Где находиться древнееврейское царство м. Древнееврейское право

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Здесь находятся все священные места еврейского народа.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древние евреи (рус.) История древнего мира.

    ✪ История появления Израиля (Леонид Млечин)

    ✪ Израиль - Земля Обетованная

    ✪ Ханаан до евреев: между археологией и текстами

    ✪ Евреи Китая. История евреев в Китае.

    Субтитры

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. ). При таком положении еврейскому народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом . Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии, и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор. ).

Древняя история (XI-IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI-X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.

Правление Саула (ок. 1029-1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

Эпоха Первого Храма (X-VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме . На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом , что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978-722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме , народ израильский разделился на два царства (иначе называемые двумя домами), из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 928 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством , и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца - в Вефиле . Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма - пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства - Самария - была разгромлена грозными воителями Ассирии , а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля , было переселено ассирийцами в Мидию . Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720-586 гг. до н. э.)

Вавилонское пленение (586-537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского , сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.-I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.

Иудея под персидским владычеством (537-332 гг. до н. э.)

Освободительные войны Хасмонеев (167-140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165-141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии .

Хасмонейское царство (140 - 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164-37) со столицей в Иерусалиме.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (135-106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника . Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев, и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106-105, и Александр Яннай , 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра , 79-70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II , в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей , взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон , младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею,

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

Израиль, Иудея… Кое-кто еще может вспомнить Хазарию. Таков будет стандартный ответ на вопрос об иудейских государствах прошлого. В наше время иудаизм воспринимается преимущественно как национальная религия евреев. Однако тысячу – полторы тысячи лет назад иудаизм являлся мировой религией, которая соперничала с христианством, а затем с исламом. Ее исповедовали не только евреи, но и другие народы. За пределами Израиля, завоеванного в 70 году нашей эры римлянами, возникали иудейские государства. Одним из них было суждено короткое существование, другие держались столетиями. Вычеркнуть их из всемирной истории было бы неправильно.

Иудеи на юге Аравии

Йеменская иудейка. Фото 1946 года. Предоставлено фондом wikimedia

В наше время Аравийский полуостров принято связывать с возникновением и распространением ислама. Но до рождения и начала деятельности пророка Мухаммеда здесь сосуществовали самые разные религии.
Большую часть Аравийского полуострова занимают безводные пустыни с редкими оазисами. Лишь на крайнем юге в горах Йемена природные условия позволяют вести постоянный оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Именно здесь в области Химьяр за несколько столетий до нашей эры сложились государственные образования. Их правители накапливали богатства не только благодаря труду подданных, но и торговле. В те времена через Красное море и Аденский залив проходил торговый путь из Римской империи в Индию. У химьяритов имелся собственный дорогой товар – ароматические смолы, из которых изготавливали благовония. Их применяли в быту, но чаще в религиозной практике. Был и более дешевый, но ходкий товар — квасцы, которые использовали для обработки кожи и тканей.
Химьяритские монархи поклонялись разным местным божествам. Главную роль в их культах играл бог солнца. Судя по всему, они были веротерпимыми. Во всяком случае, после начала нашей эры в Химьяре существовали христианская и иудейская общины. Иудеи могли попасть в Химьяр в качестве беженцев из Палестины после подавления восстаний I – II веков либо позже в качестве купцов. Известно, что иудейские общины были и в других областях Аравии. Например, в Ясрибе, ныне известном как Медина, втором по значимости городе в истории ислама.
Во II веке нашей эры химьяритские государства были объединены под властью одной династии. Однако химьяритам приходилось отстаивать свою независимость, поскольку их, казалось бы, удаленными землями интересовались могущественная Римская империя, лежащий на другом берегу Красного моря Аксум, а позднее – Иран, пытавшийся повернуть торговые пути из Индии на север. Римляне, затем византийцы и аксумцы исповедовали христианство. Это откладывало свой негативный отпечаток на восприятие химьяритскими монархами христианской религии.
В 390 — 420 годах Химьяром и окружающими землями правил воинственный Тубба Абу Караб. Тубба – это не имя, а, скорее титул, означавший следовавшего тенью за солнцем. Абу Караб значило «отец силы». Именно этот правитель неожиданно отрекся от старых языческих верований и принял иудаизм. Согласно легендам, это произошло во время военной компании на север. Его армия осадила город Ясриб. Среди осажденных были иудеи. Так получилось, что Абу Караб заболел и был излечен пришедшими из осажденного Ясриба иудейскими лекарями. Счастливое излечение правителя – обычный прием христианской мифологии, объясняющий, почему гонители христианства меняли свои взгляды и принимали новую религию. Вполне возможно, что миф о болезни Абу Караба также был придуман христианами. Дело в том, что большинство сведений об этом времени пришли к нам из христианских или мусульманских письменных источников. Причем, мусульманские авторы скорее цитировали христианских.
Так или иначе, Абу Караб и его потомки преобразовали старые языческие храмы в синагоги. Из Палестины в Аравию прибывали вероучителя. Археологи обнаруживают на древних строениях Химьяритского государства посвящения единому отцу неба, богу Израиля и слова еврейского происхождения «шалом» и «аминь».
Согласно христианским легендам, химьяритские иудеи жестоко преследовали христиан. Это послужило поводом для войны, которую развязал христианский Аксум против своего аравийского соседа.
В 525 году Химьяр был завоеван. Лишь высоко в горах сохранились остатки иудейского государства. Оно пало в эпоху мусульманских завоеваний. Однако йеменская иудейская община благополучно просуществовала до середины XX века.

