Зачем люди убивают людей? Джеймс Кэмерон: "Чужие просто хотят выжить, как и мы" То, что тебя не убивает.

Разбираем на части самых опасных монстров из глубин космоса.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Чужие, или ксеноморфы, из одноименной серии фильмов — пожалуй, самые страшные инопланетные монстры в истории кино. Страшные, потому что продуманные. Сценарист Дэн О’Бэннон и художник Ганс Руди Гигер детально проработали биологию этого «совершенного организма», использовав образцы из реальной природы. Благодаря такому богатому бэкграунду смертоносные Чужие кажутся настолько реальными.

То, что тебя не убивает...

Жизненный цикл Чужих состоит из четырех основных стадий: яйцо, лицехват, грудолом и взрослая форма. Яйца Чужих, или овоморфы, довольно крупные — около метра в высоту. Королева Чужих откладывает их в укромном месте. Поверхность яиц покрыта плотной кожей желто-зеленого цвета, защищающей от холода, жары и вакуума. По сути, овоморфы боятся только огня. В коконах содержится запас питательных веществ, но если он исчерпан, яйцо выпускает корни для сбора микроэлементов из почвы.

Сверху яйца имеют характерную крестообразную щель. Обычно она плотно сомкнута, предохраняя содержимое от повреждений. Но когда поблизости оказывается потенциальная жертва, овоморф «оживает» и раскрывается. Видимо, у него есть примитивные органы чувств, позволяющие улавливать вибрацию и тепло.

Из раскрывшегося яйца выпрыгивает лицехват. Внешне он напоминает крупного скорпиона: восемь ног и гибкий сильный хвост. Покинув кокон, лицехват прыгает, отталкиваясь хвостом, на ближайшее живое существо, чтобы заразить его эмбрионом.

Создатель «Чужого» , сценарист Дэн О’Бэннон, позаимствовал такую схему размножения у земных ос-наездников, с той разницей, что осы откладывают яйца прямо в тела жертв, безо всяких лицехватов. Из фильма «Чужие» и вырезанной сцены в первой части мы знаем, что Чужие имеют кое-что общее и с пауками. Они опутывают жертв липкой субстанцией и оставляют живыми около яиц, чтобы вылупившиеся лицехваты могли сразу приступить к делу.

...Съест тебя позднее

Малютка-ксеноморф растет очень быстро, для полного созревания ему требуется менее суток. Впрочем, рост можно остановить, погрузив носителя в анабиоз. Эмбрион выделяет вещества, которые удаляются из организма человека через пот, слезы и мочу и служат «опознавательным знаком» для взрослых Чужих. Они не нападают на зараженного человека и даже защищают его, пока он не выносит их сородича.

В последние часы роста монстр становится так велик, что сдавливает органы и причиняет боль носителю. Вскоре на свет появляется грудолом. Этот термин очень точно характеризует способ рождения Чужого. Малыш, обладающий огромной силой, проламывает грудную клетку и высовывается наружу с характерным свистящим криком. Вероятно, он, как и положено новорожденному, делает первый вдох. Не правда ли, мило?

Только что родившиеся Чужие имеют желто-коричневый цвет и напоминают полуметровую змею с длинной головой, без глаз и с зубастой пастью. Так выглядел молодой монстр в первом «Чужом». Во втором фильме грудоломы имели руки, а в фильме «Чужой 3» — даже ноги. Вообще, в третьей части новорожденный больше всего похож на взрослую особь. Различия в облике грудоломов объясняются тем, что эмбрион ассимилирует ДНК жертвы. Чужие наследуют многие черты от своих носителей. Так, монстр из «Чужого 3» передвигался на четырех ногах, потому что его носителем было животное.

Сразу после рождения у Чужого еще нет защитного покрова. Он очень уязвим, особенно к огню. Растут молодые монстры очень быстро. Но если им удается найти пропитание — например, труп их носителя, — Чужие уже через два-три часа вырастают, сбрасывают старую кожу и превращаются во взрослую особь.

