Коврик для намаза как называется. Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте

Вопрос: Можно ли делать намаз на коврике расписанном арабскими буквами, с рисунками Каабы или мечети?

Ответ: Стелить на пол молитвенный коврик с надписью или даже с одной арабской (читай мусульманской) буквой, макрух. Стелить такое с какой бы то ни было целью на пол, это неуважение и непочтительность. Если стелят на пол намеренно, для издевательства, то это неверие. Стелить на пол коврики с изображением Каабы, мечети или с Исламскими надписями тоже не разрешено. (Хадика. Том 2, стр 633)

Не разрешено стелить на пол коврики для намаза с изображением Каабы, мечети или с надписями исламскими буквами, потому что это неуважение. Но к ним не относятся покрывала, половики, паласы с рисунками. Ибни Хаджар Мекки в своей фетве сказал: ""Изображения с живыми существами нельзя использовать в местах где нужно проявить уважение, там где не нужно показывать уважение пользоваться можно"". Когда покрывала, половики с изображением живых существ стелют на пол то проявляется неуважение к изображению. Если изображение находится не там куда прикладывается голова для суджуда, то намаз на нем не навредит. Если изображение живого существа находится выше пупка, то в таком месте совершать намаз является макрухом. Если изображение живого существа там где ступает нога, там где сидят, то макрухом не будет. Если висит выше пупка за спиной совершающего намаз то будет танзихан макрух. (Реддуль мухтар)

Значит, когда изображение живого существа стелится на пол, то это неуважение к рисунку и намаз не будет макрухом. А стелить на пол предметы с изображением Каабы, мечети это проявление неуважения и поэтому не разрешено. (Саадати Абадийа)

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на коврике с изображением минарета?

Ответ: Макрухом не будет.

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на покрывале, половике, ковре с изображением льва, оленя?

Ответ: На подобных вещах, если изображения не распологается под ногами, там где сидят, куда будет прикладываться голова, то макурхом не будет. Рисунок лежит на полу, на земле и к нему не проявляется почтения. Но если рисунок находится там куда будет прикладываться голова для суджуда, или там где будут стоять, сидеть, то решение подпадает под решение о рисунке на теле и одежде, и намаз будет макрухом. Поэтому в одежде с рисунком живых существ нельзя совершать намаз! (Зауаридж)

Вопрос: Впадает ли в куфр (неверие) тот кто не верит что совершать намаз в коврике с Каабой и мечетью будет макрухом?

Ответ: В куфр не впадает. Макрухом будет если постелить такое на пол. Мусульмане которые пользуются такими ковриками, делают это не потому что не почитают и не уважают, они даже не знают что это неправильно. Не будет куфром потому что они не знают. Многие этого не знают.

Вопрос: Можно ли постелить очень старый коврик для намаз под ноги, там где ходят люди?

Ответ: Это неправильно, проявление неуважения.

Вопрос: Является ли макрухом наступать на место для суджуда в коврике для намаза?

Ответ: Нет не будет макрухом. Но это противоречит нормам приличия.

Вопрос: Разрешается ли совершать намаз в коврике для намаз сшитой самим? Сейчас много ковриков которые отвлекают внимание. Читать намаз на таких ковриках будет макрухом? На стене нашего дома которая находится со стороны Каабы много украшений. Можно ли совершать намаз смотря на них?

Сейчас в мечетях постелены ковры которые мешают совершать намаз с хушу. Стелить нужно однотонный ковер.

На стену которая находится на стороне Каабы тоже не нужно вешать аяты, хадисы, исламские рисунки. Рисунки и аяты нужно вешать на правую или левую стену мечети.

Вопрос: В книге «Саадати Абадийа» сказано: «На коврике где изображение живого существа не находится в месте для суджуда, читать намаз не макрух. Потому что стелить такой коврик на пол проявленное к рисунку неуважение.» В таком случае, можно ли читать намаз на коврике с рисунком Каабы или мечети?

Ответ: Ложить на пол рисунок - это неуважение к изображению. Стелить коврик с рисунком Каабы или мечети, это неуважение к ним и поэтому на них не разрешается читать намаз.

Вопрос: в «Саадати Абадийа» сказано: «Не разрешается намаз на ковриках с орнаментами и рисунками отвлекающие внимания.» В нынешних мечетях постелены очень красивые ковры. Читать намаз в таких коврах будет макрухом?

Ответ: Если орнаменты на коврах отвлекают внимание также как и на ковриках для намаза, то намаз будет макрухом. Намаз напротив зеркала или на отражающей поверхности тоже отвлекают внимание и поэтому является макрухом. Если на зеркале не видно отражения или же не смотреть на зеркало, намаз не будет макрухом. значит макрух здесь измеряется тем, насколько оно отвлекает. Наш пророк (алейхиссалям) делал намаз в одежде с орнаментами. Затем заметил что эти рисунки отвлекают от намаза. Он снял одежду и отдал кому-то. С этой точки зрения, не нужно читать намаз в одежде с надписями и рисунками.

