С принятием христианства на Руси в конце 10 века, вместе с новой верой и религией, в жизнь наших предков и нашу соответственно, пришли обряды и традиции христианства. Было совершено массовое крещение людей - стандартная практика Византии в отношении народов язычников.
Так, через крещение правящей верхушки, Византийское государство закрепляло язычников в своей сфере влияния и старалось уменьшить опасность военных конфликтов в районе своих границ. Сейчас традиция крестить новорождённого малыша сохраняется и соблюдается почти во всех православных семьях, не делают этого только, пожалуй, настоящие атеисты.
Обряд этот церковный и несёт смысл таинства духовного рождения. Совершить его можно в любом возрасте, но чаще всего обряд (таинство) крещения проходят в очень раннем, младенческом возрасте. К крестинам готовятся тщательно и заранее, самое главное - правильно выбрать крёстных отца с матерью. Часто выбор даётся с трудом, ведь кандидат должен быть благонадёжным и порядочным человеком с развитыми духовными качествами личности. Кроме этого, не каждый согласится взять на себя такую ответственность. Церковь считает, что крёстным родителем может стать любой, при условии, что он станет истинным родителем от святого духа в течении всей жизни.
В совершении таинства крещения есть много нюансов, о которых необходимо узнать заранее у священника в церкви и обязательно соблюсти.
Кроме правил и стандартных моментов (крёстные родители должны быть сами крещёными, знать основные молитвы и посещать церковь), есть и запреты. Одним из самых главных является то, что по церковным канонам супругам нельзя быть крёстными одного ребёнка. Это связано с тем, что состоящие в браке уже являются единым целым, а духовное родство, установленное во время совершения таинства выше, чем любой другой союз, даже брачный. В таком случае придётся прекратить все отношения кроме духовного родства. Лишь некоторые священники смотрят на этот момент лояльно, в случае, если брак не заключён в церкви.
Если ситуация складывается так, что у родителей нет выбора и на примете только одна семейная пара, то в виде исключения вполне достаточно выбрать ребёнку одного крёстного родителя, но однополого. Для мальчика - крёстного отца, для девочки - мать.
Есть и другая сторона вопроса почему супругам нельзя быть крестными — это суеверия и приметы.
Хотя церковь осуждает приметы и суеверия, они прочно присутствуют в жизни многих людей. Так, считается, что если муж и жена по крестят одного ребёнка, то либо их брак распадётся, либо ребёнок может умереть. Реальный случай из жизни подтверждает эту примету. Когда родилась моя сестра, родители договорились со своими друзьями - другой супружеской парой и по крестили малышку. Конечно, они слышали, что нельзя, но на дворе были 70-е, делалось всё по-тихому, где искать кандидатов, все ж коммунисты!
Спустя несколько лет сестрёнка тяжело заболела - подозрение на рак крови. Шок, анализы, больницы. Мама молилась своими словами, как могла, от всего сердца, молитв не знала. После очередной порции анализов врачи успокоили, что диагноз не подтвердился. Вернулись из краевой больницы домой и узнали новость: в семье кумовьёв (крёстных дочери), разлад, подают на развод.
В итоге ребёнок выжил, крёстные развелись. Спустя 35 лет умирает от рака крёстный, ещё через год умерла от рака моя сестра (тот выживший ребёнок). На тот момент ей было 42. Совпадение скажете Вы? Возможно. Но может стоит соблюдать правила и не рисковать. В исключительных случаях крёстным становится сам священник, это тоже возможно.
Есть правила и традиции, которые соблюдаются не одно сотню лет, они не нами созданы, но раз живём по ним, в вере наших предков, давайте соблюдать до конца.
Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!
Кратко:
- Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
- Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
- После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
- Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
- Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День «.
— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
— Быть крестным — и почетно, и ответственно.
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .
Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
— А что подарить крестнику?
— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.
— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?
— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.
— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?
— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
— А кто не может быть крестным?
— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
— А кто из родственников может быть крестным?
— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.
— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
О крестных родителях
Наталия Сухинина
«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»
(Из письма читательницы)
Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.
А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?
Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
Кому не знакома такая картинка?
Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.
Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
— Крест носите?
— Молитвы читаете?
— Евангелие читаете?
— Праздники церковные чтите?
И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.
Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».
Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.
— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.
Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.
Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.
Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.
Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.
Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.
Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.
