Верховный бог римлян. Боги Древней Греции – список и описание

Аид – бог – владыка царства мертвых.

Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним.

Аполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши.

Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры

Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды

Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.

Вакх - одно из имен Диониса.

Гелиос (Гелий ) - бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света.

Гермес - сын Зевса и Майи, один из самых, многозначных греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия.

Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников.

Гипнос - божество сна, сын Никты (Ночи). Его изображали в виде крылатого юноши.

Дионис (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове.

Загрей — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны.

Зевс - верховный бог, царь богов и людей.

Зефир - бог западного ветра.

Иакх - бог плодородия.

Кронос - титан , младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был сверг-нут с престола Зевсом..

Мом - сын богини Ночи, бог злословия.

Морфей - один из сыновей Гипноса, бог сновидений.

Нерей - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.

Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.

Океан - титан , сын Геи и Урана, брат и супруг Тефиды и отец всех рек мира.

Олимпийцы - верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп.

Пан - лесной бог, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровите-лем пастухов и мелкого скота.

Плутон - бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира.

Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.

Понт - одно из старших греческих божеств, порождение Геи, бог моря, отец многих титанов и богов.

Посейдон - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра,
он повелевал бурями и землетрясениями.

Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.

Сатиры - козлоногие существа, демоны плодородия.

Танатос - олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.

Титаны - поколение греческих богов, предки олимпийцев.

Тифон - стоглавый дракон, рожденный Геей или Герой. Во время битвы олимпийцев и титанов был повержен Зевсом и заключен под вулканом Этна на Сицилии.

Тритон - сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину — рог.

Хаос — бесконечное пустое пространство, из которого в начале времен возникли древнейшие боги греческой религии - Никта и Эреб.

Хтонические боги - божества подземного мира и плодородия, родственники олимпийцев. К ним относились Аид, Геката, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Персефона.

Циклопы - великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи.

Эвр (Евр) — бог юго-восточного ветра.

Эол - повелитель ветров.

Эреб - олицетворение тьмы подземного мира, сын Хаоса и брат Ночи.

Эрот (Эрос) - бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах - самовозникшая сила, способствовавшая упорядочению мира. Изображался в виде крылатого юноши (в эллинистическую эпоху - мальчика) со стрелами, сопровождающего мать.

Эфир - божество неба

Богини древней Греции

Артемида – богиня охоты и природы.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Демитра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Диа́на —богиня охоты

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи.

Наиболее известными считались следующие боги.

Аврора - богиня утренней зари.

Бахус - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

Венера - богиня любви и красоты, тождественная греческой богине Афродите.

Веста - богиня домашнего очага и огня.

Диана - богиня охоты, Луны, плодородия и деторождения, покровительница диких зверей. Диана отождествлялась с древнегреческой богиней Артемидой.

Купидон - бог любви, сын Венеры.

Марс - древнеиталийский бог войны и плодородия. Марс отождествлялся с древнегреческим богом Аресом.

Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.

Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Под опекой Минервы находились учителя, врачи, актеры, ремесленники. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Нептун - бог морей, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.

Термин - бог межей и пограничных межевых знаков: столбов, камней и т.п.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.

Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. Фортуна изображалась женщиной с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руках, сыплющей монеты с повязкой на глазах.

Юнона - царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения. Юнона отождествлялась с древнегреческой богиней Герой. Юнона изображалась величавой женщиной в короне.

Юпитер - верховный бог, владыка богов и людей, отождествленный с греческим Зевсом. Иногда статуям Юпитера в Риме придавали облик правящего императора.

Янус - древнее италийское божество; бог:

  • - входов и выходов;
  • - всех начал;
  • - создатель всего живого на земле;
  • - покровитель дорог и путешественников и др.

Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.

Юпимтер (лат. Iuppiter) -- в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния -- иды.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Марс - один из древнейших римских богов. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Квирин (сабинск. Quirinus -- копьеносный) -- один из древнейших италийских и римских богов.

Квирин - древнейшее римское божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем -- военным действиям. Квирин был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры и др.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Словно оживший из глубины веков, он воплощает в себе элегантность и гармонию, на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

В древности римляне представляли богов в виде неких невидимых сил, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни и даже после нее.

Боги Древнего Рима

Для систематизации знаний создадим список и описание богов Древнего Рима, являющимися главными.

За время более тесных взаимоотношений Рима с Грецией римские боги из необъяснимой субстанции приобрели человеческий образ.

Рис. 1. Римский бог Юпитер.

Является главным среди всех богов. Покровитель неба и грозы. Он охраняет мировой порядок, является высшим божеством. Его сопровождает орел, а в качестве оружия использует молнии.

Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.

Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье - его постоянное оружие.

Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.

Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.

Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.

Меркурий

Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.

Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.

Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.

Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.

Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.

Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.

Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря

Купидон (Амур)

Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.

Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.

Виктория

Богиня победы у римлян.

Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме - весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.

Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие - лук, а сопровождает ее лань.

По поверьям римлян, Квирин - это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получив божественное начало.

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.