«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2,34.35).
Такими словами пророк Симеон во время посвящения Иисуса Богу во храме предсказал Деве Марии страдание. Пресвятая Дева, как самая покорная и верная раба Господня, исполняла особую роль в спасительном деле Христа, проходящим через крест.
На протяжении веков Церковь справляла два праздника в честь скорбей Пресвятой Девы Марии - Богоматери Скорбящей и Семи Скорбей Девы Марии 15 сентября. Первоначально этот праздник был установлен в 1423 г. в Кёльне, в Германии, и назывался он «Сострадание Марии в удовлетворение за насилия, которые учинили в католических церквях гуситы». Поначалу он справлялся в пятницу третьей недели Великого поста. В 1727 г. Папа Бенедикт XIII распространил этот праздник на всю Церковь и перенёс его на пятницу перед Вербным Воскресеньем.
Второй праздник имеет несколько иной характер. Матерь Божия Скорбящая, Царица Мучеников, почитается в нём не столько в христологическом, сколько в историческом аспекте. Вспоминаются важнейшие сцены и этапы драмы Девы Марии и Её скорбей. Первыми начали справлять этот праздник братья сервиты, или Служители Пресвятой Богородицы. С 1667 г. он стал справляться также в некоторых диоцезиях. Папа Пий VII в 1814 г. распространил его на всю Церковь, а днём празднования определил третье воскресенье сентября. Папа св. Пий Х перенёс его на 15 сентября.
Оба праздника соответствуют праздникам, посвящённым Страстям Господним, и в какой-то степени представляют собой их аналоги. Первый праздник непосредственно связан со Святой Неделей, а второй с праздником Крестовоздвижения. В результате последней реформы церковного календаря праздник перед Вербным Воскресеньем был отменён.
Salvemus.com
В Польше оба празднования были приняты довольно быстро. Даже Краковский Требник 1484 г. включает в себя тексты Скорбей Пресвятой Девы Марии и другие богослужения, связанные со страданиями Богоматери.
С четырнадцатого века известны семь скорбей Марии. К ним относятся:
1.Пророчество Симеона (Лк, 34-35)
2. Бегство в Египет (Мф. 2,13-14)
3. Потеря Иисуса в Храме (Лк. 2, 43-45)
4. Встреча с Иисусом на Крестном пути
5. Распятие и смерть Иисуса (Мф. 27: 32-50, Mк 15, 20b-37, 23 Лк, 26-46, 19 Иоанн, 17-30)
6.Иисус на кресте (Мк. 15, 42-47, Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)
7. Положение во гроб (Мф. 27: 57-61, Мк 15, 42-47, 23 Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)
Среди святых, почитавших тайны скорбей Марии: св. Бернард (+1444), св. Павел Креста (+1775), св. Мария Гаьриэль Печали (+1860)
С точки зрения иконографии используются два основных изображения: Мария у Креста и Богоматерь с телом Иисуса на коленях. На данный момент есть также картины и статуи Марии с мечом, пронзающим ей грудь или сердце. Бывает изображено до семи мечей.
По материалам "Antologia modlitwy franciszkańskiej" O. Salezy Bogumił Tomczak OFM
Подготовила Анна Гольдина
Молитвы
1. Венчик семи скорбям Пресвятой Девы Марии
В начале Отче наш...3хРадуйся Мария... Слава Отцу...
На каждую тайну Отче наш... 7хРадуйся Мария... Слава Отцу...
Пророчество Симеона.
Бегство в Египет.
Скорбь III
Поиск Отрока Иисуса, оставшегося в Храме.
Встреча Иисуса Христа, несущего крест.
Смерть Иисуса Христа на кресте.
Снятие с креста тела Иисуса Христа.
Скорбь VII
Положение во гроб Иисуса Христа.
Боже, по воле Твоей, когда Сын Твой вознесен был на крест, сострадающая Матерь Его стояла рядом; молим Тебя, сподобь Церковь твою вместе с Пресвятой Девой приобщиться к страданиям Христовым и стать общницей Его воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. Аминь.
2. Молитва к Богоматери Скорбящей
О Мария, Матерь Иисуса Христа, Мужа скорбей страждущая Матерь. Когда Бог избрал Тебя, чтобы Ты стала Богородицей, а Ты выразила Свою готовность к служению, Ты согласилась и на то, чтобы с Иисусом, Сыном Твоим, разделить чашу страдания.
От слов Симеона, изрекшего пророчество о мече, который пройдёт душу Твою, через печаль изгнания и простую жизнь в Назарете, от первых грозных известий о врагах, ищущих смерти Твоего Сына, и до последнего стояния крестного пути, когда Ты выдержала под крестом агонию и смерть Спасителя и Его погребение - Ты страдала, о Матерь Пресвятая, внося Свою часть в спасение человечества. Благодарим Тебя за это, о скорбящая Матерь. В Твоих страданиях, о страждущая Богоматерь, Ты подала нам пример как следует брать крест своих скорбей и нести его без ропота и бунта, принимая волю Бога, Который страданиями очищает нас и совершенствует, даруя умение собирать заслуги и приносить воздаяние за свои вины и вины братьев.
Учи нас, Матерь скорбящая, познавать волю Всемогущего Бога, учи нас видеть в Боге наилучшего Отца, также и тогда, когда мы страдаем.
