«Не нужно ломать им жизнь». Эксперт о клипе ульяновских курсантов

Более двух миллионов просмотров «ВКонтакте» набрал скандальный ролик курсантов Ульяновского института гражданской авиации. На видео молодые люди в плавках, фуражках и ботинках исполняют эротические танцы под хит Бенни Бенасси Satisfaction. Несмотря на зашкаливающие количество лайков, далеко не все оценили шутку: Росавиация уже пообещала принять меры в отношении руководства учебного заведения и всех действующих лиц скандального ролика. СМИ сообщают о грядущих отчислениях и увольнениях. Стоит ли так жестко реагировать на случившиеся, АиФ.ru узнал у бывшего командира воздушного судна и специалиста по безопасности полетов Александра Романова , который ранее также был учеником этого института.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Александр Валентинович, Росавиация пообещала «принять меры вплоть до отчисления» к курсантам Ульяновского института гражданской авиации, которые сняли клип эротического характера в своем общежитии. Как вы считаете, что нужно сделать в этой ситуации?

Александр Романов: Первый вопрос, который у меня возник — для какой цели они снимали этот видеоклип? Не думаю, что для соцсетей и массового зрителя, поэтому важно разобраться с тем, как данный ролик оказался в интернете.

То, что происходит в этом клипе, по молодежному называется «стебом», ребята просто дурачились. Безусловно, тот факт, что у них фуражки на голове, — бросает тень на гражданскую авиацию. Но в целом в этом институте учатся неплохие парни. У меня там в свое время учился сын и я сам тоже там учился. Зачем уделять этому случаю слишком много внимания?

Видимо, им просто некуда деть энергию и хочется порезвиться. Конечно, дать бы им по пять трудовых нарядов, чтобы убавить эту энергию. Не забывайте, что они пока еще не за штурвалом самолетов и проходят теорию. В будущем для них вся эта ситуация станет уроком. Есть масса людей, которые дурачатся в домашних условиях, а эти парни живут в общежитии, считайте, это для них тоже дом. Видимо, среди них есть какой-то заводила, который и придумал эту ерунду. Просто нужно разобраться в ситуации, а не выгонять всех ребят. Они стройные, здоровые, молодые, ломать им жизнь из-за того, что случилось, не стоит. Росавиации нужно подумать о своей работе.

— В ваше время, наверное, такие шутки сложно было себе представить?

— Мы были очень скромные, у нас, естественно, не могло быть ничего подобного. В советское время и секса не было, а дети рождались только от любви. Но сейчас время совсем другое, и к тому, что произошло в Ульяновском институте, нужно относиться с долей иронии и не драматизировать. Что действительно нужно — провести воспитательную работу. Думаю, что если бы ребята понимали, что это видео появится в интернете, то больше половины вовремя остановилось бы.

— Мне как раз показалось, что все они прекрасно понимали, что это видео появится в интернете, поэтому прятали лица под фуражками.

— На самом деле все лица видны. Просто есть парочка хитреньких ребят, которые пытаются их скрыть. Вполне возможно, что именно они выложили видео в сеть, чтобы подставить других, и вообще были организаторами акции. Но я еще раз подчеркну, что не нужно ломать людям жизнь из-за случившегося, в России и так не хватает хороших летчиков — все массово бегут в Китай и другие страны. Об этом и нужно сегодня разговаривать.

«Чтобы стать счастливой и жить так, как хочу, мне нужно все полностью в себе изменить!» — я часто слышу подобные фразы от женщин, которые приходят на тренинг или консультации.

К сожалению, это не преамбула к роману о том, как она жила долго и счастливо, это начало конца, когда женщина создаст себе множество дополнительных и часто нерешаемых проблем.

Ломать — не строить, или как рождаются комплексы?

Желание поменяться основано на чувстве глубокого непринятия себя такой, какая ты есть. Не принимая себя, женщина лишается почвы под ногами. Она пытается идти вперёд, но движения не получается, потому что нет опоры.

В лучшем случае женщина просто уходит в мир фантазий. Там она грезит о внутренних переменах, но результата никто не видит. В худшем случае женщина начинает неестественно жить, выполнять действия, противоречащие её нутру, попирать собственные ценности, предавать то, что когда-то было важным, поступаться особенностями характера.

