Можно ли откладывать и возмещать намаз из-за головной боли? Время намаза Можно ли в больнице делать намаз.

Вопрос: Ассаламу алейкум! У меня такой вопрос: я сильно простыла, болело горло, и беспокоила сильнейшая головная боль. Весь день лежала в постели и вставала только на намаз, а ночью головная боль стала невыносимой. Выпив таблетку, я легла спать, попросила сестру разбудить меня на утренний намаз, я знала, что не смогу встать и, даже если встану, не смогу как следует совершить молитву. Наутро, когда сестра меня будила, я не встала на намаз. Сейчас я в этом раскаиваюсь, потому что знаю, что нельзя пропускать молитву. Обычно я встаю рано на тахаджуд-намаз, но, по причине плохого самочувствия, я пропустила фарз-намаз. Проблема в том, что я знала, что если встану, то голова будет еще сильнее болеть. Так получается, что у меня было намерение не вставать на намаз... Я сейчас искренне раскаиваюсь в том, что совершила, ведь болезнь это тоже испытание от Аллаха, а я, посчитав себя больной, пропустила фарз-намаз. Как мне возместить пропущенный намаз? Будет ли мне прощение за пропуск намаза по причине болезни? Ответьте мне, пожалуйста! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершила... (Чечня)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приношу искренние извинения за задержку с ответом, возникшую из-за кратковременного отъезда.

Вашему отношению к намазу можно позавидовать. Машааллах, в мире не так много людей, которые так искренне относятся к намазу. Мы молим Аллаха, чтобы он благословил нас подобным отношением к намазу, и да укрепит Вас Аллах! Аминь. Если Вы проспали, на Вас не будет греха, и Вам следовало прочесть каза-намаз за пропущенную молитву сразу, как только Вы проснулись. Но если Вы намеренно пропустили молитву, это большой грех. В Вашем случае правильным было бы поступить следующим образом: если боль была невыносимой для того, чтобы стоять в намазе, тогда Вам следовало прочесть намаз сидя. А если и это принесло бы Вам невыносимую боль, тогда Вы могли бы совершить намаз полулежа. Передано некоторыми сподвижниками и их последователями (да будет доволен ими Аллах), что они молились в полулежачем положении, когда сильно болели и были неспособны встать или сесть.

Преднамеренно пропустить намаз и позволить ему стать каза – большой грех и требует искреннего раскаяния. Если Вы искренне раскаиваетесь и стремитесь к прощению Аллаха, Он непременно простит Вас, иншааллах. Аллах говорит в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

(О, Мухаммад – салляллаху алейхи уа саллям), скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 39:53)

Поэтому не отчаивайтесь, а наоборот, радуйтесь возможности совершить покаяние Аллаху и знайте, что посредством искреннего покаяния человек становится даже ближе к Аллаху.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии» .

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли , которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать» .

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует . Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется .

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя» .

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее .

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы . Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского , ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы .

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса . Они делают акцент на том, что о бо льших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Бо льшая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз

Как совершает молитву тот, кого постигла болезнь

Единогласны ученые в том, что тот, кто не может совершать молитву стоя, должен молиться сидя. Если он не способен молиться сидя, то должен молиться лежа на боку, направив лицо в сторону кыблы. И желательно для него лежать на правом боку. Если не способен делать намаз лежа на боку, то должен делать его лежа на спине, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя, а если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь, то лёжа на боку». Хадис передал Аль-Бухари, и добавил Ан-Насаи: «А если не сможешь, то лежа на спине».

