Княжая пустынь. Княжая Пустынь (Rus) Княжья пустынь

Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривского района - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы на святые места. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.

Между прочим в прошлом здесь находились огромные глухие леса, которые входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за имевшейся здесь пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик, ушедший в монахи, Фома Данилович Цизарев. Ему на этой святой горе, согласно легенде, явилась икона Пресвятой Богородицы. На этом месте построена в 1719 году деревянная церковь.

По данным краеведа Д. Ф. Белокурова, взятым из материалов Патриаршего приказа: "в Княжой пустыни, на реке Княжой церковь существует более 300 лет, и она сооружена усердием Игнатия Фомича Цизарева (сына Фомы Даниловича)". Такая путаница в датах основания, возможно, произошла в связи с тем, что ранее подобная пустынь имелась ниже по течению реки Княжой.

Монастырь в Княжой Пустыни (вероятно, в те времена весь деревянный) упразднен в 1762 году.

А вот каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена на средства Анастасии Степановны Никулиной (потомка Цизаревых) уже в 1842 году. Она, вернее то, что от нее осталось, и остатки деревянной сохранились до сих пор.

К сожалению, снимков вида действующих церквей и кладбища пока не приходилось встречать. Единственные сохранившиеся фотографии Княжой Пустыни у Н. М. Лебедева относятся к 1951 году. К тому времени церкви были уже закрыты и приспособлены под различные социально-бытовые объекты. На снимках хорошо видно, что сняты все купола, тем более кресты, устроены четырехскатные крыши, имеется отопление. В это время здесь работал Пустынский лесоучасток. Зимой строилась ледяная дорога. Лес по ней возили битюги-тяжеловозы по трое саней. В здании кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино.

Панорама Святой горы, или как ее еще называют Романихи, примерно та же, что и сейчас. Но церкви уже не используются, разрушаются. Старые захоронения на кладбище тоже пропадают, утеряны надгробные плиты, памятники, но есть и современные, за которыми следят.

По дороге к Пустыни за деревьями слева были конюшни, и к ним уводило ответвление. Где-то между церквями стояли (еще в то время) знаменитые липы, изгрызанные зубами богомольцев для исцеления от зубной боли. Один обрубок липы сохранился в краеведческом музее.

Позднее, 17 сентября 1955 года над рекой Княжой на высоком мысу открылся Советский лесопункт и одноименный поселок лесозаготовителей. В 2010 году ему исполнилось 55 лет. А деревня Пустынь давно приказала жить. Хотя в последнее время в части пригодных домов жили временно приезжие и даже какой-то монах. По его инициативе с помощью лесопункта на Святом источнике устроена беседка-часовня, по типу которой такую же построили на ефимовом ключе. (к сожалению сгорела в 2010 г.)

Княжая Пустынь - проект, сочетающий в себе русско-славянскую эстетику и натурфилософское мироощущение, выраженное через различные формы искусcтва. Княжая Пустынь - это далеко не только музыка, а музыка Княжей Пустыни - далеко не один жанр или стиль. Проект основан музыкантами из разных частей России, а музыка варьируется от Atmospheric Black Metal до Dark\Neo Folk и Folk Ambient. Лирика и визуальные образы - такая же важная часть творчества Княжей Пустыни, как и музыка, что выводит проект за рамки только лишь музыкального. И сегодня мы представляем вам шанс более глубоко погрузиться в творческий мир Княжей Пустыни и подробнее узнать о доселе не афишировавшихся фактах творческой деятельности проекта из первых уст.
Княжая Пустынь не стремится часто упоминать имена своих участников, и данное интервью - не исключение. Достаточно сказать, что группа отвечала коллективно, и ни на одни наш вопрос не был дан уклончивый или туманный ответ. Впрочем, тот кто жаждет знаний о проекте, при должном усердии найдёт их и без нашей помощи...

Итак, начнём...

WinterHeim: Greetings!

Княжая Пустынь (Knyazhaya Pustyn`) is a project as successful as secretive, not least because you personally don`t aspire to lift up the veil of secrecy which hides the truth. We respect your right for such privacy, but even so we prepared a couple of question, not just to know some moments about band biography, but to understand a history and sense of things, which are directly connected with your creativity.

The first question will touch a very important topic. Tell about how exactly was formed a conceptual base of your project. Did this conception find own form before (or during, maybe) recording of your debut album, or is conception in development period still? How do you assess a way that you have passed? Are you satisfied with result, which you have today?

КП: Project «Княжая Пустынь» is inspired and permeated by spiritual quest, which each member does in his own way. It`s another level and other task, not just making a conceptual music based on some idea limited by frameworks. Foundation for this quest is life itself, education of the soul by living Universe around us, day by day, one event after another. This is quest for the roots, ancestral identity, an attempt to touch the universe and attempt to find kinship in people, both near and random. We can say that it is an experience realized through the images that each member has acquired in his life"s journey.

It would be prematurely to speak of results, because only a little bit of our potential is released. Ahead are the new stages of the path to be overcome.

Княжая Пустынь is not assumed, not high-coloured, but really existing place in Kostromskaya oblast (Central Russia). Why did you choose exactly this name for your project? What does this name mean for you and is it connected with your personal experience? Aren’t you bothered with the fact that this place of power in new history is associated exceptionally with Christian orthodox religion?

