Открыть левое меню мешхед. Исламская республика эпохи застоя

Мешхед – культурный центр, имеющий огромное значение, - как светское, так и религиозное. Здесь расположена одна из старейших библиотек Ближнего Востока - среди других ценных и редких манускриптов в ней хранится старейший из рукописных вариантов Корана. Библиотека является частью масштабного комплекса усыпальницы имама Резы. Находящиеся здесь же мавзолей имама и музей хранят огромное собрание культурных сокровищ. В южной части комплекса находится мечеть Гаухаршад XV в., с голубым куполом высотой 50 м и асимметричными минаретами.

Священная территория комплекса - большой, обнесенный стеной участок в центре Мешхеда. За прошедшую тысячу лет усыпальница и окружающие ее постройки были не раз уничтожены, разграблены, затем восстановлены и расширены, в результате чего и появился удивительный ансамбль. Мешхед - красивый город с нарядными парками и садами. Здесь множество отелей и ресторанов, это второй по величине город страны, деловитая атмосфера которого сказывается на его процветании.

История

В IX в. в заброшенном пустынном месте, у источника Санабад, где останавливались идущие в Туркменистан караваны, был убит один из мусульманских имамов по имени Реза. Среди мусульман-шиитов он был признан святым, а город немедленно стали называть «место мученичества» - Мешхед. Здесь появился мавзолей, до сих пор являющийся важнейшим после Мекки местом религиозного паломничества шиитов.

Лучшее время для посещения

Сентябрь и октябрь - самые красивые месяцы, но в Мешхеде очень приятно и весной.

Не пропустите

  • Музей в комплексе усыпальницы имама Резы.
  • Усыпальница Надир-шаха Афшара - основателя династии Каджаров в XVIII в., который расширил пределы Персидской империи до Северной Индии.
  • Гомбад-э Сабз - чудесное здание с зеленым куполом.
  • Сарайе Базар-э Реза - базар с богатым выбором тканей и текстильных изделий.
  • Торгабе - чудесный городок за пределами Мешхеда, где можно приобрести великолепные вещи. Могила Фирдоуси, знаменитого поэта Ирана, в Тусе, в 24 км от Мешхеда.

Следует знать

Мешхед славится шерстью первоклассного качества. Некоторые из лучших ковров и ковриков Ирана производят именно здесь.

Отправить заявку

Мешхед

Мешхед является столицей Ирана и центром административного управления провинции Хорасан. Этот город второй по числу жителей, уступает только Тегерану. Он расположился в северо-восточной части страны у подножия горной цепи Хезар Масчед (в переводе его название звучит как тысяча мечетей). Расположен город на 980 метровой высоте над у/м. Официальный язык здесь персидский.

Мешхед - один из почитаемых городов у мусульман-шиитов. Сюда каждый год приезжают около 20 млн. паломников, чтобы помолиться в зале мавзолея имама Резы. Так много верующих устремляются сюда, потому что мусульманские законы обязывают каждого шиита посещать эти святые места как минимум несколько раз за свою жизнь. В ХVІ столетии этот шах Аббас I основал эту традицию. Он сам как обыкновенный паломник безропотно вышел из Исфахана и дошел до Мешхеда. Прошагал он несколько сот километров, и доказал, что верующий в бога человек может преодолеть все трудности. Поэтому примерно 10 млн. мусульман из провинции Хорасан приходят в Мешхед по возможности довольно часто. Но сюда приходят не только иранцы, а и многочисленные шииты из других мусульманских стран. Кстати ехать от Ашхабада до Мешхеда придется всего 200 км, тогда как от Тегерана целых 912 км.

В наши дни Мешхед – это один из главных мусульманских духовных богословских центров. Здесь открыты двери 20 медресе, ряд из которых построены в 15-17 столетиях, и факультет богословия столичного университета. Около 50 тыс. студентов получают знания в городе и это самый высокий показатель в стране.

Исторические вехи.
За всю свою историю город Мешхед был центром политики, культуры и религии страны. В мае 818 года неподалеку от города Тус, в селении Санабад умер Али Бен Мусса ар-Рида - имам шиитов, восьмой по счету (на персидском его звали Реза). Были основания полагать, что имама отравил халиф Аль-Мамун, который был его тестем. Ночь, перед своей кончиной имам увидел сон, в котором его покойный дед зовет его. Проснувшись Реза позвал Харсаму и поведал, что его должны отравить. Тут же он распорядился подробно по вопросу своих собственных похорон, хотя ему тогда исполнилось только 53 года. Когда имам умер, его народ узнал о гнусном убийстве, которое подстроил халиф Аль-Мамун, и это стало причиной народных волнений в Хорасане.

Позже место, где отравили имама, было названо «Мешхед Аль-Риза», что означает «Место мучений Резы». На месте усыпальницы построили мавзолей, около которого начали строить дома, позже небольшое селение Санабад разрослось в город Мешхед. Первое упоминание о Мешхеде датировано 10 столетием. Впервые о нем написал географ Аль-Мукаддаси. Позднее в 14столетии город описал странник араб Ибн Баттута.