Полноценный Чужой выглядит как гибрид насекомого и рептилии, ростом немного выше человека. Его отличают длинный овальный череп, телескопическая двойная челюсть вместо языка и отсутствие глаз. Последнее не мешает Чужому видеть даже в темноте при помощи тепловых и электромагнитных рецепторов. Они расположены по всей голове и обеспечивают «обзор» в 360 градусов. Впрочем, из «Завета» мы узнали, что визуальное восприятие мира у ксеноморфов примерно такое же, как у людей.

Чужой малочувствителен к огню, имеет кислотную кровь и не излучает тепла, а потому невидим в инфракрасном диапазоне. Этот монстр гораздо сильнее человека. Вместо скелета его тело имеет прочный мускульно-хрящевой каркас, жесткость которого может меняться по желанию Чужого. Это позволяет ему пролезать в узкие щели, выдерживать сильные удары и проявлять чудеса гибкости. Монстр превосходно карабкается по любым поверхностям и может передвигаться по стенам и потолку. И куда бы Чужой ни пошел, он всюду оставляет за собой липкую субстанцию. Вероятно, это продукт его жизнедеятельности.

Появляется на свет она так же, как и обычный Чужой, имеет более крупную голову с характерным костяным «воротником» и превосходит остальные особи в росте. Для откладывания яиц она выпускает из брюха длинную слизистую трубу, при помощи которой формирует гнездо, или, как его иногда называют, — улей. Если нужно защитить гнездо от врагов, матка может отсоединяться от «родильной трубы» и передвигаться самостоятельно. С рядовыми Чужими королева поддерживает телепатическую связь, при помощи которой управляет всем своим ульем. В целом, общество Чужих напоминает муравьиное или пчелиное.

Фильм «Чужой: Воскрешение» знакомит нас с еще одним способом размножения Чужих. В результате опытов недальновидных ученых королева стала способна поглощать ДНК человека и выращивать не «родильную трубу», а полноценную матку и рожать детенышей, как человек. В конце фильма Королева производит на свет гибрид человека и Чужого, унаследовавший от обоих видов самые полезные и опасные свойства. Фактически это в большей степени человек, нежели Чужой. Он считает Рипли своей мамой и убивает родившую его королеву.

Про Чужих мы знаем так много и все же так мало. Только благодаря недавнему фильму «Чужой: Завет» мы наконец выяснили, как и кем были созданы первые ксеноморфы. У Ридли Скотта есть планы еще на несколько фильмов, и какие откровения о жутких тварях он нам готовит, остается только гадать.

Для передачи наследия - генетического и культурного. Так наследные саморепликакнты, будь то гены или мемы, "выясняют", какие из них выживут и захватят все ресурсы.

Убийства - это проявление влияния наследия на человека. ООООчень долго мы эволюционировали в жёстких диких условиях, в которых выжило то наследие, что есть в нас сейчас -

генетическое: агрессия, подозрительность, дружелюбие, боязнь одиночества и кучи других вещей, лень и потребность в деятельности и труде, доминирование и подчинение и прочее-прочее...

культурно: нуууууу, верность, смекалка, крутость, положение в обществе, куча институтов и прочее. Культура очень разная.

Эти наследия выжили в тех условиях. Теперь условия другие. Теперь нужно жить в большом сообществе, уметь быстро и много учиться, наводить связи, решать новые не интуитивные задачи и прочее... Так и получается, что в новые условия попали как неадекватные программы, так и адекватные + появляются ещё и новые. И они все (или почти все), работают. Те, что в конечном итоге дают больше пользы, лучше рапросраняются и захватывают территории, а те, что дают вредное поведение (например, слишком сильную агрессия на какой-то раздражитель или ИЗЛИШНЮЮ жестокость и недальновидность в принятии важных экономических и политических решений), в конечном итоге распространяются хуже - их работа - ошибка, осечка, "поломка", вредная мутация.

Это неизбежно. Во первых из-за накопленного наследия, которое не просто модифицировать, а во вторых из-за мутаций (будь то генетичское отклонение или необычный взгляд на мир). Все программы работают, все они конкурируют между собой. Не удивительно, что существуют программы, приводящие к убийствам. Они часть этого процесса.