The Place, as well as its name, conveys that state of mind in which a man may stay in full harmony – external and internal. A real personal experience is required here, philosophic insinuations are not enough. Княжая Пустынь is one of those places (and there are plenty of them all across the world) where in silence, contemplations and inner prayer you can find the truth.

Княжая Пустынь is not just a band, or one-man project. It`s a whole unity of people with different visions, musical tastes and creative specializations. How is the writing process in your formation going? Are you working on music together, equally imbedded in a process or is there one person, who creates all basis and then roughly explains to other, what they need to do? Is it comfortable for you to work with each other and in regime which you have chosen?

Geography of the band extends from central part of Russia to Eastern Siberia. Band works remotely.

In spite of thousands of kilometers which divide us, it does not slow down the creative process. Considering the studio basis of project, work in this mode is comfortable to all members.

Album creating process itself in general is realized through simple scheme: the independent preparation of the material - the formation of the framework for future work - merging together all findings and then proper shaping. After that follows work on the details, mixing and design.

In 2013, Княжая Пустынь declared about itself by release of debut full-length album called «Вечность » («Eternity»). Despite, that the public branded your style as Atmospheric\Ambient\Folk\Black Metal, it is not quite correct in our opinion. Surely, all these elements have their place in your music, but they are rather forming something their own, something unique and different, subordinated only to their composers ideas, not to the genre patterns. Am I correct? How do you estimate this album today, two years after its release? Are you satisfied with this album and did this work embody your original musical vision of your project?

This album displays the most initial vision of the project at the time in its laconic, somewhat utold, but also a holistic form. "Eternity" - a symbiosis of leisurely course of time, Russian aesthetics and self-contemplation. The characteristic sound, instruments and techniques used in the recordings, presentation of the material are specified by its creative task, spiritual quest and nothing else.

Simple album title reflects the essence of it. All styles and symbols are just a form, the shell in which content is available in particular environment. The sound itself is what important.

The next album called «Марево » («Mirage»), which was released year after, continued the musical way of « Вечность » album. But on "Марево " many new elements occured, which were expected by someone and feared by others. What can you say about your relatively fresh creation? What are the main musical and conceptual differences between "Марево " and «Вечность »? And vice versa, what components did you decide to leave and to develop further, and why? Are you satisfied with results?

It does not make sense to explain the album concepts, since the whole point is represented in the most understandable way - projections of images in sound. These are the images that will eventually become brighter.

Specifically, "Mirage" is necessary and important step on creative way and on the path of life as well, and its purpose and essence are not separable. Subjects which were touched upon in this record can be projected on anything, regardless of external factors in certain periods of spiritual development. They can be valid in their own way at any time, but in current era they become more important.

The peculiarity of the second album "Mirage" is in its relative completeness. In many respects this step was caused by the particular circumstances of that time, a sense of impending changes. Album artwork particularly reflects this: for example, the conceptual frame that surrounds the booklet page is based on the principles of traditional folk art and does not contain any excess elements. It can be read like a book.

More recently, the conceptual work entitled «Сплетение » was released - split album in which you participate on an equal basis with friendly projects | and Лесной Танец . What can you tell us about this release and its basic concept? What do you think about friendly projects, which intertwined their stuff with yours into one piece? Is it an ordinary record for you, or did you compose tracks for this split-album with a special enthusiasm?

"Сплетение" was born as an experiment. The idea of making an album together was born in the period of work on our first album. The split with "Княжая Пустынь " and «|» (at that time called "to the North") was originally planned, but the circumstances made it a little different. A positive aspect of work postponement was the emergence of the third participant - "Лесной Танец", Andrew project (designer of "Княжая Пустынь" albums artworks). In fact, all the participants of "Сплетение" are related to " Княжая Пустынь" in one way or another. Percussion, some ethnic instruments and vocals performed by Alexander from «|» can be heard on the album "Марево".

Tracks of "Лесной Танец" from "Сплетение" were recorded back in the years of 2005-2009, which was a long before we joined our forces in "Княжая Пустынь", but idea fell perfectly into the overall outline of the album. In addition, Andrew took up instruments again for the first time after five years of creative break and recorded bass, various percussion and folk instruments for "Княжая Пустынь".

This work was originally conceived with the members of these projects, and in this case the concept was formed more clearly only at the end of the work - experience of cooperation was based on trust, and the result of this experience turned out to be an album in the form in which it was.

Conceptual part of CD is the result of similarity between directions of search and interference, which are united by an important clue - a direct kinship between human and Nature.

The next topic is lyrical component of Княжая Пустынь . What is the greatest source of inspiration for your lyrics – is it personal experience, tradition and folklore or historical and artistic exploration and appeals to interpretations of dubious works such as "The Book of Veles"? What is the aim of your lyrics, what are the main topics which you are trying to convey to the listener through the lyrics?

The main source of inspiration for the lyrics is primarily the Russian Nature – northern one and taiga. The author of lyrics has spent many years within the Arctic Circle and in his mature years he acquainted with taiga and its endless beauty, which made him conscious of fact that modern man has lost his connection and harmony with Nature. These experiences became the impulse to creativity and rethinking of human values, which subsequently formed the basis for the poetic side of "Княжая Пустынь".