Испроси для всех физически и духовно страждущих необходимую им благодать, дабы они могли понять ценность человеческого страдания и проявить твёрдость в жертвенной любви, в единении со Спасителем и Тобой, скорбящей Богоматерью. Аминь.
3. Мать Святая, Сына,
Что на крест взошел невинным,
Навсегда запечатлей
Глубоко в душе моей!
4. Мария, болью обремененная Матерь всех христиан, проси за нас!
(Св. Пий X)
5. Место высшей чести Твоей
Страждущая Матерь Мария, место высшей чести Твоей было не в яслях [вифлеемских], а под крестом. Там была возведена Ты волею Божьей в достоинство Матери Церкви, Матери всех людей и Царицы Вселенной. Пусть мир говорит, будто Голгофа - место бессмыслия, на деле же там, где стоит Мать Иисуса, там пребывает мудрость. Пусть мир страшится Креста как бремени тяжкого, там, где стоишь Ты, Матерь Мария, всегда присутствует подлинная любовь Божья.
В чудесном явлении Веры, Надежды и Любви дано нам постигнуть, что воля Божья для нас - это воля Божья ко Кресту. Матерь Мария, помоги нам сознательно и добровольно сказать "да" этой воле и возлюбить ее, помоги нам утвердиться в ней!
Дай нам во всякое время с любовью принять эту святую волю Божью, даже если она означает несение Креста. Дай Нам жить, страдать и умереть в этой воле и когда-нибудь благодаря ей войти в Царствие Божье! Аминь.
О Госпожа моя! Где стояла Ты?
6. Только ли подле Креста Господня?
О нет, Ты была и на Кресте, распятая вместе с Сыном Твоим, с тем только различием, что Он был пригвожден к нему телом, Ты же - Сердцем Твоим.
Раны, которыми было изъязвлено тело Его, отверзлись в Сердце Твоем.
В глубине Сердца Твоего также был распят Христос.
(по Св. Бонавентуре)
7. Мольба страждущей Матери
О матерь моя возлюбленная, Царица мучеников и страждущих; ради спасения моего пролила Ты столь обильные слезы над Своим умершим Сыном. Но как могут помочь мне слезы Твои, если все же погибнет душа моя? А потому дай мне, заступница моя перед Богом, ради заслуг страдания Твоего испытать истинное раскаяние в прегрешениях моих.
И еще прошу Тебя, о Матерь моя возлюбленная, ради страшного мучения, которое было ниспослано Тебе, когда Ты собственными глазами увидела склоненную и мертвую голову Сына Твоего, добудь мне покойную смерть! Ибо в смертный час мне, возможно, не хватит голоса, чтобы воззвать к имени Иисуса и Твоему имени, а потому уже теперь зову я Сына Твоего и Тебя, дабы соблаговолили Вы быть подле меня в мое последнее мгновение. Иисус и Мария, Вам поручаю я душу мою и ныне и в час смерти моей. Аминь.
(Св. Альфонс М. Лигуорский)
8. Мучительная тайна
Страждущая Матерь Мария! Скорблю вместе с Тобой о страданиях Сына Твоего, Который истек кровью ради нас; Который ради нас претерпел бичевание и был увенчан терниями; Который ради нас нес крест и был распят на нем. Ах, крестом была вся жизнь Иисуса, и Ты в силу глубочайшей любви к Нему также была пригвождена кресту! Душа Твоя была воистину пронзена мечом. Ибо Он терпел пытку израненного тела, а Ты - пытку души сострадающей. Все раны, которыми была покрыта Его Пресвятая Плоть, собрались в одну рану в душе Твоей.
Воистину ныне Ты "Мария", ибо значение имени Твоего - "горечь" - исполнилось благодаря страданиям Сына Твоего, которые в равной мере были и Твоими страданиями.
О Матерь Божья, наполни же и мое сердце любовью к Иисусу и запечатли в глубине души моей все страдания Его, чтобы и я страдал вместе с Ним.
Ваши раны, о мой Иисус, и Ты, Дева Мария, суть мое исцеление во времени и мое здоровье в вечности! Аминь.
(по Св. Бонавентуре)
9. Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку
Тебе все мысли и дела препоручаю без боязни,
Ты Сыну спутницей была
До места казни.
Никто Его не провожал с такой святой любовью
И на кресте Он истекал
Твоею кровью.
Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку
И разрушенье красоты,
И душ разлуку.
И на колени приняла истерзанное тело,
И с смертью Сына обмерла,
Окаменела.
Моей владычицею будь, - прошу я без боязни.
Постигла Ты и крестный путь,
И ужас казни.
10. Мать под крестом
Мария стояла под крестом и взирала на распятого Спасителя. С мольбою и болью сердечной взывала Она:
"Ах, Сын мой возлюбленный. Скажи мне, как же Ты висишь тут, кровью на кресте истекая! О мой Бог и Сын мой, как выносишь Ты позор оплевывания, надругательств и насмешек, багряницу и [бьющую] трость! Как терпишь Ты венок терновый, гвозди, уксус и желчь из губки? Ах, Сын мой, сердце мое разрывается, когда я вижу Тебя израненным на кресте! Где Твое благообразие и красота Твоя? Все поблекло на столбе мученическом.
