Как стать священником без семинарии. Православный священник

Чтобы стать священником, потребуется самоотверженность, время и образование. Но если вы чувствуете призвание к этому, то путь к служению ожидает вас несмотря ни на что. Вот что вас ждет, если вы намереваетесь следовать своему призванию

Шаги

Распознание

    Молитесь и размышляйте. Если вы ждете, когда Бог позовет вас строить предначертанную карьеру преподобного, молитесь и размышляйте, чтобы получить подсказку и определить, от Бога ли звоночек поступит, а также чтобы понять, во что, собственно, вы себя вовлекаете.

    • Быть священником или следовать любому служению – не про вас. Более того, вы были призваны служить Богу и другим людям особым образом. Для вас это не профессия от безысходности или способ прославить себя.
    • Обдумайте то, что сказали вам другие люди в прошлом. Если вы были особенно активным в церкви, и окружающие заметили вашу самоотверженность и предложили вам официально принять сан, значит ваше призвание истинно, и окружающие видят это. Если подобных одобрительных откликов нет, не стоит пренебрегать духовным побуждением. В конечном счете, одобрение окружающих – далеко не единственный показатель, были ли вы призваны Богом.
  1. Изучите особые догматы вашей конфессии. Большинство христианских последователей следуют одинаковым путем, описанным в данной статье, но некоторые могут пропускать или переставлять некоторые шаги, пока другие выдвигают дополнительные догматы, не описанные здесь. Перед началом этого пути узнайте, что вам нужно будет сделать перед тем, как стать преподобным.

    • Существует разные источники, откуда вы можете узнать о догмах. Самым простым, пожалуй, является Интернет. В противном случае вы можете расспросить своего молодежного или молодого совершеннолетнего лидера церкви. Либо поговорите напрямую с пастырем о том, чего вам стоит ожидать.
  2. Поговорите со своим пастырем. Первый человек, с которым вы можете посоветоваться на «официальном» уровне – это пастырь в вашей церкви. Он или она захочет узнать, почему вы интересуетесь о том, как стать священником. Если пастырь считает ваши намерения благородными, он или она поднимет данный вопрос на официальном церковном совете или комитете.

    • Если нет никаких ярких сигналов тревоги о том, что ваши намерения стать священнослужителем нечисты, ваш пастырь поддержит и поможет прийти вам к следующему шагу. Беседа с вашим пастырем будет нести самый личный и церемонный характер из всех опросов, которым вы подвергнетесь в течение данного процесса.
  3. Добейтесь поддержки у своей церкви. В большинстве случаев, когда вы получаете одобрение своего пастыря, вам надобно пройти совет или комитет в местной или домашней церкви, где вам предстоит обсудить свое призвание с прихожанами. Если комитет признает ваши намерения искренними, он, скорей всего, предложит вам свою поддержку.

    • Учтите, что так бывает не всегда. Все зависит от того, как устроена ваша вера. Если церковь имеет официальную патриархальную иерархию, а не малую структуру, ориентированную на общину, одобрение вашего пастыря может оказаться всем, что вам нужно для продвижения к следующей ступени. В данном случае вы можете в итоге посещать свою церковь и группы поддержки, но они просто будут поддерживать и направлять вас, не решив, достойны ли вы пройти этот путь.
  4. Ступайте в церковный комитет. Когда домашняя церковь признает ваши желания, вы должны убедить районный церковный комитет тоже поддержать вас. Такие комитеты опросят и проверят вас на более профессиональном уровне, чтобы определить, подходит ли вам данная стезя. Если вы будете отвергнуты, процесс завершится, по крайней мере, до поры до времени.

