Интервью с муфтием дагестана ахмадом-хаджи абдулаевым. Интервью с муфтием дагестана ахмадом-хаджи абдулаевым Биография муфтия дагестана ахмада хаджи

Родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района. Аварец. Семья Адбулаева исповедовала ислам и в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, и воспитывала детей по заветам религии.

По некоторым данным, род Абдулаевых принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева - известный суфийский шейх Абдулхамид-Афанди из Инхо - мечтал, чтобы его внук стал алимом. С ранних лет Ахмад Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (по окончании школы в 1977 году) Ахмад Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал совершенствовать свое религиозное образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами.

В 1991 году Ахмад-хаджи исполнил желание своего деда - он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора.

В 1998 году был убит прежний муфтий Дагестана Саид Мухаммед Абубакиров, которого (по словам нынешнего первого заместителя муфтия ДУМ Республики Дагестан Магди Мутаилова) "взорвали спецслужбы или боевики". На совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Абдулаева и ранее приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Сам Абдулаев по этому поводу сказал, что: "мнение Совета алимов должно стоять для каждого мусульманина превыше всех своих амбиций, желаний, жизненных планов и т.д. Поэтому я и взял на себя эту очень ответственную работу".

На посту председателя ДУМ Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев активно боролся с приверженцами салафизма (ваххабизма). Результаты этой деятельности он охарактеризовал в интервью газете "Медина аль-Ислам ": "Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. "

В 2009 году Ахмад-хаджи Абдулаев был награжден орденом "За заслуги перед Республикой Дагестан ".

15 апреля 2010 года в своем обращении к народам Дагестана и России в газете "Ас-салам " Ахмад-хаджи Абдуллаев высказался против отмены закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан " : "Мы призываем всех проявлять бдительность, осторожность, не попадать под влияние экстремистов. Нам давно уже пора понять, куда нас может привести чуждая идеология. ... Но по непонятным причинам среди вас находятся те, кто не до конца осознаёт суть поднятого вопроса. На фоне случившегося в Москве и Кизляре странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме " .

3 октября 2012 года на совещании под руководством муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений) была принята фетва, запрещающая использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений . "Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали " , - отметил Абдулаев.

Ахмад-хаджи Абдулаев является мюридом суфийского шейха Саида-эфенди Чиркейского (Ацаева) , убитого 28 августа 2012 года в своём доме в результате самоподрыва террористки-смертницы . Последователи Саида-эфенди в настоящее время контролируют Духовное управление мусульман Дагестана, мусульманские радио- и телепередачи и периодику республики. Хотя среди мюридов Саида Чиркейского есть представители различных национальностей, но заметно преобладают аварцы.


«И за трудностями последует облегчение», - говорит Всевышний в благородном Коране. Сердца мусульман были опечалены после гнусного теракта в Чиркее, в результате которого погиб духовный наставник Дагестана, эталон нравственности, непререкаемый авторитет для огромного количества людей как в республике, так и за её пределами - досточтимый шейх Саид-афанди (к.с.), а также шестеро его мюридов. Однако известие о том, что шейхом накшубандийского и шазалийского тарикатов назначен муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев стала огромной радостью для последователей тасаввуфа после того печального события. Степень духовного наставника (иджазу) Ахмад-афанди (к.с.) получил от своего устаза Саида-афанди (к.с.) ещё в 2010 году. И вот сейчас наследник Саида-афанди (к.с.), Абдулжалила-афанди (к.с.), сделал ему повеление (амру) наставлять людей на путь истины. В наше смутное время, когда одна плохая новость приходит за другой, эта весть как бальзам на душу обрадовало сотни тысяч мюридов.

Ахмад-афанди (к.с.) является внуком досточтимого шейха Абдулхамида-афанди (к.с.) из селения Инхо Гумбетовского района, который также занимался наставничеством людей в трудные для религии атеистические времена. По указанию Абдулхамида-афанди (к.с.) в г. Хасавюрт, в подвале частного дома тайно было открыто медресе, чтобы работники спецслужб не могли причинить им затруднения. В этом медресе обучались многие известные ныне алимы, в том числе и Ахмад-афанди (к.с.). Постижение исламских наук в те времена было очень нелёгким делом. Что говорить, если даже выучить арабский алфавит было очень затруднительно, не говоря уже о чтении Корана и обучения исламским знаниям.