Иудейское королевство в Африке

Деревенская синагога в Эфиопии. Картинка фонда wikimedia

О королевстве африканских иудеев европейцы знали давно. О нем писали арабские авторы, Марко Поло, Лев Африканский и португальские дипломаты XVI века. Оно существовало более тысячи лет, пока не было завоевано соперничающей христианской империей, известной нам как Эфиопия. Современные авторы чаще именуют африканское иудейское королевство Сымен по названию горной цепи к северу от Эфиопского нагорья (см. на карте), где располагался политический центр иудейских монархов. На самом деле, Сымен означает просто север. Арабские географы называли его царством Ха-Дани, так как считали, что эфиопские иудеи происходят от колена Данова, части древних евреев, бежавших из Египта. Эфиопские иудеи называют сами себя и свою историческую державу Бета Исраэл, то есть Дом Израилев.
В первом тысячелетии на территории современных государств Эфиопия и Эритрея сложилась мощная и богатая империя Аксум (). В 325 году аксумский правитель Эзана принял христианство. Но это вызвало сопротивление аксумской иудейской общины, которая объединилась вокруг Финея, потомка древнего израильского первосвященника Садока. Он вместе со своими сторонниками ушел в горы Сымен, где основал независимую монархию.
«Эй, стоп! – воскликнет читатель. – Откуда в Черной Африке взялись иудеи?». Для средневековых эфиопских писателей ответ на этот вопрос был прост. Они считали, что все эфиопы происходят от евреев. Эфиопские иудеи рассказывают разные легенды. Одни повторяют арабскую версию о колене Дановом, другие говорят, что евреи бежали от римлян вдоль побережья Красного моря. В XX веке была выдвинута наиболее правдоподобная версия о том, что аксумские иудеи – потомки выходцев из Йемена. Между Аксумом и иудейским государством Химьяр было чуть более 60 км водного пространства. Естественно, между ними велась торговля, представители одного государства переезжали жить в другое. Но данную версию портит тот факт, что иудейское королевство в горах Сымен возникло раньше, чем химьяритские правители приняли иудаизм.
В 2002 – 2005 годах вышла серия работ генетиков, изучавших современных эфиопских иудеев «фалаша». Исследования показали, что потомки бежавших в Сымен ничем особо не отличаются от других эфиопов и не имеют никакого отношения к йеменцам или ближневосточным евреям. Выходит, иудеи Аксума были местными жителями, принявшими иудаизм под влиянием неизвестных миссионеров. Эти миссионеры могли прибыть либо из Египта, либо непосредственно из Палестины по морскому торговому пути, что существовал между Римской империей и Индией. Они обратили часть африканцев, но собственных потомков не оставили.
Христианский Аксум и горное иудейское королевство жили как кошка с собакой, устраивая постоянные войны. В VIII веке у них появился общий враг – мусульмане, которые завоевали побережье Красного моря и стремились перейти через горы Сымен в Эфиопское нагорье. Казалось бы, христианское и иудейское государства должны были объединиться. Но нет! В середине IX века Аксум попытался завоевать Сымен. Король Гидеон IV был убит. Однако его дочь Юдифь заключила военный союз с племенем агау и совместными силами сокрушила Аксум. Она основала династию Загве (буквально «из агау»), которая правила Эфиопией до 1270 года. Центром владений Загве был город Лалибела, ныне известный высеченными в скалах церквями.
В конце XIII века эфиопским христианам удалось восстановить свою государственность. Более того, правившие в Эфиопии императоры называли себя потомками Соломона, как это делали императоры Аксума. Иудейское государство в горах Сымен также продолжило свое существование, а его правители считали себя потомками Садока. В XV веке императору Исааку I удалось ненадолго захватить земли Бета Исраэл, но после его смерти иудейское королевство обрело независимость. Возможно, христианское и иудейское государства Эфиопии могли бы еще долго воевать друг с другом, причем с переменным успехом. Однако в следующем столетии в историю Эфиопии вмешались внешние могущественные силы.
В 1529 году глава прибрежных мусульман, имам Ахмад заручился поддержкой Османской Порты и начал завоевание Эфиопии. Он наголову разгромил христианского императора. В 1540 году столица христиан находилась в осаде, а наследник престола был в плену у мусульман. Войска имама Ахмада вторглись в иудейское королевство, разрушая крепости и сжигая поля. В таких случаях помогает только чудо. Чудом для эфиопов стал отряд португальских мушкетеров во главе Кристово да Гамы, родственника знаменитого мореплавателя Васко да Гамы. 21 февраля 1543 года португальцы убили в бою имама Ахмада, и его армия покинула почти завоеванную страну.
Изгнав мусульман, христианские императоры продолжили войну. На этот раз против старых соперников-иудеев. Благодаря помощи португальцев, привезенному ими огнестрельному оружию и знаниям о новых методах ведения войны в 1627 году христиане окончательно покорили горное королевство. Согласно легенде, последние защитники иудейского государства покончили жизнь самоубийством, чтобы не сдаваться в плен. Оставшиеся в живых были лишены права на землю и превратились в странников «фалаша».
Португальцы поплатились за помощь христианским союзникам. В 1633 году они сами были изгнаны из Эфиопии. Что касается эфиопских иудеев, то их злоключения продолжались до конца XX века пока большинство потомков жителей Сыменского королевства не переселились в Израиль. Ныне в Израиле эфиопских иудеев больше, чем в самой Эфиопии.

