Помогает ли николай гурьянов после смерти. Праведный старец Николай (Гурьянов)

Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов (+ 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова (+ 1969). Впоследствии она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского уезда, ездил с богомольцами по святым местам. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Старший брат Николая, Михаил, стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Еще в отроческом возрасте он побывал на о. Талабск , где позже подвизался. Примерно в г. настоятель храма Михаила Архангела, в котором отрок Николай алтарничал, взял его с собой в Псков, куда они добирались водным путем. На острове Талабск пристали отдохнуть. Здесь посетили блаженного Михаила, прозорливца. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю - большую и сказал: "Гостек наш приехал... ".

По окончании Гатчинского педагогического техникума Николай поступил в Ленинградский педагогический институт. В году студент Николай выступил на студенческом собрании против закрытия одного из ленинградских храмов, после чего был исключен из института.

Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской области. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского района Ленинградской обл. (ныне Гдовского района Псковской обл.).

В местные органы стали поступать доносы:

«Акт (актив) села Сидорович доводит до Вашего ведома, что в селе Сидоровичах живут небажани (нежелательные) некоторые элементы и занимаются агитацией против советской власти та коллективизаций а сами куркули (кулаки) еки ликвидировани и разлагают работу».

"...В июле месяце 1930г. [Николай Гурьянов] прибыл в с.Сидоровичи, взял должность дьяка, устроился на квартире у председателя церковной общины Комаренко. Используя то, что к взрослым детям Комаренко ходила молодежь, он начал разучивать с ними религиозные песни [имеются в виду церковные песнопения], с ними их пел. Вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить им в церковь..."

8 февраля г. рукоположен во диакона Виленским митр. Сергием (Воскресенским) и 15 февраля - во иерея .

По данным ПСТГУ, еще до рукоположения принял иноческий постриг , но мантийным монахом не стал и сохранял свое иночество в тайне.

В г. переведен в Псковскую епархию . По личной просьбе назначен настоятелем храма во имя свт. Николая на острове Талабск (Залит) на Псковском озере, где прошло почти полвека его пастырского служения.

Вел подвижническую жизнь, прославился как духовный прозорливый старец. В начале 1970-х годов к о. Николаю за советом и молитвенной помощью стало обращаться много людей, его духовные чада были среди священников, монахов и мирян. Он старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, укреплял и наставлял в вере, призывал с любовью относиться ко всему, что окружает людей. Много читал, направляя и других к вдумчивому, умному чтению, благословлял на учебу, получение образования, любил духовное пение, автор таких песнопений, как «Похвала Богоматери», «Молитва Ангелу-Хранителю», «Спаситель, согрей мою душу», «Братский гимн». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал о. Николая одним из столпов русского старчества.

Скончался 24 августа в своем доме на острове Талабск (Залит) на Псковском озере в Псковской области. Остров Талабск с могилой старца по-прежнему привлекает многочисленных паломников.

Видео

Док. фильм "Кресту Твоему", посвященный памяти о. Николая Гурьянова. Сведения о епископстве о. Николая, приведенные в титрах, не находят подтверждения. Фильм ценен документальными кадрами, запечатлевшими о. Николая.

Награды

  • золотой наперсный крест (1952),
  • митра и право служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни (1988)
  • право служения с открытыми царскими вратами до «Отче наш» (1992)

Труды

  • Слово Жизни: В духов. стихах, избр. для любителей духов. пения: Для хора без сопровожд. Серг. П., 1996;
  • Напоминаю вам... М., 1999.

Литература

  • Палагина Л. Памяти прот. Н. Гурьянова // ЖМП. 2002. № 12. С. 42-46;
  • Миронов И., прот. Жизнь старца // Правосл. летописец С.-Петербурга. 2002. № 12. С. 27-31;
  • Сб. восп. о старце прот. Н. Гурьянове. М., 2003;
  • Не прощай, а здравствуй: Восп. о старце Н. Гурьянове / Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2003;
  • Изборцев И. Да любите друг друга: Встречи со старцем Николаем. СПб., 2004;
  • Православлье jе волети: Старац Николаj (Гурjанов), Старац Серафим (Тjапочкин). Београд, 2004;
  • Псковский синодик. М.; Псков, 2005. С. 218-223.

Использованные материалы

  • Православная энциклопедия, т. 13, с. 496-497
  • Неизвестное «Дело» отца Николая Гурьянова (штрихи к портрету приснопамятного старца)
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

ЧУДО СТАРЦА НИКОЛАЯ:

ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПО БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЕ ПРИ ОБЛАЧЕНИИ

САМ ВЗЯЛ КРЕСТ и ЕВАНГЕЛИЕ

Праведное успение дорогого Батюшки Николая (Гурьянова). 24.05.1909+24.08.2002. Фотография сделана на паперти Смоленского придела Никольского Храма Острова Талабск после Заупокойной Литургии 26 августа 2002 года… Псковский Архиерей Евсевий благословил открыть лик для того, чтобы духовенство могло попрощаться с подвижником. Как крепко блаженный Старец держит Крест и Евангелие, которые САМ ВЗЯЛ при облачении в руки уже ПОСЛЕ того, как душа вышла из тела… Через четыре часа… Во время погребального шествия от Храма до кладбища гроб несли на руках священнослужители. По традиции островитян, гроб с телом усопшего поднимают на вытянутых руках и им осеняют крестообразно дом, где жил человек. А это келлия Старца и Храм, где от молился… Во время поднятия гроба, его сильно раскачивали. Но Крест и Евангелие святой праведник никогда не выпустил из рук.

При Старце чувствовали присутствие Бога.