Не спадает обязанность совершать молитву стоя с того, кто может стоять, но не может совершать поясной и земной поклон. Он совершает молитву стоя и наклоном головы обозначает поясной поклон, затем садится и наклоном обозначает земной поклон. Согласно словам Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно». Сура «Корова», аят 238. И согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя». И так же опираясь на общий смысл слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». Сура «Взаимное обманывание», аят 16.
Если болезнь постигла его глаза, и сказали заслуживающие доверия ученые врачи: «Твое выздоровление возможно, если ты будешь совершать намаз лежа на спине, а если не будешь поступать так, то невозможно». - То он должен молиться лежа на спине.
При невозможности совершать поясные и земные поклоны, он обозначает их наклонами, и склоняется для суджуда (земного) больше чем для рукуа (поясного). Если он неспособен совершить только лишь суджуд, то он совершает как положено поясной поклон и обозначает земной поклон наклоном. Если не может сгибать и наклонять спину, то сгибает шею и наклоняет голову. И если его спина искривлена так, словно бы он в положении поясного поклона, то, если он желает совершить поясной поклон, пусть наклонится немного, и при земном поклоне пусть приблизит лицо к земле больше, чем при поясном поклоне, настолько, насколько сможет. Если неспособен он наклонять голову, то, достаточно для него иметь это в намерении и произносить (то что произносится в рукуа и суджуде).

Не спадает обязанность совершения намаза в любом положении до тех пор, пока разум и сознание человека при нем, согласно упомянутым ранее доводам.

И когда больной уже может выполнять в намазе то, что ранее не мог - будь это стояние, сидение, поясной поклон, земной поклон, наклон - он переходит к совершению этого во время молитвы.
Если проспал больной, или же обычный человек, намаз, или забыл о нем, то он обязан выполнить молитву тогда, когда проснется или когда вспомнит, и не разрешено ему откладывать эту молитву до наступления времени подобной ей, чтобы прочитать ее в то время. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто проспал молитву или забыл о ней, пусть совершит ее когда вспомнит. Нет ей другого возмещения кроме этого». И затем он, мир ему и благословение Аллаха прочитал аят: «И выстаивай молитву, чтобы помнить обо Мне«. Сура «Та ха», аят 14.3

Не разрешается оставлять молитву, в каком бы положении не был человек. Обязательно для совершеннолетнего (по исламским меркам) в здравом уме человека заботиться о своей молитве и беречь ее в дни болезни еще больше, чем в дни когда он здоров. Даже если он болен, нельзя оставлять, откладывать молитву так, что выйдет ее время - и так до тех пор, пока человек в сознании и разум при нем. Он должен совершать молитвы в положенные для них времена так, как способен это делать. А если он намеренно оставляет молитву, зная о шариатском положении совершеннолетнего разумного человека, способного ее совершать (пусть даже обозначая движения наклонами головы) - то говорили ученые, что он попал в неверие. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Договор, который между нами и ними - молитва, и кто оставил ее - впал в неверие».4 Так же согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Главой всего является Ислам, его опора - молитва, а его крыша - борьба (джихад) на пути Аллаха».5
Если сложно для него совершать каждый намаз в его время, то пусть объединяет по времени обеденный (зухр) с предвечерним (аср), а так же вечерний (магриб) с ночным (иша), совершая их во время первого намаза (зухр, магриб) или во время второго (аср, иша) - исходя из того, что легче для него. Если пожелает то пусть перенесет предвечерний намаз (аср) на время обеденного (зухр), или пусть перенесет обеденный (зухр) на время предвечернего (аср). Если пожелает то пусть перенесет ночной (иша) к вечернему (магриб) и сделает их во время магриба, или перенесет магриб на время иша. А что касается утреннего намаза (фаджр), то он не объединяется по времени ни с намазом который до него (иша), ни с намазом, который после (зухр), потому что время его отделено от времени намаза который до него и от времени намаза, который после него.
Это то, что касается положений молитвы для больного.
Прошу Пречистого и Возвышенного Аллаха, чтобы исцелил он мусульман, которых постигла болезнь, и стер им их плохие дела, и облагодетельствовал всех нас прощением и благополучием в этой жизни и в жизни последней, поистине Он - Щедрый и Великодушный. И да благословит Аллах и ниспошлет мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

«Аль-маджму’уль муфидуль мумтаз
мин кутубиль аллямати Ибн Баз
филь акыдати уа ссаляти уа ззакати
уа ссауми уаль хадджи уаль азкар», с. 81 - 82.

