресвитера апостолы и послали с поручением вместе с апостолом Павлом. Они вместе пришли в Антиохию, затем в область Селевкии и оттуда на Кипр. С Саламина они отправились в Пергу в Памфилии, Антиохию Писидийскую и Иконию (см.: Деян. 13: 4–6, 13–14, 51), затем продолжили проповедь в Листре и Дервии, претерпевая во время всех миссионерских путешествий преследования и дурное обращение.

Прибыв на Крит, они были приняты правителем острова Рустиллом, который был шурином Тита. Тот попытался убедить их не проповедовать против языческих богов, но безуспешно. Немного времени спустя святой Павел воскресил молитвой только что умершего сына магистрата. С этого времени Рустилл оказывал почести миссионерам, проявлял к ним уважение и разрешил распространять на острове Благую Весть.

Но через три месяца Рустилла вызвали в Рим и назначили консулом. Тогда иудеи стали досаждать зародившейся христианской общине пустыми лживыми речами, не дерзая, однако, выступать впрямую против апостолов, которые находились под защитой высокопоставленного лица.

Покинув остров Крит, чтобы отправиться в Ефес, где обратилось большое число язычников, Павел послал Тита, Тимофея и Ераста в Коринф. Тит помогал великому апостолу вплоть до его смерти.

Затем он принимал участие в утверждении миссионерской деятельности в Греции и в Колоссах, после чего отправился на родину для продолжения проповеди Евангелия. Тит был принят жителями Крита с ликованием, но вскоре узнал, что они сохранили языческие обычаи. Тогда апостол поверг статую Артемиды на землю именем Иисуса Христа. Перед лицом этого чуда более пяти сотен язычников вскричали: «Велик Бог, Которого проповедует Тит!» – и уверовали во Христа. Святой Тит, установив местопребывание епископской кафедры в Гортине, поставил девять новых епископов для главных городов Крита. Он утверждал истинную веру как словом, так и чудесами.

Когда апостолу исполнилось 94 года, подошел его смертный час. Жилище епископа внезапно заполнило благовонное облако, и множество ангелов появились помочь ему. С лицом, сияющим как солнце, святой Тит предал дух Богу, произнеся такие слова: «Господи, я хранил веру и утвердил народ Твой в страхе Твоем. Прими ныне дух мой!» Когда его тело, в белом облачении, несли к погребению, языческие храмы обрушились. Впоследствии у его могилы исцелилось множество одержимых.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Апостол от 70-ти Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем (память 20 декабря). За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (). Святой Тит принял Крещение от и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Брита – Гортину.

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Святой Тит

Святой апостол Тит родился на острове Крит от благородных родителей, происходивших из рода царей критских. Родители его были идолопоклонниками и воспитывали сына в языческой вере. Тит с усердием изучал греческую философию и греческих поэтов и с юных лет показал необыкновенную любовь к рассуждениям. Хотя он и не знал истинного Бога, но проводил добродетельную жизнь, был незлобив и целомудренно соблюдал девственную чистоту своего тела. Поэтому Тит стал угоден Богу своими добрыми делами. Когда ему исполнилось двадцать лет, он услышал голос с неба: «Тит, тебе должно удалиться отсюда и спасти свою душу: греческое учение не приведет тебя ко спасению». Тит не поверил этому голосу и желал услышать подтверждение. Поэтому было ему во сне Божественное повеление прочесть еврейские книги. Он начал чтение их с пророка Исаии и, раскрыв книгу на 41-й главе, увидел в ней слова, как будто относящиеся к нему. Ты Мой раб, – прочел он, – Я избрал тебя, и не отвергну тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой (Ис. 41, 9–10). Затем в конце главы он прочел о ничтожестве идолов. Эти слова и другие пророчества в книге послужили ключом, раскрывшим его ум к познанию единого истинного Бога, – и Тит возгорел любовью к Богу, почитаемому евреями. В то время прошел слух по всему острову Крит, что воплотился Христос Бог, что живет он среди людей в Иерусалиме и творит предивные и неизреченные чудеса. Правитель Крита, дядя Тита по матери, посоветовавшись с подчиненными ему начальствующими лицами, решил послать в Иерусалим Тита как человека благоразумного и премудрого, чтобы тот мог удостовериться, правдивы ли эти слухи. Прибыв в Иерусалим, Тит смог своими глазами лицезреть Господа Иисуса Христа и вместе с народом последовал за Ним, был очевидцем творимых Им чудес, присутствовал при спасительном страдании Его и уверился в Его воскресении. После вознесения Христа на небо, когда в день Пятидесятницы Дух Святой снизошел на апостолов и они стали говорить на различных наречиях, Тит, в числе других критян, дивился этому, слыша, что апостолы говорят и на критском языке о величии Божьем. Обо всем этом Тит возвестил и проповедал в отечестве своем, на острове Крит.