Это взгляд в общем. А в частном причин много: в большинстве - глупость, импульсивность, агрессивность, не дальновидность, жестокий расчёт, инстинкуты. Может, ещё что-то можно добавить. Но в итгое, всё это - проявление, конкуренции и отбор (и искусственный и естественный, но глобально всё же естественный), среди наследий.

У меня для вас две новости:

Хорошая - внутри обществ убийства постепенно будут сходить на нет. Останутся только социально полезные, что не будут восприниматься отрицательно и по существу не будут считаться убийствами.

Плохая - мы будем убивать людей из других обществ, пока они не перестанут быть людьми, то есть пока мы не разойдёмя на столько далеко, что начнём воспринимать их, как нечто другое. По сути как нелюдей, НЕ НАС. О. Тут повляется ещё одна хорошая новость - они перестанут быть людьми и их можно будет спокойно убивать)

Как бы противно всё это ни было. Извините. Такова тёмна сторона эволюции. Не очень приятно быть её объектом, но таков наш мир.

Одним из главных дополнений Кэмерона к мифологии Чужого является Королева, гигантская тварь, которая в конце фильма преследует Эллен Рипли. Откуда же она взялась?

"У насекомых - например, муравьев или термитов - незрелая самка, оплодотворенная одной из первых, растет, чтобы стать новой маткой, а самцы превращаются в рабочих или в солдат. Королева определяет место для будущей кладки (температура теплообменника на станции идеальна для инкубации яиц) и принимает сидячее положение. Самцы ухаживают за ней по мере того, как ее живот раздувается от наполняющих его яиц. И трутни, и солдаты так же заготавливают строительный материал для увеличения гнезда, создавая в нем ниши, в которых могут находиться и сами, пока запасы еды не подойдут к концу (т.е. пока Королева не использует всех колонистов). Именно в таком положении и застигают их прибывшие десантники".

Вопрос, который в течение многих лет волновал поклонников франшизы: почему Чужие убивают одних людей, а других отбирают для имплантации?

"Одним, по общему признанию, сбивающим с толку аспектом поведения тварей (и в " " в том числе), является то, как они решают судьбу своей добычи: иногда солдат захватывает жертву, чтобы превратить ее в пищу для Королевы и ее потомства, иногда - просто убивает. Например, капрал Ферро была сразу убита, в то время как Головастика и почти всех остальных колонистов превратили в коконы, прикрепив к стенам и уготовив им участь стать кормом для будущего помета. Если предположить наличие интеллекта у Чужих, - по крайней мере у приближенных к Королеве - тогда, возможно, что эти решения были тактически обоснованными. Ферро представляла собой реальную угрозу, управляя посадочным модулем, до отказа заполненным оружием. Поселенцы же были безоружны и практически беспомощны, поэтому являлись легкой добычей".

Определенно, Кэмерон проделал большую работу, показав, что из себя представляют Чужие. Но откуда же они взялись?

В "Чужом" Ридли Скотта команда "Ностромо" обнаруживает кладку яиц в каюте корабля, а в центре - мертвое существо с разорванной грудной клеткой, сидящее в кресле пилота. Его принято считать Космическим Жокеем. Кто это такой?

"Очевидно, что это был пилот в одноместном корабле, совершающий одиночный полет. Вероятно, на его родине знали об его исчезновении, но посчитали бессмысленным проводить поисковую операцию по спасению обреченного на гибель сородича. Возможно, он был добровольцем или призывником, согласившимся участвовать в опасной миссии по био-изоляции этих организмов. Он мог быть военным пилотом, доставляющим яйца, служившие смертельным биологическим оружием в какой-нибудь древней межзвездной войне, о которой не знало человечество. Совершая полет, он мог быть инфицирован".

Как мог человек, попавший на брошенный инопланетный корабль и увидевший мертвого пришельца, не почувствовать грозящую ему смертельную опасность?

"Ну, да, Даллас, Кейн и Ламберт увидели мертвого пришельца, и это их не остановило. Человеческое любопытство - великая сила".

Действие в "Чужих" происходит спустя 57 лет, и все это время Рипли провела в гиперсне. Как она смогла совладать с развитием технологий, произошедшим за эти годы?