Иудейские царства на краю Сахары
На стыке границ современных государств Алжир, Тунис и Ливия расположен обширный оазис , удивляющий случайных путешественников зелеными рощами финиковых пальм и многоэтажными глиняными постройками. Сегодня он удален от крупных городских центров, но в древности здесь проходили торговые пути через пустыню, и римляне после завоевания Карфагена решили построить для их охраны крепость Гадамес. С тех пор оазис носит название римской крепости.
Коренными жителями Гадамеса издавна были берберы – потомки древнейших жителей Сахары. Если верить Геродоту, в античные времена они поклонялись Луне и Солнцу. Благодаря археологическим раскопкам, мы также знаем о сложных заупокойных культах, возможно заимствованных у древних египтян. В начале нашей эры берберы приняли христианство. Гадамес даже был центром самостоятельной епископии. Однако вместе с христианством среди них распространялся и иудаизм. Его принесли с собой пленные израильтяне, высланные на север Африки в 70 году будущим римским императором Титом.
В 435 году южное побережье Средиземного моря было захвачено германским племенем вандалов. Это вызвало бегство местных жителей на юг. Они смешались с берберами и создали ряд римско-берберских государств. Иудеи Гадамеса были крестьянами, ремесленниками и торговцами. Они вели активную деятельность и, перейдя вместе с караванами пустыню Сахару, принесли иудаизм дальше в земли Черной Африки.
В 665 году у христиан и евреев северной окраины Сахары появился опасный противник – арабы-мусульмане. Они победили Цецилия, христианского правителя берберов, и захватили север современного Туниса. Борьбу жителей Гадамеса возглавила правительница Кахья, известная по арабским источникам как аль-Кахина. Мы знаем о ее жизни почти исключительно по легендам. Она происходила из племени кочевников «джарава», исповедовавших иудаизм. В молодости Кахья хитростью захватила власть: вышла замуж за злого правителя, а затем убила его. Друзей и врагов правительница-иудейка впечатляла очень длинными волосами и умением предсказывать будущее по поведению птиц. Историк ибн Халдун писал, что у нее было трое детей, причем третьим являлся захваченный в плен арабский юноша.
В 698 году арабский полководец Хасан аль-Нуман вторгся в области, что находились под контролем Кахьи. Она приняла вызов и привела под Мескиану (теперь это северо-запад Алжира) значительную армию. Хасан аль-Нуман был разбит, бежал на побережье и был вынужден несколько лет прятаться в крепости. Кахья пыталась выманить противника, организуя против него партизанские рейды. В 703 году Хасан аль-Нуман наконец-то решился на новый поход. Кахья погибла в бою с ним. Одни легенды говорят, что гадамесская правительница умерла с мечом в руке. Другие, — что она покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен.
Но что произошло с иудеями, которые оказались южнее Сахары? В тогда крупном торговом центре Кукия () на восточном берегу реки Нигер власть перешла в руки иудейского рода Зува. Его основателем был Зува Алаймени, выходец из Йемена. Династия Зува контролировала обширные земли, населенные преимущественно чернокожими племенами. В XI веке пятнадцатый правитель Зува Кусой все-таки принял ислам. В состав империи Мали также входило государственное образование Бени-Исраиил с центром в крепости Тиндирма . Под его управлением находился длинный торговый путь от Нигера на север. В войске Бени-Исраиил служило около полторы тысячи воинов.
В конце концов, все иудейские государства Сахары были подчинены империей Мали, правители которой приняли ислам. Отношения между мусульманами и иудеями в этой части света складывались по-разному. С одной стороны, в Марокко, Алжире и Тимбукту продолжали существовать влиятельные еврейские общины. С другой, мусульманские правители накладывали на них различные запреты. Иудейская община фактически перестала существовать лишь в ходе противоречивых трансформаций второй половины XX века. Но говорят, в Сахаре до сих пор можно найти остатки иудейских племен.