Уверовав во Христа, святой Тит с этих пор постоянно находился при апостолах и впоследствии принял Крещение от святого апостола Павла. Это произошло тогда, когда с Крещением Корнилия сотника открылась дверь веры Христовой для язычников и обращающихся из язычников апостолы не стали принуждать к ветхозаветному обрезанию, которое Тит считал для себя тяжелым. Получив Святое Крещение, Тит был причтен к лику семидесяти апостолов и послан со святым апостолом Павлом проповедовать веру Христову язычникам. Великий апостол языков искренно любил Тита, делившего с ним труды проповеди Евангелия. Святой Тит последовал за ним не как ученик за учителем, а как возлюбленный сын за отцом. И в своих Посланиях апостол Павел называет его то чадом своим, то братом (см.: Тит. 1, 4; 2 Кор. 2, 13). Апостол Павел посылал Тита в Далмацию проповедовать христианство (см.: 2 Тим. 4, 10), поручил ему отнести свое Послание к Коринфянам (см.: 2 Кор. 12, 18). Он скорбел в разлуке с Титом и радовался, когда они были вместе (см.: 2 Кор. 2, 12–13). Когда апостол Павел, посетив Крит, обратил там многих ко Христу, то поставил Тита епископом новооснованной Церкви, а сам пошел проповедовать Христа язычникам в другие страны. Из македонского города Никополя святой Павел написал к Титу Послание, в котором учил его, как он должен управлять Церковью. Намереваясь пробыть в Никополе зимнее время, апостол Павел призвал туда к себе святого Тита (см.: Тит. 1, И). Когда потом святой апостол Павел взят был в Иерусалиме под стражу и в цепях послан в Рим, Тит, услышав об этом, поспешил туда, чтобы быть свидетелем страдальческого подвига своего учителя. В Риме апостол Тит оставался до самой кончины апостола и, когда святого Павла казнили, предал честное тело его погребению. После этого он возвратился на остров Крит к своей пастве и продолжал неутомимо трудиться в проповеди евангельской, обращая ко Христу идолопоклонников-греков, поучая их и убеждая чудесами. В одном местечке он молитвою рассыпал в прах идола богини Артемиды и благодаря этому чуду в один день обратил ко Христу пятьсот человек. В другой раз, когда по царскому повелению на острове строился большой идольский храм, святой апостол Тит, идя мимо, помолился Господу, и храм внезапно упал. Пораженные этим чудом, язычники во множестве обратились ко Христу, а на месте языческого храма была создана церковь во имя Господа. Так святой апостол Тит просветил светом святой веры остров Крит и окрестные страны и в глубокой старости мирно скончался, будучи девяносто четырех лет от рождения. При кончине своей он удостоился видеть святых Ангелов, пришедших взять его душу, и просветилось лицо его, как солнце, в ознаменование того, что и вся жизнь его была светом миру.

Святое тело апостола Тита почивало в кафедральной церкви в Гартиге, городе Крита, в котором обитал святой. После опустошения острова Крит сарацинами в 823 году от мощей его осталась одна голова, которая, по одним сведениям, затем перенесена была в Венецию, в храм святого Марка; но по другим известиям, голова апостола Тита хранится в его храме на самом острове Крит.

"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил
недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров,
как я тебе приказывал..."
(Послание к Титу, святаго ап. Павла,1:5)

Душа христианина не может жить без Бога и везде Его ищет. Отправляясь на отдых, прежде задаешь себе вопрос, с какими святынями там можешь встретиться. Директор паломнической фирмы "Покров", Ольга Богатырева, подыскала нам место отдыха на острове Крит. Этот остров тесно связан с апостолом Павлом, и, особенно, с апостолом Титом. На другой день после приезда отправились в бывшую столицу о.Крит - город Гортин, родину Апостола.

Апостол Тит был один из тех счастливцев, которые жили во времена Иисуса Христа, видели его, общались с ним. Он родился в знатной семье на острове Крит. Получил прекрасное образование. Изучал он и Еврейские книги. Прочитав книгу Исаии, его ум потянулся к постижению истинного Бога. В это время стали распространяться слухи о Боге-Христе. Дядя, правитель о. Крит, послал Тита в Иерусалим, для исследования достоверности этих слухов. Тит прибыл в Иерусалим, и, как пишет святитель Филарет, архиепископ Черниговский, "имел неизреченное счастье увидеть Иисуса Христа, слышать Божественное учение из Его собственных уст...". Уверовал искренне. Принял крещение от св. апостола Павла, стал его сотрудником, и причтен к числу 70 Апостолов. Многие страны прошел он с апостолом Павлом с проповедью, и когда они прибыли на родину Тита - о.Крит, положили основание Церкви, а епископом апостол Павел поставил апостола Тита.

"Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые", - напоминает апостол Павел Титу в своем послании. И далее учит, что подобает делать. Апостол Тит исполнил порученное, основал на Крите девять епархий. На 95 году скончался. Его тело почивало в кафедральной церкви бывшей столицы острова г. Гортин. В VI веке была основана величественная базилика, которая стала центром поклонения Апостолу. Здесь хранились его святые мощи. После опустошения острова сарацинами в 823 году от мощей св. ап.Тита осталась одна глава, хранящаяся в новой столице острова - Ираклионе, в храме его имени. А об апостоле Тите написал св. Андрей Критский, который тоже родился здесь.

Сейчас на острове Крит около семисот храмов, монастырей и часовен. Из ста существующих монастырей действует двадцать пять. В женских - много монахинь, до 60-ти человек, а в мужских монахов - 3-4. Критская архиепископия (8 митрополий) является полуавтономной в составе Константинопольского Патриархата. Существуют и старостильники, которые не приняли новый стиль (григориане). Они не имеют канонического общения ни с одной православной Церковью.

За одну поездку невозможно побывать везде. Смогли посетить только семь монастырей. В каждом монастыре свои святыни, которые почитаются в Греции и русским паломникам незнакомы. Вот мы с ними и знакомились.

Монастырь Успенья Божией Матери в Каливьяне

В прекрасном состоянии содержится монастырь стараниями 60 монахинь. Детский приют и дом престарелых. Сохранилась часовня XVI века с росписями. Но поразила меня могила Св.Харлампия. Внимательно прочитала его житие, но не нашла свидетельство его пребывания на Крите. Может это другой святой. Написано по-гречески, может кто-то переведет.

Монастырь св. Мирона

Посетили монастырь св. Мирона, епископа Крита, спустились в пещерку, где он молился, и набрали воды из источника, который там вытекает из скалы. Святитель Мирон, епископ Критский, чудотворец, в молодости был семейным, занимался земледелием. Он славился добротой, помогал всем обращавшимся к нему за помощью. Однажды, застав на своем гумне воров, святой Мирон сам помог им поднять мешки с зерном на плечи. Своим великодушием святой так устыдил воров, что в последующем они стали вести честную жизнь. Глубоко уважавшие святого критяне упросили его принять сан пресвитера в родном городе Равкии, а затем избрали его епископом Крита. Мудро управляя своей паствой, святитель Мирон получил от Господа дар чудотворений. Во время наводнения реки Тритон святитель остановил ее течение и перешел по ней, как по суху, а потом послал к реке человека со своим жезлом с повелением воде возобновить течение. Святитель Мирон преставился к Богу в столетнем возрасте, около 350 года.

Святой Мирон

И еще хочется написать о святыни Патриаршего и Ставропигиального монастыря Святаго Иоанна Богослова в Превели. Это Чудотворный Честный Крест, привезенный игуменом Ефремом Превелисом из Константинополя в XVIII веке. В хрустальном основании содержится частица Святого Древа Господня. В исторических документах описано множество чудес от святыни. Запомнился случай, когда немцы в 1941 году оккупировали Крит, то монастырь разграбили. Забрали и Крест. Решили отправить его в Афины на самолете и там продать, но самолет не смог взлететь. Тогда Крест перенесли на другой самолет, но и он не поднялся в воздух. Немцы поняли, что Крест обладает Высшей силой, испугались и вернули в монастырь. Особенно получают помощь от Креста те, у кого проблемы с глазами.

Чудотворный Честный Крест

Еще об одной особенности хочется сказать. Мифы древней Греции здесь встречаются на каждом шагу. То предлагают посетить пещеру Зевса, то посмотреть на платан, под которым Зевс встретился с Европой. Или на горе Зевса построен храм Преображенья. На вопрос, как это у них все уживается, православный гид, сказал, что это - сказки. В них никто уже не верит, но они сохраняются как народный эпос. И укорил меня, что вы свои сказки детям читаете, и это не мешает ходить вам в храм. Вот так.

Святынь и святых, прославленных на Крите, очень много. Но самая главная встреча, встреча с апостолом Титом произошла.

Галина Александрова
Октябрь 2012 года

Новый Завет. Послание к Титу святого апостола Павла

Глава 1

1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - 4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

Глава 3

1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.

10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

13 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

15 Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.