Жизнь и быт современных старообрядцев. Во что верят староверы? Свадебная обрядность староверов-беспоповцев

Русской православной старообрядческой церкви. Видимо, в связи с этим в некоторых общественно-политических СМИ возникла волна интереса к старообрядчеству. Корреспондент известного журнала «Огонек» провела очень интересное исследование, в результате которого выяснила, как сегодня староверам удается сохранить свою веру и обычаи.

— Феодора, ты? — недоверчиво спрашивает старческий голос через дверь.

— Я! — отвечает девушка, надевая платок, и испуганно оборачивается на меня.

На двери дома на Коломенской нет таблички. Чтобы найти моленную, я пошла за незнакомкой, которая торопливо доставала платок из сумки. Интересуюсь, моленная ли это, хотя ответ очевиден.

— Да. Но вас не пустят! — глаза девушки расширяются от ужаса, что чужой посягает на сакральную территорию.

Пожилая уставщица буравит взглядом с порога. Феодора просачивается внутрь. Она права: чужих в храм не пустят. Причин тут две: во-первых, по мысли староверов, храм не музей и негоже чужим нарушать заведенный молитвенный порядок. Во-вторых, это мера предосторожности: воровство икон, увы, не редкость, а у староверов они старинные и дорогие. Да и молитва с иноверными предосудительна.

Путь старовера

— Что нас держит вместе? — спрашивает служитель Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) Арсений Шамарин и отвечает: — Осознание истинности своего пути. Понимание, что именно мы несем православную веру, которую пытаемся сохранить и передать детям. У нас каждый сам в ответе за спасение своей души. Не батюшка спасает. Мне дали веру — я принял, никто не принуждал. Фактически реформа XVII века должна была разрушить осознанную веру. Сделать из таинств и чинов обряды, а молитву превратить в требоисполнение — поставить свечу, отпеть, окрестить.

От реформ XVII века, загнавших часть верующих в раскол, до сегодняшней поддержки староверами российской политики на Украине — рукой подать. К Киеву у староверов свой счет. Они помнят, что Русскую церковь изуродовали при Алексее Михайловиче и Никоне по киевскому образцу. От малороссов и белорусов пришли в Россию новые книги и новые обряды. А в XVIII веке уроженцы Западной Руси, заправлявшие духовными делами в Синоде, преследовали раскольников, на их счету тысячи загубленных жизней. Поэтому к Украине и сейчас настороженное отношение, а среди приверженцев «исконной» веры упорно ходят слухи о старообрядческом происхождении российского президента.

Старовер воспитывается в строгих правилах — религиозных и бытовых. Из-за этого может показаться, что староверие близко к фарисейству. Однако человеку, считают староверы, необходимы правила! Особенно на начальном этапе духовного развития. Кто-то ходит в моленную, потому что так делали родители. Кто-то знает правила и старается их соблюдать. Кто-то постиг нечто большее. Но самое главное в вере — это глубокое осознание…

— Старообрядчество — это русский религиозный национализм,— в личном разговоре сказал один из моих собеседников.— Все-таки в основе староверия лежат идеи о Москве — третьем Риме и о превосходстве русских (нового Израиля) над прочими народами.

Не все понимают, чем отличается старообрядчество от современного православия. Порой староверы кажутся экстравагантными, оригиналами, воплощением «потерянной России», что трогает утратившего связь с прошлым современника. Жизнь старовера вращается вокруг церкви и замыкается общиной и храмом. Этим объясняется самодостаточность староверов, воспринимаемая посторонними как нелюдимость и высокомерие. Смешивание с чужими грозит потерей самоидентификации «своих». Как и любые ортодоксы, староверы считают себя носителями истины. Как ни странно, сохранить веру в крупных городах, несмотря на их соблазны, проще. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани исстари существовали большие общины с храмами. К тому же в мегаполисе легче было затеряться в советское время. Толерантные столицы к старообрядцам относятся нейтрально. В селах и деревнях все друг друга знают, поэтому уживаются мирно. А вот в небольших городах случаются конфликты. Прихожанин ДПЦ Алексей Безгодов семь лет назад переехал из Москвы в Великий Новгород и почувствовал разницу в отношении к нему местных жителей.

— Люди считают: если ты старовер, почему не в лаптях и живешь не в тайге? В Новгороде и небольших городах из-за бороды (а попробуй с бородой устроиться на работу!) к нашим часто цепляются. Не раз незнакомые люди подходили ко мне со словами: «Дай бороду поносить!» или «Давай обрею»… ZZ-top, Дед Мороз, бен Ладен — самые безобидные оскорбления. И с кулаками нападали.

