Рождественский вертеп: история и интересные традиции. Традиции Рождества

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

25 декабря и 7 января – что объединяет эти даты? Думаю, что большинство людей сразу ответят на этот вопрос – праздник Рождества. То, что по григорианскому календарю произошло 25 декабря, по юлианскому случилось 7 января, и Рождество приходит к католикам и православным в разные дни. Однако в каждой стране этот праздник любят и отмечают с удовольствием, ведь он каждому дарит частичку чуда.

В каждой европейской стране волшебство создают по-своему - и на улицах, и в каждом доме. На площадях и базарах, в домах и в соборах устанавливают рождественские скульптурные композиции со всеми персонажами евангельской истории - Богомладенцем, Девой Марией, пастухами и волхвами - Рождественские вертепы.

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа. Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли).

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец.

Вертепы устанавливают за несколько недель до Рождества, и пока не наступит праздник, фигурку младенца Иисуса вы там не увидите. Маленький Христос появится в яслях только с наступлением 25 декабря.
В Таллинне перед Рождеством 2015 г. во дворе католической церкви все замерли в ожидании чуда.

А вот такой вертеп можно было увидеть в Таллинне в 2014 году.

А это – прошлогодний вертеп в Вильнюсе

И самый удивительный из всех, которые я видела, в соборе Святого Яна в Варшаве. Надпись по-польски «Дитя нашего сердца»

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

С. Чёрный

Хотите начать собирать свою фото-коллекцию Рождественских вертепов? Присоединяйтесь к нашей группе, которая уже совсем скоро отправится в путешествие по рождественским рынкам.

До встречи в Европе, Ирина

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского - пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей - место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли - кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски - «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные - короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Франциск Ассизский, 1182–1226

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп - это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад - дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа - Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, - туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, - кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала - их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, - чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Вертепный ангел. Фото Владимира Ештокина

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления -1591 год.

Внимание! У нас изменились официальный сайт и электронная почта.

Теперь все актуальные новости и события на сайте: http://нфдеоц.рф/

А связаться с нами вы можете по почте: [email protected]

Внимание, конкурс! "Рождественский вертеп"

Что такое рождественский вертеп и как его сделать


В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Так, на Пасху принято печь куличи, красить яйца, на Новый Год наряжают ель, неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются «рождественские вертепы».

Рождéственский вертéп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.)

Рождественский вертеп — это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов — группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

Вот как об этом вспоминал русский писатель и драматург Николай Алексеевич Полевой: «В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы». В дореволюционной России вертепы можно было увидеть на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление.

Сами представления состояли из двух частей: в первой — рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами.

После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам. В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

В храмах на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела

Формы вертепа:

Вертепная композиция - воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала.

Механический вертеп - развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.

Вертепный театр - рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.

Живой вертеп - вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди..

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием.

Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

Три волхва.

Ангел или ангелы.

Рождественские вертепы

В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора.

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Материалы используются самые различные: воск, бумага, пластмасса, металл. Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

MYBABBIE.RU » Разное

Рождественский вертеп — своими руками!

Кукольный спектакль к Рождеству У меня есть театр кукольный, в смысле сама сцена, и я решила сделать кукольную рождественскую мистерию (сцену делала из четырех досок, как телевизор получился, к каждому спектаклю разные декорации) Кукол для мистерии делала в торопях, поэтому не очень продуманно, в результате полежав год на антресоле в ящике они немного "приболели"(у кого голова разболталась, у кого рука), теперь мне их надо "лечить". Сегодня их сфоткала, просто, без декораций и животных(декорации надо новые делать, а животные это детские игрушки). Куклы все на палочках, без ног, но это именно для представления. Хочу еще вертеп отдельно сделать, для красоты, что бы поставить около елочки Сцена с ночным небом (Вифлиемская звезда должна висеть на первом плане отдельно, она более крупная), к небу еще крепятся декорации с двух сторон. Куклы делала из ткани (торс и одежда), глины — краски (головы, лица, руки), нитки шерстягные (волосы) палочки (внутри) и проволки (руки). Младенец — пупсик резиновый. Небо — картон с цветной синей бумагой, с дырочками, в дырочки воткнуты лампочки из гирлянды. Остальные декорации — картон, бумага, ткань. Животные — игрушечные. Ангел — из белой бумаги. Как сделать кукол? Есть несколько вариантов: 1) Из плотной бумаги или тонкого картона Нарисовать и вырезать плоские фигуры. Раскрасить их красками. Приклеить к ним подставочки круглые. Сам вертеп тоже вырезать, но частями и потом склеить части в виде пещеры, и тоже раскрасить. 2) Сшить из ткани Сшить все фигуры, или только фигуры людей, а животных использовать игрушечных. Тела кукол набить ватой или тканью, сшить одежду. Лица раскрасить красками или вышить.