Let"s talk about the artwork of your releases. Usually you use for it very picturesque and colorful photos of Russian nature. As far as I know, the one who works on it all is official member of the band (Andrey), and this is his role in Княжая Пустынь . Does this mean that your visual side is inextricably linked with your musical and ideological sides and each of the sides can’t be imagined without others? And why did you choose a photos, not the painting or graphic for example?

The band members try to make each album not just a CD with music, but some kind of an artifact, independent, integral and, if possible, harmonious both inside and outside.

We decided to use photos as cover art because Andrey was engaged in nature photographer for more than 15 years and he had accumulated a really solid archive of photos. In addition to Siberian panoramas, there is a footage made by other band members in other parts of Russia used for CD design, and these photos look equally good that once again confirms the unity of the natural spirit.

Creating a good booklet is a considerable work, which eats up enormous amount of time and intellectual resources. And we must pay tribute to Andrey, because he does his job brilliantly. He also created a drawings which were used on our last two releases.

Connection of our musical, visual and ideological sides exists and it is unbreakable. One without the other in the creativity of "Княжая Пустынь" is unthinkable as for today.

All albums of Княжая Пустынь were released by Der Schwarze Tod – a very respectable label in Russland as for today. Tell us about you cooperation with this label and their chief KN. Are you happy with such cooperation? Do you plan to continue your cooperation in the future?

Project members are satisfied with collaboration with Der Schwarze Tod label and all our further works are planned to be released with its direct assistance.

What is your attitude towards today"s pagan communities/organizations? How do you think, do they bring revival of pagan culture and faith, or are they just making everything more confused and departing even further from visions of the past? And what is the way of the future in your opinion - the restoration of the old or the creation of a new?

Our attitude towards them is ambiguous, different. There are those who sincerely and thoroughly trying to create something good, acting on their heart, and there are those whose views are not fully clear. The original tradition of our ancestors are now virtually suspended, and there will not be ability to recreate it on base of any scientific research or intuition, as long as there is the attempt to "recreate". Living Tradition is meant to live and to be born like a living creature and to be transmitted from generation to generation like a seed. Reconstruction is not able to reproduce all the nuances and subtleties of its former greatness. Many things that once had sacred meaning are transferred in new interpretation now, which is full of speculation.

Most likely, the little part that still remained from the true antiquity (if not in form but at least in spirit), is preserved in so-called national "grandmother Orthodoxy."

Man is born free by nature and should remain so until the end of his way metered by gods.

Russian man must to go ahead. At the same time he must use what is still left from the past to maintain the integrity – the present as the unity of the past and the future. The one who seeks will find, the one who walks will overcome the distance and the one who keeps fire in his heart will stay warm.

What can you tell us about the modern stage of the CIS (Russia in particular)? Are there any bands and projects that you can call your friends and colleagues or simply recommend to listen to? Who can you call worthy among the foreign hordes?

Companions who passed together and experienced an important part of the way together with us are the projects and members who participated in "Сплетение" and on Княжая Пустынь albums.

Tell us about the plans for the future. How soon will you record and release new material and should we expect any surprises from you at this time? Are you looking at the future with optimism?

It is very useful to look at things with optimism, but to do it objectively is even better. It is too early to talk about the terms new material realization at present moment, but work slowly continues, and the process of work comprehension is connected with some transcendental experience, so to speak. Initially there are new, perhaps even unexpected approaches to everything used. But again, these are just outward forms, and whatever they were, the essence remains the same.

Thank you for your answers. Your final words) ...

In the search for truth always go forward, hold the hands of your people and those who need your support. No matter how difficult it can be, do not lose faith and keep the Light in your hearts!

WinterHeim: Приветствую вас!

Княжая Пустынь – проект настолько успешный, насколько и скрытный, не в последнюю очередь из-за того, что вы сами не стремитесь приподнимать покровы тайн, под которыми скрывается истина. Мы уважаем ваше право на неразглашение, но всё же подготовили несколько вопросов, цель которых – не просто узнать какие-то моменты биографии Княжей Пустыни, а понять историю и смысл вещей, непосредственно связанных с вашей творческой деятельностью.

Первый вопрос затронет весьма важную тему. Расскажите о том, как именно была сформирована концептуальная основа вашего проекта. Концепция уже была чётко определена до или в период записи вашего дебютного альбома, или же концепция до сих пор находится в периоде частичного формирования? Как вы оцениваете пройденный вами путь? Довольны ли вы результатом, что уже достигнут вами на сегодня?

КП: Проект «Княжая Пустынь» вдохновлён и пронизан духовным поиском, который по-своему ведёт каждый из участников. Это совсем другой уровень и иная задача, нежели просто делать концептуальную музыку, взяв за основу ограниченную рамками идею. В основе такого поиска лежит сама жизнь, воспитание души окружающей нас живой Вселенной, день за днём, событие за событием. Это и поиск корней, и родовой идентичности, попытка коснуться мироздания и попытка обнаружить родство в людях, как близких, так и случайных. Можно сказать, что это опыт, реализованный через образы, который каждый из участников приобрел на своём жизненном пути.

О результате говорить преждевременно, поскольку реализована лишь малая толика потенциала. Впереди новые этапы пути, которые предстоит преодолеть.

