Праздник святых жен-мироносиц. Только смиренные мироносицы верны до конца! (День жен-мироносиц глазами журналиста)

Уже третий год подряд викарий Святейшего Патриарха посещает приход храма в день престольного праздника.

За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа Юго-Восточного московского викариатства, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино; священник Виталий Данилюк, настоятель храма св. мц. Татианы Римской в Люблино; священник Михаил Сергеев, настоятель храма Жен-мироносиц в Марьино; клирики храма.

Обращаясь к пастве с архиерейским словом, епископ Савва отметил, что этот храм был воздвигнут милостью Божией и большая радость для верующих, что здесь, в одном из наиболее густонаселенных районов столицы, совершаются богослужения. "Здесь возносится молитва, собираются прихожане, сред которых много молодежи. Это очень отрадно, - сказал архиерей. - "Храм Божий - это то благодатное место, где происходит освящение и вразумление каждого из нас".

Владыка напомнил, что жены-мироносицы оказались самыми самоотверженными и бесстрашными. Они не оставили Иисуса Христа в последние дни и минуты Его земной жизни, были у Его ног, когда Он был распят на кресте: "Ничего им не помешало находиться рядом с Господом и Спасителем. Более того, и после Его смерти они желали похоронить Учителя, поскольку переживали о Нём и хотели совершить весь похоронный обряд, который существовал на то время. Рано утром они шли ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром. Но они не увидели Спасителя. Гроб был открыт и их встретил ангел, который возвестил радостную весть о Светлом Христовом Воскресении".

Говоря о том, что жены-мироносицы явились первыми свидетелями и вестниками Светлого Христова Воскресения, архиерей отметил, что именно они первыми возвестили апостолам и Петру эту славную новость, поэтому на женах-мироносицах до сего дня почивает великая честь и слава.

Улыбкой присутствующие встретили слова владыки о том, что свойство женщин "разносить новости" до сих пор славится даже в наши времена. "Они стараются как можно скорее сообщить о тех или иных событиях, особенно радостных", - пошутил владыка. - "Потому и новость о Воскресении Христовом с удивительной скоростью, наверное, даже быстрее, чем сейчас с помощью интернета, разнеслась по миру".

Викарий передал верующим благословение правящего архиерея первопрестольного града Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поздравил с православным женским днем прихожанок храма: "Желаю вам самоотверженной жизни ради Церкви и Господа нашего Иисуса Христа. Следуйте своему Божественному Учителю, как некогда следовали Ему жены-мироносицы. Пусть благословение Божие и милость от жен-мироносиц, которые шли помазать тело Христа Спасителя, всегда пребывают с вами".

Затем к архиерею обратился настоятель храма священник Михаил Сергеев. "Ваше Преосвященство, дорогой владыка, мы очень рады приветствовать Вас в нашем храме в день престольного праздника. Это уже третье богослужение, которое Вы совершаете здесь в этот день. Лично я ощутил на себе и, думаю, что многие, кто сегодня молился с нами в храме, почувствовали особое присутствие благодати Божией", - отметил священнослужитель.

На молитвенную память настоятель преподнес епископу Савве образ жен-мироносиц, который, по его словам, будет служить напоминанием о радости Светлой Пасхи и совместной молитвы.

22 апреля, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил Божественную литургию во временном храме Святых жен-мироносиц на месте строящегося храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Патриаршего Подворья в Ярославском г. Москвы.

Епископу Иоанну сослужили: протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный храмов Сергиевского округа г. Москвы; протоиерей Николай Крикота, настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Патриаршего Подворья в Ярославском г. Москвы.

Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Куранов, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы.

По заамвонной молитве епископ Иоанн возглавил пасхальный крестный ход с молебном свв. женам-мироносицам, по окончании которого обратился к молящимся со словами проповеди:

Дорогие братья и сестры! От имени Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствуем вас вечным пасхальным приветствием и поздравляем с Праздником праздников – Святой Пасхой!

Христос Воскресе!

А также особо поздравляем с престольным праздником отца настоятеля, братию святаго храма сего, всех в нём молящихся и участвовавших в строительстве сего временного храма в честь равноапостольных свв. жен-мироносиц.

