Почему Павел отменил обрезание, если закон вечен? Обрезание в христианской культуре Почему христиане не обрезаются.

Спрашивает Валерий
Отвечает Александра Ланц, 23.12.2009


Валерий пишет : Если закон вечен, согласно , почему Павел отменил обрезание? В Бытии 17:7-10 ясно говорится: "Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол".

Мир вам!

Павел не отменял обрезание. В Библии нет ни одного текста, где бы мы видели, что заповедь обрезания отменена. Но Павел старался объяснить смысл этой заповеди. Смысл же в том, что это знак принадлежности к еврейскому народу, когда-то избранному Богом для совершения Его плана спасения (). Просто знак, не более того.

Дело в том, что Иудеи того времени были уверены, что они спасены исключительно потому, что обрезаны . Даже если где-то как-то случайно закон оказался нарушенным, то они ведь всё равно имеют печать спасения, печать принадлежности Богу – обрезание. Они просто предназначены для спасения! Однако Павел ставит всё по местам и говорит, что если ты и обрезан, но нарушаешь закон, то ты теряешь всё: и спасение, и принадлежность к избранному Богом народу. Тогда даже язычник (по природе необрезанный, но соблюдающий закон) будет в укор такому еврею.

«И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» ()

Апостол противится распространённому в то время пониманию спасения "по обрезанию".

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? » ()

Видите? Речь идёт не об отмене закона, а как раз о том, чтобы исполнять его. И речь идёт именно о десяти заповедях.

«проповедуя не красть, крадешь?» ()
«говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь?» ()
«гнушаясь идолов, святотатствуешь?» ()

И Павел продолжает без какого-либо сарказма, но имея ввиду именно то, что он говорит:

«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона , то обрезание твое стало необрезанием».

И последнее предложение второй главы к Римлянам ставит точку:

«Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти ; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу , [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Что значит быть внутренне иудеем? Например, как Моисей любить Бога, любить людей, жизнь положить для спасения твоего народа, и не нуждаться в каменных скрижалях, потому что закону тебя учит Сам Всевышний.

В другом послании Павел даже говорит о том, что есть неоспоримое преимущество в том, чтобы быть обрезанным. Но не о спасении он говорит, а о том, что именно этому народу (которому дан завет обрезания) дано ВСЁ , и даже Христос по плоти!

«Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие » ().

«великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь » ().

Уверовавшие во Христа иудеи , к сожалению, не понимая до конца всей сути Христовой миссии, хвалились перед уверовавшими во Христа язычниками тем, что они-то, иудеи, обрезаны, а значит, уже спасены, поэтому всякий язычник тоже, чтобы быть спасённым, должен быть обрезанным. Павел говорит, что этот закон дел не имеет никакого значения для спасения. Потому что не обрезанием спасаемся, а верою во Христа распятого и воскресшего.

«потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру » ().

«во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание , но вера, действующая любовью» ().

Видите? Павел не отменяет обрезание, оно так и остаётся плотским признаком того, человек принадлежит еврейскому народу, тому народу, от которого Христос по плоти. Но Павел акцентирует внимание верующих на том, что обрезание, т.е. принадлежность еврейскому народу по плоти – не гарантия спасения, как они все думали. Поэтому Павел так тщательно разбирает, когда именно Бог вменил Аврааму праведность, т.е. простил все его грези и беззакония: до обрезания или после.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию?

Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру , которую [имел] в необрезании , так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании». ()

И далее Павел говорит о том, что спасение не в исполнении закона (мол, обрезался, все заповеди исполнил и сразу раз навсегда спасён), а по вере в то, что Бог спасает, Бог милостив, Бог всесилен, Бог готов даже Свою праведность тебе дать, только бы исправить твои пути и вернуть тебя Домой. Т.е что бы ты ни делал, как бы из кожи вон ни лез, исполняя закон, ты будешь спасён не потому, что это делал , а потому, что Бог хотел тебя спасти и ты в это ВЕРИЛ.

Иудеи настаивали на том, чтобы уверовавшие из язычников проходили обряд обрезания. Именно этому противился Павел, а не самому обрезанию.

«Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут » ().

Павел ничего не отменяет, он лишь говорит, что обрезание, как действие,С овершаемое над плотью человека, ничего не даёт:

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих ».

Павел утвердает, что если раньше язычники (необрезанные) были отчуждены всего, что Бог дал ереям (обрезанным), то теперь они верою во Христа присоединяются к евреям. Не по плотсокму закону присоединяются, а по духовному, по вере.

«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти , которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою » ().