Княжая Пустынь – не выдуманное, не приукрашенное, а вполне реально существующее место в Костромской области. Почему вы выбрали именно это название для своего проекта? Что это название означает для вас и связанно ли оно с каким-то вашим личным опытом? И не смущает ли вас того факт, что данное место силы в современной истории ассоциируют исключительно с христианской православной религией?

Место, как впрочем, и его название, передаёт то состояние духа, в котором может пребывать человек, находясь в полной гармонии – внешней и внутренней. Здесь необходим действительно личный опыт, и одних философских измышлений не достаточно. Княжая Пустынь - одно из тех мест (а их в мире великое множество), где в тишине, созерцании и внутренней молитве постигается истина.

Княжая Пустынь – это не просто группа и не проект одного человека. Это целое объединение людей с довольно разными взглядами, музыкальными вкусами и творческими специализациями. Как проходит процесс сочинения материала в вашем коллективе? Вы сочиняете музыку вместе, в равной степени вкладываясь в процесс, или же есть один человек, который создаёт всю основу и примерно объясняет, что нужно делать другим? Удобно ли работать в таком составе и в том режиме, который вы избрали?

География коллектива простирается от центральной части России до Восточной Сибири. Группа работает дистанционно.

Не смотря на разделяющие тысячи километров, творческий процесс это не тормозит. Учитывая студийную плоскость проекта, работа в таком режиме достаточно комфортна для всех участников.

Сам процесс создания альбома в целом происходит по простой схеме: самостоятельная наработка материала - формирование каркаса будущей работы - слияние воедино всех наработок и собственно придание формы. Далее следует работа над деталями, сведение и оформление.

В 2013-ом году Княжая Пустынь заявила о себе дебютным полноформатным альбомом «Вeчность». Несмотря на то, что публика окрестила вас как Atmospheric\Ambient\Folk\Black Metal проект, нам видится это не совсем корректным определением вашей музыки. Конечно, все эти элементы имеют место быть, но эти элементы скорее стараются образовать что-то своё, что-то совершенно иное, подчинённое только задумке авторов, а не признанным правилам этих стилистик. Насколько верно подобное суждение? Как вам видится этот альбом сегодня, спустя два года после его выхода? Довольны ли вы альбомом «Вечность» и насколько хорошо данная работа воплотила ваше изначальное музыкальное видение проекта?

Данный альбом максимально отображает изначальное видение проекта на тот период времени, в его лаконичной, отчасти недосказанной, но одновременно целостной форме. «Вечность» - это симбиоз неторопливого хода времени, русской эстетики и самосозерцания. Характерный звук, инструменты и приёмы, используемые в записях, подача материала обусловлены её творческой задачей, духовным поиском, и ничем другим.

Простое название альбома отражает всю его суть. Все стили и обозначения - всего лишь форма, оболочка, в которой содержимое является доступным в условиях конкретной среды. Важен сам звук.

Следующий альбом под названием «Марево», вышедший годом позже, продолжил музыкальный путь альбома «Вечность». Но при этом на альбоме «Марево» появилось множество новых элементов, появление которых кто-то ожидал, а кто-то наоборот - опасался. Но что вы сами можете сказать о своём, относительно свежем творении? В чём заключаются основные музыкальные и концептуальные отличия альбома «Марево» от предыдущей работы? И наоборот, какие элементы вы решили оставить и усерднее развивать, и почему? Довольны ли вы проделанной работой ?

Концепции альбомов не имеет смысла объяснять, так как вся суть представлена в максимально понятном виде – проекциями образов в звуке. Это образы, которые со временем становятся ярче.

Конкретно альбом «Марево» является нужным и важным шагом как на творческом пути, так и на жизненном, и его назначение и суть не разделимы. Затрагиваемые темы можно спроецировать на что угодно, вне зависимости от внешних факторов в определённые периоды развития души. Они могут оставаться актуальными по-своему в любое время, но в нынешнюю эпоху приобретают большую значимость.

Отличие второго альбома «Марево» кроется в его относительной завершённости. Во многом этот шаг был вызван конкретными обстоятельствами в тот период, ощущением грядущих перемен. Оформление альбома в частности отражает это: например, концептуальная рамка, которая окружает страницы буклета, построена по принципам традиционного народного искусства и не содержит ни одного лишнего элемента. Её можно читать как книгу.

Относительно недавно также была выпущена концептуальная работа под названием «Сплетение» - сплит-альбом, в котором вы принимаете участие наравне с дружескими проектами I и Лесной Танец. Что вы можете рассказать об этой концептуальной работе и её основной концепции? Что вы думаете о дружественных проектах, сплетавшие свой материал с вашим в единое целое? Для вас это рядовая работа, или же к сочинению треков для данной работы вы подошли с каким-то особым трепетом?

"Сплетение" родилось как эксперимент. Идея сделать совместный альбом родилась еще в период работы над первым альбомом. Изначально планировался сплит «Княжая Пустынь» и «|»(в то время еще проект «На Север»), но обстоятельства сложились немного иначе. Положительным моментом переноса сроков работы стало появление третьего участника – «Лесной Танец», проекта Андрея (оформитель альбомов «Княжей Пустыни»). По сути, участники «Сплетения», так или иначе, имеют отношение к группе «Княжая Пустынь». Партии ударных, некоторых этнических инструментов и вокала в исполнении Александра из «|» можно услышать на альбоме «Марево».