Эти трудности всегда сопровождали Ахмада-афанди (к.с.), но они же и закалили его. Занимая пост муфтия Дагестана, можно себе представить какая нагрузка ложится на плечи Ахмад-афанди (к.с.), с какими трудностями и проблемами приходится ему сталкиваться, сколько фальши и ложи выслушивать, со сколькими лицемерами приходится сидеть за одним столом, и в то же время находясь с людьми физически, ему удалось уединяться духовно со Всевышним. Если бы он не был бы таким, то не постиг бы такого уровня познания Аллаhа.

Немало есть наверно людей которые, либо по своему незнанию сути дела, либо по своему невежеству наговаривали на муфтия, и я надеюсь, что они раскаются и поймут свою неправоту.

Жизнь Пророка (мир ему и благословение) прошла в призыве и наставление людей на путь Всевышнего, этим же занимаются и его наследники - алимы, и хвала Алла h у, Который дал нам ещё одного наследника из потомства Своего Посланника (мир ему и благословение) - Ахмад-хильми афанди (к.с.).

Муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи Абдулаев в Санкт-Петербурге провел встречу с молодежью. На мероприятии собралось более двухсот человек, молодые люди стояли в проходах между рядами, многие пришли целыми семьями, чтобы увидеть и услышать шейха. Мусульмане Северной столицы с нетерпением ждали визита уважаемого гостя и не скрывали своей радости. Каждый хотел задать вопрос, сказать несколько слов муфтию. И чаще всего это были слова благодарности за визит. Ахмад-хаджи Абдулаев признался, что тоже рад встрече, ведь это возможность из первых уст узнать, чем живет дагестанская молодежь.

Самым эмоциональным моментом стало приветственное слово муфтия, которое тронуло сердца присутствующих. В нем он признался в любви ко всем мусульманам. «Я вас очень люблю. Люблю, как родных детей, как родных братьев, и желаю вам того, чего желаю себе и своей семье», – сказал муфтий Республики Дагестан шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. После таких теплых слов присутствующие настроились на душевный доверительный разговор.

Первый вопрос, прозвучавший из зала, был таким:

– Уважаемый муфтий шейх Ахмад-хаджи, что побудило Вас приехать в Петербург?

– Если сказать откровенно, у меня была одна цель – встретиться с вами, узнать вашу обстановку, другой цели не было. (В зале прозвучали дружные продолжительные аплодисменты.) В течение 2–3 дней моего пребывания в Петербурге я увидел, как ваши «старшие» беспокоятся, переживают за вас, думают о том, чтобы у вас все было хорошо, – продолжил муфтий. – Мы тоже ждем вас, ждем хороших специалистов. Вы в Петербург приехали по разным причинам – кто учиться, кто работать, и будете возвращаться квалифицированными работниками и специалистами, в которых нуждается Дагестан. Постарайтесь оправдать доверие, которое вам оказывают.

У представителей молодежи было много вопросов из различных областей, всем хотелось получить ответ мудрого наставника. Девушки рассказали, что в учебных заведениях многим сестрам запрещают носить хиджаб, но снимать платок они не хотят, и попросили заступиться за них перед университетскими преподавателями. Так одна из студенток спросила:

– Я не первый раз сталкиваюсь с тем, что в учебных заведениях нам запрещают носить платок. По поводу этого возникает много дискуссий. Ведь есть строка в Конституции РФ, есть Устав университета, но и у меня есть мои религиозные обязанности. Подскажите, как мне быть?

Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев ответил:

– С более сложным вопросом я, кажется, не сталкивался. Вот что я могу сказать вам. Платок нужно обязательно носить. Этого никто не может отменить. Но за ваш платок должны беспокоиться те, кто сейчас сидит в президиуме, они являются официальными представителями Дагестана, которые защищают интересы дагестанцев за пределами республики. А если они не в состоянии защитить, то должны сказать: «Мы извиняемся и эстафету передаем другим, тем, кто способен». А вам я предлагаю носить платок в учебном заведении до тех пор, пока вопрос не дойдет до исключения, если до этого времени вас не смогут защитить. Но до исключения не нужно доводить.