Хазарский каганат

Символы иудаизма на хазарском памятнике. Картинка фонда wikimedia

История Хазарии интересна потому, что непосредственно связана с прошлым восточных славян. Если верить «Повести временных лет», часть славянских племен платила дань хазарам от «дыма по мечу», «по серебряной монете и белке с дыма», «по серебряной монете с сохи». Итиль, главный центр Хазарского государства, располагался в дельте Волги. Учитывая возможность контроля столь обширных территорий, стоит признать, что хазарские каганы имели право считать себя одними из наиболее влиятельных правителей средневековой Европы.
Хазары – тюркский народ, пришедший в первом тысячелетии в Восточную Европу из южной Сибири. После освобождения от более могущественного Тюркского каганата и победы над другим тюркским племенем булгар, они основали в VII веке собственное государство. В период расцвета его границы могли достигать низовьев Дуная на западе и Аральского моря на востоке. Хазары вели успешную дипломатическую политику по отношению Византии, фактически самой развитой и богатой европейской страны того времени, сдерживали натиск кочевников с востока и арабов-мусульман с юга.
Успех хазарской державы был предопределен тем, что она контролировала важные торговые пути. Обычно, когда речь идет о средневековом транзите товаров в Восточной Европе, мы вспоминаем о пути «из варяг в греки», то есть из Балтийского в Черное море. Однако эта была не единственная и долгое время не самая важная международная магистраль. Еще один важный торговый путь лежал из Каспийского моря вверх по Волге и дальше на запад. Он связывал Иран и арабские страны с севером, славянскими землями и Западной Европой. По этому пути в X веке путешествовал знаменитый арабский писатель и дипломат Ахмад ибн Фадлан.
Главной валютой на всем протяжении пути из Каспия была восточная серебряная монета – дирхам. Исчезновение Хазарского каганата в конце X века привело к резкому сокращению серебряных монет в славянских землях, что отрицательно сказалось на денежном обращении. Любопытно, что местные умельцы пытались чеканить собственные монеты, копируя иранские. Византийские и даже западноевропейские монеты так и не смогли в полной мере заменить приток дирхамов. В результате в XII веке начался безмонетный период. Таким образом, Хазарский каганат не просто взимал дань с местного населения, а обеспечивал прочные торговые и финансовые связи.
Во главе хазарского государства стоял каган. Этот титул был заимствован из Тюркского каганата. Со временем каган превратился в номинального правителя, тогда как главную роль стали играть военные лидеры – беки. О традиционной религии хазар мы знаем мало. Считается, что они, подобно другим тюркским народам, поклонялись небу. Немногочисленные письменные источники, рассказывающие о религии хазар, очень противоречивы, основаны на представлениях, заимствованных из древней иранской мифологии. Судя по сообщениям из армянских и арабских источников, хазары были хорошо знакомы с христианством и исламом и даже принимали их. Правда, без последствий. То есть эти религии не приобрели официальный характер.
Оставаться языческим государством, имея дело с партнерами, относившимися к язычеству как к очень большому минусу, становилось все сложнее. Тогда хазары приняли религию, связанную с единобожием. Но это были не христианство или ислам, а иудаизм. Иосиф, хазарский монарх X века, рассказывал в письме испанскому еврею Хасдаю об обращении своего народа следующим образом. К правившему в VIII веке царю Булану во сне стал являться ангел, который обещал умножение царства взамен на принятие верозакония и строительство храма. Булан прислушался к нему, изгнал идолопоклонников и гадателей, организовал поход на Иран для захвата сокровищ и поместил их в храм, который организовал в шатре. Один из следующих царей Обадия провел реформы, приняв талмудическую форму иудаизма, открыл школы и синагоги.
Для многих принятие иудаизма хазарами кажется удивительным и даже исключительным делом. Однако пример йеменцев и африканцев, принимавших иудаизм, показывает, что ничего исключительного в этом не было. Хазарам приходилось иметь дело с враждующими между собой христианами и мусульманами, и они решили не принимать ни одну из сторон. Гонения евреев в Византии и Арабском халифате способствовали притоку в Хазарию образованных и предприимчивых беженцев. Они приносили с собой новые знания, связи и оставались преданными близким им по религии бекам и каганам.
Любопытно, что хазары вовсе не пытались выдать себя за потерянное колено Израилево или по-другому объявить себя потомками древних евреев. «Я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы», — честно сообщал Иосиф Хасдаю. Согласно библейской мифологии, Иафет был сыном Ноя, прародителем многих народов, но прародителем евреев считался другой его сын Сим.