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

В руки и ноги, или во все тело желательно вставить проволку. Придумать подставки из деревянных реечек или толстой проволки. Сам вертеп можно тоже сделать на основе проволоки натянув потом на каркас ткань. А можно вообще не делать, а просто расположить фигуры на столе или где он там будет стоять. 3) Слепить из глины быстрозастывающей Слепить все фигуры из глины. Покрасить красками. Если масштабы маленькие совсем, то и вертеп можно слепить тоже. В зависимости от размеров можно вертеп склеить из бумаги или каркас с тканью. Или не делать. 4) Сшить из ткани, а лица сделать из глины или папье-маше Продумать крепеж голов к телу. Ручки — сгибаем проволку на одном конце колечком и пришиваем к телу, или через тело продеваем проволку одним куском, а на другом конце где кисть прилепляем саму ручку, или можно тоже пришить ручку, заранее в ней сделав дырочку. 5) Декорации Ясли для Младенца: это может быть что угодно (ведь мы условно делаем), коробочка, овальная плошечка, можно самой склеить или слепить. Положить сверху любую ткань(белую, или холстинку, или какую угодно), или сено можно, а сверху кусочек ткани. Можно вообще не делать, а расположить Младенца на руках у Марии. Какие персонажи: Ангел, Мария, Младенец, Иосиф, пастухи, волхвы, животные (вол, ослик, овечки — можно не все, или наоборот добавить например корову — просто то, что найдешь (если игрушечных будешь покупать), главное по смыслу верно что бы было). Как расположить: Мария сидит с Младенцем на руках (или Младенец лежит рядом) в центре, Иосиф стоит рядом, животные могут быть вокруг где угодно, волхвы с одной стороны подносят дары, с другой стороны ангел подводит пастухов — например так. А вообще посмотри картинки в детской Библии, или открытки рождественские, в инете можно поискать. Как украсить: вертеп можно украсить блестками, веточками елки, на край вертепа можно повесить Рождественскую звезду(картонную, обклеенную фольгой например) или поставить ее на тоненькой палочке над вертепом. Можно сделать освещение из новогодней гирлянды.

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына - придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли - это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда - символ рождения Спасителя.

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья!

Вертеп и рождественское вертепное представление

Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи - это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Администратор

Вертеп. "Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа". В.И. Даль.

Картинка 19 из презентации «Народный театр» к урокам МХК на тему «Театр»

Размеры: 500 х 324 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока МХК, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Народный театр.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве.

Вертепное представление на Рождество Христово

Размер архива — 631 КБ.

Скачать презентацию

Театр

«Народный театр» — Обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В.И. Даль. Петрушка. Д.А. Ровинский (известный собиратель и исследователь русских народных картинок). В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. Народный театр. «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела»,

«Синтез искусств в театре» — Жанр мюзикла (начало XX века). Мюзикл – сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Сцена из балета «Спящая красавица». Юнона и Авось. Иносказание, метафора, аллегория, олицетворение. Сцена из оперы «Князь Игорь». И.Билибин. Сцена из балета «Лебединое озеро».

«Поведение в театре» — Мобильные телефоны и пейджеры нужно обязательно выключить до начала представления. Не вставайте с места, пока не опустят занавес. Простые правила этикета. Как вести себя в театре? Часто последние слова пьесы бывают самые важные. Во время спектакля не разговаривай с соседями. Выпить воды, съесть конфету или бутерброд вы можете в буфете во время антракта.

«Анна Павлова» — Кроссворд. Какое событие произошло 19 мая 1909 года в Париже в театре «Шатле»? После окончания балетной школы сразу же стал солистом Мариинского театра. Павлова Анна Павловна. Словарное слово. Императорским по своей идеологии, психологии и всему своему укладу. Человек, который помог русскому балету не только сохраниться, но и сохранить свои русские традиции конца 19 нач 20 века.

«Театрализованная деятельность» — Театрализованные игры. Предполагаемые умения и навыки детей. Этапы работы над спектаклем. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом. Театр — особая среда для развития творческих способностей детей. Выбор детьми роли по желанию. Мастерская по изготовлению театрального реквизита. Распределение ролей по карточкам.

«Кукольное искусство» — 3.Тростевая кукла. В. Образцов с куклой Тяпой. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров. С. В. Образцова. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Кукольный театр. 7.Мимирующая кукла. 4. Вертепная. Виды кукол: 2.Петрушка 1. Марионетки. История театра кукол в России.