    • Именования данного комитета могут варьироваться в зависимости от названия вашего вероисповедания. Вы могли слышать такие определения: «епархия», «пресвитерия», «синод» или «ежегодная конференция».
    • Региональный комитет опросит вас. Он может потребовать представить психологическую характеристику или справку о том, имеется ли у вас уголовное прошлое.
    • На протяжении беседы будьте откровенным, следует изложить даже личные проблемы.
    • Несомненно, комитет откажет вам, если заподозрит, что вы замышляете обогатиться за счет церкви, убегая от прежней жизни или проблем на работе, или если вы не проявите себя как адекватный человек. К тому же вам могут отказать, если у вас есть судимость.
    • Если вы заслужите признание комитета, вас назначат семинаристом. Это значит, что вам потребуется поступить в духовную семинарию.
    • Пока вы будете в ней учиться, вам необходимо будет сообщать о своих достижениях комитету.
  5. Найдите наставника. Если церковный комитет одобрит вашу кандидатуру, он может закрепить за вами группу поддержки или наставника, который будет помогать вам в процессе духовного обучения. Если за вами не закрепили наставника, найдите его сами.

    • Наставник или группа поддержки направляют вас на протяжении всего процесса, чтобы вы не перегорели. Если вы чувствуете, что не справляетесь, они постараются выручить вас из любой беды.

Образование

  1. Получите диплом бакалавра. Перед тем, как поступить в семинарию, необходимо закончить четырехлетнее обучение на факультете с базовым циклом обучения. По сути, не нужно изучать конкретную область, но степень бакалавра в какой-либо области религиоведения будет явным плюсом при поступлении в семинарию.

  2. Будьте активны в учебе. На протяжении обучения в бакалаврском колледже вы должны обязательно вовлечься в любые внеклассовые мероприятия данного заведения. Так вы не только сможете вкусить, каково это – быть священником, но и подготовите заявление в семинарию, которое будет выглядеть более убедительно.

    • Если в вашем учебном заведении нет никаких духовных групп, вы можете основать маленькую библейскую группку с несколькими вашими единомышленниками. Более того, вы можете отыскать служебных и духовных лиц в местной церкви.
  3. Подготовьтесь к семинарии. В некоторых семинариях есть особые условия, с которыми вы столкнетесь перед поступлением. Эти условия могут требовать нечто большее, чем просто получение бакалаврской степени и наличие поддержки со стороны церковного комитета.

    • Выберите правильную семинарию. Большинство конфессий требуют, чтобы вы выбрали семинарию, которая аккредитована Ассоциацией Духовных Школ. Некоторые конфессии также настаивают, чтобы вы выбирали семинарию, соответствующую вашему вероисповеданию. Однако так не везде.
    • Скорей всего, от вас понадобятся различные рекомендательные письма. Заявление о приеме на обучение также обязательно
  4. Посещайте занятия в семинарии. Чтобы получить образование в семинарии, потребуется от двух до четырех лет. Когда все сказано и сделано, вы получите степень магистра богословия, но вы можете доучиться и до степени доктора духовенства или доктора богословия.

    • Посещайте занятия по изучению Ветхого и Нового Заветов, библейскому толкованию, проповедям, библейским языкам, истории христианского богослужения, практике христианского богослужения, консультированию, разработке учебных программ, социологии, истории церкви, этике, теологии и бесприбыльному управлению.
  5. Проходите стажировки и практикумы. Семинарии потребуют от вас прохождения определенного количества стажировок и практикумов перед получением квалификации. Узнайте требования и выполняйте их.

    • В течение вашей стажировки вы будете работать с пастырем в местной церкви, доме милосердия или больнице неполный рабочий день.
    • Тем не менее, от вас вряд ли потребуют написать и защитить диссертацию.
    • Для студентов-заочников обучение может длиться до восьми лет.
  6. Доведите до конца все необходимое дополнительное обучение. Хотя это не всегда обязательно, некоторые конфессии могут настоять на том, чтобы вы прошли дополнительное обучение в процессе или после окончания учебы в семинарии. Данное обучение ориентировано на такие аспекты, как работа с людьми и юридические стороны профессии.

