Как собрать и зажечь лампадку. Как правильно зажигать лампаду - святыни россии

Одним из главных символов неугасимой веры человека в Бога считается церковная лампада.

В далекие времена христиане освещали ей темные пещеры, где собирались местные жители для совершения Божественных служб. Там же они скрывались от возможных нападений со стороны врагов и преследователей.

Позднее лампадки стали использовать в качестве убранства церквей и храмов, а также для проведения различных церковных таинств.

Простыми словами, лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время. В зависимости от габаритов, методов использования и применения выделяют несколько видов лампадок:

  • настольные и настенные;
  • подвесные – встречаются только в церквях и храмах;
  • гасимые;
  • неугасимые (с непрерывным горением) – располагаются возле икон, мощей святых, почитаемых святынь;
  • для церковных шествий – используются короткие свечи широкого диаметра, вставленные в продолговатый сосуд, что способствует долгому и равномерному горению;
  • для домашнего использования.

Основными составляющими светильника являются резервуар для парафина, подставка любой формы, и находящийся на ней хрустальный цветной стаканчик. Красный – используется на пасху, синий или бесцветный – во время Великого Поста, зеленый – ежедневно.

Значение церковной лампады

Тлеющая лампада символизирует очертания Божественного света, исходящего с небес. Светящиеся атрибуты храмов никогда не применялись для прямого назначения. Они олицетворяют духовность, заставляют верующего человека задуматься о самом сокровенном.

Начинаются размышления о том, что сделано в этой жизни и сколько еще предстоит совершить, о смысле существования и загробном мире. В такие минуты наступает просветление, и открываются все плохие деяния, за которые обязательно нужно покаяться.

Лампада, горящая перед образом святого, означает искреннюю благодарность ему за прощение и спасение души. Кладбищенские огоньки означают своеобразную молитву о прощении грехов умершего. В домашней обстановке светильник указывает на соблюдение правил Божьего закона.

Стоит отметить: нельзя подходить к лампаде с плохим настроением и закрытым сердцем. Человек должен быть настроен на общение с Богом. То, что в этот момент происходит в душе, считается особенно ценным.

Как сделать лампадку

Изготовить ее своими руками совсем несложно. Для начала нужно определиться с основой. Это может быть какая угодно жестяная банка, например, из-под кофе или печенья. Расцветка тоже может быть абсолютно любой.

Итак, с чего начать:

  1. Приготовьте проволоку средней жесткости и стержень шариковой ручки.
  2. Поверх проволоки крестообразно положите стержень. Обмотайте его проволокой, чтобы получилась спираль, а каждый завиток плотно прилегал друг к другу.
  3. Достаньте стержень, а получившийся держатель расположите точно по центру банки со стороны отверстия. Выступ за пределы основы не должен превышать 0,5 см.
  4. По бокам банки проколите шилом маленькие дыры, через которые будет проходить держатель.
  5. Протяните его через отверстия, загнув выступающие концы.

Для изготовления фитиля понадобится небольшой кусочек медицинского бинта, который нужно разрезать на две равные части. С одной стороны завязываем образовавшиеся полоски в узел, хорошо скатываем и перевязываем.

Протаскиваем тонкой проволокой фитиль в держатель, вытащив 2 см, и вырезаем верхний узел. Затем наполняем лампадку маслом и аккуратно поджигаем.

Когда можно зажигать лампадку дома перед иконами

Несмотря на то, что лампада является мощным символом обращения к Богу, молиться дома можно и без нее. Если все же решили зажечь церковный светильник, то не нужно придавать этому какое-то сверхъестественное значение.

Многие ошибочно утверждают, что пламя является священным, а дым обладает магической силой. На самом деле, поджигать лампадку – старая хорошая традиция, не содержащая в себе никакого сакрального смысла.

Используют ее в дни церковных праздников, при воскресных Богослужениях, во время ежедневных молитв, даже в обычные дни не воспрещается ее применение.

Почему тухнет лампада


Возможными причинами недолгого горения или постоянного затухания пламени являются следующие факторы:

  • сильный сквозняк в помещении;
  • отсутствие масла;
  • наличие в составе фитиля синтетики вместо х/б материи;
  • образовавшаяся корка нагара;
  • слишком толстый или тонкий фитиль.

Как правильно зажигать лампадку

  1. Вставленный в поплавок фитиль протягивают до середины и окунают в масло тем краем, который потом нужно будет поджечь.
  2. Вытягивают за сухую сторону так, чтобы край фитиля выделялся на 2 – 3 мм;
  3. Поплавок располагают таким образом, чтобы фитиль полностью погрузился в масло.
  4. Поджигают лампаду пламенем от освященной церковной свечи (спичкой или зажигалкой это делать запрещено).

Почему коптит лампада

Основной причиной сильной копоти является неправильно сделанный фитилек. Его размер не должен превышать спичечную головку. Если он значительно больше, рекомендуется укоротить его, тогда огонь уменьшится, и копоть прекратится.

Главное – не делайте из своего жилища подобие церкви с постоянно горящими лампадами. Все-таки дома нужно не только молиться, но и просто жить. Поэтому достаточно одного-двух мест для их использования.

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички или зажигалки , для этого используется церковная свеча (т.к. церковная свеча освящена; рекомендуется, чтобы эта свеча была обожена благодатным огнем от Гроба Господня). Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает...» Лампадное масло (изначально - оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов - красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в праздники, на всем протяжении праздника Пасхи - красную, на праздник Троицы и вербного воскресенья - зеленую. Желтая или золотая - это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Прежде в каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы. С XVI в. сохранился интереснейший памятник письменной культуры — книга «Домострой». Книга эта представляет собой сборник правил и советов, касаемых всех сторон жизни семьи. Что же там сказано об иконах в доме (текст литературно отредактирован, немного приближен к современному языку).

Как дом свой украсить святыми образами и храм чистым иметь

В доме своем всякому христианину во всякой храмине (комнате) святые и честные образы, написанные на иконах, по существу ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, в них же свечи пред святыми образами возжигаются на всяком славословии Божьем…

Вообще то лампаду надо зажигать не всем. Насколько мне известно, лампада у домашней иконы используется лишь у правоверных (самоназвавшихся православными) христиан. Католики иногда ставят лишь свечки во время молитвы, а протестанты вообще икон не используют, следуя заповеди божьей о недопустимости изображений разных.

Лампада

Лампада, небольшой светильник, зажигаемый пред иконами, есть у многих, но не каждый знает, какой символикой наделена лампада и что лампада олицетворяет в христианстве. Само слово лампада имеет греческие корни и буквально означает светильник перед святыми. В традиционных обрядах Православия лампада используется чаще всего при крещении, является она атрибутом венчания и погребения и символизирует вечный союз человека и церкви (Бога). Что касается погребения, то лампада будет нужна на кладбище. Её зажигают на первый день похорон, а также на 3-й, 9-й, 40-й дни после. Ещё лампада горит на годовщину кончины, Родительские и в праздник Троицы.


Лампада является символом горячей молитвы Господу и просьбой о милости к почившему и упокоении его души. К огню лампады прибегают, когда молят об отпущении всех прегрешений умершего. Также лампада является олицетворением божественного огня, спустившегося на апостолов церкви.

  • «и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.» (Исход, 30:8)

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения.

  • В конце времен, когда закосения, Сам Бог бу нчится история спа дет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5) .

Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия.

  • Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29) .

Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу.

  • Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9) .

В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна.

Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

  • Во — первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
  • Во — вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
  • В — третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
  • В — четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому