Афана́сий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский. Афанасий (пателларий) Акафист афанасию сидячему в каких нуждах читают

Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
О помощи в родах и воспитании младенцев
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов
Акафисты святым
Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
Акафист святому Архангелу Михаилу
Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
Акафист святому Ангелу Хранителю
Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
Акафист святому мученику Вонифатию
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
Акафист святому пророку Божию Илии
Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
Акафист Святителю Николаю
Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
Акафист преподобной Матроне Московской
Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
Акафист святой Великомученице Варваре
Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
Акафист святой Великомученице Екатерине
На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

  • | Печать | >
  • E-mail >

Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной имено­вания его Афанасием Сидящим.

Святитель Афанасий родился в 1597 году в городе Рефимно на о. Крит. Он происходил из знатного греческого рода Пателаров, который состоял в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование. Однако светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной сла­вой не соблазнили его: святого влекла жизнь христиан­ских подвижников.

После смерти отца св. Афанасий принял иноческий по­стриг в одном из монастырей Фессалоники, а позже подви­зался на Святой Горе Афон. Вскоре Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой пере­вел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители Святого апостола Иоан­на Богослова на о. Патмос.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где про­поведовал Христово учение среди валахов и молдаван. Константинопольский патриарх Кирилл I назначил его пропо­ведником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. поставил митрополитом Солунским. В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святи­тель был возведен на патриарший престол. После возвра­щения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года подвизался на Афоне, со­вершенствуясь в подвигах поста и молитвы.

Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести в кардиналь­ское достоинство. Но святитель остался верен святому Православию.

С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, притесняемой турками, не хватало богослужебных книг, церковной утва­ри и облачений. Святитель неоднократно обращался за по­мощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В 1654 г., возвращаясь из России, он тяжело заболел и оста­новился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны. Там 5 апреля он мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении бы­ло помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в мо­настырском Преображенском храме.

Через двенадцать лег, 1 февраля 1666 г., мощи святите­ля были обретены нетленными, и множество болящих полу­чили от них исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной имено­вания его Афанасием Сидящим. Ныне святые мощи патри­арха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.

С мощами угодников Божьих связано очень много необычных явлений и чудес. Эти факты разрушают обычное представление о материальном мире, указывая на превосходство над ним мира духовного. О наиболее невероятных из этих случаев мы и хотим поговорить.

«Христос воскресе!»: разговор с Киево-Печерскими святыми

Одним из уникальных явлений всего, не только православного, мира являются пещеры Киево-Печерской лавры. Созданные еще основателями монастыря, преподобными Антонием и Феодосием, в XI в. Ближние и Дальние пещеры сегодня совокупно содержат более 120 мощей святых угодников Божьих. В мире, пожалуй, нет другого такого места, где бы хранилось одновременно столько нетленных останков прославленных святых.

В пещерах также находятся мироточивые главы неизвестных святых. Главы помещены в специальные сосуды, и из них выделяется необъяснимого происхождения жидкое вещество — миро, обладающее целебными свойствами. Причем, когда головы мироточат, они становятся мягкими, словно воск.

Но не только количеством святынь могут похвалиться Лаврские пещеры. Случаются в них и другого рода православные чудеса. Некоторые из них описаны в «Киево-Печерском патерике» и связаны с именем преподобного Марка, подвизавшегося здесь. Его главным послушанием было копать в пещере могилы для новопреставленных подвижников, за что он впоследствии и получил прозвище Гробокопателя.

В «Патерике» упоминается несколько необычных явлений, когда умершие слушались Марка и выполняли его поручения. Например, одному из новопреставленных святых отцов он не успел вовремя выкопать могилу и попросил через другого монаха передать, чтобы умерший подождал. Тогда случилось невероятное: когда иноку передали просьбу Марка, мертвый воскрес и прожил еще один день.

Другой мертвец, которого положили в тесной могиле так, что не было возможности подойти к нему, чтобы обмазать тело маслом (елеем), по просьбе Марка Гробокопателя сам взял елей и облил себя им. Также описан случай, когда один из умерших братьев по слову того же Марка сам перелег в другую могилу, чтобы уступить место своему брату, которое полагалось тому по старшинству.