Поход на хазар в 965 году. Миниатюра Радзивилловской хроники. Заимствовано у фонда wikimedia

Исследователи отмечают, что даже после реформ Булана и Обадии многие хазары продолжали оставаться язычниками. Об этом говорят археологические раскопки захоронений. Ничего удивительного в этом нет. Ведь после принятия христианства представители европейских народов веками также сохраняли языческие обряды. Можно даже предположить, что в Хазарии сосуществовали различные ветви иудаизма. Одни признавали только Пятикнижие, другие – Тору.
Во второй половине X века ситуация на границе Восточной Европы и Азии вышла из-под контроля хазар. Нашествия руссов и кочевников-торков вынудили их искать помощь у среднеазиатского Хорезма. Взамен хорезмийцы потребовали принять ислам. Хазары, за исключением их царя, так и сделали. Однако хазарам это не помогло. Точная дата исчезновения государства Хазария не установлена. Под 1064 годом сообщается, что остатки хазар переселились в один из кавказских городов. К тому времени на их землях уже правили бал кочевники-кипчаки, более известные среди восточных славян как половцы. Судя по исчезновению восточных дирхамов и других предметов привычного торга, крах Хазарии наступил гораздо раньше – в последние 10 – 15 лет X века.

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

В конце XIII века до н. э., после исхода евреев из Египта, значительная часть Палестины, земли на восточном побережье Средиземного моря, в результате длительных войн между еврейскими племенами и филистимлянами отошла к израильским племенам.

Израильско-Иудейское царство было основано в конце XI века до н. э. Толчок к возникновению царской власти дало нападение филистимлян. Царем созданного государства стал Саул, а после его гибели – Давид, которого сменил его сын и приемник Соломон. Столицей царства около 1000 года до н. э. стал Иерусалим. Именно этот период считается «золотым веком» еврейского государства.

Около 935 года до н. э. Израильско-Иудейское царство распалось на два: Израильское со столицей в Самарии, и Иудейское со столицей в Иерусалиме.

Израильское царство просуществовало четверть тысячелетия и в 722 году до н. э. было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Большая часть его населения была переселена в отдаленные провинции Ассирии.

Иудейское государство ждала другая историческая судьба. Его территорию в VI веке до н. э. подчинили себе вавилоняне. В 586 году до н. э. Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. Началась эпоха изгнания – вавилонское пленение. Именно в это время евреи расселились по всему миру, создав во многих государствах крупные и влиятельные иудейские общины, диаспоры – расселения.

После завоевания Вавилона персидским царем Киром, в 40-х годах V века до н. э. евреи возвратились из плена и вновь заселили Иерусалим. В 322 году до н. э. Иудея была покорена Александром Македонским, а позднее, в III–VI веках до н. э., являлась объектом борьбы между египетскими Птолемеями и сирийскими Селевкидами. После восстания Маккавеев в 167 году до н. э. Иудея вновь стала независимым государством.

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Римом, установившим над страной протекторат. Тогда же римлянами был взят и Иерусалим. В 6 году н. э. Иудея была превращена в провинцию, управляемую римскими прокураторами. А окончательное падение Иудейского царства произошло после антиримского восстания – Иудейской войны 66–73 годов нашей эры.

После Иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы в 132–135 годах Палестина была превращена в римскую провинцию, земля была разделена на участки, а затем роздана или распродана новым поселенцам.

В середине XX века, после Второй Мировой войны, государство Израиль было воссоздано. Евреи, почти в течение двух тысячелетий не имевшие своей государственности, не растворились среди других народов и государств. История древнееврейского народа отразилась в Библии – «Ветхом завете», получившем окончательную форму к 100 году нашей эры.

И.М.Дьяконов писал:

«В особом положении оказалось население Израильского царства и в еще большей степени – отчленившегося от него Иудейского царства в Палестине. Возникший для израильских племен еще в догосударственный период запрет поклоняться другим богам, кроме Бога Яхве, в результате развития движения пророков привел к концепции существовании единого Бога. Культ единого Бога (Иудаизм) помимо различных ритуальных предписаний опирался на этические основы, изложенные в «десяти заповедях», весьма близких по содержанию к пяти заповедям Будды и легших в основу европейской этики на все последующие времена».


Древнееврейское государство было основано на принципе рода. Единый народ, практически без «иноплеменного элемента» делился на колена, племена, роды, дома и семейства. Во главе каждого рода стоял старейшина. Принцип старшинства, старейшинства сохранялся всю историю еврейского государства. Награды и привилегии, получаемые за особые заслуги перед народом и государством, полагались одному человеку и не распространялись на его потомство – поэтому у евреев не было дворянского сословия.

