Расскажи сыну своему пинхас полонский. Цивилизованный равин-математик Пинхас Полонский выдумал фрагмент Нового Завета чтобы очернить христианство ____________________

Пинхас Полонский. Еврейский взгляд на христианство.

М.: Книжники, 2015. – 299 с.

Автор книги «Еврейский взгляд на христианство» Пинхас Полонский достаточно широко известен в сфере религиозного иудейского образования (причем в его сионистском сегменте) как в Израиле, так и в России. Ему принадлежит множество книг и статей, преимущественно на темы библейской истории и иудаизма, написанных популярным языком для широкой аудитории, но тем не менее имеющих солидную исследовательскую основу.

Религиозные взгляды Полонского находятся в русле идей так называемой ортодоксальной модернизации, которая в отличие от реформации в иудаизме не предусматривает ломку и перестройку основных положений религии, но сохранение ее ортодоксальности при одновременном приспособлении в каких-то, уже не самых ключевых аспектах к нынешним временам и миру. Идея «ортодоксальной модернизации» стала основополагающей для так называемого религиозно-сионистского крыла современного иудаизма. Известно, что на определенном историческом этапе секулярный сионизм и иудаизм выступали как альтернатива друг другу. «Религиозный сионизм», таким образом, является попыткой если не объединить, то не противопоставлять два этих начала. А в целом позиция Пинхаса Полонского подпитывается идеями первого главного раввина Израиля Авраама Ицхака Кука (1865–1935). Кук, в частности, сформулировал мысль об иудаизме как универсальной религии для всего человечества, а христианство и ислам понимал как «иудаизм для неевреев».

Именно с этой точки зрения и рассматривает в своей книге проблему двухтысячелетней истории взаимоотношений евреев с христианством (именно не с христианами, а с христианством как учением) Пинхас Полонский. На стержневой вопрос, заданный в книге, почему евреи не могут принять христианство, несмотря на общие духовные корни, – автор отвечает по правилам математической логики (он математик по базовому образованию).

Первый и главный момент – строгое единобожие иудаизма. Автор указывает, что «высшая сила, создавшая мир и человека и продолжающая определять и направлять все события в нем, – это не безличная сила… но личность. Бог создал человека по Своему образу… И относится к нему как к своему сыну». Это последнее, указывает Пинхас Полонский, является ключевым для понимания человека в иудаизме. Для него неприемлемо ключевое для христианства эксклюзивистское применение определения «сын Божий» только в отношении Иисуса Христа, ибо такой подход делает ущербным, профанирует универсальный характер религии, а значит, в какой-то степени принцип единства и всемогущества Бога-Творца.

Второй ключевой момент для всех авраамических традиций, вытекающий из «этического монотеизма», получившего в истории определение «иудаизм», – это эсхатологическая мессианская перспектива. Согласно иудейскому пониманию, Мессия, как царственный помазанник, установит свою власть не только над еврейским народом, как о том сказано у Исайи (2:4): «и перекуют все народы мечи на орала…» и «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис 11:9). То есть пока в реальности эти задачи не начали воплощаться, говорить о приходе Мессии нельзя, что говорит о жестком неприятии также фундаментального для христиан принципа мессианства Иисуса. Полонский формулирует в своей книге мнение, что Иисус был одним из фарисейских учителей «хаседейского» толка, отличавшегося повышенной верой в чудо. Он и его миссия были, по мнению автора, слишком встроены исключительно в еврейскую национальную среду и ее проблемы, что делает невозможным всечеловеческое мессианство.

Тем не менее, несмотря на то что иудаизм и христианство на уровне веры никак не соединимы в наши дни, можно говорить о том, что жесткий антагонизм между этими религиями, в прошлом приводивший к кровавым трагедиям, в наши дни преодолевается. Полонский считает, что если 2 тыс. лет отношения между иудеями и христианами строились на основе так называемой теории замещения, согласно которой христианство замещает иудаизм, то теперь идет формирование их на основе того, что автор именует «теорией дополнения», согласно которой обе религии, признавая общие духовные источники, тем не менее не стремятся к противостоянию с целью победы одной над другой, но сосуществуют самостоятельно и самоценно в рамках того, что можно обозначить как «прогрессирующее Божественное Откровение».

Многие люди задают себе вопросы: почему отношения между религиями, происходящими из одного корня (иудаизмом, христианством, а ныне еще и исламом), на протяжении своей истории отличались перманентным антагонизмом и как этот антагонизм преодолеть? Думается, что книга Пинхаса Полонского, пусть и в малом, но содержит ответ на этот вопрос.

4 февраля 2016 года я опубликовал статью с очень эмоциональным названием , в которой я привёл присланную мне звукозапись , сделанную в одной из синагог в Санкт-Петербурге. Адрес синагоги мне удалось установить по этой фотографии, которая была приложена к звукозаписи.

А эта фотография из интернет-публикации "Еврейская община отметит 120-летие Большой хоральной синагоги в Петербурге" позволила мне сделать привязку к месту. Как оказалось, звукозапись и приведенный выше фотоснимок были сделаны в Большой хоральной синагоге , расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, дом 2.


Фамилия и имя человека, сделавшего эту запись на диктофон, осталась для меня неизвестной, да это и не важно, это мог быть любой из сотен евреев-прихожан, бывших в тот день на проповеди. Зато известны точные имя и фамилия раввина, который читал эту лекцию.

Раввина удалось идентифицировать по его словам, прозвучавшим в записи: "если кто-то не читал мою книжку "Две тысячи лет вместе" , я рекомендую всем купить и прочесть" .

Такая книга хорошо известна. Её можно и сегодня купить в интернет-магазине. Вот благодаря ей и удалось узнать, чей голос звучит на звукозаписи - голос Пинхаса Полонского . Потом я нашёл в Интернете другие звуко- и видеозаписи , сделанные уже самим раввином или его помощниками, и убедился лишний раз в том, что на той записи точно его голос.


К чему такие подробности?

К тому, чтобы теперь никто из иудеев не мог сказать мне в ответ "дежурную фразу": "да мало ли что наговорил какой-то чудак, в непонятно какой синагоге!"

Так вот, речь идёт не о "каком-то чудаке", а о довольно известном господине еврейских кровей, деятельность которого в северной столице санкционирована на уровне как минимум Еврейской общины Санкт-Петербурга (руководитель Марк Грубарг).


Что же такого шокирующего рассказал евреям этот раввин, что услышанное мною в записи побудило меня назвать мою статью: ?

Меня привели в состояние, близкое к состоянию аффекта , вот эти слова Пинхаса Полонского , которые он озвучил находящимся в Большой хоральной синагоге евреям:

"...Вас учили, что иудаизм - это не мессионерская религия. Так это не так! Иудаизм - это самая миссионерская религия на земле.

Через наши дочерние предприятия - Христианство и Ислам - мы распространили нашу идею по человечеству. А теперь мы переходим к тому, чтобы работать напрямую с человечеством! То есть, и Христианство, и Ислам выполнили важнейшую историческую миссию. Они распространили человечеству знания про еврейский народ. Про "Заповеди", про Авраама, про Моисея, про Монотеизм.

Большое за это СПАСИБО! Это очень важная работа, мы сами сделать её не могли. После этой замечательной подготовки мы можем, наконец, сами общаться с человечеством!