Усыпальница имама Резы не сразу была признана священным местом. Это случилось только в период царствования династии Сефевидов, когда ислам шиитского толкования провозгласили в Персии государственной религией.

Народонаселение.
В 2007 году была произведена перепись населения Мешхеда, по данным которой в городке проживает около 3 млн. человек; с плотностью 82 чел.на км². Любопытно узнать, что в 60-тых годах прошлого века здесь насчитывалось только 200 тыс. горожан, а спустя всего 30-ть лет их число возросло до 1 млн. 750 тыс. человек. Причина такого быстрого прироста кроется в том, что сюда мигрировали переселенцы из Афганистана, где в то время возобновились боевые действия, по причине начавшегося вывода в 1979 году советских войск. Так же в период 1980-1988 годов во время ирано-иракского противостояния, сюда переселились коренные иранцы, бежавшие от войны. Географически город был расположен самым подходящим образом для эвакуации людей, которые жили неподалеку от границ с Ираком. По этой причине именно Мешхед стал принимать к себе мирных жителей, которые не участвовали в войне. В те тяжелые для Ирана времена в Мешхеде проживало около 4 млн. людей.

Транспортная система.
В Мешхед из Тегерана можно доехать железнодорожным транспортом. Также в Мешхед можно доехать из любой другого места Ирана на частном автобусе, коих здесь предостаточно.

Достопримечательные места.
Мавзолей имама Резы считается центральным местом погребального комплекса, который находится в самом центре Мешхеда. Около гробницы расположены многочисленные постройки, среди которых отметим: усыпальницы других уважаемых имамов, библиотеку, музей, мечеть Говаршад постройки 15 столетия, школу теологии, и гостиницу для паломников. Все постройки образуют первый ярус. Второй, с высокими минаретами, был выстроен недавно, и совсем недавно начато строительство третьего яруса, который обещает быть еще грандиознее. Величественный комплекс имама Резы началось строительство на закате 9 столетия. Однако уже в 993 году его разрушили. И в 1009 году его стали возрождать. На протяжении последующих столетий комплекс много раз перестраивался.

Гробница расположена в постройке «пречистого храма», который венчает золоченый купол, величиной в 20м, а двор окружают двухъярусные аркады. Могилу имама Резы «стерегут» серебряные и золоченые ворота, самые знаменитые их которых «ворота Надира». На входе дежурят служители храма, у которых в руках есть шесты с ворсистыми разноцветными наконечниками, уготованные для усмирения нарушивших порядок паломников. Легким прикосновением такого наконечника плеча, служители заставляют нарушителя вести себя правильно.

Усыпальница имеет два входа. В один вход могут заходить только мужчины, а в другой только женщины. Примечательно, что мужская половина обычно более тихая и спокойная, а женская наоборот. Возле входа для женщин часто шумят и толкаются, и поэтому тут чаще управляются шестом, нежели у соседнего входа. Вероятнее всего, такие отличия объясняются горячим характером настоящей женщины востока. Многие паломницы норовят у ворот не только касаются руками золоченных прутьев, а и желают потереть их ветошью, чтобы приехав домой беречь их потом как святыню. Некоторые, более проворные женщины, закидывают ветошь на крышу надгробия, благодаря чему они должны будут избавиться от болезней.

Перед входом в мавзолей все паломники в обязательном порядке должны быть тщательно досмотрены. Такая мера предосторожности была введена после ужасного происшествия, которое случилось в 1994 году: тут случился взрыв, которым было убито 27 паломников. Террористы так и не были найдены, но предположительно эту акцию осуществили сунниты.

Захоронение Харуна Аль-Рашида . Его надгробие расположено напротив усыпальницы имама Резы. Халифа похоронили тут в 808 году, однако позже его прах вывезли из Мешхеда, потому что Харун Аль-Рашид был отцом Аль-Мамуну – предположительному отравителю имама Резу. Потому за такое преступление сына отец расплатился даже после своей кончины.

Мечеть Говаршад . Годы постройки 1405 – 1418. Ее соорудили по указанию царицы Гованшард – супруги сына Амира Тимура. Мечеть имеет площадь 9419 м². Ее украшает купол бирюзового цвета и два минарета по 43 м высотой каждый. Все стены внутри украшают росписи и инкрустация зеркальными фрагментами, которые отражают свет большущих люстр. Когда-то в 1979 году свергли шаха, и была ликвидирована символика династии Пехлеви шаха, в женской части не сняли хрустальную люстру, которую подарила мечети шахиня Фарах. Большая хрустальная люстра осталась висеть и на мужской части, хотя ее тоже в 1989 году подарил, по мнению шиитов «сомнительный мусульманин» - правящий в те времена сирийский президент Хафез Асад. Шииты не приемлют его принадлежность к этнической группе алавитов, которая возникла в 10 столетии в северной части Сирии из-за нетрадиционных для ислама ритуалов и верований. С 9 столетия это одно из самых роскошно украшенных в Персии зданий, реставрировалось не единожды. В 15 столетии сын Тамерлана - Рух много сделал в деле восстановления здания, а в 16 столетии - шах Аббас I.