Муфтий Дагестана и присутствующие на мероприятии сотрудники Представительства РД в Санкт-Петербурге пообещали помочь в решении вопроса, заверив, что к каждой ситуации должен быть индивидуальный подход. Единственное, что требуется от мусульманок, – это обращаться за помощью, не молчать о своих проблемах. Как подчеркнул Исагаджи Османов, член Общественного совета ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, официальный представитель ДУМД в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе, они помогают девочкам, учащимся в начальной школе, не говоря уже об университетах. В Санкт-Петербурге ученица третьего класса платок не сняла, хотя администрация школы носить его запрещала. Магомед Омаракаев, заместитель постоянного представителя РД в Санкт-Петербурге, сказал, что готов встретиться с руководством вуза, тем более что такие встречи уже проводились в студенческом городке, и подчеркнул: «Кто хочет носить платок в институте, те его носят». Также М. Омаракаев сообщил: «В Санкт-Петербурге запущена программа, по которой в ближайшее время планируют выявить точное количество студентов-мусульман, составить списки учащихся, а затем в каждом вузе среди парней и девушек назначить ответственных, которые на месте могли бы оперативно реагировать на различные возникающие вопросы. Но если проблема более серьезная, мы готовы встретиться с администрацией вуза».

Немало вопросов к уважаемому муфтию было посвящено взаимоотношениям между представителями различных религий в многоконфессиональном городе. Глава «Содружества молодежи Дагестана» Расул Абдулхаликов рассказал, что довольно плотно общается не только с мусульманской молодежью, но и с христианами и иудеями: «”В содружество молодежи Дагестана” в основном входит дагестанская мусульманская молодежь, но мы в своей деятель-ности взаимодействуем с ребятами, которые являются не только мусульманами, но и христиа-нами, иудеями. Мы строим диалог на основе уважения».

Муфтий РД сделал наставление о необходимости братства, хорошего отношения между представителями всех религиозных конфессий. Он подчеркнул, что в своей работе тоже старается проводить мероприятия, объединяющие и сплачивающие народы Северного Кавказа, благодаря чему представители различных религий живут в мире и согласии: «К примеру, с первого дня моей работы муфтием у меня сложились хорошие отношения с иудейской общиной, с православными христианами. Вы хорошо знаете, в Дагестане разногласий на религиозной почве никогда не было. И вы продолжайте в том же духе, Шариат этому не препятствует».

На встрече были и представители других диаспор и религиозных конфессий. Внимание присутствующих привлек вопрос христианина, женатого на мусульманке. Раб Божий Пантелеймон, как он сам представился, рассказал, что узнает много нового о религии, видит немало общего в Священных писаниях, однако сталкивается и с некоторыми трудностями, в основном связанными с неприятием такого брака православными священнослужителями.

Вопрос от Пантелеймона звучал следующим образом:

Уважаемый шейх Ахмад-хаджи, я представитель христианства. Моя жена – мусульманка, и как нам вместе жить? Я узнаю много нового о религии, хожу в православную церковь, а моя жена совершает намаз, все, как полагается. Но есть трудности, с которыми мы сталкиваемся, потому что жена чувствует себя неловко. Некоторые православные священники считают, что брак с мусульманкой – это грех. С такими людьми я стараюсь не общаться, стараюсь избегать их. Например, жертвоприношение Авраама, сына Исаака, и жертвоприношение Исмаила – это же, скорее всего, одно и то же событие. И хотелось бы, чтобы мусульмане и христиане могли вместе совершать богослужения, потому что говорим-то мы об одном и том же, просто немножко на разных языках. Спасибо. Раб божий Пантелеймон.

Муфтий Дагестана пояснил , что на Пантелеймона и его жену обращают внимание из-за того, что таких семей мало. И сказал, что нужно, чтобы подобных браков было как можно больше. Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев предложил Пантелеймону уважительно относиться к своей супруге и посоветовал признать пророка Мухаммада (мир ему) – пророком, ведь его жена признает и почитает Иисуса (Ису, мир ему) пророком, и сказал, что после этого любовь супруги к нему увеличится, а окружающие люди предъявлять какие-либо претензии перестанут. Также муфтий подчеркнул, что этот совет будет действовать до следующей встречи, а потом ему ответят по-другому, с большими разъяснениями.

Совершенно ясно, что муфтий РД ответил Пантелеймону согласно ситуации, которая сложилась в данный момент в данном случае, а предлагая признать пророка Мухаммада (мир ему), он желал еще больше приблизить его к Исламу.