Треки «Лесного танца», представленные на «Сплетении», были записаны ещё в 2005-2009 годах, то есть задолго до объединения, но их идея идеально легла в общую канву альбома. К тому же, Андрей впервые, после пятилетнего творческого перерыва снова взялся за инструменты, записав для «Княжей Пустыни» партии баса, различной перкуссии и народных инструментов.

Данная работа изначально была задумана с участием именно этих проектов, и в данном случае концепция более чётко сформировалась лишь к концу работы – опыт сотрудничества заключался в доверии, и результатом этого опыта оказался альбом в том виде, в котором он есть.

Концептуальность диска - результат сходства направлений поиска и взаимовлияния, которые объединены общим важным ключом - прямой родственной близостью человека к Земле, Природе.

Следующая тема – лирическая составляющая Княжей Пустыни. Что является большим источником вдохновения для создания лирики – личный опыт, традиции и фольклор, или исторические и художественные изыскания и обращения к интерпретациям весьма сомнительных произведений, таких как «Велесова Книга»? В чём заключается цель текстов, какие основные темы вы пытаетесь донести до слушателя по средству лирики?

Основным источником вдохновения для лирики, служит в первую очередь Природа – северная и таёжная. Автор много лет прожил за полярным кругом, а уже в зрелые годы произошло знакомство с тайгой и её бескрайними красотами, повлёкшими осознание утраты современным человеком гармонии с природой. Эти переживания послужили толчком к творчеству и переосмыслению человеческих ценностей, которые впоследствии и легли в основу стихотворной стороны «Княжей Пустыни».

Отблески вдохновения также черпаются из русской литературы, поэзии, пейзажной живописи и фольклора.

Поговорим о художественном оформлении ваших релизов. В основном, при оформлении альбомов вами используется весьма живописные и красочные фотографии природы, Русской природы. Насколько мне известно, фотографиями и всем дизайном занимается один из полноправных участников группы, и именно в этом и заключается его роль в творчестве. Означает ли это, что для вас художественная сторона неразрывно связана с музыкальной и идеологической, или одно без другого не мыслится? И почему ваш выбор пал именно на фото, а не скажем, на художественный арт например, или ту же графику?

Участники группы стараются сделать так, чтобы каждый альбом был не просто музыкальным диском, а являлся неким артефактом, самостоятельным, цельным и, по возможности, гармоничным как внутри, так и снаружи.

Выбор фотографий в качестве оформления был обусловлен тем, что Андрей занимается фотографией природы уже более 15 лет, накопив изрядный архив. В оформлении дисков, помимо сибирских панорам, использованы и кадры, снятые участниками группы в других частях России, и смотрятся они одинаково гармонично, что лишний раз подтверждает единство Природного духа.

Создание хорошего буклета – немалый труд, съедающий колоссальные временные и интеллектуальные ресурсы. И надо отдать должное Андрею, со своей задачей он справляется блестяще. Ему также принадлежат рисунки, используемые в последних двух работах.

Связь музыкальной, художественной и идеологической сторон существует, и она неразрывна.

Изданием альбомов Княжей Пустыни занимается весьма котируемый в последнее время на Руси лейбл Der Schwarze Tod. Расскажите, как вам работается с этой конторой и лично с K.N. Довольны ли плодами совместного сотрудничества? Планируете ли продолжать ваше сотрудничество в будущем?

Плодами сотрудничества с лейблом Der Schwarze Tod участники довольны, и все следующие работы планируется и впредь выпускать с его непосредственной помощью.

Каково ваше отношение к сегодняшним языческим общинам\организациям? По вашему мнению, они несут возрождение языческой культуры и веры, или же они просто «баламутят воду», отходя ещё дальше от воззрений прошлого? И что, по вашему, есть путь в будущее – восстановление старого или же создание нового пути?

Отношение неоднозначное, разное. Есть и те, кто искренне и обстоятельно пытается создать что-то доброе, идя от сердца, есть и те, чьи воззрения не ясны до конца. Изначальная традиция наших предков сейчас практически прервана, и уже не удастся её воссоздать ни на основе научных исследований, ни на основе интуиции, до тех пор, пока существует попытка его «воссоздавать». Живая традиция на то и живая, чтобы рождаться, словно живое существо, и передаваться, как семя, из поколения в поколение. Реконструкция не способна воспроизвести все нюансы и тонкости былого величия. Многие вещи, имевшие сакральный смысл, сейчас передаются в новой интерпретации, исполненной домыслами.

Скорее всего, то немногое, что ещё сохранилось от истинной древности, если не по форме, то хотя бы по духу, сохранилось именно в так называемом народном, «бабушкином православии».

Человек от природы рождён свободным и должен таковым оставаться до конца отмеренного ему Богами пути.

Русскому человеку нужно идти вперед. При этом, используя то, что еще осталось, чтоб сохранялась целостность – настоящее, как единство прошлого и будущего. Ищущий - найдёт, идущий - преодолеет пространство, а хранящий в своём сердце огонь - обогреется.

Что вы можете поведать о современной СНГ сцене (и Российской в частности)? Есть ли банды и проекты, которых вы можете назвать своими друзьями и соратниками, или которые вы можете просто порекомендовать? Кого вы можете назвать достойным из зарубежных банд?