Рядом с Батюшкой всегда было чудо и тайна… Потому что он был от Бога. Именно так… При Старце мы чувствовали присутствие Бога. Прошло уже тринадцать лет, как дорогой отец ушел в Вечность. Со временем, святой образ подвижника открывается все больше. И он не вмещается в слова. Ибо Дух нельзя выразить словом. Живя рядом со Старцем, мы, конечно, не могли постичь его духовную высоту и глубину мыслей. Наверное, потому, что он умалял сам себя и в своем смирении не возвышался ни над кем… Ни над одним человеком. Открывал же свою высокую духовность лишь когда было необходимо определить и исправить внутреннее состояние человека и назвать ту страсть, которая губительна для души, для спасения… Тогда его пронзительная прозорливость и житие в Духе открывались мгновенно и человек преображался. Понимал, что перед ним – святой, которому видны все закоулки твоей души. Видны не только дела, но и помыслы. А главное, он может помочь очистить сердце. Если ты сам жаждешь преображения. Однажды к Батюшке просто рвался побеседовать человек. Был уже готов войти в домик, но, столкнувшись в коридоре с предыдущим посетителем с потерянным лицом, изменил свое намерение. Отчего же? – Испугался, услышав откровенную исповедь: «Я полковник. Попросил у него молитв, чтобы мне дали генерала. А Батюшка ответил: «Какой ты генерал, сынок, ты ведь вор!» И что удивительно, этот человек не обиделся. Только выдохнув, признал: «Это правда»… Бог наделил отца Николая благодатными дарами. Сила его молитвы защищала жизнь и судьбы многих людей. Очень многих. Народ шел к нему еще и потому, что он не брал деньги за церковные Таинства. Никогда. Это было его особенностию. Как и у убиенного за Христа отца Павла Адельгема, не бравшего ни копейки с прихожан за требы: «Это моя обязанность, а не привилегия» - говорил он. Духовная сила таких пастырей – в Любви. До мученичества. Они граждане Божьего Града. Отец Николай, как и отец Павел, были истинными духовниками. «Достаточно ему посмотреть на меня – и мне уже все понятно» - такие слова произнес Владыка Павел, ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (Пономарев), в 1988-1992 наместник Псково-Печерского монастыря и имевший радость общения со Старцем. В одной из радиопередач он поведал такую историю – рассказывал с его слов Николай Борисов, ктитор Храма Царственных Мучеников на территории бывшей Никольской богадельни в Рязани. Там были обретены два Чудотворных образа – Мироточивый Царя-Мученика и Кровоточивый Царской Семьи:
«К нему обратился отрок с вопросом: «Владыка, а чем отличается священник от священника-старца? И Владыка ответил: «Я как Архиерей могу час убеждать, говорить и сомневаться, убедил я или нет, нашел я нужные слова для собеседника или нет. А вот Старец Николай – ему только достаточно посмотреть на меня, и мне уже все понятно, и даже не посмотреть, а пройти мимо. Вот кто такой Старец! И я такого Старца знаю – отец Николай Гурьянов ... Ему подобных нет!»Его присутствие, только само присутствие, источало Благодать. Ощутимую. В ней было царственное величие. Многие так и говорили: «Мне было достаточно увидеть Батюшку, и я понял, что не так живу». У некоторых пропадали вопросы, с которыми шли за разрешением. Исчезали проблемы. Печаль. Страх. Раздражительность и злоба… Но почему? Ведь многим он даже слова не сказал, а только благословил и маслицем помазал? – Все потому, что таково было сверхъестественное свидетельство Духа Божия, обитавшего в талабском праведнике.

21 мая 2002 года. Батюшка у своей любимого Крестного Древа, выросшего чудесным образом из засохшей веточки туи. Она находилась в гирлянде с цветами, которыми был украшен на Воздвижение Крест в Вильнюсском Марие-Магдалининском монастыре. Целый год пролежала у монахини, забывшей прислать отросток сразу после праздника, как ее просил отец Николай: «Пришлите мне веточку туи от Креста». Во исполнение послушания, монахиня все же отправила с опозданием веточку, со словами: «Простите меня, грешную, старенькая стала, и все забываю». Батюшка из засохшей пожелтевшей и потерявшей жизненные соки лапки туи вырастил огромное, как он говорил, «Крестное Древо Послушания». Одно время он маленькими отростками с него помазывал всех своим иерусалимским маслицем… «Чтобы святыню беречь… А то ведь кисточкой много масла уходит, а тоненькой веточкой – меньше, и всем хватит» - так говорил дорогой отец.

«Благоухание – это Имя Христово»

В последние годы Батюшка очень сильно постился. Имел телесные подвиги, подобные древним отцам. Как пример - последние пять лет до успения (с 1997 года) он никогда не мылся. Несмотря на это, не было никакого неприятного ощущения. От него исходило тонкое благоухание. И на улице, и в келлии,… Особенно ощутимым оно было возле стула, на котором всегда сидел Старец на кухонке. Это был аромат молитвы. Ибо, как говорил преподобный Старец Иосиф Исихаст, «Благоухание – это Имя Христово». От Иисусовой молитвы. Так видят духовными очами мир святые. Они утверждают, что благоухает от молитвы не только сам человек, но и место, на котором он стоит. И мы свидетели сказанному. Это было невероятным и сверхъестественным для многих… Более всех удивлялись врачи, ожидавшие дурного запаха от человека в таком возрасте. Небывалое! – Девяносто с лишком лет, в маленькой келлии нет никаких удобств, кроме рукомойника, «а он –чистенький, как младенец» - изумлялись они. Лишь изредка Батюшка дозволял протереть себя ваткой со спиритом. И то, по причине укусов… Ведь ни комаров, никакую иную живность он не убивал…Особенное благоухание ощущалось возле молитвенного угла. У Образов, перед которыми Старец молился. Это был человек, который истинно и всегда молился. «Я не живу без молитвы» - говорил он. Люди приходили и просили: «Батюшка, помолитесь». И знали, что Батюшка помолится. У него всегда лежали кипы записок, горы писем. Некоторые письма он распечатывал, а другие – не распечатывал. Видел духом, что в них написано.

