Кентавры - полулюди-полукони из греческих преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Белый Олень и Луна

Билл задумчиво тыкнул кентавроленя в его оттопыренное пушистое ушко, подцепляя шерстку ногтем. Диппер уснул так быстро, будто был ребенком. Билл, до того охотившийся на уток, львов, волков, никогда раньше не сталкивался с полуживотными-полулюдьми, так что понятия не имел, достигло ли это существо возраста согласия; с одной стороны, его оленьи бедра все еще покрывали светлые пятнышки, как у детенышей, а с другой, судя по его реакции, он был уже вполне готов к более взрослым «играм». Теперь Билл окончательно удостоверился, что желание пристрелить и съесть этого мальчишку-оленя очень вовремя ушло, оставив лишь даже нездоровый в чем-то интерес. Если животное способно разговаривать, это и не животное, верно? По этой же логике Билл решил не считать свои порывы относительно Диппера зоофильскими. Не то чтобы ему вообще было дело, ему вообще, по сути, на многое было плевать, в том числе и на зыбкие рамки «человечности» и «морали», которые люди и сами часто не могли расставить. Что для мясоеда - вкусное жаркое, то для вегана - ужас и психоделика; так как люди вообще могут чего-то требовать от других?.. Но выглядел Диппер и правда аппетитно. Билл не знал, в чем дело. Быть может, в его четырех оленьих ножках? Длинных, тонких, с копытцами, которыми Диппер совсем недавно семенил по полу и матрасу, проминая его чуть ли не насквозь. Они так мило стучали, так неловко, что Билл даже почувствовал в себе странный прилив… Отсутствия грубости. Да, на нежность он был в принципе не способен, но на отсутствие грубости - как оказалось, - вполне. Или в мягкой шерстке Диппера? Светло-коричневой, как его медово-карие глаза, с пятнышками цвета горячего молока, в которую так приятно было запускать свои тонкие пальцы. Нежность шерстки Билл чувствовал даже через перчатки, от которых потом отказался - и, да, как же прекрасно было гладить Диппера по спинке, поднимая его оленьи бедра повыше. Или дело было в самой спинке? Наполовину человеческой, бледной с россыпью рыжих веснушек на плечах острых, Диппер так прогибался, как любой из людей позавидовал бы. Он худой же сам по себе, Диппер; одно удовольствие было трогать его выпирающие из-под светлой кожи косточки. И кусать, кусать. По всей человеческой части Диппера были рассыпаны укусы. Билл постарался; он не помнил, чтобы хоть раз его секс обходился без укусов, это был его фетиш - помимо прочего причинения вреда, разумеется, но в этот раз он сделал исключение, остановившись на зубах. Глубокие укусы. Сильные. Не заживут еще неделю, наверное, а то, что Диппер будет стыдиться показываться даже ему, Биллу, в таком виде, даже заводило охотника нешуточно. Пусть у него был всего один глаз, но эмоции читать он умел великолепно. Он будет наслаждаться каждым мгновением, когда Диппер будет щуриться от боли, потирая места многочисленных укусов, и сводить свои коленки. Интересно для Билла это было и потому, что у Диппера были рога. На самом деле, не рога, а рожки - только прошла зима, и два плотных, но теплых рожка полностью скрывались в темных волосах Диппера. Однако это не значило, что за них нельзя было хвататься или что их нельзя было трогать, заставляя олененка забавно вертеть головой - он реагировал на прикосновения к рогам так же смущенно, как и на укусы ушек. Оленьих, разумеется. Человеческих у него не было, и это даже казалось Биллу… милым. Он снова тыкнул в них пальцем, поджимая губы, когда Диппер во сне пошевелил ими. Он спал на боку, накрывшись одеялом по лопатки. Отвернулся от Билла, лапы оленьи к животу поджал - только копытца торчали, - руки под подушку. Он, похоже, редко спал на подушке, так как очень ей обрадовался. Хотя, вполне вероятно, потому, что ею же пытался заглушить свои постыдные стоны, да, эта версия тоже имела право на существование. Поначалу Билл думал, что просто получит интересный опыт, а потом поужинает аппетитной оленьей ножкой. Но потом пришло осознание, что есть траханный бутерброд как-то не комильфо, а учитывая некоторые особенности сознания конкретно этого оленя, убить его будет не так-то просто. Ибо при определенной удачливости он может не просто посопротивляться, а поломать к чертям все, что есть в охотничьем домике, быть может, отобрать телефон и даже позвонить в девять-один-один, короче, не знал Билл, что ждать от кентавроленя. Он же и кентавр, и олень. Билл прищурился. Нет, он совершенно точно не был зоофилом. На прошлой неделе он в этих лесах подстрелил мужикотавра - полумужика, полутавра, и с ним ничего делать не хотелось, ибо вонял он, как нестиранные полвека носки. Диппер же пах оленьим молоком. Нормальным оленьим молоком, Билл был мастером метафор и двусмысленных намеков, но именно эта нетронутость Диппера казалась ему такой привлекательной. Ведь что может быть прекраснее, чем развратить юного… Оленя?.. Билл чувствовал себя великолепно не только когда совершал что-то «плохое» относительно привычной человеческой морали, а и после. По факту. Диппер во сне заворочался, и его ушки опять задрожали. Билл ухмыльнулся, облизываясь; одного раза было определенно мало, этого мальчишку хотелось кусать - и не только - вечно, и Билл был, в принципе, готов. Даже если ему придется надеть на этого любопытного олененка ошейник, кляп и увезти из леса Гравити Фоллз.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
"В "Одиссее" Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в "Метаморфозах".