Ответ также показывает, что Ахмад-хаджи не стал открыто говорить о решении данного вопроса, на которое явно указывает Коран, и попытался смягчить ответ в надежде на принятие Пантелеймоном Ислама, так как тот со своим вопросом пришел на встречу с муфтием мусульман, и утверждает, что избегает общения со священниками, которые однозначно отрицают действительность его брака. Если бы муфтий прямо сказал, что этот брак – зина, и они совершают грех прелюбодеяния, то это способствовало бы еще большему отдалению спрашивающего от Ислама и вообще от религии.

Для меня, как человека образованного, понимающего основные положения Ислама и что такое иносказание, речевой оборот и т.д., непонятно одно: почему некоторые восприняли ответ муфтия буквально и яростно бросились его обсуждать?

А ведь надо не забывать: в данном случае шел диалог между муфтием мусульман и последователем христианства, который уже состоит в светском браке с мусульманкой. Муфтий попытался, не напугав запретами Шариата, приблизить его к приходу в Ислам, так как этот человек уже вступил в брак и не отказался от него из-за запретов своей веры. Слова же муфтия «побольше бы таких браков» я понял так: побольше бы в таких браках такого развития понимания между супругами, ведь, к сожалению, в целом по России подобных браков немало. И даже подумать немыслимо, что муфтий, говоря «побольше бы таких браков», не знал, что это запретно. Нет, наоборот, он прекрасно знает это, значит, он имел в виду другое: то есть браков, в которых жены приведут мужей в Ислам. А если бы вместо Пантелеймона вопрос задавала его супруга, то ответ прозвучал бы иначе.

Ответ муфтия, на первый взгляд, выглядит противоречащим признанному мнению в Шариате, что мусульманка ни при каких обстоятельствах не может выйти замуж за иноверца. Однако это ли говорит муфтий на самом деле?

Что ясно из вопроса Пантелеймона?

Первое: он уже избегает общения со священниками, которые сказали ему, что его брак с мусульманкой невозможен.

Между тем, браком такой союз не называется, эти отношения называются внебрачными. Но муфтий говорит: «…нужно как можно больше делать такие браки». О каких браках идет речь? По поводу данного высказывания многие ошибочно предполагают, что имеются в виду браки между христианином и мусульманкой. Однако муфтий далее сам разъясняет, о каких браках идет речь. Он сказал: «Она же признает пророка Ису (Иисуса, мир ему), вы тоже признавайте ее пророка – пророка Мухаммада (мир ему). И она вас еще больше полюбит, и другие люди предъявлять вам какие-либо претензии перестанут». То есть муфтий фактически призвал его принять Ислам, а когда он станет мусульманином, его союз с той женщиной можно узаконить согласно Исламу, и вот таких браков должно быть больше – означают слова муфтия.

Учитывая то, что вопрос задает христианин, который стал избегать христианских священников из-за их слов, что его брак недействителен, муфтий дал ему ответ в такой форме, чтобы он не стал избегать и мусульман, и побудить в нем интерес к Исламу. Подобное объяснение к ответу муфтия подтверждает и то, что завершил свой ответ он словами: «Давайте попробуем до следующего моего приезда вот таким путем (т.е. чтобы Пантелеймон признал пророка Мухаммада, мир ему), потом по-другому ответим, ин шаа-ллах». После того как цель будет достигнута – Пантелеймон примет Ислам, тогда и будет дан ему ответ в более ясной форме.

Отвечая так на вопрос, муфтий разъяснил христианину, как возможно узаконить его брак и не подвергнуться порицанию окружающих, а также постарался не оттолкнуть его от Ислама, вынося прямое решение по этому вопросу.

Всем известно, что муфтий РД шейх Ахмад-хаджи афанди более 15 лет преподавал исламское право, знает Коран и преподавал тафсиры, является большим специалистом в этой области, он избранный муфтий республики, известной на всю Россию как республика алимов – знатоков Шариата и канонов Ислама. И будет преступным думать, что он не знал ответа на данный вопрос, или считать, что его слова имели какой-либо другой смысл, кроме того, что мы разъяснили.

