Одно из семи чудес света храм артемиды. Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской

Храм Артемиды (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Утраченное чудо - вот так поэтично назовет гид то, что вы увидите на месте некогда величественного храма Артемиды Эфесской. Зрелище, скорее, жалкое - от развалин почти ничего не осталось, кроме восстановленной из обломков одной колонны. А ведь их было 127! Каждая 18 метров в высоту - подарок одного из 127 царей.

Храм Артемиды - одно из семи чудес античного мира, описанных историками. Находился в греческом городе Эфес, сейчас это турецкий Сельчук. От некогда величественного храма сегодня остался едва просматриваемый фундамент и одна колонна - из 127!

Храм, по красоте и величию которому не было равных, как писали историки, входит в число семи чудес света. Он располагался в греческом Эфесе. Сегодня это город Сельчук, в провинции Измир, в Турции. Первый храм в честь богини охоты Артемиды был построен в середине 6 века до нашей эры. Согласно легенде, в 356 году до нашей эры, ночью произошел пожар - гражданин Эфеса поджёг храм, чтобы прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным, хотя все старались его забыть. В официальных документах преступник не называется, обозначен как «один безумец».

К началу 3 века до нашей эры храм был полностью восстановлен. Деньги на постройку нового чуда света выделил Александр Македонский. Был сохранен прежний план, только здание было поднято на высокое ступенчатое основание. Одну из колонн сделал известный скульптор того времени Скопас. Предполагается, что алтарь - работа скульптора Праксителя.

В 263 году святилище Артемиды разграбили готы. Во времена императора Феодосия Первого были запрещены все языческие культы, потому храм Артемиды в Эфесе закрыли. Мраморную облицовку с него стали растаскивать местные жители для своих построек, колонны начали падать, а их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. Даже место постепенно забылось. Отыскать следы лучшего храма Ионии сумел английский археолог Вуд в 1869 году. Полностью фундамент святилища был вскрыт только в 20 веке. А под ним были обнаружены следы храма, сожжённого Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, сейчас находятся в Британском музее.

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.

Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.

В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.

Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.

Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.

Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.

Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.

Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.

Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.

Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.

В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.

Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.

Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.

Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.

Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».

К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.

Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.

Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.

Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).

Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.

Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.

Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.

Экскурсии к храму Артемиды

Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.

Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).

Посещение самой достопримечательности бесплатное.

Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.

Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.

Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира.

Строительство храма

Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс был дан на откуп архитектору из Кносса Харсифрону. Под его руководством были возведены стены и колонны. Пост главного архитектора после его принял его сын Метаген. На завершающем этапе строительством руководили Пеонит и Деметрий.

Когда в 550 году до нашей эры строительство было завершено, перед местным открылись двери храма. Пусть сегодня и не удалось воссоздать прежнего великолепного убранства храма, сомнительно, чтобы архитекторы не постарались на славу. Известно, что статуя самой богини была из золота и слоновой кости.

Длительные археологические раскопки позволяют представить храм Артемиды Эфесской. Это огромное здание, размерами 105 на 51 метр. Это восемнадцатиметровые колонны, в количестве ста двадцати семи, поддерживающие потолок. Согласно легендам и слухам, число колонн соответствовало числу греческих властителей, ведь каждый из них по одной подарил храму.

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.