Десять лет Валерий Бутузов искал истину, занимаясь этнической психологией в СПбГУ. Университет оставил, а к истине пришел через старообрядчество. Воцерковился 14 лет назад. Валерий долго искал свой храм, а услышав знаменный распев, понял, что попал на свое место.

— Старообрядчество — это поиск истины,— размышляет Бутузов.— О своей вере я не кричу, но и не скрываю ее. Я не из тех, кто по поводу и без говорит о своей вере. Потребность убеждать окружающих в своей правоте возникает от слабоверия.

В вопросе о перспективах староверия представители разных согласий единодушны.

— В старообрядчество приходит множество людей,— говорит старовер из Москвы Дмитрий Урушев.— Правда, некоторые не выдерживают строгости и уходят. Однако народу столько остается, что из новоприбывших создаются приходы. Но это в крупных городах.

— Наш мир не настолько замкнут, как представляется со стороны,— размышляет наставник ДПЦ Владимир Шамарин.— Он пополняется и через браки, и за счет прихода людей, которым неприятен казенный церковный официоз. Старая вера не погибнет, пока крещенные в ней будут ощущать себя староверами.

Цифры: г де и сколько живет старообрядцев

Самый большой процент старообрядцев в России — в Нижегородской области. Крупные общины существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде. Но точное количество подсчитать невозможно.

По данным Министерства юстиции, в России зарегистрировано и действует 336 старообрядческих религиозных организаций:

  • Русская православная старообрядческая церковь — 176;
  • Русская древлеправославная церковь — 99;
  • Древлеправославная поморская церковь — 46;
  • Федосеевское согласие — 10;
  • Другие согласия — 5.

В Санкт-Петербурге 3 общины поповцев: Покровская, Лиговская, Громовская, беспоповцев — 1. У всех направлений старообрядчества есть общины в других странах. Большинство староверов живут в городах. В Москве 8 старообрядческих храмов разных согласий. В Санкт-Петербурге — 5. Не у каждой общины есть свой храм. Количество общин-приходов, храмов и зарегистрированных юридических лиц, как правило, не совпадает.

Большие общины староверов-беспоповцев находятся в Латвии, Литве, Белоруссии, Румынии. Много староверов-поповцев на Украине, в Молдавии, Румынии, Австралии и США. Староверы живут в Эстонии, Польше, Болгарии, Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Боливии, Чили.

Честное староверское

Суровый, как климат в Сибири, кремень в вере и слове — примерно таким видится обывателю старовер-промышленник, будь то фабрикант Рябушинский или современный бизнесмен. Годы гонений сильно повлияли на мировосприятие староверов, на генетическом уровне передав самодостаточность и недоверчивость чужим. Для старовера греховны профессии, связанные со «скверным прибытком»: содержание или продажа алкоголя, табака, секс-шоп или ночной клуб тоже не их выбор.

Петербургский адвокат Андрей Давыдов, старообрядец Белокриницкого согласия, ведет гражданские и уголовные дела. Прежде чем браться за некоторые, советуется со священником. Принципиально отказывается от бракоразводных процессов — не хочет разрушать семьи.

— Общество требует от старообрядца большей ответственности и осуждает за ошибку строже,— говорит он.— Адвокатура — это образ жизни и с рыночной логикой этически не увязывается. И неважно, старовер адвокат или нет…

— Доброго здоровья! Согласен на встречу, если пойму мотивацию,— сообщил по телефону бизнесмен-старообрядец Александр Загородний.

Мотивирую, как могу. Смешение стилей так путает, что я чуть было не выпалила на манер гайдаевского Якина: «Паки, паки… Иже херувимы!» Дальше диалог развивался в духе все того же фильма, только вместо фразы: «В милицию замели, дело шьют!» слышу:

— Сегодня вечером служба, скоро праздник престольный, и в командировку надо. А помещение воскресной школы еще не подготовлено. Засада со временем…

Александра Александровича пришлось перехватывать между командировками. Загородний — председатель Лиговской общины. Это выборная общиной должность: представитель интересов прихожан, староста. Братья Загородние — акционеры холдинга по производству ингредиентов и материалов для мясоперерабатывающей промышленности. Василий управляет бизнесом, Александр руководит подразделением технологии домашних колбас. У староверов, как правило, бизнес семейный. Делу Загородних 17 лет. Клиентов много по всей России — колбасные цеха, кафе, рестораны, частники. В Петербурге трудятся около 300 человек, есть филиалы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде. Александр не берет кредитов ни для себя, ни для направления, которым занимается,— не хочет зависимости.