Сегодня уже мощи святого Марка Гробокопателя покоятся в знаменитых пещерах и являются предметом почитания. От преподобного сохранились не только нетленные останки, но и вериги, крест и прославившаяся шапка. Ее одевают после молебна на голову всем желающим, от чего часто происходят исцеления и другие чудеса.

В 1453 году в пещерах произошел еще один случай, который можно отнести к разряду невероятных. В праздник Воскресения Христова сюда зашел один священник по имени Дионисий. Переполненный радостью и желая разделить ее с преподобными, он воскликнул: «Сегодня Великий день, святые отцы: Христос воскресе!» Неожиданно весь сонм Печерских святых ясно ответил ему: «Воистину воскресе!» Дионисий был настолько поражен этим необычным явлением, что надолго потерял дар речи и остаток жизни провел в затворе.

Загадки Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря

Посоревноваться в известности с Лаврскими пещерами Киева могут разве что «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, которые также можно отнести к числу православных чудес. Они были открыты в 1392 году, за 80 лет до основания самой обители.

И произошло это так. Крестьянин из этой местности рубил деревья. Неожиданно одно из деревьев провалилось под гору, за ним еще несколько, и под ними открылся вход в пещеры. Согласно одному преданию, их основали бежавшие от крымских татар монахи из Киево-Печерского монастыря. Над входом обнаружили надпись: «Богом зданные пещеры». Позже один юродствующий пытался стереть эту надпись, но она всегда появлялась заново. Сегодня в этих пещерах покоятся многие мощи святых из монастырской братии.

Покоятся здесь и останки основателей монастыря: священника Иоанна Шестнака и его супруги Марии (в постриге — Васса). Когда последняя умерла, супруг похоронил ее при входе в пещеру, закопав гроб под землю. Однако на следующий день он обнаружил гроб на том же месте, но на поверхности. Заново отслужив панихиду, он вновь закопал гроб, но повторилось то же самое. Тогда он уразумел, что такова воля Божия.

С тех пор установилась традиция: гробы с умершими в пещерах никогда не закапывают, а оставляют их в специальных нишах — склепах. Но на этом необычные явления с мощами инокини Вассы не закончились. Когда в начале прошлого столетия какие-то злоумышленники попытались вскрыть гроб святой основательницы обители, им это не удалось: из гроба появился огонь и попалил их. Свидетельство этого посмертного чуда до сих пор можно увидеть на гробу преподобной Вассы — это следы от пожара.

Хоронят в Богом зданных пещерах не только монахов, но и некоторых мирян. Среди них есть даже известные предки Мусоргского, Пушкина и Кутузова. Всего насчитывается около десяти тысяч захоронений. Причем интересно, что какие-либо запахи тления здесь отсутствуют.

Посмертное чудо Александра Невского

Необычное явление произошло в 1263 году на отпевании благоверного князя Александра Невского, который перед смертью принял схиму с именем Алексий. В тот момент, когда ему должны были вложить разрешительную грамоту, он сам на глазах у всех присутствующих протянул руку и взял ее.

Интересно, что такое же чудо в точности повторилось спустя семь столетий, когда отпевали великого подвижника наших дней схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Причем знаменательно, что случилось это в храме в честь Александра Невского в Тбилиси накануне дня памяти благоверного князя 5 декабря 1992 года. В этом храме отец Виталий прослужил последние годы своей жизни. Реакция присутствующих на это необычное явление была зафиксирована при видеосъемке отпевания.

Почти живой: мощи святого Александра Свирского

Еще одним необъяснимым чудом являются нетленные останки преподобного Александра Свирского. Как известно, он был единственным из русских святых, кому было явление Святой Троицы. Преподобный долгие годы подвизался в затворничестве близ реки Свирь на рубеже XVI столетия. Мощи преподобного уникальны тем, что сохранились почти полностью нетленными, включая мягкие ткани, даже те участки лица, которые обычно истлевают в первую очередь.

