Боги Древней Греции – список. Бог солнца у славян: имя, фото

В Древнем Египте бог солнца Ра был верховным божеством. Самые почитаемые боги Египта - это его дети, внуки и правнуки. Земные правители-фараоны также считались его потомками.

По легенде, Ра сначала царил на земле, и то был «Золотой век». Но потом люди вышли из повиновения, из-за чего бог Солнца ушел на небо. На людское племя нашли неведомые прежде страдания.

Однако Ра не позволил всем людям погибнуть и продолжил оказывать им благодеяния. Каждое утро он отправляется на своей лодке в путешествие по небу, одаряя землю светом. Ночью путь его лежит через загробный мир, в котором бога поджидает его злейший враг - громадный змей Апоп. Чудовище желает поглотить солнце, чтобы мир остался без света, но всякий раз Ра его побеждает.

В искусстве Ра изображался в виде высокого стройного мужчины с головой сокола. На голове у него солнечный диск и изображение змеи.

На протяжении истории Египта Ра был не единственным «солнечным» божеством. Также существовали культы богов:

  • Атум - архаичный бог, которого широко почитали до утверждения культа Ра. Затем стал отождествляться с последним.
  • Амон - первоначально бог ночного небесного пространства. Центр поклонения ему находился в городе Фивы, и после возвышения этого города в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) изменилась и роль Амона. Он стал почитаться как бог солнца Амон-Ра.
  • Атон - бог-солнце, монотеистический культ которого пытался утвердить фараон Эхнатон (XIV в до н.э.)

Месопотамия

В Древней Месопотамии богом солнца считался Шамаш (аккадский вариант), или Уту (так его назвал народ шумеров). Не он был главным божеством шумеро-аккадского пантеона. Считался сыном или даже слугой бога луны Нанны (Сина).

Тем не менее, Шамаш высоко почитался, ведь именно он дает людям свет и плодородие - земле. Со временем его значение в местной религии возросло: Шамаш стал рассматриваться еще и как справедливый бог-судья, устанавливающий и охраняющий законность.

Древняя Греция и Рим

Богом солнца в Древней Греции был Гелиос. Играл подчиненное положение по отношению к главному божеству греческого пантеона - Зевсу. В Древнем Риме Гелиосу соответствовал бог Сол.

По легенде, Гелиос живет на востоке в великолепных чертогах. Каждое утро богиня зари Эос распахивает ворота, и Гелиос выезжает на своей колеснице, в которую впряжены четыре коня. Пройдя через весь небосклон, он скрывается на западе, пересаживается в золотую лодку и по Океану переплывает обратно на восток.

В своем путешествии над землей Гелиос видит все дела и поступки людей и даже бессмертных богов. Так, именно он рассказал Гефесту об измене его жены Афродиты.

Богатая греческая мифология содержит немало историй, связанных с Гелиосом. Пожалуй, самый известный - о его сыне Фаэтоне. Юноша упросил отца разрешить ему один раз проехать по небу. Но в пути Фаэтон не справился с конями: они понеслись слишком близко к земле, и та загорелась. За это Зевс сразил Фаэтона своей молнией.

Кроме Гелиоса, в Древней Греции олицетворением солнца также выступал бог света Аполлон (Феб). В эллинистический период с Гелиосом и Фебом стал отождествляться и древний индоиранский бог света Митра.

Индия

В индуизме богом солнца выступает Сурья. Он несет множество функций, в том числе:

  • разгоняет тьму и освещает мир;
  • поддерживает небо;
  • выступает «оком богов»;
  • исцеляет больных.;
  • борется с Раху - демоном солнечных и лунных затмений.

Как и Гелиос, Сурья разъезжает по небосклону на колеснице. Но коней у него целых семь. Кроме того, у него есть возница - Аруна, который также считается божеством зари. Женой Сурьи называют богиню Ушас.

Как это свойственно для многих древних культов, Сурья ассоциировался и с другими солярными божествами. Так, на древнейшем этапе развития индуизма солнечным божеством считался Вивасват. Потом его образ слился с Сурьей. В более поздние века Сурья отождествлялся с Митрой и Вишну.

Древние славяне

О верованиях и мифах славян сохранилось немного источников, очень мало и древних изображений славянских богов. Поэтому славянскую мифологию ученым приходится собирать по крупицам. А в популярной литературе пробелы в подлинных знаниях часто заполняются домыслами.

Известны имена многих божеств, в которых верили славяне до принятия христианства. Но функции многих из них не совсем ясны. В качестве олицетворения солнца у восточных славян называются:

  • Даждьбог;
  • Хорс;
  • Ярило.

По русским летописям, в X в. князь Владимир Святославович (будущий Святой) повелел установить для поклонения идолы Даждьбога, Хорса и других божеств. Но для чего два бога солнца в одном пантеоне?

