Собор и площадь Сан-Лоренцо. Что мы увидели снаружи

Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.

Как же попали останки самого величайшего из смертных - Иоанна Крестителя в этот город?

Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.

В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа - крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.

За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».

В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая - святому апостолу Иакову Зеведееву.

В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же - реликварий с власами Пресвятой Богородицы.

В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.

Кафедральный собор Сан-Лоренцо является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь святого Лаврентия недалеко от площади Феррари, Герцогского дворца и престижных отелей Генуи .

Адрес: Piazza San Lorenzo, Генуя.

Часы работы: 08:00 – 12:00 и 15:00 –19:00.

Строительство Кафедрального собора Генуи

Работы по возведению собора велись в период с 12 по 14 века, освятили его в 1118 году, хотя здание было только начато. В первой четверти 13 столетия пристроили готические порталы, колонны для нефа соорудили в 14 веке. Спустя много лет после окончания строительства храма, в 16 веке, построили одну из башен по бокам фасада.

Согласно находкам археологов, которые были проведены в месте расположения храма, тут есть кладбище ранних христиан, основанное в эпоху Древнего Рима. Есть легенда, согласно которой в 3 веке недалеко от места собора, остановился святой Лаврентий и папой Сикстом II во время их поездки в Испанию. После их смерти тут возвели капеллу, а потом церковь.

Внешнее оформление здания храма

Экстерьер храма отличается ассиметричным оформлением, по бокам фасада возвышаются две башни, разные по структуре. Изначально предполагалась симметрия, однако левую не закончили, на вершине ее усеченного объема соорудили галерею. В правой колокольне расположено семь колоколов.

Фасад собора украшен три портала, соорудить которые пригласили мастеров из Франции, они выделяются на общем фоне, что свидетельствует о том, что храм хотели превратить готический храм по образу готических соборов во Франции. Одновременно с этим полихромное оформление порталов полностью соответствует архитектурной традиции Генуи.

На центральном портале есть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам находятся рельефы, которые интерпретируют дерево Ессея.

К фасаду здания ведет широкая лестница, бока которой оформлены двумя каменными львами, их изготовил скульптор 19 века Карло Рубатто. Еще два льва возвышаются на центральных кортфорсах, которые разделяют фасад на три части. Эти львы выполнены мастерами школы скульптора Италии, Бенедетто Анталами, который творил на рубеже 12-13 веков.

Еще два романских портала находятся в самом соборе, один из них соорудили в 1130 году на северном фасаде здания, он выполнен в честь святого Иоанна, украшен рельефами в стиле Космати. Второй портал содержит рельефы в пизанском стиле, его построили в 12 веке.

Декор Кафедрального собора изнутри

Интерьер храма украшают нефы, разделенные колоннами, причем сами колонны и их арки изготовили в 13 веке, они заменили романскую конструкцию, пострадавшую в результате землетрясения. Во внутреннем тимпане главного портала находятся фрески византийского мастера 14 века, имя которого неизвестно, они изображают сцены «Вознесения Богоматери» и «Страшного суда».

В левом нефе видна капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 15 веке. Капеллу оформляют статуи известных мастеров Италии 15-16 веков. С правой стороны расположена капелла святого Себастьяна, обрамленная двумя статуями 16 века. Левую капеллу в глубине правого нефа украшают фрески Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма 16 века.

В правом нефе можно увидеть бомбу, которая пробила крышу собора в феврале 1941 года во время бомбардировки, она тогда не взорвалась. В подземелье находятся сокровища Кафедрального собора.

Прогуливаясь по городу не забудьте посетить и Старый порт Генуи, который является одним из самых больших на территории Средиземноморья.

Неподалеку от площади Феррари расположен собор, который является главным церковным сооружением Генуи и одновременно кафедрой епископа Генуи.

История строительства

Строительство кафедрального собора Сан Лоренцо в Генуе началось в 1100 году. Историками не доказано, но долгое время среди местных жителей ходили слухи, будто будущий собор был заложен на месте стоявшего здесь ранее древнеримского храма , построенного еще в V-VI веке до нашей эры.

А тот, в свою очередь, был выстроен на месте старинного римского кладбища. Так это или нет – историками сей факт доказан не был, хотя во время раскопок, проводившихся в районе расположения нынешнего собора, специалистами были найдены полуразрушенные дохристианские саркофаги .

Посвящена церковь была святому великомученику Лаврентию , который останавливался в этих краях, путешествуя с папой Сикстом II из Испании. На месте мученической гибели Лаврентия была возведена капелла, а позднее – часовня Двенадцати апостолов.

На ранних этапах строительства было произведено освящение собора папой Римским Геласием II – случилось это в 1118 году.