Поэтому мы собираемся на уровне Соломона предложить человечеству Новый Путь , и мы собираемся его предлагать в ближайшей перспективе. Это превращение Иудаизма в универсальную религию человечества .

Эта подготовка идёт полным ходом !

А в это время, как известно многим, в мире действительно идёт полным ходом подготовка к объединению всех Христианских Церквей под "единую крышу" под кураторством Ватикана. А сам глава Ватикана, папа римский Франциск ,как рассказал сайт Православие.Ру , в свою очередь ведёт переговоры с иудеями по объединению с ними всех христиан , включая православных.

ФРАНЦИСК I ПОСЕТИЛ РИМСКУЮ СИНАГОГУ


"С точки зрения веры вы - наши старшие братья" , - цитирует слова Франциска I, обращенные к иудеям , портал "Romfea".

Поводом для посещения Франциском римской синагоги стал юбилей принятия II Ватиканским собором (проходил в 1962–1965 годах) декларации Nostra Aetate , напоминает КоммерсантЪ.

Собор 50 лет назад кардинально изменил взгляды Римско-католической церкви на иудеев, объявив последних невиновными в Распятии Господа нашего Иисуса Христа. «То, что было совершено во время Его страстей , не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным » , - говорится в декларации Nostra Aetate.

Папа Франциск продолжил политику на сближение с иудеями , заявив в 2014 году: «Декларация стала залогом новых отношений с “нашими старшими братьями” и размышлений об их духовном наследии, которое стало основой диалога» , пишет КоммерсантЪ.

В апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась встреча папы Франциска с делегацией Конференции раввинов Европы. В ходе аудиенции понтифик напомнил, что Nostra Aetate является ориентиром в отношениях католиков и иудеев .

А недавно папа Римский направил Константинопольскому патриарху послание, в котором говорится, что «больше нет препятствий к евхаристическому общению » . В конце послания Франциск I заверяет патриарха Варфоломея, что будет молиться об успешном проведении Всеправославного собора .

Справка: евхаристическое общение (полное сопричастие, интеркоммунион) - возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. .

Начиная с 1920-х годов в правящих кругах Константинопольского Патриархата формируется концепция, согласно которой вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому патриарху . Константинопольский Патриарх, по мысли фанариотов, отныне имеет не просто первенство чести, но и первенство власти, и даже может вмешиваться во внутренние дела других Церквей . Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом , неоднократно подвергалась критике, однако де факто уже является утверждённой практикой церкви. .

Таким образом, мы видим, что папа Римский ратует за единение иудеев и христиан , и за межконфессиональное единение православия и католичества , а также за начало проведения в Храмах совместного (евхаристического) богослужения католических и православных священников .

А учитывая, что все эти заявления папы Римского были сделаны в стенах Римской синагоги , где он сказал, что "иудеи - наши старшие братья" , и куда прибыли на встречу с папой главы еврейских общин и организаций, в том числе президент Совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, а также президент Московской еврейской религиозной общины Григорий Ройтберг ( ) , то НЕТ никаких оснований считать, что всё это делается НЕ в рамках программы, которую раскрыл евреям во время лекции в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга раввин Пинхас Полонский .

Теперь особо коснусь прозвучавшего заявления папы Римского , что он не считает иудеев виновными в распятии Иисуса Христа. «То, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным ».

В своей ранней статье я задал вопрос: почему мы, разумные люди, ЗАПРЕЩАЕМ сегодня любые неонацистские партии и движения в России?

Ответ таков: очевидно, наше общество потому говорит «НЕТ НАЦИЗМУ» , что мы всё знаем и ещё помним Вторую мировую войну и те преступления , которые совершили против человечества нацисты под руководством Адольфа Гитлера .


Но ведь точно так же мы знаем о преступлениях, которые совершили против Бога и человечества Иудеи, настоявшие на казни Иисуса Христа! И мы свято помним об этом!

Так почему же глава Ватикана и Римско-католической Церкви стал вдруг проявлять СЛЕПОТУ по отношению к ныне живущим иудеям ?

С какой это стати папа Римский говорит о каких-то "страстях Христовых" (как о действиях душевнобольного!) , к смерти которого Иудеи якобы совершенно не причастны ?

Все мы знаем, потому что в Библии написано, которая признана "Священным писанием", что именно Иудеи настаивали на вынесении в отношении Христа смертного приговора .

17 итак, когда собрались они , сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить .

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят .

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят .

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших ... (Евангелие от Матфея, глава 27).

Итак, если сегодняшние ИУДЕИ живут по той же самой иудейской Торе, в соответствии с заповедями которой древние Иудеи хотели многажды раз убить Христа-Спасителя и в соответствии с которой ему в конце-концов был вынесен смертный приговор, то они фактически являются правопреемниками тех древних Иудеев, которые требовали от Пилата распятия арестованного Христа-Спасителя!

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя». (Второзаконие, 13: 1-5).

Более того, иудеи и сегодня считают Христа не более чем «еврейским мятежником» , покусившимся на изменение иудейского Закона !!!

Об этом сегодня открыто говорит главный раввин России Берл Лазар , об этом же сегодня открыто говорит и Пинхас Полонский , читающий евреям проповеди в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга:

"Христиане признают "Танах" ("Ветхий завет"), но добавляют к нему "Новый завет", считая его священным текстом. Разумеется "Новый завет" не является "священным текстом". Вполне можно считать его "интересной книгой". Иисуса можно считать "важным духовным лидером". Это ничему не противоречит. А вот считать Иисуса - Богом - это противоречит еврейской традиции...."

Так если один высокопоставленный Иудей утверждает, что Иисус - "не более чем еврейский мятежник" , а другой высокопоставленный Иудей считает, что Иисус - "не более чем важный духовный лидер" , при этом Новый завет Христа - "не более чем интересная книга" , а папа Римский говорит, что "иудеи - старшие братья христиан" , то к чему может привести грядущее объединение христиан и иудеев, католиков и православных???

Волки одевшие овечьи шкуры просто пожрут божьих овец! - мне так видится.

Кстати в проповеди-откровении Пинхаса Полонского, прозвучавшей в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга, эта мысль тоже озвучена !

Пинхас Полонский: "Мусульмане находятся от Иудаизма гораздо дальше, чем христиане. Это понятно, правда? Гораздо дальше! Христианство находится к Иудаизму гораздо ближе чем Ислам.

Почему?

Потому что Христиане признают Танах, а мусульмане не признают Танах. Мусульмане считают, что Танах - это книжка испорченная, с ошибками. Поэтому заниматься сначала нужно наиболее близким "дочерним предприятием" - христианами и взаимоотношениями с ними, а с мусульманами - разберёмся потом.

Отношение к христианству должно быть позитивное и положительное. Вместо отношения: "ой-ё-ёй, это идолопоклонство", "это нехорошо", должно быть наоборот.

Христиане - большие молодцы, что распространили Иудаизм среди человечества! Если кто-то не читал мою книжку "Две тысячи лет вместе", я рекомендую всем купить и прочесть.

Про Христианство всем всё понятно?

К Исламу тоже надо позитивно относится. Оно, конечно, сейчас в фазе джихада. Джихаду, конечно, нужно оторвать голову. Это само собой. Естественно! Но в целом Ислам - конечно, положительное течение.

Наша борьба с Исламом - это борьба с джихадом. То есть, борьба с той формой, которую Ислам принимает. А когда он от этой формы избавится, то всё будет нормально.