    • Дополнительное обучение также включает в себя такие насущные темы, как сексуальное домогательство, клиническая пастырская забота и религиозное преследование. Занятия обычно проводятся под руководством ответственной страховой компании от конфессии. С этой целью вы также можете пройти психологическое и личностное тестирование.

Заключительные шаги

  1. Напишите прошение о рукоположении. Получив необходимое образование, вам нужно будет написать прошение о рукоположении, описывающее ваш опыт и призвание. Данный документ будет рассмотрен вашим церковным комитетом.

    • Длина письма может быть разной, но в нем нужно раскрыть полностью весь учебный, общественный и духовный путь на протяжении развития, которое вы прошли по сей день. Также вам необходимо будет продемонстрировать личную убежденность и преданность призванию.

В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.

Стать священником - это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.

Что означает служение Богу

Священник - это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу - полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество - великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Кто может стать священником

Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.

Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:

  • крепкой верой;
  • смирением;
  • умением слышать Бога;
  • силой духа;
  • терпением;
  • любовью к людям и желанием служить им.

Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.

Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности

В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.

Священник - подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой . Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.

До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.

Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.

Как получить семинарское образование

Богословское образование открывает двери к получению сана священника.

Основные требования ко всем желающим:

  • возраст - 18-35 лет;
  • семейное положение - холост или единожды женат;
  • среднее образование;
  • психически здоров;
  • рекомендации от православного священника.

Обучение в духовной семинарии

При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.

Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.

Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.

На заметку! Август - время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.

Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.

Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.

Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.

Монах или священник

Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.

Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.

При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна - стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.

Батюшка может иметь только одну жену

Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.

Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.

Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.

Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:

  • следовать за мужем в самую глубинку;
  • находиться всегда на виду;
  • стать примером для других христианок в качестве жены;
  • принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.

Другой путь - монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.

После окончания духовного заведения

Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.

Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень - епископство, протоиерейство, настоятель.

В Таинстве Хиротонии - рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.

Таинство хиротонии

Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.

Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.

Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.

Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.

Где можно получить духовное образование

Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск - столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.

Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.

Шанс стать священником в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Как стать священником

В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!

Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!

Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?

Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.

Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.

В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.

Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.

То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.

Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.

Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.

Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.

Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.

Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.

Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.

Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.

Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.

В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.

Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.

После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.

Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.

Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.

В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.

Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.

И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.

Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.

А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.

В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.

Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.

Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.

Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.

Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.

Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?

И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!

Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.

В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.

Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»

Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.

В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.

К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.

В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.

Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.

Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.

В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.

Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.

До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.

Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.

Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.

Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.

Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.

Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.

Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.

В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!

Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.

Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.

Журнал «Направо», №1, 2014

Наверное, перед каждым человеком вставал вопрос о смысле собственной жизни - в какой-то момент более остро, в какой-то менее. Но именно от решения этого вопроса зависит направленность человеческой деятельности, человеческого бытия.

Жизненное самоопределение начинается с детства. Человек познает мир, его добрые и отрицательные стороны. И в этом процессе познания важно сделать собственный выбор в системе ценностной ориентации: что именно, добро или зло он будет привносить в мир человеческих взаимоотношений. Чем будет руководствоваться в своих поступках - мотивами любви или мотивами эгоизма.

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других. В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце. Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты - это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим - это внутренний Божественный призыв. В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется "духовным образованием". Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования - приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии. Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? - Высоким уровнем образования. Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское). Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек. Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие. Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир - Божественный образ. Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека. Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип "иметь". Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию. Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности. Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип "иметь", а принцип "быть", но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом. Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро. Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях - духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии. Если в буддизме - Будда, а в мусульманстве - пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию. Христос говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная "аудитория" семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва - все это главные составляющие духовного образования. В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию. Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие - личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью. Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению. В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством. Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл. И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина - это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы. Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил. Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа. Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика - это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем. И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы. Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати - двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности. И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача - личное совершенствование. Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными. Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально. Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости. Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия - собственные страсти и эгоизм. Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника. Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Здравствуйте уважаемые!
В прошлый раз мы с Вами слегка прошлись по основам православного клира: , а сегодня я предлагаю продолжить более конкретно и поговорить о первой степени священства - о диаконах.
Система диаконства (или по иному дьяконства) является древнейшим институтом, который возник на первых же годах существования Церкви, хотя корни этого института еще глубже - что то подобное, скажем, было в иудаизме, а некоторые находят сходство даже в некоторых помощниках древнеегипетских жрецов Атона.