Сын кроткий, утешь меня, воззри на страдания мои, воззри на слезы и стенания матери! Ведь мне, как и Тебе, негде преклонить мою усталую голову.
О мой Сын, моя любовь, мой Бог и все достояние мое, взгляни, я чту Твою кротость, Твое милосердие, Твои страдания и раны! Я чту и трость, и гвозди, и венок терновый, и желчь с уксусом, и губку и копье; ибо все это Ты перенес, и позор Твой стал честью человеков, и смерть Твоя стала жизнью всех спасенных! Ах, Сын мой, восстань же воистину поскорее из гроба, чтобы через Тебя весь мир мог возрадоваться спасению своему. Аминь.
(Молитва восточной Церкви, св. Ефрем Сирин)
11. Секвенция
Горько плача и рыдая,
Предстояла в сокрушенье
Матерь Сыну на кресте.
Душу, полную любови,
Сожаленья, состраданья,
Растерзал Ей острый меч.
Как печально, как прискорбно
Ты смотрела, Пресвятая
Богоматерь на Христа!
Как молилась, как рыдала,
Как терзалась, видя муки
Сына - Бога Твоего!
Кто из нас не возрыдает,
Зря Святую Матерь Бога
В сокрушении таком?
Кто души в слезах не выльет,
Видя как над Богом-Сыном
Безотрадно плачет Мать.
Видя, как за нас Спаситель
Отдаёт Себя на муку,
На позор, на казнь, на смерть.
Видя, как в тоске последней,
Он, хладея, умирая,
Дух Свой Богу предаёт?
О, Святая Мать любови!
Влей мне в душу силу скорби,
Чтоб с Тобой я плакать мог!
Дай, чтоб я горел любовью -
Весь проникнут верой сладкой -
К Искупившему меня.
Дай, чтоб в сердце смерть Христову,
И позор Его, и муки
Неизменно я носил.
Чтоб во дни земной печали
Под крестом моим утешен
Был любовью ко Христу.
Чтоб кончину мирно встретил,
Чтоб душе моей Спаситель
Славу рая отворил!
ЛИТАНИЯ К СТРАЖДУЩЕЙ МАТЕРИ
Господи, помилуй.
Христос, помилуй.
Господи, помилуй.
Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Святая Мария, без греха зачавшая, молись о нас.
Святая Богородица, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь нашего распятого Спасителя, молись о нас.
О Матерь страждущая, молись о нас.
О Матерь, слезы проливающая, молись о нас.
О Матерь печальная, молись о нас.
О Матерь оставленная, молись о нас.
О Матерь безутешная, молись о нас.
Мечом пронзенная Матерь, молись о нас.
Ты царица мучеников, молись о нас.
Ты мать притесняемых, молись о нас.
Ты утешительница опечаленных, молись о нас.
Ты помощница терпящих нужду, молись о нас.
Ты защита покинутых, молись о нас.
Ты опора вдов и сирот, молись о нас.
Ты надежда удрученных, молись о нас.
Ты крепость слабых духом, молись о нас.
Ты прибежище грешных, молись о нас.
Ты исцеление болящих, молись о нас.
Ты надежда почивших, молись о нас.
Ты мать милосердия, молись о нас.
Ради Твоей бедности во хлеве вифлеемском молись о нас.
Ради Твоей боли в час пророчества Симеонова молись о нас.
Ради Твоего печального бегства в Египет молись о нас.
Ради Твоих тревожных поисков Дитя потерявшегося молись о нас.
Ради Твоей печали о преследовании Твоего божественного Сына молись о нас.
Ради Твоего страха и нужды Твоей в час пленения Иисуса молись о нас.
Ради Твоей боли за предательство Иуды и ложь Петра молись о нас.
Ради скорбной встречи с Сыном Твоим на кровавом крестном пути Его молись о нас.
Ради мучения Сердца Твоего при распятии Иисуса молись о нас.
Ради смертной боли к умирающему Иисусу молись о нас.
Ради острой боли, пронзившей сердце Твое, когда было пронзено Сердце Иисуса, молись о нас.
Ради плача Твоего над святыми мощами на коленях Твоих молись о нас.
Ради печали Твоей у гроба Его молись о нас.
Ради безутешного одиночества Твоего после погребения Его молись о нас.
Ради слез, которые пролила Ты о возлюбленном Сыне Твоем, молись о нас.
Ради удивительной преданности, с какой перенесла Ты горе Свое, молись о нас.
О Царица покоя и мира, молись о нас.
Во всех невзгодах наших молись о нас.
В недугах и болях молись о нас.
В печали и удручении молись о нас.
В нищете и покинутости молись о нас.
В страхе и опасностях молись о нас.
Во всяческих искушениях молись о нас.
В час смерти молись о нас.
В Судный День молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Господи!
Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.
Господи, помилуй.
Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Стих: Моли о нас, Святая Богородица.
Ответ: Да удостоимся Христовых обещаний.
Помолимся: О Господи Иисусе Христе, освященная душа Блаженнейшей Девы Марии, возлюбленной Матери Твоей в час страданий Твоих была пронзена мечом боли. Молим Тебя, позволь ей быть заступницей пред милосердием Твоим ныне и в час смерти нашей, ибо живешь и правишь Ты, Боже, во веки веков. Аминь.
