Сергиевский посад - загорск - сергиев посад. Загорск, Московская область: история и достопримечательности Город загорск где находится

Этих городов не было на картах. Их жители давали подписки о неразглашении. Здесь проводили испытания с вирусом лихорадки Эбола и рождалась атомная бомба. Интернет-журнал НЛО МИР предлагает подборку фактов о закрытых городах нашей страны.

Советские ЗАТО свой статус получали в связи с размещением там объектов государственной важности, связанных с энергетической, военной или космической сферами. Простому гражданину попасть туда было практически невозможно, и не только из-за строжайшего пропускного режима, но и в силу засекреченности местоположения населенного пункта. Жителям закрытых городов предписывалось держать в строгой тайне место своего проживания и уж тем более не разглашать информацию о секретных объектах.

Таких городов не было на карте, они не имели уникального имени и чаще всего носили название областного центра с добавлением числа, например, Красноярск-26 или Пенза-19. Необычной в ЗАТО была нумерация домов и школ. Она начиналась с большой цифры, продолжая нумерацию того населенного пункта, к которому были «приписаны» жители засекреченного города.

Впрочем, жизнь в закрытом городе имела свои преимущества. Как правило, уровень благоустройства там был заметно выше, чем во многих городах страны: это касается и сферы обслуживания, и социальных условий, и быта. Такие города очень хорошо снабжались, в них можно было достать дефицитные товары, а уровень преступности там был практически сведен к нулю. За издержки «засекреченности» к базовому окладу жителям ЗАТО начислялась надбавка.

Загорск-6 и Загорск-7

Сергиев Посад, который до 1991 года назывался Загорском, известен не только своими уникальными монастырями и храмами, но и закрытыми городками. В Загорске-6 располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР.

Загорск-6

За официальными названиями немного теряется суть: в первом в советское время занимались разработкой бактериологического, а во втором радиоактивного оружия.

Как-то в 1959 году группа гостей из Индии привезла в СССР оспу, и наши ученые решили использовать этот факт во благо родины. За короткие сроки было создано бактериологическое оружие на основе вируса натуральной оспы, и его штамм под названием «Индия-1» разместили в Загорске-6.

Позднее, подвергая опасности себя и население, ученые НИИ разрабатывали смертельное оружие на основе южноамериканских и африканских вирусов. Кстати, именно здесь проводили испытания с вирусом геморрагической лихорадки Эбола.

Устроиться на работу в Загорск-6, хотя бы по «гражданской» специальности было сложно - требовалась безукоризненная чистота биографии соискателя и его родственников чуть ли не до 7-го колена. Это неудивительно, так как добраться до нашего бактериологического оружия пытались неоднократно.

В военных магазинах Загорска-7, куда было легче попасть, всегда был хороший выбор товаров. Жители из соседних деревень отмечали разительный контраст с полупустыми полками местных магазинов. Иногда они составляли списки, чтобы централизованно закупать продукты. Но если официально не удавалось проникнуть в городок, то лазили через забор.

С Загорска-7 статус закрытого города сняли 1 января 2001 года, а Загорск-6 закрыт и по сей день.

Арзамас-16

После применения американцами атомного оружия встал вопрос и о первой советской атомной бомбе. Секретный объект для ее разработки под названием КБ-11 решили построить на месте поселка Сарова, позднее превратившегося в Арзамас-16 (другие названия Кремлёв, Арзамас-75, Горький-130).

Секретный город, построенный на границе Горьковской области и Мордовской АССР, был в кратчайшие сроки поставлен на режим усиленной охраны и по всему периметру окружен двумя рядами колючей проволоки и проложенной между ними контрольно-следовой полосой. До середины 1950-х годов здесь все жили в обстановке чрезвычайной секретности. Сотрудники КБ-11, включая членов семей, не могли выходить из запретной зоны даже в период отпусков. Исключение делалось лишь для командировок.

Позднее, когда город разросся, у жителей появилась возможность на специализированном автобусе выезжать в областной центр, а также принимать у себя родственников после получения теми специального пропуска. Жители Арзамаса-16 в отличие от многих сограждан узнали, что такое настоящий социализм.

Средняя зарплата, которую всегда выплачивали вовремя, там составляла порядка 200 рублей. Полки магазинов закрытого города ломились от изобилия: десяток сортов колбас и сыров, красная и черная икра, прочие деликатесы. Жители соседнего Горького о таком и не мечтали.

Сейчас ядерный центр Саров, бывший Арзамас-16, - по-прежнему закрытый город.

Свердловск-45

Ещё один «рожденный по приказу» город возводили вокруг завода № 814, занимавшегося обогащением урана. У подножия горы Шайтан, что севернее Свердловска, несколько лет не покладая рук трудись заключенные ГУЛАГа и, по некоторым данным, московские студенты. Свердловск-45 сразу задумывался как город, а поэтому был выстроен очень компактно. Его отличали упорядоченность и характерная «квадратность» застройки: потеряться там было невозможно. «Маленький Питер», - выразился как-то один их гостей города, хотя другим его душевная провинциальность напоминала патриархальную Москву.

По советским меркам в Сведловске-45 жили очень хорошо, хотя он и уступал по снабжению тому же Арзамасу-16. Там никогда не было толчеи и потока машин, а воздух всегда был чистым. У жителей закрытого города постоянно возникали конфликты с населением соседней Нижней Туры, которое завидовало их благополучию. Бывало, подкараулят выходящих через вахту горожан и изобьют, исключительно из зависти.

Интересно, что если кто-то из жителей Свердловска-45 совершал преступление, то назад в город ему уже не было пути , несмотря на то, что в нем оставалась семья.

Сведловск-45, ныне Лесной, и сейчас закрыт для случайных посетителей.

Мирный

Мирный, поначалу военный городок Архангельской области, в 1966 году был преобразован в город закрытого типа из-за находящегося рядом испытательного космодрома Плесецк. Но уровень закрытости Мирного оказался ниже, чем у многих других советских ЗАТО: город не был огражден колючей проволокой, а проверка документов осуществлялась только на подъездных дорогах.

