Марийские заговоры и заклинания на марийском языке. Марийская магия

Так возникли религии. С точки зрения физики это даже кое-как объясняется тем, что некие молитвы возрастают в силе от своего многократного повторения из десятилетия в десятилетие.

Так же возникли места силы или намоленные места – старые церкви, бывшие капища и прочее того же рода.

Как с точки зрения истории, так и религиоведения, да и просто из человеческой любознательности интересны любые религии. Но есть и еще силы, к которым привыкли обращаться люди, более того, с которыми они, по их мнению, могут взаимодействовать. Речь в данном случае идет о магии. Все если не знают, то, по крайней мере, слышали о том, что это обращение к силам зла или добра, соответственно, черная или белая магия. Но бывает магия стихий, отдельных духов и прочего, ведь понятия добра и зла вообще условны в магическом понимании.

Довольно интересным по своей самобытности, а также давности образцом является марийская магия. Марийцы – один из самых древних народов, населявших землю. Первоначально они чтили множество богов, называя их всех юму, но был и верховный, так сказать, бог всех богов, называемый ними кого юму. Все эти божества делятся в понимании народа на три группы и у каждой из групп своя сфера действия.

Так, марийские заговоры для процветания, плодородия и вообще мира на пару с благополучием должны быть обращены Юлян юмо – животворящему богу, Агавайрем юмо – богу всего творческого. Это боги светлых стихий.

Если кто-то, из марийцев стоит на распутье в жизненной ситуации, перед ним сложный выбор и он в растерянности, надо проводить ритуалы, посвященные богам, отвечающим за судьбу, за течение времени и за удачу. Марийские обряды на помощь в принятии решения и разрешении сложной ситуации обращены к Прыш юмо и Мер юмо, который является у них богом согласия. Можно еще просить помощи у бога всех милостей и добра, имя которому Кугу Сергалыш.

Марийская магия особенна тем, что ее обряды якобы позволяют выбирать не то что пол, судьбу своего ребенка еще до его рождения. Правда, просить о таком могут не все, а только посвященные. Впрочем, все население передает просьбы такого рода через них. Как правило, это прошение о том, чтобы ребенок был благочестив или скромен, реже, чтобы был наделен какими-то способностями и умениями. Религия марийцев говорит о том, что судьба каждого ребенка пишется на небесах задолго до его появления на свет. Если ребенок родился, изменить уже можно мало что. Это утверждение – своеобразный отголосок того времени, когда люди считали себя беспомощными и полностью зависящими от богов. Так проще было объяснять неудачи, несчастные случаи и прочие неблагоприятные стечения обстоятельств. Это, по сути, свойство всех древних религий. Как и во всех видах магии, тот, кто просит о чем-либо, расплачивается.

Так что если просить о чем-то не хорошем, расплата не то, что не заставит себя ждать, но наступит вдвойне и очень скоро. Хотя может подождать и грянуть в качестве наказания за грехи жизни в загробном мире.