Соратниками, с которыми совместно пройдена и пережита важная часть пути, можно назвать проекты и участники, которые представлены на «Сплетении» и альбомах Княжая Пустынь.

Расскажите о планах на будущее. Как скоро ожидается запись и выпуск нового материала и стоит ли ждать каких-либо приятных сюрпризов с вашей стороны? Смотрите ли вы в будущее с оптимизмом?

С оптимизмом бывает очень полезно на вещи смотреть, но еще лучше – объективно. О сроках реализации нового материала на данный момент пока ещё рано говорить, но работа неспешно идёт, а сам процесс осмысления работы, связан с получением трансцендентного опыта, если можно так это назвать. Изначально используются новые подходы ко всему, возможно, даже неожиданные. Но опять же это всего лишь внешние формы, и какими бы они не были, суть же останется сутью.

Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривской земли - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы со всего костромского Заволжья. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.

Чтобы попасть в ныне брошенное село Пустынь, надо пройти 7 километров от поселка Советский. На картах к нему ведет дорога от Воймаса, но на деле это разбитая лесовозная дорога затерянная в тайге, так что проще проехать через Георгиевское и Николу.


Река Княжая

В прошлом эти огромные глухие леса, входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за святой пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик Фома Данилович Цизарев.


Общий вид Княжей пустыни. Литография Г.А. Ладыженского

История такова: помещик, охотясь в лесах, набрел на икону Успения висевшую на большой липе. У него были больные ноги и помолившись иконе он вдруг почувствовал облегчение. А потом и вовсе выздоровел. Это кардинально изменило его жизнь. Он стал мистиком, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы на липе. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.


Современный вид деревянной Успенской церкви

По данным краеведа Д. Ф. Белокурова, взятым из материалов Патриаршего приказа: "в Княжой пустыни, на реке Княжой церковь существует более 300 лет, и она сооружена усердием Игнатия Фомича Цизарева (сына Фомы Даниловича)". Такая путаница в датах основания, возможно, произошла в связи с тем, что ранее подобная пустынь имелась ниже по течению реки Княжой.

Место это чем-то похоже на Красную Горку над Пинегой - простор, потрясающие виды на километры тайги на противоположном низменном берегу реки.

Как уже было сказано монастырь существовал недолго - уже в 1762 г, после смерти основателя, он был покинут братией и упразднен, а храм стал приходским. Но необычное место привлекало людей, и в 1842 г. рядом был построен второй храм - каменный. Он тоже получил название Успенского.


Каменная церковь. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева

В советское время их закрыли. Единственные сохранившиеся фотографии Княжей Пустыни у Н. М. Лебедева относятся к 1951 году. К тому времени обе церкви были приспособлены под различные социально-бытовые объекты. На снимках хорошо видно, что сняты все купола, тем более кресты, устроены четырехскатные крыши, имеется отопление. В это время здесь работал Пустынский лесоучасток. Зимой строилась ледяная дорога. Лес по ней возили битюги-тяжеловозы по трое саней. В здании кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино.


Панорама Святой горы. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева

Панорама Святой горы, или как ее еще называют Романихи, примерно та же, что и сейчас. Но церкви уже не используются, разрушаются. Старые захоронения на кладбище тоже пропадают, утеряны надгробные плиты, памятники, но есть и современные, за которыми следят.


Современный вид кирпичной Успенской церкви

Сейчас в каменной церкви поддерживают порядок, прибрано, стоит стол с иконами. Но люди, как и их предки, не слишком вникают в тонкости христианства. Как и было встарь заведено: если это святое место, значит надо поднести приношение. В церкви, у креста, родников - повязаны ленточки, лежат деньги, конфеты, печенье. Люди чают пользы. И она бывает.

По дороге к Пустыни за деревьями слева были конюшни, и к ним уводило ответвление. Где-то между церквями была (еще в то время) знаменитая липовая аллея. Стволы лип были изгрызены богомольцами. По поверью их кора помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один обрубок липы сохранился в краеведческом музее Кологрива.


Деревня Пустынь. Современный вид.

В 1955 году, над рекой Княжей на высоком мысу, открылся Советский лесопункт и одноименный поселок лесозаготовителей. В 2010 году ему исполнилось 55 лет и он все еще существует. А деревня Пустынь давно приказала жить. Хотя в последнее время в части пригодных домов жили временно приезжие паломники и даже какой-то монах. По его инициативе с помощью лесопункта на Святому Ручью была устроена беседка-часовня, по типу которой такую же построили на Ефимовом ключе. Беседка к сожалению сгорела в 2010 г.

К ней ведет лестница. Она и окружающие деревья густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Такое же изобилие как и в других святых местах куда редко заглядывают священники. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этих источников надо умудриться добраться.

Ручей огибает часовню слева. Справа от нее бьет один родник, немного ниже - еще один. По народным представлениям, один из них с живой водой, другой с мертвой. Действительно, вода у часовни гораздо вкусней.