Наша счастливая жизнь… В простоте, любви и доверии. Две помощницы, келейницы, духовные дочери отца – схимонахиня Иоанна (Валентина Васильевна Полещук) – с любимцем Липой на руках – и схимонахиня Николая (Татьяна Ивановна Гроян) с написанным по слову и благословению Старца Житием Мученика Григория Ефимовича Распутина-Нового

Вид келлии Старца после успения. Все пока, как было при нем… Только его самого нет с нами… Место смиренного молитвенного подвига талабского затворника. Любимые Иконы и Образа. Среди них – Чудотворца Иоанна Кронштадтского, Преподобного Сергия, Царственных Мучеников, Благоверного Царя-Мученика Иоанна Грозного, Человека Божия Царского Друга Григория… Здесь мы с Батюшкой читали наше монашеское правило. Иногда он стоял на коленках, опираясь на свой стул… Читали ему записки и письма… Много беседовали… И этот «препростый» стулик Старца. На нем он в последние годы, в основном, сидел, ибо ноги «плохо держали». И принимал народ… Сколько слез и прошений за всех… Сколько очищающих душу исповедей… Самоварчик и сахарница…«Сахарком» Старец исцелял: «Возьмите в роток… Подержите немного, а потом проглотите… Ну, как, горько?!» - неизменно говорил он, заботливо осеняя при этом каждого крестным знамением.

Январь 2001 года… Во время беседы о Царском Пророке Мученике Григории Ефимовиче Распутине. Только что дорогой Батюшка сказал: «Молиться надо Царю-Мученику. Над Россией беда… Государь может все исправить, если Его попросим… Ведь Царская Семья имела за нас великие скорби… Правда?»

И это дивное фото… Здесь не видно, но здесь Батюшка держит в руках целую кипу поминальных записок – о здравии, упокоении… И он будет молиться за всех нас до самого конца земного странствия… И за порогом бытия не оставит своего послушания пред Богом – дерзновенно просить: «Помоги ВСЕМ, Господи… Помилуй и спаси ВСЕХ»… Таким был наш Батюшка…

Духовная лествица, по которой отец Николай стремительно восшел к Богу и упокоился в Царстве Света

«Чудо дивно и памяти достойно»

Сила Животворящего Креста Господня возвеличивала Светильника Церкви Батюшку Николая при жизни и еще более увенчала по его блаженной кончине, когда он явил нам чудо, подобно святым отцам. Как Иоанн Златоуст, который во время перенесения честных мощей из Коман в Константинополь, по прошествии тридцати лет после успения, когда его внесли в Храм Двенадцати Апостолов и поставили гроб на место, где находилась его кафедра, совершил небывалое. Едва лишь Церковь коленопреклоненно испросила прощения у гонимого Святителя, сказав: «Приими Престол твой, отче», - угодник Божий, пребывавший в мощах, вознес десницу и благословил народ со словами: «Мир всем!»

Перенесение мощей Иоанна Златоуста из Коман вКонстантинополь

Такое возможно лишь тогда, когда душа зрит Бога. «Главная цель человеческой жизни – прийти в себя и установить связь с Богом. И если он найдет себя по отношению к Господу, он сможет найти себя и по отношению к миру. Придет свет – и человек сможет судить об окружающих, не делая о них ложных и поспешных выводов, - говорит Старец Лука Филофейский. - Если же мы не узнаем Бога, не получим у него Свет, как мы сможем делать о других правильные выводы? Страстный человек судит об окружающих через призму своих собственных грехов. Осуждает ближних для того, чтобы оправдать себя. Когда человек приходит к Богу, кается, освобождается от страстей – задействует свое неповрежденное естественное видение. То есть взирает на мир очами Любви»… Такими очами Любви взирал на мир отец Николай.

«Обратимся к житиям святых, - продолжает размышлять авва Филофей. - Сколько и сколько пострадавших за Христа мучеников молилось за своих мучителей. Не счесть примеров, когда эта молитва была услышана, и мучители каялись и сами приходили к Богу. Почему? Потому что святые молились от всего сердца, они действительно сострадали своим гонителям и искренне просили Господа привести их на путь Истины. Святые любили даже своих мучителей, что уж говорить об остальных ближних. Вы спросите: возможно ли любить своих врагов? Для тех, кто обрел любовь Христову, возможно все. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя как все»…

В Батюшке все видели истинного христианина и истинного священнослужителя. По его делам. Узнали в нем Святого. И кончина Старца явила и подтвердила это с необыкновенной силой и красотой. Все как встарь в нашей Святей Соборной и Апостольской Церкви…

Подобное чудо проявления жизни в теле усопшего мы видим и в Житии Святого Благоверного Князя Александра Невского. Его поездка в Сарай в 1262 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре 43-летний Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий. Когда митрополит Кирилл во время Литургии сообщил о кончине Александра Невского: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце Земли Русской!» – то весь народ в один голос вскрикнул в отчаянии: «Погибаем!» Тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и оно оставалось нетленным. 23 ноября при погребении в Рождественском монастыре было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Современники повествуют, что при отпевании усопший Князь Сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Этот день и был установлен для почитания его памяти.

Фреска из собораСвятого Мученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре, где видим, как угодник Божий схимонах Алексий простирает десницу за разрешительной молитвой. Именно так, таким же движением руки, спустя четыре часа после кончины, отец Николай простер десницу и взял из моих рук Крест, а потом приоткрыл левую ладонь – и мы вложили в нее Евангелие… Когда была на Новом Афоне и увидела эту фреску, поразилась, насколько Господь вчера и днесь той же… И не можем не вспомнить, что юный отрок Николай начал свое служение Богу в Архангельском Храме погоста Кобылье Городище, в полутора километрах от которого свершилось историческое Ледовое Побоище… Где Великий Князь Александр свершил спасение Руси…

Любимый образ Батюшки - Икона Святый Благоверный Князь Александр Невский, в схиме Алексий. Старец полагал, что более верно писать Иконы Князя уже как схимника. И молиться Ему, как схимонаху Алексию. Но мнения своего никому не навязывал… По слову отца Николая, знаем, что он был тайным архиереем, поставленным во Епископы во время гонений на Церковь. На открытое архиерейское служение не вышел. Принял схиму с именем Нектарий. Когда иеромонах Нестор (Кумыш), составитель краткого жизнеописания Старца от Псковской митрополии, спросил друга отца Николая, насельника Свято-Духова Виленского монастыря архимандрита Предислава (Каменяка), был ли Батюшка монахом и как о нем молиться, отец архимандрит ответил утвердительно, что Батюшка был монахом и епископом, и привел в пример Благоверного Князя: «Мы же молимся ему, как Благоверному Князю Александру, хотя Он схимонах Алексий… И о Батюшке можно молиться также: и как праведному Старцу Николаю, и как схиепископу Нектарию… Бог все слышит и все молитвы приемлет. Главное – молиться».

