Как выбирают папу. Как выбирают римского понтифика

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.

В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.

Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.

Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.

Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.

За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.

На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.

Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.

Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.

Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.

(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).

Папа Римский Бенедикт XVI отрекся от престола. Это событие состоялось 28 февраля 2013 года, и вряд ли кто из верующих ожидал такого поворота событий – католический мир был застигнут врасплох. Как известно, пост главы Ватикана это пожизненная должность, и в обозримом прошлом нет примеров, чтобы Папа оставлял свой пост иначе, как после смерти. Такое случалось в последний раз без малого 600 лет назад.

Кардиналы на конклаве всего за два дня выбрали нового Папу. 266-й по счету наследник престола Святого Петра впервые в истории католической церкви происходит не из Европы. Кардинала из Аргентины зовут Хорхе Марио Берголио, а вступая в сан, он взял себе имя Франциск.

(43 фото этого экстраординарного события)

Папа Бенедикт XVI принял решение об отречении от престола Святого Петра

Первые слухи о том, что избранный в 2005 году понтифик Бенедикт XVI (мирское имя Йозеф Ратцингер) имеет намерение оставить пост Папы Римского, появились в начале февраля 2013 года. Согласно официальной версии Ватикана, такое решение принято в связи с ухудшением состояния здоровья. Отречение состоялось в последний день февраля в 20:00 по местному римскому времени.

Йозеф Ратцингер вступил на папский престол уже находясь в преклонном возрасте, и по его же словам, неоднократно испытав свою совесть перед Господом, он решил, что его сил уже недостаточно для должного служения на престоле Святого Петра.

Решение об отречении Папы Бенедикта XVI стало первым подобным случаем за 600 лет. Последний раз отрекся от престола Папа Григорий XII, а произошло это в далеком 1415 году. Некоторые называли одной из причин отречения гораздо меньшую популярность понтифика по сравнению с его предшественником — Папа Иоанн Павел II пользовался безоговорочным уважением по всему миру. С личностью Бенедикта XVI, который стал проводить более консервативную политику, связывают падение популярности католической церкви, да и преклонный возраст не стоит сбрасывать со счетов.

В качестве верховного пастыря Бенедикт XVI 27 февраля провел последнюю всеобщую аудиенцию на площади Святого Петра в Ватикане.



На это событие по некоторым оценкам собралось более 200 тысяч верующих. Как бы то ни было, но к началу аудиенции в 10:30 утра людьми была заполнена вся площадь и прилегающие улицы.



Папа в окружении охраны и в сопровождении пресс-секретаря объехал паству на знаменитом папамобиле, а после этого обратился к присутствующим на нескольких языках.



Трансляция этого события велась многими телеканалами в десятках стран мира. Смогли наблюдать за ним и российские зрители.



Для Бенедикта XVI был учрежден специальный титул «почетный папа». Остаток своих дней Йозеф Ратцингер решил провести в добровольном затворничестве в стенах Ватикана в молитве и благочестивых размышлениях.



Выборы Папы Римского

Для того, чтобы паства как можно скорее получила нового пастыря, одним из последних решений Папы Бенедикта XVI было изменение устава, согласно которому выбирают нового главу католической церкви. Генеральная конгрегация кардиналов собралась в Ватикане 4 марта, и на ней была назначена дата конклава, который должен выбрать нового понтифика.

Фотография с выборов ушедшего сейчас Иозефа Ратцингера – Папы Римского Бенедикта XVI, 18 апреля 2005 года.

Слово конклав означает «запертая комната». По традиции кардиналы не имеют права покидать конклав до избрания нового Папы. Помещением для конклава с 1871 года служит Сикстинская капелла. Именно здесь уединились 115 кардиналов, за ними были заперты двери, а также отключена мобильная связь и интернет.



Инфографика РИН Новости



Как и предыдущий конклав 2005 года, на котором выбрали Папу Бенедикта XVI, нынешний длился всего два дня. Перед началом заседания каждый из 115 кардиналов поклялся на Библии. Эта церемония транслировалась на огромном экране, установленном перед собором Святого Петра.







Как обычно, при таком событии собираются многотысячные толпы верующих, которые следят за трубой Сикстинской капеллы.



Если из трубы повалит белый дым, значит Папа избран, если черный, значит решение еще не принято. В 19:45 12 марта из трубы повалил черный дым, и стало ясно, что кардиналы не пришли к общему мнению.

