— Тяга к стяжанию греховна,— назидательно говорит Загородний,— на этом и стоит наш бизнес. Под проценты давать грех… Пища, сделанная своими руками,— часть духовной культуры. Вот в советское время дома никто хлеб не пек и колбасу не делал, а сегодня людям хочется возродить утраченное и готовить самим. В Карелии мы держали скот, поэтому изготовление колбасы — дело знакомое.

«Нива» подъезжает к высотке в районе Ржевки. Вообще, староверы не зовут в дом чужих и сами не ходят по гостям без повода. В быту им нельзя пользоваться чужой посудой, а некоторые даже считают, что и чужой раковиной. Так что мне, считай, повезло.

— Пересядьте, пожалуйста. А то иконы у вас за спиной, а нам помолиться нужно,— попросил меня хозяин.

Действительно, вся восточная стена на кухне занята иконами и лестовками. Квартира старовера, по сути, ничем не отличается от жилья обычного горожанина, разве что икон много. Собак не держат, считая погаными животными, а вот кошек можно, у Загородних есть котенок. Пятница — трапеза постная: картошка, салат. Садимся ужинать втроем. В соседней комнате сын Иван учит уроки, дочки-студентки еще не вернулись. Александр крестился в 23 года. Его жена Ирина приняла крещение вслед за мужем, не раздумывая.

— Предприниматели-староверы не желают быть на виду,— объясняет историк Алексей Безгодов, у которого есть небольшой издательский бизнес.— Много наших в среднем и мелком бизнесе. Есть и свои бизнес-союзы. В Латвии зарегистрирована Международная гильдия староверов-предпринимателей. Есть и другие неформальные объединения на уровне личного партнерства. Отдельных отраслей, в которых работают только староверы, нет. Чаще всего староверы занимаются лесопромышленностью, строительством, пчеловодством, среди мелких предпринимателей много кустарей и фермеров. У нас распространено внутристароверское кредитование. Оно, как правило, беспроцентное и под честное слово, причем даже между представителями разных согласий. Кредитуют как частные лица, так и общины. Я пользуюсь такими кредитами и давал в долг. Бывают случаи, когда через какое-то время кредиты прощаются. Хотя суммы, как правило, не больше нескольких сотен тысяч рублей. Такого, чтоб не отдавали долги, обычно не бывает, хотя мне известна пара случаев. В одном случае долг простили, в другом человеку больше не будут доверять. У нас считается нехристианским делом обращаться в суд, тем более против старовера.

Мигранты в своем отечестве

— Я с молодости хожу на все выборы,— говорит наставник Поморской общины Владимир Шамарин.— Хотя есть те, кто выборам не доверяет. Думаю, такие есть среди людей любого вероисповедания. Политические взгляды староверов, как и уровень патриотизма, неоднородны. Может быть, только популярные ныне монархические идеи староверами почти не поддерживаются, у нас ведь семья Николая II не канонизирована. Но до ссор на почве политических пристрастий дело не доходит. Зарубежные староверы все считают своей духовной родиной Россию. В их среде поддержка внешнеполитических действий российского президента почти полная.

— ДПЦ официально подчеркивает неучастие в политике, то есть соблюдение принципа отделения церкви от государства,— объясняет новгородец Алексей Безгодов.— Участвовать или не участвовать в выборах — личное дело каждого. Никакой предвыборной работы в наших общинах не ведется, мы стараемся объединять людей на христианских позициях, а не разделять по политическим пристрастиям. Для меня Родина — это Россия, но и те страны, где к староверию относятся уважительно, мне симпатичны. Для нас отношения между староверами на первом месте, а политика наших стран — это вторично. Сегодня в России староверы чувствуют себя не очень комфортно. А вот в странах Балтии имеют особый статус и их права защищены законодательно.

Действительно, в Литве и Латвии старая вера входит в число традиционных вероисповеданий и пользуется господдержкой: выделяются средства на ремонт церковных зданий, для культурно-просветительских задач, общественных организаций старообрядцев. Можно даже получить грант Евросоюза. В Польше, где старообрядцев чуть больше 1000 человек, их дети имеют возможность изучать Закон Божий по своим учебным программам в учебных помещениях, оборудованных за счет государства, которое, кстати, платит и преподавателям.