Верховным правителем древнееврейского государства считался Яхве, воля которого была определена в законе Моисея, и открывалась через пророков и первосвященников. Толкователями этой воли были пророки, священники и учителя.

Книги пророков – их произведения на политические, социальные и религиозно-этические темы – в виде сборников речей и проповедей – входят в ветхозаветный канон Библии. Библейские пророки оказали большое влияние на последующее религиозно-политическое мышление в Средневековье и Новое время.

Значение священничества и пророчества в жизни еврейского государства было огромным. Царь являлся исполнителем Божественного закона. В еврейском народе был широко развит индивидуализм, при ощущении единства рода, поэтому у них не было ни тирании, ни абсолютизма власти, даже учреждений, основанных на подчинении воли одного человека другому.

Исследователи отмечают три периода государственной еврейской истории:

– древнейший период, до избрания царя – теократический;

– период царской власти;

– период после вавилонского плена – иерархический.


Древнееврейский народ делился на двенадцать колен – по числу сыновей патриарха Иакова. Во главе колена стоял глава или князь. Колена делились на роды, роды – на семейства, семейства – на мужей. Главенство в семействе переходило от отца к сыну по старшинству.

Во времена Моисея в управлении государством участвовал Совет из 72 старейшин, избранных от всех колен израильских. Моисей разделил население на тысячи, сотни и десятки. Первые чиновники назывались тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятниками и надзирателями. Они решали все гражданские дела. Религиозные дела решали священники и левиты. Полицейскими вопросами ведали надзиратели.

При Иисусе Навине территория Палестины была разделена между двенадцатью коленами. Евреи стали оседлыми, роды, дома и семейства занялись обработкой земли. Это изменило государственное устройство. Отдельной административной единицей стала образовавшаяся сельская община. Появились проблемы регулирования земельных отношений между членами общины, их прав и обязанностей между собой и между соседскими общинами. Евреи селились коленами и родами, что содействовало сохранению родственных связей у жителей одного селения. Не только народ, но и земли теперь делились на колена, роды, дома, семейства. Основой государства были вера в единого Бога Яхве и общее происхождение от одного патриарха – Авраама. Государственных органов еще не существовало – «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что казалось ему справедливым». Административную и исполнительную власть осуществлял Совет старейшин, бывший во всех селениях и городах. Советы вели дела политические, военные, гражданские. Иногда, при необходимости, собирались советы от многих городов и селений, решали проблемы и распускались. Города и села управлялись сами по себе. Это время получило название «Время судей». Постоянной армии не было. В случае военной опасности защищать Отечество должны были все, способные носить оружие. Войсками руководили старейшины и выдвинувшиеся военачальники.

Не было постоянных налогов и податей. Существовали торговые союзы городов. Внешние опасности и недружелюбные соседи вынудили евреев создать государство по образу и подобию соседних стран – «народ еврейский просил пророка Самуила поставить им царя».

Обряд поставления царя заключался в возлиянии на его голову елея, в представлении и признанию его народом. Право на царскую власть определялось происхождением, первородством и соответствием требованиям народа, его представителям.

Эти требования содержали условия:

– израильский царь должен быть евреем;

– царь не должен допускать излишней роскоши, разоряющей народ;

– царь должен иметь при себе список Закона Господа, который должен читать всю свою жизнь

– «дабы научиться страху Божьему и исполнению закона Господа»;

– царь не должен быть надменным со своим народом и соблюдать закон.

Власть царя ограничивалась Божественными законами. Воля царя, как в других государствах, не была законом для подданных, – примеры тирании и абсолютизма хорошо известны в истории человечества. Царь не был и исполнителем народной воли. Израильский царь объединял в себе ту и другую власть. Не все цари удовлетворяли этим требованиям. Пророк Самуил, давший евреям первого царя, предупредил их: «вы будете ему рабами; и востенаете тогда от царя вашего; и не будет Господь отвечать вам тогда».

Библия упоминает четыре варианта избрания царя – по воле Бога, по наследству, по воле победителя – захватчика государства, в силу заговора.

Саул и Давид сначала заключали «завет с народом перед Господом», а потом совершалось их торжественное помазание. Цари из дома Давида, получавшие престол по наследству, сначала помазывались, а потом заключали Завет». При воцарении Соломона Завет даже не упоминается.

Закон определял обязанности царя – «заботиться о благочестии народа и быть защитником его внешней безопасности и законной правды».

Было создано регулярное войско, царский двор, царя окружили сановники и чиновники. С народа стали взиматься налоги и подати. Была проведена перепись населения. Для регулярного получения налогов Соломон разделил страну на двенадцать округов, во главе каждого был поставлен особый чиновник, каждый из которых один раз в год доставлял на царский двор все собранное у народа.