Некоторые исследователи считают, что «Даждьбог» и «Хорс» - два имени одного божества. Другие полагают, что это два разных бога, но связанные между с собой. Также возможно, что Хорс - олицетворение собственно солнца, а Даждьбог - света. В любом случае, здесь остается огромное поле для исследований.

В наше время нередко пишут, что славянским богом солнца был Ярило (или Ярила). Создаются и изображения - солнцеголовый мужчина или юноша с прекрасным сияющим лицом. Но, на самом деле, Ярило связан с плодородием и в меньшей степени с солнцем.

Германские племена

В германо-скандинавской мифологии солнце олицетворяло женское божество - Соль (или Сунна). Ее братом является Мани - божественное воплощение Луны. Соль, как и Гелиос, ездит по небу и освещает землю. Кроме того, с солнечным светом связан и бог плодородия Фрейр.

Цивилизации Америки

Американские индейцы также исповедовали политеистические религии. Естественно, что среди многочисленных высших существ бог солнца был в числе главных.

  • Тонатиу - бог солнца у ацтеков, один из центральных божеств пантеона. Его имя переводится как «Солнышко». Культ Тонатиу был чрезвычайно кровавым. Ацтеки верили, что бог солнца каждый день должен получать жертвы, а без этого он умрет и не будет освещать землю. Также, как считалось, его питала кровь погибших в битве воинов.
  • Кинич-Ахау - бог солнца у майя. Как и в случае с Тонатиу, ему требовались жертвы.
  • Инти - бог солнца у инков, прародитель жизни. Был очень важным, хотя и не главным божеством в пантеоне. Считалось, что верховные правители страны ведут свое происхождение от Инти. Изображения этого божества в виде солнечного лика помещены на современные флаги Уругвая и Аргентины.

Связанная статья

Источники:

  • Мифы народов мира

Очень многие религиозные верования имеют мифологическую основу. До сегодняшнего дня сохранились передававшиеся из поколения в поколение сказания о древних богах, наделенных всемогуществом и сверхъестественной силой. Такие легенды возникали в самых разных уголках планеты и становились частью культуры населявших ее народов.

Инструкция

Одним из самых почитаемых в Египте богов был Осирис. Он ведал силами природы и загробным миром. Как гласит одна из многочисленных легенд, Осириса решил погубить его брат, бог Сет. Действуя хитростью, Сет изготовил саркофаг и объявил во застолья, что подарит его лишь тому, кому его творение придется впору. Ничего не подозревавший Осирис попробовал уместиться в гробнице. В этот момент Сет и другие заговорщики крышку. Залитый свинцом саркофаг коварный Сет выбросил в Нил. Впоследствии Исида, верная супруга Осириса, смогла оживить мужа.

В Древней Греции особо почитаемым был верховный олимпийский бог Зевс. Сохранилось множество легенд о греческих богах, в которых Зевс принимает активное участие. Считалось, что именно он подарил человечеству совесть и стыд. В своих отношениях с другими божествами Зевс всегда выступал в качестве грозной и карающей силы. Он был способен вершить судьбы других богов и

Главным божеством индейцев Южной Америки был Кетцалькоатль. Считалось, что он может менять свой облик, превращаясь в зеленого змея и других диковинных существ. В легендах и преданиях индейцев рассказывалось, как Кетцалькоатль, обратившись муравьем, похитил в муравейнике вкусные маисовые зерна, чтобы передать их людям. Главный индейский бог не раз вступал в схватки со своими могущественными противниками, которые пытались навредить людям. В одном из мифов он отправляется в далекое изгнание, пообещав вернуться. Интересно, что суеверные индейцы приняли первых европейцев за свиту Кетцалькоатля, возвращения которого давно ожидали.

Индийский бог Шива вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду. Его задача – регулировать мировой порядок. Очень часто для этого Шива использует танец. Устав танцевать, Шива на время останавливается и предается отдыху. Индийцы считали, что в это время мир погружается в хаос и тьму. Легенда гласит, что Шива не раз являлся в мир людей, но чаще всего его не узнавали. Однажды Шиву даже прокляли мудрецы, когда он потребовал от них поклонения. Только после явленных Шивой чудес люди бросились к его ногам, признав богом.

Мифология Древнего мира настолько запутанна и многогранна, что уже невозможно точно определить, во что верили древние. Обратимся к такому немаловажному персонажу, как египетский бог Солнца, ведь солнце есть жизнь, свет, а придавали ему немалое значение.

В различных источниках говорится о двух разных богах дневного светила. Один из них, о котором наслышано большинство, - Ра, а второй, поблекнувший в тени своего "коллеги", - Гор. Оба из них имеют титул бога Солнца, но их образы настолько переплетены, что иногда не видно различий между ними. Постараемся понять, из-за чего возникла такая путаница.

