Церковь преподобного пимена на новослободской. Московский пименовский храм в новых воротниках


Всего 31 фото

Одно время, я часто проходил мимо этой церкви Пимена Великого в Новых Воротниках от Новослободской по Нововоротниковскому переулку, уворачиваясь от трамваев (что разворачиваются здесь через Селезневскую улицу назад к Сущевской). И всегда, как впечатление от ее величавого, изысканного и теплого образа, возникало в уме одно и тоже бессознательное звучание двух простых слов - «светлая радость». Ну, не знаю, что еще можно добавить… Мне всегда хотелось узнать об этой церкви, - я даже снимал ее несколько раз, но все было, как то, не до исторических расследований. Однако, написав пост о Сущевской полицейской части , что совсем рядом от этой церкви, меня уже не оставляла мысль сделать это, поскольку я бы позволил себе считать, что кое-что о районе Новослободской, все таки, написал. Так и родился этот самый пост, - на грани моих эмоций и теплых визуальных впечатлений…

Начало истории церкви Пимена Великого вообще, относится к середине ХVII века. Начали ее возводить в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Построен храм слободой воро́тников - особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках. Воро́тники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание и имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.


02.


03.

Жили воротники закрытыми слободскими поселениями, сначала у башен Кремля, а затем - у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на срочную государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано, будет, со своею братиею в равенстве».
04.

При государе Алексее Михайловиче «Тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни.
05.

Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
06.


07.

По царскому указу бóльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где и образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
08.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.).
09.


Церковь Пимена Великого в Старых Воротниках. Храм закрыт в 1923 году, снесен в 1931-1932 гг.

10.


Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни - два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» - два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы Пимена, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.

Здесь стоит немного остановиться на личности самого святого Пимена. Один из величайших представителей древнего монашества, святой Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства он стремился к монашеству как к духовной науке. Будучи совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетскую пустыню Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное «безстрастие».
11.

Для многих иноков авва (уважительное обращение с элеменами почитания) Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался около 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу и получил наименование Великий. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV - V веков.

Почему именно авву Пимена выбрали воротники своим святым, до конца не совсем ясно, особенно если "смотреть" с нашей, сегодняшней "колокольни". Есть свидетельство о том, что когда Тахтомыш обманом взял Москву в 1382 году и полностью ее разграбил, город был сожжен, но уцелели именно белокаменные башни и стены города, а было это в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю), что и дало повод воротникам избрать его своим покровителем. Хотя, я думаю, что здесь не все до конца прояснено, поскольку сам факт полного разграбления Москвы не мог быть памятной датой. Скорее это произошло потому, что верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, «светильникам Божиим» первых веков христианства, считая Пимена «воро́тником от царства Божия».
12.

В течение одного года после сожжения столица была заново отстроена и заселена. Видимо, к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля. Первоначально поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. Их более поздняя слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки - Воротниковский и Старопименовский, где впоследствии и находился второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) часть московских воротников переселили на окраину село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка (это там, где проходит по дуге трамвайная линия от Новослободской с разворотом).
13.

Таким образом, два храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и «благоукрашались».

Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго - сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами - главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
14.


В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий - рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов.
15.

В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.
16.

Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.

Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». Но, произошло чудо - на этот раз город был спасен - грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной Владимирской иконы.
17.

Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле. Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней.
18.

К северу от храма находился церковный погост. Сейчас на этом месте большой пустырь с давно заброшенным зданием (его часть видна справа на фото)... Что-то мне подсказывает, что оно имело когда-то некое отношение к церковной собственности в качестве доходного дома.
19.

Другая часть пустыря сейчас отведена под городской парк "новой волны") За его деревьями - Краснопролетарская улица - в сторону Садового...
20.

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века.
21.

Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года.
22.

После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени - В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи. Росписи храма, правда, созданы не лично Васнецовым, а учениками Шехтеля, но с одобрения Виктора Михайловича и в его технике.
23.


"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Это фото и еще три ниже - с сайта прихожан Храма Пимена Великого в Новых Воротниках.

Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
24.


Старое фото иконостоса Шехтеля.

Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой.

Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви - символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе - символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
25.


