Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации. Бог ацтеков – покровитель природы

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя . Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по двадцать дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней.

Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Ацтекский пантеон примечателен еще и тем, что он полнился огромнейшим количеством, так называемых, второстепенных богов. Второстепенный бог ацтеков в большинстве случаев выполнял функции покровителя конкретного племени или рабочей касты, например ремесленников или торговцев. Были в числе локальных божеств и примечательные существа, такие как бог Солнца у ацтеков, бог судьбы и бог покровитель жертвоприношений.

Говоря о пантеоне второстепенных, локальных божеств в первую очередь стоит упоминать бога ацтеков, выполнявшего функции защитника воинов и известного сразу в нескольких обличиях: Вицлипуцли или Уицилопочтли - “южный колибри”, бог войны. Ацтеки не просто почитали этого бога, они боялись его как смерти, поскольку Уицилопочтли это еще и солнечный бог плодородия ацтеков, покровитель столицы империи, города Теночтитлан. Насколько можно судить, практически все божества ацтеков, связанные с Солнцем, в той или иной степени были связаны и с плодородием, с основой жизни крестьянина, простого жителя империи.

Уицилопочтли - бог ацтеков, внушавший ужас.

Матерью Уицилопочтли, как и многих других ацтекских божеств, была богиня Коатликуэ, а отцом - великий Мишкоатль. Окружение Вицлипуцли, бога ацтеков, его семья, напрямую указывает на роль и статус этого божества. К слову сестрой воинственного бога ацтеков была прекрасная Малинальшочи, богиня-волшебница.

Легенды, касающиеся ацтекского покровителя войны, были записаны в мифологических хрониках Мешикайотль. Согласно мифам, его сестра пыталась обить мать, узнав, что та забеременела от перьев. Однако ужасающий древний бог ацтеков прознал о планах сестры и в нужный момент, в военном облачении выпрыгнув из чрева матери, убил сестру и четырехсот ее приспешников. В качестве урока другим богам, Уицилопочтли, бог ацтеков, забросил отрубленную голову сестры и других заговорщиков высоко на небо, где они стали луною и звездами.

Уицилопочтли - бог солнца у ацтеков, защитник Теночтитлана.

Легендарный Вицлипуцли был не только племенным божеством, но и прославленным волшебников. Изначально важность его для индейского народа была невелика, однако, после формирования ацтекской империи в местный пантеон богов были внесены существенные нововведения, в результате которых Уицилопочтли, бог солнца у ацтеков, стал тем, кем он стал. Согласно мифам, появившимся в качестве подспорья религиозным реформам, будущим божеством войны, во время борьбы за власть, был свергнуть предыдущий бог солнца у ацтеков - Нанауацин, который занимал это почетное положение на протяжении многих сотен лет.

Бог ацтеков - племенной покровитель.

Ацтекский пантеон многогранен и многолюден. Общее количество богов, включая бесконечные обличия верховных богов и локальных божеств, переваливает за отметку в несколько сотен.

Религия занимала огромное место в ацтекском обществе. У ацтеков был целый пантеон богов, каждый из которых управлял определённой сферой жизни людей. Но большинство их них объединяла кровожадность. В нашем обзоре 15 фактов о самых значимых представителях ацтекского божественного пантеона

1. Число богов


В пантеоне ацтеков было более сотни богов. Некоторые боги также имели по несколько имен, причем в зависимости от используемого имени менялась и сущность самого упомянутого бога. Боги ацтеков порой освещали самые невероятные проявления мироздания и цивилизации.

2. Двуличие



Многие боги ацтеков были двуликими. Двуликость, как правило, обозначала склонность к добру и злу. Характер таких божеств мог меняться в зависимости от ситуации. Любопытно и то, что двуличием повелевал отдельный бог – Ометеотль.

3. Гендерная «дискриминация»


В мифологии ацтеков присутствуют, как боги-мужчины, так и боги женского пола (во всяком случае, ровно на столько, насколько понятие пола можно применить к божеству). Однако, на долю мужчин приходилось две трети пантеона, в то время как женщины занимали всего треть.

4. Кровожадность



Ацтеки, как создатели одной из наиболее узнаваемых цивилизаций земли имели весьма кровожадный пантеон. Многие религиозные ритуалы требовали человеческих жертв. Жертвоприношения богам осуществляли жрецы в пирамидах солнца и луны.

5. Шипе-Тотек



Бог сельского хозяйства, пор года, ювелирного дела Шипе-Тотек согласно верованию насылал на людей болезни и ненастья. Он был одним из самых «кровожадных» . Во время жертвоприношений в его честь, жрецы исполняли ритуальный танец облачившись в снятую с жертв кожу.

6. Тлалок - бог-кувшин


Бог дождя и сельского хозяйства Тлалок считался одним из самых благонадежных. Иногда он изображался в виде кувшина. Считалось, что он насылает град, заморозки, наводнения, а также подагру и ревматизм. Любопытно, что утопленники или умершие от подагры, попадали в рай Тлалока.

7. Камаштли



Бог Камаштли повелевал войной и огнем. Он был таким же задирой и разрушителем, как и его европейские языческие собратья. Любопытно то, что Камаштли почитался как один из создателей мира. Он также отводил павших в бою воинов на небо, где они становились звездами.