Марийская магия

Марийская магия - актуальная тема для нашего региона, как и магия Чувашии, Кировской области и Мордовии. Про нее действительно очень мало написано, большинство не владеет компьютером и обычно знания передаются не в «печатном издании». Марийская магия, магия земли- одна из сильнейших сил, как бы ее не называли деревенской, не относились к ней с оттенком полупрезрения, начитавшиеся магической литературы волна новоявленных экстрасенсов и космоэнергетов, считая ее простушкой. Она в своем принципе та же магия Вуду нашего региона. Естественно нам привычнее почитать все иностранное. Один из примеров марийской магии: бабуля сидит на завалинке своего дома, дешевенькое круглое зеркальце в холстяном мешке из-под картофеля, ее полузакрытые глаза и тихий неразборчивый шепоток. Крайне мало найдется экстрасенсов, способных остановить смерть человека, чью жизнь и здоровье она забирает. Это не пугающее начало. Очень многие марийцы так и не приняли христианство, оставаясь детьми хозяев лесов. Обычно все жители деревни знают - эта роща добрая, эта злая. Здесь просишь добро, здесь зло. Сила рощи разумная, приближенная к полной материализации реальности запроса, при этом мощная, изворотливо, по - житейски, хитрая,как и любой из нас разумный мыслящий организм. Например, парень говорит девушке "люблю" - это одно. Парень говорит девушке "люблю" в роще, практически это обряд помолвки, обряд обязательств, который при случае его отказа несёт за собой перечень очень серьёзных проблем, т.к. роща, как алтарь, и развенчать бывает очень проблематично. В простонародье это будет опять называться порча, в действительности - наказание за неисполнение взятых обязательств. В социуме - незнание законов тоже не освобождает от ответственности. Но в то же время, несмотря на свою жесткость, впрочем, как и любая другая система, настолько же разумна и имеет другую сторону медали. Если колдун имеет право доступа, достаточно четко знает законы и соблюдает их, не уничтожая все направо и налево (при этом уничтожая в первую очередь себя и клиента), нагромождая ком пресловутых врагов и порчи, которых в действительности нет, идет путем не потребителя - эту силу всегда возможно отправить домой. Уходит она медленно, в течение 5-7 дней, "вытекает" - я бы это назвала так, и что самое интересное, обратно в этого человека она не возвращается. А если ее настоятельно пытается этот же колдун отправить обратно, идет наказание этого колдуна и заказчика, вплоть до летального исхода, в этот момент хозяин рощи сам творит суд, как и любой хозяин за превышение власти и невыполнение его решения.

Марийская магия-магия земли. Сегодня я хотела бы попробовать описать некоторые характерные симптомы проявления работы марийской магии.Первые симптомы: слабость,боли под лопаткой с пятикопеечную монету.Повышенная потливость(обычно пот холодный),судороги рук(если брали в руки).Судороги ног - особенно по ночам.У мужчин - полная апатия к сексуальной жизни.У женщин прыгает менструальный цикл,вплоть до полного его прекращения.Наиболее эффективное поле поражения все же до пояса,там где поле земли имеет большую силу для среднестатистического человека. Многие, наверное, часто замечали людей,которые любят сидеть на корточках.Это правда другая тема.Чирьи и вспышки жадности до параноидальности у совершенно добродушного и нежадного человека,неожиданность поступков,когда муж внезапно уходя из дома,пытается забрать курицу из холодильника,это все же Чувашия,но довольно часто это проделывается и в Марийской магии.

Почитатели марийской религии признают Единого Бога; Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежегодно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.

История возникновения Марийской Религии.

До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога; Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог - Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за:

Спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого - бог светлого мира (юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо) ;

Милость, праведность и согласие - бог судьбы и предопределения жизни (Прыш юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо) ;

Всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни - богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).

Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле.

Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад. После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в магию, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа - хозяина - двойника (водыж), души (чон), духовной ипостаси (шырт). Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Юмо), его образом.

Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, с помощью марийской магии, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Юмо.

Марийская религия (магия), как более древняя, оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить своё единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального гнёта Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII - XIX веках.

Жизнь каждого ребёнка задолго до его рождения начинается с небес. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи - покровители, представляемые в образе божества Вуй мбал юмо, телесной души (чон) и двойников - образных воплощений человека рт и шырт.

Религия марийцев учит, что человек, поступая праведно получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь и загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.

Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь как в направлении Бога, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла.

Религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради её сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям.
В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию.

Марийская религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев. Эти формы марийской религии составляют основу духовных и магических ценностей марийского народа.

Религиозная жизнь приверженцев марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять все марийцы, образуя тем самым временнуюрелигиозную общину марийского народа (национальная община)

.

Марийская религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество.

Почитатели марийской религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым(магическим) действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу - Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы.

Религия марийцев и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства.