Мавзолей Надир-шаха . Город Мешхед получил статус столицы при правлении Надир-шаха. Здесь был его базовый пункт, откуда он готовил походы на Индию. Возведен был мавзолей сравнительно недавно - в 1959 году. Это место было выбрано неслучайно, здесь был захоронен один из известных шахов из династии Сефевидов. Его соорудили из крупных бетонных блоков. Мавзолей знаменит своими статуями воинов из бронзы, под предводительством Надир-шаха. Около мавзолея можно увидеть постройки библиотеки и музея.

Мечеть Астан-Кудс . Ее почитают правоверные мусульмане наравне с шиитским «Святым престолом». Эта мечеть 12 столетия, как будто по поручению святого имама обладает приблизительно половиной всего Мешхеда. По исламским законам все принадлежащее духовенству, называют «вакуф». Сегодня мечеть владеет 15 тыс. га земли, и за пределами города дополнительно 400 тыс.га земли, примерно 450 фермами, расположенными во многих провинциях Ирана и даже в соседствующих государствах. Кроме того, шиитскому «Святому престолу» принадлежат десятки предприятий, где производят сахар, медикаменты, посуду, выпекается хлеб. Духовенство мечети веками это все получало в дар от зажиточных паломников.

Торговля. Базар-е Реза считается самым большим базаром в Иране. Он растянулся на 800 м в длину и на 30 м в ширину. Базар имеет два этажа. Эскалатор поднимает посетителей на второй уровень торговой площадки. В городе есть еще несколько базаров поменьше и много больших торговых центров.

Парковые зоны. В Мешхеде разбито несколько парков, где можно хорошо отдохнуть. В парке Кух Санги Меллат имеется самое огромное колесо обозрения в стране. Город может похвастаться даже своим зоопарком.

Тус – стародавний персидский город, который находится в 20 км от Мешхеда в северо-западном направлении, в провинции Хорасан-Резави. Тус завоевал Александр в 330 г. до н.э.. В этом месте в 808 году от болезней умер отец Аль-Мамуна, отравившего имама Резу, по имени Харун ар-Рашид. Его усыпальница без останков была расположена на территории мавзолейного комплекса. Город Тус в 1220 году разрушили монголы, как и многие другие восточные поседления.

Во времена своего расцвета в Мешхеде жили и творили прославленные великие люди, поэты, ученые и мыслители. В 1928 году начали строить мавзолей Фирдоуси, а к 1934 году строительство было завершено. В 1964 году в здании мавзолея установили скульптуры, которые отображают сцены из известного эпического произведения под названием «Шахнаме». Неподалеку от мавзолея, в 1982 году открылся музей Фирдоуси.

Город Нишапур - персидский стародавний город. Он находится на юго-западе от Мешхеда. Его второе название «город гробниц», потому что тут захоронено много знаменитых иранцев. Нишапур – второй по размеру город провинции Хорасане. В 2006 году в нем проживало около 300 тыс. жителей. Тут находятся предприятия пищевой и коже перерабатывающей промышленности. За пределами города добывают бирюзу.

Нишапур построил царь Персии Шапур I династии Сасанидов в 3 столетии. Но согласно легенде его создал внук Адама. Он, как и многие города Ирана, в 13 столетии был разрушен монголами. Продолжительный период времени Нишапур был мировым культурным и образовательным центром. Местное медресе имело высочайший уровень, тогда как высшие учебные заведения Европы только организовывались.

Здесь захоронены поэт 12 столетия Аттар Фаридаддин, мастер кисти Камаль оль Мольк, в пригороде – последователи Имама Резы. Нишапур – родной город и место, где похоронен великий поэт Персии 11 столетия Омар Хайям. Его место погребения расположено среди великолепного сада, где посетители могут приобрести его книги на многих языках мира, тут продаются диски с его декламированными стихотворными произведениями.

Напротив гробницы Омара Хайяма расположена имамзадэ Махруг – усыпальница потомка самого Пророка Мухаммада. Поклонникам поэзии интересно будет посмотреть на место захоронения шейха Аттара Фадриддина. Некоторые его стихотворения разнятся с канонами восточного творчества. Его гробница тоже необычна – она имеет несколько дугообразных сводов.

Монголы во времена нашествия учинили в городе ужасный погром, и единственным уцелевшим стародавним строением в городе является караван-сарай. В те времена он был расположен за чертой города, а нынче почти в центральной его части. Это здание внешне довольно обычное, оно вмещает весьма любопытные музеи природы и этнографии.