(Сочинено папой Пием VII в заточении при Наполеоне в час глубокого удручения)
Сходен с образом Девы Марии Скорбящей православный образ Богородицы Семистрельной.
В соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя.
Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы на «Семистрельной» иконе, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д.
Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен на иконе, изображающей великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в библейской книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17:11).
Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.
Спасибо сообществу Жизнь и культура христианской семьи и в частности
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. (Лук.2:34,35)
Согласно повествованию святого евангелиста Луки святой праведный Симеон после того как благословил Богоматерь и Иосифа, обратился к Богоматери и произнес два чудесных пророчества. Первое относилось к лицу Богочеловека Христа: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Второе пророчество относилось к личности Богоматери: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Обратим наше внимание на толкование второго из них.
Симеон Богоприимец пророчествует о Богоматери и говорит: О нетленная Мария, знай же, что через твое сердце пройдет оружие, некий нож, обоюдоострый нож. Имеется достаточное количество истолкований относительно этого ножа. Это и скорбь, и печаль, горе, которые Она пережила в своем сердце во время креста и страданий Ее возлюбленного Сына. В этом согласны и бл. Феофилакт Болгарский, и Евфимий Зигабен и свт. Модест Иерусалимский. Смысл слов праведного Симеона, обращенных к Богоматери, состоит в следующем - о Дева, Ты родила всеобщую радость для всей твари и для всего мира ликование. Когда ты родила, Ты не испытала болей рождения, и прежде этого ты получила благую весть от архангела Гавриила и слышала от него чудесное Приветствие. Но не смотря на все это и Ты Сама, которая восприяла небесное приветствие и возвещение о спасении других людей, испытаешь то, что через Твое сердце пройдет острое оружие. Когда же? Когда ты увидишь Единородного и возлюбленного Сына и Бога Твоего повешенным на Кресте, претерпевающего за человечество спасительные всемирные страдания. Однако почему эта столь тяжела скорбь пройдет через Ее сердце? Для того, чтобы открылись мысли сомнений, которые охватят сердца многих людей о том, действительно ли Ты являешься истинной и настоящей Матерью Бога. Люди же видя, как Ты превозмогаешь печаль по причине страданий Твоего Сына, приходят к выводу, что ты настоящая Его Матерь. Итак по причине того, что Госпожа Богородица переносила скорбь во время страданий Ее Сына, люди осознали, что Она является Его истиной Матерью. Этому пониманию данного события мы находим подтверждение у свт. Григория Паламы в его слове на Сретение Господне.
Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос, г. Пирей
Иконы Пресвятой Богородицы, связанные с пророчеством Праведного Симеона Богоприимца и Праздником Сретения
Икона Божьей Матери «Семистрельная»
Икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная» одна из самых чудотворных икон на Руси. На протяжении многих веков христиане взывали к Царице Небесной через эту икону, если в стране начинались войны или мятежи.
На иконе изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца с пронзающими Её сердце семи стрелами или мечами. Число 7 в Священном Писании вообще означает «полноту» чего-либо. В данном случае, семь стрел, пронзающих Тело Пречистой, о которых аллегорически пророчествовал Симеон Богоприимец: «оружие пройдет душу», означают полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее земной жизни.
Существует и другое толкование образа: семь стрел, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы, обозначают семь главных человеческих греховных страстей, которые Богородица без труда способна читать в каждом человеческом сердце. И страсти падшего естества пронзают ей душу не менее, чем видение сонмища бесов, ликующих вокруг поруганного, мучимого на Кресте Сына.
По преданию, первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери был написан в глубокой древности, более 500 лет назад.
Явление иконы связано с целительной помощью, поданной в болезни крестьянину Вологодской губернии, проживавшему очень давно в Кадниковском уезде близ Вологды (на берегу реки Тошни). Он много лет страдал расслаблением и хромотой и безуспешно пытался разными способами побороть свой недуг. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне храма святого апостола Иоанна Богослова, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Придя в храм, крестьянин не сразу смог исполнить то, что было указано ему в видении. Лишь после третьей просьбы крестьянина не верившие его словам церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, которая служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители отмыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.
К сожалению, после революции чудотворная икона исчезла. Но остались многочисленные списки, которые также являются чудотворными. Одна из них, мироточивая икона «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве.
Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец»
Также существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, на этом образе расположены по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой.
Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, нет; неизвестно даже, где и когда образ явился.
Один из списков чудотворной иконы отмечен особым почитанием в Италии. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - католическому капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна» ). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы СССР. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.
Мкона Божией Матери «Жиздринская Страстная»
Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие» (он же — «Жиздринская Страстная»). На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Эта чудотворная икона пребывала в Александро-Невском соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии. После революции чудотворный образ был утрачен. В 2003 году в архивах Российской академии наук в Санкт-Петербурге уроженцем г. Жиздры художником-реставратором и сотрудником Русского музея А.И. Васильевым были обнаружены фотографии утерянной иконы. Были составлены эскизы и написана маленькая икона, которая была подарена архиепископу Калужскому и Боровскому Клименту. Иконописцами Л. Дегтеревой и Н. Давыдовой был выполнен список иконы для храма, освященный 26 августа 2004 г.