Современное фото иконостаса Шехтеля.
26.


Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами - 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах - 120 ростовых иконописных образов святых.

Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
27.

В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон - будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
28.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским. В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества - Пименовский храм, где продолжал служить А.И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии.

Это вид на Храм Пимена Великого с северо-востока или со стороны сегодняшней Краснопролетарской улицы.
29.


30.

Вообще, источник из которого взята, в основном, вся эта информация, является сайт храма, созданный его прихожанами. Там великое множество информации и старых фото. Сайт создан с любовью и от души и легко рекомендуется мной к углубленному просмотру.
31.

В старой, дореволюционной Москве было два храма, освященных во имя преподобного Пимена Великого, – «Старый», около Тверской улицы, уничтоженный большевиками, и «Новый», уцелевший, что в Сущеве близ Новослободской. Обе церкви были исторически связаны между собой и являлись приходскими храмами слободы московских воротников – стражников, охранявших ворота крепостных стен Москвы, Кремля, Китай-Города, Белого и Земляного. Одно время эта слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии местного Воротниковского переулка, а в XVII веке, с развитием и заселением центрального города, слобода была переведена за пределы Земляного города, в окраинное село Сущево. Там воротники выстроили себе новый храм во имя св. Пимена, так как он издревле почитался их покровителем.

Святой Пимен родился в 340 году в Египте и вместе с братьями принял иноческий постриг в одном египетском монастыре. Вскоре молва о святом подвижнике облетела весь Египет, так, что один местный правитель захотел сам посетить его, но получил отказ – св. Пимен убоялся широкого народного почитания, которое неизбежно последовало бы вслед за приездом вельможи, и это помешало бы его безмолвию и внутреннему смирению. Он учил иноков любви к Богу и ближнему, молитве и покаянию, не налагая на людей «неудобоносимого бремени», не изнуряя их голодом, длительным постом, бессонницей. «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям», - говорил святой. Иноки записывали его мудрые изречения. Так, один монах спросил наставника, следует ли рассказать о грехе брата, которого стал свидетелем. И святой Пимен отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи». А на каверзный вопрос, что лучше, говорить или молчать, святой молвил: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает».

В своей святой жизни преподобный Пимен прожил 110 лет. После его кончины Православная Церковь прославила его «Великим» – ради его служения Богу, и чтит его как святого угодника.

Покровителем московских воротников св. Пимен стал по особому и горестному для Москвы случаю. После победоносной для Руси Куликовской битвы Орда решила отомстить Москве и ее правителю, великому князю Дмитрию Донскому. В 1382 году, спустя всего два года после славной битвы на Куликовом поле, на Москву напал хан Тохтамыш и осадил Кремль, в котором заперлись защитники города, оборонявшие этот последний подступ к сердцу Москвы. Коварный хан пошел на хитрость – он велел русским князьям из удельных княжеств, соперников Москвы и ее государя, уговорить москвичей открыть кремлевские ворота, обещая, что не тронет ни город, ни его жителей. Воротники, охранявшие Кремль, поверили соотечественникам и жестоко поплатились: враг ринулся в открытые ворота. Москва была сожжена дотла, а все ее защитники и мирные горожане, укрывшиеся в Кремле – женщины, дети, старики, монахи – убиты. Случилось это 9 сентября, в день св. Пимена Великого – и потому с того времени он стал почитаться защитником московских городских врат и небесным покровителем их стражников.

В исторической литературе иногда встречается и другое, менее обоснованное толкование слова воротники : будто бы так называлась орудийная прислуга, во время боев поднимавшая «ворот» – щит орудия - перед выстрелом, чтобы от его разрыва не пострадали сами военные. Приверженцы этой теории ссылаются на военную специализацию этой старинной московской местности – рядом были «Пушкари» и Бронная слобода, где делали оружие. Но версия о сторожах – дозорных караульщиков городских ворот, охранявших покоя города и его населения, - достовернее и общепринята.