Представитель староверов имеет возможность заседать в парламенте страны и правительстве, когда обсуждаются законы религии и традиционной культуры. В Литве есть государственный договор, в котором обговорены двусторонние отношения между государством и староверами.

В России староверы из-за репрессий государства больше 300 лет становились вынужденными переселенцами. Возможно, поэтому они так терпимы к нынешним мигрантам.

Москвич Дмитрий Урушев вспоминает историю:

— В XVIII и XIX веках староверы пытались поддерживать с царской властью отношения. В ХХ веке стремились найти общий язык с советской властью. В наши дни — с нынешней. Сегодня старообрядческих священнослужителей иногда приглашают на мероприятия РПЦ. Иногда представители РПЦ приходят на старообрядческие духовные концерты. Но вообще отношения довольно напряженные. Особенно если учесть, что РПЦ не отказывается от имущества, некогда принадлежавшего староверам,— храмов, икон и колоколов. Среди самых известных старообрядческих храмов, которые сейчас принадлежит РПЦ, — в Балаково (Саратовская область) и два храма в Иванове. В Москве конфликт из-за бывшей старообрядческой церкви Тихвинской Иконы Божией Матери так и остался неразрешенным.

«Я искал подругу жизни…»

— Мои дети сразу видели, одобряем мы их выбор или нет,— говорит Владимир Шамарин.— В хорошей семье и слова излишни. У дочери в ранней юности был избранник-старовер, но нам с женой он виделся неподходящим по ряду причин. Несмотря на сильную влюбленность, этот союз не состоялся…

В старообрядчестве брачные правила до сих пор соблюдают очень строго: семью нельзя создавать не только родственникам до 8-го колена, но и кумовьям, и сватам. Жизнь староверов циркулирует внутри общины, члены которой друг друга знают. Браки с иноверцами не приветствуются: пришлому необходимо принять крещение избранника-старовера. Разводы не приняты. Целомудрие до свадьбы по умолчанию. Часто будущие супруги знакомятся в церкви. Общины организуют выезды на природу, фестивали. Большинство семей не планируют беременность.

Мы встретились с отцом Игорем Карваненом после службы в храме в Транспортном переулке. В 2005-м Свято-Троицкий храм отдали старообрядцам-поповцам. В обители скромно, алтарь пышностью не отличается. Батюшке 46 лет. Отец Игорь рассказывает негромко, даже застенчиво:

— Мама из старообрядцев, отец был финном-лютеранином. Родители жили без венчания. Маму тяготило, что она живет, нарушая закон. Нелегко жить с человеком, когда нет понимания в вере.

Демобилизовавшись, Игорь стал искать жену из своего круга, не желая наступать на родительские грабли. Искал не «барби», а мать будущих детей. В поисках прошел год, пока жизнь не забросила его в станицу Старая Некрасовка. Там Игорь познакомился с 16-летней дочерью уставщика (так старообрядцы называют человека, следящего за соблюдением устава богослужения) Анютой… После окончания школы Аня прилетела в Петербург. Обвенчались. Сейчас у супругов Карванен две взрослые дочки и сын-школьник. Молодой человек старшей, Серафимы, тоже старообрядец.

— Мы с мужем познакомились в храме,— вспоминает флорист Алла Паныш, прихожанка храма отца Игоря.— На нашей свадьбе столы стояли во дворе храма. Ведь мы не отмечаем свадьбы в ресторанах. А вот нынешняя мода бросать букет прижилась и у староверов. Все больше из-за подружек невесты, которые надеются его поймать.

Дети из старообрядческих семей воспитываются в строгости. Если молодой человек начинает ухаживать за девушкой, значит, присматривается как к будущей супруге. Прежде чем сделать предложение, будущий муж ухаживал за Аллой 3 месяца. Гуляли по городу, ходили в театр. Сегодня у Аллы Паныш, мамы четверых детей, расписан каждый час. В выходные семья едет на службу из пригорода в Петербург, с 3 лет дети посещают воскресную школу. Телевизора дома нет, дети в Сети не висят — только по делу, в компьютерные игры не играют. Цветы от мужа Алла получает не 8 Марта, а в день ангела, годовщину свадьбы, День Петра и Февронии и праздник жен-мироносиц…

Триллер для кающегося

Рыбацкое — южная окраина Питера с рядами однотипных высоток. Но и в этом сонном царстве есть своя достопримечательность — желтое трехэтажное здание, похожее на замок. Это храм староверов, называющих себя христианами Древлеправославной поморской церкви. Здание стоит немного на отшибе, как бы говоря о том, что дорога туда открыта не всем. В обители меня ждали Арсений и Татьяна Шамарины. Татьяна замужем за братом Арсения. Они не кровные родственники, однако, похожи несовременностью лиц. Голоса у обоих чистые, поставленные, что неудивительно. Таня поет на клиросе, Арсений — головщик (регент). Он определился с выбором в пользу служения, когда учился в университете. Думал об аспирантуре, но понял, что это отдалит от храма. Светской работы у него нет.