Ритуалы, молитвенные собрания и массовые моления в зависимости от значимости и статуса (семейные, общинные, окружные, всеобщие и т.п.) инициируются и проводятся либо отдельными членами общины, либо по решению всей общины или её старейшин, а при необходимости в согласии с другими общинами или их старейшинами. Важной частью их проведения является магическое освещение или жервоприношение, проводимые в различных формах и сопровождаемые особыми молитвами и заклинаниями. Освящаются и жертвуются: продукты питания, птица, скот или деньги.

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, который община устанавливает согласно традиции и внутреннего договора. Календарь обязательно учитывает положение луны, а затем солнца.

Семья - основа человеческого общежития, одна из основ существования человека и общества. Брак признаётся священным и его расторжение порицается. Важнейшим признаётся взаимосвязь между поколениями - почитание старших со стороны молодёжи и абсолютная ответственность у старших за воспитание новых поколений. Вступление в брак с иноверцами в религиозных канонах не осуждается и всецело зависит от мнения самого человека, его родителей и семьи.

Для вступления в брак священнослужителя нет ограничений, за исключением случаев, когда он сам накладывает на себя такой обет.

Подобным отношением обусловлена исключительная сила марийского приворота.

Важной частью воспитания личности является участие в жизни общины через участие в её трудовой и религиозной жизни. Участие в магической жизни не ограничивается посещением молений, но и активным участием в их организации, проведении ритуалов и обрядов через прямое выполнение обязанностей и послушание старшим. Важным для последователя Марийской Традиционной Религии является усвоение как форм и содержание религиозных обрядов, так и правил проведения, принятых в общине и оговариваемых в молитвах и речах, сопровождающих ритуалы.

Система сильного почитания сыновьями матерей,мужья в этой семье то же находятся в сильной зависимости и подчинении.Ритуал прост,до безобразия,сыновей с детства и мужей с первых дней совместной жизни,опаивают своей мочей,переодически и регулярно.Эффект и результат поразительный.Привороты на извините,за столь "грязный топик" на менструальной крови и мертвой воде отдыхают,как не состоятельные и по сравнению с этой системой выглядят не состоявшимися...При этом нужно отметить,что до тех пор пока,нет противостояния этой системе,мужчина здоров и достаточно перспективен,как обычный нормальный,как каждый из нас.

В марийскьй магии,практически большая часть работы проводится на перекладах,перекидах и т. д.В ход идет все,что есть под рукой зола.головешка,яйца,вода.Есть очень интересный ритуал,что бы не быть уволенным с работы.Берутся две сосновые шишки,начитываются на клиента и его непосредственного начальника,скрепляются между собой расплавленным воском,в некоторых местах сильно и многократно обвязываются красной ниткой,ложатся в укромное место.Несмотря на кажущуюся наивность и простоту ритуалов,достаточно действенные методы по результатам.

Лет 15 назад у меня был случай,который мне памятен до сих пор.Как бы не говорили,что все марийцы язычники.95%населения православные,крешеные.И уж извините действие магии в действительности ослабленно.Есть маленький процент,действительно язычников.
Вот в этот процент мне в свое время и пришлось ввязаться.Девушка собиралась выходить замуж,пришли свататься.В это же время,кто то из "сердобольных" соседей подбросил начитаную головешку.Сесть за стол не успели,ни выпить ни поесть.Начался скандал с дракой,в котором НЕВЕСТА пырнула ножом жениха.Вот эта невеста и была моей клиенткой.Вот и наивность магии.В Звенигороде например повальная страсть работать на воде.Под Кленовой горой предпочитают золу.

В принципе в подклады,подкиды,переклады,перекиды и т.д. идет все,начиная от шелухи семечек,мха,яиц,подлива воды с покойника или просто с больного человека,что бы перелить-перевести болезнь на другого человека.Очень хорошо работает пшено,головешки,зола.Магия марийцев и чувашии полностью адаптированна,на все,что есть под рукой в обиходе.Волосы,ногти и т.д.Знаю,женщину,которая ставит людям деньги на тараканах.Знаете работает и действительно нормально,их предварительно начитывают и в банке закапывают в землю,процедуру повторяют несколько раз.Марийцы,например очень любят начитывать и вшивать порчу в швы подушек,главное,когда успевают.Любят работать на булавки,иглы.Чувашская магия очень распостраннена на подкид в чужой дом сплетеных узелочках,узелок к узелку..Все подклады и подкиды обычно если это металл,рекомендуется с начиткой ложить перед выбросом в соленой воде.Сгораемое отчитать и сжечь.Своим клиентам рекомендую,приносить мне и отправляем обратно,через кладбища.