Первое, самое раннее, поселение московских воротников располагалось у стен Кремля. Потом их перевели на Тверскую, за пределы стены Белого города, но внутри Земляного – там воротникам было сподручно исполнять свои обязанности, так как до обеих крепостей расстояние небольшое. Каждого, кто поступал на эту службу, приводили к особой присяге – стоять государеву службу в равенстве с другими сторожами, где прикажут, и, стоя в карауле, не воровать, не пить и не бражничать, «с воровскими людьми не знаться» и «великому государю не изменить».

Зато, кроме охраны ворот, поселившиеся слободой воротники, как водится в Москве, занимались огородничеством, кормившим их семьи, торговлей и даже ремесленным и кузнечным делом, чему немало способствовала социальная специфика местности. Рядом находился Каретный Ряд, где изготовляли и продавали экипажи, а у воротников чинили их и подковывали лошадей. И если в допетровские времена служба воротников по охране средневекового города была не только ответственной, но и сильно востребованной, то с переносом столицы в Петербург и кардинально новым развитием Москвы они оказались на положении обычных городских жителей - простых обывателей.

Первая Пименовская церковь у Тверской появилась еще в 1493 году, и в середине XVII века она все еще была деревянной. Только в 1681-1682 годах, уже после того, как московская слобода воротников была в основном переведена за пределы Земляного города, «старый Пимен» выстроили каменным, с главным престолом во имя Св.Троицы и с приделом во имя святого покровителя московских стражников. Храм освятил сам патриарх. А в первой половине XIX столетия знаменитый московский архитектор Афанасий Григорьев (один из авторов «Большого Вознесения») выстроил здесь новую каменную церковь с классическим огромным куполом.

27 апреля 1869 года в Пименовском храме венчались сын Ф.И.Тютчева, Иван с О. Путятой, и на празднике присутствовал сам поэт.

Теперь это место знакомо москвичам в основном двумя своими историческими памятниками, «что у Старого Пимена». Первый из них – Воротниковский, 12, где завершилось последнее свидание Пушкина с Москвой. Это был дом его старинного друга, Павла Нащокина, того самого, у которого стесненный в средствах Пушкин одолжил свадебный фрак на свое венчание, и по преданию, был в нем же и похоронен. Поэт гостил у него в этом доме в свой последний в жизни приезд в Москву, в мае 1836 года, когда работал в московском Архиве Коллегии Иностранных Дел над подлинными документами истории правления Петра I и восстания Пугачева. Павел Воинович Нащокин, добрый и честный человек, хлебосольный хозяин, был еще и прекрасным рассказчиком, так, что Пушкин просил его записывать свои «мемории» хотя бы в виде писем к нему – ведь именно рассказы Нащокина стали сюжетами таких пушкинских творений, как «Дубровский» и «Домик в Коломне».

Пушкин задумал изобразить и самого Нащокина в образе главного героя романа о жизни русского дворянства, но этот замысел не успел осуществить. Потом один из первых исследователей жизни Пушкина, небезызвестный Павел Анненков писал о Нащокине, подчеркивая те черты его внутреннего облика, которые привлекли к нему Пушкина: «Редкие умели так сберечь человеческое достоинство, прямоту души, благородство характера, чистую совесть и неизменную доброту сердца, как этот друг Пушкина в самых критических обстоятельствах жизни, на краю гибели, в омуте слепых страстей и увлечений и под ударами судьбы...»

Они познакомились еще в Царском Селе, когда Нащокин учился в Благородном пансионе при знаменитом Лицее вместе с братом Пушкина, Львом. Их сердечная дружба с поэтом сохранилась на всю жизнь – закадычные друзья делились всеми радостями и горестями, одобряли выбор жен друг друга, вместе мечтали о счастье. За два дня до своего венчания поэт приехал к Нащокину на Арбат. У того в доме тогда гостила знаменитая цыганская певица Татьяна Демьянова. Пушкин был немного печален: «Спой мне, Таня, что-нибудь на счастье; слышала, может быть, я женюсь». Она, сама в те дни расстроенная размолвкой с любимым, тоскливо запела:

Ах, матушка, что так в поле пыльно?

Государыня, что так пыльно?

Кони разыгралися. А чьи то кони, чьи то кони?

Кони Александра Сергеевича...

