Храм хатшепсут кратко. Храм царицы хатшепсут

Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.

Вторник, 28 Мая 2013 г. 14:35 + в цитатник


Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.


Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.


Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой


Тень фигуры Хатшепсут, докладывающей Амону об успехе экспедиции

Не услышав пения от поющих колоссов Мемнона, замолчавших почти две тысячи лет назад, я получил неудовольствие от «пения» иного рода. Ко мне, навострившему глаза и уши в направлении древних изваяний, начал приставать торговец-бедуин, на товар которого я по неосторожности бросил косвенный взгляд, проходя мимо к поющим достопримечательностям.


Чуть замолкнув, пока мною запечатлевались колоссы, он вновь активизировался, когда я направился назад к своему автобусу.

Язык бедуинов я знал значительно хуже древнеегипетского, но из жестов и сбивчивых обращений египтянина я понял, что он искренне желает продать мне какой-нибудь недорогой египетский сувенир, необходимый мне для обретения полноты счастья.

Предложение его выглядело для меня не очень заманчивым, поскольку местными сувенирами я намедни уже успел закупиться, да и цена в 20$ за троицу изготовленных явно не из натурального камня пирамидок была, мягко говоря, высоковатой.

Торговец, очевидно, был возмущён несговорчивостью скуповатого русского туриста, но, тем не менее, предложил скидку на товар, снизив цену вдвое, до 10$.

Я к тому времени, пообщавшись с другими бедуинами и небедуинами в ходе стремительных перемещений по египетским городам и весям, уже научился стилю общения с этими малоуважаемыми представителями египетского прилавка. Не торговаться с ними – себя не уважать! Меня даже взял азарт: а насколько удастся на сей раз снизить первоначальную цену за товар к завершению торгов?

В общем, измотанный от бесконечных препирательств египтянин сдался, предложив, как последнюю, цену в 5$.

Я же и не думал сдаваться, поскольку знал, что нормальная цена этим «древностям» - не больше 3$.

Из своих широченных штанин дубликатом бесценного груза вытащил я помятый бумажный доллар и предложил египтянину ненатуральный обмен на его ненатуральные камни, цинично покрутив старой купюрой возле носа оторопевшего от неожиданности бедуина.

Наконец, уже встав на первую ступеньку автобуса, я лихо выхватил пирамидки, которые всё же решил приобрести для не самых дорогих своих знакомых, и сунул торговцу американскую деньгу. Тот махнул рукой и пошёл восвояси, явно не довольный результатами сделки.

Собравшиеся в передней части салона автобуса туристы, которые наблюдали эту сценку, дружно зааплодировали, а гид признал, что редко можно встретить приезжего, который, торгуясь с местными, смог бы снизить цену на товар в 20 раз.

В общем, я испытал в этот момент Минуту славы. Думаю, гид будет и в дальнейшем рассказывать об этом случае всё новым поколениям туристов. Вполне возможно, что моё имя станет даже легендарным, поскольку история обрастёт, как водится в таких случаях, некоторыми преувеличениями.

Скажем, согласно легенде, некий «руссо туристо», по имени Искандер, смог сторговаться здесь, неподалёку от колоссов Мемнона, с местным чёрным копателем, и приобрёл у него мумию какого-нибудь Рамсеса или Аминхотепа за 1 биткоин, который на поверку оказался обычным российским рублём.

Его-то и принял доверчивый абориген за дорогую криптовалюту. С тех пор, по слухам, ловкий русский прохиндей скрывается где-то в компании с мумией. В Египте его больше никто не видел. А бедный бедуин вскоре от расстройства умер и превратился в камень, напоминающий сгорбленную фигуру человека, скорбящую неподалёку от Колосса Мемнона. Иногда, когда задует северо-западный ветер из далёкой России, камень издаёт заунывный звук. Кое-кто принимает его за пение Колосса Мемнона, но это душа обманутого бедуина негромко напоминает о неблаговидном поступке россиянина.

Так что, если, бороздя бескрайние просторы Аравийской пустыни, вы услышите историю обмана бедного и наивного торговца-бедуина, то знайте, кто прототип главного героя, где он поживает, чем добра наживает и пр. и пр. В общем, чувствую, грядёт уже не Минута славы, а что-то более долгоиграющее!