Вообще надо понимать, что диакон - это не священник, а его первый и главный помощник, то есть профессионал от религии, который не может самостоятельно совершать все священнодействия, но знает все процедуры очень хорошо.
Вообще слово диакон произошло от греческого διάκονος, что и обозначает "служитель" .

Диакон Исавр. Фреска XI века.

Говоря о диаконах, мы должны понимать, что под этим термином подразумевается сразу несколько чинов - просто диакон, протодиакон, иеродиакон и архидиакон . В чем различие мы слегка разберем чуть ниже. Также как упомянем и иподиакона , который хоть и не относится к священству и является переходным звеном от церковнослужителей к священнослужителям, но все же близок к институту диаконов по сути.

Итак, как мы с Вами уже говорили, диакон - это главный помощник священника при священнодействиях. В данный момент этот институт постепенно уходит в прошлое, и диаконы есть только при крупных приходах, монастырях или кафедральных соборах, а на местах священник вполне справляется и в одиночку.


Денис Хоппер в "Водном мире" тоже называл себя Диаконом, но это несколько из другой оперы...:-)))

Диаконом (а пока он не рукоположен, он называется ставленник ) может стать мужчина не моложе 25 лет (есть исключения, но они редкие), желательно окончивший духовную семинарию или хотя бы училище, неженатый, женатый первым браком или вдовец, не имеющий препятствий физического, духовного или социального характера. Препятствиями физического характера признаются те, которые могут помешать ему совершать священослужение. То есть быть инвалидом, ну скажем горбатым или с отсутствием ноги диакон вполне может быть, а вот слепым или глухим - нет. Препятствиями духовного характера является некрепкая вера или желание вступления в сан под воздействием тяжелой болезни. Желание должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.


Диакон на службе

Наконец, социальная связана со статусом человека в мирской жизни. Никаких преступников, скрывающихся от правосудия, никаких браков с близкими родственницами, а еще запрет (правда, его часто обходят) на браки с неправославными женами. И еще один забавный момент есть в отношении неверных жен. Запрет на введение в сан диакона супруга жены, уличенной в прелюбодеянии звучит так: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго » (8 прав. Неокес. Соб.). Очень интересно знать, как на практике проверяется сие положение:-))))


Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука

Перед рукоположением ставленник должен пройти так называемое испытание - то есть пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу . После этого духовник говорит епископу готов ли ставленник принять сан или нет. Исповедь может быть и тайная (что чаще всего и происходит) или же в присутствии всей общины.

Хиротония диакона (ставленник был иподиаконом)

Если ставленник допущен к хиротонии , то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Совершает рукоположение местный епископ (архиерей). Процедура следующая: ставленник трижды обводится вокруг так называемого Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии), целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Епископ (архиерей) кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор (о ней мы поговорим в следующих частях) и на омофор , прочтя особую молитву, возлагает свои руки.


Омофор

После чего дарует 3 атрибута диакона и громко провозглашает "Аксиос! " (ἄξιος), что в переводе с греческого обозначает «достоин », на что все присутствующие в церкви ему трижды также отвечают "Аксиос!"
С этого момента ставленник начинает считаться диаконом и к нему нужно обращаться или отец диакон, или «Ваше благовестие ». Хотя порядка обращения по имени-отчеству никто не отменял, и насколько я понимаю, в Царской России именно последнее обращение встречалось чаще всего.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!