Он считался создателем всего сущего: Вселенной, жизни, света. Интересным фактом является то, что он сам создал себя из лотоса, появившегося на первом камне, который, в свою очередь, возник из первичных вод. После чего Солнца создал воздух и влажность, из которых стали появляться другие боги, например, Неба) и Геб (бог Земли). Впоследствии начал зарождаться Древний Египет. А человек появился от слёз бога Ра.

Выше рассмотрен только один миф, касающийся рождения данного бога, но их существует великое множество. В чём-то они схожи, а в чём-то совершенно противоположны, ведь со временем один миф накладывается на другой, а что было первоисточником, узнать практически невозможно.

Но некоторые истории про бога Солнца известны всем. Например, о том, что Ра на дневной колеснице плывёт по небесной богине Нут, а ночью в загробном мире он борется со змеем Апопом, чтобы вновь наступило утро.

Символы, изображающие бога Ра, почти идентичны тем, которые символизируют бога Гора. Только в данном случае представление о его конкретном виде немного размыто: сокол, ястреб или другая крупная птица.

Существует изображение, где Гор стоит на ладье бога Ра и сражается с врагами света, представленных в виде гиппопотамов и крокодилов. Но образ Гора тем не менее ушёл на второй план. Говорят, что когда власть в Египте сменилась (а именно, к власти пришёл человек не из царской семьи), появились мифы о том, что именно Ра является верховным богом солнца, а Гор - всего лишь его сын. Вот почему образы Ра и Гора смешиваются в единое целое.

Другие древние боги солнца

  1. Олицетворением бога Солнца в Древней Греции является Гелиос. Он, так же, как и Ра, каждый день переезжал небосвод на своей колеснице, запряженной четырьмя крылатыми конями. Самый положительный бог - его любили все.
  2. Четыре бога Солнца даровали жизнь и свет на Древней Руси. Хорс, Световит, Джадьбог и Ярило - от самого старшего до самого младшего. Хорс - Солнце загробного мира, зимы и ночи. Световит - Солнце заката, старости, осени, вечера. Джадьбог - Солнце лета, плодов, дня, зрелости. Ярило - утро, начало, весна, юность.

В славянском пантеоне Бог Купала (Купайло, Купайла) – это воплощение энергетики солнечного света. Он неразрывно связан со своей матерью Купальницей, но главное, – женой Костромой, которая, как оказалось после свадьбы, была его единокровной сестрой.

Бог Семаргл предупреждал своих детей про возможную опасность и строго настрого запрещал им слушать песни Сирин, но Купала ослушался отца и однажды ночью убежал на берег реки. Там птица спела ему свою чарующую песню и заманила в мир мертвых.

Купальница, Кострома и Семаргл очень долго пытались его отыскать, но в Навь им пути не было, поэтому они и не знали, что Купала живет там, и что спустя годы ему удалось оттуда сбежать.

Шли годы. Кострома и Купала не видели друг друга, сестра вообще считала брата погибшим, но за это время они очень выросли и стали прекрасным парнем и девушкой.

Кострому хотели взять в жены многие, но никому она не дарила свое сердце и уже отчаялась найти настоящую любовь. Однажды сплела она венок, вышла на берег реки и прокричала Богам, что нет на свете мужчины, который бы покорил ее сердце. В ту же секунду ветер сорвал с ее головы венок и бросил его в воду. Он не утонул, а приплыл к лодке, в которой сидел очаровательный юноша. Он поднял венок и преподнес его Костроме.

С первого взгляда молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу. Однако, после этого счастливого события Семаргл и Купальница узнали в муже дочери своего потерянного сына и рассказали новобрачным об этом.

Не выдержав страшной вести, молодые взялись за руки и бросились в реку с высокого обрыва.

Купала после прыжка с возлюбленной в воду утонул, а Кострома превратилась в . Это существо – прототип . В образе прекрасной девушки в ясные лунные ночи она сидела на берегу реки и заманивала молодых парней в свой омут. Поняв, что рядом с ней не Купала, она отдавала жертву злым водным духам, а сама вновь выходила ждать любимого на берегу.

Мавка в славянской мифологии представала и в трагическом образе, но чаще всего ее изображали злобным существом. Но только после гибели очередного парня, она испытывала ужасные муки совести, страдала и возносила молитвы Богам.

Хоть и утопали во мраке язычества и поклонялись не единому Богу, а целому пантеону богов, представляющих собой силы природы, были между тем людьми неглупыми и весьма наблюдательными. Они заметили, например, что каждому времени года соответствует своя, определённая фаза небесного светила. Вот только вывод сделали несколько поспешный ― если характер солнца меняется четырежды в год, значит, и богов, им повелевающих, должно быть четверо.