Сотни паломников сидят на коврах во дворе мечети Гаухаршад. Они пришли поклониться гробнице 8-го шиитского имама Резы. Среди пилигримов выделяется группа "кающихся", с черным флагом на длинном шесте. Один из них - с мегафоном в руке - выкрикивает молитвенные призывы, а остальные, отвечая хором, бьют себя в грудь рукой. Постепенно темп покаяния убыстряется, и исповедники работают уже обеими руками. Над двором плывет гулкий барабанный бой. "Барабаны" - это десятки грудных клеток... Мы - в Мешхеде, городе, парящем на высоте 980 метров над уровнем моря, у южного склона горного хребта Хезар Масчед - "тысячи мечетей".

Мешхед (он же - Машхад) - двухмиллионный город, административный центр северо-восточной иранской провинции Хорасан. На протяжении всей своей истории он имел значение важного политического, культурного и религиозного центра. В 818 году в деревне Санабад, возле Туса, внезапно скончался 8-й шиитский имам Али бен Муса ар-Рида (персидское - Реза), зять халифа ал-Мамуна. По преданию, его отравил сын самого популярного из багдадских халифов Гаруна ар-Рашида. Уже в то время соседство с Багдадом было испытанием для Персии...

Место мученической гибели (по-арабски - машхад) Резы у мусульман весьма почитаемо, особенно у шиитов, и вскоре на месте деревушки Санабад возник город. Впервые слово "машхад" как название города было употреблено в Х веке географом ал-Мукаддаси. А арабский путешественник Ибн Баттута в XIV веке писал о "городе Машхад ар-Рида".

От Тегерана до Мешхеда 912 километров по железной дороге, и туда удобно добираться ночным поездом. Мешхед расположен к востоку от иранской столицы, и каждый вечер с центрального вокзала в священный город уходит три "восточных экспресса". И все равно с билетами трудно: ежегодно Мешхед посещает более 11 миллионов паломников-шиитов, выполняющих религиозные обряды особенно ревностно. А в середине июня (годовщина смерти Резы), когда приток богомольцев достигает предела, в поезд лучше вообще не соваться - затопчут. Однако и в обычные дни билет до Мешхеда нужно брать заранее - в "предварительной" кассе. Таких железнодорожных агентств в Тегеране много, а на самом вокзале билет на поезд не купишь.

Быть может, Тегеран - единственный город в мире, где на главном вокзале нет билетных касс. Железные дороги в этой стране государственные, и чиновникам так удобнее - меньше шума и хлопот. Это вам не автобусные вокзалы, где теснятся десятки частных контор-конкурентов. Там дилеры-посредники перехватывают пассажиров еще на подходе к зданию и тащат их поклажу к "своему" автобусу. "Какие еще билеты? - отмахиваются они. - Садись, дорогой, нет проблем!" Двери закрываются, автобус трогается - в дороге разберемся!

На привокзальной площади сразу повеяло чем-то родным. Чутье не обмануло: вокзал был выстроен в 30-е годы прошлого века по проекту российского архитектора-эмигранта Владислава Городецкого.

В Мешхед меня провожает Эммануил - староста тегеранского православного прихода. То, что на главном железнодорожном вокзале столицы нет билетных касс, для него тоже оказалось сюрпризом - еще год назад они были. Что же делать? Время позднее, городские агентства давно закрыты. Заботливый Эммануил начинает названивать своим знакомым по мобильнику. А те - начальнику вокзала. В общем, начался перезвон.

Через каких-нибудь полтора часа "цепочка срабатывает", и вот вокзальный клерк вручает нам заветный квиток на вечерний поезд. Похоже, и в Иране "блат выше совнаркома". Точнее было бы сказать: "выше имама", но будем политкорректны.

В здание вокзала войти с площади может любой. Но в зал ожидания - строго по билету, и только отсюда - выход на платформу. До отхода поезда еще целый час, и паломники коротают время в ресторане на втором этаже. Но не подумайте плохого - никаких излишеств! Здесь широкие лежаки на ножках-подставках, где можно удобно расположиться на коврах и подушках. Кто-то пьет зеленый чай вприкуску с сахаром, кто-то покуривает кальян, а те, кто с утра пребывал в суете и не успел заморить червячка, живописно группируются вокруг дастархана - ковра с яствами.

Но вот объявляют посадку. Мы прощаемся, пассажиры тянутся к вагонам. В купе - сиденья на 6 человек: по трое друг против друга. Заполняемость стопроцентная, так что ночью не расслабиться. Поразило меня лишь одно: купе "смешанное" - женско-мужское. И это при чрезвычайно строгих местных нравах!

Поезд отправляется в "хадж" точно по расписанию. Через полтора часа - крупная станция, и почти все пассажиры выходят из купе. Тихо радуюсь: можно пересесть к окну, вытянуть ноги, да и кресло вроде бы двигается, превращаясь при желании в лежак. Однако привыкнуть к комфорту мне так и не удалось. Через полчаса все встало на свои места: пассажиры возвращаются, и у нас в купе снова полный комплект. Оказывается, здесь так заведено. Это обязательный ритуал: перед сном зайти в станционный буфет - испить вечерний чай.

