Бог ацтеков – покровитель природы. Бог войны у ацтеков, ацтекский подземный бог, бог плодородия и бог любви ацтеков


Мифология древних ацтеков загадочна и трудна. Особенно трудны в ней имена богов. Порой, что бы произнести без запинки имя того или иного небожителя, нужно очень долго тренироваться…ну или сломать язык в попытках это имя произнести. Перед вами 10 богов с самыми сложными и заковыристыми именами.

Акуэкукиотисиуати (Acuecucyoticihuati) — богиня океана, проточной воды и рек. Связана с культом Чальчиутликуэ — является её ипостасью. Покровительствует работающим женщинам.



Айаутеотль (Ayauhteotl) — богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
Ицпапалотль — «Обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.



Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — «Пернатый змей». В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей. Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел. По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекутли. У тольтеков его оппонентом выступал Тецкатлипока («дымящееся зеркало»). Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем — Кецалькоатль. Бога Кецалькоатля часто ассоциируют с правителем-жрецом тольтеков Топильцином Се Акатлем, правивший Тулой в Х в. Жрец был сыном Мишкоатля (Камаштли) и Чимальман, и был рождён в Мичатлауко (Michatlauhco) «Глубокие воды, где водится рыба». Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.

Малинальшочи (Malinalxochi) — сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.


Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) — «Владыка царства мёртвых». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова. Его жена — Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.
Попокатепетль (Popocatepetl) — молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги, сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы. Его имя произнести не так уж и сложно, но как забавно оно звучит…

Тласольтеотль (Tlazolteotl) — «Богиня — пожирательница грязи (экскрементов)». Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Получила она своё имя согласно легенде так — однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах, и она очистила его душу, съев всю «грязь». Тласольтеотль — одно из древнейших божеств Мезоамерики, восходит к «богине с косами»; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Она также известна и под другими именами: Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник») и др. Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки — носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; её символ — метла или человек, поглощающий экскременты. На празднике в её честь приносили в жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с богом войны и солнца Уитцилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Тласольтеотль считалась покровительницей грешников


Уэуэкойотль (Ueuecoyotl) — “Старый, старый койот”. Бог секса и безудержного веселья, песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. Был покровителем смутьянов и тех кто разносит слухи.
Чикомекоатль (Chicomecoatl) — “7 змей”, богиня маиса в классическом периоде жизни ацтеков. Иногда её называют “богиней пищи”, богиней изобилия, она являлась женским аспектом кукурузы. Каждый сентябрь молодая девушка, изображавшая Чикомекоатль, приносилась в жертву. Жрецы обезглавливали её, собирали кровь и поливали ею статую богини. Далее с трупа снимали кожу, которую надевал на себя жрец. Изображали (описывали) её по разному: девушкой с водяными цветами; женщиной, чьи объятия означали смерть; и матерью, носящей с собой солнце в качестве щита. Она является двойником бога маиса Синтеотль, их символом является ухо из кукурузы. Иногда её называют Шилонен.

– бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль – один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут – топор-кельт.

Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль – бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Кецалькоатль – “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан – бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба.

Мецтли – в мифологии ацтеков – бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли – владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль – "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль – бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока – один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.

Тонатиу – в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли – бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Ацтекский пантеон примечателен еще и тем, что он полнился огромнейшим количеством, так называемых, второстепенных богов. Второстепенный бог ацтеков в большинстве случаев выполнял функции покровителя конкретного племени или рабочей касты, например ремесленников или торговцев. Были в числе локальных божеств и примечательные существа, такие как бог Солнца у ацтеков, бог судьбы и бог покровитель жертвоприношений.

Говоря о пантеоне второстепенных, локальных божеств в первую очередь стоит упоминать бога ацтеков, выполнявшего функции защитника воинов и известного сразу в нескольких обличиях: Вицлипуцли или Уицилопочтли - “южный колибри”, бог войны. Ацтеки не просто почитали этого бога, они боялись его как смерти, поскольку Уицилопочтли это еще и солнечный бог плодородия ацтеков, покровитель столицы империи, города Теночтитлан. Насколько можно судить, практически все божества ацтеков, связанные с Солнцем, в той или иной степени были связаны и с плодородием, с основой жизни крестьянина, простого жителя империи.

Уицилопочтли - бог ацтеков, внушавший ужас.

Матерью Уицилопочтли, как и многих других ацтекских божеств, была богиня Коатликуэ, а отцом - великий Мишкоатль. Окружение Вицлипуцли, бога ацтеков, его семья, напрямую указывает на роль и статус этого божества. К слову сестрой воинственного бога ацтеков была прекрасная Малинальшочи, богиня-волшебница.

Легенды, касающиеся ацтекского покровителя войны, были записаны в мифологических хрониках Мешикайотль. Согласно мифам, его сестра пыталась обить мать, узнав, что та забеременела от перьев. Однако ужасающий древний бог ацтеков прознал о планах сестры и в нужный момент, в военном облачении выпрыгнув из чрева матери, убил сестру и четырехсот ее приспешников. В качестве урока другим богам, Уицилопочтли, бог ацтеков, забросил отрубленную голову сестры и других заговорщиков высоко на небо, где они стали луною и звездами.

Уицилопочтли - бог солнца у ацтеков, защитник Теночтитлана.

Легендарный Вицлипуцли был не только племенным божеством, но и прославленным волшебников. Изначально важность его для индейского народа была невелика, однако, после формирования ацтекской империи в местный пантеон богов были внесены существенные нововведения, в результате которых Уицилопочтли, бог солнца у ацтеков, стал тем, кем он стал. Согласно мифам, появившимся в качестве подспорья религиозным реформам, будущим божеством войны, во время борьбы за власть, был свергнуть предыдущий бог солнца у ацтеков - Нанауацин, который занимал это почетное положение на протяжении многих сотен лет.

Бог ацтеков - племенной покровитель.

Ацтекский пантеон многогранен и многолюден. Общее количество богов, включая бесконечные обличия верховных богов и локальных божеств, переваливает за отметку в несколько сотен.

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звезд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, ее изображали в одежде из змей).

Богам ацтеков, по их верованиям, постоянно требовались человеческие жертвоприношения. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, достигало десятков тысяч человек.

Пирамиды майя
X – начало XI века


Храм Надписей
Паленке


Храм Солнца
Паленке


Пирамида Солнца
V-VI века, Теотиукан


Пирамида Колдуна
вид три четверти


Пирамида Луны
Теотиукан


Храм гигантского Ягуара
Тикаль, Гватемала


Храмы майя в городе
Тикаль, Гватемала


Пирамиды майя
X-XI столетия, Тикаль

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой.
Порошковая полимерная покраска osnova.ooo/poroshkovaya-pokraska .

Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.