Но пора, пожалуй, из времён нынешних перенестись к временам древним, тем более что переноситься от Колоссов Мемнона в Долину царей - дело вовсе нетрудное. Расстояние здесь небольшое – 10-15 минут езды на автобусе.


Город Фивы (современный Луксор), откуда веду я репортаж, и где, собственно, находится Долина Царей, длительное время играл роль столицы Верхнего Египта, а в период Нового царства (15-10 вв. до н.э.) и вовсе стал столицей всего Египта. Здесь проживали обеспеченные царственные особы, которых после завершения их земного пути следовало снабдить достойным местом упокоения.

Идея организации некрополя для царей принадлежала, как полагают, Тутмосу I, который правил Египетским царством в 15 в. до н. э.
Правитель не без оснований боялся, что его усыпальницу разграбят, а потому выбрал себе не привычную и весьма приметную пирамиду, а особое место упокоения – склеп, выбитый в скале, далеко от основных захоронений. Примеру Тутмоса I последовало большинство фараонов в течение последующих 500 лет, что и привело к созданию этого некрополя, получившего название «Долина царей».

Расчёт Тутмоса и его последователей оказался, впрочем, наивным. Почти все гробницы фараонов разграбили ещё в древности некультурные древние мародёры.

«Повезло», как известно, лишь одному, возможно, самому невыдающемуся из всех фараонов – Тутанхамону, который взошёл на престол ещё ребенком – в возрасте 8-10 лет, а погиб в 19. Однако благодаря сенсационной находке команды Г.Картера и лорда Карнарвона в 1922 г. этот юноша получил всемирную известность.


Говорят, Картер потратил немало времени, чтобы обнаружить гробницу, и уже готов был сдаться. Но в итоге, его труды не пропали даром. Вместе с гробницей он обнаружил множество сокровищ наряду с мумией фараона в нескольких гробах и трёх саркофагах, которые сейчас хранятся в Каирском египетском музее.

Я, когда приближался к первой гробнице Долины царей, невольно вспомнил о легендарном «проклятии фараонов». Суть легенды состоит в том, что проклятие фараонов постигает всякого, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти участников экспедиции Картера, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы Тутанхамона.

Учитывая мою склонность к мистическим переживаниям, вы можете представить характер ощущений вашего покорного слуги перед посещением царских склепов. Приободрил, впрочем, меня тот факт, что за три дня до описываемых событий я уже побывал в погребальной камере одной из пирамид в Гизе и ничего, остался жив и относительно здоров. Может быть, только потому, что на тот момент я ещё не знал о реальной опасности проклятия фараонов. Как говорится, меньше знаешь – крепче спишь!

Скажу откровенно, что последние приюты правителей в Долине царей выглядят более удобными и эстетичными, нежели чем гробницы фараонов и фараонш Древнего царства. Гробница в Гизе мне показалась тесной и дискомфортной. Представляю, как там лежалось в течение веков покойному фараону!

Здесь, в Долине царей, хоть и жарит солнце почти целый год, да так, что мама не горюй, но зато в самих гробницах прохладно, относительно просторно, довольно уютно, стены эстетично украшены росписями. В общем, налицо очевидный прогресс.


Видимо, не случайна поэтому такая «густонаселённость» усопшими фараонами всей этой местности. Кто откажется навечно приютиться в столь привлекательных условиях?!

Кстати, если не были бы склонны фараоны к излишествам в ином мире, которые в виде набора утвари, магических фигурок, украшений, драгоценных саркофагов и пр. помещали в гробницы, то лежали бы они по сей день в комфортабельных гробницах и в ус себе не дули, и не дули б в бороду. Скромность, как говорится, украшает человека и, оказывается, ещё и спасает от алчных «любителей древности». Ведь именно сокровища гробниц стали причиной разграбления основной части захоронений.

На сегодняшний день в Долине царей обнаружено 65 гробниц. Каждой из них присвоен порядковый номер, начинающийся с букв KV (Kings Valley). Нумерация идёт в порядке их обнаружения, начиная с гробницы Рамзеса VII - KV1.