Из стопы подвижника исходит благоуханное миро, на которое после второго обретения слетались пчелы. Это чудо было заснято на видеокамеры. Сегодня мощи преподобного находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.

Как Спиридон Тримифунтский перевернулся в гробу

Знамениты своими многочисленными чудесами и мощи святого Спиридона Тримифунтского. Они также отмечены почти полным нетлением. Часто раку с мощами святителя невозможно открыть: считается, что в это время он отсутствует здесь, так как помогает страждущим. О том же свидетельствуют и известные бархатные башмачки подвижника, которые ежегодно приходится менять, поскольку у них чудесным образом стаптывается подошва.

Но мы бы хотели рассказать и еще об одном православном чуде, свидетелем которого был Николай Гоголь, из чьих уст к нам и дошла эта история. Однажды писатель приезжал на поклонение мощам святителя Спиридона и видел следующее необычное явление.

Когда останки преподобного по традиции обносились вокруг города, среди присутствующих был один паломник из Англии, который усомнился в достоверности чуда. Он был уверен, что тело Тримифунтского чудотворца забальзамировано, в связи с чем на спине его обязательно должны быть надрезы.

Однако когда он подошел поближе к мощам, чтобы их рассмотреть, на глазах у всех останки святого сами поднялись в гробу и перевернулись, чтобы англичанин смог увериться, что никаких швов там нет. После этого мощи святого так же вернулись в свое прежнее положение на место.

Всплывающие мощи епископа Климента Римского

Еще одно уникальное посмертное чудо связано с именем святого Климента Римского, мученически погибшего во II веке. Его тело было выброшено в море с якорем на шее недалеко от Херсонеса. Однако каждый год в день памяти мученика имело место совершенно необычное явление: море расступалось на восемь дней, давая возможность людям подходить к мощам, и в каждый из этих дней здесь совершалась Литургия. Так продолжалось до тех пор, пока останки Климента не были чудесно обретены в IX веке равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

Афанасий Сидящий

В Благовещенском соборе Харькова находятся мощи святого Афанасия, Лубенского чудотворца, покоящиеся в необычном для нас положении — сидячем. В народе его за это так и прозвали: «Афанасий Сидящий». В чем же загадка такого необычного погребения? И как вообще мощи святителя оказались у нас?

Афанасий был патриархом Константинопольским. В 1694 году он возвращался через Украину из Москвы, куда ездил с личным поручением к царю. По дороге он сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре рядом с Лубнами на Полтавщине. Здесь он и был похоронен по тому обычаю, как погребают восточных патриархов, — сидя. Позже мощи святого были перевезены в Харьков, где прославились своими чудотворениями.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Акафист Афанасию Цареградскому(сидящему)

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту богомыслия возносимый. Радуйся, постом и воздержанием душепагубныя страсти умиривый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 2

Видя, яко отчизна твоя тяжкому пленению от нечестивых агарян подпала, ты, отче Афанасие, утеснения и гонения от слуг Магомета претерпевая, помыслы своя к небесной отчизне возносил, во Едином Христе утешение имея, и Ему среди скорбных искушений радостные песни, яко Царю и Богу, воспеваше взывал: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой. Богом просвещенный не утаися от Патриарха Цареградскаго, иже из уединения Критскаго тя призва и митрополитом града Солуни постави, да неуклонно возвестиши слово истины стаду словесных овец Христовых, душеспасительною пищею учения Евангельскаго их научая, темже тя, яко пастыря добраго, сице прославляем:

Радуйся, светильниче немеркнущий света невечерняго.

Радуйся, неутомимый проповедниче правды Евангельския.

Радуйся, апостолов преемниче и подражателю.

Радуйся, солунян равноапостольный архипастырю и учителю.

Радуйся, яко Богом врученное тебе стадо среди трудов и злых напастей добре пасый.

Радуйся, яко овцы своя словесныя от душегубных волков охранявый.

Радуйся, и на кафедре святительстей иноческих подвигов не оставивый.