Параллельно этому процессу внутри такой женщины будет нарастать огромное напряжение. Напряжение, которое либо начнёт разрушать её здоровье, либо вырвется наружу в виде нервного срыва. Дальше вернётся привычное поведение с ощущением «я снова не смогла стать другой». Так рождаются комплексы и .

Ломать себя не просто опасно, но абсолютно не эффективно. Это не повлечет за собой рождения чего-то нового. Наоборот, сработает «принцип резинки»: проблема оттянется назад, а потом с болью и свистом ударит по вам с огромной силой.

«Женщина, которая ломает себя, ломает близких»

Женщина, которая ломает и не принимает себя, аналогичным образом воспринимает других людей. Скорее всего, она будет постоянно недовольна близкими, требовать от них изменений и работы. Этому процессу нет конца, даже если родные будут меняться, они все равно будут раздражать. Потому что к ним снова и снова предъявляются повышенные стандарты и новые ожидания.

Стоит ли говорить о том, что едва ли кто-то по-настоящему примет и полюбит женщину, не любящую и не принимающую себя.

Меняться нельзя оставаться

Так что же делать, ведь все вокруг только и говорят, что о переменах, развитии, самосовершенствовании, работе над собой?

Нет ничего плохого в саморазвитии, но только в том случае, если это идёт не через ломку, а .

Расширение — это позволение себе быть такой, какая ты есть и какой ты хочешь стать одновременно. Осознавая при этом, что ты настолько многогранна, что можешь объединить в себе не только пару противоположных качеств, но и все возможные противоположные качества. Потому что ты намного-намного больше, чем просто набор этих качеств.

На примере это выглядит следующим образом…

Допустим, девушке не нравится, что она слишком скромная, это мешает ей в работе и в отношениях с противоположным полом. Положим, этой девушке хочется стать общительной, веселой и смелой.

Ложный путь — заставлять себя «через не могу»: читать книги, посещать семинары, насильно общаться. Это приведёт к тому, что вскоре она закроется ещё сильнее. Возможно, она научится мастерски общаться, но делать этого по-прежнему не станет.

Правильный путь — в следующем.

Шаг первый: принятие

Принять себя в застенчивости. Ты такая. С тобой все в порядке. Ты можешь позволить себе хоть всю жизнь прожить в застенчивости, ничего страшного при этом не случится. Быть застенчивым — это нормально. Это естественно и это прекрасно.

Шаг второй: позволение

Позволить себе больше. Раз ты застенчивая, любишь и принимаешь себя такой, не ругаешь себя за это — рано или поздно тебе захочется чего-то большего. Например, попробовать общаться. Здесь открывается пространство для исследования этой темы.

Она увлечет тебя, станет интересным. Из этой игры родится что-то новое и важное. Здесь ты можешь «поиграть» в эту ситуацию профессионально: пойти на курсы и семинары, читать книги, практиковать. И однажды ты заметишь, что ты легко общаешься, с кем хочешь.

Шаг третий: расширение

Сделать расширение. Осознать, что глобально ничего не изменилось. Ты была застенчивой, застенчивой ты и осталось — это твоя часть, твой характер. Где-то в жизни ты получаешь пользу от этого качества. Но при этом ты общительна! Такой ты тоже можешь быть.

Ты прекрасно овладела этим мастерством, сделала его частью себя. Ты можешь быть и застенчивой, и общительной одновременно. И при этом ты намного-намного больше, чем просто застенчивая или просто общительная девушка. Ты — это ты, и ты осталась собой.

Это и есть гармоничное, естественное, . Будьте собой. Помните: вы — это кто-то намного-намного больший, чем вы о себе придумали.

С любовью, Мария Пермякова.

Перед маркетологами компаний финансового сектора стоит непростая задача. В условиях высокой конкуренции нужно обеспечивать рост продаж и количества клиентов, оставаясь в рамках продуктов и услуг, большинство из которых сформировалось десятилетия назад.

Илья Болтнев, экс-директор по маркетингу MoneyMan, экс-руководитель направления интернет-маркетинга Mail.Ru Group, основатель агентства комплексного маркетинга «Воронка продаж», рассказывает, как тренды, инструменты и методики современного маркетинга позволяют решить эту задачу.

Тренды

Среди основных трендов, которые сейчас наблюдаются на рынке, можно выделить:

  • Маркетинг, основанный на данных
  • Контент-маркетинг
  • Синергия и директ-маркетинга
  • Мобильный маркетинг

Я постараюсь сделать обзор действий в рамках каждого из трендов и дать советы по их эффективному использованию.