Вся Вселенская Церковь празднует сегодня особый день, в честь которого возведен ваш храм. Поэтому вы становитесь всегда как бы причастниками Пасхи Христовой. Это очень радостно, потому что время Пасхи – скоротечно в календарном году, а вы имеете всегда такую святую возможность прикоснуться душой и сердцем к этому Празднику, воспомянуть пасхальную радость; а главное – сподобиться соприкосновения с женами-мироносицами, которые – свидетельницы Воскресения Христова!

Пример жен-мироносиц поставлен на большую высоту за их ревность, побудившую их первыми прийти ко Гробу. Неужели любовь апостолов меньше была, что они задержались и пришли ко Гробу уже после жен-мироносиц? Замечательно и очень мудро объясняет этот момент нам св. Феофан Затворник и дает нам глубокое христианское нравоучение. Он говорит так: «Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.»

Мы должны для себя такой извлечь урок из этого наставления, что мы не можем ни одной стороной пренебрегать нашей человеческой природы, ни другую игнорировать. Нам очень важно, чтобы в полноте жизни нашей присутствовало и чувство, яркое, сильное, которое будет нас побуждать, зажигать нас. Но и при этом важно, чтобы у нас присутствовала рассудительность, осмотрительность и осознанное выражение наших дел, которые мы дальше осуществляем.

Такое важное глубокое наставление нам дает Феофан Затворник, и мы с вами сегодня примыкаем к мироносицам-женам. Вместе с ними заботимся о благоустройстве и благоукрашении этого храма и о будущих наших трудах, о создании здесь нового большого каменного храма, который будет нас путеводить к Матери Божией, Ходатаице за всех нас и будет нам домом, в котором мы будем пребывать с благословением Божием в богообщении, в общении с самою Пресвятою Богородицей.

Спаси Господи вас за молитвы! С Праздником! Бог в помощь!

Христос Воскресе!

По окончании проповеди в ответном слове настоятель храма протоиерей Николай Крикота поблагодарил Преосвященнейшего Владыку и преподнес ему пасхальное яйцо.

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

1960-е гг.
Александр Солодовников

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4)

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

Мироносицы - это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем - апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1673 г.

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики - апостолы! - оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность - не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались - «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» - пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию - Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Явление ангела женам. Армения 1038г. Миниатюра Евангелие

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него - ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария , уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Праздник Жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Жены-мироносицы. Румыния, Монастырь Сучевица

Другая черта древнерусской праведности — особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

В ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И это имело место не только в среде языческих народов, но и у евреев. Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле». Также известно, что благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами. Даже с собственной женой нужно было говорить как можно меньше. И поэтому то, что Христа часто окружали женщины, что они слушали Его учение и следовали за Ним, представлялось в те времена делом небывалым и неслыханным. Такое поведение шло вразрез с многовековыми правилами ветхозаветного благочестия.

Почему же Христос нарушил эти устоявшиеся и общепринятые обычаи народа Божия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, какие причины обусловили неполноценность женщины в Древнем мире и ее подчиненное по отношению к мужчине положение. Из Библии мы знаем, что когда диавол захотел погубить наших прародителей, то первой на его искушение поддалась Ева, которая потом уже и Адама склонила преступить заповедь Божию. После их падения, изрекая Свой суд, Господь сказал Еве, что теперь ее положение будет подчиненное и зависимое от мужчины и что мужчина будет господствовать над ней. Это Божие определение полностью сбылось — положение женщины действительно определилось в истории как крайне подчиненное и зависимое от мужчины. Таким образом, мы видим, что подчиненность и зависимость женщины были следствием первородного греха, были наказанием за этот грех. В этом и заключается истинная и глубокая причина неполноценности статуса женщины в Древнем мире.

Далее, мы знаем, что Христос Своим пришествием в мир избавил людей от первородного греха и от его последствий. А отсюда следует, что и положение женщины после пришествия Христа не осталось прежним, но изменилось: из неполноценного оно стало полноценным, из рабского свободным. По этой причине и не удалялся Христос от женщин, как удалялись от них благочестивые фарисеи и учителя закона. По этой же причине и женщины, сердцем чувствуя, что пришествие Христа для них очень важно, важнее, может быть, чем для мужчин, радовались этому и ходили за Ним неотступно.