Хотелось бы поднять вопрос.Практически всегда все подклады и т.д. имеют целевую направленность.И когда,говорят,что другой человек наступил,взял или сьел.Это действовать не должно,т.к. обьектомработы и заказа был не он.Правда не всегда так происходит,как хотелось бы.Первое, в любом случае происходит распыление работы в среду.Любая начитаная, сделаная,налитая система в физическом мире в любом случае не находится в замкнутом пространстве.Второе,по проинципу подобное,притягивает подобное.Человек с те ми же грехами или проблеммами,оказался не в то время не в тот час.Ослабленный эффект порчи,но он начинает присутствовать.Третье,родственные связи:сын-отец,мать-дочь.У меня был случай,когда пьяная подруга мамы,девочки клиентки,которую мать с дочерью провожали после гулянки домой.На что то обидевшись в пьяном бреду,стала проклинать свою подругу,а дочка подруги вела,ту под руку.Проклятье прошло,мама пьяная,ей хоть бы,что.Коснулось по родственной связи,мать-дочь.С этого момента девочка получила,синдром эпилепсии.Сама полноценно эпилепсия не прошла,а синдром с приступами,вошел и прочно.После работы с девочкой,та женщина умерла,а вот синдром мы с ней снимали после этого еще несколько месяцев.



Овда - Марийские предания о ведьмах


«Посмотри на меня: Я – овда. Я безумна и я мудра, я старуха и я девица, я живу, хотя я мертва. Мои волосы – это ветер, мои глаза – это ночь, в моем сердце нет крови, моя душа пуста. Не живая, но и не тленна. Я – овада и песнь – это слово мое, и слез не знают мои глаза. Крови требуют мои губы. Боли требуют мои пальцы. Мои волосы – корни древа, мое платье – ночная мгла. Я – овада и я свободна, я – овада и я – раба» (из финно-угорского эпоса).
Овда – это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).

Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. «Чудь белоглазая» - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым («водянистым») цветом глаз и волос. «Чудь» - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов.

Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на «красных девиц» и «добрых молодцев». В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков («Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир» - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики).

Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный «баланс» - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу – не больше и не меньше.

Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним «девицу-огневицу» или иначе «огневку» из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).

Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и «злую» судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее «черная» душа не покинет тело.

До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее «добрые бабушки» проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья!

И еще об овде… теперь с точки зрения этнографии.

ОВДА, Г о выда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда». Полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Иногда Овда – великаны (поэтому их называют кугу калык «большой народ», кужу е «высокий человек», кужу чапан «большестопый»).

Там, где Овда-великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык «гора Овды»). Овда способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса (ср. опкын). Иногда Овда имеют крылья (шулдыран айдеме-шамыч «крылатые люди») или принимают облик птиц (кайык Овда «Овда-птица»). Овда устраивают свадьбы – Овда сяан, во время которых (под утро) они с криками пролетают по небу (МФ 1991, 228). Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает).

На своих свадьбах Овда поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овда живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее. В одной быличке Овда кува не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото (230). У Овды всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной (их можно узнать по повернутым назад ступням) и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой быличке Овда заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег.

Устраивая свадьбу, Овда просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овда любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овде, роднятся с ними, мужчины-Овда сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овда крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны (ср. монча кува). Тем, кто им понравится, Овда помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию.