На встрече обсудили и разногласия, которые, к сожалению, возникают между самими мусульманами – на почве неверных трактовок слов различных ученых. В потоке бесчисленных видеозаписей, аудиолекций и публикаций человеку без религиозного образования ориентироваться порой непросто. Муфтия Дагестана спросили, как понять, каких ученых следует слушать, а каких нет, и кого признавать представителями так называемого экстремизма? Ахмад-хаджи афанди посоветовал прислушиваться к дагестанским ученым-богословам, объясняя это тем, что на всю Россию Ислам распространился через Дагестан. А также шейх Ахмад-хаджи предложил искать ответы на вопросы на сайтах Islam..

Досточтимый шейх Ахмад-хаджи Абдулаев признался, что всегда с замиранием сердца следит за новостями и переживает, если в негативном ключе говорят о кавказцах и дагестанцах, также он подчеркнул, как важно сохранить и поддержать хороший имидж дагестанцев. Муфтий Дагестана обратил внимание присутствующих на то, что, находясь вдали от родины, дагестанцы, как и другие мусульмане, должны соблюдать все требования религии, и прежде всего - совершать намаз пять раз в день, несмотря на большую занятость на работе или учебе. Также было отмечено, что всех, кто проживает за пределами республики, всегда ждут в родном крае, квалифицированные сотрудники в Дагестане нужны и находятся на особом счету.

На мероприятии звучали нашиды (религиозные песнопения) в исполнении представителей газеты «Ас-салам».

Встреча завершилась коллективным фото, которое очень обрадовало собравшихся, а также вознесением мольбы к Создателю.

Этот визит надолго останется в сердцах петербургских мусульман. Все, кто посетил мероприятие и имел возможность услышать выступления муфтия, еще долго будут осмысливать каждое сказанное им слово и находить в каждом наставлении огромную мудрость. Для Петербурга большая честь принимать столь высокого гостя. Весь дагестанский народ, проживающий в Северной столице, объединил свои усилия, чтобы организовать визит на высшем уровне, братья и сестры стали одним целым организмом, готовым откликнуться на любую просьбу.

Азиз Мичигишев,

главный редактор газеты «Ас-салам»