Пушкин вдруг заплакал навзрыд. Нащокин бросился к нему: «Пушкин, что с тобою?!», - «Эта песня мне всю внутрь перевернула, она мне большую потерю предвещает», - ответил поэт и уехал, ни с кем не простившись. И Нащокин, одолжив Пушкину свадебный фрак, вместе с Вяземским встречал с иконой молодых на арбатской квартире поэта, куда они приехали прямо с венчания из «Большого Вознесения».

Последний раз Пушкин посетил своего московского друга в Воротниковском переулке. За прощальным ужином он пролил на стол прованское масло и очень по этому поводу опечалился, оставшись ждать до полуночи, когда кончится сила «дурной приметы». Нащокин, суеверный не меньше Пушкина, носил на пальце золотое кольцо с бирюзой как «талисман» от насильственной смерти, и, зная о главном страхе своего друга, подарил ему такое же. Уже умирающий Пушкин отдал это кольцо Данзасу, своему секунданту - на память о себе.

Здесь же, в Старопименовском, 16, стоял собственный дом профессора Д.И. Иловайского – знаменитого русского историка, автора популярного гимназического учебника, которому немало досталось в те времена от прогрессивной общественности. Тут он прожил до самой смерти и скончался глубоким стариком в 1919 году, - перед тем здесь его застигла революция и даже арест.

Этот московский памятник попал в историю во многом благодаря очерку Марины Цветаевой «Дом у Старого Пимена». И не даром – отсюда тянется одна из самых интересных историй старой Москвы, связанная с легендарным московским домом великой поэтессы. Ведь тот самый деревянный дом в Трехпрудном переулке, где родилась и выросла Марина Цветаева, поначалу и принадлежал историку Иловайскому: он был приданым его дочери Варвары, которая вышла замуж за профессора И. Цветаева и стала его первой женой. Так Цветаевы оказались владельцами дома в Трехпрудном – и когда Варвара Дмитриевна скончалась, дом по наследству остался ее мужу, а от его второго брака здесь родились сестры Цветаевы – Марина и Анастасия. Иловайский часто гостил у них, навещая своего внука, и колоритная фигура знаменитого ученого, «жестоковыйного старика» произвела сильные впечатление на маленькую поэтессу – потом она оставила о нем, наверно, самые яркие, экспрессивные воспоминания.

В первые годы советской власти Пименовскую церковь закрыли под тем предлогом, что ее сторож устроил в ней «самогонный завод». Помещение храма предназначалось для «культурных целей», а именно для комсомольского клуба, открытого тут в 1923 году. «Портрет Либкнехта раздвинул образа в алтаре», - восторженно сообщила газета, повествуя о заседании конференции Краснопресненского райкома комсомола. Но в итоге комсомол обосновался здесь ненадолго, и вскоре в бывшей церкви попросту открыли комиссионный магазин для продажи невыкупленных вещей. Долго боролись за уникальную шатровую колокольню храма, оставшуюся с XVII века, но все было бесполезно – в 1932 году церковь снесли и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом. Теперь о «Старом Пимене» напоминают только названия местных Старопименовского и Воротниковского переулков, да два великих дома, словно призванных свидетельствовать об ушедшей славной истории старой Москвы.

Остался «Новый Пимен» у Новослободской. Факт, что этот храм не закрывался в советское время и сохранил свой старинный интерьер, словно «компенсирует» потерю «Старого Пимена». В середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены сюда из Земляного Города, уже сильно застроенного и многолюдного: их прежняя территория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, на окраине Сущева, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя традиционного своего покровителя – святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где стоит с тех пор «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной, (что наводит на мысль об относительной бедности московских воротников) и вскоре сгорела. По благословению Патриарха она была выстроена вновь на рубеже XVII - XVIII столетий, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда. А в XIX столетии появился новый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял наощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой - и мгновенно прозрел. Первым, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке – это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел, – ученые полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестройке церкви в конце того же столетия придел был сооружен заново архитектором К.М. Быковским. Эта каменная икона долго хранилась в Пименовском храме.