Мировые новости

04.04.2015

Если из тела не перестает выходить то что может испортить омовение, то это считается извинительным состоянием «Узр». К узру относятся: Моча, понос,
воздух из заднего прохода, кровь из носа, кровь из раны, сукровица, проступающие слезы от боли или от опухоли. Если перечисленное не прекращается в течений времени одного намаза, то все это относиться к состоянию «Узр». Состояние женщины во время «Месячных», тоже относиться к «Узр». Нужно будет сделав перевязку, или совершая намаз сидя, или жестами, остановить эти причины.

Пути выхода мочи, мужчины должны заткнуть ваткой. Моча впитываясь в вату, не будет выходить в наружу, и тем самым не будет нарушаться омовение. При справлении нужды, ватка выйдет в наружу сама. Если ватка не удерживает мочу, то омовение портиться.

Вышедшая моча не должна попадать на белье, пачкая ее. Для этого женщины пользуются тампоном-прокладкой из ваты или ткани. Если этими способами не остановить выделения, во время каждого намаза нужно брать омовение. Обладатель Узра, с омовением может читать фарзы этого времени, задолженности по намазам, дополнительные намазы. Может держать в руках Священный Коран. При окончаний времени намаза, заканчивается и действие омовения. Если на протяжении этого времени, омовение испортилось по другим причинам, то нужно брать омовение, заново. Например, если омовение было совершено после того как шла кровь из одной ноздри, а после кровь пошла из другой ноздри, то нужно брать омовение еще раз.

Чтобы быть обладателем состояния Узр, то выделения которые портят омовение, не должны прекращаться в течении времени одного намаза. Если после совершения омовения, оно не портиться в протяжении времени прочтения одного фарза этого времени, то невозможно стать обладателем состояний Узр. По мазхабу Малики, обладателем состояния Узр становятся даже если выходит одна капля. Если у ставшего обладателем состояния Узр, во время продолжения намаза выходит хотя бы одна капля, то он становиться обладателем состояния Узр. Если выделении нет на протяжении времени одного намаза, то нет состояния Узр. Если нечистота служащая причиной Узр, испачкает одежду размером больше одного «Дирхама», или же может испачкать более одного «Дирхама», место попадания нечистот нужно постирать.

Если совершение «Гусуля», может стать причиной болезни, усилит его, увеличить срок болезни, то нужно совершить «Таяммум». Это должно быть подтверждено или своим опытом или опытом мусульманина, или доверенным врачом. Так же принимаются слова врача, за которым не наблюдалось открыто совершенных грехов. Причиной болезни может быть холод, отсутствие теплого места обитания, отсутствие возможности нагреть воду, отсутствие денег на посещение бани. По мнению ученых мазхаба Ханафи, с таяммумом можно совершать сколько угодно фарзов. По мазхабам Шафий и Малики, для каждого фарза нужно совершать отдельный таяммум.

Когда те места тела, которые должны быть омыты при совершений омовения на половину в ранах, то совершается «Таяммум». Если ран меньше половины, то омываются места где нет ран, на раны делается обтирание (Масих). Так как, при совершений «Гусуля» все тело считается за одно, если половина тела в ранах, то совершается таяммум. Если ран, меньше половины, то здоровые места омываются, а нездоровые обтираются. Если обтирание раны может нанести вред здоровью, то рана обтирается поверх повязки. Если и это может навредить то не делается никакого обтирания. Если при «Вуду» и «Гусуле», обтирание (Масих) наносит какой либо вред, обтирание можно не делать. Безрукий, или если есть на руках раны или экзема, делает таяммум. Для этого проводит руки по земле, кирпичу, камню. Если у безрукого и безногого, на лице раны, то совершает намазы без омовения. Если у такого человека нет помощника для совершения омовения, делает таяммум. Такому человеку должны помочь его дети, прислуга, нанятый для этого человек. Можно попросить посторонней помощи. Но никому это в обязанность не вменяется. В такой ситуаций, ни один из супругов не обязаны друг другу помогать.