Еврейская «аристократия» при первых царях была разделена на три категории:

– сановники или князья придворной службы – дворецкий, секретарь, друг царя, начальник над царской барщиной, придворные гадатели, наместники округов – сановники местной службы;

– подручные царя по военной части, начальники колесничных, конных и пеших отрядов;

– «витязи воинства», из которых и состояла армия;

Русский историк А.Миролюбов писал в своей работе 1898 года «Быт еврейских царей»:

«Все окружавшие царя чиновники могут быть разделены на два класса:

– несшие общегосударственную службу;

– ведомство царского двора;

Устройство постоянного войска породило должности военачальников, о значении и весе которых в государстве царь Давид говорил: «Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди сильнее меня». К войсковым чинам потом были приданы так называемые писцы, или книжники.

При Давиде произошло и внутреннее упорядочение, устройство царства еврейского, что породило царскую бюрократию – «дееписателя» (канцлера) и «книгочея» (статс-секретаря). Были и писцы – царские и государственные. Они вели государственную статистику и наблюдали за распределением повинностей и сбором налогов, вели государственные архивы. Появились чиновники, обличенные судебной и полицейской властью. Значительное влияние и большой почет у царя имели советники; к ним обращался царь во всех важных случаях.

Первосвященники имели немалое значение в судьбах еврейского государства..

К государственным сановникам относился и государственный архитектор, или строитель, надзиратель над общественными архитектурными сооружениями.

Среди всех вообще государственных чиновников особое почетное место занимали сыновья царя, «первые приемники царевы». Отцу наследовал старший сын, по праву первородства.

При большом количесве членов царской семьи очень широки были потребности царского дома, для удовлетворения которых нужны были масса рабов и слуг и немалые средства. Дворцовое ведомство было очень велико по числу своих членов. Общее название слуг царя было «отроки царевы», или «рабы царевы».


Царская власть ослабила родовые связи израильского народа, но авторитет старейшин сохранялся – от них первое время зависела прочность царской власти.

После возвращения в Палестину из вавилонского плена евреи расселились по коленам, родам и семействам – они сохранили записи о происхождении каждого известного человека изкаждого колена или рода. Во главе колен и родов оставались старейшины, сохранившие свои власть и влияние во времена плена. Сохранялись и родословные таблицы колен.

Во время персидской оккупации в Иудее государственные функции осуществляли особые чиновники, назначаемые шахом – субсатрапы, субпрефекты.

Особое значение в государстве в таких условиях стал иметь первосвященник, ставший центром, вокруг которого собирались все яркие представители еврейского народа. Его власть усилилась вследствие очень уважительного отношения к нему завоевателя Палестины Александра Македонского. Первосвященник стал во главе религиозных и государственных стремлений еврейского народа.

В период династии Маккавеев, первосвященник получил и титулы вождя и правителя евреев. Это совмещение государственной и религиозной власти продолжалось недолго. Свою религиозную власть первосвященник делил с синедрионом.


Во времена иноземной оккупации налоги населения были очень обременительны. После захвата Палестины Римом государственные налоги взимались с каждого еврея – золотыми динариями с изображением римского императора. С купцов взимались торговые пошлины – мытарями.


Основными государственными повинностями у евреев были уплата податей и налогов и служба во время военных действий и при дворе. Государственная подать заключалась в уплате десятой части от стоимости посевов, виноградников и мелкого скота. Подушная подать в период римского управления составляла один золотой динарий в год. Были и другие налоги – на содержание царского двора, на право торговли; были пошлины на соль, на свадебный обряд – их вводили завоеватели.


Все платившие налоги получали право личной безопасности и право владения собственностью. За охраной этих прав следили судьи. Первым судьей еврейского народа был Моисей, который поставил судей по всей стране – «способныъх людей, боящихся Бога, правдивых и ненавидевших корысть, избранных от всего народа». Старейшины и судьи делили власть в еврейском государстве. Именно корыстолюбие и взяточничество судей впоследствии вызвали народные волнения и побудили народ просить пророка Самуила поставить им царя.

В царский период судьи были поставлены царем. Институт судей особенно усилился в период возврата евреев в Палестину после вавилонского плена. Очевидно именно к этому времени относится и возникновение синедриона – еврейского Верховного совета.

Исследователи называли синедрионом «собрание лиц, занимавших почетное положение среди народа или по своему происхождению из рода священников, или по возрасту старейшин, или по учености и известных в народе знатоков еврейского закона».

Синедрионы были великий и малые. Великий иерусалимский синедрион из 71 члена во главе с первосвященником представлял высшее национальное собрание народной власти. Малые синедрионы, состоявшие из 23 членов существовали в каждом городе и селении, число жителей которых было не менее 120 человек.