Совет 1. Данные должны использоваться, а не складироваться

Анализируйте данные клиентов для большей эффективности коммуникаций. Используйте инструменты и сервисы для корректировки и обогащения данных пользователей. Это могут быть DMP-сервисы (Data management platform – платформы управления данными), социальные сети, сотовые операторы или ваши собственные данные из системы аналитики сайта, онлайн-опросы и исследования.

Отслеживайте жизненный цикл клиента для своевременного и персонализированного предложения новых услуг и сервисов. Исследуйте их интересы.

В противном случае все ваши маркетинговые активности будут нерезультативны.

Хорошим способом улучшить понимание клиента является моделирование типов клиентов в виде виртуальных персон. В ходе их проработки вы сможете понять их проблемы и задачи, логику принятия решений, а значит решить, как эффективнее выстроить предложение и коммуникации.

Старайтесь не покупать внимание аудитории, а зарабатывать его. Используйте роль «авторитетного консультанта» для построения взаимоотношений с клиентами через контент. Инвестируйте в . Работайте над убеждением клиента поверить в ваш призыв к действию после того, как вы заинтересовали его содержанием. Продолжайте развивать отношения с клиентом даже после совершения им конверсии.

Традиционно основным носителем контента является текст, но не стоит им ограничиваться. – уменьшение времени на потребление контента, а значит следует использовать и графику, и особенно видео. Хорошим примером является серия видео Bank of America под названием Tips, Facts and Cash Back» («Советы, факты и кэшбэк»).

Сфокусируйте контент на ответах на вопросы и решении проблем ваших клиентов. Если это уместно – просите пользователей рассказать об опыте использования вашего продукта или услуги и делитесь этим с другими. Эффект привлечения внимания к бизнесу и увеличения конверсии через пользовательские истории колоссален (конечно, когда это не критические отзывы о плохом сервисе).

Следите за новостями FinTech Russia в официальном и на страницах в и « » .

Используйте так называемые , например, бесплатные руководства по отдельным задачам в финансовой стороне жизни пользователя. Так вы быстро увеличите количество первичных контактов, которые затем должны пройти через вашу систему по «выращиванию» лидов с помощью контент-маркетинга и триггерных акционных коммуникаций.

Работайте над увеличением доверия и количества лояльных клиентов. Контактируйте с клиентом неоднократно через разные каналы. Вам надо быть на уме у клиента через постоянную коммуникацию с ним до тех пор, пока он не будет готов совершить целевое действие.

  • Работайте с отзывами: находите и отвечайте на них, стимулируйте клиентов их оставлять. 84% пользователей в сети доверяют отзывам, оставленным на независимых ресурсах, а значит это инструмент, мимо которого нельзя пройти мимо. Общайтесь с ними через рассылки.
  • Не забывайте про особенности молодого поколения – оно более расположено к коммуникации от бизнеса через онлайн-каналы, такие как, например, соцсети, мессенджеры, вебинары или прямые трансляции.
  • Не игнорируйте каналы, которые обладают большой аудиторией. Например, Instagram. Казалось бы, что публиковать в сервисе, построенном вокруг фотографий банку? Однако USBank разработал стратегию присутствия, которая позволила успешно взаимодействовать с целевой аудиторией через свой аккаунт и лидеров мнений. Охват их кампании впечатляет!

Совет 3. Анализируйте, сегментируйте и персонализируйте!

Используйте директ-маркетинг. Это не только email и SMS, но также мобильные и браузерные push-уведомления, а также мессенджеры. По разным исследованиям, наиболее успешные маркетологи в финансовой отрасли только через email контактируют со своими клиентами 12-18 раз в год.

Убедитесь, что ваши коммуникации персонализированы. Для этого разработайте систему взаимодействия между CRM-аналитикой в вашей компании и директ-маркетингом.

Сегментируйте вашу аудиторию по соцдему (сделайте розыгрыш приза среди мужчин, которые покупают цветы, оплачивая их кредиткой вашего банка), этапу клиентского цикла (напомните постоянным клиентам, которые взяли кредит уже дважды, что на третий вы предоставите скидку на ставку и увеличенную сумму кредита), характеристикам (клиентам, которые соблюдают график платежей, можно сделать расширенное предложение) и даже хобби (подарите купон на скидку в брендовом спортивном магазине тем, кто любит бегать).