Радуйся, в посте и молитве непрестанно пребывавый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия почивала на тебе, святителю Афанасие, и невидимо в борьбе с еретиками и от православный веры отступниками, укрепляла. Темже ни хитросплетения еретическая, ни острые стрелы лукаваго учения не поколебаша тебе. Яко твердый адамант стоял еси на камени веры святоотеческия и Единому главе Церкве Христовы, Пастыреначальнику Христу воспевал: Аллилуиа.

Икос 3

Первосвятитель Цареграда всеблаженный Кирилл возлюбив тебе, яко отец любит чадо свое, имеюще тебе в трудех своих помощника, и в гонении от неверных сострадальца, темже и мы тебе. Богом и людьми возлюбленному, взываем:

Радуйся, звездо, на тверди Церкви Христовой сияющая.

Радуйся, веры православныя столпе непоколебимый.

Радуйся, лицемернаго учения латинскаго непобедимый обличителю.

Радуйся, православия истиннаго всемощный защитителю.

Радуйся, в винограднике Христове добре потрудивыйся.

Радуйся, овец заблудших ко Христу приведый.

Радуйся, богослове златословесный.

Радуйся, благодати Божией тайновидче.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 4

Буря гонений, юже подъяша на Церковь Христову латиняне со агаряны, сняла с кафедры вселенскаго патриарха, блаженнаго Кирилла, иже лютую смерть в муках претерпе, от врагов удавление приемый. Ты же, святителю Афанасие,жребий его понести сподобися и, приявши в свои богоноснии руце кормило корабля церковнаго, песнь серафимскую Христу, Церкви Основоположнику, воспел: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко ты, святителю Афанасие, подобно великому Афанасию из Александрии, зело посрамлял своим учением врагов веры православныя, и за сие с кафедры своея изгнан был еси еретиками. Темже, яко исповедника Христова, сицевыми похвалы ублажаем:

Радуйся, апостолов наследниче.

Радуйся, мучеников сострадальниче.

Радуйся, твердый Христов исповедниче.

Радуйся, в гонениях терпение явивый.

Радуйся, злобу врагов любовию Христовою победивый.

Радуйся, яко двоекратно с кафедры святительския был изгоняем.

Радуйся, яко великими скорбями был искушаем.

Радуйся, единое утешение в молитве к Богу имевый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 5

Подобно звезде боготечней пришел еси, святителю отче Афанасие, из Цареграда на гору Афонскую в удел Пресвятыя Богородицы, и тамо уединенную келию создав, добрым трудом в безмолвии, посте и молитве потрудися, день и нощь Пресвятей Троице, воспевая песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святителю отче Афанасие, яко келия твоя многи иноки к себе собра и во благоустроенный скит расширися, где и до ныне имя Христово иноками прославляется; и память о тебе сицевыми похвалы утверждается:

Радуйся, иноческого уединения устроителю.

Радуйся, благовонный фимиаме молитвы к Богу.

Радуйся, яко тихое и благоприятное для спасения пристанище на Афоне обретший.

Радуйся, под покровом Богоматери в покое бого-угодно поживший.

Радуйся, лукавые хитросплетения диавола победивый.

Радуйся, яко изгнание и жестокия муки мужемудренно претерпевый.

Радуйся, яко подобно Христу и ты не имел где главу подклонити.

Радуйся, все добродетели усовершивый. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедником православнаго вероучения был ты в земли молдавстей и тамо в монастыре святителя и чудотворца Николая временный покой от трудов, гонений и злобы обрел еси, и на спасение верных чад Церкви тамо потрудися, безпрестанно наставляя их богоприятно воспевати Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Немеркнущий свет Богопознания, возсия в боголюбивой душе твоей, святителю Божий, вознесе тя на высоту духовнаго совершенства, яко на некий таемный Фавор, отонюдуже и наша затемненным души твоим молитвенным пред Господем предстательством просвети, во еже глаголати тебе сия похвалы:

Радуйся, пресветлая заре, верным душам путь к Солнцу Правды показующая.

Радуйся, бисере честный, боголюбивая сердца просвещающий. Радуйся, Божественныя благодати непорочное жилище.

Радуйся, Духа Святаго избранный сосуде.

Радуйся, главе, десницею Вышняго освященная.

Радуйся, реко, водами богомудрия напоенная.

Радуйся, граде, верху горы стояй.

Радуйся, чаше, Божественнаго мира исполненная.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 7

Человеколюбец Господь, возжелав содеяти тя, святителю Афанасие, близким стране нашей, вложи тебе мысль шествовати в землю нашу, да обрящеши зде духовное утешение и молитвами твоими освятиши страну нашу, в ней же с древних лет Пресвятой Троице песнь хвалебная воспевается: Аллилуиа.

Икос 7

Видя в тебе нового поборника благочестия царь Алексий, с любовию прият тя, святителю, и богатыми дары тя одари. Мы же смиренно приносим тебе, яко дары, сии словесныя похвалы:

Радуйся, яко землю нашу стопами ног твоих освятивый.

Радуйся, яко в старости маститей душевную юность явивый.

Радуйся, яко сердца людей наших молитвами твоими утешивый.

Радуйся, яко боголюбивый народ наш своим пришествием возвеселивый.

Радуйся, церковнаго благочестия поборниче.

Радуйся, ересей и расколов обличителю.

Радуйся, верных мудрый наказателю.

Радуйся, чистоты веры православныя охранителю.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 8

Странник чуждый был еси святителю Афанасие в земли нашей, но токмо по языку, по вере же и благочестию близок был еси народу нашему, и по воле Божией скоро и второе отечество в стране нашей обрел, и сном смерти зде почил, да содеешися заступником и молитвенником пред Богом за народ наш, иже всечасно воспевает Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Сердцем всем предавшись Богу и Богом наставляемый, пришел еси ты, святителю Афанасие, в монастырь Лубенский, и в болезни пребывая, благоволил остатися тамо. Но и в немощи сущий, молитвенных подвигов не оставил и, уединенное место избрав, молитвы ко Господу непрестанно возносил. Темже и мы с любовию тебе зовем:

Радуйся, святителю Божий, своим пришествием тихую обитель Лубенскую прославивший.

Радуйся, своими дивными чудесы ту возвеличивший.

Радуйся, яко и наш храм нетлением своих мощей обогативый.

Радуйся, яко благодатию цельбоносных мощей его освятивый.

Радуйся, среди непрестанных псалмопений мирную кончину приявый.

Радуйся, в коленопреклоненней молитве ангела смерти сретивый.

Радуйся, к сонму святых сопричтенный. Радуйся, нетлением от Бога награжденный.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси ангели Божий с радостным пением сретили праведную душу твою, святителю Афанасие, егда из темницы телесныя до небесных обителей она возношашеся и Творцем ангелов в райския селения прията была и купно с сонмом ангелов немолчно песнь Богу воспела: Аллилуиа.

Икос 9

Буесловцы витийствующие, иже онеправдовали тя, посрамлены быша. Ты же, святителю Афанасие, нетлением и чудесы от Господа по смерти прославлен был еси. Ибо святыя мощи твоя по восьмилетнем в могиле пребывании обретены были целы и невредимы и даже святительских риз твоих не коснуся тление. Радуяся сему явному свидетельству твоея святости, приносим ти сия похвалы:

Радуйся, смерть приявый, но тления не познавый.

Радуйся, благодатными цельбами своя мощи прославивый.

Радуйся, яко раку мощей целебницей недугов являеши.

Радуйся, яко от нея ежечасно людям великия милости подаеши.

Радуйся, яко и по смерти на кафедре святительстей возседаеши.

Радуйся, яко десницею твоею, для лобзания положенною, невидимо нас благословляеши.

Радуйся, яко от бед и скорбей, молитвами твоими нас избавляеши.