Исследователь Т. Буткевич писал в своей работе 1888 года «Синедрион и первосвященники»:

«Слово «синедрион» имеет общее значение коллегиального управления: кроме иерусалимского верховного совета, или великого синедриона оно обозначало еще и иудейские судебные присутствия в небольших городах и местечках, населенных иудеями», Объем власти синедриона в разное время был различным и зависел от желания завоевателей.

«В то время, когда Иудея управлялась своими царями, Синедрион был второй инстанцией власти в государстве, а в эпоху римского владычества он был единственным верховным политическим учреждением и вместе со своим председателем – первосвященником – сосредотачивал в себе сумму всех официальных прав, какие только были предоставлены нации; он был тогда высшим административным, законодательным и судебным учреждением.

Лучшими временами для Синедриона были период греческого владычества и время управления первых Маккавеев. Он был тогда сенатом, ведшим и надзиравшим не только церковные дела, но и все гражданские. Он издавал законы, которые были безусловно обязательны, так как выше него не было никакой власти. Синедрион за всё время своего существования не терял следующих прав: права высшего административного надзора в делах церковных и права расследования всех важнейших преступлений, совершаемых иудеями, – уголовных и гражданских.

Как судебное учреждение Синедрион решал только самые важные дела, преимущественно общегосударственного характера. Гражданские процессы, возникавшие по поводу грабежей, оскорблений разбирались низшими судами, дела же уголовные – малыми синедрионами. Только самые важные судебные дела решались Великим Синедрионом.

Круг этих дел был невелик и они встречались в жизни нечасто. Суду Синедриона прежде всего подлежали массовые преступления. Так же Синедрион судил по преступлениям лиц, занимающих высокое общественное положение.

К числу важных преступников Синедрион относил лжепророков.

Во власти Синедриона было право приговаривать к денежным взысканиям, к телесным наказаниям (бичеванию) и смертной казни (побиванию камнями, сожжению, удушению, обезглавливанию)».

В своей деятельности Синедрион руководствовался законом Моисея. Бывали и «особые предписания благочестивых царей». Закон предписывал судьям «справедливость, бескорыстие и нелицеприятие». Судьи не всегда соответствовали требованиям.

Особые требования предъявлялись к первосвященникам.

Т. Буткевич писал:

«По своему сану первосвященник был личным ходатаем перед Богом за весь израильский народ. Кроме председательства в синедрионе, первосвященнику принадлежал верховный надзор за храмом, богослужением и сокровищами храма; он же совершал обряд посвящения в священники и левиты. Но самая высшая обязанность иудейского первосвященника состояла в том, что он должен был в великий праздник Очищения приносить жертву за грехи народа, благословляя народ; находясь между Богом и народом, он вопрошал Бога и давал провещание».


В эпоху римского владычества в Иудее жизнь ремесленников и крестьян значительно ухудшилась. Римляне запрещали ремесленникам работать на язычников, а заказов от иудеев на всех мастеров не хватало. Ремесленники влачили жалкое существование. Крестьяне арендовали господские земли и не выходили из долгов. Римские налоги выколачивались без всякой жалости. Почти всё еврейское население было грамотным и думающим, особенно по сравнению с населением многих других тогдашних государств.

Н. М. Никольский писал в своей работе «Древний Израиль» 1922 года:

«В народе были убеждены, что рано или поздно явится царь-чудотворец, Мессия, который положит навсегда конец всякому злу.

Эта вера в пришествие Мессии была главной поддержкой народных масс в то тяжёлое для них время: ею они жили, ради неё терпели, уповая на неё, восставали и шли на смерть.

Эти народные ожидания поддерживались и подкреплялись книжниками; но в то время как книжники советовали терпеливо ждать знамений, которые предвозвестят приближение Мессии, и положиться во всём на волю божью, среди народа было немало таких, которым уже невмоготу было ждать и терпеть».

Из таких людей образовалась партия зилотов – ревнителей. Зилотские проповедники говорили:

«Всякому злому делу придёт конец, и благословенным будет всякий труд.

В те дни облечётся вся земля правдой, вся обсажена будет деревьями и полна будет благословенных даров. Всякие деревья зрачные произрастут на ней; будут посажены на ней виноградники и дадут они без конца вина; семя всякое, на земле посеянное, принесёт урожай в тысячу крат, одна мера олив десять мер масла даст. Кто был голоден, до сыта упитается; каждый день чудеса узрят праведные». Эти проповеди стали «идеологией» – многих народов во многих странах.


Именно в Палестине, где тысячу лет существовало еврейское государство, появились три мировые религии, в Палестине, «в которой последователи различных церквей сближаются между собой». Тысячи лет из этих земель шла проповедь добра, родившаяся в этих местах. А ведь на пустом месте ничего не появляется.