Представления о справедливом общественном устройстве платона. Социально-философская мысль xx в

Идею справедливого или идеального государства Платон выдвинул после того, как несправедливо казнили его учителя и наставника – великого древнегреческого философа и мыслителя . Он разработал концепт такого устройства общества, где самопроизвол отдельного человека должен отсутствовать.

Сама логика рассуждений об идеальном государстве приводит в восхищение до сих пор современников. Книгу древнего философа Платона «Республика» изучают в ВУЗах будущие юристы, социологи и философы.

Суть идеального государства Платона

Еще в IV веке до нашей эры люди задумывались о том, какое устройство общества могло бы послужить эталоном. В древней Греции наиболее известной являлась идея идеального государства Платона, которую он вынашивал много лет и пытался найти такого правителя, который бы принял его взгляды и взял модель справедливого управления на вооружение.

Типы государственного устройства

Платон ввел шкалу государственного устройства в обществе, которая представлена ниже (от идеального до худшего):

  • Аристократия. Наиболее справедливое государство, в котором правит меньшинство – лучшие граждане.
  • Тимократия. В государстве такого устройства правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, тем более «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, этим был обусловлен переход к олигархии.
  • Олигархия. В таком государстве уже имеется четкое разделение на богатых, которые являются правителями, и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь первых. Чем больше развивается такое уже не идеальное государство, тем больше оно становится похожим на демократию.
  • Демократия. Такое устройство общества еще более усиливает разобщенность все равно остающихся бедных и богатых классов, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, предметы роскоши и быта, ранее принадлежащие олигархам, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. Демократия далека от справедливости, по мнению философа, он не признавал ее.
  • Тирания. Избыток свободы при демократии в рассуждениях Платона приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по ничем не ограниченной прихоти одного человека – тирана.

Другое устройство общества

Всем выше упомянутым системам государственности, Платон противопоставил свое справедливое идеальное государство. По его представлениям, общество в нем разделено на 3 слоя:

Низший слой – земледельцы, ремесленники и торговцы. Они производят все, что необходимо остальным слоям, они трудолюбивы. Внутри каждого сословия стоит четкое разделение труда: земледелец не может быть торговцем, сапожник не может заниматься земледелием и т.п.

Платон считает, что для благосостояния государства в целом каждый отдельный человек должен заниматься таким делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

Средний слой – воины и стражи. Их основная обязанность – отдать себя полностью на служение государству и его защите от внешней угрозы. Прообраз такого сословия – Спарта . Стражи-воины не должны иметь частной собственности. Они живут и питаются совместно в военных лагерях.

Высший слой – мудрецы (философы) и правители. Эти люди должны посвящать себя полностью управлению и организации процессов в обществе, которые должны поддерживать его устрой – идеальное и справедливое устройство.

Худшее преступление

В идеальном государстве Платона самым худшим преступлением является переход гражданина из одного сословия в другое . Например, когда воин захочет стать правителем. Это не вписывается в рамки фундамента всей системы, и может разрушить ее.

Если же внутри одного слоя общества люди будут переходить от одного занятия к другому – это не является критичным для государства в целом. Однако, как мы знаем, даже одно слабое звено способно нарушить целостность цепи.

Социологические воззрения вообще, размышления людей об устройстве общественной жизни сопровождают весь ход развития мировой цивилизации. Первые такие представления людей можно найти в содержании мифов, сказаний, легенд, эпосов. Далее в более или менее систематической и рациональной форме общественные идеи начинают находить свое отражение в античной истории и философии. Затем обществоведческая тематика проникает практически во все отрасли гуманитарного знания: экономику, литературу, искусство, политику, право.

Бурный рост социологии как науки, освободившейся от прожектерства, фантазии и утопизма, приходится на конец XIX и начало XX века. Сначала в Западной Европе и России, а затем в США стали возникать самые разнообразные социологические направления и школы, которые на многие годы определили идейную и организационную стороны развития мировой социологии и которые по праву признаются ее подлинными источниками и ее составными частями.