Четырёхликий бог солнца у славян

Логика их рассуждений была проста и по-житейски понятна. Не мог же в самом деле один и тот же бог устраивать летом жару, от которой выгорала земля, а зимой позволять морозам сковать природу льдом. Вот и возложили ответственность за всё происходящее в годичном цикле на четырёх богов ― Хорса, Ярилу, Даждьбога и Сварога. Таким образом, бог солнца в славянской мифологии получился четырёхликим.

Бог зимнего солнца

Новый год у наших предков наступал в день зимнего солнцестояния, то есть в конце декабря. С этого дня и до весеннего солнцестояния в свои права вступал Хорс. Этот бог солнца у славян имел вид некоего мужа средних лет, облачённого в плащ лазурного цвета, под которым виднелась рубаха, сшитая из грубого полотна, и такие же порты. На его румяном от мороза лице всегда лежала печать грусти от сознания своего бессилия перед ночными холодами.

Однако он был вполне способен усмирить метели и вьюги. При появлении его на небосклоне они почтительно затихали. Хорс любил в свою честь шумные празднества, сопровождавшиеся хороводами, пением и даже купанием в прорубях. Но была у этого божества и тёмная сторона ― одно из его воплощений отвечало за лютые зимние морозы. У славян днём Хорса считалось воскресенье, а металлом ― серебро.

Весенний и легкомысленный бог

С наступлением весны Хорс удалялся на покой, а его место занимал Ярило ― следующий по очереди бог солнца у славян. Он царствовал вплоть до летнего солнцестояния. В отличие от скромного на вид Хорса, Ярило представлялся в виде молодого голубоглазого красавца с золотистыми волосами. Живописно украшенный алым плащом, он восседал на огненном коне, отгоняя запоздалые холода пылающими стрелами.

Правда, ещё в те времена злые языки приписывали ему определённое сходство с любвиобильным греческим богом Эросом и даже с Вакхом ― богом вина и шумных веселий. Возможно, что и была в том доля истины, ведь под лучами весеннего солнца кружил хмель сладострастия буйные головы наших предков. За это и называли его славяне богом молодости и (понизив голос) любовных утех.

Летний повелитель солнца

Но проходили весенние дни, и в свои права вступал следующий бог солнца. У восточных славян он изображался самым величественным и полным достоинства повелителем дневного светила. Имя его было Даждьбог. Он вершил свой путь по небу, стоя в колеснице, запряжённой четвёркой златогривых крылатых коней. Сияние от его щита было тем самым солнечным светом, который озарял землю в погожие летние дни.

Почитание Даждьбога у наших предков было столь широким, что следы его капищ были обнаружены учёными при раскопках большинства древнерусских городищ. Характерной особенностью его культа является наличие рун ― образцов древней сакральной письменности, предназначенных для защиты их владельца от злых сил и помощи во всех начинаниях. Необычен и знак Даждьбога ― солярный квадрат. Это равносторонний четырёхугольник, в который вписан крест с загнутыми под прямым углом краями.

Осенний бог

И наконец, последний бог солнца в легендах славян - это Сварог. Вся осень с её ненастными днями и первыми ночными заморозками была периодом его царствования. Согласно легендам, Сварог принёс людям много полезных и нужных знаний. Он научил их добывать огонь, ковать металл и обрабатывать землю. Даже привычный в крестьянском хозяйстве плуг является подарком Сварога. Хозяек же он научил делать из молока сыр и творог.

Сварог ― самый старый бог солнца у древних славян. Он нарожал сыновей, которые пополнили собой пантеон языческих богов и вообще успел очень многое за свою жизнь. Но старость берёт своё, и поэтому его осеннее солнце холодное и тёмное. Как все старики, Сварог любит погреться. Его капищем (местом поклонения) может служить любая кузница или просто печь ― было бы лишь тепло старым костям. Это имеет подтверждение и в находках археологов. Его изображения встречались, как правило, в местах, где прежде разводился огонь.

Древнеславянский бог Ра

В заключение следует упомянуть, что известен и ещё один бог солнца у славян. О нём сохранились лишь отголоски древних легенд. Согласно этим сказаниям, он носил то же самое имя, что и его египетский аналог Ра, и являлся отцом двух языческих богов ― Велеса и Хорса. Последний, как мы знаем, пошёл по стопам отца и со временем занял его место, правда, ограничившись лишь царствованием в зимний период. Сам же бог Ра не умер, а, согласно легенде, достигнув старости, превратился в большую и полноводную реку, именуемую Волгой.