"Прежде всего, задайте себе вопрос: сможет ли умный и волевой человек из 1930 года усвоить технологии 1987 года, если ему дать несколько месяцев на тренировку? В то время у них были автомобили (включая так же и пробки), ружья и аэропланы, немного отличающиеся от нынешних. Глядя назад, кто мог предположить всю мощь влияния, которое оказывают компьютеры и видео на нашу сегодняшнюю окружающую среду? Возможно, технологии достигли своей вершины или стабилизировались еще до полета "Ностромо", и изменения к возвращению Рипли были незначительными. Вам решать. Это не волнует ни Ридли, ни меня".

Как Ридли Скотт убил «Чужого».

18 мая в широкий прокат вышла новая часть истории про одного из самых известных и внушающих ужас космических чудовищ. Речь, конечно же, идет про Чужого. Мы уже посмотрели фильм и сравнили с предыдущими сериями франшизы, рассказываем.

Для начала немного истории, все-таки у «Чужого» богатое прошлое.

1979: Ридли Скотт подарил нам научно-фантастический хоррор

Все началось 38 лет назад.

В мае 1979 года мир увидел одного из самых страшных монстров в кино. Инопланетное существо из фильма «Чужой» по праву входит в число самых жестоких и смертельно опасных пришельцев, с которыми сталкивались герои фильмов. Придуманное художником Гансом Гигером существо наводило ужас на зрителей: быстрое и резкое, с кислотой вместо крови, выдвигающейся второй челюстью и абсолютно безумным способом рождения. Идеальная машина для убийств.

Атмосферный, нагнетающий страх «Чужой» стал «классикой» фантастических хорроров.

1986: Джеймс Камерон подарил нам роскошный боевик

Спустя семь лет гениальный Джеймс Камерон снял продолжение картины, получившей название «Чужие». Оно было абсолютно непохоже по своей атмосфере на предшественника, но при этом фанаты оригинала приняли фильм на ура. Редкое явление в кинематографе. Камерон сделал захватывающий боевик, расширил вселенную (мы впервые увидели инопланетную королеву ), насытил фильм харизматичными персонажами и шикарным для своего времени экшеном.

Это был идеальный сиквел. Камерон впервые продемонстрировал, что продолжение истории может быть даже лучше оригинала. Фильм смотрится круто и сегодня.

1992: Дэвид Финчер подарил нам противоречивый триллер

«Чужой 3», снятый в 1992 году, разочаровал публику. В этом не было ничего удивительного. Фильм «рождался» в муках: долгое время не могли утвердить окончательный сценарий, часть построенных декораций в итоге не пригодилась, студия отказалась от наработок Ганса Гигера. Дошло до того, что у режиссера Дэвида Финчера не сложились отношения с продюсерами, и он досрочно покинул проект. В итоге монтаж картины длился около года (!).

История получилась слишком мрачной. Абсолютное чувство безысходности, тягучая атмосфера, и отсутствие хэппи-энда расстроили фанатов серии. Режиссер сделал акцент на психологической составляющей фильма, зрители жаждали большей динамики и были расстроены гибелью персонажей из предыдущего фильма.

1997: Жан-Пьер Жёне подарил нам абсурд

После смерти главной героини в концовке третьей части (соррян за спойлер!) , на первый взгляд, история исчерпала себя и продолжение не требуется. Но не было исчерпано чувство жадности голливудских продюсеров. Так на свет в 1997 году появился «Чужой: Воскрешение». Французский режиссер Жан-Пьер Жёне постарался выжить максимум из абсолютно слабого и немного бредового сценария.

Кроме разнообразия чужих и эффектной сцены в воде , картина мало чем запомнилась и практически поставила крест на дальнейшей эволюции франчайза.

2012: Ридли Скотт подарил нам надежду

Пять лет назад дедушка Ридли Скотт вернулся в жанр фантастики и показал миру приквел к «Чужому». Фильм с мифическим названием «Прометей» обещал рассказать историю появления инопланетных тварей. Откуда они вообще взялись, кто их создатели и все такое. Не рассказал. Банальный, предсказуемый фильм с глупыми героями и тупым сырым сценарием. Антинаучно , нелепо, невнятно.