<...>

Голос из зала: по поводу мусульман, и когда же из них удастся сделать "бней-ноах" ?

Пинхас Полонский: подождите, давайте займёмся сначала теми, кто с нами рядом! Не будем заниматься сразу всеми! Давайте съедать по одиночке! По очереди ..."

Вот такие у них планы!

Если намеченное объединение с иудаизмом всех "дочерних" религий однажды таки произойдёт, то можно считать, что подвиг Христа-Спасителя был напрасен. И жертва его во имя светлого будущего всего человечества была тоже напрасной!

Однако, вряд ли то, к чему стремятся лукавые религиозные лидеры, получится у них!

Рядовые верующие, коих почти 2 миллиарда, знают, что в своих просветительских проповедях Иисус Христос ни о каком объединении с врагами рода человеческого (с "плевелами") не говорил ни слова!

Наоборот, Спаситель учил тому, что однажды наступит время, когда человечество разделиться на тех, кто от Бога, и на тех, кто от диавола, и тогда те, кто от Бога устроят на мировом поле нечто вроде жатвы : уничтожат всех "злостных сорняков"!

Вот притча Христа-Спасителя, в которой это сказано буквально открытым текстом:

38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;

39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:

41 пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13: 38-43).

Таким образом, видимо, предчувствуя, что мир стремительно приближается к этому важному судьбоносному событию, которое Христос-Спаситель нарёк ЖАТВОЙ, глава Ватикана и иудеи стремятся сработать на упреждение и отвести от себя смертельную угрозу.

Католическим священнослужителям действительно есть чего опасаться, ведь они тоже правопреемники тех, "известной подлостью прославленных отцов" , которые запятнали себя в человекоубийствах даже гораздо сильнее, чем нацисты Адольфа Гитлера. Нацисты убивали людей в течение всего 5 с половиной лет, с 1939 по 1945 годы, а католические священники чинили массовые убийства людей с талантами как у Христа в течение веков!!!

И это был такой ХОЛОКОСТ (массовые всесожжения людей), который не имеет аналога в мировой истории!

Даже холокост евреев в годы Второй мировой войны не может с ним сравниться по масштабам!

Со стороны Римско-католической церкви эти преступления против лучшей части человечества были столь крупномасштабными, что сохранились сотни зарисовок с натуры (!), как этот ХОЛОКОСТ устраивали те, кто лицемерно называл себя последователем Христа.



Вот эти страшные преступления католических священников и роднят их с Иудеями , которых они называют своими "старшими братьями" .

Иудеи тоже не раз практиковали ХОЛОКОСТ в своей истории в отношении жителей захваченных ими городов, о чём свидетельствует "Ветхий завет", составляющий большую часть Библии:

"И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нём было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в ОБЖИГАТЕЛЬНЫЕ ПЕЧИ . Так он поступил со всеми городами Аммонитскими". (2 Цар. 12: 30-31).

Вот так, "никогда и ни в чём не повинные" иудеи клали жителей захваченных ими древних городов под пилы, под железные молотилки, бросали в обжигательные печи!

Так что, у католических священников есть много общего с иудеями , и им есть ради чего объединяться . Ведь согласно международных законов, геноцид не имеет срока давности, а они, Иудеи и католические священники, являются как минимум правопреемниками (идеологическими наследниками) тех, кто занимался религиозным геноцидом в соответствии со своими религиозными концепциями.

Геноцид - это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью её уничтожения.

Так что, поживём - увидим, как обернётся дело у объединителей мировых религий! Скорее всего, они сами своими действиями на геополитической сцене спровоцируют предсказанную Христом-Спасителем ЖАТВУ. А что из этого получится, уже известно.

Так что, не паникуем, друзья! Всё идёт своим чередом! А завершится не так, как жестоковыйные люди задумали, а так как Бог наметил. Верьте пророкам!

Пинхас Полонский (Пётр Ефимович). Краткая справка:

Родился в Москве в 1958 г.

В школьные годы призёр Всесоюзных математических олимпиад. Высшее математическое образование получил в МГПИ.

Изучал Тору в советских условиях, организовал сеть учителей Торы в Москве, издавал в «Самиздате» фотографическим способом пособия по иудаизму. После 7 лет отказа репатриировался в Израиль. Является одним из главных основателей организации "Маханаим", большинство главных религиозных книг на русском языке издательства «Маханаим» (например, еврейский молитвенник (сидур) «Врата Молитвы», серия «Праздники» и многие другие) изданы под его редакцией. Другие книги написаны им самим.
Многие годы изучения и преподавания философии р. А.-И. Кука увенчались книгой «Рав Авраам-Ицхак Кук. Личность и учение» и получением докторской степени.
Преподаёт Тору в израильском университете "Бар-Илан". Регулярно пишет статьи в русскоязычные израильские газеты (комментирует недельные главы Торы). Отец 8-ми детей.

То есть, человек авторитетный и грамотный. Не какой-нибудь там рядовой иудей-шалунишка на форуме в интернете. Он написал книгу с громким названием "Евреи и христианство".

Часть II называется «ЭТИКА ИУДАИЗМА И ЭТИКА ХРИСТИАНСТВА».
Глава 5 «ВЕРА ИЛИ ДЕЛА?»
Пункт 2. Разрыв с этикой иудаизма в концепции апостола Павла
http://www.machanaim.org/philosof/chris/2.htm#5.2
Цитата из его книги:
«Завершающая формулировка доктрины Павла (апостола) такова: "Мы признаем, что человек оправдывается перед Богом только верою [в Иисуса], независимо от дел Закона " (Послание к Римлянам 3:28) ... В результате победы в христианстве концепции Павла миллионы христиан по сей день убеждены, что для Бога поведение и поступки людей менее важны, нежели их убеждения и вера».

Обратите внимание как Полонский цитирует у Павла одно, а вывод делает о другом. Павел говорит о делах ЗАКОНА, то есть о ритуальных заповедях, а бывший москвич-математик делает вывод о делах морали и милосердия.

Павел говорит о жертвоприношениях, обрезании, кошерном питании, соблюдении шаббата и так далее. Полонский путает ритуальные правила поведения с добрыми делами. Павел говорит о ритуале, а Полонский о морали.

Полонский не говорит о мелочах - о понимании каких-то там мудреных богословских аспектов. Он говорит о простом - о аморально-нравственном уродстве христиан в противоположность высоконравственным иудеям.

Но это мелочи. Переходим к главному. Полонский цитирует Новый Завет ложно. Он добавил в цитату слов апостола Павла всего одно слово - "только". И получилось в иудейском изложении Полонского, что якобы у аморальных христиан "человек оправдывается перед Богом только верою [в Иисуса]". Слова "только" нет в тексте Нового Завета. Человек оправдывается перед Богом и добрыми делами и верою, а не только верою как это приписал Пинхас Полонский. Добавление Пинхасом Полонским одного слова в ЦИТАТУ Нового Завета меняет смысл цитаты на противоположный.

Но это только присказка. Сказка впереди. Сначала Полонский добавил всего 1 слово к Новому Завету. А дальше, не возможно поверить - он полностью сочиняет целый стих Нового Завета!

Цитирую Полонского с его собственного сайта http://www.machanaim.org/philosof/chris/2.htm#5.2 :

Источник этого принципиального различия между религиями сформулирован Павлом, говорившим, что
" если добрыми делами можно достигнуть спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Христа. Христос, следовательно, пожертвовал своей жизнью понапрасну " (Послание к Галатам 2:21)


Обратите внимание на то что Полонский не толкует, а просто напросто цитирует Новый Завет - берет цитату в кавычки и указывает конкретный 21-й стих из 2-й главы послания Павла к Галатам.

НО. Послание к Галатам 2:21 звучит совсем иначе. Цитирую этот стих из Нового Завета, который легко найти в интернете на тысячах сайтов:

"Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер "

Как видите ни каких добрых дел никакой Павел не отвергает и даже не упоминает этих слов. О важности добрых дел Павел и другие авторы Нового Завета говорят неоднократно, но Полонский этого "не замечает".

Полонский выдал желаемое за действительное. Ну так ему хочется, чтоб эти христиане сами признали, что слепая вера в Иисуса важнее добрых дел, что приходится раву выдумывать что якобы это прямо таки написано в послании апостола Павла черным по-белому.
Наоборот Павел настаивает «мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела , которые Бог предназначил нам исполнят ь».(Ефесянам 2:10)
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам » (Евреям 10:24),
«да усовершит вас во всяком добром деле » (Евреям 13:21)

Павел объяснял, что такое вера в послании именно к Евреям 11:1

«Вера же есть осуществление ожидаемого »

То есть, человек делами, "осуществлением" добивается того во что верит. Если христиане верят в доброту и любовь Христову то они и на деле должны относиться к людям с любовью и добротой.

Обратите внимание, Павел объяснил что вера - это и есть дела, именно в послании к ЕВРЕЯМ (Полонскому в частности). И именно в этом послании Павел говорит дважды о важности добрых дел. А еврей цитирует послание Галатам, чтобы очернить христианство, да еще и цитируют ложно. Ну как не стыдно!

Не забывайте что это очень далекоидущая ложь – дескать для христиан не доброта важна а некая слепая вера. Потому он называет это именно ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ различием между иудаизмом и христианством. Причем Полонский говорит об ИСТОЧНИКЕ этого ПРИНЦИПИАЛЬНОГО различия.

Цитирую еще раз рава Полонского для тех, кто невнимателен:

Источник этого ПРИНЦИПИАЛЬНОГО различия между религиями сформулирован Павлом, говорившим, что "если добрыми делами можно достигнуть спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Христа. Христос, следовательно, пожертвовал своей жизнью понапрасну " (Послание к Галатам 2:21)

Таким образом из ложной цитаты Полонский с видом знатока делает принципиальный далекоидущий ложный высокоумный вывод.

Этой цитаты или чего-либо по смыслу соответствующего ей, нет не только в Галатах но и во всём Новом Завете. Интересно что он думал, совершая подлог? Если я знаменитый математик и знаток Торы то мне можно выдумывать цитаты из Нового Завета и на основе своих выдумок делать далекоидущие выводы об аморальности христинства?

Для очернения оппонентов лгуны используют ложь трех уровней:
1. Ложь на уровне выводов – приписывают им то чего они не исповедуют.
2. Ложь на уровне толкований – приписывают врагам толкования Библии, которых враги не делают на самом деле.
3. Ложь на уровне цитат. Цитируют важнейшие тексты книг и документов своих оппонентов, которых на самом деле нет и близко.

Этот 3-й способ самый тупой, самый подлый и легко опровергаемый. Именно к нему прибег математик Пинхас Полонский в своей книге с символическим названием «Евреи и христианство» во 2-й части с символическим названием «ЭТИКА ИУДАИЗМА И ЭТИКА ХРИСТИАНСТВА» в Главе 5 с символическим названием «ВЕРА ИЛИ ДЕЛА?» в пункте 1-м «Различия в системах приоритетов».
Ложно цитировать общедоступный источник - это сверхнаглость. Ибо легко проверить.

Как же надо любить ложь и ненавидеть правду, чтобы опускаться до выдумывания цитат!

В разговорах со знакомыми иудеями, я практически всегда слышу абсурднейшую ложь в адрес христианства. Например что в Новом Завете написано "убивайте иудеев", что Бог переспал с Марией, что голубь переспал с Марией, что в израильском городе Араде русскоязычные христиане нападают на ультрарелигиозных иудеев и что уже из города Арада якобы иудеи выгнали христиан http://forum.sem40.ru/viewtopic.php?f=32&t=11993 и прочая ложь. Но это лгут рядовые, не публичные выдающиеся иудеи. Я думал они просто глупцы и мелкие лгунишки, и обращать внимание на бред рядовых иудеев не стоит. Но когда я подобные вещи читаю в книге самого выдающегося деятеля иудаизма с высшим светским советским образованием, отца 8-ми детей, то это уже говорит о самой религии.

Оказывается это не единичный случай а уже нормальная практика в иудаизме – выдумывать примитивную ложь на уровне выдумывания цитат из Нового Завета и других христианских книг, которые легко найти в интернете или в книжном магазине и убедиться что это полная ложь. Но ложь настолько чудовищная, что не верится что так нагло и примитивно могут лгать серьезные публичные люди. Просто у меня характер такой, что я люблю все проверять и докапываться до первоисточников.

Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству

Предисловие

Хотя период еврейско - русских контактов длился всего двести лет - история еврейско - христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско - русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия. В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» - т. е. то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть - то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство. Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.

В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т. к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство. В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.

Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму. В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, - т. е. признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый («Ветхий») Завет», т. е. исходный Завет Бога с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Богом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Бога», - см. подробнее далее.)

Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.

Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля - этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелетнего отсутствия. А это возвращение имеет - никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.

И если мы действительно верим в Бога и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Бога с человечеством - мы должны постараться понять, что же Бог сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.

Структура книги

Вводная часть. Две тысячи лет вместе

Общий обзор процесса возникновения христианства из иудаизма и общие принципы соотношения иудаизма и христианства в их исторической перспективе.

Часть первая. Невозможность совмещения: почему вера христианства не подходит для евреев

Эта часть посвящена классическим и стандартным проблемам еврейско - христианских взаимоотношений; она объясняет, почему вера христианства, - при том, что христианство само возникло из иудаизма и так много сделало для духовного прогресса человечества - не подходит в качестве веры для евреев.

Эта часть не претендует на то, чтобы сказать новое слово в теологии. Она, в большей степени, является всего лишь ликбезом, базовым знанием - без которого, однако, невозможно обсуждать проблему и вести диалог.

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: современный диалог иудаизма и христианства.

Эта часть посвящена новым аспектам еврейско - христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие. Сегодня многие направления христианства отказались от «теологии замещения» («христианство вместо иудаизма») и перешли к «теологии дополнения» - включая принципиальный отказ христианства от попыток миссионерского обращения евреев и признание религиозной ценности иудаизма. Соответственно, в этой части мы рассматриваем элементы того намечающегося диалога, который может развиваться между евреями и христианством в такой ситуации.

Разумеется, как иудаизм, так и христианство представляют собой огромное и широкое пространство, со множеством разных школ, подходов и точек зрения. Невозможно было бы вместить в книгу все эти варианты мнений, поэтому мы иногда говорим «позиция иудаизма» или «позиция христианства», имея в виду лишь их обычно принятую точку зрения, мейнстрим, - при том, что и в той, и в другой религии есть широкий спектр возможных подходов, различающихся в своих деталях.