Сам взял Крест и Евангелие

Во время облачения честного тела незабвенного Батюшки произошло дивное чудо, подобное тому, что случилось с Великим Князем Александром. Для меня, видевшей столько исцелений и чудес от подвижника, оно было естественным продолжением его святой жизни. Когда мы поднесли ему напрестольный Крест и Евангелие, дабы вложить их в руки, он бережно и благоговейно приподнял правую руку, простер ее, и сам взял Крест - так, как он всегда держал его при жизни. Батюшка, держа Крест, всегда внимательно смотрел, чтобы его персты не заслоняли Распятого Спасителя… Уже из Вечности он послал нам весточку, что смерти нет, а есть Вечная Жизнь во Христе. Левую же руку Старец приоткрыл – и мы вложили в нее Святое Евангелие. Затем тихонько возложил на него сверху персты, при этом слегка приподняв левое плечо. Потому что Евангелие было тяжелым, в серебряном окладе. И в этом чудесном для мира явлении отец Николай уподобился своему «брату и любимцу», другу, сотаиннику, сомолитвеннику, с которым они «плакали о России» - Батюшке Серафиму Саровскому… Когда духовник преподобного чудотворца, отец Илларион, хотел положить в руку его разрешительную молитву, то она сама разжалась и приняла молитву…

Отсюда Господь призвал в Вечность нашего незабвенного Батюшку. Во время Воскресной Всенощной, в субботу 24 августа. Мы пели вместе с дорогим отцом Канон на исход души…Святые, взирая с икон и фотографий, радовались его безболезненному и тихому переходу в пакибытие… Все то же одеяльце… Легкое и теплое… Оно еще долго хранило его тепло… А кроватка осиротела…

Так было и у нас… В тихой и смиренной келлии Батюшки… У его блаженного тела, упокоившегося от всех земных забот… Нас укрепляла Сама Царица Небесная. Едва слышно мы взывали несокрушимое и вечное, принесенное на землю Ангелами: «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою»… И не было в сердце чувства разлуки. Ведь отец былрядом… И остается, что бы с нами ни случилось в этой, и иной жизни.

Клеймо Житийной Иконы Старца, написанной в 2007 году усердием иконописца Стефана. Здесь запечатлено чудо, когда Старец сам берет Крест из наших рук. «Благодать от Бога получивый и прославление в благоуханном от земли отшествии души твоея: по успении Крест Святый и Евангелие в руце сам приемля, непричастен смерти явился еси, со Ангелы ликуя: Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»

Воскресение Христово. Роспись на стене Воскресенской церкви Ростовского Кремля… Последними словами Батюшки в земной жизни было светлое благословение и заповедь: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» - и душа его воспарила от нас…Почти семьдесят лет священнослужения отца Николая – это годы скорбей, лишений, гонений, трудов, но и Радости. Той, высшей, совершенной, пронизывающей всю его жизнь. Возможной только в спасительном предстоянии перед Богом.

Благодатная могилка Батюшки: здесь покоится Праведный Старец Николай

«Сам взял – и держу!»

Прошло несколько лет, прежде чем прочла о том, как отпевали в Тбилиси святого пустынника блаженного Старца Виталия (Сидоренко). Они с нашим Батюшкой близнецы по юродству и силе духовной еще в теле, еще при жизни, оказываться там, где смертельная опасность и где им молились и просили с надеждой и верой о помощи. И они – наши духовные отцы – слышали и мчались спасать. Неверующему не понять и не поверить… Отец Виталий, находясь в доме, в Тбилиси, оказывался за много верст от города, в семье, где умирают от голода, и помогал… Отец Николай, находясь в келлии на Острове, слышит крик о помощи его чада из Москвы. Малыш, внучок, выскочил на дорогу и чуть-чуть не попал под машину. Молила о спасении бабушка. И Старец чудесным образом явился в теле на Ломоносовском проспекте, остановил машину и спас ребенка… Верные и благодарные люди написали Образ двух святых юродивых, имевших сокрушительную молитву против духов злобы – бесов, и спешащих на помощь тем, кто имеет Веру, как горчичное зерно…

Образ чтимых народом блаженных отцев нашего времени - Праведного Старца Николая, тайного епископа в схиме Нектария, и преподобного схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Написан в 2006 г. в богоспасаемом граде Туле

Итак, священник Павел Косач сообщил нам о чудном знамении наших дней, произошедшем во время отпевания Глинского Старца-пустынника отца Виталия (Сидоренко), сомолитвенника отца Николая. Они с ним виделись и в горах Кавказа: «Патриарх Илия прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, явкладываю в ладонь лист с молитвой - и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: «Сам взял!» - и лишь позже осознал это как должное - ведь человек этот был не от мира сего». «Сам взял!» - подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча, утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Это чудо, воспринятое видевшими его с благоговением и страхом, стало очевидным подтверждением Богоизбранности этого праведника, что давно уже было открыто его близким духовным чадам…

Один Епископ сомневался, неужели отец Виталий был таким великим подвижником? И вот он видит во сне: стоят у Престола Божия святой Пророк Иоанн Креститель и Преподобный Серафим Саровский и говорят: «Позовите отца Виталия! Ему нужно служить с нами Богу». А одной рабе Божией, которая очень сомневалась в том, как это мертвый человек может взять в руку листок с молитвой, отец Виталий явился во сне с разрешительной молитвой в руке и сказал: «А вот так - взял и держу». – Это свидетельствует о том, что жива наша Русь, как предрекал незабвенный Батюшка Николай: «А она и не умирала!» - Разные времена, разные места, но Один Святой Дух, действующий во святых, и одно Святое Православие.