Разумеется, что на рубеже XIX – XX в.в. ни о каких московских воротниках и их слободском поселении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были тогда многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить власти о расширении храма в виду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий - в начале ХХ века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художественными приемами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве – и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и росписи В.Васнецова, хотя самого художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристианскую символику катакомб – изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей… Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили в октябре 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» наступили нелегкие дни, даже несмотря на то, что он не был закрыт. С 1936 г. Пименовский храм стал цитаделью «обновленцев» во главе с лжемитрополитом Александром Введенским – это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей, захваченных ими в столь смутное для России время. И только после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. Последний раз обновленцы служили в нем на праздник св. Иоанна Богослова 9 октября 1946 года – всего лишь через полчаса после ее окончания храм перешел в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена храмовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбожной властью в середине 1930-х годов. Чуть раньше всех этих событий, в 1928-1932 г.г. регентом хора в Пименовском храме был монах Платон – будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

В настоящее время церковь по-прежнему действует.

Длина здания храма - 45 метров, ширина - около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня - трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого .

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников "церковных ценностей".

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой "золотого двадцатилетия", так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

Богослужение

Ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня - в 17 час.; в пятницу - с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье - с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) - всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Полное название этой церкви Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущеве.

Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666).
Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой ворОтников – особого отряда ратных людей, охранявших ворОтные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках.
Своим покровителем воротники считали святого Пимена Великого (340 - 450 гг.), поэтому и церковь они освятили во имя этого святого.
Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу.
В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя - святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит "Новый Пимен".

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

В начале XIX века к храму был пристроен новый придел Владимирской иконы Божией Матери. Со строительством этого придела связана легенда о слепом мальчике, который, играя у стен храма, случайно взял в руки какой-то предмет, после чего мальчик потер глаза руками и тотчас же чудесным образом прозрел. В руке у него оказалась маленькая каменная икона Владимирской Богоматери.
А 1825 году была возведена ограда храма, сохранившаяся до наших дней. В то же время была разобрана старая колокольня и построена новая - трехъярусная в духе эклектики (смешения разных стилей).

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма, не вмещавшего возросшее количество прихожан.
По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.

Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.
Внутреннее убранство проектировал Федор Шехтель, который использовал стиль московского модерна. Киевский Владимирский собор с его одноярусным в византийском стиле иконостасом был взят за основу.
В 1907 году перестроенный храм освятили.

В советское время Храм преподобного Пимена Великого не закрывался, однако в апреле 1922 года храм подвергся ограблению, официально именовавшемуся "изъятием церковных ценностей". Всего было "изъято" 12 пудов 38 фунтов 48 золотников золотых и серебряных изделий. Были также сняты колокола. Отец Михаил Стеблев, настоятель храма с 1911 по 1923 года, не смог перенести его разорения. Пожилой человек с уже подорванным здоровьем, он вскоре тяжело заболел и скончался.

В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон - будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским - это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В 1990 и 1991 гг., 9 сентября (27 августа ст.ст.) торжественную Божественную литургию в храме преподоного Пимена Великого по случаю престольного праздника возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Cвое 350-летие храм встретил в новом, нарядном убранстве. Его здание заново отштукатурено и окрашено, сияют позолотой кресты на его главках, благоустроена прилегающая к храму территория. Благодаря внешнему освещению, храм в любую погоду и в любое время производит яркое и праздничное впечатление.

В настоящее время храм ежедневно открыт для богослужений, при храме действует воскресная школа для взрослых и детей, работает библиотека.
(Информация взята с сайта храма, там же можно найти много фотографий интерьера и более полное описание истории храма).

К сожалению, мне не удалось зайти в церковь. Именно сегодня там не было богослужения, и ворота были закрыты. Но на сайте можно посмотреть расписание. По-моему, судя по описанию и по фотографиям, там должно быть очень красиво.