Итак, Христос, уничтожив последствия первородного греха, изменил достоинство женщины из неполноценного в полноценное. И результаты этого не замедлили явиться. Мы видим, что с самого начала исторического пути Церкви женщины играют в ней самую активную роль. Например, из посланий апостола Павла следует, что в I веке из женщин избирались особые служительницы — диакониссы, помогавшие епископу во многих делах, в том числе и при совершении важнейших церковных таинств. Такое невозможно было себе представить в Церкви ветхозаветной, где женщины не могли даже и в храме находиться вместе с мужчинами, но им был отведен для молитвы отдельный прилегающий к храму двор.

Кстати, нужно сказать, что и до сих пор на Востоке, среди народов не принявших христианство и оставшихся по этой причине на уровне Ветхого Завета — то есть среди иудеев и мусульман, отношение к женщине продолжает оставаться в основном таким же, как и в древности, они не имеют равных религиозных прав с мужчинами. Чего, например, стоит тот факт, что в большинстве мусульманских стран не принято, чтобы женщины молились в мечети вместе с мужчинами — им разрешено молиться только дома.

Жены-мироносицы у Гроба Господня, вологодская икона, к. XV в.

В Церкви же Христовой — не так, но именно женщины часто оказывались в ней самыми постоянными прихожанками храмов, самыми верными последовательницами Христа во все времена, а особенно во времена гонений и испытаний. Ведь именно женщины не покидали Церкви в самые трудные времена ее истории: гонений Римской империи, иконоборческих смут, мусульманского ига на Востоке и на Балканах. Подобно тому как жены Мироносицы не оставили Христа во дни Его ареста, поругания и крестной смерти (тогда как апостолы в большинстве своем оставили и разбежались), — подобно этому и во все другие трудные для Церкви времена именно женщины преимущественно перед мужчинами сохраняли ей верность. Так было и во время последних великих гонений в коммунистической России, когда женщин среди церковных людей было несравненно больше, чем мужчин, так что даже возникло выражение: «платочки спасли Церковь».

Почему женщины в трудные времена оказываются более верными Христу, чем мужчины? Причина здесь в том, что у женщин вера больше сердечная, чем рассудочная, а потому их любящее сердце сохраняет верность Христу не только в славе, но и в бесславии. Эта сердечная вера безошибочно угадывает великую тайну Божественной любви, угадывает, что путь Христа в нашем мире не есть путь громкой славы, а есть путь Голгофы, путь распятия. Потому и не оставили Христа в Его уничижении жены Мироносицы, тогда как апостолы, вера которых была более рассудочной, не смогли тогда ясно видеть этой тайны, почему и соблазнились крестной смертью своего Учителя и не показали такой верности, как Мироносицы.

Женщина имеет от Бога великий дар — любящее сердце, которое очень много может помочь ей в христианской жизни, в следовании за Христом. Но это только при условии, что женщина найдет для своей любви правильное применение. Старец Паисий Афонский говорит, что женщине для этого необходимо приноси ть себя в жертву, то есть жить не ради себя, а ради других. Потому что в противном случае — если та любовь, которую она имеет в себе, не найдет правильного выхода, — сердце женщины приходит в негодность. По образному сравнению старца, не направляя свою любовь в нужное русло, женщина уподобляется включенному вхолостую станку, который трясется сам и сотрясает других.

Как же направить женщине свою любовь в нужное русло? Самым естественным и обычным способом для этого является семейная жизнь. Здесь находит правильный выход многая женская любовь, здесь женщина приносит себя в жертву другим — мужу и детям. Здесь она живет не для себя, а для других и этим служит и угождает Богу. Потому и говорит святой апостол Павел, что женщина спасается через чадородие, то есть через рождение и воспитание детей, семейную жизнь. И для большинства женщин именно этот путь христианской семьи является наиболее подходящим.

Однако путь семейной жизни — не единственный, есть и другие пути, которые могут выбрать женщины, не имеющие семьи. Эти пути также заключаются в принесении себя в жертву, в служении Богу и людям. Одним из таких путей является, например, монашество. Но не обязательно только монашество. Женщины, которые не готовы к тому, чтобы уйти в монастырь, могут, тем не менее, и живя в миру идти по мере сил богоугодным путем жертвы — через служение милосердия, помощь больным, инвалидам, заключенным или даже просто через молитвенную чистую христианскую жизнь. И если проходить такой путь правильно, то он может оказаться даже несравненно выше семейного пути. Ибо семейная женщина хотя и приносит себя в жертву, но приносит людям — мужу и детям, а та, которая проводит высокую христианскую жизнь, — непосредственно Богу. Семейная трудится для людей, а живущая духовно — для Бога. Ведь и апостол Павел говорит, что замужняя думает, как угодить мужу, а незамужняя — как угодить Богу, что несравненно выше.