Но вот что самое примечательное: на ночь произошла "рокировка". Смутившие меня дамы-бегум в черных хиджабах перешли в соседнее купе к своим товаркам, а нам взамен прислали аксакалов-смежников. Так что чистота нравов была восстановлена. Все сидельцы откидывают кресла, в результате чего образуется странная композиция: шесть человек валетом, трое на трое. Дневная жара и вокзальная толчея, через которую все мы прошли, берут свое, и вскоре пилигримы проваливаются в сон.

Мне не спится, и в ожидании, пока веки не нальются тяжестью, я решил освежить в памяти историю раскола в исламе.

После смерти Мухаммеда мусульмане разделились на суннитов и шиитов. Первые считали, что после смерти пророка никто из людей не может исполнять роль посредника в отношениях с Богом. Божественную волю можно выявить, изучая Коран и хадиссы - предания о жизни пророка, суждением по аналогии и учитывая мнение мусульманской общины. Шииты же, напротив, утверждали: после смерти Мухаммеда посредником между Богом и людьми стал Али - двоюродный брат пророка, женатый на его единственной дочери. После убийства Али эта роль перешла сначала к его потомкам, а потом к духовенству, самые видные представители которого у шиитов носят титул аятоллы (знамение Бога).

Сначала борьба между суннитами и шиитами шла с переменным успехом, но в конце концов шииты, уступавшие по численности своим оппонентам, потерпели поражение и на протяжении многих веков почти во всех мусульманских странах оставались дискриминируемым меньшинством. Единственной крупной страной, где им удалось прочно утвердиться, стал Иран. Всего в мире насчитывается более одного миллиарда мусульман, а из них, по приблизительным подсчетам, свыше 125 миллионов исповедуют ислам шиитского толка.

По-видимому, именно в этом месте, утомленный подсчетом, я уснул....

В 9 утра - остановка в Нишапуре, крупном городе, где похоронен веселый мудрец и замечательный поэт Омар Хайям. На соседней колее - состав с вагонами, знакомыми еще по советским временам. А вот и надписи на щитах по-русски: "Станция возврата - Хаваст", "При маневрах с горки не толкать". Удивляться встрече с кириллицей не приходится. Ведь по "железке" от Мешхеда, если двигаться через пограничный Серахс, всего 250 километров до Среднеазиатской железной дороги. От Серахса одно "плечо" идет до туркменского Теджена, другие - до города Мары. Что везут из Туркмении в Иран? То, чем богата земля Туркменбаши, - сжиженный газ, зерно.

Между Нишапуром и Мешхедом есть местечко Хадамга, где когда-то находился храм огнепоклонников-зороастрийцев. Однажды имам Реза побывал и здесь. Место ему понравилось, несмотря на развалины языческих капищ. Может быть, уже в то время здесь росли азиатские платаны с зазубренными листьями, шелковичные деревья, текли ручьи холодной ключевой воды. Имам поставил ногу на камень черного базальта, и на нем навсегда отпечаталась его ступня. Так утверждает местное предание.

Позднее над камнем соорудили зелено-голубой купол, который сейчас реставрируется. Это место в Хадамге привлекает множество мусульманских паломников, направляющихся в Мешхед. Они как бы заранее приобщаются здесь к святости того, что им предстоит увидеть. В Хорасане есть и другие места, куда совершаются мини-паломничества. Но ни одно не может сравниться со священным городои шиитов Мешхедом, который поражает воображение приезжих лесом уходящих в небо минаретов.

Поезд приходит в Мешхед после полудня, и я решаю, что посещение гробницы имама лучше перенести на завтрашнее утро. А после размещения в гостинице я окунаюсь в красочный восточный быт - знакомлюсь с городским базаром.

Обнаруживаю, что здесь есть крупные магазины с русскими вывесками: "Тюль и занавески", "Одеял, покрыбал". Что ж, в отечестве мне приходилось сталкиваться и с более смелой орфографией. А вот вывески-объявления: "Принимаем ваши товары. Имеем ковры, паласы и так далее". Здесь таких лавочек - целый квартал, по которому деловито расхаживают ашхабадские туркменки в национальных одеждах. Никаких черных покрывал-хиджабов - они явно не в хадже, а в челночном бизнесе. Надо иметь в виду, что от Мешхеда до Ашхабада на автобусе - 200 километров.

В Иране, при входе в мечети, всегда имеются ящички с небольшими круглыми плитками, украшенными восточной вязью изречений из Корана. Такие "кругляши" изготавливают из глины, привезенной из Мекки. И когда паломник совершает земной поклон, он приникает лбом к "мохру" - так называют эту плитку. У наиболее благочестивых богомольцев на лбу даже заметно пятно - результат усиленных молитв.