Восславим Бога Солнца, спорящего красотою с цветами;
преклоняюсь пред Тобою, о лучезарный сын Кашьяпы,
враг тьмы и истребитель всякого зла

Нава Граха Стотра (Стотра Солнцу). К. Н. Рао

С урья (санскр. सूर्य - ‘Солнце’) в ведической традиции - это бог Солнца. В ведических источниках Сурья упоминается под различными именами, представляющими собой различные аспекты его проявления: Адитья (сын Адити, ‘великолепие’), Арка (источник энергии), Митра (сияющий друг человечества), Сурьяйя (высший аспект Сурьи), Бхану (свет знаний, ‘просвещение’), Савитри (живительная пробуждающая сила), Пушана (‘насыщающий’, ‘питающий’), Рави (свет дарующий, ‘сияющий’), Маричи (‘лучезарный’, развеивающий сомнения), Вивасват (‘блистающий’), Хиранья Габха (первоисточник жизни, золотая вселенская сущность), Кхага (курирующий космические ритмы), Бхаскара (свет, искореняющий невежество). Например, имя Солнца «Арка» встречается в названиях храмов Северной Индии и в восточных её частях: храм Конарк в индийском штате Орисса, название которого происходит от индийского словосочетания «Кона-арка», что означает ‘территория солнечного света’.

Согласно Ведам, Сурья является создателем материальной Вселенной (Пракрити). Эпос «Махабхарата» открывает свою главу о Сурье почитанием его как Ока Вселенной, Души всего сущего, источника жизни, символа свободы и духовного просветления, олицетворения победы добра над злом, животворящей силы. Согласно мифам, Сурья является сыном мудреца Кашьяпы и Адити (воплощение световой энергии Вселенной). Солнце - светило, дарующее великий свет Ра, изначальный свет Вселенной, является проявлением в материальном мире светьего тела бога Сурьи. Символами солнца, как правило, выступают все знаки солярной символики, как олицетворение победы жизнеродящего, созидающего света над разрушающей тьмой.

Кто знает Пребывающего в красном лотосе, Окружённого шестью гласными, с шестичастной биджей, Колесничего семи коней, Златоцветного, Четырёхрукого, Держащего в руках два лотоса, (жесты) благословения и бесстрашия, Предводителя колеса Времени, тот (воистину) - Брахман

(«Сурья Упанишада»)

Бог Солнца изображается верхом на колеснице, запряжённой семью лошадьми, которые представляют собой либо семь основных цветов радуги, как спектр видимых цветов лучей солнечного света, отражающих суть семеричной природы Солнца; либо 7 метров стихосложения на санскрите (гаятри, брихати, ушних, триштубх, ануштубх, панкти, джагати); возможно, это семь планет: Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Земля и Луна; также можно предположить, что это адитьи - семеро братьев Сурьи, который, под именем Мартанду, был восьмым, отвергнутым, сыном Адити, из космического чрева породившей: Варуну, Митру, Арьямана, Бхагу, Аншу, Дакшу и Индру - они представляют собой божественные Духи, обителью которых являются семь планет, известных ещё в далёкие ведические времена. Предстаёт Сурья всегда блистающим, сияющим божеством. Как правило, в руках он держит цветок лотоса и колесо времени.

В «Брихат-Самхите» утверждается, что Сурья должен быть изображён с двумя руками и короной на голове. В «Вишну-дхармоттаре-пуране» Сурья описывается как четырёхрукое божество, держащее в двух руках лотос, в третьей - посох, в четвёртой - перо как символ знания. Колесничий Сурьи - Аруна, выступает как олицетворение рассвета, по сторонам колесницы Сурьи можно увидеть богинь рассвета Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами из луков нападающих демонов, что символизирует их инициативу бросить вызов тьме. В некоторых буддийских произведениях искусства Сурья стоит в колеснице, запряжённой четырьмя лошадьми, и иногда изображается рядом с Чандрой (богом Луны).

В ведической астрологии Джйотиш Сурья почитается как Рави (корень слова «равивара» - ‘воскресенье’ - день, посвящённый солнцу). Сурья является хозяином одного из девяти небесных домов («наваграха»). Наваграха - это 9 планет (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху и Кету), а скорее, астрологических сил, пребывающих в физической, материальной, проявленной форме в виде небесных тел или лунных узлов (в случае Раху и Кету). Солнцу уделено особое место ввиду того, что Сурья олицетворяет душу человека, его внутренний мир (Карака души; «карака» - ‘несущая соответствующие качества, свойства’), и указывает на то, какого уровня духовного развития достиг человек, что в свою очередь определяется способностью принимать Дхарму и постигать истину.

Сурья - основная граха (‘планета’, ‘захватчик’, ‘одержитель’) и третья по значимости на карте рождения после лагны (асцендента; знака, находившегося на востоке в момент рождения) и Чандры (Луны). Гармоничное Солнце на карте рождения человека отражает то, насколько сильна связь человека с Богом и какова возможность постичь своё предназначение в жизни и следовать Дхарме. Солнце дарует благородство, великодушие, силу воли, жизнерадостность и стремление следовать возвышенным идеалам. Также Сурья считается Крура-грахой (‘жестокий’), и связано это с тем, что, проявляясь в нашем гороскопе, она указывает на то, что будет способствовать возникновению таких событий в жизни, которые необходимы нам, чтобы мы могли справиться со своими недостатками; она жестокая, но справедливая. Таким образом, преподанные Сурьей уроки ведут к положительным изменениям в нашей жизни.