Большинство из них является местом захоронения фараонов, но в каких-то были похоронены вельможи или члены семьи фараонов. Некоторые из гробниц до сих пор не опознаны. Я, к сожалению, не смог сдвинуть с мёртвой точки этот вопрос из-за ограниченности времени пребывания в этом месте.

Всего я посетил пару гробниц. Они оказались однотипными. Фрески в них сохранились очень хорошо. Мне даже показалось, что они были подвергнуты реставрации. Правда, гид на мой вопрос по этому поводу ответил тем, что фрески подлинные, никто их не восстанавливал. Однако интуиция прожжённого египтолога подсказывает мне, что руки реставраторов всё же касались этих древних изображений.


Одно плохо, что фотографировать помещения гробниц строго запрещено. Гид запугал меня и спутников тюрьмой, огромным штрафом, а при рецидивной попытке запечатлеть увиденное - замуровыванием в одной из наиболее плохо сохранившихся погребальных камер.

Я, в тот момент ещё не успевший донести суровую правду о своих впечатлениях по поводу египетских странствий читателям «Турбины», естественно, не готов был не только сидеть в дискомфортных условиях египетской тюрьмы, но и даже увековечиваться в царских условиях гробниц.

И всё же не гробницы фараонов в Долине царей запомнились в наибольшей степени в этот день, а Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Для того, чтобы убедиться в этом, очередной раз придётся переместиться, теперь уже из Долины царей в соседнюю долину – Долину цариц.

Здесь находятся захоронения членов семей фараонов. Их гробницы не были, скорее всего, такими же богатыми, как гробницы фараонов, но они также становились целью для мародеров.
Считают, что самая красивая гробница принадлежит царице Нефертари.


Она богато украшена статуями и барельефами. Однако сейчас эта гробница закрыта для туристов, потому что ученые опасаются за её сохранность. Я тоже опасаюсь, поэтому посмотрел на гробницу Нефертари лишь издали. Тем более что главной целью на тот день был, напоминаю, Храм царицы Хатшепсут.

Подъезжая к всемирно известному храму, стоит обратить внимание на совсем неприметные, плохо сохранившиеся постройки. Это остатки более древнего храма фараона Ментухотепа I, правившего Египтом около 2133-2117 до н. э.


По некоторым данным, этот храм послужил отправной точкой при проектировании архитектором Сенмутом храма для царицы Хатшепсут.

Но главной доминантой в пустынной долине Дейр Эль-Бахри является погребальный храм царицы Хатшепсут. Имя её переводится как «первая среди знатных дам». И на самом деле, хотя Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Древнего Египта, но она - единственная из всех – вошла в историю как выдающийся правитель, а время её правления – это по-настоящему золотой век Египта.

Она покровительствовала искусству, восстанавливала разрушенные святыни и достопримечательности и даже лично возглавила военный поход против врагов царства.


Хатшепсут принадлежала к XVIII династии фараонов и царствовала в начале XV в. до н. э. Она была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой фараона Тутмоса II. Он, к слову, приходился ей родным братом. Но не будем строго судить женщину, ведь и в последующие эпохи близкое родство не являлось препятствием для брака многих царственных особ.
Хатшепсут пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа. Впрочем, пофараонить Тутмосу II с женой было суждено недолго, менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей.

Однако уже успев вкусить сладость власти, она через 18 месяцев своего регентства при поддержке жречества отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования. «Не тут тебе место, Тутмос!» - очевидно, сказала мачеха пасынку. Действительно, как без высшего царского образования руководить страной?!

Как и все фараоны, Хатшепсут подумывала о жизни после смерти. С этой целью она решила построить заупокойный храм, который возводился 9 лет под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.


Не могу точно охарактеризовать Сенмута как советника царицы и воспитателя её дочери, поскольку не застал его при жизни, но архитектором он, действительно, был отменным.

Частично высеченный в скале, имеющий ширину фасада около 40 метров, храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри даже сейчас в полуразрушенном состоянии производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира.


Это сейчас окрестности храма – безводная пустыня. В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов.