Павел убеждает язычников не надеяться на плоть, как это деляют евреи, не надеяться, что обрезание станет их билетом в Домой, потому что начни они так думать. они сразу станут думать, что спасаются делами плоти своей и постепенно забудут о Христе-Спасителе.

«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся , хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть , то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» ().

Евреи так и должны были обрезывать, то они должны были хорошо понимать, что это – лишь плотский символ принадлежности еврейскому народу, не более того . Хочешь по плоти принадлежать этому народу - обрезывайся, но это не гарантирует тебе 1) спасения от грехов и 2)спасение для Вечности.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Закон, грех":

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 08.03.2014 15:48:25

Анна, Набережные Челны

Почему православные не делают обрезания, хотя об этом говорится в Писании?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17, 14). Простите за вопрос, но ведь православные мужеского пола в наши дни не делают обрезания и почему?

Апостол Павел пишет: «Вот ты называешь себя иудеем, и успокаиваешь себя законом и хвалишься Богом… Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим. 2: 17, 25-29) И еще: ««Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдение заповедей Божьих» (1Кор. 7:18—19).

Обрезание - это ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. В первой Иерусалимской христианской общинее обрезание распространялось на всех без исключения иудеохристиан. И некоторые представители общины хриситан из иудеев настаивали на том, чтобы уверовавшие из язычников проходили обряд обрезания. Именно этому противился Павел, а не самому обрезанию. «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» (Рим.15:8-12). Но, Павел не отменял обрезание, сам, будучи обрезанным. В Библии нет ни одного текста, где бы мы видели, что заповедь обрезания отменена. Но Павел старался объяснить смысл этой заповеди. Смысл же в том, что это знак принадлежности к еврейскому народу, когда-то избранному Богом для совершения Его плана спасения (Рим.4:7-12). Просто знак, не более того.

Религиоведы выделяют большую группу так называемых «авраамических» религий, которые восходят к единому корню – истории Авраама, получившего заповеди от Бога. 3 самые известные из них – это ислам, иудаизм и христианство. Они имеют как сходства, так и отличия, но одно из самых интересных моментов – отношение к обрезанию.

Иудеи обязаны его делать, мусульмане – по желанию, в то время, как у христиан отношение менялось: от признания его необходимым к равнодушию и полному отрицанию.

Если в раннехристианской традиции признавалось не только желательным, но и обязательным, но уже в начале нашей эры отношение резко изменилось.

Так на Соборе Апостолов Петр высказал свое мнение о том, что обрезание, которое, согласно Ветхому Завету предписывается всем новорожденным мальчикам и взрослым, принявшим христианство, совершенно необязательно. Если в иудаизме обрезание символизировало вхождение ребенка в религию, то в христианстве эту роль стало играть крещение. Осложняло ситуацию то, что Христос был обрезан по всем традициям иудеев: на восьмой день. Кстати, с этим событием связано множество значимых для религии атрибутов: праздник Обрезания Господнего, Холм Обрезания, многочисленные иконы и полотна.

Было достаточно сложно объяснить рядовым священникам, а тем более – мирянам, этот казус. Приводились доводы, что как иудаизм был предтечей христианства, так и обрезание следует считать предпосылкой таинства крещения. Богословы объясняли его преимущество тем, что крещение затрагивает дух человека, тогда как обрезание – тело. Споры не утихают и по сей день.

Еще одни важным переломным этапом стало решение Ферраро-Флорентийского собора, который в 1442 году сменил формулировку на более строгую. Человек, как известно, был создан по образу и подобию Божьему, а значит, любое неоправданное его искажение – серьезный грех. Конечно, у этого указа был не только философский смысл, но и политический подтекст. В частности, оно было направленно против коптов, которые практикуют и продолжают практиковать этот ритуал.

С тех пор в большинстве христианских стран обрезание не делается по религиозным соображениям. Но остались ответвления Христианской Церкви, которые сохранили многочисленные древние традиции, общие с иудеями, в том числе, почитание субботы и обрезание. К ним относятся Коптская Православная Церковь и Эфиопская. В них обрезание делают младенцам ещё до крещения.

Но с ослаблением давления Церкви в Европе обрезание снова стало использоваться достаточно часто. Теперь в него вкладывали не религиозный, а медицинский и нравственный смысл. Считалось, что оно препятствует половой распущенности мальчиков, а также предупреждает многие болезни. Но с развитием науки эта теория показала себя полностью несостоятельной, и количество сторонников обрезания опять пошло на спад.

Сейчас Христианские Церкви смотрят на обрезание достаточно спокойно, когда оно делается по медицинским или культурным соображениям. Сложно сказать, поменяет ли ещё раз христианство свое отношение к обрезанию, но сложившаяся сейчас ситуация пока устраивает всех.