Следует также сказать, что существуют и свои опасности для женщин, свои ловушки, которые расставляет враг нашего спасения, диавол, хорошо знающий сильные и слабые стороны женской души. Одной из таких опасностей, по словам старца Паисия, является склонность женщины чрезмерно привязываться к суетным пустым предметам: красивой одежде, побрякушкам, безделушкам, к уюту, комфорту, роскоши и тому подобному. Если женщина слишком привязывается к подобной суете, то она находится в опасности израсходовать любовь своего сердца — этот бесценный дар — на пустые и бесполезные предметы, так что для Христа, для любви Божией в конечном итоге не останется ничего. Чтобы этого не случилось, женщине необходимо быть осторожной и внимательно следить, на что она отдает, на что расходует, чему посвящает любовь своего сердца.

Жены мироносицы у Гроба Господня

Есть и другое опасное искушение для женщины — зависть и ревность. Если женщина не привязывается к пустым предметам, не растрачивает на них свою любовь, но старается направить ее в нужное русло, то диавол меняет тактику и пытается отравить любовь женщины завистью и ревностью. И если женщина не будет внимательна к этой брани и не остережется, то ее любовь, будучи задушена завистью, может очень скоро превратиться в ненависть. «Женщина от природы имеет много доброты и любви, — говорит старец Паисий, — и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

Итак, женская природа имеет как сильные, так и слабые стороны, носит в себе и дары, и опасности. Если женщина-христианка сумеет развить в себе сильные стороны и приумножить Богом данные дары, если сумеет не расточить свою любовь на грех и суету, а направить ее ко Христу и людям, то она может очень много преуспеть в христианской жизни. И в этом случае она поистине будет подобна тем великим и святым женам Мироносицам, которые при всех испытаниях не разлучились со Христом, но сохранили Ему верность до конца. Эти святые жены пребыли неразлучными с Господом на земле, а потому пребывают неразлучными с Ним и на небе, в блаженном Царстве святых.

Проповедь священника Михаила Захарова

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он Его ученик, трижды отрекся от Него. Весь народ кричал Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" (Ин. 19.15). Когда распяли Иисуса, проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия и другие.

После того, как Иисус испустил дух, Иосиф из Аримафеи, член совета, но не участвовавший в осуждении Иисуса, тайный ученик Его пришел к Пилату просить тело Иисусово и, получив разрешение, вместе с Никодимом, другим тайным учеником Господа, похоронил Его в новом гробе.

В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами: "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. Аминь.

Из дневников св. царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

  • Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. ""Ежедневное умирание - это тропа к ежедневной жизни""… Жизнь - ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
  • Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
  • Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
  • Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
  • Самопожертвование - это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
  • Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
  • Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: ""Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей"", - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
  • Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.

(Свт. Василий Великий)

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…

(Св. Исидор Пелусиот)

В третье воскресенье по Пасхе православный мир празднует день святых жен-мироносиц.

Они – те простые женщины, которые следовали за Христом на протяжении всей Его жизни, остались рядом с Ним во время Его крестной смерти, они первые, взявши драгоценное масло, пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело Учителя, и они же первые узнали о Его Воскресении из мертвых и эту радостную весть принесли апостолам. Также этот день считается православным женским днем. Церковь прославляет всех женщин-христианок, потому что они, продолжая путь святых жен-мироносиц, в своей жизни следуют за Христом.

В этом году празднование выпало на 15 мая. Наверное, не случайно совпадение – 15 мая также празднуется международный день семьи, ведь кем являются жены-мироносицы в повседневной жизни? Конечно, любящими женами, заботливыми матерями и хранительницами домашнего очага.