Фотографии: Кокорин Д., Н. Смирнов

К северу-востоку от Кологрива, на границе Кологривского и Межевского районов, среди бескрайней тайги, на вершине высокой горы находится Княжая пустынь, бывший мужской монастырь. Здесь удивительная по красоте природа, овеянное легендами и преданиями историческое место. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон.
В народе сохранилась легенда о возникновении Княжей пустыни. Основатель монастыря – Цизарев Игнатий Фомич, то ли помещик, то ли купец из г. Кологрива. Во время охоты в этих местах над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божией Матери. И дал Игнатий Фомич зарок поставить монастырь. Слово свое сдержал. На его средства в 1719 году был построен монастырь. В 1762 г. неподалеку от монастыря была построена деревянная церковь. В этом же году по ходатайству верующих приход церкви был узаконен, а монастырь закрыт. В настоящее время находится под охраной государства, как памятник старины.
В 1842 г. на средства родственников Цизарева рядом с деревянной была построена двухэтажная каменная церковь в честь Успения Святой Богородицы. Руководила строительством Анастасия Микулина – потомок Цизарева, она и была основной вкладчицей.
На протяжении столетий сюда стремились попасть богомольцы из разных мест Российского государства. В гору, называвшуюся Святой, нужно было подняться пешком, многие паломники при этом несли тяжелые камни. Слева от церквей, в логу, находились святые источники, почитавшиеся целебными. На горе росли огромные святые липы, изгрызенные зубами тысяч паломников – считалось, что кора этих деревьев способна избавить от зубной боли.
В настоящее время Княжая пустынь, словно оправдывая свое название, пустынна и безлюдна. Оба храма в полуразрушенном состоянии. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Жива и тропинка, проложенная верующими к «Святому источнику». Между церквами и вокруг них сохранились отдельные деревья липовой аллеи. В урочище Княжая пустынь бьет Святой родник – ручей, рождающийся из трех родников. Самой хорошей и целебной считается вода из среднего родника - экологически чистая с элементами серебра влечёт к себе желающих её попробовать и окунуться в купели.
Хочется верить, что это святое и прекрасное место обязательно возродится. Во всяком случае, с каждым годом паломников и туристов становится все больше. В последние годы построена часовня, благоустраиваются святые источники, сделана купальня, построен гостевой дом для паломников. Экскурсии в это намоленное место проводят сотрудники заповедника «Кологривский лес», сотрудники районного центра культуры и досуга Межевского муниципального района Костромской области.

Эзотерик Николай Рерих в очерке «Сердце Азии» рассказал об одной из своих экспедиций в Гималаи. Там же он написал: «Недавно в Костроме умер старый монах, недавно ходивший в Индию».

Исследователь Игорь Минутко в книге «Искушение учителя. Версия жизни и смерти Николая Рериха» поясняет, что упомянутый Рерихом монах преставился в 1925 году. И только через многие годы удалось узнать, что в середине 1880-х годов целая группа костромских старообрядцев-монахов совершила паломничество в Индию и Тибет. Они побывали в древних монастырях, в священном для всех буддистов городе Бенарес в Индии, несколько лет общались с тибетскими мудрецами. Там костромичи получили такие обширные сведения о Вселенной и человеке, какие обычному человеку недоступны. Они получили на руки стелы с вырезанными на них тибетскими идеограммами (символами), где было изложено древнее учение тибетских мудрецов, оно называется «Дюнхор», или «Калачакра».

Вышел на этих «посвященных» в начале 1920-х годов профессор, оккультист Александр Барченко. В 1925 году он возглавил сверхсекретную нейроэнергетическую (оккультную) лабораторию при ОГПУ по изучению паранормальных явлений - биоэлектроники, экстрасенсорики и телепатии. Костромской историк и журналист Константин Воротной утверждает: он встретился в Москве с выходцем из Юрьевца Михаилом Кругловым. В столицу тот приехал, имея при себе стелы с тибетскими идеограммами - письменными знаками, условно изображающими понятие (в отличие от букв, обозначающих звук).

Круглов доложил ученому-чекисту о человеке, который был допущен к святыням Тибета и Индии, а потому обладал знаниями, куда более обширными, нежели сам Круглов. Человек этот жил в Костроме, звали его старец Никитин. В сентябре 1924 года Барченко прибыл в Кострому и лишь только в ноябре встретился со старцем в его доме на улице Сенной.

Никитин смотрел с пониманием

Игорь Минутко описывает пребывание Барченко в Костроме: «Едва появившись в городе, ученый привлек своим «нездешним видом» бдительных работников местного ОГПУ. И хотя стражам революционной законности были предъявлены все необходимые документы, учёный был арестован «до выяснения обстоятельств». При аресте у подозрительного путешественника были изъяты книги по оккультизму и мистике и револьвер системы «смит-вессон». Больше всего смущало оперативников то обстоятельство, что гражданин Барченко прибыл в Кострому без всяких видимых причин - никем не командирован».

И разыскивает ученый какого-то старика Никитина, а это очень подозрительно. Но арест оказался недолгим, уже вечером того же дня Александра Барченко выпустили на свободу. Кто-то явно помог.

На следующее утро в номер коммунальной гостиницы «Серп и молот» постучали, и перед профессором возник молодой человек в новой милицейской форме.

Идемте, гражданин, - приказал он.

Они прошли через весь город и оказались на окраине: низкие домики, канавы со стоячей водой.

Милиционер привел Барченко в покосившийся домик. На крыльце их встретил высокий худой старик в облезлой шубе и в валенках. На морщинистом лице все черты как бы застыли, только глаза смотрели зорко и с пониманием.