Круглолицый, румяный, в косоворотке под цвет глаз, 28-летний Арсений напоминает былинного героя. Рубаха с поясом для него привычная форма одежды, и она ему идет. На колоритного мужчину горожане реагируют по-разному: кто-то думает, что он из этнографического кружка, кого-то раздражает борода. На Татьяне длинная юбка, серая кофта, на лице ни грамма косметики. В храме не принято выделяться: прихожане и поют в один голос, и одеты одинаково.

Салоны красоты и фитнес-клубы Тане не нужны. В выходной ходит с мужем в парк, с ребенком — на аттракционы, встречается с родственниками. В театрах Арсений и его невестка принципиально не бывают. Когда спрашиваю, почему, Таня задумывается.

— Не стоит спрашивать женщину о причинах, об этом пусть говорят мужчины,— резонно замечает Арсений.— Ничего духовного в театре нет. А люди вместо того чтобы идти в храм, тратят время на зрелище. Все, что отклоняет от спасения души,— грех: телевизор, фильмы… Но смотреть или нет, каждый решает сам.

— У вас есть любимые фильмы? — интересуюсь я.

— Триллеры,— смущенно признается Арсений, помолчав.— Но это личный выбор, с верой не связанный. Фильм меня не уведет от веры, поэтому совесть позволяет. На исповеди скажу: «Прости, отче, смотрю кино». Получу епитимью, возможно, 10 лестовок (1000 поклонов). Я не стану смотреть фильмы о жизни Христа и богохульные. Когда ухаживал за будущей женой, мы ходили в кино, в театре был пару раз. В школе слушал русский рок. Мирская музыка греховна, так как нужна для услаждения. Понятно, что Рахманинов выше, чем попса или рок, и Толстого с Марининой не сравнить. Однако ко спасению души ни классическая музыка, ни литература не приведут. Выйти на духовный уровень помогают молитва, Писание, святоотеческие книги. Я читал Толстого и Булгакова, и мои дети прочитают. Вопрос не в том, можно или нельзя, а нужно или нет. Эти книги не нужны христианину.

А вот старовер Кирилл Кожурин сам пишет книги. Он кандидат философских наук, преподает в РГПУ им. А.И. Герцена, сочиняет стихи, занимается историей старообрядчества. Высокий щеголь с огненной бородой очень расстраивается, когда к староверам относятся как к «фольклорному элементу». Что не мешает ему любить наряды и коллекционировать косоворотки. Эта слабость простительна: наиболее консервативны — семьи священников и наставников, а обычные прихожане более демократичны. На прежней работе Кирилл Кожурин игнорировал корпоративы в пост. В новом коллективе празднует с коллегами старый Новый год после поста. Осознанно к вере он пришел в зрелом возрасте, хотя его предки по обеим линиям — староверы. Дед был наставником, отец работал директором Музея истории религии, свою веру, естественно, не афишировал, сына тайно крестили в отрочестве. С годами Кирилл стал задумываться об истории старообрядчества и подошел к мысли о возвращении к истокам и необходимости соединения веры и образа жизни.

— Перед службой я всегда кладу поклоны — «начал замирщения»,— смущенно улыбается мой визави, помешивая эспрессо в кафе.— Я много путешествую, бываю в ресторанах, люблю оперу — классические постановки. Кстати, многие деятели искусства были старообрядцами: Станиславский, Зимин… Смотрю исторические фильмы. Мне как историку и философу интересно все. Кстати, сериал «Раскол» понравился. Юлия Мельникова, сыгравшая боярыню Морозову, восхитила. Светскость нетипична для строгого старовера, но для меня старая вера — идеал, а я земной человек.

Вера потомственных старообрядцев не просто выбор, а суть человека, неотделимая от него, как национальность. Они бережно хранят ее, называют детей полными именами (коверкать имя — уничижать ангела-хранителя), надевают в храм косоворотки и сарафаны. Они — рядом с нами и — сами по себе. Вот уже больше 300 лет…

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины - сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.

Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.

Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.

Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом. Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе.

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Чем еще отличались староверы

Староверы не имели права бриться, поэтому они все ходили с бородами. Не курили, не ругались. Никакого сквернословия от старовера услышать нельзя! Мальчики носили косоворотки, а уже зрелые мужчины — кафтаны. Женщины у староверов должны быть одеты в сарафан, платок на голове обязателен. И никакой косметики! В волосы заплетали ленточки разных цветов, это и было украшение. Никаких резинок, бантов и прочих атрибутов.

Семьи у староверов были большими, детей было много. Их с ранних лет приучали к физическому труду, обязывали слушаться и почитать родителей. Все дети уважали старших, не имели права ослушания. Достигнув семилетнего возраста, ребенок уже ходил в церковь, держал пост, стоял службы. Это считалось обязательным. В каждой семье так принято. Дети изучали письмо, учились читать, старославянский язык было учить обязательно.

Многие (да почти все) староверы использовали в повседневной жизни обереги и талисманы. К ним относились: крест, посуда (определенная), четки, лестовка, книги. Молитва и имя тоже считались оберегами, только словесными. Пост держали все. Считалось, что именно он помогает соединиться телу и душе. Обязательно староверы ограждали себя от ненужных людей, посторонних, порой злых. В современной жизни, конечно, это сделать очень трудно, даже невозможно. Ведь каждый день, по разным причинам, приходится знакомиться и общаться с совершенно различными людьми. Уединиться сложно, отойти от общества — вообще невозможно.

Как староверы проходили обряд крещения

Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.

Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.

Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).

Погребение староверов

Этот обряд тоже очень важен. Ведь человек отходит в мир иной. Сразу после смерти тело должны быть обмыто, нельзя медлить ни минуты. Сделать это нужно было быстро, очистить тело от грехов земных. Гробы изготавливали специальные. В «последний путь» обязательно провожали православной молитвой.

"), я, честно говоря, призадумалась. Америка Америкой, а в нашем огромном Красноярском крае тоже есть целые поселения староверов. Их быт, обычаи и образ жизни вызывают не только интерес, но и уважение. Это – совсем другой мир, о котором, к сожалению, нам известно очень и очень мало.

О староверах в литературе упоминается большей частью в связи с их фанатичной преданностью вере, и гораздо меньше написано об их нелегкой жизни вдали от "мира", и о том, как меняются их устои под воздействием цивилизации. О сибирских староверах известно и того меньше.

Точную дату образования поселений староверов на территории Туруханского района Красноярского края не может назвать ни один исследователь, но большинство сходится на том, что староверов начали ссылать туда еще в XIX веке. Они жили уединенно, общинами либо отдельными семьями.

К 60-м годам ХХ века из общин образовались небольшие постоянные поселения. Официально зарегистрированы в качестве населенных пунктов Индыгино, Сандакчес (Вороговский сельский совет), Алинское и Чулково, входящие в Верхне-Имбатский сельский совет. Полностью старообрядческие "самовольные" поселения – Андрюшкино, Колокольный Яр, Каменный Сырой Дубчес, Объединенный, Искуп. Отдельные семьи староверов проживают в населенных пунктах Подкаменная Тунгуска, Бор и Ворогово.

У староверов особый взгляд на мир, на свое место в нем и предназначение. И прежде всего, особенность мировосприятия заключается в делении ими мира на "свой" и "чужой". Поэтому и власть в понимании староверов тоже делится на "внутреннюю" и "внешнюю". Внешняя насаждается государством, на территории которого они проживают, и еще со времен патриарха Никона и царя Петра ассоциируется у них с Антихристом.

Внутренняя же власть – это власть наставника, живущего строго по их религиозным канонам, и требующего от других того же. Наставник избирается на общем сходе, но вместе с тем он – не должностное лицо, а, скорее, духовный отец. Он олицетворяет собой авторитет, уважение, доверие селян, к нему обращаются по любым спорным вопросам, а то и просто за советом.

А основной закон староверов – вовсе не Российская Конституция, а древнерусская Кормчая, или по-гречески – Номоканон. Правила жизни и быта, которые прописаны в старом фолианте, действуют до сих пор. Живы и главные древние законы – осуждение воровства, блуда, убийства. И, поскольку страх перед Божьим судом у староверов сильнее, чем перед судом государственным, для них предпочтительнее соблюдение внутренних законов. Однако если внутренний закон вступает в противоречие с внешним, староверы все же подчиняются последнему.