Однако, у постсоветских туркменок "звезда во лбу не горит". Позволю себе невинный каламбур: на уме у них скорее не мохр, а мохер. Сверкая золотыми зубами - давняя мода советского востока, - "челночницы" деловито изучают "фактуру ширпотреба". Как известно, русских специалистов в Туркмении практически нет: "золотые руки" уехали, остались "золотые зубы". Вот такой баланс...

Рано утром с городских минаретов несутся пронзительные звуки азана - призыва к намазу. Город Мешхед - гигантский комплекс изумительных по красоте мечетей с порталами и портиками, куполами, блистающими покрытием из чистого золота. В любой час дня и ночи здесь в течение всего года можно видеть огромные людские потоки, растекающиеся по дворам и залам, полы которых выложены плитами мрамора или оникса цвета морской волны. Видя эти толпы, невольно вспоминаешь о том, что среди населения Ирана мусульмане составляют 99 процентов, в том числе 84 процента шиитов.

Нельзя сказать, что в Мешхеде недоброжелательно относятся к суннитам. Просто их самих не особенно тянет к усыпальницам, где рядом долгое время покоились останки Резы и легендарного Гаруна ар-Рашида, которого не особенно жалуют страстные поклонники убитого имама, умершего в 809 году. В конечном счете по соображениям сохранения в городе мира и согласия останки знаменитого халифа были удалены из усыпальницы.

Гигантское число приезжающих в город паломников объясняется тем, что каждый шиит Ирана, достойный называться шиитом, должен в течение своей жизни несколько раз посетить Мешхед. Пример для подражания дал шах Аббас I (1587-1629). Как обыкновенный паломник он прошел от Исфагана до Мешхеда, по нынешним меркам - несколько сотен километров. Во время этого путешествия шах ни разу не пожаловался на трудности пути, был неизменно весел и ласков со своими приближенными.

Большая часть из 10 миллионов жителей провинции Хорасан посещает Мешхед практически ежегодно. К этому следует добавить многочисленных шиитов-иностранцев, приезжающих из Пакистана, Индии, Афганистана, Ирака, Ливана, а в последние годы - и из Азербайджана, Туркмении и других бывших республик Советского Союза, которые и в ту пору были прежде всего мусульманскими.

В начале 1960-х годов в Мешхеде насчитывалось всего 200 тысяч жителей, а через 30 лет его население выросло до 1 миллиона 750 тысяч. За счет чего был достигнут такой быстрый прирост? 300 тысяч - это афганские беженцы, перебравшиеся сюда после ввода советских войск в соседний Афганистан (декабрь 1979 года). Еще несколько сот тысяч составляют коренные иранцы, переселившиеся в Мешхед в 1980-88 годы - подальше от "театра военных действий" ирано-иракской войны. Ведь Мешхед, лежащий в северо-восточном углу Ирана, - город, самый удаленный от Ирака, и никакие "скады" сюда не долетали. А за счет эвакуированных население Мешхеда в годы войны доходило до 4 миллионов человек.

В Мешхеде на многочисленных плакатах воспроизводится изречение аятоллы Хомейни: "Святой престол - это центр Ирана!" Примечательно, что аятолла, который не был уроженцем этой провинции, за десять лет своего правления ни разу не посетил усыпальницу имама Резы. Он бывал здесь лишь много раньше, в годы своей молодости.

Самый главный памятник Мешхеда - масштабный комплекс зданий вокруг усыпальницы имама (астан-и кудс-и разави, "чертог святости Резы", "святой чертог Резы"). Он сооружался в основном с ХII века, в значительной своей части при Тимуридах, Сефевидах, Надир-шахе Афшаре. Мавзолей расположен в центре грандиозного культового ансамбля, уникального в архитектурном отношении.

При подходе к святилищу поражает размах строительства. Паломнический комплекс находится в центре города, и транспортные развязки проходят под землей. Вокруг главной мечети со священной гробницей выстроено много вспомогательных зданий, которые образуют своеобразное "кольцо". Оно не единственное: закончено строительство второго "кольца", увенчанного высокими минаретами, и начато возведение третьего. Подспудное соперничество с паломническим комплексом Мекки не вызывает сомнения.

Всех паломников при входе подвергают тщательному досмотру. Эта мера предосторожности была введена после взрыва в культовом ансамбле. Произошло это в 1994 году, в результате чего погибло 27 человек. Поиски террористов оказались безуспешными, однако местные власти усматривают в этой акции "суннитский след".

Но личный досмотр - это еще не все. Охранник предлагает каждому сдать ручную кладь в камеру хранения, и я разочарованно про себя произношу: "Оставь надежду, всяк, сюда входящий!" Надежду на то, что можно будет сфотографировать знаменитую гробницу вблизи. "Камеру" пришлось оставить в камере.