А со смартфона можно?

Жизнь пользователя все больше связана с гаджетами. Это значит, что бизнес должен адаптировать свою коммуникацию под этот тренд. Ваш сайт должен быть адаптирован под мобильные устройства, а бизнес иметь мобильное приложение с возможностью отправлять сегментированные push-уведомления.

Пользователь должен иметь возможность связаться со службой поддержки через мессенджер и что не менее важно оперативно получить ответ. Многие игроки финансовой отрасли начинают экспериментировать с возможностью автоматической коммуникации с пользователем через .

Можно привести примеры решений АльфаБанка и Сбербанка в Telegram. Некоторые компании используют возможность определять геолокацию пользователя и предлагают воспользоваться акциями и услугами, если пользователь находится близко к нужному объекту – например, магазину или офису. Это позволяет сильно повысить вовлеченность клиента и как следствие количество целевых действий.

Заключение

Приведенные советы, безусловно, не являются исчерпывающим списком того, что может применить в своей работе маркетолог финансовой компании, но я уверен, что многие из них способны придать импульс активностям по увеличению продаж и помочь обойти конкурентов в 2017 году.

Подробнее о профессиональном финансовом маркетинге можно узнать на форуме FinProfit 8 февраля 2017 года.

Материалы

Святейший Патриарх Кирилл обсудил актуальные проблемы церковного пения с участниками I Международного съезда регентов и певчих Русской Церкви …

В четверг, 1 декабря, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru .

Общецерковный съезд, посвященный регентско-певческой тематике, проходит по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви с 30 ноября по 2 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

На съезд прибыло 198 официальных делегатов из 17 стран. Это представители епархий, монастырей, духовных учебных заведений и зарубежных приходов Московского Патриархата. Также на съезде зарегистрированы в качестве гостей 250 участников из Москвы и Московской области ― регенты и певчие хоров, которые не входят в число официальных делегатов, но участвуют в полноценном обсуждении поднимаемых на съезде вопросов. В целом в заседаниях съезда принимает участие около 500 человек. Впервые с 1917 года вопросы сохранения многовековых традиций русского церковного пения как неотъемлемой части православного богослужения и одного из древних памятников русской культуры обсуждаются в столь представительном собрании.

В начале заседания с участием Святейшего Патриарха с кратким приветствием выступил игумен Петр (Еремеев).

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с

«Сердечно всех вас приветствую на этом замечательном мероприятии — первом съезде регентов, певцов, всех тех, кто озабочен развитием русского церковного пения. Необходимость такого съезда назрела уже давно. И отрадно, что эта важная инициатива возникла снизу. Инициативы, которые идут снизу, жизнеспособны, потому что они происходят от реальных потребностей людей. И то, что мы все сегодня здесь собрались, это следствие вашей инициативы, которая выражает ваши потребности. Поэтому есть надежда на то, что съезд пройдет благополучно и поможет решить или, по крайне мере, определить те задачи, которые всем нам предстоит решать в будущем.

Как известно, после трагических событий 1917 года история нашей Церкви, а вместе с тем и история пения пошла по двум путям: в зарубежье происходило одно, в нашем Отечестве — другое. В зарубежье были замечательные, особенно в 1920-е — в начале 1930-х годов, хоровые коллективы, которые выехали из старой России и сохраняли традиции дореволюционного пения. Они поражали своими выступлениями как в храмах, так и на светских площадках западное общество. И русское православное пение за рубежом было действительно важным миссионерским фактором, оно открывало многим людям, живущим на Западе, красоту Православия, красоту Литургии и, конечно, величие нашей национальной певческой традиции».

Говоря о современных проблемах, Первосвятитель заметил, что «проблем не так уж много по милости Божией. Наше церковное пение развивается, совершенствуется, появляется очень много замечательных коллективов, которые способны не только в храме петь, но и выступать и представлять русскую церковную певческую традицию и в стране, и за рубежом. Но мне кажется, что все-таки нам нужно подумать о систематизации церковно-певческой практики. Я не говорю об унификации, Боже упаси. Ни в коем случае нельзя говорить, что во всех храмах нужно петь так, как поют в Москве, или так, как поют в Санкт-Петербурге, хотя уже и в Москве, и в Санкт-Петербурге поют не в соответствии с местными традициями — очень много всего привнесенного, иногда положительного, иногда совершенно отрицательного. Здесь, конечно, важен и вопрос вкуса, и вопрос отношения к традиции, к истории. Но, на мой взгляд, нужно обязательно сохранять певческие традиции».