Всего 31 фото

Одно время, я часто проходил мимо этой церкви Пимена Великого в Новых Воротниках от Новослободской по Нововоротниковскому переулку, уворачиваясь от трамваев (что разворачиваются здесь через Селезневскую улицу назад к Сущевской). И всегда, как впечатление от ее величавого, изысканного и теплого образа, возникало в уме одно и тоже бессознательное звучание двух простых слов - «светлая радость». Ну, не знаю, что еще можно добавить… Мне всегда хотелось узнать об этой церкви, - я даже снимал ее несколько раз, но все было, как то, не до исторических расследований. Однако, написав пост о , что совсем рядом от этой церкви, меня уже не оставляла мысль сделать это, поскольку я бы позволил себе считать, что кое-что о районе Новослободской, все таки, написал. Так и родился этот самый пост, - на грани моих эмоций и теплых визуальных впечатлений…

Начало истории церкви Пимена Великого вообще, относится к середине ХVII века. Начали ее возводить в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Построен храм слободой воро́тников - особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках. Воро́тники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание и имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.


02.

03.

Жили воротники закрытыми слободскими поселениями, сначала у башен Кремля, а затем - у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на срочную государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано, будет, со своею братиею в равенстве».
04.

При государе Алексее Михайловиче «Тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни.
05.

Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
06.


07.

По царскому указу бóльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где и образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
08.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.).
09.


Церковь Пимена Великого в Старых Воротниках. Храм закрыт в 1923 году, снесен в 1931-1932 гг.

10.


Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни - два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» - два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы Пимена, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.

Здесь стоит немного остановиться на личности самого святого Пимена. Один из величайших представителей древнего монашества, святой Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства он стремился к монашеству как к духовной науке. Будучи совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетскую пустыню Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное «безстрастие».
11.

Для многих иноков авва (уважительное обращение с элеменами почитания) Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался около 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу и получил наименование Великий. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV - V веков.

Почему именно авву Пимена выбрали воротники своим святым, до конца не совсем ясно, особенно если "смотреть" с нашей, сегодняшней "колокольни". Есть свидетельство о том, что когда Тахтомыш обманом взял Москву в 1382 году и полностью ее разграбил, город был сожжен, но уцелели именно белокаменные башни и стены города, а было это в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю), что и дало повод воротникам избрать его своим покровителем. Хотя, я думаю, что здесь не все до конца прояснено, поскольку сам факт полного разграбления Москвы не мог быть памятной датой. Скорее это произошло потому, что верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, «светильникам Божиим» первых веков христианства, считая Пимена «воро́тником от царства Божия».
12.

В течение одного года после сожжения столица была заново отстроена и заселена. Видимо, к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля. Первоначально поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. Их более поздняя слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки - Воротниковский и Старопименовский, где впоследствии и находился второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) часть московских воротников переселили на окраину село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка (это там, где проходит по дуге трамвайная линия от Новослободской с разворотом).
13.

Таким образом, два храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и «благоукрашались».

Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго - сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами - главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
14.


В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий - рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов.
15.

В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.
16.

Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.

Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». Но, произошло чудо - на этот раз город был спасен - грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной Владимирской иконы.
17.

Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле. Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней.
18.

К северу от храма находился церковный погост. Сейчас на этом месте большой пустырь с давно заброшенным зданием (его часть видна справа на фото)... Что-то мне подсказывает, что оно имело когда-то некое отношение к церковной собственности в качестве доходного дома.
19.

Другая часть пустыря сейчас отведена под городской парк "новой волны") За его деревьями - Краснопролетарская улица - в сторону Садового...
20.

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века.
21.

Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года.
22.

После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени - В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи. Росписи храма, правда, созданы не лично Васнецовым, а учениками Шехтеля, но с одобрения Виктора Михайловича и в его технике.
23.


"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Это фото и еще три ниже - с сайта прихожан Храма Пимена Великого в Новых Воротниках.

Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
24.


Старое фото иконостоса Шехтеля.

Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой.

Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви - символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе - символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
25.


Современное фото иконостаса Шехтеля.
26.


Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами - 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах - 120 ростовых иконописных образов святых.

Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
27.

В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон - будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
28.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским. В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества - Пименовский храм, где продолжал служить А.И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии.

Это вид на Храм Пимена Великого с северо-востока или со стороны сегодняшней Краснопролетарской улицы.
29.


30.

Вообще, источник из которого взята, в основном, вся эта информация, является сайт храма, созданный его прихожанами. Там великое множество информации и старых фото. Сайт создан с любовью и от души и легко рекомендуется мной к углубленному просмотру.
31.