Вопрос: В домотканом паласе с орнаментами есть изображение похожее на + (плюс). Многие его принимают за крест. Можно ли читать намаз на таких ковриках ручной работы?

Ответ: Да разрешается.

Вопрос: К изображениям с мавзолеями или с могилами аулия тоже нужно проявлять уважение?

Ответ: Да.

ГАЗЕТА С РИСУНКОМ

Вопрос: Можно ли постелить газету с рисунком для того чтобы сделать на нем намаз?

Ответ: Если рисунок не расположен там куда будет прикладываться голова, то можно сделать намаз. Постелив на пол подстилку с изображением мы показываем этим самым свое не уважение к рисунку, т.е. из-за того что на нее ступают ногами, это считается не почтением. Если рисунок не там куда будут делать суджуд, то намаз на такой подстилке разрешен. (Реддуль мухтар)

МОЛИТВЕННЫЙ КОВРИК С РИСУНКОМ КААБЫ

Вопрос: Если коврик с изображением накрыть тканью так чтобы не был виден рисунок, то можно ли на нем сделать намаз?

Ответ: Если изображение Каабы не видно, то с условием что не будут на нее наступать, намаз сделать можно. Т.е. если даже накрыто, то наступать на нее нельзя.

До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием - с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.

У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?

Какими бывают молитвенные коврики

Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта - это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.

Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны - суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.

Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу - главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.

Роль намазлыка во время совершения намаза

Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду - ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.

Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.


И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.

Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, - это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.

Как ещё используют намазлык

До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.

Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката - суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.

Сенсорные коврики

Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище - сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат - это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.

Эльдар Клычев и его изобретение

Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.

Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.

Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:

В уборных;

В банях (ванных комнатах, душевых);

Местах, где люди держат скотину;

Скотобойне;

Перекрёстках и пересечениях дорожных путей;

В той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);

На крыше Каабы.

В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное - чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).

Что такое намазлык

Намазлык (молитвенный коврик) - это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.

Во молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.

Изначально в двух важнейших источниках исламского права - Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) - не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, - примерно в X-XI веках.

Нужен ли намазлык в мечети?

Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.

Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю - будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное - чтобы они сами были чистыми.

В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.

Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.

Каким должен быть молитвенный коврик?

Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.

Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект - известный на данной местности мусульманский храм, в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.

В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.

Коврик для намаза – это аксессуар, необходимый каждому мусульманину. Совершать ежедневные молитвы удобно на молитвенном коврике. Намазлык защищает одежду от пыли, стоять или сидеть на нем приятнее, чем на земле или полу. Так можно сосредоточиться на намазе, отвлечься от посторонних мыслей. Купить намазлык можно в нашем Интернет-магазине. Yaseen Hijab предлагает большой выбор ковриков для намаза.

Виды молитвенных ковров

  • Детский намазлык – это модели уменьшенных размеров. Их мусульмане покупают для детей, чтобы воспитывать подрастающее поколение по канонам ислама. Такие модели делают из натуральных тканей, они мягкие и комфортные.
  • Домашние варианты коврика для намаза украшают вышивкой, принтами. Они бывают шерстяными, шелковыми, хлопковыми, с добавлением синтетических волокон. Иногда снизу покрыты экокожей.
  • Дорожные – легкие, компактные, из непромокаемых материалов. Идут в комплекте с чехлом, в который можно сложить коврик после молитвы. Их шьют из плащевой или других тканей, устойчивых к намоканию.
  • Дополнительный коврик можно заказать для работы – это лаконичные однотонные модели или аксессуары с небольшими принтами. Они легкие, тонкие, комфортные.

Как заказать намазлык

В нашем интернет-магазине вы можете купить коврик для намаза с доставкой по России или курьерской доставкой по Москве. У нас есть аксессуары производства Турции – это наиболее красивые и долговечные варианты, подарочные модели. К каждому товару указана цена, размеры, материал.

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

    Ислам · Мечеть · Хадж … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ханский дворец. Дворец Ханский дворец … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Поклон, в его историческом происхождении движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве). В эпоху первобытной дикости, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть… … Википедия

    Список и краткое описание эпизодов американского телесериала «Морская полиция: Cпецотдел». Сериал выходит на экраны с 23 сентября 2003 года. К настоящему времени показано восемь полных сезонов. Содержание 1 Описание сезонов 2 Сезоны … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Пять столпов ислама - (Five Pillars of Islam), осн. предписания и религ. обряды ислама. Основы исламской веры (иман) требуют регулярного чтения шахады, гл. свидетельства веры, являющегося первым предписанием, или столпом, ислама. Шахада подтверждает единство Бога и… … Народы и культуры