Биография Ахмад-хаджи Абдулаева – молодые годы.
Ахмад-хаджи Абдулаев родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района.
В его семье всегда сохранялась атмосфера преданности вере и религии, даже в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, его родные берегли свою веру и не боялись воспитывать детей по заветам своей религии.
По некоторым данным, его род принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева Абдулхамид-Афанди всегда мечтал, чтобы его внук стал алимом. Это и определило дальнейшую биографию Ахмад-хаджи Абдулаева, будущего муфтия Дагестана. С самых ранних лет Ахмад-хаджи Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (с 1977 года) Ахмад-хаджи Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал постигать глубины исламской религии, продолжая совершенствовать свое образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами.
В 1991 году Ахмад-Хаджи исполнил заветное желание своего деда – он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора.
В 1998 году на совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Особенно заслуживающим уважения фактом биографии Абдулаева является то, что ранее его приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Как говорит сам Абдулаев, для каждого мусульманина решения Совета алимов стоят на первом месте и не должны вытесняться личными желаниями, амбициями или жизненными планами, поэтому он и согласился взять на себя эту ответственную работу и стал муфтием Дагестана.
Период первых лет работы в почетной и ответственной должности муфтия пришелся на очень непростое время, когда общественно-политическая обстановка в стране была напряженной. Ахмад-хаджи Абдулаев стал преемником Сейидмухаммада Абубакарова, мудрого религиозного и общественного деятеля, и, помимо чувства утраты, он ощущал за собой огромную ответственность – ведь будучи новым муфтием, Абдулаев взял на себя миссию исполнить все, что не успел сделать его предшественник.
Духовное управление мусульман Дагестана с давних лет несет верующим понимание, что мусульманские народы не могут противостоять друг другу или иметь противоречия – перед богом все равны. На совсем небольшой территории Дагестана соседствуют около пяти десятков народностей, в основном мусульманских, каждая из них имеет свой язык и свою культуру, однако долгие годы им удается мирно сосуществовать, не допуская крупных межнациональных конфликтов. Даже опасная близость к радикальным религиозным течениям не меняет духовно-просветительских методов Духовного управления мусульман Дагестана. Не последнюю роль в поддержании мира в стране играет мощный авторитет религиозного лидера Дагестана Абдулаева.
Биография Ахмад-хаджи Абдулаева – зрелые годы.
Одним из почетных моментов биографии Ахмад-хаджи Абдулаева является получение им в 2009 году ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан». Достижения представителей Духовного управления мусульман Дагестана во главе с муфтием Абдулаевым по поддержанию мира и духовно-просветительской деятельности, особенно в отношении религиозно-политического экстремизма, были оценены по достоинству.
Именно деятельность Духовного управления мусульман Дагестана позволяет поддерживать мир и покой в стране. Как говорит сам муфтий, дагестанские мусульмане уже много лет не знают ужасов террора. При этом Ахмад-хаджи Абдулаев отмечает, что действия самих приверженцев радикального ислама во многом служат тому причиной. Ведь истинные мусульмане, глядя на все беды, творящиеся по вине религиозных экстремистов, видят, кто следует религии Аллаха, а кто подчиняется идеологии Абд-аль-Ваххаба, и не допускают пересечения этой грани.
Однако радикальные религиозные движения опасны не только террористическими актами. Ведь деятельность экстремистских организаций гораздо шире, особенно в отношении молодых неопытных мусульман. Это и одурманивание умов, и зомбирование. Поэтому обширная духовно-просветительская деятельность, которую с молодых лет ведет Ахмад-хаджи Абдулаев, поддерживая заветы своих предшественников, особенно важна в образовательных учреждениях, где молодые мусульмане находят свой истинный путь и видят свою настоящую веру.
Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым в Махачкале в последние годы стало одним из основных центров изучения, теории и возрождения религиозных наук. Это целая система, которая несет просвещение для мусульман. В нее входят и СМИ, и высшие учебные заведения, преподающие основы исламской религии, и медресе - исламские учебные заведения при мечети.
Ахмад-хаджи Абдулаев относится к системе религиозного образования, существующей в стране на настоящее время, с должной критичностью. Он объективно оценивает необходимость лучшего технического оснащения, и активно выступает за внедрение новых образовательных технологий, которые позволят усовершенствовать систему религиозного образования, таких как Интернет. Его планы на ближайшее будущее – сделать обучение основам Ислама доступным для всех желающих, независимо от местонахождения.

Интервью с Муфтием Республики Дагестан шейхом Ахмадом-хаджи Абдулаевым

Уважаемый Ахмад-хаджи!

Вопрос: В последнее время в средствах массовой информации руководством республики и должностными лицами различных уровней активно обсуждается вопрос о допустимости (правомерности) участия отдельных руководителей Духовного Управления мусульман Дагестана в избирательной кампании по выборам депутатов в Народное собрание республики. Речь идет о политической партии «Народ против коррупции», которую они считают аффилированной к ДУМД.

Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

Ответ: Помимо изучения богословия я получил и юридическое светское образование, поэтому, проконсультировавшись дополнительно со своими коллегами, считаю необходимым напомнить: «Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Часть 6 статья 4:

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений».

Таким образом, и работник Духовного управления, и любой имам имеют законные права участвовать в выборах, выбирать и быть избранными народом. Если они проходят выбор, тогда они должны покинуть свой религиозный пост. Это их право. Я не могу ограничивать людей в их правах. Могу только напомнить: где бы, на какой бы работе ни находились, необходимо одинаково честно служить народу, приносить пользу окружающим, беречь Родину.

Насчёт того что партия НПК аффилирована к ДУМДу – это выдуманная информация. Я лично никого не лоббирую и не вхожу ни в какую партию, но поддерживаю всех тех, кого беспокоит судьба моей родины и моих соотечественников, в какой бы партии они ни находились.

Вопрос: Мне приходится постоянно встречаться с представителями различных слоев населения, в том числе и властных структур. Все они в недоумении, встревожены различными высказываниями Главы республики и его приближенных о политизации ислама, недопустимости проникновения во власть представителей духовенства. Трезвомыслящие люди говорят о недопустимости противопоставления светской и духовной властей. К чему приведёт такое противопоставление?

Ответ: Может, различные слои населения неправильно поняли Главу Республики, а может, человек просто не полностью выразил свою мысль. Считаю, что Рамазан Гаджимурадович, с которым мы несколько дней назад открывали мечеть на главной площади нашей столицы и вместе там молились, не может призывать к ущемлению прав религиозного общества, которое сегодня составляет большинство населения Республики.