Свою веру, унаследованную от предков, староверы считают единственно правильной и всеми силами стремятся сохранить ее в неизменном виде. При этом в отличие от русских староверов в других странах, наши сибирские староверы изолируют себя от широкого общества. Также на сохранение веры направлено поддержание единого и традиционного образа жизни и существование особой системы оберегов.

Обереги у староверов делятся на словесные, материальные и связанные с питанием. Они охраняют здоровье, а также обеспечивают спасение в день Страшного суда.

Оберегами, связанными с питанием, являются посты как средство подчинения тела душе. К словесным оберегам относятся молитвы, личное имя и календарь, к материальным – крест, книги, посуда, лестовки.

"Лестовки – это что-то типа четок. На языке староверов лестовка или лествица – означает "лестница". Она представляет собой украшенную ленту, четыре треугольных "лапостника" на которой – это Евангелия. Узелки на лестовке называются "бобочки". По лестовкам считают молитвы и поклоны".

"Традиции староверов сложились до раскола и основаны на устоях православия и патриархальности. Их бытовые устои регламентируются книгами, в которых определены правила общежития. В семьях читают "Цветник", "Христовы страсти", "Златоуст". Некоторые правила передаются от старших к младшим устно.

Староверы говорят не "спасибо", а "Спаси, Христос". За столом один читает вслух: "Благослови пропитаться". Старший отвечает: "Бог благословит". Чтобы выпить, нужно сказать "Благослови питье". Каждый кусочек хлеба или перемену кушанья надо ознаменовать. Поел – нужно сказать: "Спаси, Христос". Чтобы что-то сделать, нужно спросить благословение у старшего, даже, например, чтобы налить воды в умывальник".

Староверы чтут Домострой, поэтому сохраняют многие традиции. В семьях таких семьях авторитет мужчины неоспорим. "Когда молодых венчают, жена должна мужу в ноги поклониться, а он ей – только в пояс. Если жена от мужа ушла, то не будет ей уже второго брака, так в книгах написано. Женщины знают "свое место" и в доме, и в церкви: мужчина деньги зарабатывает, женщина должна рожать и с детьми сидеть".

Мужчины не курят и не сквернословят, не стригут бороды и не бреются. Пожилые мужчины носят черные кафтаны ниже колен. Парни ходят в рубашках-косоворотках. Женщинам нельзя красить волосы, губы, ресницы. За это могут и в собор не пустить. В быту они носят сарафаны, голову покрывают платком (раньше под ним носили повойник – старообрядческую шапочку, под которой замужние скрывали лоб и волосы). Мальчики тоже носят косоворотки, а девочки – сарафаны, как их матери, на головах – украшение из лент.

Детей в семьях много, но в доме их не видно и не слышно. Они воспитываются в вере, почитают родителей и не вмешиваются в разговоры старших, но с раннего возраста приучаются к труду.

"Ребенок до семи лет считается младенцем. Как только он перешагивает этот рубеж, к нему предъявляют определенные требования. Теперь вместе с взрослыми он обязан соблюдать пост, учиться соблюдать режим молитв. Детей учат сразу и русской грамоте, и чтению по-старославянски, чтобы уметь читать старинные книги.

Пока ребенок приобретает первый опыт в духовной жизни, с него строго не спрашивают соблюдения правил, существуют послабления. По мере роста ребенка требования возрастают, формируется чувство ответственности, неотъемлемой частью которой является наказание. Например, при проявлении непослушания ставят молиться, если ребенок заленился, должен отбить 40 земных поклонов. При несоблюдении режима молитв лишают пищи".

Староверы не хотят изменять свой уклад жизни и брать что-то новое из мира "антихриста". Но полностью отрешиться от этого мира у них не получается.

Если до перестройки мужчины охотились, сдавая пушнину государству, а их поселения являлись отделениями совхозов или госпромхозов, то потом с потерей этого заработка им пришлось устанавливать новые связи с внешним миром. Вот и появились в их быту предметы "антихристовой" жизни - снегоходы и моторные лодки, мотоциклы, современная мебель, различные украшения. Молодые староверы занялись коммерцией, в поездках пользуются мобильными телефонами, "на стороне" понемногу осваивают компьютер и Интернет, кое-где появились телевизоры и средства связи.