Входим во двор главной мечети. В центре площади - уменьшенная копия знаменитой иерусалимской мечети Купол скалы (мечеть Омара). 8-угольная в плане, она в данном случае предназначена не для поклонения, а для омовения: у каждой из граней - несколько краников с чистой холодной водой.

А мы приближаемся к зданию так называемого "пречистого храма" (харам-и мутаххар, харам-и шариф, харам-и мукаддас), в котором находится усыпальница. Храм увенчан золоченым 20-метровым куполом, а двор окружен двухъярусными аркадами айванов. В южной части ансамбля - величественная мечеть Гаухаршад с бирюзовым куполом и двумя 43-метровыми минаретами. С IX века это здание, одно из наиболее богато украшенных в Персии, много раз реставрировалось. Особенно много для этого сделали шах Рух, сын Тамерлана, в XV веке и шах Аббас I в XVI.

К гробнице имама Резы ведут врата: одни из серебра и двое золоченые. Особенно знамениты "золотые ворота Надира". При входе - служители с шестами, увенчанными большими "ежиками" разных расцветок. Они напоминают пушистые насадки, которыми в наши дни защищают особо чувствительные микрофоны. Если кто-то из паломников нарушает какое-либо предписание, можно легонько коснуться его плеча таким вот мохнатым жезлом. Проще вроде бы рукой, но как быть, если нужно "осадить" ретивую паломницу в хиджабе? Рукой ее касаться нельзя, а "ежиком" можно.

К гробнице ведут два входа - один для мужчин, другой для женщин. На мужской половине гораздо тише: паломники толкаются в меру, стараясь протиснуться к решетке склепа и коснуться ее рукой. На женской половине, пусть простят меня дамы, - гвалт и давка. Распорядительница с шестом в руке, стоя у гробницы, то и дело вразумляет самых ретивых паломниц. Многие не просто касаются решетки рукой, но и трут ее тряпицами, которые потом хранят дома как реликвию. Поэтому на женской половине золотая решетка постоянно натерта до блеска. А некоторые из болящих ухитряются забросить комок из тряпиц на крышу гробницы, как бы оставляя здесь свои недуги: "Отцепись жизнь плохая, прицепись хорошая!"

Стены мечети инкрустированы кусочками зеркал, в которых причудливо дробится свет огромных люстр, висящих близ гробницы. Хотя символы династии Пехлеви после свержения шаха в 1979 году были по всей стране ликвидированы, здесь не стали снимать хрустальную люстру, подаренную этой святыне шахиней Фарах для женской стороны мечети.

Широта взглядов здешнего духовенства проявилась и в том, что на мужской половине Гаухаршада подвешена огромная, из хрусталя и золота, люстра, которая была преподнесена Мешхеду в 1989 году "сомнительным мусульманином", каковым в глазах большинства правоверных являлся ныне покойный президент Сирии Хафез Асад. Он принадлежал к алавитам (алауитам) - этническо-конфессиональной группе, возникшей в Х веке на севере Сирии среди шиитов. Ее ритуалы и верования расходятся с традиционным исламом.

У мешхедской святыни особый статус, и это порождает необычные традиции, с которыми мне было интересно познакомиться. С раннего утра сюда тянутся похоронные процессии. Вот во двор мечети вносят простой деревянный гроб с телом усопшего, покрытый погребальным саваном. В толпе женщин слышны плач, стенания. Мужчины со скорбными лицами держатся отдельно. После краткой молитвы женщины остаются рыдать у ворот, а мужчины несут гроб к мечети-усыпальнице. К гробнице имама Резы не пробиться, и гроб помещают в притворе. Снова звучат слова краткой молитвы. Задерживаться здесь нельзя, поскольку к притвору движется очередная процессия.

При выходе из мечети гроб ставят на ковер (а здесь все полы устланы коврами) и начинают как бы заворачивать в него гроб. Но только "как бы". Оградив ковром тело усопшего от лишних глаз, сопровождающие на несколько секунд приоткрывают его лицо и энергичными движениями бьют по ковру, стряхивая с него на лик покойного священную пыль. Затем тело снова закрывают погребальной пеленой.

Процессия возвращается во двор, где уже стоят еще несколько гробов. Имам читает общую заупокойную молитву, а затем участники каждой погребальной процессии образуют свой собственный круг, и родственники покойного обходят всех пришедших на похороны, пожимая им руки и принимая соболезнования. После чего процессия движется к выходу, стараясь разминуться с вновь прибывшими...

Большое впечатление произвел на меня и паломнический комплекс, где имеется обширная библиотека (1 миллионов томов) с редкими старинными рукописями и богатейшей коллекцией списков Корана. В культурном центре - уютный читальный зал, оборудованный компьютерами. Имеется здесь и офис для приема иностранных посетителей. Желающие могут посмотреть 20-минутный видеофильм на одном из иностранных языков (в том числе, что встречается не так уж часто, на русском). Местный "избач" в беседе с гостями ненавязчиво прозондирует каждого: какова степень интереса визитера к исламу в целом и к шиитскому, в частности. Если вы - простой турист - вот вам буклетик на русском языке; если "сочувствующий" - брошюрка, а тому, кто "на пути к истине" - Коран. И каждому - визитка с координатами - для дальнейшего развития контактов.