Поскольку мы хотели бы, чтобы объем книги оставался небольшим, мы также не включили в нее множество более частных вопросов, возможные возражения и ответы на них и т. д. Весь этот материал, в качестве «дополнения к книге», мы планируем размещать на сайте «Маханаим» www.machanaim.org, в разделе «Иудео - христианские взаимоотношения».

Дополнительные темы, которые вы хотели бы рассмотреть, ваши вопросы и замечания вы можете присылать по адресу Мы постараемся, насколько это будет возможно, ответить на ваши запросы.

* * *

Мы хотели бы выразить глубокую благодарность всем тем, кто поддержал создание этой книги: Олегу Евдокименко, Елене и Наталье Гитель, Эли Бродскому, Лиле Цинковской, организации «Евреи за иудаизм», Алексу и Наталье Кац, Фонду Михаила Черного, Дмитрию Радышевскому, а также Благотворительному Фонду «Российский Еврейский Конгресс».

Пинхас Полонский, «Маханаим», Бейт - Эль - Иерусалим

Вводная часть. Две тысячи лет вместе

Общий обзор соотношения иудаизма и христианства, в их исторической перспективе

(А). Иудаизм как универсальная религия

1. Религия для всего человечества

Как иудаизм, так и христианство признают святость и Божественность Еврейской Библии (ТаНаХ, он же «Ветхий Завет» - первый, исходный раздел в христианской Библии) и истинность всего, что в ней сказано. Тем самым, обе эти религии признают, что еврейский народ играет особую роль в передаче человечеству Божественного Откровения.

Это Божественное Откровение предназначено всему человечеству, но передано оно было через еврейский народ. Передача Откровения началась с Авраама (ок. XX в. до н. э.), продолжилась через Моисея (при Даровании Торы на Синае, XV в. до н. э.) и затем шла через саму историю еврейского народа, запечатленную в Библии, и, прежде всего, через пророков Древнего Израиля - Давида, Соломона, Исайю, Иеремию и многих других. Передача этого откровения и является сутью иудаизма.

Таким образом, иудаизм с самого начала является универсальной, общечеловеческой религией, а еврейский народ - это лишь посланник, «канал» в передаче Божественного Света человечеству.

2. Основные принципы иудаизма

Концепция, изложенная в еврейском библейском Откровении, - т. е. универсальная концепция иудаизма, «этический монотеизм» - не имела даже близкого подобия ни с одной религиозной системой тех времен. Ее основными принципами были:

а) Высшая сила, создавшая весь мир и человека и продолжающая направлять мир и определять все события в нем - это не безличностный «мировой закон» идолопоклонников (типа греческого рока, индийской кармы, китайского «закона неба» и т. п.), - но это Личность, которую мы называем Бог.

б) Бог создал человека по Своему образу и подобию - потому что Бог любит человека, хочет блага человеку, заботится о развитии человека. Любой человек на земле имеет божественную душу, является «образом Бога на земле» (и в этом состоит еврейская идея «богочеловека»). Бог относится к человеку как к Своему сыну, т. е. Бог не только непостижимый Творец мироздания, но и Отец, Который близок к каждому из нас.

Глава 13. Дальнейший вклад иудаизма в религиозный прогресс человечества

Величие еврейского вклада в древности в религиозный прогресс человечества является очевидным и признано всеми. Еврейский народ создал Библию (или, в другой формулировке, еврейский народ смог достичь того, чтобы стать орудием передачи Божественного света человечеству, «коллективным пророком», через которого Бог дал человечеству Библию), — а Библия, конечно, является основой построения западной цивилизации. Но завершился ли на этом вклад иудаизма в духовный прогресс человечества, или же это только начало, и еврейскому народу предстоит также и в будущем раскрыть человечеству новые уровни понимания Божественности? В этом вопросе взгляды иудаизма и христианства обычно расходятся.

С точки зрения классического христианства, все важное в раскрытии Божественного света человечеству уже произошло, уже в прошлом. Поскольку Мессия Христос уже пришел, «уже принес в мир спасение», то наше дело — только воспринимать это и присоединиться к нему 0= «поверить»). С еврейской же точки зрения раскрытие Божественного света человечеству еще далеко от завершения. Это раскрытие происходило не только в библейские времена, но оно продолжалось на всем протяжении истории — и, что особенно важно, продолжается и поныне. И так же, как в прошлом Божественный свет был открыт человечеству через еврейский народ, так же через еврейский народ этот свет будет продолжать открываться человечеству и в будущем.

Впрочем, о том, как конкретно это дальнейшее раскрытие может произойти, в иудаизме нет единого мнения. Ниже мы приведем один из подходов к этой проблеме, разработанный одним из величайших еврейских философов нашего века равом Авраамом — Ицхаком Куком (1865-1935), создателем философии религиозного сионизма и концепции «ортодоксальной модернизации» в иудаизме, Главного раввина Страны Израиля в 1904-1935 гг.

1. Монотеизм как главный еврейский вклад в цивилизацию. Сущность монотеизма как Диалога

Еврейская история делится на две части: первая эпоха — от праотцев и до конца II в. н. э., когда центром еврейской жизни была Страна Израиля, и вторая — с III по XIX век, когда народ жил в Изгнании. (В наше время, поскольку еврейский народ возвращается в свою Страну, этот второй период завершается, и еврейская история переходит к своему новому этапу.)

Вклад первого периода еврейской истории в мировую цивилизацию огромен, но если попытаться сформулировать весь этот вклад в одной фразе, в одной главной идее, то это будет отвращение от идолопоклонства и, конечно, идея этического монотеизма, исходно провозглашенная иудаизмом и затем, через христианство и ислам, распространившаяся на всю западную цивилизацию. Эта концепция базируется на этической ответственности человека перед лицом Божественной любви и состоит в том, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, как Своего сына (и поэтому любит его), вложил в него свободу выбора, различные умения, способности, разум, чувства, дал человеку заповеди и идеалы, дал человеку миссию и поставив перед ним задачу, — и далее теперь Бог ведет с человеком Диалог. (Собственно, смысл созидания человека «по образу и подобию Бога» и состоит именно в том, чтобы создать возможность для такого диалога — ведь диалог осуществим только между подобными.) Все, что мы делаем, думаем, решаем, все то, как мы поступаем, — это и есть наше «слово» в Диалоге с Богом (т. е. нашими «словами» являются, прежде всего, наши действия). А все то, что происходит вокруг нас и случается с нами, то, как отвечает нам мир, — это «слово Бога», ответ Бога нам. (Здесь принципиально важен именно монотеизм, потому что воспринять жизнь как единый Диалог возможно лишь тогда, когда разные явления, происходящие в мире, воспринимаются как проявления Единой Личностной Силы, Которая хочет нам нечто сказать и услышать от нас ответ.) Таким образом, этический монотеизм рассматривает все мироздание, весь окружающий мир как пространство Диалога между человеком и Богом. В этом диалоге Бог требует от человека «ответственности перед Богом». (Это чувство можно назвать также ответственностью перед Жизнью, перед национальной историей, человечеством» — все это на практике почти эквивалентные понятия, и именно они, т. е. «глобальная ответственность», являются источником этики.) Важнейшая часть этого Диалога — «ответственность перед образом Бога в человеке, называемая совестью». В этом Диалоге с Богом, в течение своей индивидуальной биографии, человек постигает и открывает, и для себя для других то или иное раскрытие Божественного света.