8. Бог Уицилопочтли и отрубленная голова


Бог Уицилопочтли также повелевал войной. Согласно легенде, будучи еще в чреве своей матери, он прознал о том, что его же сестра хочет его смерти. Тогда Уицилопочтли выскочил из чрева в воинском облачении, отрубил сестре голову и вырезал 400 своих братьев. После этого он забросил останки родственников на небо. Голова сестры стала луной, а мертвые братья – звездами.

9. Пророчество ацтеков на современном флаге


Флаг Мексики является изображением пророчества бога Уицилопочтли, который повелел людям искавшим землю для обитания найти орла сидящего каменистом месте на вершине кактуса-нопаля и пожирающего змею. Именно это и изображено на флаге.

10. Бездомный бог



Ометекутли – был единственным богом пантеона ацтеков которому не посвящалось храмов. Этот бог повелевал самой жизнью, а потому согласно верованиям ацтеков был повсюду и не нуждался в «точке связи».

11. Профсоюз путан



Богиня Шочикецаль повелевала цветами, артистами, любовью и оберегала женщин древнейшей профессии.

12. Бог марионеток


Ацтеки верили в том, что люди на Земле создавались и уничтожались высшей силой три раза подряд. Бог Кецалькоатль – был тем, кто создал людей в четвертый, последний раз (на данный момент) из их же костей.



Были у ацтеков и свои Адам и Ева – Охомоко и Сипактонал. У них родился сын по имени Пилтсинтекахтли, который женился на Шочикецаль. Охомоко у ацтеков была также богиней астрологии, ночи и календаря.

14. Верховный Бог



Каждый ацтекский бог отвечал за определённую сферу человеческой жизни. Но было и высшее божество – бог огня Хаехаетеотли. Во время праздников в его честь прекращались все войны. В качестве жертвоприношения людям, которых решали принести в жертву, вырезали сердца и сжигали их на углях. Ацтеки верили, что таким образом они смогут вернуть благосклонность Бога.

15. Цикл жизни


В отличие от большинства других религий, ацтеки верили в том, что их боги – смертны. Проблема смертности богов в верованиях ацтеков впрочем, сводилась к тому, что, несмотря на конечность бытия, они многократно возрождались.

Мир полон загадок. В Лаосе, например, есть . Возраст разбросанных по долине кувшинов предположительно составляет от 1500 до 2000 лет.

«Боги Ацтеков похожи на других богов региона Мезоамерики. По легенде, родиной древних Богов Ацтеков являются, до сих не обнаруженные археологами - Семь Пещер Чикомосток. Легендарный город Ацтлан, также фигуриует в мифах Ацтеков и считается прародиной ацтекского народа.»

Основной пантеон ацтекских богов: Камаштли Ацтекский Бог звезд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. С помощью небесного свода, Камаштли разжег первый огонь для людей. Камаштли - является одним из четырех богов, которые создали мир. Миктлантекутли Владыка царства мертвых. У Ацтеков, Миктлантекутли являлся богом загробного мира, ада. Миктлантекутли изображался в образе скелета или с голым черепом с торчащими зубами. Его всегда сопровождали сова, летучая мышь и паук. Женой его является Миктлансиуатль. Уицилопочтли Был Богом Ацтеков. Уицилопочтли обещал им, что приведет в благословенное место, где те станут избранным народом для него. Случилось это при вожде Теноче. Шипе Тотек У ацтеков – Бог, связанный с древними божествами весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Шипе Тотек - Бог сельского хозяйства, весны, времен года. Были и другие ацтекские Боги. Список их очень велик. Одно ацтекское божество может иметь несколько имен. Стоит перечислить нескольких из этих Богов: Кетцалькоатль Известный как Кукулькан, пернатый змей является символом большой духовной мезоамериканской культуры, широко представлен в искусстве и иконографии древней цивилизации Ацтеков. Тескатлипока Повелитель ночного неба у Ацтеков, бог войны, неба и земли, Бог памяти предков, Бог времени, антагонист Кетцалькоатля. Тлалок Верховный Бог дождя, земного плодородия и воды. Индейцы боялись гнева Тлалока. Когда Тлалока злился, то он посыл град, гром и молнию.

Правители ацтеков:

Полный список всех правителей Ацтеков: Акамапичтли Годы правления: 1371/6 - 1396 Уилицилипутль Годы правления: 1396 - 1414 Чимальпопока Годы правления: 1414 - 1428 Ицкоатль Годы правления: 1428 - 1440 Монтесума I Годы правления: 1440 - 1469 Ашаякатль Годы правления: 1469 - 1481 Тисок Годы правления: 1481 - 1486 Ауисотль Годы правления: 1486-1502 Монтесума II Годы правления: 1502 - 1520 Куитлауак Годы правления: 1476 - 1520. Куаутемок Годы правления: 1520 - 1521 Народный герой Ацтеков: Несауалькойотль Годы правления Несауалькойотля: (28 апреля, 1402 – 4 июня 1472) - философ, воин, архитектор, поэт и правитель Тлатоани, города-государства Тескоко в доколумбовой эпохи в Мексике.