Однако, как бы далеко ни уходила в своем развитии общественная мысль, всегда будет отдаваться должное тому периоду, когда ей, пусть в достаточно наивной и порой утопической форме, было положено начало. И этот период — Античность.

Взгляды античных мыслителей

Первое и достаточно полное представление об устройстве общества дали античные философы Платон и Аристотель. Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, создавали теории, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Правда, надо иметь в виду, что в те времена между понятиями «общество» и «государство» не делалось различий и они использование как синонимы.

(427-348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, идеалист, ученик Сократа. Первым в истории трудом по общей социологии считается его произведение «Государство». В своей работе Платон пытался построить модель идеального государства, в котором на паритетных началах сосуществуют три сословия (класса): высший — мудрецы, управляющие государством; средний — воины, охраняющие общество от смуты и беспорядков; низший — ремесленники и крестьяне. Это положение сословий должно было быть основано, по Платону, на реально существующем в обществе разделении труда, а также на понимании каждым представителем сословия своего положения в обществе и своей роли в нем. Отношения между этими сословиями-классами должны складываться на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется в служении идее. Все три сословия, каждое по-своему, служат идее справедливости. Они свободны, равны и счастливы. Свободны потому, что внутренне осознали необходимость своего положения. Равны потому, что каждый человек идеального государства занимает именно то место в обществе, для которого он рожден, и именно в рамках своего положения обладает всеми возможностями, а значит — равен. Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, считал Платон, надо лишить его частной собственности, которая развращает людей, к управлению же обществом необходимо допускать людей высокообразованных, талантливых, достигших пятидесятилетнего возраста. Таким образом, Платон создал первую в мире теорию стратификации. Его идеи об устройстве государства (общества) интересны и удивительны, хотя и разработаны на основе этического рационализма. Вместе с тем нет нужды доказывать, что этический рационализм вообще (и платоновский в частности) равнозначен утопизму и без определенного насилия над человеком осуществлен быть не может.

Идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, относя их к так называемому отрицательному типу. Это тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (господство многих), тирания (власть одного). В трактате «Государство» Платон пишет, что главная причина порчи таких государств заключена в «господстве корыстных интересов», обусловливающих поступки людей. Именно в связи с этим основным отрицательным качеством он и подразделяет все существующие государства на четыре вида в порядке нарастания в них «корыстных интересов», а следовательно, в порядке «извращения» совершенного типа.

Поскольку основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем — приоритет материальных интересов, следовательно, устройство государства должно быть в сущности таким, чтобы оно не являлось помехой для воспитания нравственности. Именно нравственный принцип построения государства, идеи справедливости и всеобщего блага выдвигаются Платоном на первое место.

Он, таким образом, положил начало гуманистической традиции в социальном познании, которая впоследствии была продолжена другими выдающимися мыслителями, прежде всего русскими социологами. Следует заметить, что государство, по Платону, не единая форма проявления таких добродетелей, как мудрость, мужество, справедливость. Государство — это макромир. Микромир — это отдельный человек, его душа, в которую также входят подобные по своей природе начала. Необходима поэтому, считает Платон, единая гармония взаимодействий иерархий добродетели государства и личности. Однако субъектом свободы и высшего совершенства у Платона оказывается все же не личность, и даже не класс, а все общество, все человечество в целом.

(384-322 гг. до н.э.) был одним из первых критиков платоновской модели идеального государства. Для него государство не представлялось каким-либо воплощением мечты или прекрасного. Он исходил из того, что человек — «существо политическое» (общественное), стремящееся к общению, а потому государство ему необходимо как естественное состояние, как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

В отличие от Платона, Аристотель делает попытку определить роль закона в государстве, объективно связывая это понятие с понятием справедливости. Равенство перед законом принесет большую пользу гражданам. «Там, где отсутствует власть закона, гам нет и государственного устройства».

По Аристотелю, для построения государства идеального типа не требуется революционного свержения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политики и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Надо идти по пути улучшения государственного строя, а не устанавливать его изначально. Это делать легче.

Таким образом, истинный политик, по Аристотелю, не тот, который разрушает, а тот, который совершенствует.