В ведической астрономии Сурья выступает как главенствующее небесное тело, появляющееся в различных ведических астрономических трактатах: «Арьябхатия» (V век н. э.), «Ромака-сиддхата» (VI в.), «Паулиша-сиддханта» (VI в.), «Кхандакхадьяка» (VII в.), «Сурья-cиддханта» (V–XI в.) с мифологическими персонификациями божественных небесных тел. В этих трактатах древности, в частности в «Арьябхатии», мы уже встречаем утверждение о том, что планеты нашей Солнечной системы обращаются вокруг Солнца и движутся по эллиптическим орбитам, однако модель «Сурья-сиддханты», которая была поведана посланником Сурьи в конце Сатья-юги, - геоцентрическая, их различие состоит лишь в относительности «точек зрения», все сведения, хранящиеся в данных трактатах, являются достоверными и содержат ценные астрономические знания.

Сурья в русской ведической традиции

В русской ведической традиции Сурье соответствуют четыре бога Солнца - как ипостаси солнечного божества (4 времени года и смены фаз Солнца). Хорс (Коляда) - зимнее солнце, один из основных солярных богов ведического пантеона, почитающийся в период со дня Зимнего Солнцестояния (21–22 декабря) до дня Весеннего равноденствия (20–21 марта), Ярило - бог весны и солнечного света, пробуждения природы от зимнего сна, является воплощением весеннего Солнца, полного живительной энергии, почитается со дня Весеннего Равноденствия по день Летнего солнцестояния (21–22 июня), Даждьбог (Купала) - летнее солнце, бог плодородия, олицетворяющий небесный свет, изливающийся на Землю, в мир Яви, почитается со дня Летнего солнцестояния до дня Осеннего равноденствия (22–23 сентября), Сварог (Световит) - бог огня, творец Вселенной, сыновьями которого и являются огненные солнечные боги Хорс, Ярило и Даждьбог, почитался в период со дня Осеннего Равноденствия до дня Зимнего Солнцестояния.

Храмы Сурьи

Одним из наиболее известных храмов Солнца является индийский храм Сурьи в Конараке (XIII век постройки), в районе Ориссы, где также есть ещё два храма, посвящённых солнечному богу: так называемый деревянный Конарк - Биранчи Нараян, расположенный в Бугуде, районе Гэнджэм, и храм Шри Биранчинараян (XIII век) в деревне Палия, к югу от Бадрака, есть храмы Сурьи в Уттар-Прадеше, Раджастхане. Помимо них, в Индии существует более десятка храмов бога Солнца. За пределами Индии храмы Солнца есть также в Непале, Китае, Америке, Таиланде, Пакистане.

Храм Солнца в Конарке построен из песчаника, окружён двенадцатью парами каменных колёс, диаметром чуть более трёх метров (пара колёс и ось меж ними - символ связи неба и земли), встроенных в стены храма и олицетворяющих двенадцать месяцев года, или 24 часа в сутках, создающих впечатление, что весь храм - это Вимана, или небесная колесница, солнечного бога, таким образом, храм является символичным образом Солнца. Семь каменных изваяний лошадей установлены по сторонам лестницы храма, будто запряжённых в колесницу Сурьи. Статуи Сурьи украшают ниши на внешней стороне храма, они олицетворяют утреннее, полуденное и вечернее Солнце. На храме можно увидеть солнечные часы, позволяющие определить точное время. Основное здание Конаркского храма было полностью разрушено, сохранившееся сооружение располагалось некогда спереди главного здания.

Комплекс последовательно выполняемых асан под названием «Сурья Намаскар», что буквально означает ‘приветствие солнцу’, представляет собой небольшую разминку, предваряющую практику йоги. Знаменует собой поклонение Сурье как божеству света и источнику жизни на земле. Эта практика сложилась в XX веке, впервые была упомянута Кришнамачарьей, который научил ей своих учеников Б. К. С. Айенгара, Индру Дэви, Шри К. Паттабхи, они принесли её на запад. Приветствие выполняется на восходе Солнца и, как правило, представляет собой следующую последовательность асан:

1. Пранамасана (Поза молящегося).

  • Выполняем на выдохе;
  • Сопутствующая мантра «Ом Митрайя Намаха» (воспеваем в состоянии дружественности, преданности и верности).

2. Хаста Уттанасана (наклон назад).

  • Выполняем на вдохе;
  • Сопутствующая мантра «Ом Равайе Намаха» (обращаемся к Солнцу как источнику света).

3. Падахастасана (глубокий наклон с ладонями по сторонам от стоп).

  • Выполняем на выдохе;
  • Сопутствующая мантра «Ом Сурьяйя Намаха» (поклоняемся высшему аспекту Сурьи).