По материалом сайтов:
Православный апологет (apologet.spb.ru)
Православная энциклопедия «Древо» (drevo-info.ru)
Православные иконы Божьей Матери (iconbm.ru)
Мы с вами должны рассматривать эти слова в контексте всего, что сказал Симеон.
ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
Здесь две главные мысли об Иисусе.
ПЕРВАЯ МЫСЛЬ
Иисус –
...спасение Божие,
...свет для язычников,
...слава Израиля.
ВТОРАЯ МЫСЛЬ
Иисус станет причиной разделений, падений, восстановлений и через это откроются помышления многих сердец.
Помните, как Сам Иисус сказал? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» ().
Учение Иисуса, Его жизнь, Его отношение к людям, Его слова и заявления – всё это стало мечом, разделившим и продолжающим разделять людей. Не примающие Его не могут принять тех, кто уверовал в Него, и отсюда разделение. Иисус – Камень противостояния всей планеты. Одни разбиваются о Него, другие разбиты Им, одни падают из-за Него, другие восстанавливаются, но нет никого, кто остался бы в стороне. Его имя, Его учение, появившеся на устах одного человека, сразу приносит эмоции в сердца окружающих: либо к объединению и возвышению, либо к разделению и падению.
Когда Симеон произносил эти слова, он так же сказал, что и Мариамь не избежит этой борьбы, и по ней, как по другим людям, пройдёт это оружие. И ей придётся сделать свой выбор: является ли Иисус её Спасителем... или просто сыном, который будет однажды распят на кресте. История, рассказанная в третьей главе Евангелия от Марка, показывает нам, что Мариамь тоже проходила путь верующего человека, она тоже не сразу уразумела, Кем был Иисус ( -35)
Интересно, что слово, которое в Евангелии от Луки переведено, как оружие, ещё несколько раз встречается в Библии только в книге Откровение. Помотрим на эти стихи?
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон ****; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон ****
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними **** уст Моих.
Из уст же Его исходит острый ****, чтобы им поражать народы.
а прочие убиты **** Сидящего на коне, исходящим из уст Его
Как мы видим, жизнь Иисуса была одним сплошным непрекращающимся сражением против греха, сатаны, заблуждений, лжи. И мы видим, что Он всегда сражался мечом, оружием Слова. Слово Бога - «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (). А Мариамь, мать Иисуса, - одна из человеков, и ей «оружие» должно было пройти по душе, либо спасая, либо поражая.
По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьмидесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Божий был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» ().
Все благочестивые патриархи и святые мужи Ветхозаветной Церкви со святым нетерпением ожидали пришествия обещанного Спасителя Израиля и больше всего желали видеть Его. Так же и праведный Симеон просил Господа, чтобы дожить ему до сего вожделенного часа, – и за благочестие его Дух Святой обещал исполнить желание его: прежде смерти своей увидеть Иисуса Христа. И вот, по внушению Святого Духа, праведный старец приходит в церковь в то самое время, когда Преблагословенная Мария и Иосиф принесли в нее Иисуса. Он встречает в ней Избавителя мира, почему и установленный в воспоминание сего праздник называется Сретение Господне.
«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога» ().
Тот же Дух Святой, Который привел праведного Симеона в церковь для сретения Иисуса Христа, указал ему Сего предвечного Младенца, Которого держала в объятиях Пречистая Дева Мария. И с какою неизреченною радостью святой старец узрел Его и принял на руки свои! С какою беспредельною благодарностью Богу, удостоившему его сего несравненного счастья, воспел радостную песнь, благословив Бога. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (). Увидев Спасителя, Которого столь сильно желал видеть, святой Симеон, уже не хочет более жить: все желания его исполнились. С миром духовным, с полным упованием улучить блаженную вечность верою в пришедшего Спасителя и с радостью оканчивает он временную жизнь. Очи его видели Спасителя всех людей, Просветителя не только иудеев, но и язычников, – Царя Израилева, прославившего избранный народ Свой Рождением Своим от него: чего еще оставалось ему желать? С таким миром, надеждою и радостью разрешаются от уз плоти души праведных!
Кому из нас, братия, не желательно улучить таковую блаженную кончину? Но блаженная кончина есть плод праведной, добродетельной и благочестивой жизни. Чтоб получить ее, надлежит, подобно праведному Симеону, прежде всего и более всего желать узреть Спасителя своего, хотя не плотскими, но умными очами сердца. Когда узрим Его, тогда и мы с миром и радостью возляжем на смертный одр и перейдем от смерти в жизнь (). Верно слово Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ().