Опорой государства, по Аристотелю, выступает средний класс. Существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство (общество) лучше всего управляется, когда:

  • масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
  • эгоистические интересы богатых ограничены;
  • средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенство общества, по Аристотелю, преодолевается не уравнительным распределением, а моральным воспитанием людей. При этом необходимо стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению философа, не вредит, а развивает здоровые эгоистические интересы. При коллективной же собственности все или большинство бедны и озлоблены.

В своей главной работе «Политика» Аристотель выводит и обосновывает следующие основные формы правления: «правильные» — монархия, аристократия, полития; «неправильные » — тирания, олигархия, демократия.

Религиозное Средневековье и Новое время

Социальная религиозная утопия — образ общественного устройства, базирующегося на основе религиозных догматов.

В период разложения Римской империи возникло христианство как религия угнетенных. «Социологический» аспект христианского учения состоял в том, что оно, с одной стороны, содержало критику существующего (рабовладельческого) строя, с другой — провозглашало ряд прогрессивных, демократических идей, обладавших в то время и продолжающих обладать по сей день большой привлекательностью: обшечеловеческос равенство, братство, любовь и т.д.

Среди экономических положений христианского возрождения идея «общности имущества», высказанная в «Деяниях апостолов», длительное время реализовывалась на практике в раннехристианских общинах в качестве одной из ведущих идей, выражавших понятия социальной справедливости и демократизма.

Однако, если раннее христианство жило ожиданием «тысячелетнего Царства Божьего на земле» и к этому стремилось в своей социальной практике, то позднее христианство стояло на другой идее — достижения «Царства Небесного» в неопределенном отдаленном будущем.

Отдельные мыслители Средневековья и Нового времени (IV- XVI11 вв.) внесли свой вклад в общую предысторию социологического знания.

Так, Никколо Макиавелли (1469-1527), обратившись к идеям Платона и Аристотеля, пытался на их основе создать собственную теорию общества и государства. В своем главном произведении «Государь» он впервые в исследовании общества и государства делает акцент не на их структуре, функциях и закономерностях (как это принято в современном обществознании), а на поведении политического лидера и его роли в судьбе страны. Вопрос, поставленный так остро почти пять веков назад, не только не потерял своей актуальности, а напротив, приобрел исключительно важное значение в наше время.

Томас Гоббс (1588-1679), известный как автор теории общественного договора, в своих социальных воззрениях, по существу, положил начало учению о гражданском обществе. Гражданское общество, согласно его взглядам, — это высший этап социальности. Оно должно основываться не наличном понимании собственной выгоды, а на законах, признаваемых всеми. У гражданского общества, по Гоббсу, возможны три формы правления: демократия, аристократия и монархия. В гражданском обществе в результате общественного договора должна прекратиться «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку и защиту.

Теоретики социальных утопий

По социальному происхождению всех теоретиков-утопистов можно отнести к разряду так называемого разночинства. Они были выходцами из разных классов и социальных слоев — от самых привилегированных (Сен-Симон, например, — представитель древнего аристократического рода) до предельно близких к самым глубоким народным «низам» (Жан Мелье — беднейший сельский священник). Англичане, итальянцы, французы, русские — всех их объединяла одна общая идея — идея о необходимости достойной человека человеческой жизни.

Легенда о Золотом веке, легендарные уравнительные реформы в Спарте, платоновские утопии кастового рабовладельческого коммунизма, сочетавшиеся с критикой частной собственности, наконец, учение раннего христианства с его проповедью общечеловеческого равенства, братства и потребительского коммунизма — все это оказало влияние на все последующие социальные утопии.

Томас Mop (1478-1535) был первым в мире создателем целостной литературной утопии и ввел в оборот само понятие: утопия — «несуществующая» страна. Главное в его произведении «Утопия» — это описание социального строя, базирующегося на коллективной собственности на средства производства, и критика мастной собственности.

«Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность». Коммунистическая организация потребления и коммунистическая организация производства, — только на этой основе, полагал он, может быть достигнут выдвинутый гуманистами эпохи Ренессанса идеал высокоразвитой личности.