«Если говорить о дореволюционных певческих традициях, то что это за традиции? Конечно, синодальный обиход, - отметил Предстоятель Русской Церкви. - Если он совершенно исчезнет, если у нас забудут синодальное осмогласие, это будет очень плохо. Я болезненно воспринимаю фантазии на тему восьми гласов. Этого делать нельзя. Фантазируйте в любой другой сфере, но нельзя фантазировать, гармонизируя и перефразируя, выражаясь литературным языком, традицию русского осмогласия как она сложилась, в том числе, в синодальный период. Замечательная дореволюционная традиция церковного пения. Если говорить о гласах, то отличие от синодального в Москве было только в исполнении второго гласа. Второй глас пелся иначе, чем в синодальной традиции, но это была специфика Москвы, которая воспринималась всеми с уважением. И некоторым московский второй глас нравился больше, чем синодальный».

«Существовали и другие замечательные традиции, - напомнил он. - Например, дореволюционная традиция Киево-Печерской лавры. Иногда даже в сборниках видишь: "Распев Киево-Печерской лавры". Но у меня нет уверенности, что это действительно распев Киево-Печерской лавры. Нужно провести большую изыскательскую работу, с тем чтобы выявить эти замечательные распевы, которые поражали тогдашних людей и, несомненно, будут поражать и современного слушателя. Полагаю, что возможно восстановить дореволюционный Валаамский распев, потому что сохранились ноты и какие-то воспоминания об этих распевах».

«Это наше сокровище. Если оно уйдет, будет очень плохо. Если оно под влиянием некоторых композиторов, которые пытаются гармонизировать эти распевы, растворится в интерпретациях, это тоже будет очень плохо, - уверен Святейший Патриарх. - Нужно оставить как было, все эти традиции должны жить. Это не значит, что все мы должны петь по-синодальному, по-московски, по-киево-печерски и по-валаамски. Нужно открыть возможности для творчества, для написания новых произведений. Но то, что к нам пришло из истории, ломать не надо, так же, как не нужно, думаю, ломать знаменный распев. Он тоже пришел к нам из истории, это историческое сокровище. То, о чем я говорю, это как если бы мы переписывали в музеях картины или изменяли фасады исторических зданий в угоду нынешним вкусам. Нужно то, что было создано в прошлом, оставить так, как оно есть, но тем не менее ни в коем случае не ограничиваться этой традицией, открывать возможности для современных композиторов творить. Это сегодня происходит, и я думаю, что мы с благодарностью должны отнестись ко всем тем, кто обогащает сегодня репертуар наших церковных хоров своими произведениями».

Также Первосвятитель высказался на тему народного пения. Он считает, что «возрождение народного пения — это один из путей воцерковления нашего народа, потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы, он чувствует, что такое приход, что такое община. Он чувствует свое участие в Божественном служении. Поэтому я настоятельно призываю наших лиц, ответственных за церковное пение, возрождать народное пение. Может быть, это не следует делать на сто процентов, потому что нужно оставить пространство и для профессионального пения, которое тоже имеет большое эстетическое и духовное значение и влияние на человека, но нужно начать расширять пространство народного пения в нашей богослужебной практике».

«Есть еще одна тема, которая пришла к нам из прошлого, но которая сохраняет свою актуальность и в настоящем. Это то, что происходит у нас на клиросах в профессиональных хорах, - отметил Первоиерарх. - Ведь очень часто туда приходят люди просто для того, чтобы заработать деньги… Когда на правом клиросе, который открыт, люди видят совершенно чужих, неверующих людей, которые соответствующим образом выглядят, это вносит огромный диссонанс. Я не могу сказать, что нам нужно с сегодняшнего дня прекратить использовать помощь профессиональных певцов, но я возложил бы огромную ответственность на наших регентов и настоятелей за воцерковление этой публики. Мы занимаемся воцерковлением детей, молодежи, у нас есть какие-то кружки при храмах, но мы забываем о том, что в первую очередь надо воцерковлять тех, которые сослужат нам. Что такое пение? Это сослужение. А если человек далек и по убеждениям, и по чувствам от того, что переживает и чувствует верующий человек во время богослужения, как он может стать органической частью общины? Как он может стать сослужителем? Это просто какое-то инородное тело, которое к тому же не является нейтральным. Оно, несомненно, оказывает негативное влияние. Поэтому духовное воспитание, воцерковление певчих — это такая же задача регента, как и поддержание высокого уровня исполнительского мастерства. Если у регента не хватает разумения и влияния, хотя регент самый влиятельный человек для тех, кто поет в хоре, то к этому должны подключаться духовенство и, конечно, настоятели».