После кровопускания, сдачи крови, применений пиявок, если есть прыщи, если переломаны кости и наложена повязка, пластырь, жгут, гипс, и попадание воды при омовений может нанести вред, то при омовений, на большую половину этих мест делается однократное обтирание «Месх». Если снятие повязки может нанести вред здоровью, то здоровые места под повязкой не моются. Обтираются места между повязками. После омовения делать перевязку необязательно. Если после обтирания, повязка была поменяна, делать повторное обтирание не требуется.

Тот кто не может совершать намаз стоя, делает это сидя. Тот больной который если встанет на ноги для совершения намаза, может обострить свою болезнь, или это может иметь сложные последствия для здоровья, тоже совершает намаз сидя. Руку’у совершает делая поклон телом. Затем, оставаясь сидеть, выпрямляется, для совершения двух суджудов. Садиться так как ему удобно. Может сидеть на коленях, или по-мусульмански. Головные, зубные, глазные боли, тоже относятся к этому. Риск быть замеченным врагом, тоже относится к состоянию Узр. Если при совершений намаза стоя портится омовение или пост, то намаз совершается сидя. Тот кто может совершить намаз стоя прислонившись на что-либо, молится стоя. Тот у кого, во время стояния в намазе боль обостряется, может сесть когда начинается боль.

Тот кто не может совершать руку’у и суджуды, читает намаз стоя. Усевшись, руку’у и суджуды, делает жестами. Тот кто не может наклонить тело для руку’у и суджуда, делает жесты головой. При совершений суджуда, ставить лоб на что либо, необьязательно. Это считается макрухом, даже если для суджуда наклонились больше чем для руку’у. Больной который может сидеть, не должен читать намаз лежа, делая жесты головой. Как то Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) посетил больного. Когда увидел что больной делает суджуд поднеся подушку ко лбу, отобрал ее. Тогда больной начал подносить ко лбу кусок дерева, пророк отобрал и его, и сказал: «Если есть силы, делай суджуд на пол. Если сил нет, не подноси ничего ко лбу. Делай жестами. На суджуд наклоняйся больше чем на руку’у». В книге «Бахр-ур раик» сказано: «В 191 аяте суры «Аль-и Имран» сказано: «Которые стоя, сидя и лежа размышляют о сотворений неба и земли и говорят: Господи недаром Ты создал все это. Всехвальныя, спаси нас от мучений огня.» Когда заболел Имран бин Хусейн, Пророк (алейхисаллям) сказал ему: «Для намаза вставай на ноги. Если нет сил, совершай сидя. Если нет сил и для этого, совершай намаз лежа». Как видно из сказанного, больной который не может совершать намаз стоя, садится. Тот кто не может сидеть, ложится. Видно что не разрешено, садится на стул, кресло или диван. Намаз больного или путника передвигающегося на автобусе или в самолете, который совершается сидя на стуле, не соответствует Исламу. Намаз нужно совершать стоя или сидя на полу. Тот кто сможет стоять вместе с джамаатом на намазе, намаз совершает оставшись дома.

Ниже перечислены 20 положений, при одном из которых, можно не идти на совместный намаз: Дождь, очень жаркая или холодная погода, опасность грозящая жизни или имуществу, боязнь остаться одному в пути, очень темная ночь, бедняк, который боится ареста за не выплаченный долг, слепота, стадия инвалидности когда больной не может передвигаться самостоятельно, быть одноногим, быть больным, быть бессильным, сильно грязная дорога, быть не ходячим, неходячии старик, если нельзя пропустить важный урок по фикху, остаться без любимого кушанья, собираться в дорогу, не найти замену для присмотра за больным, если в ночь поднимется сильный ветер, если сильно хочется в туалет. Можно будет пропустить пятничный намаз, если болезнь может усилится или увеличится продолжительность болезни. Или же не с кем оставить больного. Так же, быть не ходячим из-за преклонного возраста. Не разрешается в мечети читать намаз, свесив ноги сидя на стуле, кресле. Совершать намазы не по шариату является нововведением (Бид’ат). В книгах по фикху написано о большом грехе при совершений бид’ата.