Однако анализ выдвинутых им принципов — подчинение индивидуального интереса общему, уравнительность, аскетизм, признание работы как формы «тележного рабства» — и наконец, неверие самого Мора в то, что он провозглашал, позволяет сделать вывод, что все это есть не что иное, как идеал тоталитарного государства (наследие Платона). «Я охотно признаю, что в государстве утопистов есть очень много такого, чего нашим странам я мог скорее пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет». Такими словами заканчивает Т. Мор свое главное произведение.

Томмазо Кампанелла (1568-1639). Идеи Т. Мора свое дальнейшее развитие получили век спустя в произведении Кампансллы «Город Солнца». Монах, один из руководителей заговора против испанского владычества в Калабрии (Италия), Кампанелла 27 лет провел в тюрьмах, где им были написаны десятки сочинений. Там же он создает и основной труд «Город Солнца», передавая листки на волю. Больной, ослепший, Кампанелла переводит книгу на латинский язык, чтобы издать ее за границей.

«Город Солнца» написан в форме диалога. Путешественник попадает в невиданную страну, где находит идеально устроенное общество. В идеальном городе-государстве нет тунеядства. Все занимаются производительным трудом, обеспечивая изобилие и возможность распределения продуктов но потребности. Нет ни собственности, ни семьи. Производство, деторождение, воспитание, обучение — все осуществляется государством. Во всем — торжество идеологии грубого, примитивного, с его мелочной опекой и регламентацией коммунизма.

Джерард Уинстэнли (1609 — после 1660). По Уинстэнли, идеальное общество — это не мечта, а общественный строй, который может быть осуществлен в реальной действительности. Уинстэнли — не мечтатель, а практический реформатор, предлагающий конституцию «общества равных», поскольку революция к этому не привела. Он призывает Кромвеля закрепить республику, установив свободное пользование землей, ибо только оно создаст свободу гражданина: «Теперь, когда вся власть в стране находится в ваших (Кромвеля) руках, вы сделаете одно из двух: либо объявите землю свободной для угнетенных общин... либо снимите лиц, стоящих у кормила правления, оставив нетронутыми старые (королевские) законы, и тогда ваша мудрость и почет будут развеяны на века, и вы либо погибните сами, либо заложите основание еще большего рабства для потомков».

В отличие от предшествующих утопистов-гуманистов, Уинстэнли не выводит идею нового строя из абстрактных постулатов, а стремится представить этот строй как естественное следствие существующих экономических, социальных и политических процессов.

Поздний утопизм

Главные представители позднего утопизма - Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771- 1858).

Сен-Симон и Фурье выдвигают идеал общества, где не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров, не будет подчинения народа кучке людей, владеющих всеми богатствами страны.

Утопический социализм этого периода утверждает возможность ликвидации эксплуатации на основе тех достижений цивилизации, которые нес в себе капитализм: высокого уровня технического и промышленного развития, взлета науки, развития демократии и т.д. «Наиболее важный вопрос, подлежащий разрешению, — это вопрос о том, как должна быть организована собственность для наибольшего блага всею общества в отношении свободы и в отношении богатства».

Фурье первому принадлежит высказывание, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации.

Экономическое основание под социальный идеал подвел Оуэн. Происходящие при капитализме изменения в производственной сфере «являются подготовительными и необходимыми ступенями, ведущими к великой социальной революции», которая, по мнению всех трех великих утопистов, должна быть достигнута мирными, ненасильственными методами.

Следует подчеркнуть, что существенным элементом воззрений поздних утопистов является их теоретический аспект. Согласно их представлению, так называемый Золотой век впереди. Отсюда — широкий простор для фантазии, разного рода умозрительных конструкций, проектов, моделей. В своих суждениях утописты, исходя, казалось бы, из реальных фактов жизни, игнорировали действительность, отрывались от нее, втискивали в узкие рамки искусственных схем призрачного будущего.

Подобное абстрактное теоретизирование взяли на вооружение гак называемые ортодоксальные марксисты (Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Иосиф Сталин и др.), превратив созданную ими теорию «научного социализма» в более стройную и рационализированную утопию нового типа.