Благодаря относительной доступности отмечалось немало случаев, когда поблизости секретных объектов вдруг оказывался заблудившийся грибник или нелегал, проникший в город за дефицитным товаром. Если в действиях таких людей не было замечено злого умысла, их быстро отпускали.

Многие жители Мирного советский период называют не иначе как сказкой. «Море игрушек, красивой одежды и обуви», - вспоминает одна из жительниц города свои посещения Детского мира. За Мирным в советское время закрепилась слава «города колясок». Дело в том, что каждое лето туда приезжали выпускники военных академий, и чтобы зацепиться за благополучное место они быстро женились и заводили детей.

Свой статус закрытого города Мирный сохраняет и сейчас.

Эта статья о прекрасном маленьком городе на северо-востоке Московской области — в Сергиевом Посаде. Это негласная культурно-духовная столица области располагается на одной из некогда самых крупных рек Подмосковья, Кончуре. Сейчас же река обмелела, но в памяти сторожил она навсегда останется крупной судоходной жилой, которая своими хищными водами не раз спасала от жары и жителей города и усталых путников.

История образования этого города уходит корнями в далекий 1782 год, когда несколько мелких поселений, расположенных вокруг уже тогда возведенной Сергиевой лавры, слились в одно и образовали крупный, по тем меркам, торгово-промышленный узел, который и называли посадом.

Однако мало кто помнит, что во времена революции, а именно в 1919 году, тогдашнее поселение получило статус города, и было названо Загорском, в честь одного известного революционера, как тогда было популярно. Уже в начале нашего век городу вернули прежнее название.

Климат и экология Сергиева Посада

Пожив некоторое время в этом городе, и возвращаясь обратно в свои родные места, больше всего скучаешь, пожалуй, по посадским зимам. Они там какие-то особенные, мягкие, обволакивающие. Не слишком холодные и не слишком жаркие. Впрочем, как и лето с его дождливым, каким-то осенним, июлем. То время, когда кажется, что жизнь в городе совсем незаметно замирает, а люди вокруг, погруженные в свои мысли, сплетаются ими в единстве непохожего.

Конечно, не без капли дёгтя в бочку мёда. Есть там районы, где даже зимой находиться довольно сложно и не потому, что там много людей или машин, а потому, что совсем неподалеку расположено производство, из-за которого в прилежащих территориях иногда трудно дышать.

Этот город, по сути, является промышленным центром и доля промышленных предприятий на такую небольшую площадь, пожалуй, слишком высока. Взять тот же машиностроительный завод на Московском шоссе, который работает уже больше 20 лет. За все эти годы в воздух было выброшено столько гари, что жители ближайших поселений, предпочли сняться с места и уехать подальше от этого места.

Население

Невольно задумываешься о людях, живущих в городе. Они все такие разные, но что-то общее объединяет их совсем незримо. И это даже не местность, которой они принадлежат, а что-то еще.

Хоть население Сергиева Посада относительно невелико (около 107 тысяч жителей, не считая приезжих), но зато разнообразно. Здесь вы встретите и приветливых старушек, продающих по окраинам цветы и всякую снедь, и бунтарей-подростков, с яркими волосами и кожаными куртками, и серьёзных офисных клерков, и больших начальников, важно заседающих в местных дорогих ресторанах, и футбольных фанатов и много-много других людей, обычных, странных, задумчивых и дружелюбных.

Увы, не обходится и без хулиганов, которые кричат ночами под окнами и бьют стекла машин. Но это скорее исключение, чем правило. А в общем люди здесь довольно мирные и культурные. Большая часть населения имеет высшее образование, многие окончили престижные ВУЗы столицы. Что примечательно, на фоне всего этого разнообразие редко встретишь бездомных или попрошаек, хотя с такой архитектурой и огромными скоплениям народа по центральным точкам, этот пласт населения так и напрашивается, чтобы дополнить картину. Пожалуй, единственное, что наводит на печальные мысли — это то, что в последние годы, проходя через дворы, замечаешь, что детские площадки, которые еще несколько лет назад были битком набиты карапузами, сейчас отчего-то пустуют. Да и мам с малышами и колясками встречаешь значительно реже.

Такая тенденция заставляет задуматься о том, в каком же состоянии находятся люди и город в целом. Другое наблюдение- на улицах стало чуть больше еловых веток. Вздыхаешь, проходя мимо них, и думаешь: « Опять кого-то хоронили…» Но, несмотря на это, все больше приезжих из больших городов хотят поселиться у нас. Как-никак — духовное сердце Подмосковья!

Районы и недвижимость Сергиева Посада

Несмотря на то, что наш город кажется маленьким относительно той же Москвы, он все же покрывает большую площадь, а отдельные его районы, например, такие как Углич — являются намного более ценными историческими местами, чем некоторые районы Москвы.

Из крупных районов можно выделить Гражданский, Клементьевский, Северный и Восточный. Они являются основными спальными районами города, в которых проживает большая часть населения (не считая Гражданского), но это уже отдельная история.

Ведь можно подумать, что обладая общими сведениями о Сергиевом Посаде, можно подумать, что сердцем его является знаменитая Троицко-Сергиева Лавра. Кроме того, неискушенный взгляд человека, побывавшего в этом славном городе впервые, может показаться, что вся жизнь города сосредоточена в центре, который создает впечатление микростолицы внутри этого микрогосударства. Однако не всем известно, что настоящая жизнь и лицо Сергиева Посада находятся не в центре, а чуть дальше от него в районе «Пафнута», как ласково кличут его местные жители, то есть Пафнутьевского сада на пересечении Ильинской улицы и проспекта Красной Армии.

Нет большей радости для жителя многострадального города, чем после работы отправится в парк, к реке и отдохнуть там в приятном окружении, любуясь природой. А природа у нас даже в самом городе какая-то «дикая», такая, какой и должна быть. Здесь уже не чувствуешь себя хозяином положения и несмотря на то, что места эти столь родные, что хочется приходить туда снова и снова, все равно чувствуешь себя гостем, который должен считаться с хозяином.

Поскольку четкого районирования в городе нет, жителям приходится негласно именовать свои «микрорайоны» по названиям главных улиц или по ближайшим железнодорожным станциям (обусловлено это тем, что город почти окольцован железной дорогой). Например, восточный район — «район 76 километра», поскольку в одной остановке от города находится платформа «76 километр», где многие жители города имеют дачи и небольшие коттеджи, цены на которые порой весьма низкие.