Блаженный юродивый Христа ради преподобный Старец Виталий (Сидоренко),

духовный цветок Глинской пустыни… И пустынник настоящий и дивный

«Тело Старца было подобно святым мощам»

В сознании Верных духовный подвиг отца Николая несомненен. В чем же проявлялась святость Батюшки?- Во всем: и в дарованиях Свыше, и в высоко-добродетельной жизни, и в понесенных трудах, и в самом очевидном: сразу по упокоении, появилась основная форма церковного почитания- молитвенное обращение к отцу Николаю как заступнику перед Богом. За три дня с момента кончины тело Старца не начало разлагаться, не окоченело, несмотря на сильную летнюю жару. Кожа не приобрела серо-синеватый оттенок, но оставалась теплой, была мягкой, о чем свидетельствовали сотни людей, прибывших попрощаться с Батюшкой. Их свидетельства мы постоянно публикуем во всех изданиях: «Тело Старца было подобно святым мощам» - таковы слова очевидцев, считавших это проявлением Благодати Божией. Как известно, нетленность издавна считается в Православной Церкви признаком святости. Весь вид Старца, упокоившегося блаженным успением, свидетельствовал о победе над смертию и тлением. Слова Святителя Игнатия (Брянчанинова) могут быть в полной мере отнесены к отцу Николаю: «Видели ли вы когда-нибудь тело усопшего праведника? Оно не смердит, к нему подходят без страха. А на похоронах скорбь растворяется в неизъяснимой радости. Это знак того, что душа усопшего стяжала Милость и Благодать Божию». Все это плод истинной святости- и мы его видели и ощущали, как благоухание дивного цвета, тихо и незаметно выросшего в ущелинах скал, как лилия среди терний. Вот свидетельство священника из Пскова Алексия Николина, принимавшего участие в соборном отпевании: «Народу было уже очень много. Гроб вынесли на площадку перед Храмом. У отца Николая было очень спокойное лицо, словно, у спящего, только гораздо строже. Ручки были мягкие и слегка прохладные. Веруем, что ныне отец Николай молитвенно предстоит за Россию пред Лицем Господа нашего на Небесах. Возжегся новый Светильник Божией Благодати, ведь Святая Русь не погибнет никогда. О диво дивное! В эпоху кромешной тьмы Господь сподобил нас жить среди святых и лицезреть их»… Прошло тринадцать лет, и мы видим, как сбывается пророческое слово Батюшки: «Когда я уйду, то будете приезжать ко мне на Остров, как и прежде». Паломничество к его мощам и чудотворному Голгофскому Кресту не прекращается, по-прежнему люди получают исцеления от «иерусалимского маслица», которым помазываются прямо из лампадки на могилке. Батюшка не оставил нас. Он продолжает удерживать Церковь (как земную организацию верующих во главе с иерархией) от разложения изнутри, он молится о Ней и страждет, как печалуется о Матери-Церкви отец Кирилл (Павлов), уже в мощах пребывающий среди нас, как содержала Истинное Православие Старица Феодосия (Косоротихина) Рязанская, десятки лет недвижимая телом, но горящая духом. Как исповедовал всей своей праведной жизнию Христа священномученик отец Павел Адельгейм. И когда у человека иссякают силы слышать представителей «липовой релегиозности», которые своими «наставлениями» наносят только вред душе и превращают паству в духовных чудовищ, Ангел напоминает: были, есть и будут на земле Святые Божии люди, свободные ото лжи и лукавства, слышащие голос Бога и принадлежащие Церкви Страждущей +56 32

Со дня кончины известного старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова прошло 13 лет. Он скончался на 93 году жизни 24 августа 2002 года. Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них — дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи.

Старец Николай Гурьянов

Николай Гурьянов - один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков. Многочисленные изреченные им пророчества сбылись еще при его жизни - предсказания о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» и многих других, чему он стал свидетелем еще при жизни.

Старец Николай Гурьянов за исповедание веры переносил притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. После того, как его выгнали из института за выступление против закрытия храмов, он ушел служить в церковь и за это был арестован. Сначала было заключение в «Крестах», потом - ссылка в лагерь под Киевом, а затем — поселение в Сыктывкаре, в Заполярье прокладывал железную дорогу. Военные годы он провел в Прибалтике. Там же принял сан священника, затем переехал на рыбацкий остров Талабск, где и провел остаток жизни.

Благодаря молитвам старца, у людей отступали болезни, появлялся музыкальный слух, просветлялся ум в познании трудных предметов во время учебы, совершенствовались профессиональные навыки, устраивались житейские недоумения, а нередко определялся дальнейший жизненный путь.

Семья и детство

Николай Гурьянов родился в купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в 1914. Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории; младшие братья, Пётр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями.

Все трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Стефановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая 1969, похоронена на кладбище острова Залит.

С детства Николай прислуживал в алтаре в храме Михаила Архангела. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский). Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я мальчишкой совсем ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом…“».

Учитель, заключённый, священник

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум, учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключён за выступление против закрытия одного из храмов. В 1929-1931 преподавал математику, физику и биологию в школе, служил псаломщиком в Тосно.

Затем был псаломщиком в Свято-Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. Был арестован, находился в ленинградской тюрьме «Кресты», отбывал заключение в лагере в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован в Красную армию, так как покалечил ноги на тяжёлых работах в лагерях. Находился на оккупированной территории. 8 февраля 1942 был рукоположен (целибатом, то есть в безбрачном состоянии) в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии.

С 15 февраля 1942 — священник. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.

Служение в Литве

В 1943-1958 — настоятель храма святого Николая в селе Гегобросты Паневежиского благочиния Виленско-Литовской епархии. С 1956 — протоиерей.

О. Николай был необыкновенно привержен церкви. Не будучи монахом, он жил строже, чем монах, во всём — и в питании, и в отношении к людям и молитве. Его образ жизни можно назвать действительно христианским: люди видели в нём пример беззаветного служения Господу.

Протоиерей Иосиф Дзичковский считал, что «такие приходы — оазис православного благочестия в католической Литве». В служебной характеристике, выданной протоиерею Николаю архиепископом Виленским и Литовским Алексием (Дехтеревым) в 1958, говорилось: «Это, без сомнения, незаурядный священник. Хотя приход его был малочисленный и бедный (150 прихожан), но благоустроен так, что может быть показательным примером для многих. Не получая никакого пособия из Епархии, он сумел найти местные средства, на которые капитально отремонтировал храм и привёл его в благолепный вид. В редком порядке содержится и приходское кладбище. В личной жизни — безукоризненного поведения. Это пастырь — подвижник и молитвенник. Целибат. Приходу отдавал всю свою душу, все свои силы, все свои знания, всё сердце и за это всегда был любим не только своими прихожанами, но и всеми, кто лишь только ближе соприкасался с этим добрым пастырем.»