Фактическое стремление уйти от действительности или возвыситься над ней — характерная черта всего утопического направления в развитии мировой общественной мысли.

Вопрос о том, является ли это обстоятельство чисто психологическим феноменом — склонностью людей идеализировать прошлое и мечтать о будущем, критикуя настоящее, — или имеет причиной недостаточный уровень осознания действительности человеком путем связи науки с реальной жизнью, наконец, достижима ли вообще такая всеобъемлющая задача на относительно коротком отрезке научной истории, остается, видимо, открытым.

Эпоха Просвещения

Среди передовых мыслителей эпохи Просвещения, целью которых была перестройка всей общественной жизни XVIII в., значительное и особое место занимают наиболее выдающиеся ее представители - Вольтер (наст, имя Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) и Жан Жак Руссо (1712-1778). В своих произведениях они выразили основные тенденции развития социологической мысли этого времени. Они явились идеологами Великой Французской революции, именно потому в их трудах отражена непримиримая борьба с уходящим феодальным строем, содержится острая критика существующих устоев, религиозной идеологии, подчеркивается необходимость вмешательства человека в общественную жизнь с целью избавления се от несправедливостей. В своем труде «Опыт всеобщей истории и о правах и духе народов» Вольтер развил идею прогресса человечества, определил пути к лучшему будущему. Прогресс он связывал с развитием науки и просвещения.

Отсюда — его вера в силу «просвещенного государства», способного повлиять на ход событий в пользу общественного прогресса. Среди его социологических взглядов выделяется договорная теория, по которой в основе отношений общества и государства должно лежать соглашение между властелином (государством) и сувереном (народом), обеспечивающее соблюдение «естественных прав» — свободы, равенства перед законом и собственности на продукты своего труда.

Руссо также остро критиковал феодально-сословные отношения, отстаивая принципы свободы и равенства. Но в отличие от Вольтера, представлявшего более умеренное направление французского просвещения, Руссо, как наиболее последовательный выразитель интересов беднейших слоев «третьего сословия», отвергал идею «просвещенного монарха», возлагая надежду только на «общую волю» народов. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он выдвигает проект республики под знаменем «свободы и равенства», идею суверенитета народа, нринцип народовластия. По его мнению, неравенство, царящее в обществе, обусловлено частной собственностью, ведущей к политическому неравенству и деспотизму. Именно общественный договор, считает Руссо, призван обеспечить установление демократической власти, переход из действительного в гражданское состояние.

Утопизм русских социалистов

Попытку вырваться из порочного круга бесплодных мечтаний о лучшем будущем или прошлом вне анализа самой жизни предприняли русские мыслители XIX в., среди которых Виссарион Белинский (1811 — 1848), Александр Герцен (1812-1870), Николай Чернышевский (1828-1889), Николай Добролюбов (1836-1861).

Основной особенностью русского социализма является попытка «навести мосты», по выражению Герцена, между идеалом и реальностью, будущим и настоящим. История и теория — это не оторванные от реальной жизни категории конструирования схем, а средства, «повернутые» в настоящее. Это как бы крылья той птицы, имя которой — настоящая жизнь, а в ней всегда есть место будущим формам, которые надо уметь увидеть, понять и теоретически осмыслить.

Такое направление социально-теоретических и исторических исследований привело к возникновению и разработке своеобразной разновидности утопического социализма — «русского», общинного, «крестьянского», народного, то есть житейского социализма. Преувеличение роли обыденной жизни в жизни общества, своеобразный социальный прагматизм не могли не сказаться на односторонности и, как следствие, утопичности таких воззрений.

«Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

Идеи народного социализма активно разрабатывал Чернышевский. Определенную роль в повороте Чернышевского, как и других русских социалистов 1860-х гг., к историческому реализму, к стремлению обосновать социалистический идеал исходя из фактов самой действительности, сыграли революционные события в Европе 1848-1849 гг.

«Благодаря историческим трудам последнего времени и еше больше новейшим событиям в Европе мы начинаем немножко понимать внутренний смысл истории народов...» — констатировал Добролюбов.