На дворе 2016 год. Ещё лет тридцать назад мы и представить себе не могли Президента страны молящимся в христианских святынях. На днях мы все радостно наблюдали, как Владимир Владимирович Путин посещал место пристанища девы Мариям (да будет свята её душа) и, заняв место византийских императоров, молился.

Поэтому противопоставления светской и духовной власти в нашей стране не может быть. Для разумной части общества – это давно единое целое. Религиозные люди, которых немало в России, являются такими же гражданами РФ, как и все остальные, с тем же полным пакетом законов, льгот и ответственности перед страной.

Вопрос: Как и все политические партии, члены и сторонники партии «Народ против коррупции» проводят активную работу по привлечению в свои ряды мужественных, честных и достойных людей, которые никогда не были связаны с коррупционными действиями. Поэтому наши ряды пополнили известные алимы – как действующие, так и бывшие. Как нам стало известно, по этой, да и по другим причинам, не разобравшись с фактическим положением дел, некоторые представители властных структур пытаются очернить партию, пугают население и даже Федеральный центр тем, что во власть пытаются проникнуть какие-то неуправляемые силы.

Не могли бы и Вы прокомментировать эту ситуацию?

Ответ: Хочу напомнить всем богословам, а не богословам – разъяснить недопустимость противодействия руководителю в любых обстоятельствах, согласно Сунне Пророка (мир ему и благословение). Соответственно с таким положением этого вопроса в исламе, могу ответственно подчеркнуть, что о неуправляемости «этих сил» не может быть и речи. В Дагестане в большинстве своём проживают мусульмане, следующие положениям Корана и Сунны. Желающие законно участвуют в выборах, но ни в коем случае не «пытаются проникнуть во власть». Надо правильно констатировать факты.

Вопрос: Глава республики Рамазан Гаджимурадович неоднократно в своих выступлениях ссылался на согласованную с Вами позицию и с большой озабоченностью на различных форумах и встречах высказывается о недопустимости политизации ислама и о других аспектах деятельности Духовного Управления мусульман Дагестана. Вы, уважаемый Ахмад-хаджи, не реагируете на эти выпады, в том числе, хоть и завуалировано, направленные против Вас лично и мусульманской Уммы в целом.

В подавляющем большинстве население очень болезненно реагирует на это, и люди уверены, что это является дестабилизирующим обстоятельством не только в политическом, но и других аспектах жизнедеятельности республики.

Ответ: Насчёт моего молчания я ответил в предыдущих комментариях. Я верующий человек и стараюсь соответствовать положениям религии и призываю других делать это. Насчёт озабоченности политизацией ислама скажу следующее: не может быть политизации какой-то отдельно взятой конфессии. Нет такого понятия, как политизация христианства, иудаизма или ислама. Есть возрождение религиозности всего общества нашей страны и мира в целом. Поэтому это нормально, когда человек ходит молиться в мечеть, в церковь, в синагогу и при этом полноценно участвует в политической жизни своей страны, небезучастен к тем проблемам, которые так или иначе всегда есть в жизни любого региона. Это должно радовать, а не настораживать.

Вот когда люди безучастны, когда критика превосходит их «ничегонеделанье», тогда надо настораживаться. Этот этап мы уже пережили и в 90-х, и в 2000-х, и видели, к чему это привело в соседней республике в то время. Сначала кто-то критиковал всё подряд – и законы, и светскую власть, потом призывал к отделению, затем хватался за автоматы. Нам эти лжедороги не нужны. Вот их надо было бояться в прошлом и опасаться в будущем.

Если партия НПК или какая-то другая – незаконная, или нарушает где-то законы, или их не устраивает руководство страны, я считаю, что надо к ним обратиться, и они или пусть закроют своё движение, или исправят ошибки. Но говорить, что граждане РФ не должны участвовать в политической жизни страны, неправильно, а главное, незаконно.

Ещё один абзац из положения о выборах:

«Дееспособный гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, материального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Хочу обратиться ко всем дагестанцам, независимо от вероисповедания, места работы, особенно наделенных властными и духовными полномочиями, сохранить в это неспокойное время терпение, здравый смысл, проявить мудрость во имя сохранения согласия и мира в обществе.