На Божественную литургию я отправилась в Рождества Христова. Для храма праздник является престольным, так как нижний придел храма освящен в честь святых жен-мироносиц. Много позже, уже сидя на остановке в ожидании обратного трамвая, я разговорилась с прихожанкой и узнала историю освящения придела. только строился и стоял без крыши, пошел сильный дождь. Чтобы нижний придел не затопило, бабушки-прихожанки руками вычерпывали из него воду. Потом, когда они подошли за благословением, батюшка увидел, что руки у них в ссадинах. Такой простой подвиг, в котором так много любви. Тогда и решено было назвать придел в честь святых жен-мироносиц.

Вхожу во двор храма. Утреннее солнце зажигает золотые купола, неугомонный теплый ветер норовит сорвать с меня платок. Сама природа сегодня стремится создать праздничное настроение. По всей территории – ухоженные клумбы, пышно цветущие кусты, на аккуратно выметенных дорожках нет ни травинки. А ведь это все – старания женщин, помогающих при храме. От такой красоты сердце начинает заполняться радостью. Улыбаюсь и спешу в нижний придел – там сейчас как раз заканчивается ранняя литургия. Прихожане причащаются, а всем женщинам в конце службы вручают поздравительные открытки. Дальше – поздняя литургия. Ее совершают уже в верхнем храме. Праздничное богослужение возглавляет настоятель, протоиерей Александр Игнатов. Людей много – яблоку негде упасть. Мое внимание привлекает тоненькая девочка лет десяти, стоящая чуть сбоку и впереди меня. Такая маленькая, хрупкая, но такая по-особенному красивая и безоглядно верящая. В каждом ее движении уже сейчас видны то женское начало, та любовь и вера, что олицетворяют жен-мироносиц. Лишь бы сохранила…

Валентина Лашина: «Вот если бы все знали, что настоящий женский день – это день жен-мироносиц, а не восьмое марта! Понять суть праздника – это самое важное. Предназначение женщины в том, чтобы следовать за Христом, тогда все будет получаться».

Светлана Бабенко: «Праздник нам очень близок, ведь, как батюшка сказал, важно нести весть о Христе. Мы много помогаем при храме, а к празднику мы всегда украшаем и поздравляем женщин-прихожанок. И, конечно, очень приятно было получить подарок из рук батюшки».

Наталья Ткачук: «Я недавно в православии, о празднике узнала в прошлом году. Почитав о корнях праздника, который отмечается восьмого марта, я была в недоумении. Нам ведь его навязывают. Поэтому я была рада узнать, что есть православный праздник, прославляющий настоящих женщин».

Татьяна Жигалкина: «Я считаю, что этот праздник – олицетворение всех русских женщин, потому что любовь к Богу мы впитываем с молоком матери. Я рада, что в конце своей жизни и я, и мои дети в храме. Хоть и говорят, что современное поколение никуда не годится, процесс одухотворения России идет. Идет становление совершенно новой, чистой страны. Отпадет вся грязь, которую нам навязали. Россия будет процветать, развиваться. Все наши русские женщины будут такими, как мироносицы – они будут служить Богу, семье».

Потом прихожане направляются на задний двор храма – здесь его зовут хуторком. По случаю престольного праздника на хуторке организовано угощение. Детей в это время катают на запряженных лошадях. Всюду веселый смех, добрые улыбки и радостное настроение. Вот выходит отец Александр, быстро сменивший праздничное облачение на повседневное. Мы отходим в сторонку от уже прилично припекающего солнца и тихо беседуем.

Батюшка, расскажите подробнее, чем отличается день святых жен мироносиц для православных от международного женского дня?

- День святых жен-мироносиц – это не восьмое марта для всех женщин. Для тех, кто сегодня не задумывается о Боге, не сохраняет ни нравственные, ни духовные традиции, даже не посещает храмы – это не их праздник. Это праздник тех, кто любит Воскресшего Христа, несет свой непростой женский крест и этим своим жертвенным служением Богу и ближним подает пример веры, надежды и любви. Если женщина живет без Бога, без веры, без настоящей любви, а ищет только любви греховной, страстной, то вряд ли она обрадуется этому празднику. Цель сегодняшнего торжества в том и заключается, чтобы те, кто не знает дорогу к храму, случайно узнав или заглянув в , задумался: почему же это не мой праздник? Может быть, и мне пора подниматься к Богу? Задача праздника – не только поздравить всех верующих женщин, матерей, жен, сестер, но и через торжество этого события пригласить к радостям веры всех женщин, которые еще на пути к свету Христовой Истины.