Впрочем, история не знает случая, чтобы Папа был избран так быстро – верующие были настроены на долгое ожидание. Тем не менее, ждать долго не пришлось — из трубы Сикстинской капеллы вечером 13 марта повалил белый дым, возвестивший о том, что кардиналы смогли договориться, и новый Папа избран. Люди не могли поверить своим глазам, но раздавшийся вскоре колокольный звон подтвердил это.

Момент, когда появился символ избрания понтифика – белый дым – зафиксирован в 19:05, а ровно через час с центрального балкона собора Святого Петра, называемого Лоджией Благословения, раздались слова Habemus papam, что означает «Папа с нами». На конклаве было принято решение избрать Папой Римским кардинала из Аргентины Хорхе Марио Бергольо. Он будет служить своей пастве под именем Франциск. Первым делом новый понтифик совершил телефонный звонок Бенедикту XVI.

Аргентинский кардинал у себя на родине пользуется всеобщим уважением. Он живет очень скромно – его квартира не отличается какой-либо роскошью, а для передвижения по городу он пользуется общественным транспортом. Имя себе он выбрал в честь одного из самых уважаемых католических святых Франциска Ассизского, основателя монашеского ордена францисканцев.

Франциск обращается к народу с центрального балкона собора Святого Петра (Лоджии благословения), 13 марта 2013.



В декабре 2012 года произошло событие, которое характеризует нового Папу, как человека, симпатизирующего России. Организация выставки православных икон стала возможна только благодаря его личному распоряжению.
Инаугурационная месса Франциска, 266-го Папы Римского, состоится 19 марта 2013 года в Риме.

В среду, 13 марта, в Ватикане конклав из 115-ти кардиналов избрал нового 266-го Папу Римского. По решению конклава новым главой Католической церкви стал 76-летний аргентинский кардинал, состоящий в ордене иезуитов, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо , принявший папское имя Франциск . В истории Ватикана это первый Папа не европеец.

Смотрим фоторепортаж из Ватикана.

Торжественную мессу «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») провел в соборе Св. Петра декан коллегии кардиналов Анджело Содано, Ватикан, 12 марта.

Журналисты мировых телеканалов на площади Святого Петра освещают последние события, 12 марта.

По традиции пожарные устанавливают трубу дымохода на крыше Сикстинской капеллы, Ватикан, 9 марта.

Печи в Сикстинской капелле. Именно в них сжигают бюллетени после голосования, тем самым оповещая мир об избрании или неизбрании нового Папы Римского.

Сикстинская капелла с 1455 года - место проведения конклавов.

Чтобы стать свидетелями исторического события и помолиться за нового Папу, люди собираются на площади Св. Петра, Ватикан, 11 марта.

Тысячи людей на площади Святого Петра смотрят телетрансляцию мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice», Ватикан, 12 марта.

Один из крупнейших католических храмов в мире - Собор Святого Петра, расположенный на одноименной площади в Ватикане, 11 марта.

Один из кардиналов во время мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» в соборе Св. Петра, Ватикан, 12 марта.

Кардиналы, входящие в конклав, и верующие во время мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» в соборе Св. Петра, 12 марта.

Люди на площади Святого Петра наблюдают за трансляцией из Сикстинской капеллы перед началом конклава, Ватикан, 12 марта.

Кардиналы собираются на конклав в Сикстинскую капеллу для избрания нового Викария Христа, Ватикан, 12 марта.

Перед началом конклава, на котором избирается Папа, кардиналы дают клятву молчания.

Из трубы дымохода на крыше Сикстинской капеллы поднимается черный дым. Это говорит о том, что кардиналы еще не избрали нового Понтифика, Ватикан, 12 марта.

Монахиня на площади Св. Петра в Ватикане наблюдает в бинокль за дымоходом над Сикстинской капеллой, 12 марта.

В очередной раз черный дым из трубы дымохода на крыше Сикстинской капеллы оповестил народ о том, что нового Папу еще не избрали, 13 марта.

Чайка сидит на крышке трубы дымохода Сикстинской капеллы во второй день конклава, Ватикан 13 марта.

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.

В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.

Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.

Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.

Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.

За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.

На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.

Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.

Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.

Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.

(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).