Изменились и многие обычаи. Например, по-новому играются свадьбы и выбираются невесты. Конечно, чаще всего их присматривают из верующих в соседних деревнях или с Ангары. Но бывает, приезжают и из Америки. Допускается теперь даже брать невест из неверующих, если они крестятся. Появились и официально зарегистрированные браки.

В результате контактов с жителями окрестных сел и поездок в города понемногу разрушается единство общины. Староверы разделились на "крепких" и "некрепких". "Крепкие" полностью соблюдают все правила своей веры, избегают контактов с "мирскими", не развлекаются. "Некрепкие" зачастую допускают отклонения от канонов.

"Крепкие" староверы – это в большинстве люди пожилого возраста, и их становится все меньше. Значит, разрушается связь поколений, основанная на традициях, канонах веры. И сложно представить, что ждет новое поколение, если эта связь когда-нибудь прервется…

Как видно, в результате вынужденных контактов с современной цивилизацией, нарушения изоляции староверческой общины постепенно разрушается ее единство, теряется самобытность. Поэтому для ее сохранения необходимо найти новый путь развития, сочетающийся с верой и устоями предков.

Каким, на ваш взгляд, может быть этот путь?

Татьяна Каскевич , специально для etoya.ru

Использованные фотографии и исторические материалы: memorial.krsk.ru, watermike.narod.ru, archive.photographer.ru

Появление староверов связано с церковной реформой, которую провел московский патриарх Никон в середине XVII века. Целью реформирования было сближение русской церкви с греческими традициями, путем внесения изменений в ритуалы поклонов и священные тексты. В частности, имя Христа по новой традиции нужно было писать с двумя буквами «И»; креститься следовало не двумя перстами, а тремя; крестный ход дозволялось совершать против солнца; во время богослужения трижды провозглашать аллилуйя (ранее - дважды).

Для человека неверующего эти изменения могут показаться незначительными, однако подобное посягательство на традиции вызвало неодобрение в народе. В результате появились раскольники (староверы, старообрядцы), которые наотрез отказывались принимать новые принципы богослужения.

В чем разница между староверами и старообрядцами

Формально староверы и старообрядцы – это два обозначения одной и той же группы, которые появились в разное время. Есть и третье понятие – раскольники, которое появилось сразу после реформы Никона и употреблялось для обозначения непокорных людей, не желающих принимать измененные традиции.

Сами приверженца традиций называли себя староверами или древнеправославными христианами. Понятие же «старообрядцы» появилось только в XIX веке и являлось компромиссным. Однако верующие не считают этот термин исчерпывающим, так как в нем упор сделан на обрядовую часть.

Обычаи и традиции староверов

Для старообрядцев характерно сохранение уклада и мышления русского крестьянства XVI века. Они сознательно отвергают современные общественные отношения и живут по традиционной вертикали, где мужчина является бесспорным главой семьи и кормильцем. Аборты и контрацепция у старообрядцев запрещены, поэтому их семьи многочисленны – по 6-10 человек. Младшие безоговорочно подчиняются старшим.

Мужчины по обычаю носят бороду, женщины покрывают голову платком даже ночью. Спорные достижения цивилизации типа интернета и телевидения среди старообрядцев прямо не запрещены, однако пользуются ими единицы. Зато иметь автомобиль или обрабатывать поля сельскохозяйственной техникой многие из них не чураются. Живут в основном натуральным хозяйством.

Староверы Инглинги - кто они

У понятия «староверы» есть еще одно значение, которое никак не соотносится с реформой Никона. Ввели его инглинги, считающие, что староверие – это православие, которое исповедовали предки до насильственной христианизации Руси. Православие в их понимании – исповедование Старой Веры Расы Великой. Они славят ПРАВЬ – мир языческих богов.

Создателем движения инглингов является Александр Хинкевич – общественный деятель из Омска. Одним их самых почитаемых божеств инглиизма является Род, объединяющий в себе предков человека и ставящий ему задачи, которые тот должен выполнить перед своим воплощением на Мидгарде.

Священные тексты этого религиозного движения собраны в «Славяно-Арийские Веды». Сборник этот, по мнению экспертной комиссии, содержит признаки экстремизма, которые заключаются в провозглашении превосходства Белой Расы, поэтому зарегистрированные объединения инглингов были закрыты, а основатель движения Александр Хинкевич был осужден.

Староверы в тайге (видео)

Найти в современном городе староверов достаточно трудно. Они стараются всячески отгородиться от остального общества, а потому местом своего проживания часто выбирают отдаленные районы или непроходимые леса.