Лежачий больной, который не может сидеть, даже опираясь на что-либо, совершает намаз, делая жесты головой, оставаясь лежать на спине, а если не может на спине, то лежа на правом боку. Если не может повернутся к Кибле, то читает намаз, как ему удобно. Лежащему на спине больному, подкладывают что-нибудь под голову, чтобы лицо оказалось смотрящим на Киблу. Ноги лучше подогнуть, чтобы не протягивались на Киблу. Если больной не может сделать жесты головой, то ему разрешено оставить намазы на будущее. Если становится плохо во время намаза, то намаз совершается до тех пор, сколько хватит сил. Если больной, начал намаз сидя, и во время намаза почувствовал себя хорошо, то может продолжить намаз, встав на ноги. Потерявший рассудок, намаз не совершает. Если придет в себя во время продолжительности пяти намазов, то восполняет пропущенные намазы. Если пришел в себя после времени шести намазов, то пропущенные намазы не восполняет.

Пропущенные намазы, нужно восстановить прочитав, хотя бы жестами. Тот, у кого есть долги по намазам, перед смертью должен завещать наследникам выплату «Фидья». Это является уаджибом. Если такого завещания не последовало, это могут сделать наследники, и даже совсем чужой человек.

Отличительными чертами Шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается молиться сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что Имран бин Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословение) о молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь на боку”» (Аль-Бухари).

عن عمران بن حصين -رضي الله عنه- قال: كانت بي بواسير فسألت النبي -صلى الله عليه وسلم- عن الصلاة؟ فقال: ((صل قائماً، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب)) رواه البخاري .

Если совершение молитвы стоя причинит больному вред, ему разрешается молиться сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы молитва не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги.

Уважительной причиной для совершения молитвы сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь усилится, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача-мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он молится стоя.

Больной, который в состоянии без вреда для себя простоять часть времени, обязан сделать это, даже если ему придётся опираться на палку или если его будет поддерживать кто-либо из тех, кто обязан ему подчиняться (например, жена, сын или слуга). Объясняется это тем, что человек, который может стоять в течение молитвы, обязан поступать так; тот же, кто может простоять только часть положенного времени, обязан сделать то, что в его силах.

Если дорога до мечети настолько ослабит больного, который намерен принять участие в коллективной молитве, что он не сможет стоять, ему следует совершить молитву дома.

Если больной не в состоянии совершать поясные и земные или только земные поклоны, ему следует сидя обозначать их наклонами тела.

Если больной будет молиться стоя и совершать поясные поклоны, а потом садиться и обозначать земные поклоны наклонами тела, это может служить заменой земным поклонам.

Поясные и земные поклоны обозначаются наклонами тела. Склонять голову при обозначении земного поклона следует ниже, чем при обозначении поясного. Для обозначения поясного поклона достаточно самого лёгкого наклона тела, приближать же лоб к земле настолько, насколько это было бы возможно для больного, необязательно.

Если больной не в состоянии наклоняться, ему разрешается обозначать поясные и земные поклоны наклонами головы.

Если врач предпишет больному в течение нескольких дней лежать ничком, и он не сможет сидеть ни по-настоящему, ни условно, ему следует молиться лёжа и направлять ноги в сторону киблы. Однако при этом он должен поднимать колени, поскольку направлять ноги в сторону киблы, полностью вытягивая их, порицается. В таких случаях под голову необходимо класть подушку, чтобы больной мог обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, повернувшись лицом к кибле.

Больной может молиться также лёжа на боку и обратившись лицом к кибле, но молиться лёжа на спине предпочтительнее ввиду того, что лицо больного, который лёжа на спине, обозначает поясные и земные поклоны движениями головы, в таком положении будет обращено прямо в сторону киблы.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить молитву и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами, бровями или сердцем. Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик).

أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، حَدَّثَنَا نَافِعٌ أَنَّ ابْنَ عُمَرَ قَالَ: إِذَا لَمْ يستطع المريض السجود (6) أومى برأسه .

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно, он может, обозначая кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).

Если больной из-за того, что не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, отложит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается.

Если будут не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то обязанность их возмещения с него не снимается.

Если во время молитвы здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести молитву до конца сидя или лёжа, потому что лучше начать молитву здоровым и продолжить её ослабленным, чем начинать её заново, будучи ослабленным, и доводить в таком состоянии до конца.

Если во время молитвы, которую больной, совершающий необходимые поясные и земные поклоны, начал сидя, он почувствует, что силы к нему вернулись, ему следует встать и завершить молитву стоя, так как стоящему разрешается следовать примеру сидящего.

Если же больной, который стоит, сидит или лежит ничком, начнёт молиться, обозначая поясные и земные поклоны кивками, а потом почувствует, что к нему вернулись силы, и он может стоя или сидя совершать поясные и земные поклоны как положено, ему следует не продолжать эту молитву, а совершить её заново. Объясняется это тем, что человеку, который может совершать поясные и земные поклоны, не разрешается молиться под руководством имама, способного только обозначать их кивками. То же самое касается и продолжения молитвы в подобном случае.

Если больной приступит к молитве стоя или сидя, намереваясь обозначать поясные и земные поклоны кивками, но прежде чем совершит это хотя бы раз, почувствует, что может совершать эти поклоны по-настоящему, ему следует так и поступить. Причина состоит в том, что он ещё не совершил ни одного столпа молитвы, а только приступил к ней, продолжать же молитву как положено после совершения части её в ослабленном состоянии не разрешается. Если же больной приступит к молитве лёжа на спине или на боку, но прежде чем кивнёт хотя бы раз, почувствует, что он может совершать поясные и земные поклоны стоя или сидя или может только сидеть, ему следует начать молитву заново, так как сидеть предпочтительнее.

Установления относительно обморока и приступа безумия

Обязанность возмещения молитвы снимается в том случае, когда обморок (потеря сознания) или приступ безумия продолжаются более суток, а количество пропущенных молитв достигает шести. В подобных случаях не принимается в расчёт неожиданное возвращение сознания, после чего человек снова лишается его, тогда как возвращение сознания в известное время следует учитывать. В подобных случаях установления относительно обморока утрачивают свою силу, если обморок продолжится менее суток, и человек будет обязан возместить все пропущенные молитвы. Нафи передал, что однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) находился без сознания в течение дня и ночи, когда же он пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы (Ад-Даракутни).

Сообщается, что однажды Аммар бин Ясир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Если человек лишится сознания в результате употребления какого-нибудь лекарства или банджа или будет находиться в состоянии опьянения, он должен возместить все пропущенные молитвы независимо от их количества, так как в подобных случаях это является следствием действий рабов Аллаха.

Мухаммад аш-Шайбани считал, что в случае употребления банджа или лекарств обязанность возмещения молитв снимается, поскольку использовать их дозволено. В подобных случаях человек приравнивается к больному, но речь идёт об использовании банджа только в лечебных целях. Что же касается употребления алкогольных напитков, то это является грехом, и в этом случае обязанность возмещения пропущенного с человека не снимается.

С помощью суждения по аналогии действие этого установления следует распространять и на употребление наркотиков, что относится к числу отвратительных и запретных поступков. Другими словами, обязанность возмещения пропущенных молитв независимо от их количества не снимается с тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения.

Больному, который лежит в постели, не имея возможности ни спуститься с неё самостоятельно, ни позвать кого-либо на помощь, следует молиться, исходя из своих возможностей, то есть так, чтобы это не причинило ему вреда и не доставило затруднений.

На человека, с которым случаются приступы безумия, распространяется действие тех же установлений, что и на больного.

«Мараки Фалах », стр. 255. Хасан сын Аммара. «Дурарул Мухтар », том 2, стр. 95. Ибн Абидин. Маракиль фалах», стр. 360; Хасан сын Аммара.