Радуйся, целебниче безмездный.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 10

Спасение вечное наследовал еси, незабвенный Святителю. Нам же, волнами житейскаго моря обуреваемым, вернымкормчим и заступником себе являеши даже до сего дне. Онем тя призывающим в сониих и видениих помощь подаеши; инех же верных к тихому пристанищу направляеши, да купно с тобою дивному во святых Богу воспоют: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный служителю, святителю отче Афанасие, нас рабов Его ленивых и непотребных - подвигни данною тебе с небесе благодатию на совершение добродетелей и призови к исполнению заповедей Христовых, да подражатели тебе будем; в час смерти нашея, благую надежду на спасение имамы, взывая к тебе сими похвалы:

Радуйся, Афанасие, Богом прославленный.

Радуйся, архиерею, от Превечнаго Архиерея Христа благодатными дарами исполненный.

Радуйся, рода христианскаго благодатный покро-вителю.

Радуйся, почитающих тя неусыпный молитвенниче.

Радуйся, вдов и сирот неу мытный заступниче.

Радуйся, тяжких страдальцев скорый помощниче.

Радуйся, недугующих врачу.

Радуйся, разслабленных целителю.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 11

Хвалебных пений наших не отрини, святителю Божий, но милостивно приими их и вознеси за нас своя теплыя молитвы ко Господу Богу, да милостив будет к неправ-дам нашим. Мы же не дерзаем ко Господу взывати о благодати, имея же тебе великаго угодника Божия за нас пред Ним ходатая, взываем к Нему тя прославившему: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлосияннаго светильника почитаем тя, святителю отче Афанасие, ибо свет добрых твоих дел, имиже Отец Небесный славится, во веки не померкнет. И ныне пред Его Престолом святым во славе предстоя, от нас сии похвалы приими:

Радуйся, яко во славе святых пребываеши.

Радуйся, яко о душах наших усердныя молитвы возносиши.

Радуйся, святости и чистоты крине ароматный.

Радуйся, всех добродетелей цвете прекрасный.

Радуйся, всех окраденных и обездоленных милостивый защитниче.

Радуйся, пастырю добрый и по смерти овец словесных назидающий.

Радуйся, всем к твоей честней раце притекающим, добрыя дары подающий.

Радуйся, и наш град неусыпно охраняющий.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодати Божией исполненная рака святых мощей твоих, святителю отче Афанасие, взоры наша радует и сердца умиляет, ибо мы зрим тя на кафедре святительстей возседающим и жезл архиерейский в руце держащим. Темже поклоняяся нетленным и многоцелебным мощем твоим, прославляем Бога, даровавшаго их нам на утешение и исцеление, немолчно Ему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая многая и предивная чудеса твоя, чудотворче святителю Афанасие, величаем и восхваляем тя, таковую благодать от Бога приемшаго и усердно молим тя: в час смерти, егда убогая душа наша к своему исходу приблизится ужасы демонския ю окружат, яви нам твое заступление и молитвами твоими избави нас от власти велиара, да благодарственно воззовем к тебе сице:

Радуйся, яко велие дерзновение пред Господем имаши.

Радуйся, апостольскаго престола наследниче.

Радуйся, яко на небеси со апостолы во славе возседаеши.

Радуйся, яко и на земли на кафедре святительстей нетленными мощами пребываеши.

Радуйся, страны нашея славо и похвало.

Радуйся, града нашего ежечасная радосте.

Радуйся, телес наших врачу благодатный.

Радуйся, душ наших предстателю спасающий.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 13

Кондак 13

Великий чудотворче, святителю Христов отче наш Афанасие, многая моления оставльше о едином тя молим и просим: вознеси твоя святыя молитвы ко Господу Богу и избави нас от осуждения вечнаго и мучений адских, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою блаженство рая наследовати и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуиа.

Кондак 13

Великий чудотворче, святителю Христов отче наш Афанасие, многая моления оставльше о едином тя молим и просим: вознеси твоя святыя молитвы ко Господу Богу и избави нас от осуждения вечнаго и мучений адских, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою блаженство рая наследовати и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуиа.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь сил благоплодную доброту души твоея провидя, святителю отче наш Афанасие, ум твой высоким благомыслием просвети, и стопы твоя от юности направи единаго на потребу взыскати. Ты же, уразумев мира сего непостоянство, возжелел единому Богу во иноческом чине служити. Тем же приими от нас сицевые похвалы:

Радуйся, верный рабе Христов, от юных лет Царю Небесному послуживший.