Строился храм на протяжении трех веков, поэтому неудивительно смешение различных архитектурных стилей в проекте церковного сооружения – стиля Ренессанса, готики и романского. Причем начинали работу мастера из Франции, которые строили здание в готическом стиле.

В самом конце XIII века после случившегося пожара здание церкви было частично перестроено. Заменена внутренняя колоннада, пристроены боковые галереи, а стены внутри храма были расписаны фресками на религиозную тематику.

Сам вид собора несколько асимметричен: во время строительства планировалось возвести две колокольни, но вместо одной из колоколен позже было предложено сделать лоджию, что и было претворено в жизнь в 1477 году.

Колокольня (7 колоколов) имеет высоту 60 метров – и на сегодняшний день это самая высокая колокольня в Лигурии (автор проекта – Пьетро Карлоне).

Окончание строительных работ относится к XVII веку. Спустя век были произведены первые реставрационные работы – восстановлению подвергся купол собора.

Одну «достопримечательность» храм получил совершенно случайно. Произошло это во время операций, проводимых британскими войсками в 1941 году (операция «Грог»).

Описание достопримечательности

Довольно внушительных размеров собор имеет весьма необычный внешний вид – белая полоска на фасаде перемежается с серой. Эти полосы олицетворяют собой напоминание о политическом и военном могуществе Генуи на Средиземном море.

Фасад церкви представляет собой три портала , созданные французскими мастерами в готическом стиле. Центральный портал украшен скульптурными изображениями Христа и Святого Лоренцо, принявшего мученическую смерть на железной решетке (из-за этого портал получил название «Ворота Святого Лаврентия»).

К фасаду подведена широкая лестница, украшенная по бокам скульптурами львов , выполненных уже в романском стиле мастером Бенедетто Анталами и его учениками. В 1840 году по бокам лестницы встали еще два каменных льва (автор – Карло Рубатто).

Внутренняя архитектура собора – это три нефа, разделенные между собой колоннами . Часть колонн пострадала при землетрясении XIII века, поэтому они были заменены на более прочные; позднее, в XV веке, над центральным нефом был выстроен купол. Роспись на куполе принадлежит кисти Галеаццо Алесси.

Стены церкви украшены фресками и картинами на религиозную тематику. На своде над центральным нефом выполнена фреска, изображающего Святого Лаврентия (автор – Ладзаро Тавароне), а наиболее ценными фресками считаются «Прославление Пресвятой Богородицы» и «Страшный суд», датируемые XI-XIII веками.

В левом нефе расположена капелла Иоанна Крестителя , украшенная скульптурами итальянских мастеров (XV-XVI век), в правом – капелла Святого Себастьяна.

В капелле Иоанна Крестителя (в специальной часовне, украшенной копией картины «Тайная вечеря») находится рака с частичками его мощей.

Цветные витражи с изображениями святых придают этому месту дополнительное очарование.

Сокровищница

Есть в Соборе Сан-Лоренцо и свой музей – Сокровищница, попасть в которую можно, спустившись по лестнице на подземный уровень (вход находится слева, рядом с капеллой Иоанна Крестителя).

В Сокровищнице хранится множество уникальных артефактов . Например, коллекция серебряных изделий и украшений, самые ранние из которых датируются IX веком до нашей эры.

Начало этому собранию положили артефакты, которые были привезены купцами из дальних поездок или крестоносцами из походов. Изначально все сокровища находились в трех шкафах храма , и все прихожане могли видеть эти вещи во время службы.

В таких стесненных условиях реликвии находились вплоть до окончания Второй мировой войны. Позже было предложено использовать подземные помещения . После частичной реконструкции все артефакты были перенесены вниз.

В ценных реликвариях подземного музея (богато украшенные ковчеги из серебра и золота) хранятся святые мощи – частички мощей Святого Лаврентия, Иоанна Крестителя, руки праведной Анны и Иакова Заведеева, реликварий с волосами Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Лаврентия находятся в серебряной статуе, встречающей посетителей прямо у входа в музей (мощи можно разглядеть через специальное окошко в груди святого).

Помимо святых мощей в сокровищнице представлены церковные одежды , украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, которые церковники использовали для торжественных случаев.

Внимание посетителей привлекают крест Заккария , переданный в музей известным генуэзским семейством; частичка Креста — на нем был распят Христос; блюдо, на котором царице Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.

Самым ценным экспонатом местные жители считают Чашу, привезенную Гульельмо Эмбрияко из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, что эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль.

По другой версии – из этой чаши на лили воду на руки Иисусу , а после его распятия в нее была собрана кровь Христа – то есть Святой Грааль не что иное, как «королевская кровь» (sang real).