В современном мире традиционные ценности для женщин (семья и дети) уходят на второй план. Главными зачастую становятся карьера и стремление чего-то добиться в плане личных амбиций. Как вы к этому относитесь?

Женщины, которые приходят в и понимают, что материальные ценности – это не главное, а главное – вера, любовь и служение ближним, они чуждаются стремлений стать бизнес-леди. Человек должен увидеть свет веры, и тогда, кем бы он ни стал, на любой работе, он может сохранять веру и нравственность. Пусть это будет женщина – журналист или ткачиха, инженер или директор предприятия, в производственном росте нет ничего предосудительного. Главное, чтобы это не пробуждало в человеке чувство гордыни – это повреждает душу человека и лишает его настоящего счастья. А если человек совершенствуется, учится, то пусть он растет, но остается внутри христианином. А женщина – мироносицей, всем сердцем любящей Господа, при этом всегда оставаясь верной женой своему мужу и заботливой матерью детям.

Как современная женщина может приблизиться к идеалу жен-мироносиц?

Современные мироносицы стремятся, как в давние времена, стать венцом благословения для своего мужа. Женщины, уверовавшие во Христа, обретают умиротворение в своих сердцах и несут Евангельский мир и радость о Воскресшем Спасителе своим родным и близким. Они примером своей добродетельной жизни продолжают дело первых мироносиц, несут любовь Христову всем, кто живет и трудится рядом с ними. Женщина старается поддержать своего мужа во всех его начинаниях, вдохновляет его, молится о своем муже Богу, чтобы Сам Господь помог ему раскрыть в себе все свои лучшие качества и способности. Современным матерям, живущим в браке, а тем более по разным причинам оставшимся без попечения мужа, иногда приходится нести тяжелый крест. Они сами зарабатывают на жизнь, ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, заботятся о родственниках и еще при этом находят в себе силы сохранять нравственную чистоту и женственность. Это и есть подвиг современных жен-мироносиц, за который никогда их не оставит Всевидящий Господь.

Во дворе вашего храма установлен памятник нерожденным младенцам. А как вы относитесь к бэби-боксам и как вы объясните противоречие: сторонники бэби-боксов также являются сторонниками права на аборт?

Во-первых, действительно есть такие случаи, когда люди, если их можно назвать людьми, не любят детей, не хотят их, и всякую инициативу избавиться от детей, даже посредством бэби-боксов, они очень активно поддерживают. Это катастрофа нашего общества, что делают ящики для того, чтобы туда выбрасывали детей. Это отсутствие, прежде всего, любви. Когда в мире оскудевает любовь, в мир входит справедливость, писал святитель Николай Сербский. Когда ослабевает справедливость, ее заменяет закон. Если мать любит своего ребенка, она никогда его не отдаст. А если не любит, она по справедливости будет кормить его, одевать, растить. А если ослабевает и любовь и справедливость, то она стремится избавиться от ребенка, не чувствуя никакой ответственности и угрызений совести. Сейчас это пропагандируется. Я считаю, что с этой трагедией общества надо бороться, а не распространять ее. Сторонники абортов – это люди, живущие только для плоти, для чувственных наслаждений и удовольствий, это те, кто не любит Бога, не любит свет, но больше возлюбили тьму. Сегодня очень важно напомнить памятником «Ангел нерожденных младенцев» о миллионах загубленных в утробах женщин малышах. На постаменте памятника призыв к покаянию и к недопустимости абортов. Но многие женщины не считают аборт грехом. На памятник собирали деньги по всей Россией, хотели установить в ботаническом саду, но сторонники абортов обратились к государственной власти, и нам посоветовали не ставить его туда. Мы не идем на конфликт, поэтому поставили памятник во дворе храма, но это пока временное расположение.

И в завершении, что бы вы пожелали современным женщинам в этот праздник?

В наше неспокойное время хочу от всего сердца пожелать всем женщинам- матерям, женам, сестрам прежде всего мира и семейного благополучия. Пусть и их жизнь, как и жизнь святых жен-мироносиц, станет действенной проповедью Воскресшего Христа Жизнодавца. Христос Воскресе!