Мифы древней греции в искусстве. Богиня диана в греческой и римской мифологии Римская диана

Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Развитие в себе архетипа Артемиды

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». Помогала богиня и при врачевании болезней людей и животных. В некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы.

Луна, в мифологии - (Luna) Трудно решить, была ли Л. чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; имя ее не упоминается в древнем календаре. ДИАНА - в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц. Диана - ы, ж. 1. В древнеримской мифологии богиня Луны, покровительница охоты и диких зверей, в образе юной девы с луком и сагайдаком за плечами символ девичьей неприступности.

Артемида, сливающаяся с природой

Диана и Бафомет, Пьер Клоссовски. Ее увлечение мифами началось еще в детстве. Древнеиталийская Диана первоначально почиталась как богиня Луны, и лишь значительно позже на нее были перенесены греческие представления об Артемиде, покровительнице животных. Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Леланд (1824-1903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана!

С эпохи Ренессанса известна в Европе как Диана (расхожее латинское обозначение богини охоты). Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138-253), как юный охотник Актеон, случайно натолкнулся в лесу на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы.

Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами, в сопровождении охотничьих собак украшали прежде всего скверы и сады во времена барокко. Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (И иногда сатиров) с дротиками. 1) Обнаружвший Диану Актеон стоит со своими собаками, его руки воздеты в жесте изумления.

Диана - Из римской мифологии. Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме получит власть над Италией.

Мифология архаичных времен привлекает своей таинственностью и множеством интересных персон богов и богинь, каждый из которых заведует определенной областью сфер жизни или явления. Богиня Диана – прекрасная охотница и любимица древних людей, чем же снискала она себе уважение и любовь?

Кто такая богиня Диана?

Изучая корни происхождения имени Диана, историки пришли к выводу, что слово имеет индоевропейское происхождение и происходит от «дэв» или «див» - что значит бог. Римляне и греки почитали богиню под разными именами. Диана богиня Луны и охоты часто изображалась древними художниками и скульпторами в серебристой струящейся тунике с аккуратно собранными сзади в узел длинными волосами. Другие символы и атрибуты богини-охотницы, говорящие о том, кто она:

  • колчан со стрелами;
  • золотой лук;
  • свора собак;
  • факел;
  • эмблема полумесяца на голове – как символ лунной богини.

Среди исследователей культа есть разногласия по поводу: какой цветок связан с богиней Дианой? Два прекрасных растения принадлежат богине:

  1. Гвоздика – цветок выращенный Зевсом из крови юного пастушка в ответ на просьбу раскаявшейся Дианы, в порыве гнева убившая юношу, за то что тот своей игрой на рожке распугал всю дичь и помешал охоте.
  2. Ландыш – по легенде, богиня Диана преследуемая на охоте фавнами, спасаясь бегством, роняла капли пота на землю и те трансформировались в прекрасные белые душистые цветы.

Богиня Диана в греческой мифологии

Первоначально, культ богини зародился в Древней Греции. Греческая богиня Диана - это Артемида, дочь верховного владыки Олимпа – Зевса и богини Лето, ее брат сам лучезарный Аполлон. Известна также под именами Селены, Тривии и Гекаты. Здесь прослеживается больше лунный культ богини, так как греки отводили значительное место циклам луны и мистериям, поэтому косвенно, Артемида отвечает и за все процессы, связанные с плодородием. Другие функции Артемиды-Селены:

  • помощница в родах;
  • покровительница охотников;
  • утешительница скорбящих, и облегчающая уход умирающим;
  • отвечает за рождение и смерть;
  • богиня мрака.

Богиня Диана в римской мифологии

Диана, богиня охоты, несла в себе те же функции, что и Артемида у древних греков. Культ быстро прижился и римляне с таким же трепетом, что и эллинский народ относились к божественной сущности. Богиня Луны Диана слыла целомудренной девой и покровительствовала девственницам. Щит, с которым часто изображается Диана, предназначен отбиваться от стрел Амура. Старая викканская традиция и итальянская Стрегерия (оккультная мистерия) почитают Диану как предводительницу ведьм. Кому еще покровительствовала Диана:

  • обездоленные и рабы находились под ее защитой;
  • животный мир;
  • властительница трех миров: небо, земля, подземное царство.

Миф «Диана и Каллисто»

Диана в мифологии предстает нравственной и чистой девой, лишенной грез о мужчинах. От своих нимф она требует такой же невинности. Миф о Диане и Каллисто повествует о том, что Юпитера (Зевса) привлекла красота юной Каллисто и понимая, что та очень преданна Диане, решил использовать хитрость для того, чтобы соблазнить нимфу. Юпитер принял облик Дианы и принялся целовать Каллисто, которой было приятно внезапное внимание богини.

Спустя некоторое время, купаясь в источнике целомудренности Дианы, другие нимфы обнажили округлившийся живот Каллисто перед изумленной Дианой. Нимфа с позором была изгнана из окружения богини. На этом страдания Каллисто не закончились. Юнона, супруга Юпитера превратила несчастную в медведицу, которая была вынуждена скитаться по лесу. Юпитер пожалел Каллисто и превратил ее вместе с сыном в созвездия Большой и Малой Медведиц.

Миф «Диана и Актеон»

Диана в греческой мифологии - Артемида, стремительная как лань, изображается в основном, занятая своим любимым делом – охотой. В свободное время любит вместе с нимфами резвиться и купаться в источниках вод, ей посвященных. Однажды молодой охотник Актеон имел несчастье приблизиться к ручью в котором купалась обнаженная Диана (Артемида). Нимфы попытались прикрыть богиню. С гневом обрушила Диана брызги воды на голову Актеона, превратив его в оленя. Увидев свое отражение в воде, охотник поспешил скрыться в лесу, но был окружен и растерзан собственными собаками.