Именно этический монотеизм, сформированный в иудаизме, явился в прошлом центральным вкладом еврейства в мировую культуру и цивилизацию, и через христианство и ислам он распространился по человечеству.

2. Два уровня Диалога человека с Богом: индивидуальный и обще — Национальный

Однако, как отмечает рав А. — И. Кук, в исходном Божественном откровении, в Торе, нам была дана не одна, но две центральные идеи. Первую идею, идею индивидуального Диалога человека с Богом, человечество уже восприняло от иудаизма и уже «переварило». Но есть еще и вторая великая идея, которую человечество еще не восприняло, хотя она также имеется в Еврейской Библии, в ТаНаХе — т. е. в книге, которую человечество признало священной. Эта идея тоже является идеей Диалога, но только не индивидуального, а обще — Националь- ного — т. е. «Диалога с Богом всего народа как единого целого». При этом народ тоже воспринимается как Личность, как органическая сущность, протяженная вдоль истории, т. е. состоящая из всех своих поколений, не только ныне живущих, но и поколений прежних и будущих. У каждого из народов имеется своя «душа», свои особые таланты и возможности, у народов есть заповеди (обязанности) и этика общенационального поведения, своя специфическая миссия и задача. Каждому народу, так же как и каждому человеку, дана свобода выбора. И каждый народ, как единое целое, ведет с Богом свой Диалог. Все действия, поступки, решения народа — все это есть те слова, которые говорит народ в его Диалоге с Богом. А все, что случается с этим народом, — это слова Бога, обращенные к нему. И точно так же, как индивидуум постигает Божественный свет в процессе своего индивидуального развития, ведя Диалог с Богом в рамках своей индивидуальной биографии, — так же и народ постигает Божественный свет из своего национального развития, ведя Диалог с Богом в рамках своей национальной биографии, которая носит название «национальной истории». (Субъектом такого Диалога с Богом в ходе истории является народ как единая Личность во всех своих поколениях, а не индивидуумы, — ибо масштаб исторических \

событий и их длительность намного больше, чем индивидуальная жизнь.)

Иными словами, вторая главная идея Еврейской Библии — это идея о том, что Бог раскрывается человечеству не только через откровения пророков, но и в ходе «естественного» исторического процесса. А поэтому история требует от народа ее религиозного осмысления; и так же как индивидуум должен в своем Диалоге с Богом анализировать свои достижения и провалы, свои заслуги и свои грехи и исправлять их — так же должен поступать и народ. Откровение Бога человеку продолжается в ходе всей, в том числе сегодняшней, истории, — и мы должны постараться уловить то, что Бог хочет нам сказать, и воспринять Его слово в рамках личной ответственности каждого из нас за историю своего народа.

(В иудаизме есть также и идея обще — Человеческого Диалога с Богом; однако при этом национальный уровень отнюдь не пропадает, — подобно тому, как не исчезает индивидуальный уровень при обще — Национальном диалоге. Таким образом, обще — Человеческий Диалог с Богом есть интеграция национальных Диалогов.)

Следует отметить, что как идея индивидуального, так и идея «общего» (обще — Национального и обще — Челове- ческого) Диалога с Богом даны в Торе с самого начала. Тора начинается с двух изложений истории сотворения человека; при этом в первом изложении (Быт. 1:1-2:3) человек, созданный «по образу Бога», предстает прежде всего «родовым понятием», всем человечеством как единым целым; и лишь во втором (Быт. 2:4-3:24) — понятием индивидуальным. Создав человека, Бог говорит ему: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и властвуйте над нею» (Быт. 1:28). Эта заповедь (и это вообще первая заповедь, данная в Торе) относится, очевидно, ко всему человечеству как к единому целому. Человек, единое человечество — в течение своей жизни, наполняя мир и строя цивилизацию, ведет с Богом Диалог; и власть человека над природой (как то, насколько достойно человек этой властью распоряжается), включая науку и технику, а также литературу, искусство, общественный строй, отношения между людьми и социальными группами — все это является различными параметрами этого Диалога. После разделения человечества на отдельные народы (в эпоху строительства Вавилонской башни) — обще — Человеческий Диалог с Богом дополнился также и Национальными Диалогами.

Все дальнейшее библейское повествование, книги Торы и Пророков проникнуто идеей обще — Национально- го диалога с Богом. Еврейский народ, Израиль, выступает в библейском тексте как личность, имеющая свободу воли, ведущая себя иногда хорошо, а иногда плохо, но всегда — в тех случаях, когда происходят обще — Наци- ональные поступки — несущая ответственность за свои действия.

Осознание обще — Национального Диалога с Богом выражается в «сакрализации истории», т. е. восприятии истории как одной из форм Откровения. Поэтому, в частности, исторические записи почти тысячелетней истории Древнего Израиля, т. е. книги Судей и Царей, были включены в Библию (т. е. получили статус Откровения).

На уровне ТаНаХа, в эпоху Еврейской Библии, идеи индивидуального и общенационального Диалога присутствуют в равной мере, объединены. Но в дальнейшем судьбы двух этих идей — как в еврейском народе, так и во всем человечестве — оказались весьма различными.

3. Передача человечеству, через христианство и ислам, идеи индивидуального диалога с Богом

Итак, в начале своей истории, в период Первого Храма (до V в до н. э.), в еврейском народе присутствовало живое ощущение обоих этих уровней Диалога с Богом, и иногда даже бывало так, что общенациональный диалог проявлялся в это период сильнее, чем диалог индивидуальный.

Однако передать сразу обе эти идеи человечеству — а ведь суть еврейской избранности состоит именно в передаче народам мира Божественного света — было невозможно. Во — первых, человечество не смогло бы воспринять две такие великие идеи сразу — это, видимо, было бы для него непосильно. И, во — вторых, даже и в самом еврейском народе эти идеи не были достаточно сбалансированы, и обще — Национальный Диалог с Богом вначале развивался лучше, чем индивидуальный (т. е. восприятие Бога в общенациональной жизни было сильнее, чем восприятие Бога в жизни индивидуальной), — и поэтому нужно было усилить чувство индивидуального диалога внутри самого еврейского народа. Поэтому в период Второго Храма, в течение около пятисот лет (V в. до н. э. —

I в. н. э.), осознание обще — Национального Диалога было «снижено» и постепенно распадалось, так что к концу периода Второго Храма в иудаизме осталось только осознание индивидуального Диалога. Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое распространяется среди человечества и несет народам мира еврейскую идею монотеизма на уровне индивидуального Диалога с Богом. А евреи, лишившись государственности и поэтому потеряв обще — Национальный уровень Диалога даже и в физическом смысле и уйдя в Изгнание, также остались в рамках лишь индивидуального Диалога с Богом, чтобы с его помощью исправить себя на индивидуальном уровне.

Таким образом, христианство является «дочерним предприятием» иудаизма периода конца Второго Храма (или, в более привычной формулировке — «дочерней религией по отношению к иудаизму»), провиденциально призванным передать человечеству монотеизм индивидуального уровня. Христианство, внося вклад в духовное развитие человечества, развивало понимание индивидуального диалога с Богом, и сделало его, через образ Иисуса, доступным для многих сотен миллионов людей. При этом подход христианства оказался созвучен прежде всего яфетическим (европейским) народам; а поэтому для семитских и других «ближне- и средне — восточных» народов было в дальнейшем создано еще одно «дочернее предприятие иудаизма» — ислам, который несет идею индивидуального монотеизма этим восточным народам. Через христианство и ислам еврейская идея индивидуального монотеизма распространилась и была воспринята большинством человечества.