4. Ашва Санчаланасана (Поза всадника, правая нога назад).

  • Выполняется на вдохе;
  • Сопутствующая мантра «Ом Бханаве Намаха» (прославляем Сурью, дарующего просветление, распространяющего свет истины).

5. Парватасана (Поза горы).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Кхагайе Намаха» (поклоняемся Солнцу, управляющему временем).

6. Аштанга Намаскара (Приветствие восемью точками тела).

  • Выполняется на задержке дыхания;
  • Концентрируемся на Манипура-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Пушне Намаха» (обращаемся к Солнцу, питающему энергией и жизненной силой).

7. Бхуджангасана (Поза кобры).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Свадхистана-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Хиранья Гарбхайя Намаха» (приветствуем Сурью как источник мироздания).

8. Парватасана (Поза горы).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Маричайя Намаха» (восхваляем лучезарного Сурью).

9. Ашва Санчаланасана (Поза всадника, левая нога вперёд).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Аджна-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Адитьяйя Намаха» (обращаемся к Сурье как сыну Адити - бесконечного пространства).

10. Падахастасана (глубокий наклон с ладонями по сторонам от стоп).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Свадхистана-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Савитри Намаха» (почитаем Сурью как пробуждающую, оживляющую силу).

11. Хаста Уттанасана (наклон назад).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Аркайя Намаха» (приветствуем огненную энергию Сурьи).

12. Пранамасана (Поза молящегося).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Анахата-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Бхаскарайя Намаха» (славим Солнце, ведущее к познанию абсолютной истины).

Далее повторяем последовательность с другой ноги (в п.4 «Ашва Санчаланасана» - левая нога назад, а в п.9 «Ашва Санчаланасана» - правая нога вперёд), и так выполняем 24 асаны - это будет «круг» Сурьи Намаскар.

При выполнении каждой асаны концентрируемся на соответствующем энергетическом центре, при этом мысленно произнося сопутствующую мантру Солнцу. Всего солнечных мантр 12, все они насыщены животворящей силой Сурьи, а имена его несут соответствующие вибрации в пространство.

Важно во время выполнения Приветствия не уходить мыслями в дела посторонние, а концентрироваться на Сурье, каждым своим движением, дыханием вознося почитание нашему животворящему светилу! Практика с концентрацией на Солнце позволяет превратить необузданную, вызывающую рассеянность ума, энергию в созидательную силу.

Сурья дев

Сурья является божеством (дэватой) Солнца. Он впервые упоминается в древнейших ведических текстах «Ригведы» (гимн I.115) как символ света, почитающегося на восходе Солнца, рассеивающего тьму, наделяющего знаниями, мудростью, добром. Также в «Веде гимнов» он описывается как драгоценный камень в небесах, в частности, в гимне V.47: «Помещённый посреди неба пёстрый камень, Он выступил за (пределы). Он охраняет две границы пространства», в гимне VI.51 - как «Чистый, прекрасный лик закона ярко засверкал на небе, словно золотое украшение на восходе (солнца)», в стихе VII.63 он предстаёт как «Золотое украшение неба, далеко глядящий (бог) восходит, чья цель далеко, пересекающий (мир), сверкающий», в некоторых гимнах он предстаёт в образе орла, ежа, коня, но в большинстве случаев его соотносят с персонифицированным божеством. Считалось, что Сурья-дев, проезжая на колеснице по небу, побеждает силы тьмы.

Взошёл яркий лик богов, Глаз Митры, Варуны, Агни. Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство. Сурья - дыхание жизни движущегося и неподвижного (мира) («Ригведа», I.115.1)

Сурья-Нараяна

Сурья проявляется в троичном аспекте (ранневедийская Тримурти, существовавшая до того, как образовалась система трёх великих богов Брахмы, Вишну и Шивы, предтечей которой она является) вместе с Агни и Вайю и в триаде предстаёт единым солнечным светлым божеством. В ведические времена Сурья почитался как один из трёх главных богов, но позже был заменён такими богами, как Шива и Вишну. Тем не менее он остаётся почитаемым божеством в Индии и Непале. иногда предстаёт в образе Солнца, как аспект творения божественного света. Солнце также является космическим мужским принципом, формой проявления которого выступает - пратьядхидэвата (сверхбожество) Солнца, олицетворяющее вечную благость, свет вне времени, мокшу (освобождение), вселенский покой. Однако Вишну также является сверхбожеством Солнца, как хранитель Вселенной, поддерживающий космический порядок. Он даёт силу света и тепла богу Солнца, силу любви и защиты. Вишну в ведическом пантеоне богов позднее заменяет Сурью в значительной степени и упоминается как Сурья-Нараяна. Он представляет собой свет, управляющий циклами творения во Вселенной.