Неискушенному туристу будет интересно взглянуть на дверь в прошлое, которая находится в районе улицы Фабричной, что располагается на юго-западе города. Этот микрорайон, как следует из названия центральной улицы, строился для работников некогда располагавшейся близ города фабрики. Попадая на «фабричку», ощущаешь себя выходцем Советского Союза — пусть атмосфера этого места не слишком дружелюбна, да и архитектура зданий за годы изрядно потрепалась, но местные жители находят в этом некий шарм и считают, что их район — один из самых душевных в городе.

Еще одной местной «достопримечательностью» является так называемая «Гражданка», или Гражданский проспект. Выделяется он тем, что, по сути, является самым малонаселенным районом города. Расположена она чуть южнее центрального кладбища на западе города. Примечательно, что на Гражданке можно часами ходить по улицам и никого не встретить. Архитектура места напоминает старые советские послевоенные фильмы в лучших ее качествах. Но несмотря на это, заселяться на Гражданку почему-то никто не спешит, хоть риэлторы уже много раз понижали цены на недвижимость в этом районе, порой доходя до абсурда — хорошая двухкомнатная квартира с ремонтом обошлась бы всего в 2 миллиона.

По сравнению с той же Москвой — это нижний предел однокомнатной квартиры, и то в редких случаях. Тем не менее, несмотря на мрачность образа, люди любят Гражданку потому, что она дает им возможность побыть наедине с самими собой и просто подумать, не оглядываясь ни на что. За это мы ее ценим и уважаем.

Вообще, посещая районы Сергиева Посада, натыкаешься на причудливое сочетание старых каркасных домов, тех, которые жители большого города чаще всего используют как дачи, и многоэтажных панельных зданий. Эти уголки многовековой истории нашей страны посреди цивилизации, наверное, и есть самое дорогое, что есть в каждой части города. Ведь они позволяют не забывать нам о наших корнях и о том, что, в сущности, наше настоящее было построено на том прошлом, которое и по сей день рядом.

Самым ярким примером такого контраста является непосредственно центр города, где совсем неподалеку от так называемой цивилизации, туристов и новых красивых домов, чуть ниже по дорогам в любую сторону от лавры, кротко стоят маленькие деревянные одноэтажные дома. Многие из них уже износились, но все еще крепко держатся на фундаменте, заложенном нашими дедами и прадедами. Такие сооружения стоят крепко и долго, ведь наши предки были из времени, где сломанные вещи принято было чинить, а не выбрасывать.

Инфраструктура города

Что касается бытового уклада жизни города, то тут все довольно сложно. Наверное, самой насущной проблемой всегда была и будет эта бесконечная пробка на выезде из города, которая уже сниться большинству автолюбителей в страшных кошмарах. Казалось бы — никаких проблем, объездные пути есть, но изо дня в день, автомобилисты, работающие в столице, вынуждены вставать ни свет ни заря, чтобы не попасть в самый разгар этого персонального ада.

И, что примечательно, власти до сих пор не обратили внимание на эту проблему, хоть она и висит в воздухе уже несколько лет. Конечно, весьма логично советовать людям обращаться к железнодорожному транспорту, с которым в городе как раз и нет никаких проблем, поскольку Сергиев Посад является крупным транспортным узлом РЖД. И пусть электрички у нас ходят часто, транспортная проблема актуальна не только для самих жителей города, но и для тех, кто в него въезжает, а это, согласитесь, уже другая история.

Тем не менее, проблема транспорта, если уж говорить начистоту, далеко не единственная. Недостаток центров досуга, а так же нерасторопность жилищно-коммунальных служб по тем или иным вопросам, не добавляют городу привлекательности, а лишь усугубляют и без того вязкое положение. Например, за последние годы цены на свет, газ и воду значительно выросли, в то время как большинство домой западного района нуждаются в капитальном ремонте или хотя бы в замене или починке протекающих труб. Власти же на это предпочитают отмалчиваться.

Возвращаясь к центрам досуга — современная молодежь скитается по дворам и подъездам не находя куда себя деть и чем занять. В то время как молодежь в моем юношестве всегда знала куда пристроиться, например, в стройотряд или на поле — и денежку заработать и время с пользой провести. Мы не говорим о футбольных дворовых матчах и кружках по интересам, которые работали даже летом. Сейчас же этого нет, и молодым людям ничего не остается, как сидеть по домам или шнырять по району в поисках неизвестно чего. А ведь они могли бы устроиться на работу, благо, город в этом плане располагает большими возможностями.

Предприятия и работа в Сергиевом Посаде

Что интересно, часто краем уха можно услышать разговоры старушек, сидящих на лавочках в теплое время года. Они всегда искренне удивлялись наплыву приезжих в этот небольшой город и видимо не могли найти ответа на вопрос: « Почему так происходит?» Хотя ответ прост и очевиден, стоит лишь пробежаться глазами по окраинам Сергиева Посада. Как уже говорилось ранее, город — это большой промышленный центр, поэтому от недостатка рабочих мест здесь никогда никто не страдал.

Более того, город обеспечивает работой все близлежащие окрестности и большее количество приезжих, как из столицы, так и областей. Такое изобилие рабочих площадок обеспечивают несколько крупных заводов за городом, таких как Электромеханических завод, мебельный завод, а так же мясо — и хлебокомбинаты. Не говоря уж о кондитерской фабрике и фабрике мороженого. Эти предприятия дают не только хорошую рабочую базу, но и стабильный заработок, а так же качественную местную продукцию. Таким образом, местная экономическая структура всегда находится на высоком уровне. Другими словами — от бедности народ не страдает. Ведь средняя зарплата рабочего на том же электромеханическом составляет около 20 тысяч рублей, а это сумма даже без учета премии и возможностей карьерного роста.