Но обратимся к словам евангелиста: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, что Он есть Спаситель мира, но по смиренномудрию своему и по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Такого Сына, а Иосифа – попечителем Его. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (). Что глаголеши, старче праведный? Тот ли лежит на падение многих во Израиле, Который пришел восставить падшее естество человеческое? Но слова Симеона верны, ибо они – глаголы Духа Святого. пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он не спасает нас без нас. Он пришел просветить всех и светит всем, но те только просвещаются, кто, во смирении сердца своего, признавая слабость и заблуждение ума своего, веруют светоносным и спасительным словам Его. Он пришел избавить и спасти всех от грехов – но те только избавляются от греховного ига, кто с сердцем сокрушенным раскаиваются и исповедуют грехи свои и с верою ищут прощения у милосердия Его. Он пришел восставить всех падших, даровать всем благодатные силы сделаться добродетельными, благочестивыми и святыми – но те только приемлют эти дары, кто, признавая немощь свою, неотступно просят у Него духовных сил, верно исполняя живоносные заповеди Его. Этим-то во смирении духа верующим, с сокрушенным сердцем кающимся Иисус Христос лежит на восстание из тьмы в свет, из неверия в веру, из греха в добродетель и святость, из немощи в силу, из смерти в жизнь Вечную. Но Он же лежит и на падение тем, кто, гордясь своим умом и темною земною мудростью, не верует светоносным словам Его и, любя тьму, не приемлет Его света; на падение тем, кто, при всей внутренней нечистоте и гнусности сердец своих, превозносясь ложными добродетелями своими, не признают своих грехов и не ищут у Него спасения от них; на падение тем, кто, надеясь или на силу свою, или на славу свою, или на богатство свое, без страха нарушают заповеди Его и вместо того, чтоб исполнять волю Божию, святую и совершенную, следуют своей злой развращенной воле. Так Иисус Христос лежит на падение и восстание многим.
И как верно исполнились эти слова праведного Симеона на иудеях! Гордые их законоучители и книжники, хвалящиеся ложными добродетелями фарисеи, превозносящиеся силою и славою своею архиереи и князья, ожидавшие видеть в Мессии царя победоносного и облеченного мирского славою и богатством, а истинного Мессию – смиренного и уничиженного Иисуса – отвергшие, – разве не пали они за неверие и гордость? Но восстали смиренные рыбари, кающиеся мытари, слабые жены, всею верою принявшие Его и всею любовью прилепившиеся к Нему. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (): и ныне, и всегда те же падают, и те же восстают. Верно слово Его: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ().
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... , – продолжает Симеон, – да откроются помышления многих сердец» . лежит в предмет пререканий. То есть во всей Его жизни и делах ум человеческий, не озаренный светом веры, сердце наше, не привыкшее безусловно исполнять заповеди Божии, и самолюбие наше находят беспрерывные противоречия. Для ума человеческого непостижимо: как Спаситель наш есть и Бог, и вместе человек; безначальный Сын Бога Отца – и получивший начало бытия Сын Девы; невместимый небом и землею – и вмещающийся в тесных яслях; и Тот, Кто держит в руке Своей всю вселенную, – и Тот, Кого держит руками старец Симеон. Не постигая сего, ум без веры противоречит тайнам спасения и не верует им. Но при свете веры – эти противоречия исчезают: озаренные сиянием веры, мы веруем этим непостижимым тайнам, ибо знаем, что для Бога нет ничего невозможного ().
Для растленного сердца человеческого спасительные и живоносные заповеди Иисуса Христа кажутся весьма тягостными и невозможными к исполнению, потому оно беспрерывно им противоречит; но при надежде на всемогущую силу благодати Его, которая «совершается в немощи» (), исчезает это противоречие: и для истинно верных сердец заповеди евангельские не тяжки (); иго Христово для них благо и бремя Его легко (). Для развращенного самолюбия нашего последование крестной жизни Иисуса Христа представляется невыносимым. Нам бы хотелось, чтобы путь в Царствие Небесное мы могли совершать в беспрерывных радостях и удовольствиях и, не вкусив от горькой чаши Креста Христова, переселились на Небо для вечных наслаждений. Потому самолюбие наше беспрерывно противоречит пути Креста, единому вводящему в Вечную жизнь. Но противоречие это исчезает при излиянии в сердца наши истинной любви к Богу, для которой Крест Спасителя есть вожделеннее всех сокровищ света и слаще всех радостей мира. Так лежит в предмет пререканий, которым испытываются и истинная вера, и истинное повиновение, и истинная любовь наша к Богу!
(), – говорит праведный Симеон Деве Марии. Кому, кажется, более приличествовало в беспрерывной радости провождать жизнь, как не Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии – Матери Спасителя, Источника и Подателя вечной радости? Но Симеон предвещает Ей не удовольствия и веселие, а скорби, которые, подобно острому мечу, проникнут всю святую Ее душу: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» . И чьи скорби и страдания могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Как же после сего мы, бедные грешники, оскверненные беззакониями, можем жаловаться, когда милующая десница Божия посещает нас бедствиями и скорбями, спасения ради душ наших? «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (; ).
Прилепимся, братие, всею силою веры и любви нашей к Богу и Спасителю нашему, да будет Он нам на восстание в жизни сей: от веры – в веру, от силы – в силу, а по кончине нашей – в жизнь Вечную. Аминь.