4. Еврейская миссия сегодня — в передаче человечеству идеи обще — Национального и (далее) обще — Чело- веческого Диалога

За прошедшие две тысячи лет оба эти процесса — восприятие всем человечеством концепции Личностного Бога и индивидуального Диалога, а также, параллельно, исправление евреями себя на индивидуальном уровне — подошли к концу. На сегодняшний день практически все человечество уже «переварило», восприняло еврейские представления о Едином Личностном Боге, Его любви к человеку, о заповедях, об индивидуальном Диалоге человека с Богом и обо всем, что к этому относится (сначала эти идеи были приняты на Западе, но сегодня и дальневосточное человечество тоже быстро вестернизируется, и его массовое сознание перенимаёт «западные» идеи, в основе своей — еврейские). А сами евреи, находясь в рассеянии, за прошедшие века исправили себя на индивидуальном уровне. Поэтому, как указывает рав А. — И. Кук, в нашу эпоху пришло время для еврейского народа начать готовить себя к передаче человечеству второй Божественной идеи, идеи обще — Национального Диалога.

Для этого еврейский народ должен сначала возродить в самом себе понимание и живое ощущение этого обще — Национального уровня Диалога. И именно в этом состоит религиозный смысл того, что появился сионизм и было создано Государство Израиль: чтобы еврейский народ, на опыте развития своей Страны и на опыте религиозной ответственности за нее, смог возродить в самом себе осознание общенационального Диалога с Богом, т. е. еврейский народ в Государстве Израиля призван оживить библейский уровень духовности, и затем постепенно научить этому все человечество.

Таким образом, современный подход к иудаизму, разработанный р. А. — И. Куком, включает в себя несколько тесно связанных между собой идей: обще — НаЦиональ- ный Диалог, сакрализация истории, религиозный сионизм, принцип Продолжающегося Откровения и схему «ортодоксальной модернизации» религии (мы подробнее рассмотрим их ниже). Актуализация всей этой «Божественности в реальной жизни», духовности посюстороннего мира и дальнейшая передача ее человечеству — и будет являться главной еврейской духовной задачей на обозримое будущее, в этом и реализуется еврейская избранность и миссия сегодня.

5. Равновесие индивидуального и обще — Националь- ного типов Диалога с Богом. Повышение уровня ответственности

Здесь следует еще раз подчеркнуть, что активизация и возрождение уровня обще — Национального Диалога с Богом (и через это — общенациональной духовной жизни, общенациональной моральной ответственности и т. д.) ни в коей мере не принижает и не отменяет индивидуального Диалога. В процессе продвижения человечества ничто, достигнутое ранее на основе индивидуального Диалога (т. е. понимание важности личности как образа Бога на земле, ее ценности и космичности, ее прав и ответственности и т. п.) — не должно отмениться или уменьшиться. Однако одной только идеи индивидуального Диалога с Богом (которая обеспечивала прогресс западной цивилизации последние две тысячи лет) теперь стало недостаточно. «Мотор» этой идеи уже выработал тот моторесурс, который эта идея могла реализовать одна; и духовный кризис, наступающий сегодня из-за этого на Западе, может быть преодолен только тем, что идея индивидуального Диалога с Богом будет дополнена идеей обще — Национального Диалога — который, совместно с первым, должен вести человечество дальше.

Важно также отметить, что идея «национального организма как Личности и его диалога с Богом» столь же далека от примитивного «ура — национализма», сколь и идея «ценности личности как образа Бога» далека от примитивного «эгоистического человеческого самообожания». Осознание национально — государственной жизни не просто как процесса совершенствования межличностных отношений в обществе, но как длящегося в течение веков Диалога народа с Богом — ведет не к понижению уровня ответственности отдельной личности, а, наоборот, к повышению этого уровня. В обще — Национальном Диалоге с Богом каждая отдельная личность — это не безгласный «винтик», а скорее активный и самостоятельный «моторчик», на который возлагается. ответственность за движение всей машины в целом. Иными словами, если в обычной западной концепции индивидуального Диалога с Богом на человека возлагается моральная ответственность лишь за свое индивидуальное поведение, то в концепции «обще — Национального Диалога с Богом» на каждого отдельного человека возлагается ответственность перед Богом за поведение всего общенационального организма.

Ответственность эта, конечно, чисто моральная — так же как сугубо моральной, а совсем не юридической, является и индивидуальная ответственность человека перед Богом за свое личное поведение. Однако именно это расширение чувства ответственности совершенно меняет соотношение ценностей в обществе и направление его развития.

Начавшееся в человечестве две тысячи лет назад распространение концепции «индивидуального монотеизма» (т. е. индивидуального Диалога) возложило на личность гораздо больше моральных обязательств, чем было до того, в эпоху язычества, — и тем самым чрезвычайно способствовало процессу духовного роста цивилизации Запада. (Ибо вообще уровень развития общества пропорционален тому уровню моральной ответственности, который культура этого общества налагает на личность. Чем больше личной моральной ответственности каждого за все происходящее вокруг — тем больше общественный и духовный прогресс.) Соответственно, распространение концепции обще — Национального Диалога с Богом, возлагающего на личность еще большую моральную ответственность (что возможно лишь потому, что человечество уже подготовлено к этому), явится предпосылкой нового сущностного прорыва в продвижении человечества — прорыва, сравнимого с тем, который произошел два тысячелетия назад в результате начала распространения идеи индивидуального Диалога.

6. Диалог с Богом всего человечества как единого целого

Мы уже отметили выше, что идея обще — Национального Диалога с Богом, в которой каждый из народов предстает как «общенациональная личность», не отменяет, конечно, того, что также и все человечество является единым целым, которое тоже ведет с Богом наш «обще — Человеческий Диалог». В ходе этого Диалога вся история человечества должна быть воспринята как единый «протокол общения»: все, что человечество делает, все его «поступки» и «решения» — есть то слово, которое Человек хочет сказать Богу, а все то, что происходит с человечеством, есть то слово, которое Бог говорит Человеку.

Если человек ощущает свою личную ответственность за этот обще — Человеческий Диалог с Богом, — то это, конечно, прекрасно и является даже более высоким уровнем духовности, чем его ответственность только за Диалог его собственного народа с Богом. Однако здесь есть две существенные проблемы, мимо которых никак нельзя пройти.

(1) Обще — Человеческое не должно подменять или вытеснять национальное. Наоборот, оно должно дополнять и усиливать его, — так же как, например, национальный уровень не должен вытеснять уровень семейный, но наоборот, должен дополнять и усиливать его. Иными словами, путь к универсализму (= общечеловеческому) лежит отнюдь не через космополитизм (= отказ от своего национального), а, наоборот, через правильно и конструктивно реализованный национализм (= заботу и ответственность за конструктивное и моральное продвижение своего национального бытия). Поэтому в реальности (а не в декларациях) только тот, кто уже ощущает ответственность за свой народ, может подняться на следующую ступеньку — ощутить ответственность за человечество. Без этого разговоры

о «чувстве ответственности за все человечество» будут лишь пустыми словами, призванными оправдать отсутствие чувства ответственности за судьбу собственного народа.