Руководство города еще и озаботилось тем, чтобы людям было, где тратить эту самую зарплату и с каждым годом по городу можно обнаружить все большее количество выросших из неоткуда торговых центров: как крупных, так и маленьких. А ведь раньше все было просто: самой крупной торговой точкой был Клементьевский рынок, куда свозили свои товары поселенцы близлежащих деревень, а так же торговцы из Белоруси, Украины и ближнего зарубежья. А в лавировании между прилавками в узких улочках была какая-то своя, особая романтика. Люди с удовольствием общались с продавцами и друг другом, все напоминала атмосферу какой-то ярмарка конца 15 века. К сожалению, это все отошло на задний план, хоть еще и не изжило себя полностью.

Каждые выходные рынок вновь кишит людьми, снующими от одного прилавка к другому. На самом деле и в торговых центрах, таких как популярная «Звездочка» есть свои плюсы. Например, то, что людям хотя бы есть, чем себя развлечь. В нашей городе, к сожалению, есть с этим небольшие проблемы).

Атмосфера настоящего рынка — и поговорить и поторговаться!

Криминальная сторона жизни

И, как это не прискорбно признавать, именно малое количество развлекательных центров и домов молодежи стало причиной того, что за последние годы в городе участились случаи вандализма, грабежей и хулиганства. Старожилам культурной микростолицы Подмосковья сложно понять, почему в городе, где на протяжении десятков лет уровень преступности был одним из самых низких, вдруг возникают проблемы с ворами, мошенниками и другими личностями вне закона.

А убийство главы города в 2011 году вообще шокировала общественность. Многие жители Сергиева Посада не могли понять, как в их тихом и спокойном городе могут происходить подобные вещи. Не стоит думать, что народ не привык к тому, что современный мир опасная штука, но так исторически складывалось, что Сергиев Посад криминальная сторона жизни всегда обходила стороной. Сложно понять, что послужило тому причиной. Местные жители то ли в шутку, то ли всерьёз говорят: « Бог помиловал!» ссылаясь на Сергиеву Лавру. Как бы то ни было, на мой взгляд, и думаю, многие согласятся, поскольку такая проблема возникает не только в этом маленьком городе, но и повсеместно, повышение уровня преступности связано с тем, что подросткам банально нечего делать, вот и развлекаются, как могут.

Что касается крупных криминальных событий, то их в городе не наблюдается. То ли менталитет местных жителей не позволяет такому произойти, то ли и правда всем известная церковь охраняет город. Но что-то мы все вскользь да ненароком о ней упоминаем, пора бы и подробнее рассказать об этом, по истине, волшебном месте.

Достопримечательности города Сергиев Посад

Пожалуй, даже те, кто близко не знакомы с городом, знают или слышали о таком монастыре как Троице-Сеергиева Лавра. Она является самым крупным мужским монастырем всей России! Этот монастырь, кроме пышного убранства, обладает еще и богатой историей. Этот монастырь, который лишь в 1742 году приобрел статус лавры, сыграл большую роль в политической жизни нашей страны и был своеобразной опорой для столичных правителей во времена древней Руси. Ходит много легенд и слухов о чудотворных свойствах этого места, но если не вдаваться в подробности или городскую мифологию, то попадая на территорию Троице-Сергиевой Лавры, уже чувствуешь себя как-то по-особенному спокойно.

Возможно, причиной того, уклад жизни служителей монастыря или просто местная атмосфера, однако факт остается фактом — спектр чувств, которые вы испытаете, побывав в этом монастыре сложно передать словами. Кроме того, территория монастыря не ограничивается, собственно, постройками. Музей-заповедник, расположенный вокруг лавры тоже представляет собой ценный памятник культуры и истории. Прогуливаясь по аллеям в тени ветвистых деревьев, невольно отходишь от мирской суеты и получаешь возможность погрузиться в свой внутренний мир в тишине и покое.

Однако, лавра, это далеко не единственное место, которое стоит посмотреть в городе. Другой довольно крупной достопримечательностью является музей игрушек, который расположен совсем неподалеку от монастыря. Он сохранил в себе историю традиционного промысла этих мест, а именно производства кукол. На данный момент в музее открыты несколько экспозиций. Самой интересной, на мой взгляд, является выставка новогодних и рождественских игрушек. Что интересно, музей с большим удовольствием посещают как дети, так и взрослые. Ведь игрушки — это не только развлечение, но и искусство.

Как бы то ни было, посетите этот город и убедитесь в том, что это место по праву может считаться одним из тех, память о которых остается надолго.

Совсем недалеко от Москвы, практически в 70 километрах , в необыкновенно живописном месте Среднерусской возвышенности обосновался небольшой городок Сергиев Посад , который завоевал несомненную популярность среди туристов своей основной достопримечательностью – Троице-Сергиевой Лаврой , основанной в 14 веке Преподобным Сергием Радонежским .

Небольшой подмосковный Сергиев Посад с населением немного больше 100 тысячи человек является одним из удивительнейших городов Золотого кольца России . Кроме самой Лавры - уникальнейшего историко-архитектурного храмового комплекса достойного восхищения, в Сергиевом Посаде и его окрестностях есть очень много мест, связанных с именем Преподобного, его семьи и самой Лавры: Пятницкий колодец , Гремячий водопад, и многие другие.

Сергиев посад (вид сверху)

Покровский Хотьков женский монастырь

Сергиев Посад удивительно уютный и живописный город, который любили Пришвин и Куприн, многие художники и философы. История города тесно связана с Лаврой, но, тем не менее, вполне самобытна и интересна. В городе сохранились памятники храмового зодчества 16-18 веков , гражданские здания эпохи позднего барокко, есть замечательные пруды и удивительные музеи . Одним словом, в этом городе можно хорошо отдохнуть и пополнить свой информационный и эстетический багаж.

Но не стоит ограничиваться осмотром только самого Сергиева Посада. Очень привлекательны для посещения и его замечательные окрестности : Гефсиманский Черниговский скит , Музей-Усадьба в селе Абрамцево , Спасо-Вифанский монастырь , музейная усадьба в деревне Мураново .


Поэтому на посещение Сергиева Посада нужно запланировать хотя бы 2-3 дня , чтобы в полной мере прочувствовать самобытность города с его доминирующей православной составляющей и посетить все возможные историко-культурные объекты самого города и его удивительных окрестностей. Конечно, много можно успеть увидеть и в течение всего 1 дня пребывания в городе, но лучше все-таки осматривать достопримечательности этого тихого русского городка не спеша.