Если же им отказывают в какой?либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей). В быличке мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую (= дикую) девушку – Овда ядыр «девушка-Овда». Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его (236-237). Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют ир айдеме, ир е‰ «дикий человек», ир ядырамаш «дикая женщина».

В другой быличке Овда ядыр вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья (ср. вувер, Азырен), но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает (227-228). Любимое развлечение Овды – катание на белых лошадях (чаще ночью, но иногда днем), которых они могут заездить до изнеможения.

Поскольку ступни Овды повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове (иногда говорят, что лошадь, на которой едет Овда, бежит задом-наперед). Лошадь, на которую вскочила Овду, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить (например, большой рыбой). Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине.

В быличке пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов (228-229). В другой быличке мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется яма (овраг). Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу (233-234). Овда были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овда вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом (235).

В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать – Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (238-239).

В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овда способны к перевоплощению. В быличке Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес.

Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо.

С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (225-227). В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный «антигерой». Встреча с Овдой вызывает несчастье (ср. таргылтыш), неудачу в охоте (вызванную, видимо, проклятием самой Овды). Иногда Овда предстает как существо с одной ногой (ср. пийнерешке), поэтому бегает зимой на одной лыже.

Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Некоторые верят, что Овдой становится некрещеный младенец, рожденный вне брака и умерщвленный или брошенный матерью. Обычно Овда живет в лесу, где можно слышать, как она хлопает в ладоши и смеется. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы.

Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения (ср. монча ия). Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем.

Встреча с Овда повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Иногда Овда живет в озере или стоге сена. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась. Овда часто устраивают свадьбы.

Если человек, узнав, где проедет свадебный поезд, выставит на его пути угощение, Овда в благодарность оставляют монеты. Если же, зная о проезжающем свадебном поезде Овда, не выставить никакого угощения, Овда проклинают (Sebeok 1956, 86-87). «Яга-баба – абда или обача может быть искаженное татар. [...] убыр, чуваш. вубур, малоросс. упырь, польск. upior; он у чуваш съедает луну (затмение луны)» (Золотницкий 1877, 24). См. также Овыча, Тятя.

Эта актуальная тема для нашего региона, как и магия Чувашии, Кировской области и Мордовии. Про нее действительно очень мало написано, большинство не владеет компьютером и обычно знания передаются не в «печатном издании». Марийская магия, магия земли- одна из сильнейших сил, как бы ее не называли деревенской, не относились к ней с оттенком полупрезрения, начитавшиеся магической литературы волна новоявленных экстрасенсов и космоэнергетов, считая ее простушкой. Она в своем принципе та же магия Вуду нашего региона.


Естественно нам привычнее почитать все иностранное. Один из примеров марийской магии: бабуля сидит на завалинке своего дома, дешевенькое круглое зеркальце в холстяном мешке из-под картофеля, ее полузакрытые глаза и тихий неразборчивый шепоток. Крайне мало найдется экстрасенсов, способных остановить смерть человека, чью жизнь и здоровье она забирает. Это не пугающее начало. Очень многие марийцы так и не приняли христианство, оставаясь детьми хозяев лесов. Обычно все жители деревни знают - эта роща добрая, эта злая. Здесь просишь добро, здесь зло.

Сила рощи разумная, приближенная к полной материализации реальности запроса, при этом мощная, изворотливо, по - житейски, хитрая,как и любой из нас разумный мыслящий организм. Например, парень говорит девушке "люблю" - это одно. Парень говорит девушке "люблю" в роще, практически это обряд помолвки, обряд обязательств, который при случае его отказа несёт за собой перечень очень серьёзных проблем, т.к. роща, как алтарь, и развенчать бывает очень проблематично. В простонародье это будет опять называться порча, в действительности - наказание за неисполнение взятых обязательств. В социуме – незнание законов тоже не освобождает от ответственности. Но в то же время, несмотря на свою жесткость, впрочем, как и любая другая система, настолько же разумна и имеет другую сторону медали. Если колдун имеет право доступа, достаточно четко знает законы и соблюдает их, не уничтожая все направо и налево (при этом уничтожая в первую очередь себя и клиента), нагромождая ком пресловутых врагов и порчи, которых в действительности нет, идет путем не потребителя - эту силу всегда возможно отправить домой. Уходит она медленно, в течение 5-7 дней, "вытекает" - я бы это назвала так, и что самое интересное, обратно в этого человека она не возвращается. А если ее настоятельно пытается этот же колдун отправить обратно, идет наказание этого колдуна и заказчика, вплоть до летального исхода, в этот момент хозяин рощи сам творит суд, как и любой хозяин за превышение власти и невыполнение его решения. Марийская магия-магия земли. Сегодня я хотела бы попробовать описать некоторые характерные