Всего в теме «Театр» 25 презентаций




Дмитрий Симонов

РОЖДЕСТВЕНСКIЙ ВЕРТЕПЪ

С сайта Дмитрия Симонова "Рождественскiй сайтъ".

Ангел. Кукла великоруccкого вертепа (конец XX в.)

“Вертеп” - это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по-разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины.

На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет.

На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен.

В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, наподобие мезонина, третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя.

Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Бо льшая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези, и слегка наклоняться. Но некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени, садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй.


Куклы великоруccкого вертепа (начало XIX, конец XX вв.)

Представления были двухчастные: в первой, духовной части спектакля, представлялись евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной.

Тексты представлений в вертепах, принадлежащих разным хозяевам, отличались друг от друга, особенно в развлекательной части, где как количество, так и набор разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя, в то же время и традиционным.

Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А. Полевой: “В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. <…> Театр заменяли для нас вертепы.

<…> Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для того вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, барынями, и вертепы важивали и нашивали семинаристы и приказные по улицам в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: “Кто там?” - нам отвечают: “Пустите с вертепом!” Начинаются переговоры: “Сколько у вас кукол? Что возьмете?” Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого… Но нет! Все слажено… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его - мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла - Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа; сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас наслаждения.


Куклы Ельнинского вертепа (начало XIX в.)

Народился наш спаситель,
Всего мира искупитель.
Пойте, воспойте
Лики, вовеки
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека!

Нет, ни Каталани, ни Зоннтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину еще припомню все вертепные псальмы. И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда смерть идет наконец к нему при пении: “Кто же может убежати в смертный час?” — и ужасаемся, когда открывается ад; черные, красные черти выбегают, пляшут над Иродом под песню, “О, коль наше на сем свете житие плачевно!” - и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слез над покойником, тотчас утешается с молодым генералом и пляшет при громком хоре: “По мосту, мосту, по калинову мосту!” 1.

Удовольствие посмотреть вертеп на дому было дорогим, поэтому позволить себе это мог не каждый. А. Тарнавский так вспоминал о вертепе, который показывался в начале прошлого столетия в Духовщине - маленьком уездном городке Смоленской губернии: “…духовщинский вертеп водил знакомство только с важными барскими да купеческими домами, позволял любоваться собой деткам только богатых людей, а если подпускал к себе детей бедняков, то не иначе как на почтительном расстоянии, да и то после значительных поклонов и ухаживаний. Бедному мальчику нужно было много часов побегать за вертепом, чтобы удостоиться чести приблизиться к санкам, на которых возили вертеп, нужно было немало покланяться, чтобы получить дозволение взяться за веревку санок и везти их; нужно было особое счастье, чтобы, войдя в дом с “вертепщиками”, быть допущенным сначала к задней стороне вертепа, потом к боковой, а потом (о счастье!) и к лицевой…”2 .

Вертепы не только носили по домам. В европейской части России можно было увидеть вертепы на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление. Да и показывались “ярмарочные” вертепы гораздо дольше, чаще всего до масленицы, а Н. Виноградов в 1905 году видел вертеп “…в третьем классе одного из “Самолетских” пароходов…” (то есть уже после открытия навигации). Вертепщики “свое артистическое турне <…> намеривались закончить Нижегородской ярмаркой” 3.


Чин "Хождения на Осляти" в Москве. Гравюра из книги путешественника Олеария. XVI в.

История вертепов берет свое начало в глубокой древности, начиная от первых веков существования христианства. Распространенной точкой зрения является то, что начала как вертепных, так и других европейских мистерий происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках.

Так, А. Веселовский4, со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим — чина, известного на Руси как “Хождение на Осляти” и просуществовавшего до XVII века. В то же время Н.С. Тихонравов5 указывает, что “в Константинополе “Хождение на Осляти” было известно уже с IV века”. Другой исследователь истории театра, П.О. Морозов6, пишет о том, что с первых веков христианства известен чин “Омовения Ног”, до настоящего времени совершаемый Патриархом Иерусалимским на страстной седмице великого поста, и “Пещного действа” — этот чин, так же как чин и “Хождения на Осляти” просуществовал в России до конца XVII века. Кроме того, П.О. Морозов отмечает, что во времена императора Маврикия (561 г.) в церкви Сорока Мучеников во Влахерне разыгрывалось действо “О Богочеловеке”.


Куклы Малороссийского вертепа (конец XVII в.)

К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Полевым7 латинские рукописи рождественских церковных служб “Рахиль” и “Поклонение волхвов”, относящихся к XI веку. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами.

Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Усилиями уличных артистов, стремившихся любыми путями привлечь на свои представления как можно больше публики, “обмирщение” мистерий, в конце концов, дошло до того, что от первоначального содержания вертепных представлений осталось мало, зато они обогатились большим количеством гражданских сцен, иногда даже довольно непристойного содержания. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части.

Как выглядит вертеп и что это такое

Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между российскими (великорусскими, малорусскими и белорусскими) и европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки.

Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: “року Христусового 1591 збудованы”. В тех же Ставищах был найден и другой “Вертеп”, датированный 1639 годом.

Наиболее старинные из известных текстов Российских вертепов относится к XVIII веку.

К сожалению, к концу девятнадцатого - началу двадцатого веков вертепы почти на всей территории Российской Империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших театров. Несмотря на то, что вертепы были по прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно. Как бы доказательством этому служат слова владельцев быть может одного из последних “коммерческих” вертепов, встреченных Н.Н. Виноградовым на пароходе, плывущем на Нижегородскую ярмарку. Вертепщики жаловались на то что “… Везде их принимают очень охотно, но заработки неважны…”8.


Сцена вертепного представления

У большинства современных жителей России слово “вертеп” меньше всего ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псальмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление. Хотелось бы, чтобы книжка помогла больше узнать о рождественских кукольных представлениях, а может быть и сделать свой собственный вертеп.

ЛИТЕРАТУРА

1 Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра, 1840, кн. 2.
2 Тарнавский А. Вертеп в Духовщине / Киевская старина, 1883, IV, с. 659-667.
3 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп. М., 1906.
4 Веселовский А. Старинный театр в Европе. М. 1870.
5 Тихонравов Н.С. Начала Русского театра // Летописи Русской литературы и древностей. Т. 3, кн. 5. М., 1859-1863.
6 Морозов П.О. История русского театра. СПб., 1889.
7 Полевой П. Исторические очерки средневековой драмы. СПб., 1865.
8 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М. 1906.



* Вертеп

Рождественский вертеп

До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. В двадцатом веке эта традиция была забыта нашими соотечественниками. Публикуя статью Ольги Черевковой, мы хотели бы вызвать у наших читателей интерес к замечательной традиции рождественского вертепа.

И, может быть, кого-то побудить изготовить вертеп для своих родственников и друзей.

Вертеп - древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий - Младенец Иисус Христос - родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом. Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус - земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, - народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус - преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Традиция русская и украинская

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.

В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов. Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.

В конце XIX века механизм вождения фигурок усложняется, но не намного. Например, рука воина царя Ирода, державшая копье, приводится в движение. Этим копьем воин вырывает из рук Рахили младенца.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов.

Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Ольга Черевкова

Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Словом «вертеп» не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения.

Формы вертепа :
Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.

Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши, Украины, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.
Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.


Рождественский вертеп. История появления.


Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - интермедии, комические бытовые сценки. Верхняя часть "небо " обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.
Нижняя часть - "земля " или "дворец" - оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался "трон", на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Кукол вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине - задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.


Персонажи и атрибуты.


Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова , но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др. Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
Неаполитанский вертеп со множеством персонажей. Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
Вол и осел , которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях.
Пастухи с овцами ; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.
Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
Ангел . В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.
В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Вертеп - Кукольное Рождество.


В 1223 г. Св. Франциск Ассизский создал то, что сейчас было бы названо первой рождественской ясельной композицией или вертепом. Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества, представление для верующих. С этого момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Особо популярны они были в XVII - начале XIX века. Поначалу вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.
Вертепные фигурки - одни из самых восхитительных предметов, которыми могут обладать коллекционеры кукол. Существовало много вариаций исполнения: в Италии обычно делали фигурки, чьи головы и конечности сделаны из терракоты, в Германии чаще использовали воск, также делали и полностью деревянные фигурки. Кроме отдельных фигурок и итальянцы, и немцы делали целые декорации. Как только вертепы переселились из церквей в дома и бедных, и богатых, мастера занялись изготовлением фигурок на разный вкус и кошелек, давая возможность игрушечным Святому семейству, ангелам, мудрецам, зверям и простолюдинам поселиться и в хижине, и во дворце.


Традиции вертепа.


В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами. Слово “вертеп ” соответствует латинскому термину “praesepe”, означающему в переводе “ясли, кормушка для скота”. В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова . Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Устройство вертепа . Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик. Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.
Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. На нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI – XVII веках и до “Петрушки” Игоря Стравинского. Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире. Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.
Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно. Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.


Изготовление вертепа.
Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола. В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды.

Персонажи вертепа . Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные. Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.


Рождественский вертеп