История Сергиева Посада кратко

Возникновение и развитие этого города неразрывно связано с историей Сергиевой Лавры , и начинается она с небольшой монашеской обители, которую основал 20-летний Сергий Радонежский в 1337 году на совершенной безлюдной, поросшей дремучим лесом, горе Маковец .


К святому Сергию стекались верующие, желающие посвятить свою жизнь моленьям, и вскоре образовался монашеский городок, вокруг которого в свою очередь стали возникать ремесленные слободы , сёла , деревеньки, а в них строились православные приходские храмы – так под Лаврой образовалось посадское поселение.

Всего через два-три десятилетия после ухода из жизни Преподобного Сергия около Сергиевой Лавры , которая представляла собой белокаменный Троицкий собор плюс несколько деревянных монашеских келий, появились первые села. Назывались они Панино , Клементьево , Копнино и Кокуево . Село Панино погибло в пожаре во времена польского нашествия 17 века, продолжительное время сохраняя свое название в Подпанинской улице.


Село Кокуево преобразовалось со временем в Кокуевскую слободу, а затем вошла в городскую территорию Сергиева Посада, также храня историческое прошлое в названии Кокуевской улицы.

А вот село Клементьево выросло в крупный торговый центр, по численности населения превышая одно время Переславль-Залесский . Именно из этого села и вырос впоследствии город Сергиев Посад.

Торгово-промышленному направлению развития села способствовало его удачное местоположение. Ведь через него шли все основные транспортные пути – из Москвы в Переславль Залесский, из Архангельска в Москву и т.д. К тому же, проведение многочисленных строительных работ в Троице-Сергиевой Лавре привлекало в вотчинное монастырское село Клементьево новых жителей – рабочих всех строительных специальностей.


Кроме сёл, около Троице-Сергиевой Лавры оформились, так называемые, Служние Слободы – Нижняя и Верхняя. В 16 веке в Нижней слободе появились каменные Пятницкий и Введенский храмы , существующие до сих пор, а в Верхней – Рождественская деревянная церковь.

Дома и церкви строились на первых порах в основном деревянные, да и строительство велось весьма хаотично, что приводило к многочисленным пожарам. Но шло время. Храмы и здания слобод и сёл перестраивались в камне. Развивались всевозможные ремесла . В 16 веке в посадских слободах было развито около 20 ремесел.

Трагичным для жителей посада стало время осады Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими захватчиками с 1608 по 1610 годы . В саму Лавру враг не прошел, зато посадские хозяйства были жестоко разграблены и практически все сожжены.


Когда впоследствии посад стал вновь отстраиваться, то его формирование шло уже более организованно. Возникали слободы ремесленников, занимающихся определенным направлением: Иконная , Стрелецкая , Пушкарская и т.д. Интересно, что одним из ремесел стало создание игрушек для детей.

Продукция Сергиево-Посадских мастеров

Сергиев посад появился на карте России в 1782 году , когда из всех поселений, расположенных вокруг Троице-Сергиевой Лавры по указу Екатерины Второй был учрежден населенный пункт с единым названием.

Поскольку Сергиев посад располагался недалеко от Москвы и имел с ней определенные экономические связи, к тому же в монастырь постоянно прибывало большое количество верующих - возникла определенная транспортная проблема, которая и была решена промышленником Ф.Чижовым и известным меценатом Иваном Мамонтовым (отцом Саввы).


В 1862 году началось движение по железнодорожной ветке Москва – Ярославль через Сергиев Посад. Однако паломники отвергали новое средство передвижения и продолжали ходить пешим ходом. Высшему духовенству Лавры пришлось своим примером продемонстрировать безопасность железной дороги.

В дореволюционное время в городе практически не было промышленных предприятий и, следовательно, рабочего класса, хотя проживало здесь уже порядка девятнадцати тысяч человек.


Во время Гражданской войны в Сергиев Посад было переведено Главное Военно-инженерное управление по снабжению Красной Армии. Монастырь был закрыт. В городе прочно установилась советская власть.

В 1919 году Сергиев Посад официально получил статус города. Однако, в 30-х годах он переименовывается в Загорск . Так было увековечено имя выдающегося революционера, которому на главном проспекте города сооружен памятник.

Тогда же в Сергиеве Посаде создаются первые предприятия промышленного направления: электромеханический и оптико-механический заводы. Созданная в начале 20 века фабрика матрешек теперь стала называться «Загорской фабрикой игрушек N 1» , а позже – «Художественные изделия и игрушки». Это предприятие до сих пор выпускает матрешек, неваляшек и т.д.

Сергиево-Посадские матрешки

Во время Великой Отечественной войны город стал прифронтовым, передовая проходила всего в 20-30 км от Загорска. Сергиев Посад подвергался бомбардировке, но враг в него не вошел. После войны экономическое и культурное развитие Загорского района пошло вперед быстрыми темпами.


Историческая справедливость была восстановлена в 1991 году – Сергиеву Посаду было возвращено его первоначальное историческое название. Тогда же начались мощные реставрационные работы по восстановлению памятников архитектуры Троице-Сергиевой лавры . А в связи с возросшим к ней интереса активизировалась туристическая тропа в этот замечательный, наполненный мощным духовным потенциалом старинный русский город.


Сергиев посад всегда славился своей пленительной красотой и живописностью. Недаром многие писатели и поэты так любили сюда приезжать: Достоевский и Гоголь, Лермонтов и Карамзин , Л.Н.Толстой и Куприн и т.д. Очень любил этот город Пришвин , который прожил здесь более 10 лет и написал много известных произведений. Дом, где он жил, сохранился, но музея этого известного писателя и удивительного человека в городе пока нет.

Памятник писателю Пришвину в парке "Скитские пруды"

Посещали город также многие выдающиеся художники, артисты и другие деятели культуры.

Храмы и монастыри

Троице-Сергиева Лавра

Основным и самым притягательным магнитом в историко-архитектурном плане является прекрасный комплекс Троице-Сергиевой лавры , на территории которого сосредоточено несколько разновременных храмов. Их создание связано с именами многих российских правителей, начиная с русских князей и заканчивая императорами всея Руси.

На Соборной площади

Иван Грозный и Петр Первый , Анна Иоанновна и Екатерина Вторая – все приложили руку к созидательной деятельности по строительству храмового комплекса, который сегодня стремятся посетить и туристы и верующие паломники, ведь Лавра является центральным действующим православным монастырем России.

Гефсиманский Черниговский скит (ул.Гефсиманские пруды,1)

В середине 19 века от Лавры отделяется Гефсиманский скит, в котором уединяются отдельные монахи, желающие вести аскетический и отшельнический образ жизни. Гефсиманский скит создается из деревянных построек на окраине Сергиева посада в Исаковской роще . Окружающие скит овраги со временем частично были превращены в искусственные пруды, около которых сегодня организована зона отдыха – Парк «Скитские пруды» .

Гефсиманский скит до революции

А появление в Гефсиманском ските блаженного Филиппа способствовало появлению еще одного скитского поселения – Черниговского, организованного из подземных пещерных келий и храмов.

Подземный храм Архангела Михаила в Черниговском скиту

В постсоветсвое время Гефсиманский скит не восстановился, а вот Черниговский , вместе с его пещерным отделением, выстоял и сегодня полностью восстановлен и открыт для посещений.

Активно восстанавливается и Боголюбская Киновия (ул.Новоорогодная, 40 А), основанная тем же Филиппом недалеко от Черниговского скита в качестве некрополя для служителей Сергиевой лавры.

Служба в восстановленной Боголюбской киновии

Спасо-Вифанский монастырь (ул.Маслиева, 25)

Этот мужской монастырь основан в конце 18 века московским архиепископом Платоном . Здесь интересно посмотреть уникальный Спасо-Преображенский собор сооруженный в конце 18 века в форме овальной фигуры и имел два престола – верхний Преображения Господня и нижний – Воскрешения Лазаря.

Спасо-Вифанский монастырь

Алтарь Лазаревского престола оформлен в виде пещеры внизу горы Фавор. А вершиной этой горы является алтарь верхнего престола – Преображения Господня. Таким образом, визуально была иллюстрирована взаимосвязь двух новозаветских событий – воскресение из гроба в мир славы. Эта маленькая церковь очень контрастирует с Сергиевой лавры. Здесь малолюдно, тихо и спокойно. И главное, очень красиво.

Храмы

Кроме основных монастырских ансамблей Сергиев посад богат и различными приходскими церквями , которые строились на территории слобод и сел. Из самых старинных храмов интересны Введенский и Параскевы Пятницы , находящиеся на улице Красной Армии, 127. Оба этих каменных сооружения появились здесь к середине 16 века в многолюдном Подольском районе взамен существовавшей ранее деревянной Введенской с Пятничным пределом, возведенной еще при Преподобном Никоне в 14 веке.

Создание этих небольших, но аккуратных церквей произошло благодаря материальной помощи боярского воеводы И.Хабарова , к концу жизни постригшемуся в монахи.

Введенская и Пятницкая церкви

Двухъярусный, одноглавый крестово-купольный Введенский храм (Введения во храм Пресвятой Богородицы) до второй половины 17 века являлась главным храмом мужского Подольского монастыря, после упразднения которого осталась просто приходской церковью. Когда-то создаваемая в духе псковской архитектуры, после многочисленных перестроек она воплотила в себе черты разных стилей и эпох.

Легкая, нарядная и уютная Церковь Параскевы Пятницы украшена многочисленным декором и имеет колокольню. Она очень гармонично смотрится рядом с более приземленной Введенской, а вместе они образуют вполне законченную композицию. Пятницкий являлся храмом женского Подольского монастыря до его упразднения, так же как и Введенская.

В советские годы церковные помещения использовались не по назначению, но чудом не были уничтожены. Возвращенные верующим в начале 90-х оба храма отреставрированы и снова проводят службы. В обе церкви имеет смысл зайти, чтобы ощутить дух давних времен, покой и умиротворение.

Ильинский храм

На берегу искусственного Келарского пруда находится памятник архитектуры, относящийся ко второй половине 18 столетия – Ильинская церковь , сооруженная в стиле московского барокко. Этот храм красив снаружи и внутри. В него стоит зайти, чтобы полюбоваться его расписанными стенами, увидеть позолоченный пятиярусный иконостас, и удивиться тому, что в советские года эта церковь оставалась единственной действующей в Сергиеве Посаде. Сегодня в качестве памятника архитектуры она охраняется государством.

Есть еще замечательный Храм Вознесения Господня на прос.Красной Армии, 88а относящийся также во второй половине 18 тысячелетия, выполненный в барочном стиле.

Храм Вознесения Господня

Из церковных сооружений первой половины 19 века интересна Петропавловская церковь , которую называют также Воскресенской (ул.1- Ударной Армии,17 А). Она является единственной городской церковью эпохи классицизма.

Воскресенская или Петропавловская церковь

Всех святых храмов Сергиева посада перечисли не возможно. Все они - и старой постройки и современные украшают город и создают в нем русскую православную атмосферу. Но все же, еще об одном объекте хочется сказать буквально несколько слов - о Святом источнике Саввы Сторожевского , сподвижническом ученике Преподобного Сергия (ул.Пархоменко).

Во время одной его молитвы с северной окраины Сергиева монастыря открылся чудодейственный источник. Сегодня здесь построена Часовенка , где можно попить воды или взять ее с собой, и Купель с большими раздевалками. Поплавать в благодатной Купели сможет любой желающий в любое время года, рубашка для купания легко приобретается в находящемся рядом ларьке.

Источник Саввы Сторожевского

Чтобы найти Источник, нужно обойти Лавру с ее Северной стороны и по мостику над ручеем уйти налево до указателя.

Музеи

Хотя Сергиев посад совсем небольшой городок, здесь есть и другие достопримечательности , помимо храмов и монастырей.

Историко-краеведческий Музей заповедник

Сергиево-Посадский исторический музей является самым большим музейным комплексом города, который объединяет четыре отдельно находящихся музея. Все их можно посетить со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00 . Понедельник и вторник являются выходными днями.