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры . Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола


Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы . Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды


Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык), керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Так, как большинство информации о Кентаврах содержится в древнегреческих мифах, именно в них можно найти историю об истреблении самых известных представителей. Царь Эврисфей отдал распоряжение Гераклу принести живого вепря огромных размеров, который наводил ужас на жителей города Профида и разрушал его окрестности. По дороге Геракл навестил своего друга кентавра Фола. Он угощал главного героя жареным мясом, а сам отдавал предпочтение сырой форме.

Геракл попросил вина, однако Фол отказался открывать бочку, принадлежащую всей стаи. Богатырь сделал это самостоятельно и тогда кентавры услышали запах, сбежавшись на защиту имущества. Анхий и Агрий были повержены горящими головнями, а другие умирали от стрел, которые Геракл смочил в яде медузы Горгоны. Он преследовал их до города Метеи, куда все существа отступили к известному кентавру Хирону. В процессе стрельбы Хирон был ранен в колено, но не умер, так обрел бессмертие.

Это ранение обернулось полуконю страшными болями. Примечательно, что сама охота на вепря описывается несколькими строками, а большинство времени легенда уделяет именно истреблению ныне мифических существ.

Кто такие кентавры

Отчего-то принято считать, что кентавры существовали лишь в Древней Греции. Между тем, русские мифы сохранили память о Марисе - получеловеке-полуконе, прожившем 123 года и дважды возвращавшемся к жизни. На одном из зеркал его изобразили мудрым старцем с тремя булавами - символом трех возрастов человека: юности, зрелости и старости.

Кентавры - плод союза небесных скакунов и богинь. Утратив божественную способность принимать любой облик, они как бы застыли в середине процесса: уже не кони, еще не люди.

Для богов все физические формы были достижимы, а все плотские создания равны: с их точки зрения человек не лучше животного, хотя и разумнее последнего. Известно, что индийская богиня Саранью бежала прочь от мужа, превратившись в кобылу.

Он же, обернувшись конем, отыскал супругу в табуне и примирился с нею, достигнув любви и согласия. Коварный скандинавский бог Локи принял образ кобылы, чтобы соблазнить тяжеловоза, который помогал своему хозяину великану строить Асгард. Древнюю аккадскую богиню Иштар, покровительницу плодородия и плотских утех, герой Гильгамеш упрекал в излишних симпатиях к коню. За эти и многие другие прегрешения боги отправили Иштар в преисподнюю. Результат же этой ссылки оказался плачевным - на земле прекратилась любовь: не рождались дети, вымирали животные, высыхали растения. Поэтому ее умолили вернуться и, закрыв глаза на былые прегрешения, именовали отныне «владычицей богов», «царицей царей» и даже «яростной львицей».

Существовал и русский кентавр по имени Китоврас. О нем писала исследовательница славянского фольклора Г.С. Белякова: «Слово «китоврас» греческого происхождения, однако истоки самого образа следует искать на Востоке, в Древней Индии. Там такое же мифическое существо называлось Гандарву, откуда, скорее всего и появилось второе имя Китовраса - Кентавр».

В апокрифических сказаниях «Палеи» XV века рассказано о царе-мудреце Соломоне и Китоврасе, который помог построить Храм: «Семь лет Китоврас оставался в его царстве. Возгордившись своей мудростью, Соломон позвал его к себе и сказал: «Вот, я хоть и человек, а сумел справиться с тобой, мощным зверем». Обиделся Китоврас и ответил: «Силу мою, Соломон, ты еще не видел. Если хочешь узнать ее, сними с меня узду и дай мне с руки твоей перстень».

Не ведая беды, Соломон так и поступил. А Китоврас, проглотив перстень, распростер крылья и закинул Соломона на самый конец земли».

Эта сцена изображена на Васильевых вратах Троицкого собора в городе Александрове Владимирской области. Мифическое существо держит за ноги маленькую фигурку царя, а высоко поднятое крыло готово нанести сокрушительный удар.

О дальнейшей его судьбе пишет Г.С. Белякова: «Введя коня-человека в число своих героев, наделили богатыря собственными достоинствами: утратив крылья и злую силу, он стал мужественным и благородным, сильным и смелым… Даже имя свое Кентавр- Китоврас сменил на Руси на более близкое русскому человеку имя Полкан («полуконь»).

К этому хочется добавить, что Полкан, все же, не полуконь, а полупес и именно таким его рисуют русские сказки: «Сильный богатырь, а имя ему Полкан, по пояс - песьи ноги, а от пояса, что и прочий человек, а скачет он каждый скок по семь верст».