Во время служения на приходе в Литве о.Николай заочно получил богословское образование в Ленинградской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии.

«Талабский старец»

С 1958 о.Николай стал служить в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины.

В 70-е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Его называли «Талабским» или «Залитским» (по прежнему названию острова, который был переименован в советское время в память о большевистском активисте Залите) старцем.

Домик отца Николая Гурьянова

Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Существует рассказ о том, что о.Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это он ответил: «Безверие» , и на уточняющий вопрос — «Даже у христиан» — ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о.Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

В 1988 протоиерей Николай Гурьянов был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 удостоен права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» — высшего церковного отличия для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера).

О. Николай пользовался известностью как в России, так и среди православных людей за её пределами. Так, в канадской провинции Саскачеван на берегу лесного озера по его благословению был основан скит.

Известностью и любовью старец пользовался также у творческой молодёжи и интеллигенции: за благословением на творчество к нему на остров приезжали Константин Кинчев, Ольга Кормухина, Алексей Белов и многие другие. Кроме того старец стал прототипом героя фильма «Остров», где главную роль сыграл рок-поэт и музыкант Пётр Мамонов.

В похоронах о.Николая на острове Талабск (Залит) участвовали более 3 тысяч православных верующих. Многие почитатели посещают могилу старца. Учреждено Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова).


Наставления протоиерея Николая Гурьянова

Батюшка вообще говорил мало, видимо он был от природы молчалив, потому его редкие высказывания были афористичными - в одной фразе заключалась целая жизненная программа. Потому так ярко запоминалось все, сказанное старцем.

1. «Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище - душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники -наследуем Жизнь Вечную.»

2. «Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле… Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.»

3. «Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех… Никого не отталкивайте и не унижайте.»

4. «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех - больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться.»

5. «Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом - все творение благодарит Господа. И вы так живите - в мире с Богом.»

6. «Послушание … Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа.»

7. «Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло - насильно мил не будешь… Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе - среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.»

8. Веруйте в Господа, несомненно . Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там… далеко.»

9. «Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога : благодарное сердце ни в чем не нуждается».

10. «Пекись о своем мире душевном , вот и в мире будет порядок».

11. «Положитесь , дорогие мои, на волю Божию , и все будет так, как вам нужно».

12. «Никогда не снимайте крестик . Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно».

13. «Можно спасаться и в семье и в монастыре, только живи свято мирной жизнью».

14. «Ходи в храм и веруй Господу . Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Смирение и молитва - главная. Одна черная одежда - еще не смирение ».

(24.05.1909–24.08.2002)

Биография

Детские и юношеские годы. Первые шаги в самостоятельной жизни

Алексеевич родился в селе Чудские Заходцы Санкт-Петербургской губернии, 24мая 1909 года. Его отец, Алексей Иванович, служил регентом церковного хора. Мать, Екатерина Стефановна, благочестивая женщина, исполняла обязанности по дому, помогала мужу в воспитании детей. После его смерти в 1914 году вся тяжесть ответственности за семью легла на её плечи.

Николай с детства воспитывался в рамках христианских традиций. Он с радостью прислуживал в церкви села Кобылье Городище, приучался к молитве, любил слушать церковное пение. Время от времени, когда местные богомольцы собирались в паломничество по святым местам, Николая брали с собой.

Будучи отроком, он сподобился побывать на острове Талабск (годы спустя это место стало для него местом подвижничества). Около 1920 года настоятель церкви, в которой прислуживал Николай, взял его в город Псков. Их путь лежал по глади озера. На острове Талабск сделали остановку и посетили тамошнего прозорливца Михаила. Прозорливец, встретив гостей, подал пастырю маленькую, а Николаю большую просфору.

По достижении более зрелого возраста Николай поступил в педагогический техникум в Гатчине. По выпуске из техникума продолжил образование в Ленинградском педагогическом институте.

Николай отличался волевым характером. В 1929 году, движимый ревностью о Господе и душевным порывом, он публично и резко высказал негодование против закрытия одного из городских храмов. Это мужественное выступление, противоречащее идеологии и политике партии, продвигавшейся в направлении коммунизма, вызвало недовольство, и институтское руководство исключило из числа студентов.

Какое-то время Николай преподавал физику, математику, биологию в школе города Тосно, служил псаломщиком в церкви села Ремда.

Узник правды и совести

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком.

Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года взяли под стражу по «делу кулаков».

В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды.

В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами.

По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе.

Священнический путь

Во время Великой Отечественной войны , ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику.

В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника.

В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

С июля 1943 года отец Николай исполнял обязанности настоятеля храма святителя Николая, располагавшегося в селе Гегобросты. По воспоминаниям современников, прихожане относились к нему с большим уважением; сам же пастырь относился к ним с большой добротой, приветливостью и отзывчивостью. Отмечают, что несмотря на бедность прихода, он отличался благоустроенностью. Как ни трудно было найти средства, необходимые для ремонта и содержания храма, помощью Божьей храм был благолепным.

В период с 1949 по 1951 год отец Николай обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. Окончив её, он продолжил образование в Ленинградской духовной академии, но проучился только один год.

В 1956 году отец. удостоился сана протоиерея.

В 1958 году, по распоряжению церковного начальства, он был переведён на служение в Псковскую епархию. Из соображений церковной икономии и учитывая собственное желание отца Николая, его определили настоятелем в храм святителя Николая, располагавшийся на территории рыбацкого острова Талабск в Псковском озере, том самом, где когда-то прозорливец вручил ему большую просфору. На этом острове батюшка провёл несколько десятилетий своей жизни.

Отец Николай поселился на окраине острова в крохотном домике, вместе с матерью, Екатериной Стефановной. Братья подвижника погибли на фронте и он, как мог, сглаживал материнское горе, а она, чем могла, помогала любимому сыну.