Мешхед - своего рода плацдарм для духовного проникновения на среднеазиатском направлении. Сама провинция Хорасан зажата между частью постсоветского пространства (Туркмения) и Афганистаном. И аятолла Хомейни впервые узрел здесь некую трещину в коммунистическом обществе. Вполне возможно, что могильщик шаха представлял себе Среднюю Азию, вернувшуюся к истокам и избавившуюся от атеизма, как территорию, для которой Мешхед будет играть одновременно роль Самарканда и Мекки, центра "шиитской вселенной". Нынче у мешхедской гробницы каждый месяц бывает несколько десятков паломников из Азербайджана и Туркмении.

Мешхед - один из основных центров мусульманского богословия. В городе около 20 медресе, некоторые из которых существуют с XV-XVII веков, и богословский факультет Мешхедского университета. Всего в городе обучается до 50 тысяч студентов. Ни один иранский город, более того, ни один мегаполис Востока от Анкары до Лахора не может сравниться в этом отношении с Мешхедом. Еще со времен династии Сефевидов (1502-1736), когда шиизм распространился в Иране, он стал местом наиболее значительного паломничества в стране.

На протяжении нескольких веков сотни тысяч правоверных, и не только из Ирана, завещали часть своих богатств мечети Астан-Кудс, почитаемой как "Святой престол" шиитов. В результате накопленные здесь богатства (в исламе вакуф, или хабус, - неотчуждаемая собственность религиозных учреждений) считаются самыми значительными не только в Иране, но и во всем мире. Эта мечеть, как бы от имени святого имама, умершего двенадцать веков назад, и в наши дни владеет примерно половиной всех застроенных площадей в Мешхеде. А это 15 тысяч гектаров, не считая земельных угодий (400 тысяч га) и около 450 ферм в сельской местности только в провинции Хорасан. Но и в других провинциях Ирана, а также в соседних странах, например, в Пакистане и Индии, шиитский "Святой престол" владеет немалым имуществом. В том числе десятками предприятий, производящих лекарства, сахар, посуду, выпекающих знаменитый восточный хлеб.

А время, между тем, близится к вечернему намазу. Тысячи паломников заполняют площади, примыкающие к мечети. Служители толкают перед собой тележки, доверху груженые коврами. Сотни, а то и тысячи ковров раскатывают на мраморном полу за считанные минуты, и богомольцы устраиваются на них, перебирая четки. Смеркается. У фонтанов, подсвеченных прожекторами, голуби деловито склевывают "вакуфное" зерно - они могут это себе позволить.

Из мощных динамиков с минаретов раздается "Аллаху акбар!" И так - изо дня в день, из года в год. Но особенно торжественно бывает здесь в мгновения наступления Нового года. В этот момент с вершины купола усыпальницы имама Резы звучит музыка: горны, рожки, литавры, барабаны. Мир входящему!

Архимандрит Августин (Никитин)

Имам Реза, в честь которого воздвигли мавзолей в нашей прямой трансляции - это прямой потомок пророка Мухаммеда , высоконравственный и глубоко духовный человек, имевший огромный авторитет, к которому сильно ревновал халиф Аль-Мамун . Встревоженный такими обстоятельствами халиф отдал приказ убить имама.

В современное время гробница имама Резы в нашей онлайн трансляции находится в здании потрясающего Пречистого храма, на вершине которого возвышается двадцатиметровый золотой купол. Вокруг двора храма располагаются двухъярусные арки айванов. К святому месту можно пройти через трое ворот: одни – серебряные, двое других - позолоченные.

У входа в храм стоят его служители с шестами, увенчанными пушистым наконечником. Шесты имеют легкую карательную функцию для паломников – нарушителей. Его прикосновение означает, что следует изменить свое поведение. Путь к гробнице имеет два входа: для мужчин и для женщин отдельно.

Комплекс и Мавзолей имама Резы – это паломнический центр всего Ирана. Ежегодно сюда прибывают и гости из других стран мира, составляя примерно 20 миллионов человек в год! Войти в мавзолей имеет право только мусульманин – так гласит закон Ирана.

Смотрите очень интересную прямую трансляцию Baltic Live Cam из Ирака – одно из священных мест ислама, местечко вгороде Кербела .

Климат

Климат в Мешхеде, расположенном в северо-восточной части страны, субтропический и континентальный. Зимой днем воздух достигает +10..+12 градусов, а ночью опускается до 0..-2 градусов. Летом здесь очень жарко: +36..+38 градусов, ночью до +20..+22 градусов. Дожди идут обычно с ноября по апрель.

Прогноз погоды в Мешхеде на 7 дней доступен на нашем сайте онлайн.