Хороший визуальный ряд с пустой начинкой, казалось бы, окончательно похоронил «Чужого». Но нет, Ридли Скотту этого было мало, мы продолжали верить, что знаменитый сериал получит достойное продолжение.

2017: Ридли Скотт подарил нам фальшивку

Чужой: Завет» должен был напрямую связывать «Прометея» с «Чужим». Но вместо этого мы получили фильм на уровне «Чужой против Хищника».

Сценарная импотенция

Сама идея и философский подтекст фильма выглядят довольно интересно, но всю атмосферу и серьезность повествования убивает полная тупость персонажей. Во втором фильме подряд сценаристы отправляют в межзвёздные экспедиции конченных идиотов. Если первое время закрываешь глаза на слабоумие героев – «ну, ок, предположим они действительно считали, что скафандры здесь не нужны» или «ну, ок, предположим, что одна из героинь просто истеричка и не справилась с собственными эмоциями в стрессовой ситуации». То к середине фильма осознаешь, чтобы не происходило герои ведут себя как бараны, и дальше на все смотришь сквозь пальцы.

История топчется на костях прошлых частей, практически не внося ничего нового, шаблонность в квадрате. Ход картины предсказуем и скучен. Даже финальный твист понимаешь заранее, он не трогает, так как переживать за тупеньких героев нет никакого желания.

Отличная актерская игра лишь одного персонажа

Сопереживать не получается и в связи с малым временем уделенным каждому герою, плохо прописанными идиотскими диалогами и невнятной игрой актеров. Абсолютно картонные ноунеймы. В совокупности, это все вызывает лишь раздражение. В космонавты действительно берут столь странных персонажей?

На их фоне вся загадочность, мотивация и жестокость главного персонажа фильма выглядит здорово и интересно. Даже с учетом, что этот герой абсолютно забивает на правила робототехники Айзика Азимова. Игра одного немецкого актера вызывает больше ужаса, чем любой из ксеноморфов в фильме.

Скучный экшен

За что мы любили фильмы про «Чужих»? За напряженность и суровую атмосферу происходящего. Забудьте. Сидя в зрительском кресле лишь удивляешься безрассудству персонажа и наблюдаешь за его скучным предсказуемым убийством. Ридли Скотт практически весь фильм занимается самокопированием. Ни одной свежей идеи. Ни одного запоминающего и по-настоящему страшного момента. И это при рейтинге R (18+). Кровищи много, но не страшно.

Хотелось оправдать фильм глубоким философским посылом Ридли Скотта. Но нет. Это не авторское кино, мы ждали космический хоррор, а получили фальшивку с размышлениями о высших существах с цитатами Байрона и беспощадным истреблением отряда самых слабоумных персонажей на свете.

Мы любили саспенс фильма 1979 года, обожали историю пехотинцев в 86-ом, боялись коридоров тюрьмы в 92-ом и все еще помним крутую перестрелку из «Воскрешения» в 97-ом.

2017-ый вспоминать нам не захочется. Стыд и позор. Хочется все это развидеть. Ридли, больше так не надо. Отдай уже свое детище в руки другого режиссера. Например, Нила Бломкампа, снявшего в свое время гениальный «Район №9» и желавшего снять прямое продолжение фильма Джеймса Камерона. Нам нужна свежая кровь. И «Чужому» тоже.

Что не так с сюжетом в известной франшизе.

Через два года известному монстру Гигера исполнится 40 лет. За неполные четыре десятилетия вышло пять фильмов ( на подходе), множество игр, комиксов и книг. На данный момент официальным каноном считаются все фильмы и две последние игры, в том числе провальный и раскритикованный Aliens: Colonial Marines.

Однако преданные фанаты с этим несогласны и не считают некоторые игры или фильмы частью канона. Самое время разобраться в каноничности картин и рассказать о нестыковках в сюжете.

«Чужой»

Первый фильм можно считать отдельным каноном, не связанным с боевиком Джеймса Кэмерона и последующими продолжениями. Проблема каноничности последующих картин заключается в жизненном цикле существа, который в продолжениях «Чужого» отвергли.