Хотя позже и было доказано, что чаша из темно-зеленого стекла выполнена в 9-10 веках и никак не может быть Святым Граалем, посетители свято верят — это та самая Чаша, которой касались руки Христа.

Базилика Сан-Лоренцо – является одной из старейших церквей Флоренции. Названа она в честь Святого Ловрентия.

Расположен храм на площади с одноименным названием, которая находиться в центре города.

История создания

Первое культовое сооружение на месте базилики Сан-Лоренцо было освящено еще в 393 году , некоторое время церковь была кафедральным собором Флоренции. Первая масштабная реконструкция датируется 1059 годом , следующая фаза пришлась на 1421 год, когда для расширения трансепта было приятно решение о сносе ряда близстоящих домов.


В это же время богатый банкир Джованни ди  Биччи  Медичи  заказал  Филиппо  Брунеллески строительство Старой Ризницы (Sagrestia Vecchia), которая должна была примыкать к церкви.

Чуть позже Брунеллески стал архитектором всего комплекса, впрочем, он по-прежнему основное внимание уделял Старой Ризнице, которую и завершил в 1428 году (в 1429 именно там состоялись пышные проводы умершего Джованни ди Медичи).

Работы по перестройке церкви практически прекратились, и лишь с 1441 года, уже под кураторством Козимо де Медичи, были возобновлены. Новым архитектором церкви стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески.

К 1461 году церковь была в основном завершена

Умерший в 1464 году Козимо де Медичи был похоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под центральным алтарем. С тех пор базилика стала местом погребения членов этой влиятельнейшей флорентийской семьи.


Фасад церкви остался незаконченным: папа Лев X Медичи в 1518 поручил Микеланджело разработать проект фасада. Микеланджело создал деревянную модель в классическом стиле , однако работы так и не были начаты, из-за технических и финансовых проблем.

Папа заказал Микеланджело строительство Новой Ризницы (Sagrestia Nuova), для захоронения умерших в молодом возрасте представителей дома Медичи: Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского и Джулиано де Медичи, герцога Немура.

Последние доработки комплекса относятся к середине 18 века . Маленькая колокольня построена Фердинандо Руджери в 1740 году, а в 1742 году Винченцо Меуччи украсил купол фресками с изображениями флорентийских святых .


Внешний облик

Церковь выполнена в форме латинского креста в трех нефах, с часовнями вдоль оснований креста и со стороны трансепта.

Нефы отделены колоннами коринфского ордера. Колонны, в стиле Брунеллески, с пирамидальными ложами капителей (пульвино). Боковые стены украшены пилястрами, визуально включающими полукруглые арки часовен.


Внутренняя часть церкви замечательно освещена благодаря группе дуговых окон второго яруса.

Произведения искусства

Многочисленные произведения искусства украшают церковь Сан-Лоренцо, среди которых произведения великого Донателло.


Среди прочих произведений следует отметить:

  • Большой цикл фресок, изображающий мученичество святого Лаврентия работы Бронзино (левый неф);
  • Алтарная картина «Благовещение Мартелли» Филиппо Липпи (около 1450; капелла левого трансепта);
  • Алтарная картина «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо (левый трансепт);
  • Шедевр маньеризма, «Обручение Богоматери» Россо Фьорентино (капелла правого нефа, 1523).

Старая Ризница

«Старая Ризница» (проход через левый трансепт) – шедевр 15 века, построенный Филиппо Брунеллески  в 1421 – 1428 годах в качестве мавзолея богатейшей семьи Медичи.«Старая Ризница» стала первой законченной частью нового Сан-Лоренцо.


Капелла, посвященная святому Иоанну Богослову , представляет собой центрическое квадратное помещение, покрытое полусферическим зонтичным куполом.


Украшения «Старой Ризницы» (медальоны, барельефы, люнеты, бронзовые двери) выполнены Донателло, а саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи - работа Верроккьо .


Впечатляет фреска купола в апсиде, выполненная Джулиано дАрриго в виде звездного неба, расположение Солнца и созвездий на нем соответствует космологической ситуации во Флоренции 4 июля 1442 года.

Новая Ризница

«Новая Ризница», находящаяся справа от фасада церкви (проход через правый трансепт), построена по проекту Микеланджело между 1521 и 1534 годом. Она составляет часть «погребального» проекта семьи Медичи, которая в это время из знатной семьи превращалась в семью монархическую – представитель семьи Медичи стал папой Львом X, некоторые члены семьи получили герцогские титулы.


Микеланджело исходил из общего плана, аналогичного проекту Старой Ризницы Брунеллески, однако помещение у него было разделено на более сложные формы, с триумфальными арками, открывающимися на апсиды.

В двух боковых стенах – монументальные гробницы Джулиано де Медичи, герцога Немура и его племянника Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского .


Для каждой гробницы Микеланджело изваял по три аллегорические скульптуры: скульптуры самих герцогов на троне и аллегории времени – «День», «Ночь», «Сумерки» и «Заря».

Статуи герцогов как бы смотрят в центр часовни, где находятся скульптурные изображения Мадонны с Младенцем на руках , также работы Микеланджело, с обеих сторон Богоматери – статуи святых Космы и Дамиана работы учеников Микеланджело.


Капелла Принцев

На противоположной фасаду стороне церкви располагается грандиозная восьмиугольная «Капелла Принцев» (Cappella dei Principi), с ее большим куполом, который является вторым во Флоренции после купола Дуомо.


Диаметр сооружения составляет 28 метров. Строительство капеллы велось с 1604 года, под руководством Маттео Ниджетти и Бернардо Буонталенти.

В интерьере капеллы – прекрасные инкрустации из темного мрамора и полудрагоценных камней.


В центре, согласно намерениям семьи Медичи, должна была находиться частица Гроба Господня, однако все попытки приобрести эту реликвию оказались тщетны.

Капелла Медичи

Главная ценность базилики - капелла Медичи, в которой находятся саркофаги представителей семейства Медичи - великих Герцогов Тосканы: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанда I, Козимо II и Фердинанда II.


Восьмиугольное помещение усыпальницы, облицованное мрамором, оформлено в стиле барокко. Два саркофага украшены статуями усопших, выполненными скульптором Такка.

Внутренний двор

Проект главного клуатра (внутреннего дворика) был разработан Брунеллески, но реализован уже после смерти мастера между 1457 и 1460 его учеником Антонио Манетти. Дворик представляет собой двойную крытую галерею, с аркадами в нижнем ярусе и архитравами в верхнем ярусе, с левой стороны фасада базилики.


В правом углу комплекса с трансептом базилики соседствует здание Библиотеки Медичи Лауренциана, спроектированное Микеланджело. В здании особенного внимания заслуживает уникальная по форме монументальная лестница Микеланджело.

Библиотека Лауренциана

Помещение библиотеки Лауренциана выстроено в 1524 году с южной стороны Базилики Сан-Лоренцо по проекту Микеланджело.


Площадь Сан-Лоренцо названа в честь собора, который на ней находится. Этот собор один из самых известных в Генуи. Начнем с менее значимых объектов этой площади, а собор оставим на сладенькое.
Встанем спиной к собору и слева от него по адресу улица San Lorenzo, 17 находится один из дворцов города, пока не занесенных в число мирового наследия ЮНЕСКО. Данное здание дворец Fieschi Sinibaldo, построенный в 1618 году. Его величественный фасад сделан в двухцветную полосу с желтыми ставнями. Маски, размещенные над окнами напоминают дворцах города на улице Balbi. Массивная дверь с гербом наверху и двумя скульптурами напоминает о хозяевах дворца.


Теперь перейдем к осмотру собора. Чтобы сфотографировать собор полностью придется уйти в самый дальний угол площади и отсюда сделать снимок. Отсюда и посмотрим на главный фасад собора.
Сначала немного истории. Собор строился в период между 12 и 14 веками. Причем освящен он был в 1118 году, будучи еще недостроенным. В первой четверти 13 века к собору были пристроены готические порталы, а в 14 веке внутрь здания поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в 16 веке.
Легенда гласит, что в 3 веке неподалеку от места, где возведен собор, останавливались святой Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию. После их гибели здесь была возведена небольшая капелла, а позже –церковь. Согласно археологическим раскопкам, проведенным в зоне расположения собора, здесь действительно находится кладбище ранних христиан, которое было основано в древнеримскую эпоху.
Фасад украшают три входных группы. Над центральным входом можно видеть изображение Христа со святым Лаврентием. К фасаду подводит широкая лестница, по бокам от которой установлены два каменных льва работы скульптора 19 века Карло Рубатто. Еще двое львов, но в барельефном исполнении, помещены слева и справа от главного входа на выступающих частях стены. Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа 12-13 веков Бенедетто Антелами.
В соборе есть еще два романских портала. Один из них построен около 1130 года на северном фасаде собора, посвящен святому Иоанну и выходит на одноименную площадь. Его украшают рельефы в стиле Космати. Другой портал, содержащий рельефы в пизанском стиле, был построен в середине 12 века и выходит на улицу святого Лаврентия.
Внутрь церкви попасть не удалось, поэтому мимо нас прошел и музей собора. Из интернета получил информацию, что находится музей рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя. Интересен он такими реликвиями, как Мощи святого Иоанна Крестителя. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.
За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.
В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».
Прочитав эту информацию, мы продолжили путь по узким улочкам города.