Слово II
Многие из великих мужей изумляются девству, и оно действительно достойно удивления, так как сродно ангелам, беседует с горними силами и свойственно существам бестелесным. Оно – светильник Святой Церкви. Оно победило мир, попрало страсти, укротило желания и не приобщилось Еве. Оно удалилось от скорбей, достигло чистоты и освободилось от страданий, так как на девство не простирается приговор, гласящий: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (). Итак, девство действительно достойно удивления как непорабощаемое стяжание, как свободы жилище, как аскетическое украшение, как высшее человеческого естества, как освобожденное от необходимых страданий, как вошедшее вместе с Христом-Женихом в чертог Царства Небесного. Вот какие и подобные им прославления девства. Но и честной брак превосходит всякий земной дар, так как он – многоплодное древо, изысканнейший цвет и корень девства. Он – насадитель разумных и одушевленных ветвей. Он – благословение на умножение мира, утешитель рода, созидатель человеческого существа и живописец Божественного образа. Он получил благословение Господа и удерживает собой весь мир. Он – сопроводитель Того, Кого он убедил вочеловечиться, так как может с дерзновением сказать: Вот, я и дети, которых дал мне Бог. Разрушь честной брак и не найдешь цвет девства, потому что именно от брака, а не от чего-либо иного, ты соберешь цвет девства. Говоря это, мы не вносим вражду между девством и браком, но выражаем изумление перед тем и другим, как необходимыми друг для друга. Поскольку Господь есть Промыслитель каждого из них, Он не противопоставляет одно из них другому, потому что и девство, и брак в равной степени причастны страху Божию. Ведь без благочестного страха Божия и девство нецеломудренно, и брак нечестен.
Это сказано было мною из того, что написано в законе и утверждено в благодати, что собрано повсюду и не найдено нигде, и исполнено в одном Господе, – я имею в виду первоявленный плод брака. Какой именно? Ты только что слышал, что сказал евангелист: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца , дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его... А когда исполнились дни очищения их...., принесли Его в храм и представили Его пред Господом, как предписано в законе Господнем: ...всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" (). Видишь, как благословение брака и сказанное в противоречие с общим открылось на одном Господе? Только на Господе, а не на ком другом, исполняется то, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, хотя и сказано по отношению ко всем. Потому что всякое естество девы от плотской близости с мужчиной сначала разверзается, а затем уже утроба рождает. Но не так было при рождении Спасителя нашего, но Он, Сам разверзая утробу у Девы, не знавшей подобной близости, родился непостижимым образом. Поэтому пророчество о том, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, относится только к Господу. Неужели свят Каин, окончивший жизнь в пороке, поскольку он прежде всех первым родился от материнской утробы? Неужели свят Исав, наследник войны и кровопролития, поскольку и он первым вышел из утробы матери? Неужели свят Рувим, осквернивший отцовское ложе и возбудивший изречение проклятия, поскольку и он тоже первым родился от плодовитой утробы Лии? Никто из них не свят, все они подлежат наказанию. Из этого становится очевидным, что к Господу относится пророчество: «всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" , согласно сказанному Гавриилом Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().
Но все-таки кто-нибудь из возражающих может сказать, что, если к Господу относится пророчество: «Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу" , то Дева не могла остаться девой. Неизбежно девственная утроба окажется разверстой, если к Господу относится это пророчество, поскольку писание провозгласило: «Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна» . Слушай внимательно: что касается девственного естества, то девственные врата вообще не были отверстыми по воле Того, Кого Она только что носила, в соответствии со сказанным о Нем: Это врата Господни, и Он войдет и выйдет, и будут врата затворены. Поэтому, что касается девственного естества, то врата девства вообще не были разверсты, а что касается могущества Родившегося Владыки, то ничто не затворено для Господа, но все открыто. Нет преграды, нет помехи, все открыто для Господа. Поэтому горние силы, приказывая дольним, воскликнули: «Возьмите врата князи ваша и … внидет Царь славы» (). Итак, прекрасно девство – истинное девство, потому что есть различие и в девстве: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (). Прекрасен и брак – истинный и честной брак, потому что многие сохраняют его, но многие нарушают. Прекрасно также и вдовство, так как справедливо упомянуть о трех чинах.
И, как я только что сказал, вдовство также прекрасно – вдовство истинное, получившее чистые венцы за подвиг целомудрия. Такой является упомянутая нами сейчас Анна пророчица, достигшая глубокой старости и обновившаяся юностью, как орлица. Только что ты слышал, что сказал евангелист Лука: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (). Видишь, как возвеличена вдовица Анна в Божественном Евангелии. Поистине Анна есть анна . Значение имени соответствует славе ее нравов. Пусть услышат жены и подражают славной Анне, пусть устремятся тем же путем, чтобы достичь равных венцов. Пускай никто не оправдывает себя беззащитностью вдовства, чтобы не отвергнуть от себя святость единобрачия.
Анна – венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу. Какую вдовицу? Слушай, что Павел говорит: «Вдовица должна быть избираема не менее шестидесяти лет,.. если... воспитала детей, если умывала ноги святым, если помогала бедствующим, если была усердна ко всякому доброму делу» (). Она превзошла ту, которая восхвалена апостолом, и годами, и образом жизни. Разве не превзошла всех вдовиц та, которая удостоилась дара пророчества, и пребывает вместилищем Святого Духа, и всем ожидающим пришествия Господа во плоти указала на признаки этого пришествия, если евангелист сказал о ней, как ты только что слышал: И сама Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.
Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: «Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (). Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: «Воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас» (). Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же – и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно – по причине рождения от Девы, другое – по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: «Младенец родился нам – Сын дан нам» (). Как младенец Он рожден, как Сын – дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».