Чужой появился с рисунка Гигера Necronom IV, где изображено нечто с головой фаллической формы, ртом и зубами. От фаллических форм в окончательной версии отказались.

Necronom IV

Ни одно продолжение картины не затрагивало сексуальный подтекст так, как это делал фильм Ридли Скотта. Изначально соитие с лицехватом трактовалось как оральное изнасилование, а корабль Космических Жокеев нарочито похож (если смотреть сверху) на нижнюю часть туловища с тремя чётко выраженными вагинами. Женскими половыми органами Гигер явно вдохновлялся про создании лицехвата.

Вход в корабль

Модель лицехвата

Был какой-то символизм в том, что члены экипажа «Ностромо» в буквальном смысле заходили в материнскую утробу, заполненную яйцами Чужих. Андроид Эш испытывал благоговейный трепет от существа, считал его прекрасным и идеальным организмом. Этот символизм особенно поразил актрису Веронику Картрайт, исполнившую роль Ламберт в картине.

Ридли Скотт и Вероника Картрайт позже фанатскую теорию о том, что Чужой изнасиловал Ламберт, войдя в её пах , и прорезав её тело вплоть до горла. Подтвердилось это и в DLC по первому фильму в игре Alien: Isolation, где игрок мог увидеть растерзанное Ламберт.

Перед изнасилованием

Последующие картины всё дальше отходили от сексуального биомеханического дизайна и идей Гигера. После «Чужого» Гигер стал частым гостем в низкобюджетных хоррорах категории B («Особь», «Презерватив-убийца»), его идеи были слишком вызывающими для блокбастеров Голливуда.

Придуманный Гигером Чужой был очень высоким, примерно под два метра ростом (около 2 метров и 20 см). Существо имело прозрачную голову с отчётливо видным черепом. Если смотреть в анфас, то он напоминал стандартный человеческий череп.

Гигер с черепом и Чужой без прозрачного покрытия головы

В первом фильме Ридли Скотт старался не показывать существо в подробностях, дабы зритель не заподозрил, что в костюме Чужого сидит человек, и весь саспенс моментально бы улетучился. Не было и термина «ксеноморф», поэтому создание просто называли «Оно» или «Чужой».

Чаще всего он передвигался на задних лапах, но если куда-то надо залезть, то он использовал все четыре конечности. Повадки первой версии Чужого в подробностях показали в игре Alien: Isolation. Внимательные игроки могли заметить разницу в поведении, по сравнению с ксеноморфами из других картин и игр. Кого-то смешило, что Чужой так громко топает.

Кадр со съемок

Во вселенной первого фильма не существуют королевы Чужих. Раса Космических Жокеев (позже Инженеров) использовала Чужих в качестве биологического оружия замедленного действия. Вопреки распространенному мнению, ксеноморф не питался другими организмами, и уж тем более не пожирал мозги для пополнения собственного здоровья, как показано в играх.

Чужой в первом фильме - биологическая машина для убийства, искусственно выращенный биомеханический андроид. Каждая особь выполняла функцию матки и могла самостоятельно создать улей в отдельно взятой местности. В первом фильме такой территорией стал корабль «Ностромо». Чужой убивал людей, забирал их тела в свое жилище, где позже использовал их как биологический материал для создания яиц.

Тело Бретта в студии Гигера и в яйце

Рисунок Гигера: Даллас превращается в яйцо

И в фильме

В яйцеподобных коконах происходил процесс, во время которого клейкий секрет Чужого использовался для симбиоза с живым или мёртвым материалом. Впоследствии материал медленно разлагался и с помощью заботливого присмотра Чужого превращался в знакомое яйцо с лицехватом.

В фильме показали, как Рипли убегает с Ностромо, но по пути случайно попадает в улей Чужого. В нём она находит тело Брэтта, которое почти полностью разложилось в яйце, а также живого капитана Далласа, молящего Рипли о том, чтобы она убила его.

По мнению режиссера, сцена тормозила темп в конце фильма, так что её вырезали из театральной версии. Позже её включили в режиссерскую версию фильма, вышедшую в 2003 году на DVD.