Радуйся, человече Божий, непорочным житием своим Ангелом подобный.

Радуйся, благодарственного юга благодатное прозябение.

Радуйся, острова Крита рождение и возрастание.

Радуйся, иноческое пострижение в тихой обители приявший.

Радуйся, от подвижников благочестию наученный.

Радуйся, млеком истиннаго Евангельскаго учения напоенный.

Радуйся, догматы православнаго богословия добре уразумевый.

Радуйся, заповеди Христовы изучивый и совершивый.

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту богомыслия возносимый.

Радуйся, постом и воздержанием душепагубныя страсти умиривый. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 1

Избранниче Христов, патриарше Афанасие,скорбное житие и подвиги твоя воспоминающе, любовию Тя, яко пастыря добраго и заступника нашего, песньми почтим. Ты же, имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Молитва

Святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник,Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианам, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, бесприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь получивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

Принесение частицы мощей в Аксос в 1993 году (Греч. ), в Соборах Афонских преподобных , Ватопедских святых (Греч.), Константинопольских святителей (Греч.), Полтавских святых (Укр.) и преподобных русских святогорцев

В миру Алексий Пателларий, родился в году в селении Аксос в окрестностях города Рефимне на острове Крит , в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в родстве с византийской императорской династией Палеологов . Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он в году постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей. В греческих жизнеописаниях патриарха Афанасия сказано, что он стал монахом и был рукоположен в сан диакона в духовной школе Синайского монастыря в Ираклионе (Кандия, остров Крит), где он, после Рефимно, учился древнегреческой литературе, философии и теологии .

Позднее он ушел в монастырь Есфигмен на Афоне , где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. В эти годы он уже стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф , автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос .

По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и с года распространял Христово учение среди валахов и молдаван , для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукаря) , который, призвав подвижника, назначил его проповедником при патриаршей кафедре. В году святой Афанасий был хиротонизан во епископа и поставлен митрополитом Солунским .

Святитель Афанасий отправился на Афон , где более года подвизался в уединении, совершенствуясь в делании поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии , где папа предложил ему принять католичество , обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию.

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лупу и поселиться там в обители святителя Николая близ Галаца . И здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе , часто посещал ее и надеялся там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.

Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию выехав в январе года. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину . В конце января Афанасий посетил Чигирин , где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким , от кого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу . Архивные документы свидетельствуют что святитель прибыл в Москву 9 марта. Жития также указывают на щедрую и торжественную встречу святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе русских царя и патриарха святитель записывает греческий порядок архиерейской литургии который определил тот, который существует в Русской Церкви до настоящего времени. . Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, в декабре года патриарх Афанасий отъехал в Галац.

По некоторым данным, Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде , а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны . 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем) . Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля года мирно отошел к Богу. Игумен, братия монастыря и свита патриарха похоронили его в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий».

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Прему́дростию уче́ний твои́х/ ца́рствующий гра́д просвети́в,/ тьму́ неве́дения ерети́ческаго разгна́л еси́, преблаже́нне:/ твое́ благослове́ние земли́ Росси́йстей прине́сл еси́,/ о́тче на́ш, святи́телю Афана́сие,/ иде́же сконча́в тече́ние твое,/ на кри́лех чистоты́ возлете́л еси́ в Небе́сное Ца́рство.// Моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о душа́х на́ших.

Кондак, глас 8

О всесвяте́йший па́стырю и учи́телю вселе́нныя,/ преблаже́нне о́тче на́ш святи́телю Афана́сие,/ к ра́це моще́й твои́х припа́дающе, усе́рдно мо́лим тя́:/ приими́ от убо́гих ду́ш на́ших любо́вию приноси́мая тебе́ моле́ния/ и, я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Влады́чня,/ испроси́ моли́твами твои́ми чту́щим тя́/ со А́нгелы и все́ми святы́ми// непреста́нно Пресвяте́й Тро́ице воспева́ти: аллилу́йя.