Главный корпус Исторического музея

Главный музейный корпус (пр.Красной Армии, 144) заменяет собой художественную галерею города. В нем можно увидеть произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки и различные тематические мероприятия.

В Главном музейном корпусе Исторического музея

Ансамбль Конного двора

Одноэтажные корпуса были замкнуты в прямоугольник , по углам которого располагались круглые башни с тесовыми кровлями, увенчанные деревянными шпилями с шарами. После революции в этих корпусах разместились различные советские организации, и из-за отсутствия должного ухода за стареющими сооружениями, они начали приходить в негодность.

После реставрации «Конный двор» был практически полностью восстановлен, только на шпилях башен взамен шаров установили флюгеры с всадником на коне. На внутреннем дворе туристы смогут увидеть настоящую звонницу с колоколами, несколько пушек на лафетах, и красивые ажурно-декоративные решетки на воротах. Около всех этих экспонатов туристы любят фотографироваться на память.

Стены с башнями Конного двора

А в самих помещениях разместились музейные экспонаты, иллюстрирующие историю Лавры, Сергиева посада и всего края.

Экспонаты "Конного двора"

Можно здесь увидеть и экспонаты местного производства народных мастеров, изделия из Хохломы и Гжели, Жостова и Городца, костюмы крестьянок и крестьян различных народностей и выставку русских матрешек.

Экспозиция Музея русских матрешек

А еще можно попасть на один из проходящих здесь фестивалей или на проведение массового народного праздничного гуляния. В любом случае, впечатления от посещения музея будут яркие и незабываемые.


Художественно-педагогический музей игрушки им. Н. Бартрама (пр.Красной Армии, 123)

Этот музей интересен уже историей своего создания. Открывшись в 1918 году Москве, он мгновенно становится чрезвычайно популярным, его посещение в 20-х гг. можно было сравнивать с посещением Третьяковской галереи. Создатель музея Н.Бартрам находился на директорском посту бессменно до ухода из жизни, случавшимся в 1931 году . После смерти главного идейного вдохновителя и организатора музея, вся коллекция переезжает в Сергиев Посад, вернее в г.Загорск, и размещается в краснокирпичном здании бывшего особняка коммерческого училища в районе Сергиевой Лавры и Келарского пруда.

Здание Музея игрушки

В музейной экспозиции можно увидеть русскихнародных и советских, западноевропейских и восточных кукол . Кроме них, есть еще и другие детские игрушки различных времен и народов.

Экспонаты Музея игрушек

Ознакомиться с коллекцией данного музея туристы могут в любой день с 10.00 до 17.00 часов, кроме понедельников и вторников. В каждую последнюю пятницу месяца музей закрыт на санитарный день.

Музей народных промыслов (пр.Красной Армии, 110)

Этот один из самых молодых городских музеев предоставил свои площади мастерам народных промыслов, преимущественно изготовителям деревянных игрушек. Выставляются тут и живописные полотна местных художников.

Экспонаты Музея народных промыслов

Другие музеи

Любители музейных посещений могут ознакомиться также с экспозицией Выставочного зала «Колокола Руси» (а улице Дружбы, 14 а). Но этот музей работает по предварительным заявкам. А на улице Валовая, в доме №22 можно ощутить атмосферу крестьянского быта в Музее «Жили-были» .

В Музее "Колокола России"

Когда лучше приехать в Сергиев Посад

Поскольку все достопримечательности Сергиева Посада доступны для посещения независимо от времени года, то лучше всего ориентироваться на само время года . А может даже на проходящие в этот период православные праздники . Ведь увидеть их проведение в самой Сергиевой Лавре – дорого стоит!

Зима

Если вы хотите увидеть всю красоту русской зимней природы в тихом и спокойном месте, то зима – лучшее время для путешествия в Сергиев Посад. Гулять по завораживающим улицам искрящегося снегом городка, или ездить по его сказочным окрестностям уже само по себе удовольствие. В центре много замечательных прудов, которые в это время превращаются вкатки под открытым небом.

А если ваше прибытие в этот уютный городок придется на праздничные православные мероприятия – то незабываемые впечатления гарантированы. В январе – это Рождество и Крещение господне .

Очередь на купание в крещенской купели

Даже если вы не особо верующий человек, быть в такие дни в Сергиевой Лавре и видеть торжественные церковные службы своими глазами очень интересно. Да и где ж купаться в Крещенскую ночь как не в священных купелях Сергиево-Посадского района!


Весна

Если вы хотите попасть на проведение Масленицы или на Пасху в Сергиев Посад, то надо сверять свое посещение с календарем православных празднеств на год.

Масленичные гуляния в Парке "Скитские пруды"

Пасхальные богослужения, изумительный колокольный звон , чаепитие с освещенными куличами – одним словом, море эмоций и впечатлений.

Пасхальная служба

Так же хорошо приезжать в весеннюю пору тем, кто хочет отдохнуть от суеты больших мегаполисов. Ведь весной еще не так много туристов, и можно осмотреть все достопримечательности в тихой спокойной обстановке.

Лето

Разгар туристического сезона! Тепло и комфортно. Прогулки вокруг прудов и катание на лодках. Но не забываем о святости места, и об удивительных праздниках, на которые можно попасть в это время года. На Троицу обычно проходит День города , сопровождаемый концертами, всевозможными ярмарками и другими интересными мероприятиями. А заканчивается этот день залпами праздничного салюта .

На Фестивале воздушных шаров

Проходит летом и традиционный удивительный летний праздник – Фестиваль воздушных шаров . На этом грандиозном зрелище хоть раз в жизни надо обязательно побывать! Огромные тепловые аэростаты различных форм и цветов взлетают над Сергиевой Лаврой , а множество людей с ликующими криками и возбужденными лицами с замиранием наблюдают за этим фантастическим полетом! А при желании можно и самому полетать на воздушном шаре.

Проводятся летом День любви , семьи и верности (Петра и Февронии), День Святых Петра и Павла, Медовый и Ореховый спасы и т.д.

Осень

Путешествия осенью в любой город средней полосы России – это гарантированные великолепные красочные пейзажи и отсутствие изматывающей жары.