Когда рождается долгожданный малыш, задача родителей - бережно ввести его в мир, уберечь от напастей, поставить на праведный путь. Эту огромную ответственность православные родители разделяют с небесным покровителем и крестными родителями. После обряда крещения, жизнь и судьба ребенка вверяются чаяниям господа и наставлениям крестных родителей.
Как выбрать крестных родителей
Крещение - это церковное таинство, в момент которого определяется дальнейшая судьба души человека. При крещении ребенку определяются крестные родители-восприемники. Как выбрать крестных любимому чаду, кому поручить такую ответственность, могут ли быть крестными муж и жена?
Справедливости ради стоит заметить, что по этому вопросу внутри церкви существуют некоторые разногласия. Имеет место мнение, что в наше время крестными может стать супружеская пара, и это обсуждается. Но эти сомнения теоретические, и на повседневной жизни церкви практически не отражаются. В интересах дальнейшего благополучия крестных и крестников лучше последовать при выборе утвержденному порядку вещей.
Роль крестных в жизни крестника
Согласно церковным правилам, восприемниками при обряде крещения могут быть совершеннолетние православные прихожане. Ведь крестные отец и мать должны стать духовными наставниками ребенку на всю жизнь. Смогут ли, к примеру, ваши знакомые муж и жена быть достойными крестными для вашего ребенка? Ведь их роль только начинается после крещения: они должны приобщить крестника к церкви, познакомить с христианской добродетелью, обучить основам вероисповедания. Это должны быть ответственные, искренне верующие люди, ведь именно их молитвы о крестнике на протяжении всей его жизни первостепенны для Господа. Выбор ребенку крестных - ответственный шаг. Главной является способность этих людей отвечать за крестника перед богом, заботиться о его духовном развитии и направлять его на праведный путь. Церковь считает, что крестный должен принимать все грехи крестника, не достигшего 16 лет, на себя.
Кого не следует выбирать в крестные
При выборе восприемников семья ребенка озадачена проблемой, могут ли быть крестными муж и жена? Например, знакомая семейная пара, близкая семье крестника по духу и по церкви, как нельзя лучше подходит на роль наставников. Их семья - образец согласия, их взаимоотношения пронизаны любовью и взаимопониманием. Но можно ли быть крестными этим мужу и жене?
Могут ли быть крестными муж и жена у одного ребенка? Нет, по церковным законам это неприемлемо. Ибо духовная связь, возникающая между восприемниками при крещении, дает начало тесному духовному союзу, который выше какого-либо другого, в том числе любви и брака. Недопустимо, чтобы супруги могли стать крестными, это поставит под удар дальнейшее существование их супружества.
Если муж и жена в гражданском браке
Сомнение, могут ли быть крестными муж и жена, в гражданском браке состоящие, церковь однозначно решает отрицательно. Согласно церковным правилам, крестными нельзя стать ни мужу с женой, ни паре, находящейся в преддверии брака. Проповедуя православным людям необходимость заключения церковного брака, церковь в то же время считает гражданский брак, то есть зарегистрированный в загсе, законным. Поэтому сомнение, могут ли быть крестными муж и жена, утвердившие свой союз регистрацией в загсе, разрешается отрицательным ответом.
Не могут стать крестными родителями пары помолвленные, поскольку находятся в преддверии брака, а также пары, живущие вместе вне брака, поскольку эти союзы рассматриваются как грешные.
Кто может стать крестным
Могут ли муж и жена быть крестными родителями у разных детей? Да, это совершенно приемлемый вариант. Муж, например, станет крестным отцом сына близких людей, а жена - крестной дочери. Крестными могут стать также бабушки и дедушки, тети и дяди, старшие сестры и братья. Главное, чтобы это был достойный православный христианин, готовый помочь ребенку вырасти в православной вере. Выбор крестного - действительно ответственное решение, ведь он делается на всю жизнь. Крестного нельзя поменять в последующем. Если крестный оступится на жизненном пути, сойдет с праведного направления, крестнику подобает радеть о нем молитвами.
Правила обряда крещения
До обряда будущие крестные проходят в церкви подготовку, знакомятся с основными правилами:
Перед таинством крещения они соблюдают трехдневный пост, исповедуются и причащаются;
Обязательно надевают нательный православный крестик;
Одеваются на обряд подобающим образом; женщины надевают юбку длиной ниже колен, обязательно покрывают голову; не используют губную помаду;
Крестные должны знать и понимать смысл «Отче наш» и «Символ веры», так эти молитвы произносятся во время обряда.