Женой Сурьи-Вивасвата, согласно легендам, была Санджна, с которой у Сурьи было трое детей: Ману Ваивасвата (один их четырнадцати Ману - прародителей человечества), Яма (бог загробного мира, олицетворение заходящего Солнца) и Ями.

Ями, или Ямини (санкср. यमी - ‘ночь’) - богиня священной реки Ямуны. Как правило, изображается она с тёмным ликом, так как она покровительница ночи, ваханой её является черепаха как водный, женский символ, но также и как символ мироздания, воплощение выносливости, силы и бессмертия; иногда её изображают с зеркалом в руке, олицетворяющим иллюзорный мир, майю, иногда она держит кувшин с водой, поскольку Ями является богиней реки. Ями также является олицетворением духовного сознания.

Сурья-нади и Сурья-чакра

Правая сторона тела человека - «солнечная», находится под управлением огненного энергетического канала - Сурья-нади, или Пингала-нади (активизируется посредством дыхания через правую ноздрю), которая управляет левым полушарием головного мозга. В современном мире с его неутомимым ритмом правая часть тела (как правило, мышцы и правая часть позвоночника) более всего страдают от перенапряжения и подвергаются неподконтрольному сжатию, ввиду того, что истощается солнечная (мужская) энергия, требующая затрат физической силы. Ввиду того, что правая сторона тела связана с социальной жизнью, в то время как левая – с личной и семейной, любые проблемы социального характера, как правило, на работе и в бизнесе, формируют зажимы с правой стороны. Йога предлагает нам справиться с подобными негативными проявлениями посредством специальных практик, в частности, в данном случае может помочь пранаяма «Сурья-бхедана», или «увеличение солнечной силы», которая предполагает осуществление дыхательного процесса следующим образом: вдох через правую ноздрю, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю. Подробно техника «Сурья бхеда пранаяма» описана в «Хатха-йога Прадипике» (глава II, шлоки 48–50). Благодаря ей укрепляется и восстанавливается Сурья-нади, что способствует развитию выносливости и повышению работоспособности. Согласно текстам «Гхеранда-Самхиты», эта пранаяма останавливает процессы старения, увеличивает тепло в организме и пробуждает силу Кундалини. Также в правой стороне тела находится физический аспект Сурья-чакры - энергетического центра, расположенного между Манипурой и Анахатой, физическая область, ассоциируемая с чакрой, - печень. Сурья-чакра является второстепенной, дополняющей действие Манипуры (управляющим небесным телом которой является Солнце), а также проявляется в союзе с Чандра-чакрой, расположенной симметрично в противоположной стороне (физическая область, ассоциируемая с чакрой, - селезёнка). Сурья-чакра способствует пищеварению, отвечает за силу воли и целеустремлённость.

Сурья-янтра и солнечная мантра Гаятри

Концентрироваться на солнечном божестве позволяет нам его материальное проявление, которое мы можем видеть ежедневно на небосклоне. Однако существует определённое геометрически структурированное изображение, отражающее суть Солнца. Янтра - геометрическая конструкция, обозначающая определённое божество. При обращении к почитаемому богу предписано концентрировать внимание на магическом рисунке - янтре, представляющей это божество. Рисунок янтры геометрически гармонизирован с центром симметрии, к которому нисходит сила богов. Сурья-янтра представляет собой визуальное изображение энергетической структуры Солнца. Янтра, посвящённая богу Солнца, позволяет увеличить солярную энергию в теле, что вызывает стремление к саморазвитию, укрепляет веру в собственные силы, развивает в нас самоуважение, некритичность, способствует укреплению силы воли, приводит к осознанности, усиливает огонь в организме, недостаток которого, как правило, приводит к проблемам со зрением, слабому пищеварению, ознобу в теле, проблемам с сердцем и заболеваниям крови.

Если вы размещаете янтру у себя дома, то лучшим местом для неё будет восточная его часть, а на алтаре изображение Сурьи должно быть помещено в центре, как и положено всевидящему оку богов.

Мантра, в звучании которой распространяются вибрации живительного светлого Солнца, - Гаятри мантра. Её описание и перевод можно найти по ссылкам:

Она воспета в десятом гимне Ригведы (гимн III, 62.10).

Считается, что стих III, 62,10 необходимо произносить трижды в день: на рассвете, в полдень и на закате. Та же мантра произносится во время важных церемоний. Существуют три способа повторения мантр: их можно читать вслух, проговаривать про себя или просто сосредоточиваться на них помыслами. Чтение вслух - самый примитивный способ, сосредоточение помыслами на их сути - наивысший

(Свами Вивекананда)

Вознесём славу божественному животворящему Сурье! Да осветит он наш путь к духовному прозрению!

P. S. Вставайте рано поутру на восходе, возносите почитание Сурье, получайте силу Солнца - силу светлой истины. И пусть Сурья отзовётся в ваших сердцах тёплым светом любви и радостью бытия.