Осенью на Белом пруде

К тому же осенью уменьшается поток туристов, что опять-таки благоприятно для тех, кто любит тишину и покой. Из православных праздников в Сергиевой Лавре на осень приходятся Рождество Пресвятой Богородицы , День памяти Преподобного Сергия и т.д.

Кстати, обычные светские праздники тоже проходят в Сергиевом посаде довольно весело и креативно!

Куда можно сходить в Сергиевом Посаде с детьми

Если вы привлекаете к путешествию по городам России детей, то это очень похвально и педагогически верно. Во время путешествия вы имеете больше возможности общаться со своими детьми, чем в рядовые будни, а дети, кроме общения с вами, в ненавязчивой форме знакомятся с историей и культурой своей страны. Но, тем не менее, ребенок есть ребенок, и осмотр только исторических памятников ему быстро надоест. Поэтому надо заранее продумывать маршрут и места посещения.

Конечно, посетить саму Сергиеву Ларву с детьми обязательно нужно. Экскурсию дети не всегда выдерживают, поэтому хоть какие-то интересные сведения о Сергии Радонежском , о строительстве Лавры и ее архитектурных объектах вы можете рассказать и сами.

Росписи Жития Сергия Радонежского

После Лавры с детьми хорошо погулять около Келарского пруда или посетить Парк «Скитские пруды» , где детям найдется множество развлечений. Отрокам школьного возраста будет интересно увидеть пещерные храмы Черниговского скита, находящиеся недалеко от Скитских прудов.

В пещерном храме Черниговского монастыря

Обязательно понравится им в Краеведческом корпусе Исторического музея и в Музейном комплексе «Конный двор» , где проводятся очень интересные детские экскурсии в игровой форме. Мероприятие можно выбрать в зависимости от возраста и интересов ребенка.

Экспозиция Краеведческого корпуса Исторического музея

Также можно сходить в Музей игрушки или в Музей народных промыслов . По возможности, детей надо свозить в село Абрамцево . Сказочная атмосфера этого места,проживание здесь автора "Аленького цветочка", красивая природа и изумительные произведения русских живописцев - все это обязательно произведет на детей очень хорошее впечатление.

Сергиевский Посад - Загорск - Сергиев Посад

Сергиев Посад в течение 60 лет носил другое название — с 1930 года по 1991 годы город назывался Загорском, в память о погибшем секретаре Московского комитета партии В.М.Загорском. До революции город назывался Сергиевским Посадом, а с 1917 до 1930 - Сергиев.

Город в народе называют «игрушечной столицей России» — в Сергиевом Посаде находится единственный в России институт игрушки, где разрабатывают новые виды кукол, солдатиков, мячиков и прочих детских радостей. Кроме того, здесь есть музей игрушки, завод по производству игрушек и фабрика художественной резьбы.

Кроме того, Сергиев Посад славится своими художниками и мастерами по дереву.

Сергиев Посад с незапамятных времён был известен не только благодаря игрушкам — здесь, вблизи лавры, пекли одни из самых вкусных блинов во всей округе. На большом блинном дворе, где располагалось около десятка разных блинных, пекли всевозможные лепешки с самыми разнообразными начинками.

Городские легенды


Существует несколько легенд, связанных с появлением в Сергиевом Посаде игрушечного промысла. По одной из них, первым стал резать игрушки из дерева сам Сергий Радонежский, основатель лавры — он вырезал поделки и дарил их крестьянским детям. Другая легенда гласит, что первым сделал игрушку из липового дерева некий глухонемой по прозвищу Татыга — он продал свою безделицу купцу, торговавшему лаптями, рукавицами и прочими хозяйственными вещами, а тот с выгодой для себя перепродал игрушку. Купец смекнул, что дело может быть прибыльным и заказал Татыге еще игрушек. Так и зародился игрушечный промысел.

В 1380 году войско Дмитрия Донского получило благословение на Куликовскую битву в Троице-Сергиевой лавре. Вместе с воинами отправились на сражение и местные монахи — Пересвет и Осляб. Начало битвы стало легендарным: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и после первого же столкновения оба воина погибли.

По еще одной легенде, где-то в глубоких подземных ходах под Троице-Сергиевой Лаврой свою библиотеку спрятал царь Иоанн Грозный. Историки не опровергают этой версии, а предания дейсвительно говорят о широкой сети подземных ходов под монастырем.

История


Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политическй жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, навсегда вошедших в историю Руси. Стены лавры помнят царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мир. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.


В. П. Верещагин, Осада Троице-Сергиевой лавры.

Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870) очень скоро поставило город в число крупнейших городов Московской губернии. В 1919 году город получил название Сергиев, став центром одноименного уезда.

С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М.Загорского, и вернул себе совсем недавно историческое название.

Сегодня Сергиев Посад - один из крупнейших культурных центров.

Многочисленные гости города посещают Троице-Сергиеву лавру, архитектурный ансамбль которой в 1993 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Государственный историко-художественный музей заповедник, коллекциия которого насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства; Художественно-педагогический музей игрушки.

В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца.

Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России.

Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории Сергиево-Посадского района: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиево-посадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.

Здесь проводятся десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, праздников народного творчества. Главный праздник - день города ежегодно отмечается в день Святой Троицы. В 2014 году весь Сергиево-Посадский район готовится торжественно встретить 700-летие прп. Сергия Радонежского.

Знаменитости города

Живописец-авангардист Аристарх Лентулов.

Художник Михаил Нестеров, кисти которого принадлежит знаменитая картина «Видение отроку Варфоломею».

Писатель-прозаик Михаил Пришвин (повести «Этажи леса», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин»).

Философ, писатель, публицист XX века Василий Розанов.

Знаменитая актриса театра и кино Алла Тарасова.

График и художник-оформитель Владимир Фаворский.

Учёный, религиозный философ Павел Флоренский.

Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» - Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно - ис­торично. Географические названия -это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык - составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться - по цен­тральному храму - Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним - название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность - холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка - …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347-1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь - во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина- 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен - уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня - Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название - Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря - Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь - в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний-«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» - доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый - около Утичьей башни, Конюшенный - у северной стены монастыря, Пятницкий - близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский - к югу от монастыря.

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.-уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название - Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский - это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск - пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX-XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь - «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.