«Теперь несколько слов о совершенствовании подготовки регентов, - продолжил он. - Существуют регентские школы в Санкт-Петербурге и в Москве, но мне кажется, что сейчас надо сделать новый важный шаг. По моему благословению что-то предпринимается в Санкт-Петербургской духовной академии. Нам нужно пройти аккредитацию программы подготовки регентов, аккредитацию наших регентских музыкальных школ. Это предполагает, конечно, значительное повышение уровня программ, повышение уровня преподавания как собственно музыкального, так и богословского. Я думаю, что мы должны ставить перед собой задачу, чтобы регентские отделения выдавали диплом бакалавра. Это очень важно. Тогда это будет признано во всей стране, и не только в стране, но и за границей. Для того чтобы было так, надо провести очень большую работу по подготовке программ, по подготовке преподавателей, по решению всех остальных задач. Это является непременным условием для получения государственной аккредитации. Почему это нужно? Потому что мы ни в коем случае не должны понижать уровень подготовки профессиональных регентов. Мы должны его постоянно повышать и стремиться к тому, чтобы уровень подготовки регентов в наших специальных учебных заведениях был не ниже уровня подготовки музыкантов в соответствующих светских учреждениях».

Святейший Патриарх подчеркнул, что «сегодня церковный регент должен быть катехизатором, должен знать богословские дисциплины. Он должен знать историю Церкви, конечно, догматическое богословие, должен быть богословски просвещенным человеком. Тогда, соприкасаясь с таким регентом, будут меняться и певчие, в том числе и те, которые из мира придут и будут петь в наших хорах. Поэтому я хотел бы поставить эту задачу и перед Московской академией и, может быть, перед другими нашими богословскими школами, чтобы процессы, связанные с подготовкой лицензирования и аккредитации регентских отделений как учебных заведений, могущих выдавать дипломы бакалавра государственного образца, начались или продолжились».

«В заключение несколько слов о нашем съезде. Я думаю, что все эти мысли можно было бы развить и об этом поговорить. Не думаю, что какие-то конкретные окончательные решения можно принять на этом первом съезде, но, по крайней мере, можно сформулировать какую-то программу действий. Если говорить вообще об организации дальнейшей общецерковной работы, то мне кажется, что нужно создать какую-то систему на общецерковном уровне, которая координировала бы всю эту деятельность, воспринимала бы сигналы, идущие от регентов, и которая могла бы в том числе определять контуры, параметры нашей церковной политики в области развития церковного пения. Глубоко убежден, что в развитии церковного пения в Русской Церкви в первую очередь должны принимать самое непосредственное, решающее участие сами регенты и церковные певчие — на что я и хотел бы всех вас благословить. Храни вас Господь!» - заключил Предстоятель Русской Церкви.

По завершении выступления Святейший Патриарх вручил Патриаршие грамоты участникам съезда, посвятившим годы своей жизни сохранению традиций церковного пения и их развитию в наши дни. Во внимание к значительному вкладу в развитие церковного пения грамот были удостоены: Л.Г.Стальская; М.И.Ващенко, преподаватель Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии; А.В.Рыбакова, регент храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы.

Митрополит Волоколамский Иларион представил доклад на тему «Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения».

Игумен Петр (Еремеев) от лица участников съезда поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за участие в съезде и выступление, в котором были даны ответы на ряд вопросов, обсуждавшихся участниками съезда в первый день работы. Это, в частности, вопрос о стандартах образования и о детском музыкальном образовании в воскресных школах, гимназиях, лицеях.

По словам игумена Петра, в речи Предстоятеля были затронуты также темы, обсуждение которых запланировано на сегодня. Это репертуар современного хора и современные композиции.

В завершение встречи отец Петр и участники съезда поздравили Святейшего Патриарха с 70-летием со дня рождения.