(2) Так же, как и у народа полноценный «обще — Национальный Диалог с Богом» возможен лишь при наличии той или иной формы национального государства, в рамках которой народ может предпринимать «обще — Национальные действия», — так и для человечества полноценная реализация «чувства ответственности перед Богом за поведение всего человечества» станет возможной лишь тогда, когда все человечество настолько объединится, что будет ощущать себя единым организмом, принимающим общие ответственные решения. Такой уровень предполагает не только тотальное прекращение войн, но и прекращение вообще «конфликтов на вытеснение» между народами, что означает психологическую перестройку и расширение чувства любви к ближнему до такой степени, чтобы осознание успеха любой другой группы человечества воспринималось бы каждым, как свой собственный успех (как, например, люди сегодня радуются успехами «своих спортсменов», «своей страны и государства» и т. п.). Такой уровень (разумеется, еще очень и очень далеко не достигнутый сегодня), именно и соответствует знаменитому пророчеству Исайи о приходе Машиаха/Мессии: «И перекуют [все народы] мечи на орала, и копья на серпы, не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать …, и наполнится вся земля познанием Господа» Иными словами, приход Машиаха/Мессии — это вовсе не «конец Истории», а начало нового ее этапа, когда человечество начнет вести диалог с Богом как единое целое (при этом без потери национальных и семейных структур!)

Дальнейший же ход Диалога Человечества с Богом бесконечен.

7. Религиозная ценность развития цивилизации и концепция «Продолжающегося Откровения»

Ощущение не только индивидуального, но и более широкого (обще — Национального или обще — Человеческо- го) уровня Диалога с Богом дает нам еще одно весьма существенное изменение наших религиозных представлений. А именно, оно дает нам возможность воспринять развитие окружающей жизни и мира — включая прогресс цивилизации, развитие культуры, науки, моральных ценностей общества, его социального устройства и т. д. — не как просто «человеческий прогресс», но как интегральный элемент Продолжающегося Откровения, требующий развития и модернизации религии (при сохранении, разумеется, ее ортодоксальности!)

Рассмотрим этот важный вопрос более подробно. Обычно в религиозных концепциях (всех религий) все «Божественное Откровение» целиком сконцентрировано в начальных моментах этой религии; а дальнейшее дело человека — только лишь изучать, воспринимать и принимать то, что было уже открыто. Например, обычный подход в христианстве подчеркивает, что все необходимое человечеству Откровение уже содержится в Библии, a наше дело — только «поверить и принять это Откровение». В исламе подобная идея подчеркнута тем, что «Мухаммад — самый последний из пророков», и после него человечеству никакие пророки не нужны, а дальнейшее пророчество и Откровение невозможно. Да и в иудаизме можно зачастую встретить точку зрения, подчеркивающую, что «все уже было открыто на Синае, и далее нам следует лишь изучать и реализовывать традицию». Однако совершенно иным является подход к этой проблеме в рамках разработанных р. Куком идей «ортодоксальной модернизации».

Ведь если история — это Голос Бога, и Бог продолжает вести свой Диалог с еврейским народом и с человечеством, то в этом Диалоге Он обязательно продолжает говорить нам нечто новое, ведь иначе это был бы не Диалог, а чтение Книги, и Бог не являлся бы действительно нашим Собеседником. А это означает, что новое раскрытие Божественного Откровения продолжается и сегодня.

Иными словами, концепция «Продолжающегося Откровения» утверждает, что Откровение не прекратилось в древности в момент создания религии, но что оно продолжалось и продолжается сейчас; и при этом оно выражается не в пророчестве, не в «чудесах» или мистических «голосах с Неба», но в самом обычном ходе человеческой истории, в развитии науки, культуры, морали, социума; и прежде всего — в ходе еврейской истории. А для того, чтобы услышать это Откровение, мы должны рассматривать историю не просто как набор человеческих свершений, но как Диалог народов и Человечества в целом с Богом, и попытаться вычленить из хода истории обращенное к нам Божественное «послание». Воспринимая и акцептируя его, религия и развивается, продвигается и модернизируется. (Но поскольку при этом мы никак не можем отказываться также и от сказанных ранее «Божественных слов», то мы не теряем ничего из достигнутого религией ранее, и поэтому наш подход к религии будет оставаться ортодоксальным, т. е. будет происходить «ортодоксальная модернизация религии»).

Концепция «Продолжающегося Откровения», возрожденная и актуализованная в начале XX века р. Куком, не является при этом «совершенно Новой» в иудаизме. Эта идея укоренена во множестве еврейских источников, и прежде всего — в еврейской Библии, в которой пророки в течение многих столетий (после дарование Торы на Синае) продолжали не только передавать, нам Откровение, но и учили видеть Божественное слово в ходе истории. Однако в течение почти двух тысяч лет Изгнания и рассеяния, когда перед еврейским народом стояла, прежде всего, задача выжить и сохраниться, — идеи религиозного развития и Продолжающегося Откровения отходили на задний план. И лишь в наше время, в связи с созданием Государства Израиль и активизацией еврейского обще — Национального Диалога с Богом, идея Продолжающегося Откровения тоже возвращается на свое место в иудаизме, — и далее может быть воспринята человечеством, давая импульс к развитию «ортодоксальной модернизации» в христианстве и исламе. (Отметим, что в западном христианстве именно это в нашем веке и начало происходить — см. выше гл. 10 и 11). Подчеркнем еще раз, что такая модернизация вовсе не является «реформой» и не означает отход от прежнего религиозного наследия. Ведь наравне с тем, что нынешний ход истории мыслится как Откровение, которое поэтому надо интегрировать в религию, — весь прежний ход истории, включая исходное Откровение начала религии и ее дальнейшее развитие тоже никуда не может быть убран. В ходе сегодняшнего Диалога с нами Бог не говорит ничего такого, что противоречило бы Его прежним словам; ибо всякое Божественное Слово и обетование вечно, и прежнее не может быть отменено. Иначе говоря, прежнее Откровение никогда не отменяется, но оно постоянно должно развиваться и дополняться. Таким образом, представление об обще — Национальном и обще — Человеческом Диалоге с Богом естественно ведет к принципу «Продолжающегося Откровения», а оно — к концепции «ортодоксальной модернизации». А далее оно открывает путь к возвращению в религию творческого начала, к истинному религиозному творчеству — творчеству развития самой религии с сохранением ее ортодоксальности. Ибо только «обновленная и модернизированная, но при этом ортодоксальная» религия может дать обществу адекватную базу для его дальнейшего развития.

Идя по такому пути, научившись развивать в религии новое, не отбрасывая при этом старое, мы и сможем продвинуться в решении тех задач и задачек, которые Бог ставит перед нами и задает нам в ходе истории.

И в этом плане «теология дополнения» и открытый иудео — христианский диалог могут весьма способствовать такому продвижению.

Глава 14. Дополнение: вопросы и ответы

1. Я понял ваше объяснение про веру, но что про надежду и любвь?..

2. Близость Бога и человека

3. Теология дополнения: противоречит ли идея спасительности христианства идее спасительности иудаизма?

4. Авраамическое единство: общность наследования, при невозможности совмещения

5. Исчерпана ли миссия иудаизма в мире?

6. Уровень предстояния человека перед Богом

7. Жертва крови во искупление грехов

8. «Иисус взял на себя грехи мира»?

9. Мессия — человек или Бог?

10. Так кто же прав?