Сохранились пни высаженных вдоль неё деревьев. Вот эта табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были когда-то привезены царицей из страны Пунт.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Сказать, что он не любил свою мачеху – ничего не сказать! Он её люто ненавидел. Представьте себя на месте царевича, если у вас на 15 лет увели из-под носа престол.

Нетрудно догадаться, что придя к власти, Тутмос приказал переписать все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все её деяния и памятники стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Но нас-то с вами, проницательных людей, этим откровенным плагиатом так просто не проведёшь!

Несмотря на «старания» Тутмоса III, храм Хатшепсут оставался и позднее важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу.


Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Первым, кто начал планомерные исследования этого района в конце 19 в., был Эдуард Навилль. То, в каком состоянии застал он храм Хатшепсут, наверное, не давало ему возможности даже предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить. Ведь многие фрагменты скульптур и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса. Их работа продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря их стараниям, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут.

Что касается захоронения Хатшепсут, то она сама совершила ошибку, отказавшись от тайной гробницы царицы, высеченной в труднодоступном ущелье фиванского некрополя. Тем самым она отдала своё погребение на растерзание грабителям.

Однако останки царицы спасли жрецы, спустя пять веков после её смерти перепрятав тело в крохотной гробнице царской кормилицы Сатра-Ин. Плохо сохранившаяся мумия женщины, умершей на шестом десятке лет, страдавшей от тяжелого онкологического заболевания, оказалось, принадлежала именно Хатшепсут. Это в 2007 году подтвердил и генетический анализ, проведенный в Египетском музее в Каире.


И тут я вновь не удержусь, чтобы очередной раз не блеснуть знаниями древних языков. На сей раз - древнеегипетского. Царица обращается к нам в надписи на подножии одного из своих обелисков:

«Вот мечется сердце моё туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила. Не говорите: «Мы не знаем, как воздвигли это? Как гору золота сотворили, словно было то делом обычным?» Не говори, что это похвальба, но скажи: «Как похоже это на неё, как достойно отца её, бога Амона!»

Что ж, я, пожалуй, скажу за людей, чтобы сердце Хатшепсут, наконец, прекратило метаться. Твой Джесер Джесеру, («священнейший из священных»), царица, – творение уникальное! Совершенство его таково, что можно ставить твой храм в один ряд с афинским Парфеноном.

И хотя кому-то, возможно, воссоздаваемый ныне храм покажется не вполне аутентичным, мне же интереснее воспринимать этот архитектурный шедевр древности в его максимально приближённом к оригиналу виде, чем в виде благородных развалин.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив.

Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук–скарабей, исполняющий желания. Вечерний Карнакский храм освещается и наполняется музыкой.

Координаты : 25.71960400,32.65579600

Карнакский храм

Карнакский храм - один из самых удивительных и древнейших религиозных комплексов в мире. Храм был построен в честь бога Амона-ра и его жены Мут в XVI веке до нашей эры, его возведение продолжалось в течении более чем 1000 лет.

Около 30 фараонов внесли свой вклад в развитие комплекса, достраивая новые храмы и другие объекты.благодаря чему храм занимает площадь в 80 гектаров. Несмотря на то, что с течением времени храм перенес значительные разрушения, он не стал менее величественным. Храм внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является крупнейшим музеем под открытым небом. Комплекс включает в себя несколько храмов, статуй и "ботанический сад" - открытый двор, на стенах которого изображены растения и экзотические животные. В глубине комплекса можно увидеть огромный обелиск из красного гранита высотой в 35 метров. Также на территории находится священное озеро, с которым связано много историй и ритуалов. Кроме того, каждый вечер здесь проводится световое шоу, где можно познакомиться с историей самого древнего религиозного центра Египта.

Координаты : 25.71958500,32.65578700

Храм Нефертари

Храм Нефертари расположен к северу от знаменитого храма Рамсеса II. Данное сооружение являлось святилищем, построенным в честь царицы Нефертари, супруги фараона.

Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них – царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.

Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса – сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.

Координаты : 25.73040100,32.61299400

Храм Хатхор в Кене

Храм, посвященный богине Хатхор, является одним из лучших примеров храма эпохи Позднего Египта. До наших дней сооружение дошло практически неповрежденным, потому что почти все время оно находилось под песками. Обнаружил его Огюст Мариетт в XIX веке.