Со старцем Барченко провел в Костроме больше месяца - в долгих беседах, а случалось, и спорах. Его собеседник принадлежал к секте старообрядцев-бегунов, вернее, к ответвлению этой секты: «Мы называем себя голбешниками». В разных местностях России они называются по-разному: не только голбешники, но и бегуны, пустынники, скрытники.

В странничестве они организовали целую сеть конспиративных квартир, которая, как рассказывал Никитин, к началу ХIХ века раскинулась от Белого моря до Индии и Тибета. В одной только Костроме полиция обнаружила в середине XIX века более сотни таких явок.

Однако всех тайн этого учения, его практическую сторону старец раскрыть профессору так и не успел - в середине 1925 года Никитин скончался и был похоронен на одном из старых старообрядческих погостов, утверждает Константин Воротной в статье «В поисках Беловодья».

После знакомства с костромскими старообрядцами у Барченко утвердилась мысль совершить экспедицию в Тибет и Индию в поисках тайных знаний, но из-за интриг в руководстве ОГПУ она не состоялась.

Что осталось в Княжей Пустыни

Костромские старообрядцы ходили не только «за три моря». У них, как считают некоторые костромские исследователи, был свой интерес и на севере губернии, в глухих кологривских лесах. Например, в Княжей Пустыни. Кстати, «пустынь» означает уединенное место, обитель. Во времена правления царя Алексея Михайловича, когда начала реформироваться церковь, старообрядцы, спасая свою веру, селились в глухих местах. Вот и в Княжей оказался старец-отшельник.

Эту мысль развил костромской писатель и журналист Владимир Шпанченко. В его книге «Путешествие в Княжую Пустынь» говорится: «В начале 90-х годов, когда стал относительно свободным доступ журналистов в архивы КГБ по Костромской области, мне показали закрытые прежде документы. Так я узнал о заброске немецких диверсантов на территорию нашей области близ Антропова. Среди диверсантов были бывшие кадровые военные РККА из предателей. Были и немецкие офицеры из Анненербе («Наследие предков»). Куда они шли? С какой целью появились в окрестностях Святой горы? Это осталось загадкой. Ясно одно, что эсэсовские ученые из «Наследия предков» если и шли к Святой горе у Княжей Пустыни, то не с целью притащить камни на верхушку горы, как это делали паломники. Перед ними стояли какие-то другие задачи».

Константин Воротной предполагает, что можно было там найти: «Кологрив стоит на отрогах Северных увалов - легендарных Рипейских (Гиперборейских) гор. Именно здесь находилась легендарная страна наших предков - Беловодье. Кологрив был одним из святилищ Беловодья. Лишь многие века спустя географическое положение этой страны переместилось на юг, в Тибет и Индию».

Не исключено, что фашисты планировали найти в Княжей Пустыни хотя бы частичку древних знаний, которые, возможно, до сих пор хранятся внутри самой Святой горы. Знаний, оставшихся как от гиперборейцев, так, возможно, и от костромских старцев, которые когда-то были вхожи к тибетским ламам.

Портал в Гиперборею

Владимир Шпанченко не однажды рассказывал, что видел в Святой горе какой-то вход: «Спустился немного вниз. Держась за кусты, сделал несколько шагов в сторону - и передо мной вырос замшелый монолит четырехугольной формы, высотой метра в три. Впечатление такое, что этот монолит закрывал вход в таинственные пустоты горы. Глядя на него, трудно поверить в то, что он появился естественным образом в отвесной стене».

Исследователя отвлекли, и он махнул рукой на этот самый вход, мол, в следующий раз его найдет. Видел потом еще два раза. Но не получалось его хорошенько рассмотреть. Видимо, не судьба. Даже сфотографировать этот вход Шпанченко не догадался, хотя с аппаратом не расставался. А потом этот самый монолит и вход в гору найти не мог. А ведь, казалось, запомнил: находится недалеко от деревянной часовни, сбоку от старого погоста. Но и другие люди проходят рядом и не видят прямоугольный камень в три человеческих роста. В приватных разговорах с автором этих строк он называл вход в Святую гору порталом гипербореев…

Он же рассказывал, что местные жители Михаил Крутиков и Александр Жиганов однажды во время охоты наткнулись на валун, на котором был виден четкий отпечаток правой человеческой стопы. А уроженец Княжей Пустыни Чистов подростком лазил вместе с друзьями в глубокий колодец. В его стенках ребята обнаружили два прохода, между которыми лежала доска. Судя по всему, там располагался некий тайник. Позже Чистов, плутая по лесу, вдруг увидел дверь в склоне Святой горы. К ней вели каменные ступеньки. Открыть дверь не удалось.

В 1719 году здесь был открыт женский монастырь. Сейчас он не сохранился. Говорят, когда умирала его последняя монахиня, она сказала: «Будут люди ходить по кладу, но никогда его не найдут».

Старожилы рассказывали, что иногда вода в потоках Святой горы светится какими-то блестками. Брали ее на анализ, который определил наличие кристаллов какого-то металла. Возможно, серебра? Однако исследователи думают не о драгоценном металле, они уверены, что глубоко в горе хранятся древние знания, к которым когда-то имели отношение (в том числе доступ) костромские старцы. Всему свое время. Возможно, когда-то и тайна Святой горы будет разгадана.