Симптомы проявления работы марийской магии.

Первые симптомы: слабость,боли под лопаткой с пятикопеечную монету.Повышенная потливость(обычно пот холодный),судороги рук(если брали в руки).Судороги ног - особенно по ночам.У мужчин - полная апатия к сексуальной жизни.У женщин прыгает менструальный цикл,вплоть до полного его прекращения.Наиболее эффективное поле поражения все же до пояса,там где поле земли имеет большую силу для среднестатистического человека. Многие, наверное, часто замечали людей,которые любят сидеть на корточках.Это правда другая тема.Чирьи и вспышки жадности до параноидальности у совершенно добродушного и нежадного человека,неожиданность поступков,когда муж внезапно уходя из дома,пытается забрать курицу из холодильника,это все же Чувашия,но довольно часто это проделывается и в Марийской магии. Почитатели марийской религии признают Единого Бога; Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежегодно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.

История возникновения Марийской Религии и магии До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога; Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог – Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за: - спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира (юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо) ; - милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни (Прыш юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо) ; - всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).
Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле. Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад.
После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в магию, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа – хозяина – двойника (водыж), души (чон), духовной ипостаси (шырт).

Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Юмо), его образом. Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, с помощью марийской магии, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Юмо.

Марийская религия (магия), как более древняя магия Она оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить своё единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального гнёта Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII – XIX веках. Жизнь каждого ребёнка задолго до его рождения начинается с небес. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи – покровители, представляемые в образе божества Вуй мбал юмо, телесной души (чон) и двойников – образных воплощений человека рт и шырт.
Религия марийцев Она учит, что человек, поступая праведно получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь и загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.

Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь как в направлении Бога, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла. Религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради её сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям. В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию. Марийская религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев.


Эти формы марийской религии составляют основу духовных и магических ценностей марийского народа. Религиозная жизнь приверженцев марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять все марийцы, образуя тем самым временную религиозную общину марийского народа (национальная община). Марийская религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество. Почитатели марийской религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым(магическим) действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу – Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы. Религия марийцев и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства.

Ритуалы, молитвенные собрания и массовые моления в зависимости от значимости и статуса (семейные, общинные, окружные, всеобщие и т.п.) инициируются и проводятся либо отдельными членами общины, либо по решению всей общины или её старейшин, а при необходимости в согласии с другими общинами или их старейшинами. Важной частью их проведения является магическое освещение или жервоприношение, проводимые в различных формах и сопровождаемые особыми молитвами и заклинаниями. Освящаются и жертвуются: продукты питания, птица, скот или деньги. Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, который община устанавливает согласно традиции и внутреннего договора. Календарь обязательно учитывает положение луны, а затем солнца.

Семья – основа человеческого общежития, одна из основ существования человека и общества. Брак признаётся священным и его расторжение порицается. Важнейшим признаётся взаимосвязь между поколениями – почитание старших со стороны молодёжи и абсолютная ответственность у старших за воспитание новых поколений. Вступление в брак с иноверцами в религиозных канонах не осуждается и всецело зависит от мнения самого человека, его родителей и семьи. Для вступления в брак священнослужителя нет ограничений, за исключением случаев, когда он сам накладывает на себя такой обет. Подобным отношением обусловлена исключительная сила марийского приворота.