И все же наиболее известны греческие кентавры - Хирон, Несс, Фол и другие. Хирон - плод тайного брака Кроноса и океаниды Филиры. Застигнутый женой Реей врасплох, Кронос принял вид коня. Сын родился получеловеком, но его физическое своеобразие компенсировалось необычайной мудростью и благожелательностью. Лучшего воспитателя для юных героев трудно было сыскать. Поэтому ему поручили воспитание Тесея, Ясона и Диоскуров. Самого бога врачевания, Асклепия, Хирон наставлял в познании секретов его будущей профессии.

Живший не по-человечески долго кентавр Хирон нянчил будущего сокрушителя Трои Ахилла. Он же обучал подросшего мальчика плаванию, игре на арфе, бегал с ним наперегонки и воспитал истинного атлета - не только сильного телом, но и благородного душой.

Хирон дружил и с другим легендарным силачом - Гераклом, который его случайно ранил стрелой в бок. Беда заключалась в том, что наконечник был смазан кровью лернейской гидры. Обычный человек от этого яда практически сразу умирал. Бессмертный, а именно таким оказался колченогий сын бога Кроноса, был награжден вечной мукой. Адская боль, не стихавшая ни на мгновение, терзала мощное тело кентавра. Хирон умолял олимпийских богов лишить его дара бессмертия, но те не спешили, ведь Хирон в обмен просил освободить Прометея, даровавшего людям огонь…

Известна внучка кентавра Хирона, Меланиппа, что переводится как - «черная кобыла». У нее был роман с повелителем коней и вод, Посейдоном. Через девять месяцев Меланиппа родила близнецов Беота и Эола. Ее отец не обрадовался прибавлению семейства: дочь велел пожизненно заключить в темницу, а бастардов выкинуть вон из дома - пусть погибают под лучами палящего солнца. Однако братья не умерли, а были подобраны и воспитаны пастухами. Возмужав, они вернулись в родное гнездо и вызволили злосчастную мать из заточения.

Соплеменники Хирона не отличались ни его мудростью, ни благожелательностью к людям. Многие сетовали, что конелюди буйного нрава, известны они были и своим коварством. Напоив Геракла, которого они заманили в гости, кентавры накинулись на него скопом, но были повержены могучим сыном Зевса. Так исчезли с лица земли конелюди.


Deer-Woman

Как мы можем видеть, слова deer и dear различаются в написании, но совпадают в звучании, различтиь их можно только по контексту употребления.

Женщина-олень - персонаж мифологии Североамериканских индейцев. Она может являться в образе старухи, молоденькой красавицы или оленя. Считается, что у неё человеческий торс на теле белохвостого оленя.


Белохвостый олень


Иногда она предстаёт в человеческом облике и её могут выдать только сторпы ног, вернее, копытца, да ещё карие глаза как у лани.



Deer-Woman


Иногда она завлекает мужчин в чащу леса, и если несчастный не опомнится вовремя и не даст дёру, она может его затоптать насмерть. Но чаще она является людям как знак беды, чтобы предупредить человека или дать ему знать, что нужно начать меняться.

Женщина-олень, или Леди-олень, как её иногда называют, непрочь потанцевать. Она может тайком присоединиться к людям, когда они все вместе празднуют, а ускользнуть также незаметно, как только утихнет бой барабана.

Старики утверждают, что её можно прогнать, если закурить табак и запеть специальные заклинания. Развеять её чары можно, если уставиться на её ноги, которые на самом-то деле - копыта. И когда она поймёт, что распознали, она убежит…

Не правда ли, сказания о Женщине-Олене -это удивительный памятник духовной культуры. Посмотрите, как содержание совпадает, например, с русскими сказками - Баба-Яга тоже может являться человеку в различных обличиях. А Кентавр в древнегреческой традиции - это и мужчина, и конь одновременно.



Пьяный кентавр на свадьбе


Впрочем, были и женщины-кентавры.


Кентаврица




Кертавр сражается


is a woman in Native American mythology , in and around Oklahoma, The Western United States and The Pacific Northwest. She allegedly appears at various times as an old woman, or a young beauitful girl, or a deer. Some say she has a human female upper body and the lower body of a white-tailed deer. Deer Woman is often said to have all the features of a normal young woman, except her feet which are shaped like deer hooves and her brown deer"s eyes.
The Deer Woman, or the Deer Lady, is said to sometimes be seen as a beautiful woman behind a bush, calling to men to come over. Men who follow her often notice too late that she is not a natural woman and are then stomped to death .
Other stories and traditions say that to see her is a sign of personal transformation or a warning.
Deer Woman is also said to be fond of dancing and will sometimes join a communal dance unnoticed leaving only when the drum beating stops.
Some say, she can be banished through the use of tobacco and chant. Others say that you can break her spell by looking at her feet, which are in fact hooves. Once she is recognized for what she is, she runs away.

Adapted from a Wike text




Deer-Woman image from