Поначалу отец Николай вызывал подозрения у неверующей части островитян, но со временем люди увидели в нём ревностного и смиренного Божьего угодника. Служил он один, сам пёк просфоры, сам ремонтировал . Случалось, что он священнодействовал в пустом храме. Было трудно, а однажды, когда его мучили сильные переживания, маленький ребёнок, словно бы вникнув в сознание умудрённого мужа, попросил его не уезжать. Отец Николай воспринял эти слова как глас Божий и ободрился.

Наряду с исполнением пастырских обязанностей батюшка старался облагораживать остров, сажал саженцы, заботливо их поливал, таская из озера десятки ведер воды.

Нередко, даже и без приглашения, он посещал дома тех, кто нуждался в его пастырском утешении, слове и благословении. Бывало, что отец Николай присматривал за стариками, нянчился с детьми прихожан.

Всё это не могло не отразиться на людях. Когда одна из жительниц написала на батюшку клеветнический донос, местные рыбаки, вернувшись с лова, вопреки обычаю не положили ей рыбы. Так они выразили и своё отношение к пастырю, и свое отношение к ошарашенной их поведением доносчице.

Образец православного старчества

Со временем едва различимый на географической карте остров Талабск стали негласно именовать островом Православия. Слава об отце Николае и его деятельности распространилась далеко за окрестности Псковской земли.

Помимо ревности и усердия наградил батюшку даром прозорливости. Рассказывают, что иногда старец сообщал даже и о судьбе пропавших без вести людей.

В семидесятые годы к батюшке стали стекаться десятки верующих из разных уголков необъятной страны. Бывало, что из-за большого наплыва посетителей он не мог найти себе и минутки на отдых. Правда, принимал он не всех. Иногда он мог позволить себе строгий вопрос: зачем ты приехал (приехала)?

В числе духовных чад отца Николая были миряне, монахи, священники. Он по праву считается одним из наиболее почитаемых старцев XX-XXI века.

24 августа 2002 года отец почил о Господе. Смерть застала его на месте его подвигов, острове Талабск.

СТАРЦЫ / Отец

В нашей стране имеется остров Зелит, который располагается на Псковском озере. На протяжении сорока лет настоятелем был блаженный Николай Гурьянов. К нему за помощью и за мудрым советом приезжали верующие люди со всех уголков страны.

Что такое старчество?

Старчество – это духовное управление православными людьми старцами. В основном это люди духовного звания, однако имеются случаи, когда выступали и миряне.

Эти люди, отобранные Всевышним. Они имеют способность заглядывать в будущее и видеть любого человека «насквозь». Благодаря этому дару избранные люди могут вам помочь в любом совете и в духовном наставлении.

Семья регента церковного хора

Николай Гурьянов появился на свет в 1909 году в семье регента храмового хора. Николай был не единственным ребёнком в семье, у него ещё было три брата. У всех братьев был талант к музыке.

Однако их музыкальные способности не смогли развиться, так как всем им троим суждено было умереть во время Первой мировой войны. Отцу Николая так же не довелось дожить до старости, он умер в 1914 году. Опорой и поддержкой Гурьянова была его мама Екатерина, которая прожила долгую жизнь.

Несостоявшееся студенчество

При Советском Союзе Непорочный отучился в педагогическом техникуме. Затем он поступил в институт, однако его отчислили из него, после того как он выступил чтоб не закрывали одну из церквей, которая находилась у них в городе. Николай очень сильно расстроился, что его исключили из института. После этого случая за ним начали наблюдать органы ГПУ.

Гурьянов чтоб не умереть с голода стал преподавать частные занятия по биологии, математики и иные предметы в которых он имел достаточные знания. Однако основной её отдушиной был храм. Он служил псаломщиком во многих Ленинградских церквях.

Годы заключения и работа в Тосно

За преданность церкви большинство священнослужителей заключали в темницы и отсылали в лагеря. Николая, как и многих арестовали за проповедование христианской веры. На протяжении двух месяцев он находился в тюрьме Кресты в ожидании своего приговора. По истечению пару месяцев его отослали в сыктывкарский лагерь. Там ему приходилось трудится и днём, и ночью над строительством железной дороги. В один из дней при строительстве он стал инвалидом так как получил травму сразу двух нижних конечностей.

После пяти лет отбывания тюремного срока Николай возвратился в Ленинград. Он проживал в Тосненском районе. При отсутствии педагогического диплома и не обращая внимания на то что он отбывал срок в тюрьме его приняли на работу в небольшую школу. Педагогом он был хорошим, и работал в этом учебном заведении до первого дня войны.

Когда началась война, из – за того что он был инвалидом его не было в списках мобилизации. Он пошёл служить псаломщиком в храм.

Принятие священства и служение в храмах Прибалтики

В период оккупации в стране Николай принял решение посвятить себя Всевышнему. В 1942 году он принял обет безбрачия. По окончанию богословских курсов непорочный отправился служить в Свято – Троицкий храм в Ригу.

Для прихожан монастыря он являлся примером настоящего православного существования. Он мог привлечь людей в священнодействие, исполняя все потребованные деяния воодушевленно и изысканно. Не пребывая затворником, старец Николай был настоящим аскетом, придерживаясь христианских норм и в мольбе, и в взаимоотношении с народом.

Предсказание, определившее дальнейшую жизнь

Люди, которые знали Николая поведали историю про то, что как — то раз он отправился к никому не ведомому старцу и тот рассказал блаженному куда ему нужно в ближайшее время отправиться для дальнейшего богослужению Всевышнему.

Это был остров Талабск. На этой местности он и провёл все свои оставшиеся годы в служении Господу.

Трудности первых лет

Николай столкнулся с большим количеством сложностей прибыв на новую местность. В то время во всех уголках страны рассказывали СМИ о скорой победе над мракобесием. По этой причине поселившись с матерью в небольшом селе на острове они натолкнулись на недоверчивые взоры в их сторону.

