Исаакий (преподобный далматский). Преподобный исаакий далматский Где был основан далматский монастырь в константинополе

12 июня (30 мая по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда 7-й седмицы по Пасхе (то есть седьмой недели после Светлого Христова Воскресения ). День постный . На трапезе благословляется рыба . В Русской Церкви совершается память двух святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Исаакий Далматский . Именно этому святому посвящён главный собор русской Имперской столицы - города Санкт-Петербурга. Легендарный Исаакиевский собор (вокруг которого за последнее время сломано немало копий - в силу активного противодействия сегодняшних воинствующих безбожников, либералов и коммунистов законному возвращению этой православной святыни Русской Православной Церкви) посвящён именно преподобному Исаакию Далматскому. Первая петербургская Исаакиевская церковь была возведена по личному указанию основателя города на Неве - Петра I, родившегося 30 мая 1672 года , в день именно этого святого.

Ревнитель веры: Памяти преподобного Исаакия Далматского

Сам преподобный Исаакий совершал свои христианские подвиги во второй половине IV века от Рождества Христова, в период, когда христианство уже было провозглашено государственной религией Римской Империи, однако её императором в 364-378 годах был Флавий Юлий Валент, более известный как Валент II, приверженец арианской ереси. Этот император возвёл новые, только теперь уже не языческие, а еретические гонения на православных христиан: преследовал верующих, закрывал и разрушал храмы.

Для поддержания братьев по вере отец Исаакий, на тот момент монах-пустынник, оставил пустыню и прибыл в Константинополь. Промыслом Божиим именно в это же самое время варвары-готы напали на Римскую Империю. Преподобный не раз призывал императора прекратить гонения на православных христиан и открыть их храмы, убеждая гонителя, что если он не сделает этого, то погибнет в огне. Валент не послушался старца и приказал арестовать святого Исаакия. Предсказания преподобного вскоре сбылись: император-еретик и его военачальник (также арианин) попытались укрыться от нападавших готов в сарае с соломой и были сожжены там.

Следущий Римский император Феодосий I Великий был ревностным православным христианином, он возродил Православие в Римской Империи, примирился с готами и восстановил могущество Константинополя. Также приближённые императора смогли уговорить преподобного Исаакия Далматского не возвращаться в пустыню и помогли старцу создать обитель в константинопольском предместье. Именно в этом монастыре старец провёл последние годы жизни, наставляя многих православных христиан, помогая бедным и страждущим. Скончался святой Исаакий в глубокой старости в 383 году от Рождества Христова.

Священномученик Василий Смоленский . Один из многих тысяч страдальцев за Христа, претерпевших мучения в годы советских богоборческих гонений. Ещё в 1891 году будущий святой принял священнический сан и не отрекался от него даже в самые тяжёлые времена. Уроженец подмосковного Серпуховского уезда, большую часть своей жизни он посвятил церковному служению в родном Подмосковье. С момента рукоположения батюшка был определён священником храма Казанской иконы Божией Матери села Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии.

С самого начала советской власти отца Василия, активного проповедника, которого горячо любили многочисленные чада, подвергли репрессиям. Он неоднократно арестовывался, но на первых порах ненадолго, каждый раз возвращаясь в родной храм.

Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Бутырская тюрьма. 1929 год. Фотография с сайта fond.ru

Только в 1933 году (после 4-летней северной ссылки) батюшке запретили жить ближе 101 километра от Москвы, и он был вынужден поселиться в селе Холмец Шаховского района Московской области, где начал служить в местной Никольской церкви, окормляя в том числе и своих прежних духовных чад.

Но на этом богоборцы не остановились и в мае 1941 года заставили батюшку покинуть пределы Московской области. Возможность вернуться к служению в Никольскую церковь предоставилась в то время, когда село Холмец было оккупировано нацистскими войсками. В марте 1942 года , когда эти подмосковные земли были освобождены частями РККА, отца Василия ложно обвинили в сотрудничестве с гитлеровцами и арестовали. После долгих допросов и издевательств 73-летний протоиерей Василий Смоленский отошёл ко Господу в Таганской тюрьме 12 июня 1942 года и был погребён в безвестной могиле.

Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Таганская тюрьма. 1942 год. Фотография с сайта fond.ru

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ
игумен, исповедник (ск. 383), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных имп. Валент, придерживавшийся арианской ереси, св. Исаакий явился в Константинополь, чтобы утешить и ободрить гонимых и обличить ариан, не признававших Господа Иисуса Христа предвечным Сыном Бога Отца. В это время имп. Валент предпринял поход против готов, угрожавших столице - Константинополю. Во время похода Исаакий трижды представал перед императором, предсказывая поражение, если тот не повелит открыть храм для православных. Когда Исаакий пришел в третий раз, император повелел ввергнуть его в зыбучее болото, из которого еще никто никогда не выбирался. Но милость Божия оградила исповедника от смерти. Увидев Исаакия живым, Валент по жестокосердию своему не внял знамению Божиему и повелел двум своим сановникам заключить подвижника в темницу, обещая ему муки и казнь по возвращении из похода. Но бесславный конец ждал императора. Войско было разбито, а Валент погиб в огне, спрятавшись в сарае, который был подожжен готами. Феодосии Великий, унаследовавший императорский престол, был православным. По его повелению исповедник был освобожден из темницы. Исаакий основал иноческую обитель вблизи столицы. Сановники же, стерегшие Исаакия, за это время прониклись к старцу такой любовью, что состязались в благодеяниях для нового монастыря. В Петербурге прп. Исаакию посвящен величественный Исаакиевский собор, созданный в память дня рождения имп. Петра I.
Память прп. Исаакию отмечается 22 марта/4 апреля и 30 мая/12 июня.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ" в других словарях:

    Исаакий Далматский преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской … Википедия

    Исаакий Далматский - – преподобн. монах, обличивший имп. Валента за арианство, за что был посажен в тюрьму, из которой его освободил после падения Валента имп. Феодосий. И. основал тогда монаст., где и прожил игуменом до смерти († 383 г.). Память 22 марта, 30… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Исаакий мужское имя. Исаакий Далматский Св. Исаакий Далматский. Исаакий (в миру Белобаев) старец, еретик XVI века, сторонник Матвея Башкина. Исаакий (в миру Борискович Чернчицкий) православный епископ луцкий и острожский. Исаакий иконописец XIV… … Википедия

    Исаакий Далматский преподобный, был игуменом обители Далматской. Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 378), ревностного сторонника арианства, начались преследования… … Википедия

    ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ - Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская … Православная энциклопедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

    Преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383). В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства). В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

30 мая/12 июня. Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Исаакия Исповедника Игумена Далматскаго

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он оформлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 30 мая († 30 мая 383 года).

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383). В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства). В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ф. Лемер. Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом

12 июня по новому стилю – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, знакомым нам с детства. Обратимся к древнему описанию одного эпизода неспокойной римской жизни 378г.
Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378г.), где жил в то время Исаакий.
«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: "Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!" Раздраженный царь сказал ему: "Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания". А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: "Убей, если откроется лживость моих слов!"» (2) .
Сдержать обещание злосчастный император не смог: "дерзкий монах" оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы.
Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово "Исаакий" – один из символов города! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! (3) – посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ее позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника (4) († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий.
Православные на Руси раньше праздновали день своего Ангела (именины), – это воплотилось в названии города, – но день рождения "помазанника Божия" – все же особый день. Известно, что "европеец" Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

"Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный".

Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г. Построенный архитектором католиком, храм стал воплощением открытого и экуменического характера православия в нашем европейском городе.

Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба этого последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно – пресловутый маятник Фуко.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужения! 17 июня 1990г., в "Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших", Божественную Литургию в соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения, рядом с патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время – Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян.

С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) не совпадает теперь с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем составляла в XVII в. 10 дней, а в XX и XXI веках составляет уже 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.
Думается, драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому культурному петербуржцу.

Ю. Рубан

(1) В несколько сокращенном виде под названием «За что мы любим Исаакий» статья напечатана в журнале "Вода Живая", Санкт-Петербургский церковный вестник, № 6, 2007 .

(2) Феодорит Кирский . Церковная история, IV, 34.(3) До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакий – на четвертом. Затем была построена церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), ставшая на первое место, был восстановлен Храм Христа Спасителя (выс. 103 м).(4) "Преподобный" принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. "Исповедниками" называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не умерли от них, как "мученики", а были пощажены и скончались позднее естественной смертью.