Спорные случаи
В исключительных случаях возникают ситуации, когда у родителей нет другого выбора для крестных, кроме одной-единственной супружеской пары. Сомнения, могут ли муж и жена быть крестными для ребенка, в этом случае более чем актуальны. Надо помнить, что, согласно церковным правилам вполне достаточно определить ребенку только одного крестного, но однополого, то есть мальчику выбираем крестного отца, а девочке - крестную мать.
В каждом случае, когда у родителей возникают индивидуальные вопросы или сомнения, можно ли быть крестными мужу и жене, их следует обсудить со священником во время подготовки к крещению. Редко, но все же имеют место случаи, когда вопрос о том, могут ли быть крестными муж и жена, по особому разрешению и ввиду исключительных обстоятельств церковью решается положительно.
Родители, желающие окрестить ребенка, часто задаются вопросом, могут ли быть крестными муж с женой. Споры на эту тему возникают на православных форумах и среди священников, поскольку существуют как противники, так и сторонники данного мнения.
Почему мужу и жене нельзя крестить одного ребенка
Прежде всего, родители самого ребенка совершенно точно не могут быть крестными. Что касается иных супружеских пар, то после заключения брака муж с женой представляют собой одно целое, и потому не могут быть восприемниками для одного ребенка.
Однако существует мнение, которое опирается на пояснения к указу Святейшего Синода от 1837 года. Каноны говорят о том, что для совершения таинства крещения достаточно одного воспринимающего крестного, соответственно полу ребенка - крестный отец для мальчиков и крестная мать для девочек. Наличие второго восприемника необязательно, таким образом, двое крестных не имеют между собой духовного родства, а потому могут состоять в браке друг с другом.
В большинстве случаев церковь позволяет супругам крестить одного ребенка, если они не были обвенчаны, т. е. их бракосочетание закреплено только юридически, в ЗАГСе, но не по православным обрядам. Также крестным родителям разрешается вступать в брак после совершения крещения, это не разрушит таинство.
Стоит отметить, что в народе ходят ничем не подтвержденные суеверия, по которым мужу и жене нельзя крестить одного ребенка, так как в результате этого их брак распадется и они расстанутся, либо беда придет к ребенку - он тяжело заболеет или умрет.
Кто может стать крестным
Человек, которого хотят видеть крестным, должен обладать некоторыми важными качествами. Прежде всего, он должен быть православным. Человек другого вероисповедания или атеист не допускается к таинству, поскольку суть крещения и назначения восприемника - воспитание ребенка в православии. Единственное исключение - человек католической или протестантской веры, но лишь в том случае, если не нашлось близких православных, желающих крестить ребенка.
Мало быть православным, нужно еще иметь действительно крепкую веру, быть воцерковленным, быть готовым рассказывать крестнику о религии, водить его в церковь. Немаловажную роль играет личное знакомство с этим человеком, поскольку вы доверяете ему своего ребенка.
Как уже было сказано, родители не могут стать крестными, как и посторонняя супружеская пара (за исключением оговоренных выше случаев). Однако другие близкие родственники, даже старшие братья и сестры, подходят на эту роль. Но не стоит упускать из виду, что со временем подростку в некоторых ситуациях было бы легче искать помощи и совета у своего крестного, если тот не является частью семьи.
Важно помнить, что впоследствии ребенка нельзя перекрестить, так как таинство совершается лишь однажды, соответственно, нельзя поменять и крестного.
Если восприемник отказался от своей обязанности по религиозному наставлению ребенка, или проявляет себя еще каким-то дурным образом, то сделать ничего нельзя. Можно лишь молиться за него и надеяться, что он встанет на истинный путь.
Существуют суеверия, по котором незамужней женщине не следует становиться крестной девочки, так как это отрицательно отразится на возможности будущего вступления в брак. Также с опасением относятся к идее выбрать на роль крестного родителя беременную женщину. Такие суеверия категорически отвергаются церковью, они не имеют никаких оснований. Однако стоит действительно подумать, сможет ли беременная женщина или незамужняя девушка со всей ответственностью подойти к воспитанию своего крестника, ведь у одной в скором времени появятся свои заботы, а второй, возможно, не будет хватать жизненного опыта.