Вместе с тем попытка из самой жизни выводить теорию, а не наоборот, и тем более навязывать ту или иную доктрину живой жизни, втискивать ее в прокрустово ложе чьих-либо амбициозных идей — одно из самых «замечательных» достижений русской общественной мысли. Однако в конечном итоге оно на долгое время было замешено ортодоксальным марксизмом, отодвинуто им, а впоследствии и спрятано от своего собственного народа его фанатичными «приверженцами и предводителями».

Какое положение из названных НЕ относится к общественным отношениям?

1)Взаимодействие двух людей
2)Отношения между странами
3)Взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом
4)Украшение НГ елки

Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1)Центром этого понятия является человек
2)Существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам
3)основывается на определённом способе производства
4)Включает способы взаимодействия людей

Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1)Обществознанием; 2)философией; 3)политологией; 4)историей

Наука, исследующая понятия добра и зла,блага, гуманности, справедливости называется

1)социологией
2)этикой
3)эстетикой
4)педагогикой

Наука о наиболее общих вопросах бытия природы,общества,человека,о сущности мира называется
1)историей 2)социологией 3)философией 4)этикой

Множество связанных между собой элементов представляющие собой определённое целостное образование, называется ______________

17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это1) интуитивная догадка;2) экспериментально подтверждённый факт;3)

художественный образ;4) научная гипотеза. 18. Что свойственно командной экономике?1) свободное ценообразование;2) централизованное распределение факторов производства;3) преобладание частной собственности над другими видами;4) свободная конкуренция.19. Нравственный императив Канта звучит так:1) «Цель оправдывает средства»; 2) «Платон мне друг, но истина дороже»;3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех». 20. Социальной потребностью является потребность в:1) пище;2) воздухе;3) воде;4) семье.21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?1) теоретическом;2) эмпирическом;3) абсолютном;4) относительном 22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?1) развитое фабричное производство;2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;3) завершение промышленного переворота;4) высокоразвитая инфраструктура. 23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы», хард-рок, сленг:1) массовая культура;2) молодёжная субкультура;3) элитарная культура;4) народная культура.25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности:1) экономической;2) духовной;3) социальной;4) политической.

Здравствуйте! Приведите исторические примеры, подтверждающие высказывание Платона: "Самое страшное, что может случиться с человеком, совершившим зло - не б

ыть наказанным". Надеюсь на вашу помощь.

Помогите сделать тест по общ-ву

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам (насильственный захват государственной власти, слом старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.), так и в более умеренном, реформистском виде (стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества, отказ от разжигания классовой борьбы). Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития. Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. Особая роль в таком обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями, -- технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление социальными процессами. Идеи технократизма отражены в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта. Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.

Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации. Это может быть направленность на Бога (религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность (условно говоря, атеистический экзистенциализм). Сторонники последнего направления (среди них -- французский философ и писатель Сартр) исходят из того, что человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует», создает часто вопреки обстоятельствам своей жизни. Нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью. Основные понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм. Термины: социальная статика, социальная динамика.

Проверьте себя

1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.? 2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли? 3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами? 4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители? 5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита. 6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему? 7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс? 8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия. 9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.? 10) В чем суть идей технократизма? 11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество. В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода? 2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов». Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте. 3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия? 4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории. Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы «Человек и техника», написанной в 1932 г. немецким философом О. Шпенглером.

Мы спускаемся вниз зрячими

Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий -- это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими... Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам... Но каждый из нас -- сам по себе ничто -- на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Поэтому для нас она безмерно важна -- этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе -- или случаю -- нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно борьба в смысле Ницше как воля к власти, свирепая, жестокая борьба без пощады... Вопросы и задания: 1) Какие вечные философские проблемы затронуты автором? 2) Как, на ваш взгляд, отразилось в позиции автора мировоззрение человека первой половины XX в.? 3) Не усматриваете ли вы противоречий во взглядах философа? Если да, то укажите их.