Хатхор – дочь солнечного божества, которая ассоциируется у египтян с символом женственности и материнства. Даже сегодня в храм приходят поклониться богине и попросить здоровья для своих детей.

В храме можно найти много красивых астрономических изображений, что подчеркивает неразрывную связь богини с небом. У внешней стены храма изображена Клеопатра, которая сопровождает своего сына Цезариона на молитву в храм.

На территории храма во время раскопок были обнаружены останки старинной христианской базилики.

Находится храм в Кене, неподалеку от Луксора.

Координаты : 26.14311100,32.67016400

Луксорский храм

Луксорский храм - величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, воздвигнутое в честь бога Амона, также известного как Ра.

Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.

Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.

Координаты : 25.69985500,32.63943000

Храм Сети I

Храм Сети Первого в Абидосе - крупнейший из сохранившихся здесь храмов. Он был построен из песчаных блоков и известняка в форме буквы L. В храме имеется 7 святилищ, тогда как в других их традиционно 1 или 3. Уникальное трехуровневое сооружение было возведено в период правления фараона Сети, однако строительство первого гипостильного зала и украшение двора завершил Рамзес Второй - его сын и преемник.

Гипостиль - зал с крупными колоннами, на стенах которого имеются барельефы с изображениями «Владыки Вечности» - Осириса. На многих рельфах сохранился их первоначальный цвет. Стены галереи Царей содержат хронологические материалы: на одной стене представлен перечень 120 древнеегипетских богов и их главных храмов, а на другой - список 76 фараонов, правивших до Сети Первого.

Огромный культурный и исторический интерес представляет художественное оформление всего храма. Особенно красивыми являются рельефы.

Координаты : 25.73261400,32.62835400

Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Координаты : 25.74644300,32.60514000

Храм Хатхор в Дендере

Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. На протяжение многих лет Дендера являлась центральным культовым центром богини Хатхор, символа любви и радости. Великолепный храм, где помимо Хатхор также поклонялись ее супругу Гору и ее юному сыну Ихи (богу музыки), признанно считается одним из лучших египетских памятников, сохранившихся до наших дней. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником.

Координаты : 26.14166700,32.67027800

Храм Тота в Луксоре

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.

Координаты : 25.68000000,32.65000000

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра - наиболее значительное сооружение древнеегипетского комплекса Ипет-Исут, расположенного в Карнаке и вошедшего в перечень ЮНЕСКО.

Храм имеет 10 пилонов, длина самого крупного из которых составляет 113 метров, ширина - 15 метров, а высота - порядка 45 метров. Строение занимает площадь в 30 гектаров и поражает своей грандиозностью, великолепием и гармоничностью.

Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.

Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.

Координаты : 25.71949800,32.65533700

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.

В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как "Священнейший из священных". Его строительство продолжалось в течение девяти лет.

Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.

Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.

Координаты : 25.73823600,32.60667900

Луксорский храм

Луксорский храм, расположенный на правом побережье Нила, представляет собой руины центрального святилища Амона-Ра. Монументальный храм, посвященный богам Амону, Хонсу и Мут, - яркий образец архитектуры 16-11 веков до нашей эры - эпохи Нового царства. Грандиозное сооружение восхитительно по своему масштабу, торжественности, гармоничности и красоте.

Храм соединен с Карнакским храмом 3-километровой аллеей Сфинксов.

Самая древняя часть святыни с залами, которые украшены надписями и монументальными барельефами, была основана во времена правления Аменхотепа Третьего. Затем царями 9-й династии был добавлен двор с колоннадой и скульптурами фараонов. Потом Рамзесом Великим был пристроен пилон, на котором изображены сцены его военных подвигов. Четыре колосса и обелиск украшают северный вход здания.

Координаты : 25.68390300,32.62844000

Руины храма Оcириса

Руины храма Осириса привлекают в Люксор туристов из многих стран. Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.

Координаты : 25.74080900,32.60187000

Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.

Координаты : 25.68001400,32.60998500

Храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте - от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Координаты : 25.72908600,32.62991000

Храмы Абидоса

Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.

Центральная достопримечательность Абидоса - храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.