Пантеон римских языческих богов включает в себя 12 основных представителей женского и мужского пола. В этой статье мы узнаем, кто такая богиня Диана. И познакомимся с похожими на нее богинями, встречающимися в мифологии других стран.

Римские мифы гласят, что Диана — дочь Латоны (титанида, богиня ночи и всего сокровенного) и грозы, неба, дневного света). У нее есть брат-близнец Аполлон.

На картинах и иллюстрациях Диану изображают в струящейся тунике. Ее тело стройное, длинные волосы спадают по плечам или собраны на затылке. В руках она держит лук или копье. На изображениях деву почти всегда сопровождает пес или олень.

В первую очередь, в римской мифологии Диана — богиня охоты, плодородия. Олицетворение женственности и красоты. Ее прямая обязанность — охранять природу, покровительствовать ей, поддерживать равновесие. Со временем деву стали воспринимать, как богиню Луны.

Диана славится своим целомудрием. Мифы рассказывают, что однажды ее нимфу Каллисто соблазнил Юпитер. Девушка забеременела. Когда об это прознала Диана, она превратила несчастную в медведицу и натравила на нее свору собак. К счастью, Каллисто была спасена богом неба, который превратил ее в созвездие Большой Медведицы.

Поклонение Диане

Почиталась богиня Диана в Риме весьма своеобразным образом. Для начала стоит отметить, что поклонение богине охоты не снискало популярность у правящих классов. Зато, благодаря тому, что первый ее храм возвели в месте, населенном бедняками, она стала покровительницей рабов и людей с небольшим достатком.

Известно, что поклонение Диане иногда требовало человеческих жертв. Например, любой беглый раб или преступник мог получить кров в святилище богини охоты, находившемся неподалеку от озера Неми. Однако для этого требовалось стать жрецом, что было равносильно убийству своего предшественника.

Мифы о Диане

С поклонением Диане связан один из мифов. Считалось, что дивная белая корова пастуха Антрона обладает чудесными свойствами. Тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, получит безграничную власть над всем миром.

Узнав об этой легенде, царь Туллий при помощи жреца храма Дианы обманом завладел коровой. И собственноручно принес ее в жертву. Рога животного долгие века украшали стены храма.

Другой миф рассказывает о несчастном юноше Актеоне, которому не повезло увидеть богиню Диану купающейся.

Однажды Актеон вместе с друзьями охотился в лесу. Стояла ужасная жара. Друзья остановились в чаще леса, чтобы отдохнуть. Актеон же вместе с охотничьими псами отправился на поиски воды.

Юноша не знал, что леса Киферона — владения богини Дианы. После небольшого путешествия он наткнулся на ручей и решил проследовать к его истоку. Свое начало поток воды брал в небольшом гроте.

Актеон вошел в грот и увидел нимф, которые готовили Диану к купанию. Девы быстро накрыли богиню, но было слишком поздно — юноша успел увидеть красоту обнаженной покровительницы охотников.

В качестве наказания богиня Диана превратила его в оленя. Перепуганный юноша не сразу осознал, что с ним случилось. Он помчался обратно к ручью и лишь там, увидев свое отражение, понял, в какую беду попал. Почуяв запах дичи, собаки Актеона напали на него и загрызли.

Богиня Диана в греческой мифологии

Как известно, римский и греческий пантеон богов схожи. Многие боги выполняют одни и те же функции, но называются по-разному.

Греческая богиня Диана известна, как Артемида (покровительница охоты и всего живого на земле). Также ее отождествляют с лунного света, преисподней, всего тайного) и Селеной (богиней луны).

Диана также носила имя «Тривия», что значит «богиня трех дорог». Изображения охотницы размещали на перекрестках.

Диана в искусстве

Образ Дианы (Артемиды) широко использовался в литературе, живописи, скульптуре.

Греческий вариант богини упоминается в произведениях Гомера и Еврипида. Молитвы к ней возносит героиня Джеффри Чосера из «Кентерберийских рассказов» В «Героиках», принадлежащих перу Вергилия, есть сюжет, рассказывающий о соблазнении Дианы Паном.

Часто ее образ использовал в своих пьесах великий Уильям Шекспир. С Дианой мы встречаемся в «Перикле, принце Тира», «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего».

Популярна Диана и среди художников, скульпторов. В своих работах они в основном иллюстрировали мифологические сюжеты.

К списку картин с охотницей в главной роли, написанных самыми известными художниками, можно отнести такие работы: «Диана, купающаяся с ее нимфами» Рембрандта, «Диана и Каллисто» Тициана, «Диана и ее нимфа, отступающая от охоты» Рубенса.

Известные скульптурные изображения покровительницы природы принадлежат Кристофу-Габриэлю Аллегрэйну, Августу Сэйнт-Годенсу.

Дошли до наших дней и скульптуры неизвестных древнегреческих авторов. На них богиня охоты изображена стройной, воинственной девушкой. Ее волосы собраны сзади, тело прикрыто туникой. В руках держит лук, за спиной — колчан. Сопровождает богиню олень.

Образ Дианы активно используется в современных фильмах, играх, телесериалах.

deus "бог") в римской мифологии - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca ), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Диана (богиня)"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Диана (мифологич.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диана (богиня)

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…