Но весьма скоро его беззлобность, благодушие, а основное, дружелюбность к народу уничтожила эту образовавшуюся сначала дымку недоверия. Храм, в котором старцу светило нести службу, пребывал тогда в очень плохом состоянии, и, не располагая ни мельчайшей помощью со стороны епархиальных властей, священнику доводилось лично находить ресурсы на его возрождение. Собственными руками он выкладывал стены по кирпичику, возобновил кровлю, красил и исполнял все другие требуемые работы, а когда в отстроенном храме начались священнодействия, лично выпекал просфоры.

Жизнь в рыбацком посёлке

Однако кроме своих храмовых обязанностей он постоянно помогал односельчанам. Большая часть мужчин этого посёлка занималась рыболовством, по этой причине рыбаки много времени отсутствовали вдали от родных стен. Старец без угрызения совести помогал женщинам наколоть дров, принести воды, присмотреть за детьми и людьми преклонного возраста. Своими хорошими поступками он обрёл уважение и доверие своих односельчан.

В течении первых нескольких лет старцу приходилось проводить богослужение в пустой церкви. Не смотря на то что люди к нему очень хорошо относились, однако приходить в храм отказывали. Долгое время небольшими шагами доводилось доносить Слово Божие до людей, прежде чем на богослужение храм был полон народу.

Чудо, явленное по молитве праведника

В 1960 годы очень усилились гонения на церковь. Как – то раз одна женщина донесла на Николая. К нему приехал уполномоченный и стал с ним нелестно разговаривать и сказал, что на рассвете приедет и отвезёт его в тюрьму. Непорочный на протяжении всей ночь произносил молитвы к Всевышнему.

Многие люди считают это явление дивом, а некоторые говорят, что это стечение обстоятельств, однако поутру на озере началась неимоверная буря, хотя в это время года такого никогда не было. И на протяжении нескольких дней на остров никто не мог добраться. Когда погода наладилась власти об Николаи позабыли и больше никогда его не трогали.

Начало старческого служения

Небывалую популярность приобрели пророчества непорочного в период семидесятых годов. За помощью к нему приезжали люди даже с самых отдалённых участков страны.

К людям, которые прибывали к нему за помощью он всегда обращался по имени хотя их он вообще не знал. Николай напутствовал их на правильный путь, сообщал об опасностях, которые им доведётся прожить, давал людям советы и многое другое. Непорочный молитвами излечивал заболевания, при которых даже медики были бессильны.

Мудрый наставник и учитель

Однако основное в чём помогал старец – это устраивал жизнь людей на православных началах. Николай имел дар видеть человека «насквозь». И даже если у человека в душе скрывается какое — то прегрешение он весьма лояльно, без унижений мог об нём рассказать и направить на путь истинный. Об этом его Божественном даре знали многие люди и по этой причине на остров Залит ежедневно приезжали толпы людей за помощью.

Николая считали единственным в стране человеком, который обладал прозорливостью. Его умение лицезреть скрытое от глаза простых людей было до такой степени развито, что в 90 годы он не один раз приходил на помощь как приватным персонам, так и муниципальным органам в поиске людей, которые пропали.

Всеобщее признание

Во время перестройки отношение к религии поменялось, и священнослужители могли проводить службы без опасений. Гурьянов в связи с этим приобрёл ещё большее всеобщее признание. На остров начало прибывать огромное число людей за его помощью.

Самую большую популярность старец получил после того как отец Иоанн Крестьянкин рассказал всей стране о способностях Николая Гурьянова. Он отрекомендовал батюшку Николая как обладателя Божьей Благодати, одарившей его талантами дальновидности, благоразумия и благодушия.

В девяностые года пророчества старца Николая о Российской федерации стали весьма популярны. Он предсказывал что страну ждёт после того как Ельцин уйдёт с главного поста и многое другое.

Старец Николай Гурьянов: предсказания о будущем России

В предсказании о будущем России Николай Гурьянов сказал, что Б. Н. Ельцина сменит у власти Православный Царь. Многие задавали вопрос, когда это произойдёт, старец отвечал, что это случится в скором будущем и многие доживут до этого времени. Нет и тени колебания в правильности его текстов, подчеркнем, что В. В. Путин, стал руководителем государства после того как Б. Н. Ельцин ушёл со своего поста. Владимир Путин в огромной степени отвечает типу православного государя, нежели притеснителя религии, вероятно, конкретно его имел в виду старик.

Не один раз старец Николай рассказывал, что будут гонения, которые назначались русской церкви. Может так всё бы и случилось, однако от постоянных молитв старцев Российской федерации Господь смилостивился и отвёл все невзгоды от России, которые она повидала в течении семидесяти лет.

Наставления старца Николая Гурьянова

Помимо предсказаний, о каких рассказывалось выше в статье, старец Николай заслужил популярность и теми поучениями, которыми он наделял народ, приходящий к нему за хорошим советом и поддержкой. Почти всё из заявленного им сбереглось в записях, произведенными его любителями, посещавшие остров Залит.

Старик Николай Гурьянов в первую очередь обучал жить и возносить молитву к Господу таким образом, как будто бы вам на следующий день предначертано скончаться, и, представ пред Богом, дать Ему ответ в собственных действиях. Это, заявлял старец, несомненно поможет вычистить душу от нечистот, приготовить себя к переходу в бесконечность. Помимо этого, Николай обучал с пристрастием относиться ко всему, что находится вокруг нас, так как всё это не что другое, как создание Божье. С людьми, которые не верили в Господа он требовал обращаться без неодобрения, с жалостью, регулярно возносить молитву к Богу об освобождении их от этого злобного помрачения. Немало и других умных и нужных наставлений приобрели от него слушатели.

Посмертное почитание старца Николая

Старец умер двадцать четвёртого августа 2002 года. В день, когда его хоронили на остров Залит, приехало огромное количество православных людей провести его в последний путь. Однако хоть с того времени прошло не так мало лет, христиан, которые почитаю старца Николая не уменьшилось.

Немудрено, что всей собственной жизнью завоевал доброжелательство и память тысяч собственных поклонников простой прислужник Господний Никола Гурьянов. Остров, который на протяжение минувших 40 лет его существования был жильем, на сегодняшний день является и его монументом, и местностью, куда за помощью приезжают религиозные христиане.