Вот пророчество Анны, вот достойные женщины речи, вот счастье вдовицы – истинной вдовицы, которая совершила превосходную перемену в своей жизни: она простилась с мужем и приняла Господа. Она семь лет от девства прожила с мужем, исполнив седмицу лет, и после этого на седьмом году прекратила общение с мужем. Достойным образом субботствовала, достойным образом обрела благодать воскресного дня. Анна уподобилась голубице. Она не предала забвению супруга, не изменила первой верности, не осквернила ложе, не отдала другому древо единобрачия. На ложе всегда помнила об умершем, как о живом, и не осквернила брачных одежд. К ней не относится обличение апостола Павла, который говорит: "Они (молодые вдовицы – Пер .), впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению; потому что отвергли первую веру" (). По праву достойна осуждения та, которая вместе с богоданным супругом погребла и память о нем, тем более, если у нее ребенок или несколько детей, для чего и насажден закон брака. Но если у молодой вдовицы нет ребенка, то справедливо, что она, побуждаемая любовью к чадородию, стремится ко второму браку. Потому что и блаженный Павел, увещая к этому, восклицает: «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак» , а затем, показывая, в чем польза второго брака, добавляет, говоря: «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом» (). Так что второй брак можно заключать ради деторождения. Но когда у вдовицы, стремящейся к браку, есть дети, то в дальнейшем такое рождение детей будет лишним, поскольку разумные колосья будут спорить между собой.
Итак, возвратимся вновь к евангельскому рассказу. Что повествует нам евангелист? Ведь полезно коснуться всего повествования в целом. Только что ты слышал, как евангелист Лука говорит о том, что сказал Симеон Деве: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой пройдет оружие душу» . Что значит «и Тебе Самой пройдет оружие душу» ? Слушай внимательно. Когда Симеон сказал Деве во всеуслышание о Господе, что , то, естественно, Мать Господа смутилась от сказанного Симеоном и сказала ему: «О человек, ты не понимаешь, что говоришь. Почему ты так печально возвещаешь о Христе? Тебе неведомо зачатие Младенца, и ты возвещаешь о Нем некое пререкание, как об обычном ребенке. В Нем нет никакого падения, но великая высота и снисхождение к тем, кому Он благодетельствует. Что же ты не благословляешь Его, говоря: «Се, лежит Сей не на падение, но на восстание многих в Израиле», и что значит в предмет пререканий?» Но Симеон ответил Деве: «Довольно Тебе, о Дева, что Ты называешься Матерью. Достаточно для Тебя, что Ты питаешь Питающего мир. Величие для Тебя то, что Ты во чреве носила Того, Кто носит все. Обитавший в Тебе ныне Христос и теперь во мне Сам повелевает произнести о Нем то, что Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: на падение неверующих иудеев и на восстание верующих народов». «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» , назвав предметом пререкания крест. Потому что в самом кресте многие из неверующих прекословили Господу, высмеивая Его на делах и на словах, ударяя тростью, давая испить уксус, поднося к устам желчь, возлагая терновый венец, пронзая копьем ребра, ударяя руками по щекам, выкрикивая постыдные слова: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» (). Поэтому, разъясняя это, он сказал: «И в предмет пререканий» . Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за креста даже сердце Самой Девы исполнилось печалью, поэтому и говорила она: «Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше чем у матерей терзается утроба моя». Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (). Оттого Симеон и добавляет, говоря: «и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец» . Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, потому что не знала еще о том, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: «Откуда у нас доказательство?» Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (). Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому, что совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля ангелам-жнецам, когда Он указывал на всеобщую кончину: «Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (). Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это – крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков. Аминь.
Согласно Евангельскому повествованию, праведному старцу Семеону, много лет пребывавшему в недоумении о значении слов в книге пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», было предречено, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. На сороковой день по Рождеству Христову, когда во исполнение закона Моисеева, согласно которому все родители должны были своих первенцев приносить в храм для посвящения Богу, Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. Праведный Симеон Богоприемец, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2, 29-32). Предвидя же скорбь, которую придется перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие, — да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2, 34-35). Именно этот Евангельский сюжет лег в основу почитаемой на Руси иконы Божией Матери «Семистрельная», передающей в аллегорической форме пророческие слова праведного Семеона Богоприемца во время сретения — встречи Богомладенца.
Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами, или, иногда, стрелами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен и изображает великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17,11). На иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. Есть и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.
Существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три справа и слева, а одна снизу. В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни их празднования — 26 августа, 15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». Еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, непосредственно носит название «И Тебе Самой душу пройдет оружие…» или «Страстной». На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении. Одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери, согласно церковного предания, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX века сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным оригиналом. Он был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не сохранившегося изначального образа.
О первом прославлении иконы Божьей Матери «Семистрельная» сохранилось следующее предание. Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Лишь в третий раз церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители омыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.
Память об этом чуде могла исчезнуть, если бы через несколько лет новое знамение Божие, не явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ. Христолюбивые жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера отступила так же внезапно, как и пришла. Со времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных по молитвам перед ней Богородице. После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви.
В настоящее время мироточивая икона Богоматери «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве. Еще один мироточивый хранится в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса Нижегородской области. Икона написана в XIX веке, по преданию одним из учеников основателя перовой провинциальной школы живописи в России А.В. Ступина. Начиная с 1998 года, на образе несколько раз замечали капельки благовонного мира, освидетельствовал которые епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) (+2001).
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.
Николай Жидков